Указанием 4793 у

  • автор:

Инструкция ЦБР № 131-И и дозиметры

Инструкция ЦБР № 131-И и дозиметры.

С февраля 2008 года вступила в силу Инструкция ЦБР от 04.12.2007 № 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением».

Инструкция № 131-И ЦБ РФ разработана на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и устанавливает порядок выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков Банка России и денежных знаков иностранных государств с радиоактивным загрязнением в учреждениях Банка России и кредитных организациях, осуществляющих банковские операции с денежной наличностью.

В качестве приборов радиационного контроля Центральный банк РФ рекомендует использовать следующее оборудование ИРД-02, ДРГБ-01 «ЭКО-1», СРП-88Н в приложении к инструкции:

Приложение 1 Инструкции ЦБР:
…Выявление и контроль денежных знаков с радиоактивным загрязнением осуществляется приборами радиационного контроля, которые внесены в государственный реестр средств измерения, регистрирующими мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения в диапазоне от 0,1 мкЗв/ч (10 мкР/ч) до 0,1 мЗв/ч (10 мР/ч) с энергией фотонов от 50 кэВ до 1,25 МэВ, а также плотность потока бета-частиц в диапазоне от 10 до 500 част./см2.мин. с энергией бета-частиц от 100 кэВ до 3 МэВ (типа ИРД-02, ДРГБ-01 «ЭКО-1″, СРП-88Н и др.). Приборы радиационного контроля должны иметь действующие Свидетельства о поверке средств измерения органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или других органов, имеющих право на поверку средств измерения. Методика радиационного контроля и порядок измерения контролируемых величин приведены в Руководствах по эксплуатации (Технических описаниях) используемых приборов…»

Требования Инструкции Банка России № 131-И Приложение 1 к Инструкции, пункт 3 редакция 2012г ДРГБ-01 «ЭКО-1»
производства ООО «ЭКОРАД»
Регистрация в Государственном реестр средств измерения должен иметь № Госреестра № 13647-11
Свидетельство о поверке должно быть есть
Вид измеряемых излучений гамма
бета
гамма
бета
Диапазон энергий фотонного излучения от 50 кэВ
до 1,25 МэВ
от 15 кэВ
до 3,0 МэВ
Энергетический диапазон бета-излучения от 100 кэВ
до 3 МэВ
от 150 кэВ
Диапазон измерений МЭкД от 0,10 мкЗв/ч до 0,1мЗв/ч от 0,10 мкЗв/ч до 1,0 мЗв/ч
Диапазон измерений плотности потока бета-частиц от 10 до 500 част./см²мин от 0,1 до 100 1/см²с
(от 6 до 6000 част./см²мин)

Дополнительная информация по ДРГБ-01 «ЭКО-1»

Интервал между поверками два года
Наличие источника радиоактивности источник радиоактивности отсутствует
Время измерения, сек 20 (гамма-режим), 80 (бета-режим)
Фиксация окончания измерения подается короткий звуковой сигнал
Площадь входного окна счётчика, см² 39
Электропитание аккумуляторы или от сети 220 В, 50 Гц
Методика поверки имеется в руководстве
Свидетельство об утверждении типа СИ RU.C.38.083.A № 43334
Технические условия ТУ 4362-001-56307087-2011

НПП «Экорад» является производителем ДРГБ-01 «ЭКО-1», одного из рекомендованных дозиметров-радиометров.

Дозиметры-радиометры линейки ДРГБ-01 «ЭКО-1М» также соответствует требованиям инструкции ЦБР №131-И, так как их технические характеристики превосходят характеристики ДРГБ-01 «ЭКО-1».

Руководство использования ДРГБ-01 “ЭКО-1” для сотрудников банков.

1. Заполнение 1-го листа Журнала (заполняется 1 раз при начале ведения Журнала):

1.1 Измерение среднего радиационного (гамма)фона:

— удалить прибор от стола, где обследуются купюры.

— измерение гамма-фона проводится с одетым корректирующим фильтром (крышкой).

— включить дозиметр-радиометр Эко-1. Каждые 20 секунд прибор будет выдавать новый результат измерения, смена результата сопровождается звуковым сигналом.

— для увеличения точности измерения фона лучше записать первые 5 результатов. Вычислить среднее арифметическое из этих 5 показаний (сумму всех пяти показаний разделить на 5). Результат усреднения, скорее всего, будет в диапазоне от 0.10 до 0.15 мкЗв/ч. Заполнить строку “Средний радиационный фон в помещении” этим значением.

Примечание: Очень важно измерить гамма-фон с большей точностью, так как в дальнейшем именно с ним будет сравниваться последующие замеры от купюр. Тем более это делается один раз.

— Аналогичным образом измерить естественный фон на улице. И заполнить строку “Средний радиационный фон на открытой местности”.

1.2 Измерение “среднего бета-фона на рабочем месте”:

Подготовка: измерение проводится на рабочем месте, но вдали от возможных источников излучения (например, купюр). Измерение проводится без корректирующего фильтра, поэтому необходимо полностью снять крышку счетчика с прибора.

— удалить от стола, где будут проходить измерения плотности потока бета-частиц прибор Эко-1 на минимум 30-50 см.

— включить прибор и нажать кнопку “РЕЖИМ” 2 раза, должно появиться b0.00 (для более ранних приборов Эко-1 необходимо нажать кнопку “Режим” 4 раза до первого появления B0.00). Важно, чтобы переключая режимы работы прибора, запустился первый режим b0.00 (либо B0.00 для более ранних приборов).

— Дождаться окончания измерения — 80 секунд , по завершению которого будут выданы звуковые сигналы. Показания прибора могут быть b0.00, либо B9.99, B9.98. Это промежуточные данные.

— положить прибор на рабочее место (стол) и нажать кнопку “Режим”, произойдет измерение плотности потока бета-частиц от стола. Результатом измерения будет разница между плотностью потока бета-частиц в воздухе и плотностью потока бета частиц от стола. В большинстве случаев разница равна 0 и показания прибора будут соответственно b0.00, либо B0.00. Если показания прибора отличны от нуля, например, b0.10, это означает 0.10 частиц на сантиметр квадратный в секунду. Так как необходимо перевести значение в частицы на сантиметр квадратный в минуту умножаем это значение на 60. То есть 0.10*60=6 частиц/см2мин.

— одеть крышку(фильтр) счетчика.

— записать в журнал значение фоновой плотности потока бета-частиц в строку “средний бета-фон на рабочем месте”.

2. Ежедневное заполнение (Приложение 3) 2-го листа журнала.

1 раз в день перед началом работы с денежной наличностью измерить уровни радиационного фона гамма-излучения и плотности потока бета частиц (как описано в пункте 1). Далее при отсутствии обнаружения загрязненных купюр необходимости повторно измерять фон нет.

3. Измерение уровней гамма-излучения и плотности потока бета-частиц при работе с наличностью.

Для скорости работы начинаем работу с измерения плотности потока бета-частиц.

3.1 Подготовка:

-необходимо снять фильтр с прибора

-убрать со стола какие-либо возможные источники (купюры)

-включить прибор и нажать кнопку “Режим” 2 раза до первого появления b0.00 (либо 4 раза до первого появления B0.00), дождаться 80 секунд до окончания измерения плотности потока от стола, то есть до вывода звукового сигнала по окончании измерения.

Плотность потока бета-частиц от стола прибор хранит в памяти до выключения прибора, даже если в процессе работы прибор переходил в режим измерения F0.00 или E0.00.

3.2 Измерение:

— Положить купюру (пачку купюр) на стол, поверх нее положить прибор, так чтобы счетчик (слюдяное окно было вдоль купюры и накрывало ее) и нажать кнопку “Режим”.

Примечание: Расстояние между купюрой и прибором должно быть по возможности минимально. Никаких предметов между купюрами и прибором не должно быть. При этом допустимо использование прибора в полиэтиленовом пакете с защелкой.

— Дождаться 80 секунд до окончания измерения, сопровождаемого звуковым сигналом.

— Перевести показания в частицы на см кв. в мин и результат записать в журнал.

Далее для повторного измерения нужно просто циклически переключить режимы до второго появления b0.00 или B0.00 и на другой пачке повторить измерения.

— В случае превышения порогового значения 10 частиц на см кв. мин для контроля рекомендуется перепроверить, то есть повторить замер, так как превышение может быть связано не с уровнем излучение от купюры, а с инструментальной погрешностью прибора.

Примечание: Если же превышения в режиме измерения плотности потока бета-частиц нет, то превышения в режиме измерения мощности дозы гамма-излучения тоже не будет. Так как в режиме измерения плотности потока бета частиц счетчик прибора регистрирует как бета так и гамма излучение от купюры.

Помним: результат измерения это превышение излучения от купюры(пачки) над излучением от стола измеренного при подготовке п3.1. Поэтому в этом режиме происходит измерение не только превышения над уровнем фона стола бета излучения, но и гамма излучения тоже.

Если все же необходимо измерить уровень гамма-излучения(мощность дозы), то достаточно запустить режим F0.00 и провести замер, в случае превышения над фоном на 0.10мкЗв/ч, осуществить второй замер и вычислить среднее арифметическое 2х замеров (сумма показаний деленная на 2), это будет уточненный результат уровня гамма-излучения.

Для еще большего ускорения процесса проверки и выявления загрязненности купюр, можно, обязательно сняв фильтр, включив режим F0.00, циклически (каждые 20 секунд) снимать показания прибора меняя купюры или пачки и сравнивать их с фоновым значением гамма-излучения (измеренным в п.2). При превышении показания более чем на 0.05 -0.10мкЗв/ч, делать дополнительный замер излучения от этой купюры, чтобы уточнить результат. Также допустимо плавное медленное перемещение прибора над исследуемой купюрой или пачкой. Если не выключать щелчки прибора (нажав кнопку “звук”), то они помогают предварительно оценить уровень излучение по их частоте. Что также способствует ускорению работы. 20 секунд (в крайнем случае, 40с) на одну купюру (пачку) в этом режиме прибору Эко-1 в подавляющем большинстве случаев* достаточно, чтобы выявить превышение порогов установленных в инструкции 131-и.

*- это связано, во-первых, с жесткостью требуемых порогов, а также с естественными колебаниями гамма-фона.

о контрольных источниках

Согласно ГОСТ 17225-85 с.3 п. 1.21 » В радиометрах, снабженных сигнальными устройствами, должны быть предусмотрены : … возможность проверки функционирования всех цепей при помощи генератора сигналов ИЛИ твердых источников ионизирующих излучений», в схемах дозиметров-радиометров ДРГБ-01 «ЭКО-1» и «ЭКО-1М», а также МКГ-01 присутствует требуемый генератор сигналов, а проверка функционирования всех цепей автоматически происходит при каждом включении радиометра, что исключает необходимость использовать контрольный источник, и не подвергать радиоактивной опасности персонал работающий с прибором. Полное соответствие всех требуемых ГОСТов в том числе и ГОСТ 17225-85 подтверждено наличием Свидетельства RU.C.38.083.A № 43334, где рекомендован двухгодичный межповерочный интервал без требований наличия опасного радиоактивного источника. Современные приборы должны исключать какую-либо опасность работы с ними, а наличие контрольного источника — это попытка контролировать радиационную безопасность, обеспечивая радиационную опасность, облучая персонал. Все радиоактивные источники со временем превращаются в радиоактивные отходы, которые утилизируются с привлечениемСЭС и полиции. А обеспечние рабочих мест с радиоактивными источниками требует выполнение санитарных правил работы с источниками ионизирующих излучений и их хранения.

Статья 220 (Глава 24 УК РФ). Незаконное обращение с радиоактивными материалами:

1. Незаконные приобретение, хранение, использование, передача или разрушение радиоактивных материалов -наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до десяти лет.

Руководство по эксплуатации прибора при наличии радиоактивного источника должно содержать в разделе утилизация следующее:

По окончании среднего срока службы прибора, источник входящий в комплект поставки, не пригодный для дальнейшего использования, должен рассматриваться как радиоактивные отходы, списываться и по согласованию с местными органами Госсанэпиднадзора сдаваться на захоронение (например, в региональные отделения или спецкомбинаты НПО «Радон» или других уполномоченных организаций).

Копия о приемке источников на захоронение передается в органы Госсанэпиднадзора и в органы внутренних дел».

о применении бытовых приборов радиационного контроля

Письмо Исх.А-02/5-526 от 12.09.08 АРБ Председателю Центрального банка Российской Федерации Игнатьеву С.М. «О применении норм Инструкции Банка России №131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением»»

Вопрос:
5. Возможно ли использование других приборов, например бытовых индикаторов радиоактивности, имеющих действующий Сертификат Соответствия и зарегистрированных в Реестре Системы Сертификации средств измерений, (например -РАДЭКС РД 1503+), которыми в настоящее время проводится контроль радиоактивного загрязнения денежных знаков и помещений операционных касс банка?

Президент Ассоциации Российских Банков Г.А. Тосунян

Ответ:
ПИСЬМО ЦБ РФ от 18.09.2008 N 29-15/5638 5. Требования к характеристикам приборов определены в п. 3 Приложения 1 к Инструкции и согласованы с соответствующими федеральными агентствами и службой.

Письмо Исх.№А-02/5-698 от 09.12.08.При этом необходимо отметить, что неисполнение требований Инструкции № 131-И может повлечь применение в отношении кредитных организаций мер ответственности, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

преимущество ДРГБ-01 — счетчик СБТ-10А

В дозиметрах-радиометрах ДРГБ-01 «ЭКО-1» используется высокоэффективный чувствительный счетчик СБТ-10А. Большое рабочее окно этого счетчика составляет 39 квадратных сантиметров, что имеет существенное значение при измерении радиоактивности банкнот. Счетчик СБТ-10А обеспечивает высочайшую метрологическую точность прибора, в том числе за счет быстро накапливающейся статистики, математическое обоснование этому изложено в следующей статье.

Этот прибор можно использовать и в поисковом режиме, анализируя скорость счета по щелчкам издаваемых дозиметром, при этом перемещая прибор над исследуемым объектом. В режиме радиометра (плотность потока бета-частиц) значение фона необходимо измерять 1 раз, так как в дальнейшем это значение фона прибор будет использовать до выключения прибора. Более того в случае неизмеренного значения фона прибор будет использовать значение нормального фона. За счет улучшенного алгоритма статистической обработки, калибровки дозиметра при первичной поверке и выбранного счетчика дозиметр-радиометр ДРГБ-01 «ЭКО-1» имеет существенный запас по своим метрологическим характеристикам и свойствам, что и дало возможность обеспечить двухгодичный поверочный интервал без использования контрольного источника.

Вывод

Примененные в приборе ДРГБ-01 технические решения, постоянная модернизация его электронных узлов, отличный сервис и более чем двадцатилетний опыт эксплуатации гарантировали надежную работу прибора, удобство его использования, что подтверждается широким распространением дозиметра-радиометра ДРГБ-01 как среди банков страны, исследовательских лабораторий, предприятий так и других разнообразных специализированных структур ведущих контроль радиационной обстановки окружающей среды.

Обучение работы на приборах радиационного контроля рекомендуем пройти в

Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ «О применении норм Инструкции Банка России №131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением»»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Департамент наличного
денежного обращения

Президенту Ассоциации
Российских банков
Г.А. Тосуняну

от 18.09.2008 № 29-15/5638
на № А-02/5-526 от 12.09.2008
Разъяснение по Инструкции Банка
России от 04.12.2007 № 131-И

Уважаемый Гарегин Ашотович!

По поручению руководства Банка России Департамент наличного денежного обращения Банка России рассмотрел Ваше письмо относительно требований Инструкции Банка России от 4.12.2007 № 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением» (далее — Инструкция) и сообщает.

1. Специальная подготовка предполагает проведение инструктивных занятий с кассовыми работниками по изучению Инструкции (порядок проведения радиационного контроля, умение пользоваться прибором радиационного контроля, умение правильно осуществлять соответствующие записи в журнале учета радиационного контроля, порядок действий кассовых работников в случае обнаружения денежных знаков с радиоактивным загрязнением и т.д.). Занятия проводят: руководитель кредитной организации (филиала), заведующий кассой, начальник отдела кассовых операций. К проведению занятий целесообразно привлекать специалистов гражданской обороны кредитной организации. Кроме того, к обучению могут привлекаться работники Учебно-методических центров по ГО и ЧС территориальных органов МЧС России и специализированных организаций.

О факте проведения занятий делается запись в соответствующем журнале, который будет являться подтверждением о прохождении специальной подготовки.

Подготовку должны пройти все кассовые работники, осуществляющие прием денежной наличности.

2. К специализированным организациям, аккредитованным на измерение ионизирующих излучений и имеющих соответствующие лицензии, следует отнести подразделения Роспотребнадзора, «Изотоп», «Радон».

3. В кредитных организациях расположение помещения для работы с денежными знаками с радиоактивным загрязнением (далее — ДЗРЗ) определяется кредитной организацией. Для хранения ДЗРЗ в указанном помещении устанавливается сейф, который закрывается и сдается под охрану в порядке, определенном кредитной организацией или договором на охрану. Во внутренних структурных подразделениях кредитной организации допускается иметь сейф (шкатулку) для временного хранения ДЗРЗ, которые в дальнейшем должны быть перевезены представителями специализированной организации в кредитную организацию для работы по гашению и уничтожению ДЗРЗ, а в случае их значительного удаления (в другом населенном пункте) со специализированной организацией решается вопрос о их доставке в специализированную организацию. В последнем случае работа комиссии по гашению и уничтожению ДЗРЗ может проводиться в помещении специализированной организации.

Если кредитная организация в настоящее время не имеет возможности выделить отдельное помещение для работы с денежными знаками с радиоактивным загрязнением, то, на основании распорядительного документа руководителя кредитной организации, можно допустить определение помещения, которое до момента выявления ДЗРЗ используется по другому назначению. При этом помещение заранее должно быть оснащено соответствующим инвентарем и оборудованием.

4. В состав комиссии по выявлению ДЗРЗ включаются представители РКЦ и специализированной организации, указанные в пункте 2 настоящего письма.

5. Требования к характеристикам приборов определены в пункте 3 приложения 1 к Инструкции и согласованы с соответствующими федеральными агентствами и службой.

6. Средний радиационный (гамма) фон на открытой местности и в помещении определяются при открытии операционной кассы путем измерений приборами, которыми осуществляется радиационный контроль поступающей денежной наличности, а показатели заносятся в титульный лист журнала учета радиационного контроля с началом его ведения.

Для разных регионов и даже в различных местах одного населенного пункта показатели радиационного (гамма) фона могут быть различными.

7-8. В начале рабочего дня, перед началом радиационного контроля поступающей денежной наличности, в соответствии с пунктом 4 приложения 1 к Инструкции измеряется естественный радиационный фон на рабочем месте. Учет результатов этих измерений осуществляется в разделе 1 журнала учета радиационного контроля, который ведется в каждой операционной кассе по всем четырем разделам.
Директор Департамента
А.В. Юров

Прикрепленные документы

«Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 09.10.2002 N 199-П) (ред. от 13.06.2007) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.11.2002 N 3948)

Документ утратил силу или отменен

  • Положение
    • Раздел 1. Общие вопросы организации кассовой работы в кредитных организациях
    • Раздел 2. Порядок совершения операций с наличными деньгами
      • 2.1. Порядок приема денежной наличности от организаций
      • 2.2. Порядок приема денежной наличности в послеоперационное время
        • а) Прием вечерней кассой денежной наличности от организаций
        • б) Прием вечерней кассой сумок с денежной наличностью и другими ценностями
      • 2.3. Порядок пересчета сумок с денежной наличностью
      • 2.4. Порядок выдачи денег организациям
      • 2.5. Порядок предварительной подготовки денежной наличности
      • 2.6. Порядок работы с денежной наличностью по обслуживанию населения
      • 2.7. Организация работы внутреннего структурного подразделения кредитной организации
      • 2.8. Организация работы с денежной наличностью при использовании банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов и других программно-технических комплексов
        • а) Организация работы с денежной наличностью при использовании банкоматов
        • б) Организация работы с денежной наличностью при использовании электронных кассиров
        • в) Прием денежной наличности через автоматические сейфы
      • 2.9. Порядок работы разменных касс
    • Раздел 3. Порядок заключения операционной кассы
    • Раздел 4. Порядок формирования и упаковки банкнот и монеты
    • Раздел 5. Порядок кассового обслуживания кредитных организаций
      • 5.1. Порядок кассового обслуживания кредитных организаций, имеющих корреспондентские счета (субсчета) в расчетно-кассовых центрах
      • 5.2. Порядок кассового обслуживания филиалов, не имеющих корреспондентских субсчетов в расчетно-кассовых центрах, дополнительных офисов, кредитно-кассовых офисов и операционных офисов кредитных организаций
      • 5.3. Порядок подкрепления денежной наличностью кредитных организаций другими кредитными организациями
    • Раздел 6. Доставка и инкассация денежной наличности и других ценностей
      • 6.1. Подкрепление денежной наличностью и другими ценностями филиалов и внутренних структурных подразделений
      • 6.2. Доставка денежной наличности организациям. — Утратил силу
      • 6.3. Инкассация денежной наличности и других ценностей
      • 6.4. Хранение ценностей в подразделении инкассации
      • 6.5. Доставка монеты организациям
    • Раздел 7. Хранение денег и других ценностей
    • Раздел 8. Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы
    • Раздел 9. Совершение операций с наличной иностранной валютой
    • Раздел 10. Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками
    • Раздел 11. Заключительные положения
  • Приложение 1. Требования к помещениям кредитных организаций для совершения операций с ценностями и программно-техническим комплексам
  • Приложение 2. Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России. — Утратило силу
  • Приложение 3
    • Объявление на взнос наличными
    • Квитанция
    • Ордер
  • Приложение 4. Книга учета принятых и выданных денег (ценностей)
  • Приложение 5. Справка о суммах принятой и выданной денежной наличности
  • Приложение 6. Журнал учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок
  • Приложение 7. Справка о принятых сумках с денежной наличностью и порожних сумках
  • Приложение 8
    • 1 экз. Препроводительная ведомость к сумке с денежной наличностью
    • 2 экз. Накладная к сумке с денежной наличностью
    • 3 экз. Копия препроводительной ведомости к сумке с денежной наличностью
  • Приложение 9. Явочная карточка
  • Приложение 10. Справка о выданных инкассаторам сумках и явочных карточках
  • Приложение 11. Контрольный журнал приема под охрану и сдачи из-под охраны хранилища ценностей
  • Приложение 12. Контрольная ведомость по пересчету денежной наличности
  • Приложение 13. Контрольный лист кассового работника
  • Приложение 14. Акт об излишках, недостачах банкнот в пачках, сомнительных монетах в мешках
  • Приложение 15. Справка о сумме выданных денег и полученной сумме под отчет. — Утратила силу
  • Приложение 16. Сводная справка о кассовых оборотах
  • Приложение 17. Книга учета денежной наличности и других ценностей
  • Приложение 18. Текст оттиска штампа для папки кассовых документов
  • Приложение 19. Доверенность
  • Приложение 20. Доверенность
  • Приложение 21. Журнал учета, выдачи и приема явочных карточек, печатей, ключей и доверенностей
  • Приложение 22. Список организаций, предприятий, учреждений, обслуживаемых подразделением инкассации
  • Приложение 23. Приходный кассовый ордер
  • Приложение 24. Квитанция. — Утратила силу
  • Приложение 24. Расходный кассовый ордер
  • Приложение 25
    • Мемориальный ордер по приему ценностей (1 экз.)
    • Мемориальный ордер по выдаче ценностей (2 экз.)
    • Ярлык, сопровождающий ценность (3 экз.)
  • Приложение 26. Технические средства контроля подлинности денежных знаков
  • Приложение 27. Заявление
  • Приложение 28. Акт экспертизы денежных знаков
  • Приложение 29. Справка о приеме не экспертизу сомнительных денежных знаков (задержании денежных знаков, имеющих явные признаки подделки)
  • Приложение 30. Заключение о подтверждении подлинности сомнительных банкнот иностранных государств (группы государств)

Открыть полный текст документа

1. Ha основании части 3 статьи 27 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2012, N 53, ст. 7592; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, ст. 2317; N 43, ст. 5803; 2015, N 1, ст. 8, ст. 14; 2016, N 27, ст. 4221, ст. 4223; 2017, N 15, ст. 2134; N 18, ст. 2665; N 30, ст. 4456) внести в Положение Банка России от 9 июня 2012 года N 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2012 года N 24575, 1 июля 2013 года N 28930, 10 сентября 2014 года N 34017, следующие изменения.

1.1. В пункте 2.2:

абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:

«Оператор по переводу денежных средств, оператор платежной системы, оператор услуг платежной инфраструктуры к инцидентам, связанным с нарушениями требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, должен относить события, которые привели или могут привести к осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента, неоказанию услуг по переводу денежных средств, в том числе включенные в перечень типов инцидентов, согласованный с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и размещаемый Банком России на официальном сайте Банка России в сети Интернет (далее — перечень типов инцидентов).»;

абзацы семнадцатый — девятнадцатый признать утратившими силу.

1.2. Пункт 2.5 дополнить подпунктом 2.5.5.1 следующего содержания:

«2.5.5.1. Оператору по переводу денежных средств, оператору услуг платежной инфраструктуры на стадиях создания и эксплуатации объектов информационной инфраструктуры необходимо обеспечить:

использование для осуществления переводов денежных средств прикладного программного обеспечения автоматизированных систем и приложений, сертифицированных в системе сертификации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на соответствие требованиям по безопасности информации, включая требования по анализу уязвимостей и контролю отсутствия недекларированных возможностей, в соответствии с законодательством Российской Федерации или в отношении которых проведен анализ уязвимостей по требованиям к оценочному уровню доверия не ниже чем ОУД 4 в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-3-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 3. Компоненты доверия к безопасности», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 года N 1340-ст «Об утверждении национального стандарта» (М., ФГУП «Стандартинформ», 2014) (далее — ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-3-2013);

ежегодное тестирование на проникновение и анализ уязвимостей информационной безопасности объектов информационной инфраструктуры.

Для проведения анализа уязвимостей в прикладном программном обеспечении автоматизированных систем и приложений оператору по переводу денежных средств, оператору услуг платежной инфраструктуры следует привлекать организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации на проведение работ и услуг, предусмотренных подпунктами «б», «д» или «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 7, ст. 863; 2016, № 26, ст. 4049) (далее — постановление Правительства Российской Федерации N 79).

При модернизации объектов информационной инфраструктуры по решению оператора по переводу денежных средств, оператора услуг платежной инфраструктуры проводится анализ уязвимостей только объектов информационной инфраструктуры, подвергнутых модернизации.».

1.3. Подпункт 2.8.3 пункта 2.8 изложить в следующей редакции:

«2.8.3. Оператор по переводу денежных средств на основании заявления клиента, переданного способом, определенным договором оператора по переводу денежных средств с клиентом, должен установить ограничения по параметрам операций, которые могут осуществляться клиентом с использованием системы Интернет-банкинга, в том числе указанные в подпункте 2.10.7 пункта 2.10 настоящего Положения.».

1.4. Абзац первый подпункта 2.9.1 пункта 2.9 изложить в следующей редакции:

«2.9.1. Обеспечение защиты информации с помощью СКЗИ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; № 27, ст. 3880; 2012, № 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3390; 2016, N 1, ст. 65; N 26, ст. 3889), Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 февраля 2005 года N 66, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2005 года N 6382, 25 мая 2010 года N 17350 (далее — Положение ПКЗ-2005), и технической документацией на СКЗИ.

Обеспечение защиты персональных данных с помощью СКЗИ осуществляется в соответствии с приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 июля 2014 года № 378 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа 2014 года N 33620.».

1.5. Пункт 2.10 дополнить подпунктами 2.10.5-2.10.7 следующего содержания:

«2.10.5. При осуществлении переводов денежных средств с использованием сети Интернет и размещении программного обеспечения, используемого клиентом при осуществлении переводов денежных средств, на средствах вычислительной техники, для которых оператором по переводу денежных средств не обеспечивается непосредственный контроль защиты информации от воздействия вредоносного кода, оператору по переводу денежных средств необходимо обеспечить реализацию технологических мер по использованию раздельных информационно-коммуникационных технологий для подготовки электронных сообщений, содержащих распоряжения клиента на перевод денежных средств, и передачи клиентами подтверждений об исполнении распоряжений на перевод денежных средств (далее — технологические меры по использованию раздельных технологий) и (или) реализовать ограничения по параметрам операций по осуществлению переводов денежных средств, определяемые договором оператора по переводу денежных средств с клиентом, а также обеспечить возможность установления указанных ограничений по инициативе клиента.

2.10.6. Реализуемые оператором по переводу денежных средств технологические меры по использованию раздельных технологий должны обеспечивать:

идентификацию и аутентификацию клиента при подготовке клиентом и при подтверждении клиентом электронных сообщений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

возможность использования клиентом независимых программных сред для подготовки и подтверждения электронных сообщений;

возможность контроля клиентом реквизитов распоряжений о переводе денежных средств при подготовке электронных сообщений (пакета электронных сообщений) и их подтверждении;

аутентификацию входных электронных сообщений (пакета электронных сообщений) путем использования и сравнения (сверки) аутентификационных данных, сформированных на основе информации о реквизитах распоряжений о переводе денежных средств при подготовке клиентом электронных сообщений (пакета электронных сообщений) и подтверждении клиентом электронных сообщений;

удостоверение оператором по переводу денежных средств в праве клиента распоряжаться денежными средствами только в случае положительных результатов аутентификации входных электронных сообщений (пакета электронных сообщений).

В зависимости от параметров и статистики выполняемых операций, связанных с осуществлением переводов денежных средств, количества и характера выявленных инцидентов, связанных с нарушением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, реализуемые технологические меры по использованию раздельных технологий могут дополнительно обеспечивать:

возможность выполнения подтверждения клиентом электронных сообщений вне операционной системы, используемой для подготовки электронных сообщений;

установление временных ограничений на выполнение клиентом подтверждения электронных сообщений.

2.10.7. При реализации ограничений по параметрам операций по осуществлению переводов денежных средств могут применяться следующие ограничения:

на максимальную сумму перевода денежных средств за одну операцию и (или) за определенный период времени;

на перечень возможных получателей денежных средств;

на временной период, в который могут быть совершены переводы денежных средств;

на географическое местоположение устройств, с использованием которых может осуществляться подготовка и (или) подтверждение клиентом электронных сообщений;

на перечень идентификаторов устройств, с использованием которых может осуществляться подготовка и (или) подтверждение клиентом электронных сообщений;

на перечень предоставляемых услуг, связанных с осуществлением переводов денежных средств.

Оператор по переводу денежных средств может применить иные ограничения по параметрам операций по осуществлению переводов денежных средств.».

1.6. Дополнить пунктом 2.13.1 следующего содержания:

«2.13.1 Оператор по переводу денежных средств, оператор услуг платежной инфраструктуры должны осуществлять информирование Банка России:

о выявленных инцидентах, связанных с нарушением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, в том числе включенных в перечень типов инцидентов;

о планируемых мероприятиях по раскрытию информации об инцидентах, связанных с нарушением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, включая размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет, выпуск пресс-релизов и проведение пресс-конференций не позднее одного рабочего дня до проведения мероприятия.

Информирование осуществляется в форме предоставления оператором по переводу денежных средств, оператором услуг платежной инфраструктуры в Банк России сведений, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта. Информация о форме и сроке предоставления указанных сведений подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2017 года N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4736), и размещается на официальном сайте Банка России в сети «Интернет».».

1.7. Абзац шестой подпункта 2.15.1 пункта 2.15 изложить в следующей редакции:

«Оценка соответствия должна осуществляться оператором по переводу денежных средств, оператором платежной системы, оператором услуг платежной инфраструктуры с привлечением организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации на проведение работ и услуг, предусмотренных подпунктами «б», «д» или «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 79.».

1.8. Подпункт 2.16.1 пункта 2.16 дополнить абзацем следующего содержания:

«Оператору национально значимой платежной системы следует уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, об установленных требованиях к содержанию, форме и периодичности представления указанной в абзаце первом настоящего подпункта информации в части применения СКЗИ.».

1.9. Главу 2 дополнить пунктом 2.20 следующего содержания:

«2.20. Оператору значимой платежной системы в соответствии с правилами платежной системы необходимо обеспечить использование:

в аппаратных модулях безопасности информационной инфраструктуры платежной системы СКЗИ, реализующих криптографические алгоритмы, не определенные национальными стандартами Российской Федерации (далее — иностранные криптографические алгоритмы), имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

в аппаратных модулях безопасности информационной инфраструктуры платежной системы СКЗИ, реализующих иностранные криптографические алгоритмы и криптографические алгоритмы, определенные национальными стандартами Российской Федерации (далее — криптографические алгоритмы Российской Федерации), имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

СКЗИ, реализующих иностранные криптографические алгоритмы и криптографические алгоритмы Российской Федерации, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в иных технических средствах информационной инфраструктуры платежной системы, используемых при осуществлении переводов денежных средств, типы которых определяются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

В целях обеспечения надежности и бесперебойности функционирования информационной инфраструктуры платежной системы и ее устойчивости от внешних воздействий оператору национально значимой платежной системы в правилах платежной системы следует определять долю технических средств информационной инфраструктуры национально значимой платежной системы, в которых обеспечивается использование СКЗИ, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, на основании требований, устанавливаемых Указанием Банка России от 25 июля 2014 года N 3342-У «О требованиях к информационным технологиям, используемым операторами услуг платежной информационной инфраструктуры, для целей признания платежной системы национально значимой платежной системой», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 9 октября 2014 года N 34269.

Оператор по переводу денежных средств, оператор услуг платежной инфраструктуры вправе применять для обеспечения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств СКЗИ иностранного производства в части, не противоречащей требованиям настоящего пункта.

Разработка и эксплуатация СКЗИ, указанных в абзацах втором — четвертом настоящего пункта, должны проводиться в соответствии с Положением ПКЗ-2005.».

1.10. В приложении 2:

после строки П. 14 дополнить строками П. 14.1 и П. 14.2 следующего содержания:

П. 14.1 2.5.5.1 Оператору по переводу денежных средств, оператору услуг платежной инфраструктуры на стадии создания и эксплуатации объектов информационной инфраструктуры необходимо обеспечить использование для осуществления переводов денежных средств прикладного программного обеспечения автоматизированных систем и приложений, сертифицированных в системе сертификации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на соответствие требованиям по безопасности информации, включая требования по анализу уязвимостей и контролю отсутствия недекларированных возможностей, в соответствии с законодательством Российской Федерации или в отношении которых проведен анализ уязвимостей по требованиям к оценочному уровню доверия не ниже чем ОУД 4 в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-3-2013 Требование категории проверки 3
П. 14.2 2.5.5.1 Оператору по переводу денежных средств, оператору услуг платежной инфраструктуры на стадии создания и эксплуатации объектов информационной инфраструктуры необходимо обеспечить проведение ежегодного тестирования на проникновение и анализа уязвимостей информационной безопасности объектов информационной инфраструктуры Требование категории проверки 3

“;

строку П. 57.4 изложить в следующей редакции:

П. 57.4 2.8.3 Оператору по переводу денежных средств на основании заявления клиента, переданного способом, определенным договором оператора по переводу денежных средств с клиентом, необходимо установить ограничения по параметрам операций, которые могут осуществляться клиентом с использованием системы Интернет-банкинга, в том числе указанные в подпункте 2.10.7 пункта 2.10 настоящего Положения Требование категории проверки 1

“;

строку П. 58 изложить в следующей редакции:

П. 58 2.9.1 Обеспечение защиты информации с помощью СКЗИ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи», Положением ПКЗ-2005 и технической документацией на СКЗИ. Обеспечение защиты персональных данных с помощью СКЗИ осуществляется в соответствии с приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 июля 2014 года N 378 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности» Требование категории проверки 3

“;

после строки П. 81 дополнить строками П. 81.1 и П. 81.2 следующего содержания:

П. 81.1 2.10.5 При осуществлении переводов денежных средств с использованием сети Интернет и (или) размещении программного обеспечения, используемого клиентом при осуществлении переводов денежных средств, на средствах вычислительной техники, для которых оператором по переводу денежных средств не обеспечивается непосредственный контроль защиты информации от воздействия вредоносного кода, оператору по переводу денежных средств необходимо обеспечить реализацию технологических мер по использованию раздельных технологий и (или) реализовать ограничения по параметрам операций по осуществлению переводов денежных средств, определяемых договором оператора по переводу денежных средств с клиентом, а также обеспечить возможность установления указанных ограничений по инициативе клиента Требование категории проверки 1
П. 81.2 2.10.6 Реализуемые оператором по переводу денежных средств технологические меры по использованию раздельных технологий должны обеспечивать: идентификацию и аутентификацию клиента при подготовке клиентом и при подтверждении клиентом электронных сообщений; возможность использования клиентом независимых программных сред для подготовки и подтверждения электронных сообщений; возможность контроля клиентом реквизитов распоряжений о переводе денежных средств при подготовке электронных сообщений (пакета электронных сообщений) и их подтверждении; аутентификацию входных электронных сообщений (пакета электронных сообщений) путем использования и сравнения (сверки) аутентификационных данных, сформированных на основе информации о реквизитах распоряжений о переводе денежных средств при подготовке клиентом электронных сообщений (пакета электронных сообщений) и подтверждении клиентом электронных сообщений; удостоверение оператором по переводу денежных средств распоряжений о переводе денежных средств только в случае положительных результатов аутентификации входных электронных сообщений (пакета электронных сообщений) Требование категории проверки 1

“;

после строки П. 115 дополнить строкой П. 115.1 следующего содержания:

П.115.1 2.16.1 Оператору национально значимой платежной системы следует уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, об установленных требованиях к содержанию, форме и периодичности представления указанной в абзаце первом подпункта 2.16.1 пункта 2.16 настоящего Положения информации в части применения СКЗИ Требование категории проверки 3

“.

2. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решениями Совета директоров Банка России (протоколы заседаний Совета директоров Банка России от 27 октября 2017 года N 28 и от 27 апреля 2018 года N 15) вступает в силу с 1 июля 2018 года, за исключением абзаца третьего подпункта 1.2, подпункта 1.5 и абзацев первого — седьмого подпункта 1.9 пункта 1 настоящего Указания.

Абзац третий подпункта 1.2 и подпункт 1.5 пункта 1 настоящего Указания вступают в силу с 1 января 2020 года.

Абзацы первый — третий и седьмой подпункта 1.9 пункта 1 настоящего Указания вступают в силу с 1 января 2024 года.

Абзацы четвертый — шестой подпункта 1.9 пункта 1 настоящего Указания вступают в силу с 1 января 2031 года.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С. Набиуллина

СОГЛАСОВАНО

Директор
Федеральной службы безопасности
Российской Федерации
А.В. Бортников
Директор
Федеральной службы
по техническому и экспортному контролю
В.В. Селин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июня 2018 г.

Регистрационный № 51411

Инструкция Банка России от 04.12.2007 N 131-И (ред. от 15.08.2012) «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2007 N 10846)

  • Инструкция
    • Глава 1. Общие положения
    • Глава 2. Порядок работы при выявлении ДЗРЗ в учреждениях Банка России
    • Глава 3. Порядок работы в кредитных организациях при выявлении денежных знаков с радиоактивным загрязнением
    • Глава 4. Заключительные положения
  • Приложение 1. Порядок проведения радиационного контроля, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением в учреждениях Банка России и в кредитных организациях
  • Приложение 2. Журнал учета радиационного контроля
  • Приложение 3. Сведения, отражаемые в журнале учета радиационного контроля
    • 1. При проведении измерений уровня радиоактивного излучения в помещениях, в которых проводится работа с денежными знаками
    • 2. При выявлении денежных знаков с радиоактивным загрязнением
    • 3. После гашения или уничтожения денежных знаков (банкнот) с радиоактивным загрязнением
    • 4. Уровень радиоактивного излучения в помещении временного хранения денежных знаков с радиоактивным загрязнением
  • Приложение 4. Требования к помещению для работы с денежными знаками с радиоактивным загрязнением
  • Приложение 5. Акт о выявлении денежных знаков с радиоактивным загрязнением
  • Приложение 6. Акт о гашении (уничтожении) денежных знаков Банка России с радиоактивным загрязнением
  • Приложение 7. Акт о гашении (уничтожении) денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) с радиоактивным загрязнением
  • Приложение 8

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *