Управление оборотными средствами на предприятии

  • автор:

Управление оборотными средствами на предприятии

Управление оборотными средствами — это составная часть управления в целом предприятием. Основная цель — улучшение финансового состояния предприятия (достижение максимальной прибыли и возрастание стоимости фирмы). Эта же цель преследуется и при управлении оборотными средствами.

Для управления оборотными средствами на предприятии должна быть создана специальная группа, состоящая из специалистов, работающих в различных функциональных подразделениях (плановом отделе, бухгалтерии, отделе снабжения и реализации продукции, техническом отделе и др.), с возложением на нее обязанностей но анализу использования оборотных средств и выработке управленческих решений с целью их минимизации. Работа этой специальной группы должна носить постоянный характер, т.е. заключаться в систематическом отслеживании ситуации с наличием и уровнем использования оборотных фондов и фондов обращения на предприятии. За каждым членом этой специальной группы (исходя из его специфики работы на предприятии), должен быть закреплен определенный участок работы.

Если, например, один из членов комиссии работает в отделе норм и нормативов, он должен отвечать за этот участок работы. Общим координатором за деятельностью спецгруппы является ее руководитель, который, в свою очередь, должен подчиняться заместителю директора по финансам или другому должностному лицу.

Управление оборотными средствами должно осуществляться как в целом, так и по их отдельным элементам (производственными запасами, незавершенным производством, готовой продукцией на складе, дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами и др.), поскольку каждый элемент оборотных средств имеет свое экономическое назначение и особенности, которые необходимо учитывать при управлении каждым из них.

Рассмотрим более подробно эти особенности.

Производственные запасы. В системе управления финансами этот объект понимается в более широком аспекте, нежели просто сырье и материалы, необходимые для производственного процесса. К нему также относятся незавершенное производство, готовая продукция, товары для перепродажи и др. Для финансовых менеджеров и аналитиков предметновещностная природа запасов не имеет особого значения; важна лишь общая сумма денежных средств, «омертвленных» в запасах в течение технологического (производственного) цикла; именно поэтому можно объединить эти на первый взгляд разнородные активы в одну группу.

Управление запасами имеет огромное значение, как в технологическом, так и в финансовом аспектах. С позиции управления финансами предприятия запасы — это иммобилизованные средства, в известном смысле отвлеченные из оборота. Понятно, что без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, однако вполне естественно желание минимизировать вызываемые этим процессом косвенные потери, с определенной долей условности численно равные доходу, который можно было бы получить, инвестировав соответствующую сумму в какой-то альтернативный проект (например, альтернативой «омертвлению» средств в запасах является размещение некоторой их части в байке под проценты или приобретение ликвидных ценных бумаг). Кстати, эти косвенные потери при определенных обстоятельствах могут стать и прямыми. Исследования показывают, что при вынужденной реализации активов, например в случае банкротства компании, многие оборотные средства «вдруг» попадают в разряд неликвидов, а вырученная за них сумма может быть гораздо ниже учетной стоимости.

Формализация политики управления запасами требует ответа на следующие вопросы: а) можно ли в принципе оптимизировать политику управления величиной запасов; б) какой объем запасов является минимально необходимым; в) когда следует заказывать очередную партию запасов; г) каков должен быть оптимальный объем заказываемой партии?

Ответы на все эти вопросы даются в теории управления запасами. В частности, показано, что при некоторых ограничениях и предпосылках можно рассчитать размер оптимальной партии заказа (Economic Order Quantity, EOQ); соответствующая формула имеет вид

где EOQ — объем партии в единицах; F — стоимость выполнения одной партии заказа; D — общая потребность в сырье на период, ед.; Н — затраты по хранению единицы сырья.

Дебиторская задолженность. В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые достаточно статичны, не могут быть резко изменены, поскольку в значительной степени определяются сутыо технологического процесса, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она невыгодна предприятию, напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее это не происходит по многим причинам, в том числе по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех способов: предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом); оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит обмен товара на деньги); оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю). В рыночной экономике именно последний способ является основным и осуществляется обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам:

  • • срок предоставления кредита (чаще всего в компании существуют несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
  • • стандарты кредитоспособности (критерии, но которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
  • • система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена работа с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
  • • система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
  • • система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).

Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает: качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит; определение оптимальных условий кредитования; четкую процедуру предъявления претензий; контроль над выполнением клиентами условий договоров.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую систему контроля над исполнением покупателями платежной дисциплины. Эта система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями, подразумевает:

  • • регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;
  • • минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;
  • • направление платежных документов по надлежащим адресам;
  • • аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;
  • • четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Денежные средства. В условиях рыночной экономики значимость

денежных средств и их эквивалентов определяется следующими причинами: рутинность (необходимость денежного обеспечения текущих операций), предосторожность (необходимость погашения непредвиденных платежей), спекулятивность (возможность участия в заранее не предусмотренном выгодном проекте). Система эффективного управления денежными средствами подразумевает выделение четырех крупных блоков процедур, требующих определенного внимания финансового менеджера: расчет финансового цикла; анализ движения денежных средств; прогнозирование денежных потоков; определение оптимального уровня денежных средств.

Управление оборотными средствами предполагается в сфере как производства, так и обращения. При управлении оборотными фондами (сфера производства) необходимо обращать внимание на состояние дел на предприятии в следующих областях:

  • • динамика расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов на единицу продукции;
  • • система совершенства нормативной базы на предприятии;
  • • система прогрессивности применяемой техники и технологии на предприятии;
  • • уровень внутренней ресурсосберегающей и энергосберегающей технологии;
  • • форма материально-технического снабжения;
  • • сокращение производственного цикла при изготовлении продукции;
  • • уровень качества продукции и обеспечение ее конкурентоспособности;
  • • использование при производстве продукции прогрессивных видов сырья, материалов; и др.

По сути, это все важнейшие факторы повышения эффективности использования оборотных фондов на предприятии. Необходимо иметь в виду: доля оборотных фондов в оборотных средствах на многих предприятиях занимает более 60—80%. Отсюда следует значимость управления ими для достижения поставленной цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *