УК экономические преступления

  • автор:

Крупный и особо крупный размер неуплаты для юрлиц

Критерии отнесения сумм неуплаты налогов и взносов к крупным и особо крупным преступлениям собираются поменять.

В отношении юрлиц предлагается подправить ряд статей.

По статьям 199, 199.1 УК РФ, предусматривающим наказание за уклонение от налогов, взносов организации и неисполнение обязанностей налогового агента, сейчас крупным размером считается сумма более 5 млн. рублей за 3 года при доле неуплаты от 25 %, либо превышающая 15 млн. рублей.

Особо крупным – более 15 млн. рублей при неуплате от 50 %, либо от 45 млн. рублей.

Согласно законопроекту крупным размером будет сумма от 15 млн. рублей, особо крупным – от 45 млн. рублей.

По взносам юрлиц на обязательное страхование от несчастного случая на производстве (ст. 199.4 УК РФ) крупным будет признаваться сумма 6 млн. рублей, особо крупным – 30 млн. рублей.

Если законопроект примут, крупным и особо крупным размером неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов, взносов и других обязательных платежей будут твердые суммы. При этом будет исключена возможность их исчисления в процентах, что не позволит «подгонять» под эти размеры меньшие суммы.

Об организации преступного сообщества

Законопроект предусматривает новое примечание к статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)».

Пока по этой статье происходит ужесточение наказания для учредителей, руководителей и сотрудников обычных организаций, совершивших экономические преступления, вплоть до лишения свободы на длительный (до 20 лет) срок.

Однако законопроект предлагает в качестве преступного сообщества квалифицировать не просто фирму, уклонившуюся от налогов. Это более сложная структура, заведомо созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

Согласно новой оговорке учредители, руководители и работники организации, зарегистрированной в качестве юрлица, ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу структуры организации и совершения какого-либо преступления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Кроме случаев, если фирма или ее подразделение были заведомо созданы для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

Если законопроект примут, то обычную фирму, не заплатившую налоги и другие обязательные платежи в бюджет, не смогут признавать преступным сообществом без имеющихся к тому оснований, а только по субъективному решению следователя.

Проект федерального закона № 871811-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» на сегодняшний день находится в первом чтении.

Для подозреваемых в экономических преступлениях основной мерой пресечения надо сделать залог, уверены в Общественной палате. Также эксперты предлагают расширить полномочия прокуроров и реже применять статью о преступном сообществе Читать в полной версии Фото: Алексей Николаев / ТАСС

Смягчить меры пресечения

Уголовные статьи часто применяются необоснованно жестко к предпринимателям, а органы власти оказывают на них давление, говорится в резолюции по итогам круглого стола Общественной палаты на тему «Сажать нельзя помиловать: в чем новая формула справедливости наказания за экономические преступления?» (есть у РБК).

Авторы резолюции ссылаются на статистику, которую в послании Федеральному собранию привел президент Владимир Путин — 45% дел, возбужденных в отношении предпринимателей, прекращается, не доходя до суда, потому что их «возбуждали кое-как или по непонятным соображениям».

Чтобы исключить подобные ситуации, в Общественной палате предложили смягчить меры пресечения свободы для подозреваемых в экономических преступлениях. Освобождение под залог должно стать приоритетным при расследовании преступлений в сфере предпринимательства, уверены в Общественной палате.

Также авторы резолюции предлагают дополнить Уголовно-процессуальный кодекс нормой, которая запретила бы возбуждать уголовные дела за неисполнение контрактов. Следует точнее разграничивать гражданско-правовые споры и преступления в сфере экономики, особенно в случае с неисполнением контрактов «в силу факторов, не связанных с наличием умысла», считают авторы резолюции.

Полномочия органов прокуратуры предлагается расширить, чтобы они могли следить за ходом оперативно-разыскной деятельности, дознания и предварительного следствия. Также предлагается ввести обязательное согласие прокурора на заключение под стражу как меру пресечения за экономические преступления.

Авторы резолюции рекомендовали разработать механизмы, которые бы исключили использование ст. 210 УК (организация преступного сообщества) в отношении предпринимателей с целью давления на них.

«Все сотрудники той или иной компании только по факту совместной работы могут попасть под такой квалифицирующий признак, как группа лиц по предварительному сговору», — говорил об этом в послании 2019 года Путин.Летом российский президент дал поручение Генпрокуратуре и Верховному суду к 1 декабря подготовить предложения по сокращению причин необоснованных арестов по экономическим преступлениям.

О том, что у Кремля есть «вопросы» по поводу применения к бизнесменам ст. 210 УК, недавно говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

«Избыточное давление на бизнес сдерживает экономический рост, что сказывается на доходах граждан», — сказал РБК член Общественной палаты, президент Национального союза экспортеров Илья Семин. По его словам, палата, которая не обладает правом законодательной инициативы, планирует обратиться в Госдуму, чтобы там рассмотрели резолюцию по итогам круглого стола. Другой его участник, депутат Госдумы Рафаэль Марданшин сказал РБК, что Госдума сможет заняться этой темой, после того как получит официальный запрос от Общественной палаты. Резолюция также была направлена в Минэкономразвития.

РБК направил запросы в Минэкономразвития, Генпрокуратуру и Верховный суд.

Спор из-за преступного сообщества

О том, что следственные органы продолжают квалифицировать деяния бизнесменов по ст. 210 УК, не имея для этого оснований, в докладе президенту говорил уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. Следователи предъявляют обвинения по этой статье, когда перспектива доказать хищение чужой собственности предпринимателем становится сомнительной, утверждал он. Титов настаивал, что в качестве признаков ОПС правоохранительные органы указывают на взаимосвязи, обычные для коммерческой деятельности. Если суд выносит приговор по этой статье, то бизнесмен необоснованно отправляется в колонию строгого режима на длительный срок, говорил бизнес-омбудсмен.

Летом депутат Госдумы Рифат Шайхутдинов внес в нижнюю палату законопроект, запрещающий дополнительную квалификацию правонарушений по статье об организации ОПС или участие в нем для подозреваемых или обвиняемых в сфере предпринимательства. В пояснительной записке к проекту предлагалось также не распространять действие статьи на мошенничество, присвоение или растрату, незаконное предпринимательство и другие. Однако законопроект депутату вернули из-за отсутствия отзывов.

Уточнить формулировки

Эксперты Общественной палаты также предлагают разработать и ввести в уголовное законодательство точное определение «преступления в сфере предпринимательской деятельности» и «сферы предпринимательской деятельности». По их мнению, судей необходимо обязать указывать конкретные основания, по которым деяние не относится к предпринимательским преступлениям, в случае если обвиняемых заключают под стражу.

В законе понятие предпринимательской деятельности уже сформулировано достаточно четко и емко, проблема в том, что представители правоохранительных органов намеренно игнорируют это в массе дел в силу своих «порой неправомерных и коррупционно ориентированных» интересов и задач, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай.

«Резолюция хороша уже потому, что вода камень точит, но, боюсь, только поэтому. В реалиях никакое изменение действующего законодательства не может глобально изменить систему с неправомерным преследованием предпринимателей», — уверен юрист. По его мнению, изменить ситуацию могут либо санкции в отношении «зарвавшихся правоохранителей», либо изменение судебной системы. «Формально все решения силовиков проходят судейскую верификацию, но сейчас суд по разным причинам не выполняет свою функцию и не отделяет зерна от плевел, — поясняет Тай. — Если судебная система начнет пользоваться своими полномочиями и поправлять следствие, оно очень быстро встанет на новые рельсы».

«Пока не срабатывает»

Ранее бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагал расширить полномочия прокуратуры и не применять к бизнесменам, обвиняемым по «экономическим» статьям Уголовного кодекса, статью о создании преступного сообщества. «Темы подняты правильные, но решить эти проблемы пока не удается, хотя какие-то меры принимаются, — отмечает заместитель руководителя отдела по обеспечению деятельности бизнес-омбудсмена Наталья Рябова. — Тут должно быть единство правоприменения и законодательства, пока это не очень срабатывает».

Рябова отметила, что бизнес-омбудсмен в докладе президенту предлагал определить конкретные составы преступлений, к которым нельзя будет присовокуплять ст. 210 УК — к примеру, к экономическим преступлениям. «Резюмирую: темы подняты правильные, варианты их юридико-технического оформления могли бы быть разными, но вопросы надо решать», — заключила она.

В июле ВЦИОМ опубликовал исследование «Бизнес в России: взгляд изнутри» (были опрошены 500 респондентов). Согласно ему, более 70% российских предпринимателей оценивают условия ведения бизнеса в стране как неблагоприятные. Несмотря на это, 76% опрошенных не стали бы отказываться от ведения собственного дела.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

4. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ-152.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

4. Категории субъектов персональных данных. Обрабатываются ПД следующих субъектов ПД:

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, — данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: pavel@tylik.ru, либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

4. опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки ПД, к сведениям о реализуемых требованиях к защите ПД;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Министерство юстиции презентовало проект Закона РК по вопросам дальнейшей декриминализации финансово-экономических преступлений

Сегодня в Министерстве юстиции РК прошла презентация проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей декриминализации финансово-экономических преступлений». Органом разработчиком данного законопроекта является Минюст РК, сообщает ведомство.

В презентации приняли участие депутаты Парламента РК, представители Администрации Президента РК, Конституционного Совета, Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, Верховного Суда РК, Генеральной прокуратуры РК, Комитета национальной безопасности РК, Министерств внутренних дел, финансов, неправительственных организаций, а также ученые-правоведы.

Данным законопроектом предусмотрена декриминализация финансово-экономических преступлений, в рамках которой предлагается исключить из Уголовного кодекса Республики Казахстан статью 192 «лжепредпринимательство». В связи с невысокой степенью общественной опасности из санкций некоторых статей Уголовного кодекса предлагается исключить наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, судебная практика свидетельствует о том, что возмещение материального ущерба, причиняемого в результате экономических преступлений, осуществляется в порядке гражданского судопроизводства и является малоэффективным. В этой связи предлагается восстанавливать нарушенные материальные права потерпевших уголовно-правовыми средствами, путём введения такого вида наказания как — «Двукратное возмещение материального ущерба». Дополнительно вводятся альтернативные наказания в виде исправительных работ и ограничения свободы.

По словам директора Департамента законодательства М.Жуманиязова, в прошлом году гуманизация уголовного законодательства, в том числе норм об экономических преступлениях, была проведена в два этапа. Первый этап проведен путем принятия Закона по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе от 18 января 2011 года № 393-IV.

В частности, данным Законом смягчены санкции по 45 составам экономических преступлений, в том числе путем исключения ареста (18 статей) и лишения свободы (13 статей) как видов наказания. Также из Уголовного кодекса были исключены 5 статей (ст.ст. 195, 197, 201, 223 и 225). Кроме того, в Уголовный кодекс Республики Казахстан введена норма, предусматривающая административную преюдицию применительно к статье 198 (Заведомо ложная реклама).

Второй этап гуманизации был осуществлен Законом по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства от 9 ноября 2011 года № 490-IV. Так, Законом значительно увеличены размеры крупного ущерба по 9 статьям, пороги крупного размера — по 4 статьям.

Вследствие этого была ограничена возможность применения ряда статей УК, в числе которых ст.ст. 190 (Незаконное предпринимательство), 191 (Незаконная банковская деятельность), 192 (Лжепредпринимательство) и др. Вместе с тем резерв для совершенствования уголовного законодательства сохраняется.

«Для разработки законопроекта по вопросам дальнейшей декриминализации финансово-экономических преступлений, приказом Министра юстиции создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Генеральной прокуратуры, Агентства финансовой полиции, Министерств финансов, внутренних дел, экономического развития и торговли, а также Союза «Атамекен» и общественных объединений. Целями разработки и принятия рассматриваемого законопроекта являются защита предпринимательства от необоснованного вмешательства правоприменительных органов путем общей либерализации и оптимизации ответственности за экономические преступления и эффективное восстановление прав потерпевших, нарушенных в результате совершения экономических преступлений. Законопроектом предусматривается внесение соответствующих поправок, направленных на декриминализацию и депенализацию (смягчение санкций) отдельных составов экономических преступлений; совершенствование норм об экономических преступлениях, а также ответственности за их совершение, в том числе путем введения альтернативных лишению свободы видов наказания. В ракурсе вносимых в Уголовный кодекс изменений также совершенствуется Уголовно-исполнительный кодекс. Кроме того, в данном направлении гармонизируются нормы уголовно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях», — сказал он.

Направлениями дальнейшего совершенствования уголовного законодательства являются:

— полная декриминализация с переводом в плоскость административно-деликтного законодательства — 1 состав преступления (статья 198 УК РК «Заведомо ложная реклама»);

— частичная декриминализация путем сужения оснований привлечения к уголовной ответственности — 3 статьи УК РК, предусматривающие 7 составов преступлений (ст.192 «Лжепредпринимательство», ст.192-1 «Совершение субъектом частного предпринимательства сделки (сделок) без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность» и ст.193 «Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем»);

— исключение лишения свободы, снижение верхнего предела лишения свободы, закрепление альтернативных видов наказаний, не связанных с лишением свободы (привлечение к общественным работам, исправительные работы, ограничение свободы) — 12 составов преступлений;

— сокращение формальных составов путем их перевода в число материальных, сужение количества альтернативных общественно-опасных последствий и др. — 3 состава (ст. 202 УК РК «Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг», ст. 216 УК РК «Преднамеренное банкротство», ст. 219 УК РК «Представление заведомо ложных сведений о банковских операциях»);

— расширение сферы применения административной преюдиции — 1 состав преступления (ч.1 ст.199 «Незаконное использование товарного знака»);

— введение нового наказания в виде «двукратного возмещения материального ущерба» — 30 составов преступлений, предусматривающих причинение ущерба.

Суть вышеуказанных поправок сводится к следующему.

1. Полной декриминализации, с переводом в плоскость административно-деликатного законодательства, подвергается статья 198 УК РК «Заведомо ложная реклама».

Предпосылкой для выработки данного предложения, в определенной степени, явилась незначительная степень общественной опасности преступления.

Именно с учетом данного обстоятельства, в рамках масштабной гуманизации уголовного законодательства, проведенной в прошлом году, применительно к этой статье введена административная преюдиция. Это означает, что для привлечения лица к уголовной ответственности по статье 198 УК РК, необходимо на него наложить административное взыскание согласно КоАП.

Кроме того, меры административного взыскания в виде штрафа за данное правонарушение намного больше и ощутимее чем штраф, предусмотренный в статье 198 УК РК: от 100 до 1000 МРП либо административный арест до 45 суток (штраф по УК РК — от 200 до 500 МРП).

Изучение международного опыта показало, что в России состав заведомо ложной рекламы исключен из Уголовного кодекса в 2003 году.

По данным Комитета по правовой статистике Генеральной прокуратуры за 6 лет (2006-2011 гг.) по рассматриваемой статье зарегистрировано 10 преступлений.

При этом за последние 2 года — всего 1 преступление.

2. Частичной декриминализации подвергаются 3 статьи, предусматривающие 7 составов преступлений.

На сегодняшний день по прежнему актуальна проблема уголовной ответственности за лжепредпринимательство. Данный вопрос обсуждался на различных уровнях, однако проблема сохраняется. В 2011 году по статье 192 УК зарегистрировано 438 преступлений, из них прекращено уголовных дел — 278, в том числе по реабилитирующим основаниям — 258 или 58,9%.

Главной составляющей указанной проблемы выступает вопрос вовлечения в орбиту уголовного преследования добросовестных контрагентов лжепредприятий, имевших когда-либо взаиморасчеты с обнальными фирмами. Позиции государственных органов по данному вопросу в рамках двух этапов гуманизации УК РК также были неизменными. И в настоящее время, в рамках созданной в Министерстве юстиции рабочей группы, данный вопрос также активно обсуждается. При этом выражаются различные позиции, высказываются разные мнения. Однако вопрос о том, что проблема все-таки существует, ни у одного из государственных органов не вызывает сомнений.

«В этой связи заинтересованными государственными органами предложение об исключении из Уголовного кодекса статьи 192 (Лжепредпринимательство) поддерживается единогласно. Вместе с тем, чтоб решение одной проблемы не породило еще большую проблему, необходимо выработать оптимальную модель привлечения к уголовной ответственности лжепредпринимателей и лиц уклоняющихся от налогов с помощью последних. При этом необходимо максимально вывести из под «удара» добросовестных предпринимателей, имевших сделки с «обнальщиками». Вопрос не простой, но решив его, мы сможем направить работу правоохранительных и фискальных органов в правильное русло. В настоящее время в Министерстве финансов действует межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия лжепредпринимательству, в состав которой также входят представители ГП, АБЭКП, МЮ», — сказал он.

По словам М.Жуманиязова, данной группой выработана позиция, в рамках которой значительно сужается сфера применения статей 192 УК РК «Лжепредпринимательство» и 192-1 УК РК «Совершение субъектом частного предпринимательства сделки (сделок) без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность». Так, предлагается данные статьи исключить из УК РК. При этом устанавливается уголовная ответственность за неуплату налогов, включая содействие в этом третьим лицам, в том числе путем создания легитимного предприятия без цели предпринимательской деятельности либо совершение мнимых сделок. В этой связи в статью 221 УК «Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет» и статью 222 УК РК «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций» включаются признаки неуплаты налогов, совершенные указанными способами. Это позволит уменьшить давление на добросовестных контрагентов лжепредприятий и вмешательство в их дела.

В настоящее время в обсуждаемый сегодня законопроект включены данные предложения.

Также в статью 193 УК «Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем» вносятся поправки, сужающие сферу ее применения. Предлагается установить уголовную ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного только преступным путем. За легализацию средств, приобретенных иным незаконным способом (помимо преступного способа) предлагается установить административную ответственность.

3. Исключение лишения свободы, снижение верхнего предела лишения свободы, закрепление альтернативных видов наказаний, не связанных с лишением свободы (привлечение к общественным работам, исправительные работы, ограничение свободы) предусмотрена по 12 составам преступлений.

Так, наказание в виде лишения свободы исключается из 2-х составов преступлений. Это часть 2 статьи 203 УК РК «Внесение в реестр держателей ценных бумаг заведомо ложных сведений» и статья 205-1 УК РК «Утрата документов и сведений, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг».

В санкциях 2-х составов преступлений лишение свободы заменяется на ограничение свободы:

— часть 1 статьи 190 УК «Незаконное предпринимательство»;

— часть 1 статьи 191 УК «Незаконная банковская деятельность».

5 составов преступлений переводятся из категории средней тяжести в категорию небольшой тяжести.

Это делается путем снижения верхнего предела лишения свободы с 3-х до 2-х лет.

Данная мера применяется по следующим составам:

— часть 2 статьи 200 УК «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну»;

— статья 202 УК «Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг»;

— статья 216 «Преднамеренное банкротство»;

— статья 216-1 «Доведение до неплатежеспособности»;

— статья 217 «Ложное банкротство».

«Хочу отметить, что данные позиции на сегодняшний день являются рабочими проектами и их дальнейшая проработка будет осуществляться в рамках рабочей группы», — отметил он.

Расширение санкций альтернативными лишению свободы наказаниями также является смягчающим фактором. В этой связи в санкции 5 составов преступлений предлагается включить наказания в виде привлечения к общественным работам, исправительные работы и ограничение свободы. Это части 1 и 2 статьи 190 «Незаконное предпринимательство», части 1 и 2 статьи 191 «Незаконная банковская деятельность» и часть 2 статьи 208 «Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, подделка и использование акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок».

4. Сокращение формальных составов путем их перевода в число материальных, сужение количества альтернативных общественно-опасных последствий и др. — 3 состава.

Формальный по конструкции состав преступления, предусмотренный статьей 202 УК «Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг» предлагается перевести в число материальных путем включения в диспозицию нормы последствия в виде причинения крупного ущерба. Это означает, что основанием уголовной ответственности за данное преступление будет являться только причинение ущерба в результате его совершения.

Наличие альтернативных общественно-опасных последствий совершенного преступления создает определенные трудности в правоприменении. В этой связи в статье 216 УК РК «Преднамеренное банкротство», исключается формулировка «или иные тяжкие последствия». Таким образом, уголовная ответственность по данной статье будет наступать в случае причинения только крупного ущерба, без иных последствий.

Кроме того коррупциогенной нормой является формулировка о возможном причинении вреда в виде «или могли привлечь». Данное понятие установлено в статье 219 УК «Представление заведомо ложных сведений о банковских операциях». Исключение указанной формулировки позволит устранить возможность для двоякого толкования статьи 219 кодекса правоприменительными органами.

5.Сфера административной преюдиции будет расширена за счет распространения данного института в части 1 статьи 199 УК РК «Незаконное использование товарного знака».

В этой связи корректируется статья 145 КоАП «Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования». Регулирование общественных отношений в сфере незаконного использования товарного знака административно-деликтным законодательством в полной мере отвечает требованиям обеспечения экономической безопасности государства, защиты прав и законных интересов предпринимательства.

6. Также законопроектом предусмотрено введение нового для системы казахстанского уголовного законодательства вида наказания «двукратное возмещение материального ущерба», альтернативного лишению свободы.

Двукратное возмещение материального ущерба будет вводиться в санкции 30 составов экономических преступлений, предусматривающих причинение ущерба. Данный вид наказания устанавливается как альтернатива лишению свободы и носит восстановительный характер. Судебная практика свидетельствует о том, что возмещение материального ущерба, причиняемого в результате экономических преступлений, осуществляется в порядке гражданского судопроизводства и является малоэффективным.

Введение данного наказания позволит наиболее полно обеспечить реализацию принципа справедливости не только по отношению к обвиняемому, но и к потерпевшему.

«Следует особо подчеркнуть, что, практически 30 лет назад, в рекомендациях R (81) 12 Комитета министров Совета Европы по вопросам экономической преступности (25 июня 1981 года) была указана целесообразность введения в качестве самостоятельного вида уголовного наказания за экономические преступления компенсацию потерпевшим причиненного вреда. Введение данного вида наказания в целом корреспондируется с проектом Концепции Уголовного кодекса в новой редакции, разработанным Генеральной прокуратурой. В этом ракурсе особое внимание в данной Концепции уделяется вопросам возмещения потерпевшим вреда, причиненного в результате совершения преступлений, в том числе с использованием уголовно-правовых инструментов. Кроме того, в проекте Концепции УК РК в новой редакции предусмотрено введение института уголовной ответственности юридических лиц, по отношению к которым отмечается, что «уголовный закон должен быть нацелен на максимальное возмещение и заглаживание причиненного ущерба, минимизацию вредных последствий, восстановление социальной справедливости»», — отметил он.

Введение данного наказания предлагается по следующим составам:

— ч.1 ст.190 «Незаконное предпринимательство»,

— ч.1 ст.191 «Незаконная банковская деятельность»,

— ч.1 и ч.2 ст.194 «Незаконное получение и нецелевое использование кредита»,

— ч.1, ч.2 и ч.3 ст.196 «Монополистическая деятельность»,

— ч.1 и ч.2 ст.199 «Незаконное использование товарного знака»,

— ч.2 ст.200 «Незаконно получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну»,

— ст.202 «Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг»,

— ст.202-1 «Непредставление информации либо представление заведомо ложных сведений должностным лицом эмитента ценных бумаг»,

— ч.2 ст.203 «Внесение в реестр держателей ценных бумаг заведомо ложных сведений»,

— ст.204 «Представление заведомо ложных сведений профессиональными участниками рынка ценных бумаг»,

— ч.1 и ч.2 ст.205 «Нарушение правил проведения операций с ценными бумагами»,

— ч.1 ст.208 «Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, подделка и использование акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок»,

— ч.1 и ч.2 ст.215 «Неправомерные действия при банкротстве»,

— ст. 216 «Преднамеренное банкротство»,

— ст. 217 «Ложное банкротство»,

— ст.218 «Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности»,

— ч.1 и ч.2 ст.220 «Незаконное использование денежных средств банка»,

— ч.1 и ч.2 ст.221 «Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет»,

— ч.1, ч.2. ч.3 и ч.4 ст.222 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций»,

— ч.4 ст.227 «Неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»).

Также в рамках круглого стола прошло обсуждение проблемных вопросов, часто возникающих при согласовании законопроекта с государственными органами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *