УПК изъятие

  • автор:

Новая редакция Ст. 82 УПК РФ

1. Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда.

2. Вещественные доказательства в виде:

1) предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью:

а) фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку, по возможности опечатываются и по решению дознавателя, следователя передаются на хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К материалам уголовного дела приобщается документ о месте нахождения такого вещественного доказательства, а также может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования;

б) возвращаются их законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания;

в) в случае невозможности обеспечения их хранения способами, предусмотренными подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, оцениваются и с согласия владельца либо по решению суда передаются для реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации вещественных доказательств, зачисляются в соответствии с настоящей частью на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, на срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи. К материалам уголовного дела может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования;

1.1) больших партий товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, могут быть переданы на ответственное хранение владельцу;

2) скоропортящихся товаров и продукции, а также подвергающегося быстрому моральному старению имущества, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью:

а) возвращаются их владельцам;

б) в случае невозможности возврата оцениваются и с согласия владельца либо по решению суда передаются для реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации вещественных доказательств, зачисляются в соответствии с настоящей частью на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, на срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи. К материалам уголовного дела может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования;

в) с согласия владельца либо по решению суда уничтожаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если такие скоропортящиеся товары и продукция пришли в негодность. В этом случае составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса;

3) изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, после проведения необходимых исследований передаются для их технологической переработки или уничтожаются по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса. К материалам уголовного дела приобщается достаточный для сравнительного исследования образец изъятого из незаконного оборота наркотического средства, психотропного вещества, растения, содержащего наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или его частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

3.1) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, и доходов от этого имущества, обнаруженных при производстве следственных действий, подлежат аресту в порядке, установленном статьей 115 настоящего Кодекса;

4) ценностей после производства необходимых следственных действий:

а) сдаются на хранение в банк или иную кредитную организацию на срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «б» настоящего пункта;

б) возвращаются их законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания;

4.1) денег после производства необходимых следственных действий фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку и:

а) возвращаются их законному владельцу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

б) при отсутствии или неустановлении законного владельца либо при невозможности возврата вещественных доказательств законному владельцу по иным причинам они сдаются на хранение в финансовое подразделение органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, либо в банк или иную кредитную организацию на срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, либо хранятся при уголовном деле, если индивидуальные признаки денежных купюр имеют значение для доказывания;

5) электронных носителей информации:

а) хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность указанной информации;

б) возвращаются их законному владельцу после осмотра и производства других необходимых следственных действий, если это возможно без ущерба для доказывания;

6) изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, передаются для уничтожения по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса. К материалам уголовного дела приобщается достаточный для сравнительного исследования образец изъятого из незаконного оборота товара легкой промышленности;

7) изъятых в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также предметов, используемых для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, после проведения необходимых исследований передаются для уничтожения, утилизации или реализации по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса, либо передаются на хранение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации вещественных доказательств, зачисляются в соответствии с настоящей частью на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, на срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи;

8) изъятого игрового оборудования, которое использовалось при незаконных организации и (или) проведении азартных игр, передаются для уничтожения по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса. К материалам уголовного дела приобщаются материалы фото- и киносъемки, видеозаписи вещественных доказательств, а также может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования.

9) животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания:

а) фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку, по решению дознавателя, следователя передаются на хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К материалам уголовного дела приобщается документ о месте нахождения такого вещественного доказательства;

б) возвращаются их законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания;

в) в случае невозможности обеспечения их хранения способами, предусмотренными подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, с согласия законного владельца или по решению суда передаются безвозмездно для содержания и разведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса. К материалам уголовного дела приобщаются материалы фото- и видеофиксации изъятого животного, а также иные сведения и документы, содержащие видовые и индивидуальные признаки животного, позволяющие его идентифицировать (инвентарный номер, кличка, метки и другие, в случае необходимости также результаты исследований);

г) при невозможности передачи безвозмездно для содержания и разведения оцениваются и с согласия владельца либо по решению суда передаются для реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации вещественных доказательств, зачисляются в соответствии с настоящей частью на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, на срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

2.1. После производства неотложных следственных действий в случае невозможности возврата изъятых в ходе производства следственных действий электронных носителей информации их законному владельцу содержащаяся на этих носителях информация копируется по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации. Копирование указанной информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации, осуществляется с участием законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации и (или) их представителей и специалиста в присутствии понятых в подразделении органа предварительного расследования или в суде. При копировании информации должны обеспечиваться условия, исключающие возможность ее утраты или изменения. Не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса.

3. Иные условия хранения, учета и передачи вещественных доказательств, в том числе их отдельных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4.1. В случаях, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1, подпунктами «б» и «в» пункта 2 и пунктами 3 и 6 — 8 части второй настоящей статьи, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства расследования соответствующее ходатайство, если владелец не дал согласие на реализацию, утилизацию или уничтожение имущества.

4.2. В случаях, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 9 части второй настоящей статьи, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства расследования соответствующее ходатайство, если владелец не дал согласие на передачу безвозмездно либо реализацию вещественных доказательств или владелец отсутствует либо не установлен.

5. При передаче уголовного дела органом дознания следователю или от одного органа дознания другому либо от одного следователя другому, а равно при направлении уголовного дела прокурору или в суд либо при передаче уголовного дела из одного суда в другой вещественные доказательства передаются вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Комментарий к Статье 82 УПК РФ

Комментарий удалён по просьбе автора.

Другой комментарий к Ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Часть 1 ст. 82 определяет срок и порядок хранения вещественных доказательств.

Поскольку процесс доказывания осуществляется в ходе всего производства по делу, то конечный срок хранения вещественного доказательства определяется моментом вступления приговора в законную силу либо истечения установленного времени на обжалование постановления или определения о прекращении уголовного дела. Вместе с тем, учитывая существование института пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, возможна ситуация, когда сторона заинтересована в сохранении вещественного доказательства и после вступления обвинительного приговора в законную силу. В этом случае, используя право кассационного обжалования, сторона может ходатайствовать о принятии дополнительных мер по фиксации значимых признаков вещественного доказательства.

Кроме того, в случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда.

2. Предельный срок хранения вещественных доказательств зависит и от естественных сроков их годности, а также от их размеров, если последние делают невозможным их хранение при уголовном деле либо требуют чрезмерных и неоправданных затрат.

3. Если хранение предметов — вещественных доказательств затруднено или связанные с ним издержки по обеспечению специальных условий хранения несоизмеримы со стоимостью указанных предметов, то должны быть предприняты следующие действия.

Во-первых, все предметы — вещественные доказательства фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку.

Во-вторых, если это физически возможно, опечатываются.

В-третьих, они помещаются в то место, которое указано дознавателем или следователем.

В-четвертых, к материалам дела приобщается документ о месте нахождения вещественного доказательства.

В-пятых, к материалам дела может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования. Следует подчеркнуть, что если существует даже небольшая вероятность необходимости такого исследования, образец вещественного доказательства должен быть изъят.

4. После производства указанных выше действий решается дальнейшая судьба предметов — вещественных доказательств.

Прежде всего, рассматривается вопрос о возможности без ущерба для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, возвратить предметы, признанные вещественными доказательствами, их законному владельцу. При положительном решении этого вопроса также может быть изъят и приобщен к делу образец вещественного доказательства. Если хранение вещественного доказательства в полном объеме может быть прекращено без ущерба для доказывания, но предметы, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 82, по тем или причинам не могут быть переданы законному владельцу (законный владелец не может быть установлен, не разрешен гражданско-правовой спор и т.д.), то принимается решение об их реализации в порядке, установленном Правительством РФ.

Поскольку законный владелец предметов — вещественных доказательств может быть установлен и после их реализации, то в этом случае ему может быть передана денежная сумма, вырученная от такого рода реализации. Однако такое решение возможно лишь после истечения срока хранения вещественных доказательств, указанного в ч. 1 ст. 82. До этого момента средства, вырученные от реализации, зачисляются на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии вещественных доказательств.

5. Применительно к вещественным доказательствам, представляющим собой скоропортящиеся товары и продукцию, а также имуществу, подвергающемуся быстрому моральному старению, закон устанавливает правила, несколько отличные от тех, которые установлены п. 1 ч. 2 ст. 82.

Эти отличия заключаются в следующем.

Во-первых, закон прямо указывает, что реализация такого рода вещественных доказательств допускается лишь в случае невозможности возврата их владельцу.

Во-вторых, средства, вырученные от их реализации, могут быть зачислены на депозитный счет не только органа, принявшего решение об изъятии данных предметов — вещественных доказательств, но и банка или иной кредитной организации, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

В-третьих, если скоропортящиеся товары и продукция пришли в негодность, то они уничтожаются. Вместе с тем хранение вещественных доказательств, указанных в п. 1 ч. 2 и п. 2 ч. 2, имеет много общего. Поскольку любое вещественное доказательство незаменимо, то в материалах дела всегда должен быть процессуальный документ, в котором были бы зафиксированы все имеющие значение для дела признаки предметов — вещественных доказательств, которые хранятся отдельно от уголовного дела либо реализованы или уничтожены.

6. В тех случаях, когда вещественными доказательствами являются изъятые из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или окружающей среды, то они либо передаются для технологической переработки, либо уничтожаются. В любом случае о предпринятых действиях составляется протокол. Следует подчеркнуть, что передача на переработку или уничтожение вещественных доказательств, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 82, возможны лишь после проведения всех необходимых исследований.

7. В особую категорию вещественных доказательств закон выделил деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от него.

При этом порядок хранения такого рода доказательств различается в зависимости от физических и стоимостных характеристик имущества.

Очевидно, что невозможно изъять недвижимое и чрезмерно объемное имущество, а деньги и ценности требуют особых условий хранения. Поэтому при обнаружении имущества, изъятие которого невозможно или требует непомерно больших затрат, оно подлежит аресту в порядке, установленном ст. 115 УПК РФ (п. 3.1 ч. 2 ст. 82).

Изъятые деньги и ценности сдаются на хранение в банк или иную кредитную организацию, поскольку последние способны в наибольшей степени обеспечить их сохранность. При этом все значимые для дела признаки ценностей должны быть описаны в протоколе осмотра. В случае необходимости они могут быть затребованы для производства следственных или судебных действий лицом (органом), в производстве которого находится дело.

Если индивидуальные признаки денежных купюр имеют значение для доказывания, они могут храниться при уголовном деле.

8. Не указанные в настоящей статье условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств устанавливаются нормативными актами Правительства РФ.

9. В случае возврата предметов — вещественных доказательств их законному владельцу, реализации либо уничтожения составляется соответствующий протокол.

10. Порядок приема, учета и хранения вещественных доказательств, поступивших в суд от органов расследования или приобщенных к уголовному делу по определению (постановлению) суда, регламентирован временной Инструкцией по делопроизводству в суде (утверждена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 января 1999 г. N 8 с изменениями, внесенными Приказом от 24 августа 1999 г. N 94) и Инструкцией по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (утверждена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. N 161 в ред. от 8 ноября 2005 г. N 140) <1>.
———————————
<1> РГ. 2006. 12 мая.

11. Лицо (орган), в производстве которого находится дело, ответственно за сохранность вещественных доказательств и их неизменность. В силу этого при передаче дела от одного лица (органа) другому последний должен удостовериться в адекватности находящихся при деле вещественных доказательств по их признакам, зафиксированным в соответствующих процессуальных документах.

Пробелы в законодательстве, которые невозможно заполнить иначе, чем соответствующей правотворческой деятельностью, или же несоответствие норм закона, применяемых к определенным отношениям, духу закона и принципам действующей правовой системы, часто являются причиной многих правонарушений и даже распространения правового нигилизма.

Особенно болезненно для общества это отрицательное явление в состоянии законодательства ощущается во время применения норм права. С одной стороны, при этом чаще всего страдают права и свободы членов общества, а с другой — авторитет государственной власти. В таких случаях несвое­временная или неполная правотворческая деятельность по устранению существующих пробелов или несоответствий отдельных норм законодательства принципам правовой системы способствует не только распространению злоупотреблений и коррупции среди субъектов правоприменения, но и возможному ответному (как крайней необходимости) противоправному поведению со стороны лиц, права или свободы которых ими нарушаются.

В данной статье хочется обратить внимание субъектов юридической деятельности на проблемные вопросы, возникающие при применении норм Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК), которые регламентируют проведение выемки предметов и документов, а также изъятие их во время обыска. Эти вопросы достаточно актуальны, поскольку, с одной стороны, связаны с обеспечением установления истины в уголовном деле, быстрого и полного раскрытия преступлений и изобличения виновных, а с другой — с ограничением прав физических и юридических лиц на принадлежащее им имущество, изъятием важных документов.

Отсутствие четких и однозначных критериев определения круга предметов и документов, которые могут быть изъяты, ответственности следователя за необоснованное изъятие предметов и документов и, самое главное — отсутствие эффективного судебного механизма обжалования незаконных действий следователя, связанных с необоснованным изъятием предметов и документов, на практике часто может приводить к злоупотреблению следователями своим правом на проведение выемки или изъятия и необоснованному изъятию имущества и документов граждан и юридических лиц. С другой стороны, эти недостатки в законодательстве могут вызвать стремление лица, ценные вещи или документы которого изымаются, любым способом сохранить их, даже путем явного невыполнения требований следователя и утаивания их от выемки и изъятия (как крайней необходимости), так как негативные последствия для лица от потери этого имущества и документов или изъятия их из его владения на длительное время могут быть больше, чем негативные последствия от юридической ответственности за невыполнение требований следователя. Любой из указанных случаев не способствует укреплению правопорядка и росту правовой культуры в нашем обществе.

Так, нормы статей 177, 178, 186 УПК предоставляют следователю право изымать предметы и документы, которые, по его мнению, имеют значение для дела, у любого лица и в любом месте, что включает возможность проведения изъятия документов у свидетелей или других лиц, не имеющих статуса подозреваемого или обвиняемого.

Бесспорно, это является важным и необходимым правом следователя, предоставленным ему с целью обеспечения установления истины в деле, быстрого и полного раскрытия преступлений и изобличения виновных. Тем не менее, следует отметить, что решение вопроса о том, имеют ли определенные предметы и документы значение для дела и подлежат ли они в связи с этим изъятию, является сугубо прерогативой следователя и имеет полную субъективную зависимость от него. Действующим уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрена даже обязанность следователя указывать в самом протоколе обыска или выемки мотивы изъятия тех или иных предметов и документов.

В соответствии со статьями 186, 188 УПК при изъятии предметов и документов в протоколе обыска и выемки отмечается лишь их название, количество, мера, вес, материал, из которого они изготовлены, индивидуальные признаки, а также место и обстоятельства, при которых они были выявлены. И хотя часть 2 статьи 178 УПК предусматривает, что постановление о проведении выемки должно быть мотивированным, закон при этом не определяет, какая именно мотивация должна указываться следователем в постановлении.

Вполне логично было бы в постановлении о проведении выемки, как и в протоколе обыска, четко указывать мотивы изъятия тех или иных предметов и документов и их значение для дела. Отсутствие такой мотивации должно быть основанием, освобождающим лицо от обязанности выдачи предметов и документов.

Например, не возникает никаких вопросов относительно правомерности изъятия предметов, которые были орудием совершения преступления, сохранили на себе следы преступления или были объектом преступных действий, предметов, изъятых законом из обращения, а также ценностей и имущества обвиняемого или подозреваемого с целью обеспечения гражданского иска (в пределах размера гражданского иска) или возможной конфискации имущества. Тогда как критерии необходимости изъятия «других предметов и документов, имеющих значение для дела, в процессуальном законодательстве определены уже не так четко. Единственным таким критерием является наличие у них значения для дела (статьи 178, 186 УПК). Но этот критерий весьма субъективен и может по-разному оцениваться следователем и лицом, у которого эти предметы или документы изы­маются. При этом ошибаться может каждый из них.

Таким образом, в случае ошибки следователя или его недобросовестного отношения к решению вопроса о выемке или изъятии, которое может быть вызвано различными мотивами, в перечень предметов и документов, подлежащих изъятию, могут попасть такие, которые объективно не имеют никакого значения для установления истины в данном уголовном деле. Часто эти предметы и документы принадлежат лицам, не являющимся ни подозреваемыми, ни обвиняемыми в деле.

Было бы вполне логично, если бы в таком случае лица, у которых производится выемка или изъятие, имели право на эффективное обжалование незаконных действий следователя способом, предоставляющим им гарантии быстрого и независимого рассмотрения их жалобы. Именно таким способом является обжалование действий следователя в судебном порядке.

Действующее законодательство (статья 234 УПК) предусматривает право на обжалование действий следователя в суде. Но в соответствии с частью 6 статьи 234 УПК такие жалобы (за исключением жалоб на постановления следователя относительно поводов, оснований и порядка возбуждения уголовного дела относительно определенного лица — решение Конституционного Суда Украины (КСУ) № 3-рп/2003 от 30 января 2003 года) рассматриваются судом первой инстанции лишь при предварительном рассмотрении дела или при рассмотрении его по сути. Учитывая такой порядок рассмотрения жалоб и допуская, что досудебное следствие может быть приостановлено на длительное время, или будут значительно нарушены сроки проведения досудебного следствия, или дело вообще не попадет в суд, перспективы успеха и эффективности такого обжалования довольно сомнительны.

Также законодательно не определен вопрос, имеет ли право на обжалование действий следователя в соответствии с положениями статьи 234 УПК лицо, не являющееся участником уголовного процесса (пункт 8 части 1 статьи 32 УПК), но имущество которого было изъято, в том числе юридическое лицо.

Так, в решении КСУ от 23 мая 2001 года уголовное судопроизводство было определено как урегулированный нормами УПК порядок деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (судьи) относительно возбуждения, расследования, рассмотрения и решения уголовных дел, а также деятельность других участников уголовного процесса. При этом в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 УПК участниками процесса являются лишь обвиняемый, подозреваемый, защитник, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Таким образом, остается процессуально не решенным вопрос относительно порядка обжалования действий следователя лицами, не являющимися участниками процесса согласно нормам УПК, в том числе юридическими лицами.

Также нужно указать, с учетом сложившейся судебной практики, что обжалование действий следователя за пределами уголовного процесса, например, в рамках административного судопроизводства, тоже является малоперспективным. Согласно пункту 2 части 3 статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС), юрисдикция административных судов не распространяется на публично-правовые дела, подлежащие рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства.

Учитывая то, что предметом рассмотрения дел об обжаловании правомерности изъятия предметов и документов следователем в ходе расследования уголовного дела в основном является проверка наличия или отсутствия оснований для их изъятия, а также соблюдения следователем во время обыска или выемки требований уголовно-процессуального законодательства, то есть осуществление судебного контроля досудебного следствия, жалобы на действия следователя должны рассматриваться именно в порядке уголовного судопроизводства, что исключает возможность рассмотрения таких жалоб в порядке административного судопроизводства в силу положений пункта 2 части 3 статьи 17 КАС.

Однако изымаемые предметы и документы часто имеют большую ценность или значение для лица, у которого проводится их выемка или изъятие, и отложение рассмотрения вопроса об их возвращении до момента окончания досудебного следствия и направления дела в суд может причинить лицу значительные негативные последствия. Поэтому жалобы на незаконные действия следователя при проведении этих следственных действий должны рассматриваться не при предварительном рассмотрении дела или при рассмотрении его по сути, а на стадии досудебного следствия. Именно такой порядок рассмотрения подобных жалоб обеспечит право лица на эффективное средство правовой защиты, закрепленное в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 2) и Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (статья 13).

При этом рассмотрение таких жалоб на стадии досудебного следствия не будет противоречить принципу презумпции невиновности лица или каким-либо другим принципам уголовного процесса. При рассмотрении этих жалоб суд будет проверять лишь наличие оснований для выемки и изъятия предметов и документов, соблюдение следователем требований уголовно-процессуального законодательства при проведении этих процессуальных действий и не будет решать заранее те вопросы, которые должен решать суд при рассмотрении уголовного дела по сути.

А пока что, к сожалению, до решения законодателем этого вопроса пострадавшие от незаконной выемки или изъятия предметов и документов лица должны или длительное время ждать судебного рассмотрения вопроса о восстановлении своих нарушенных прав, или искать основания для невыполнения незаконных требований следователя.

ФИЛОНЕНКО Сергей — адвокат, г. Киев

3. Производство выемки

3.1. Понятие и сущность выемки

Выемка — это следственное действие, согласно ст. 183 УПК РФ заключающееся в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, местонахождение которых точно известно.

Многие специалисты считают выемку разновидностью обыска.

Так, еще процессуалисты М.С.Строгович и Д.А.Карницкий в свое время в комментарии к ст. 175 УПК РСФСР 1923 года отмечали, что «Обыск и выемка преследуют одну и ту же цель: получение в распоряжение следователя предметов, могущих иметь значение для дела, т.е. вещественных доказательств. Разница между обыском и выемкой заключается в том, что обыск является средством для достижения возможности произвести выемку. В случае если нужные для следователя предметы имеются налицо, он тут же производит выемку их, добровольную или принудительную. В случае если обвиняемый или вообще лицо, у которого выемка производится, отрицает наличие у него в помещении или на нем (личный обыск) этих предметов, следователь производит обыск, т.е. ищет эти предметы, и в случае их обнаружения производит выемку»1.

Есть государства, уголовно-процессуальному праву которых неизвестно такое самостоятельное следственное действие, как выемка. Так, в США, например, выемка это — разновидность обыска.

Профессор О.Я.Баев считает, что гносеологически и во многом процессуально выемка представляет собой лишь разновидность обыска. Об этом свидетельствуют, во-первых, единые цели данных действий. Напомним, что в соответствии со ст. 183 УПК РФ выемка производится для изъятия в сущности тех же объектов, на обнаружение которых направлен и обыск, но с оговоркой, что в этом случае следователь знает, какие именно предметы и документы должны быть обнаружены при выемке, и ему точно известно, где и у кого они находятся. Во-вторых, закон прямо указывает, что выемка производится в процессуальном режиме обыска (ч.2 ст.183 УПК РФ; следовательно, на нее распространяются все процессуально-тактические приемы и рекомендации, сформулированные законом для обыска). В-третьих, наконец, предусмотренная ч. 5 этой же статьи УПК РФ возможность принудительного производства выемки во многом практически нивелирует тактические различия выемки и обыска. 2

Эти точки зрения не разделяет ряд ученых, отводя выемке место самостоятельного следственного действия. Отмечается, что процедура выемки имеет много общего с процедурой обыска. Обыск и выемка – схожие по ряду присущих им свойств, но, тем не менее, самостоятельные следственные действия, различающиеся целью, основанием и порядком проведения.3

Выделим отличия выемки от обыска:

1. При обыске подлежащие изъятию объекты, как правило, известны ориентировочно. Задача выемки — изъять вполне определенные предметы или документы.

2. При выемке, как правило, точно известно, где и у кого находятся предметы и документы, подлежащие изъятию; при обыске их необходимо отыскать.

Выемка производится по мотивированному постановлению следователя в порядке, установленном порядком производства обыска (ч. 2 ст. 182 УПК РФ).

Сущность выемки заключается в изъятии определенных объектов, имеющих значение для дела. Основанием для производства выемки служат установленные по материалам дела фактические данные, из которых следует, у кого и где именно находятся определенные предметы и документы, интересующие следствие.

Санкции прокурора на производство обычной выемки не требуется. Прокурором должна быть санкционирована лишь выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной.

Производящее расследование лицо, направляя запрос, может истребовать из учреждений, предприятий или организаций нужные для дела документы. Необходимо отметить, что получение при этом документов не является выемкой.

Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных учреждениях, производится только на основании судебного решения.

Выемка осуществляется при обязательном участии понятых. При выемке материальных ценностей должно присутствовать лицо, ответственное за них.

В случае отказа выдать документы и предметы, подлежащие изъятию, выемка производится принудительно.

При производстве выемки в качестве помощника следователь может пригласить специалиста-криминалиста. При выемке объектов, относящихся в криминалистике к понятию документа, его помощь может оказаться существенной в отыскании нужного документа в общем массиве, а также в обнаружении, фиксации, изъятии и предварительном осмотре следов на определенном объекте.

Профессор С.А.Шейфер указывает на недопустимость наблюдаемой на практике подмены выемки «изъятием» предметов и документов, так как изъятие – это институт административного, а не уголовно-процессуального права, свободный от требований уголовно-процессуальной формы, и применяемый для установления административных правонарушений. Выемку не следует отождествлять и с предусмотренным законом временным изъятием документов организаций и граждан на материальные ценности и денежные средства, осуществляемым органами МВД для установления их подлинности, либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены4. Такая мера, установленная новой редакцией п. 25 ст. 11 Закона «О милиции», хотя и применяется при наличии данных, влекущих не только административно-правовую, но и уголовную ответственность и реализуется в форме, близкой к процессуальной (составление протокола, привлечение понятых и т.п.), сохраняет все же свой административно-правовой характер. Отличие между ними состоит в «обеспечительной» цели и кратковременности. Данная мера применяется на срок не более семи суток, а при угрозе приостановки осуществляющего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность предприятия – на срок не более 48 часов.

Несмотря на имеющиеся сходства в процедуре обыска и выемки, особенности наиболее наглядны при выемке почтово-телеграфных отправлений.

3.2. Особенности выемки почтово-телеграфной корреспонденции

Выемка почтово-телеграфной корреспонденции производится только на основании судебного решения. Ей предшествует наложение на нее ареста на основании судебного решения. Следователь может получить разрешение суда после представления согласованного с прокурором мотивированного ходатайства в форме Постановления. В Постановлении помимо данных о конкретном лице, оснований ареста, осмотра и выемки, наименования конкретного учреждения связи, указывается вид подлежащего аресту отправления.

При подготовке к выемке следователь решает:

1. где, когда и у кого конкретно она должна производиться;

2. кого включать в группу по ее проведению (оперативных сотрудников, незаинтересованных специалистов, определение количества понятых и их подбор);

3. что именно следует изъять.

Необходимо учитывать, что особенность данного вида выемки заключается в том, что понятыми могут быть только работники данного учреждения связи.

Выемка почтово-телеграфной корреспонденции зачастую приносит важные результаты. К примеру, при расследовании уголовных дел по ст. 228 УК РФ (Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ) при наложении ареста на корреспонденцию, ее осмотру и выемке могут быть установлены следующие обстоятельства, составляющие доказательственную информацию:

1. Каково место и время совершения незаконных действий с наркотиками (психотропными веществами)?

2. Какой характер носили незаконные действия с наркотическими средствами или психотропными веществами (приобретение или хранение, изготовление, переработка, перевозка либо сбыт; нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических веществ или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемого для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил; хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества)?

3. Какова цель незаконных действий с наркотическими либо психотропными веществами (с целью сбыта; без цели сбыта)?

4. Каков источник поступления наркотиков либо психотропных веществ (выращивание и переработка растений, на самовольно возделываемых участках; сбор и переработка дикорастущих наркотикосодержащих растений; хищение или вымогательство наркотикосодержащих культур, выращиваемых на официально возделываемых полях, хранящихся на фармпредприятиях, в аптеках и лечебных учреждениях)?

5. Каковы качественные и количественные характеристики наркотических средств либо психотропных веществ (вид, состав, объем, вес), задействованных в незаконном обороте?

6. Какое количество наркотических средств либо психотропных веществ было получено, сбыто, сумма полученной прибыли?

7. Сколько лиц участвовало в совершении преступления, сведения о них?

8. Каков круг связей лица, совершившего преступление, характер их взаимосвязей, наличие среди них соучастников, их данные, роль и характер действий каждого из них: исполнитель, организатор (объем его полномочий), подстрекатель, пособник?

9. Какие признаки организованной группы имеются в действиях этих лиц: устойчивость функционирования группы (время образования, срок функционирования); корыстная направленность их действий (наличие цели сбыта и сбыт наркотических средств либо психотропных веществ); внутригрупповое распределение ролей (наличие организаторов, исполнителей, подбор и вербовка соучастников, распределение ролей между ними, подчинение групповой дисциплине и указаниям организатора группы); наличие процессов управления внутри сообщества (сбор и переработка информации по количеству совершенных незаконных действий с наркотиками либо психотропными веществами, объему полученных и сбытых наркотических средств и психотропных веществ, сумме полученной выгоды; принятие решений, в том числе планирование преступлений по месту, времени, способу, участникам и другим обстоятельствам их совершения; организация исполнения принятых решений и контроль за их исполнением); наличие межрегиональных преступных связей (между какими регионами, лица, с которыми поддерживалась связь, характер связей их направленность, формы общения(; общие денежные и материальные средства (цель создания, сумма, места хранения, лица, ответственные за хранение и распоряжение денежным фондом); вооруженность группы (вид и количество оружия, источник приобретения, места хранения и использования, лица, использовавшие оружие).

10. Имелись ли факты оказания давления в процессе следствия на свидетелей и следователя с целью изменения показаний (угрозы применения насилия, уничтожения имущества, подкуп и т.п.) и т.д.

3.3. Тактика выемки

В литературе встречается весьма спорное мнение, что «общим приемом является внезапность, так как выемка, как правило, должна быть неожиданной для того, у кого она производится» и «Если внезапность отсутствует, эффективность выемки неизбежно уменьшается, а может и вообще исключаться»5. Это далеко не всегда так. Представляется, что не всегда присутствует и отмечаемый иногда в литературе принудительный характер выемки6.

Например, граждане, проходящие по делу в качестве свидетелей, как правило, добровольно выдают предметы, изымаемые следствием в качестве вещественных доказательств. Так, гражданин С., 28 мая 2003 года ожидал в своем доме для добровольной выдачи похищенных братьями Р. у гр. О. двух охотничьих ружей. О данных ружьях С. было заявлено на предшествующем допросе и им же было согласовано конкретное время прибытия следователя с понятыми для производства данной выемки.7

Внезапность не всегда необходима и при выемке у подозреваемых. Так, подозреваемый в похищении вещей и искренне раскаявшийся в содеянном М. добровольно выдал 28 февраля 2003 г. в присутствии понятых следователю находящиеся у него легкую куртку (ветровку), мужской ремень и мужскую теплую куртку темно-синего цвета потерпевшего гр. У.8

Тем не менее, на практике целесообразно, будучи в учреждениях или коммерческих фирмах, незамедлительно производить выемку. Тем самым снижается возможность вероятного последующего уничтожения или потери интересующих следствие документов или предметов.

Тактические особенности производства выемки заключаются в следующем:

— следователь представляется и говорит о цели прибытия;

— следователь предлагает лицу или руководителю учреждения выдать определенный предмет (документ), а в случае отказа производит принудительное изъятие;

— осмотр задержанной корреспонденции следует начинать с изучения упаковки (конверта, упаковки бандероли). Вскрытие корреспонденции производить аккуратно, лучше с участием специалиста-криминалиста, так, чтобы следы вскрытия, если это возможно, не были заметны;

— если для осмотра большого количества документов требуются специальные технические средства и значительное время, изымаемые документы могут быть упакованы, опечатаны и осмотрены позднее, о чем тогда составляется самостоятельный протокол осмотра;

— если была выдана часть требуемых объектов, то при наличии достаточных оснований считать, что остальное утаивается, следователь производит выемку остального принудительно с принудительным вскрытием хранилищ и помещений, если лицо отказывается добровольно их открыть;

— если лицо отрицает само наличие названных следователем объектов и имеются основания полагать, что это ложь, то вместо выемки осуществляется обыск с соблюдением всех требований его проведения;

— добровольная выдача объектов не исключает осмотр того места, где находились выданные объекты;

— изъятию могут быть подвергнуты не указанные в Постановлении о производстве выемки объекты, если они имеют значение для расследуемого дела (выносится дополнительное постановление непосредственно на месте выемки);

— изъятию подлежат запрещенные к обращению предметы и документы;

— при наличии оснований полагать, что лицо, находящееся в том месте, где производится выемка, скрывает при себе искомые объекты, оно должно быть подвергнуто личному обыску;

— понятые и иные участники предупреждаются о неразглашении ставшей им известной государственной тайны или тайны интимной жизни определенных лиц;

— изымаемые предметы подлежат детальному осмотру (особое внимание следует обращать на индивидуальные признаки с четкой последующей фиксацией их в протоколе).

Отметим важнейший момент в тактике производства выемки и предшествующем ей осмотре почтово-телеграфного отправления. Если выявленные при осмотре сведения не имеют отношения к делу или если следователь ограничивается осмотром отправления и снятием с него копии (например, когда по тактическим соображениям целесообразно направить отправление адресату), следователь принимает меры к тому, чтобы оно продолжило движение в неповрежденном виде. Об этом делается соответствующая отметка в протоколе осмотра.

Вообще, обычно предшествует осмотр, и сведения о наличие искомой информации содержатся в протоколе осмотра. В случае, когда отправление содержит значимую для дела информацию, и следователь производит его выемку, нет необходимости в составлении вслед за протоколом осмотра составлять протокол выемки. Об осмотре и выемке составляется единый протокол, отражающий как результат осмотра, так и факт изъятия конкретного почтово-телеграфного отправления. Последнее и станет доказательством после приобщения его к делу постановлением следователя9.

Выемка может производиться и в кабинете следователя при добровольной выдаче вещественных доказательств. Именно таким образом, согласно протоколу от 28.05.03, была осуществлена выемка алюминиевой посуды, бидонов, кастрюль непосредственно в кабинете районного ОВД Ростовской области. Свидетелем Л. были добровольно выданы:

1) молочный бидон алюминиевый с пружиной, на котором отсутствует ручка;

2) молочный бидон алюминиевый с пружиной;

3) алюминиевая кастрюля без крышки емкостью 30 литров;

4) алюминиевая кастрюля без крышки емкостью 20 литров;

5) алюминиевая кастрюля с крышкой емкостью 8 литров;

6) молочный бидон с крышкой емкостью 10 литров;

7) алюминиевый дуршлаг без ручки;

8) алюминиевая чашка емкостью 0,8 литра;

9) алюминиевая чашка емкостью 4 литра;

10) алюминиевая кастрюля без крышки емкостью 2 литра;

11) алюминиевая кастрюля без крышки емкостью 1 литр;

12) алюминиевый бидон без крышки емкостью 2 литра.10

В протоколе фиксации хода и результатов данного следственного действия указывается кем, когда, с участием кого, в каком месте, в присутствии понятых (их данные) и у кого производилось выемка.

В протоколе выемки указываются состояние вещей и документов (ветхие, содержащие зачеркивания, исправления и т.п.), их реквизиты, количество страниц, для индивидуализации документа могут быть приведены первая и последняя фразы его текста.

Понятым и должностным лицам (указывается кому конкретно) разъяснены их права и обязанности. Отмечается, что лицо ознакомлено с постановлением о производстве выемки. Указывается что конкретно изъято. Всем присутствующим разъяснено на основании ст. 166 УПК РФ право делать замечания, подлежащие внесению в протокол.

К протоколу можно сделать приложения в виде фотоснимков или кассет видеозаписи с запечатлением подлежащих изъятию объектов.

Если при выемке были предприняты попытки уничтожить либо спрятать изымаемое, либо факты нарушения порядка со стороны обыскиваемых или других лиц, это отмечается в протоколе.

Протокол выемки подписывается всеми участники данного следственного действия, копия протокола выдается лицу, у которого она производилась.

сноски и примечания

3 Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2004, с. 67, 80.

4 Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2004, с. 79-80.

6 Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2004, с. 79.

7 Дело № 3137086. Следственная практика ОВД г. Донецка Ростовской области, 2003 год.

8 Дело № 3137272. Следственная практика ОВД г. Донецка Ростовской области, 2003 год.

9 Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2004, с. 83-84.

10 Дело № 3137104. Следственная практика ОВД г. Донецка Ростовской области, 2003 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *