Удержано по исполнительному листу

  • автор:

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, могут быть различными: о взыскании алиментных обязательств, штрафных санкций за административное правонарушение, налоговых платежей, о возмещении причиненного вреда. Как действовать учреждению при поступлении исполнительных листов? Каковы особенности расчета удержаний по ним? Как отразить в бюджетном учете начисление таких удержаний и перечисление удержанных сумм взыскателю? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Правила взыскания по исполнительным документам.

Основным нормативным актом, регламентирующим удержания по исполнительным листам, выступает Федеральный закон от 02.10.2007 № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229‑ФЗ).

Согласно его положениям в учреждение, выплачивающее сотруднику-должнику заработную плату, стипендию или иные выплаты, исполнительный документ может поступить:

1) от непосредственного взыскателя (п. 1 ст. 9 Закона № 229‑ФЗ) в случае:

  • взыскания периодических платежей;
  • взыскания денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб.

К примеру, от налоговых органов может поступить исполнительный документ о взыскании неуплаченных налогов, сборов. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление с указанием банковских реквизитов, на которые нужно перечислить денежные средства в счет погашения долга (п. 2 ст. 9 Закона № 229‑ФЗ);

2) от судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 98 Закона № 229‑ФЗ) в случае:

  • взыскания периодических платежей;
  • взыскания суммы, не превышающей 10 000 руб.;
  • отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Наиболее распространенным исполнительным документом из поступающих от судебных приставов-исполнителей является исполнительный лист о взыскании алиментов. Помимо копии исполнительного листа пристав-исполнитель направляет в учреждение по месту получения дохода (разд. IV Методических рекомендаций):

  • постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника;
  • копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей (если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);
  • копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);
  • памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам. Такая памятка приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям (далее – Памятка).

Алгоритм действий при поступлении исполнительного листа.

При поступлении исполнительного листа учреждению, производящему удержание денежных средств из заработной платы или иных доходов должника, необходимо выполнить следующее:

1) зарегистрировать в специальном журнале поступившие документы: постановление и копию исполнительного документа (п. I Памятки). Форму журнала учреждению придется разработать самостоятельно, поскольку унифицированной формы нет. За образец можно взять старую форму (несмотря на то, что она уже не действует, содержащиеся в ней реквизиты до сих пор актуальны);

2) отправить судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов. В уведомлении делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается телефон организации, а также ставятся подпись бухгалтера и печать организации, получившей исполнительный документ (п. I Памятки);

3) ознакомить работника-должника с исполнительным листом под подпись (п. 3 ч. 1 ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204‑6‑0);

4) передать исполнительные документы бухгалтеру под подпись для осуществления расчета удержаний из заработной платы и иных доходов работника-должника (п. I Памятки);

5) обеспечить хранение исполнительных документов как документов строгой отчетности (в сейфах) (п. I Памятки).

Расчет удержаний по исполнительным листам.

При расчете удержаний по исполнительным листам необходимо учитывать:

1) перечень выплат, на которые не может быть обращено взыскание;

2) ограничения по размерам удержаний;

3) очередность удовлетворения требований взыскателя.

Перечень доходов должника, с которых не производятся удержания. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в связи со смертью кормильца;
  • денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
  • компенсационные выплаты за бюджетный счет гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
  • ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);
  • денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в частности, в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, в связи с рождением ребенка, смертью родных, регистрацией брака);
  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;
  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, с террористическим актом, в связи со смертью члена семьи, а также выплачиваемой в виде гуманитарной помощи;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями работникам и (или) членам их семей, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
  • прочие виды доходов, которые включены в закрытый перечень, приведенный в ст. 101 Закона № 229‑ФЗ.

При удержании алиментов на несовершеннолетних детей также надо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Ограничения по размерам удержаний. Они установлены ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ.

По общему правилу в целях погашения задолженности по исполнительным листам из заработной платы и иных доходов должника не может быть удержано более 50 %. Исключением являются случаи взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещения вреда в связи со смертью кормильца и возмещения ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 %.

Стоит учитывать, что размер удержаний исчисляется из суммы доходов, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона № 229‑ФЗ).

Очередность при удержании средств. Если на одного работника поступило несколько исполнительных листов, удержание средств осуществляется в соответствии с установленной ст. 111 Закона № 229‑ФЗ очередностью удовлетворения требований взыскателя:

1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь – требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь – требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь – все остальные требования.

Стоит отметить, что требования каждой последующей очереди удовлетворяются после погашения долга предыдущей очереди в полном объеме. В рамках одной очереди (при наличии нескольких исполнительных документов от разных взыскателей) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (п. 2, 3 ст. 111 Закона № 229‑ФЗ).

Рассмотрим порядок расчета удержаний на примере.

В июне 2018 года в казенное учреждение поступили два исполнительных документа на одного работника:

  • первое – о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25 % зарплаты;
  • второе – о взыскании налоговых платежей. Задолженность по налогу на имущество составляет 10 000 руб.

В июне работнику начислены следующие выплаты:

  • заработная плата – 15 000 руб.;
  • пособие по временной нетрудоспособности – 4 000 руб.;
  • материальная помощь в связи с рождением ребенка – 7 000 руб.

Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, составила 2 106 руб.

При взыскании средств по исполнительным документам в доход не включается величина материальной помощи. Кроме того, расчет выполняется исходя из суммы доходов, оставшейся после удержания НДФЛ. Таким образом, сумма доходов, из которых производится удержание по исполнительным документам, составит 16 894 руб. (15 000 + 4 000 ‑ 2 106).

Максимально возможная сумма удержаний по исполнительным листам равна 8 447 руб. (16 894 руб. x 50 %).

Сумма удержаний по первому исполнительному листу равна 4 223,5 руб. (16 894 руб. x 25 %).

По второму исполнительному листу можно удержать не более 4 223,5 руб. (8 447 ‑ 4 223,5).

Оставшаяся часть задолженности по налоговым платежам в размере 5 776,5 руб. (10 000 ‑ 4 223,5) будет удержана в следующих месяцах после удержания алиментов.

В соответствии с п. 2 ст. 99 Закона № 229‑ФЗ удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Стоит отметить, что в силу пп. 3 и 16 п. 1 ст. 64 Закона № 229‑ФЗ судебный пристав-исполнитель имеет право проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов. В связи с этим при расчете суммы взысканий бухгалтеры должны быть предельно внимательны.

Сроки осуществления удержаний и порядок их отражения в учете.

Согласно п. 3 ст. 98 Закона № 229‑ФЗ организации, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. В трехдневный срок со дня осуществления выплат в пользу должника они обязаны переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Взысканные по исполнительному листу суммы могут быть перечислены взыскателю по почте или на его счет в банке. Информация о реквизитах, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, должна содержаться в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на доходы должника (пп. 9 п. II Памятки).

Фактический адрес взыскателя является обязательным реквизитом исполнительного документа (ст. 13 Закона № 229‑ФЗ). Получается, что если исполнительные документы не содержат ни адрес взыскателя, ни банковские реквизиты взыскателя, то учреждение, осуществляющее выплаты в пользу работника-должника, не обязано перечислять исчисленные суммы удержаний. Вместе с тем в пп. 9 п. II Памятки рекомендуется в случае, когда адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, перечислять алименты на расчетный счет структурного подразделения территориального органа ФССП.

В соответствии с п. 273 Инструкции № 157н для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий или иных периодических платежей для безналичного перечисления по исполнительным листам и другим документам применяется счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Согласно п. 108 Инструкции № 162н в бюджетном учете казенного учреждения данный счет отражается в корреспонденции:

  • с дебетом счета 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» – при начислении удержаний по исполнительным листам;
  • с кредитом счетов 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 1 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации» – при перечислении удержанных сумм.

Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций по начислению и перечислению удержаний по исполнительным листам на примере.

На основании исполнительного листа казенное учреждение ежемесячно удерживает из заработной платы сотрудника алименты в размере 25 % от его заработной платы, которая составляет 20 000 руб. Алименты отправляются получателю почтовым переводом через кассира. Почтовый сбор составляет 1 % от суммы алиментов.

Максимальная сумма при удержании

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 99 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по исполнительному документу (нескольким документам) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.

Рассчитывайте зарплату с удержанием алиментов в веб-сервисе Рассчитать бесплатно

Таким образом, из заработной платы сотрудника в любом случае не может быть удержано более 70%. Причем, удержание в указанном размере возможно исключительно для удовлетворения приведенных выше требований (алименты на несовершеннолетних детей, вред здоровью и т.д.). Если же взыскание производится для удовлетворения прочих требований, то взыскивается не более половины заработка.
Казалось бы, простое правило, но на практике оно все равно вызывает проблемы. Особенно, когда в организации имеется несколько исполнительных листов, каждый их которых предписывает производить удержания в определенной сумме. Рассмотрим конкретные примеры.

Удержания по кредиту: не больше половины

У нас работает сотрудник, у которого идут удержания по исполнительному листу в размере 1/3 зарплаты по алиментам на ребенка. А теперь пришел еще один исполнительный на 50% удержаний из его доходов для погашения взятого кредита в банке. Сколько можно удержать у сотрудника в данном случае?

Давайте разбираться. Как уже упоминалось, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей можно удерживать до 70% заработка. А вот при взыскании в пользу банка удержать можно не более половины заработка. Как эти два правила совместить в рассматриваемом случае? Для ответа нужно обратиться к положениям п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ. Там сказано: если взысканной с должника суммы недостаточно для удовлетворения в полном объеме всех требований по всем исполнительным документам, устанавливается очередность удовлетворения.
В частности, в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда. Тогда как требования банков по взысканию задолженности по договорам удовлетворяются только в четвертую очередь. Далее, в п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ, сказано, что каждая взысканная с должника сумма сначала направляется на погашение требования первой очереди, а требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.
Получается, что в рассматриваемой ситуации работодателю сначала надо полностью «расплатиться» с требованиями по алиментам, т.к. это первая очередь. Для этого достаточно взыскать всего лишь треть заработка. Значит, данное требование будет исполнено в полном размере, даже если удержано 50% заработка. Так что оснований для взыскания за пределами 50% от заработка (до 70%) в данном случае не возникает.
Оставшуюся после перечисления алиментов часть от удержанной половины заработка нужно перечислить по второму исполнительному листу в пользу банка. И таким образом поступаем вплоть до полного удовлетворения соответствующего требования банка (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). При условии, конечно, что в этот период не прекратится взыскание алиментов.
Приведем пример. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 рублей в месяц. У него есть два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 рублей. Рассчитаем сумму удержаний.
Как мы помним, в силу п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Значит, в данном случае размер удержания будет определяться исходя из 9 064 рублей (10000 — (10000 — 1400*2) * 13%). Соответственно, удержано по обоим исполнительным листам будет 4 532 руб. (9064 ∕ 2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов будет перечислено 3 021,33 руб. (9064*1/3), а оставшаяся часть (1 510,67 руб.) будет перечислена во исполнение требований банка.

Бесплатно рассчитывать зарплату с удержанием алиментов и стандартными вычетами по НДФЛ

Алименты на детей и супругов

На работника поступили 3 постановления об удержании. Первое — на содержание супруги в размере 0,6 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по нашему региону ежемесячно (на данный момент это 11 907 х 0,6 = 7 144,20 руб.). Второе — на содержание сына в размере 1/4 доходов ежемесячно. И третье — на содержание дочери в размере 1/6 доходов ежемесячно. Какой будет предельный размер удержаний в этой ситуации? Как распределять взысканное между тремя иждивенцами?
Как уже говорилось, при взыскании алиментов размер удержания может достигать 70% заработной платы. Но при этом речь в законе идет о взыскании алиментов именно на несовершеннолетних детей. Хотя, как следует из ст. 90 Семейного кодекса РФ, суммы, выплачиваемые на содержание бывшего супруга, также признаются алиментами. Но поскольку алиментами на содержание детей они не являются, то для удовлетворения этих требований удержать можно не более половины заработка.
В то же время, устанавливая очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам, законодатель не отделил алименты на детей от прочих алиментов. Значит, для целей очередности и распределения денег взыскания по всем трем исполнительным листам будут относиться к одной очереди — к первой. Поэтому в данном случае будет действовать правило п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ. Там сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.
Значит, алгоритм действий в данном случае будет таким. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов на содержание супруги и обоих детей в пределах 50% заработка сотрудника. Удержанная таким образом сумма распределяется между всеми взыскателями пропорционально причитающейся каждому из них сумме. После этого нужно произвести доудержание алиментов на детей с тем, чтобы взыскание не превышало 70% заработка. Удержанная сумма распределяется только между детьми пропорционально причитающейся каждому из них сумме.
Посмотрим на примере. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Тогда сумма заработной платы, из которой будут проводиться удержания, составит 9 064 руб. (10 000 — (10 000 -1 400 × 2) × 13%). Теперь, исходя из этой суммы, определим причитающуюся детям сумму: сын должен получить 2 266 руб. (9 064 × 1/4), а дочь — 1 510,67 руб. (9 064 × 1/6).
Теперь удерживаем половину заработка (4 532 руб.) и распределяем эту сумму между всеми тремя взыскателями. Доля супруги составит (4532 ∕ (7 144,2+2 266+1 510,67)) × 7 144,2 = 2 964,74 руб. Доля сына составит (4 532/(7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 2 266 = 940,36 руб. и доля дочери (4 532 ∕ (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 1 510,67 = 626,90 руб.
Дальше определяем сумму, которую можно дополнительно удержать на содержание детей (в пределах 70% заработка): 9 064 × 70% — 4532 = 1812,8 руб. Удерживаем ее и распределяем между двумя детьми пропорционально их долям. Доля сына (1 812,8 ∕ (2 266+1 510,67)) × 2 266 = 1 087,68 руб., а доля дочери – (1 812,8 ∕ (2 266+1 510,67)) × 1 510,67 = 725,12 руб.
Итого супруга получит 2 964,74 руб., сын — 2 028,04 руб. и дочь — 1 352,02 руб.

Сроки удержания

Не меньше сложностей возникает и при определении периода, в течение которого нужно проводить удержания. Причем, вопросы вызывает установление как начальной, так и конечной даты взыскания. Еще сложнее дело обстоит с задолженностью за прошлые периоды.

Возможны ли удержания задним числом?

В середине мая 2019 года в бухгалтерию поступил судебный приказ, датированный 30.01.19., в котором указано, что, начиная с 20 января, необходимо ежемесячно взыскивать с сотрудника алименты в размере 1/4 заработка. С какого срока нужно сделать расчет алиментов?
Ответ на этот вопрос находим в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. Там сказано, что лица, выплачивающие должнику зарплату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Здесь напомним, что судебный приказ также является исполнительным документом (пп. 2 п. 1 ст. 12 Закона № 229-ФЗ).
Таким образом, начинать удержания нужно с того момента, когда бухгалтерия получила судебный приказ, т.е. в данном случае в мае.
Осталось определить какую сумму нужно будет взыскать при первой выплате: ¼ от текущего дохода, или с учетом задолженности. В силу п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
Если взыскание производится по решению судебного пристава, то задолженность определяется именно приставом и указывается в постановлении (п. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). В данном же случае организация проводит взыскание непосредственно на основании исполнительного документа. Это значит, что ей необходимо выполнить требования п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ самостоятельно и определить размер задолженности за период с 20.01.2019 по дату получения приказа, в течение которого алименты, установленные этим документом, не удерживались.
Данная задолженность определяется исходя из заработка сотрудника за указанный период и удерживается из текущих выплат одновременно с алиментами с учетом ограничения в 70 процентов от выплачиваемой суммы, установленного п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ, вплоть до полного погашения. То есть при первой после получения судебного приказа выплате зарплаты у работника может быть удержано до 70 процентов заработка, если это необходимо для погашения задолженности по алиментам, образовавшейся с января.
В бухгалтерию 27.09.2019 пришло постановление пристава об обращении взыскания на зарплату должника. Постановление датировано 23.08.2019, а в тексте сказано, что удержания нужно производить ежемесячно в размере 1/6 от дохода с 12.07.2019. Как в данной ситуации должен поступить бухгалтер?

Эта ситуация является разновидностью предыдущей. Коренное отличие заключается в том, что взыскание производится на основании постановления пристава. Значит, организация обязана удерживать 1/6 из заработной платы и иных доходов физического лица-должника, выплачиваемых, начиная с даты получения данного постановления, т.е. с 27.09.2019. А размер и порядок взыскания задолженности за период с 12.07.2019 по 27.09.2019 согласно п. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ должен будет определить судебный пристав.
После того, как пристав это сделает, в организацию будет направлено новое постановление, содержащее информацию о величине и порядке удержания задолженности. Исполнять данное постановление организация также должна будет начиная со дня его получения.

Бесплатно составлять кадровые документы по готовым шаблонам и вести кадровый учет в веб-сервисе

Достижение совершеннолетия

У сотрудника удерживаются алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере 25% заработка. Совершеннолетие ребенка наступило 6 сентября. Как правильно произвести удержание из заработной платы сотрудника за сентябрь?
Ни Семейный кодекс РФ, ни Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат специальных правил определения дня, когда лицо считается достигшим совершеннолетия для целей исчисления и удержания алиментов. При этом термин «совершеннолетие» является термином гражданского законодательства (п. 1 ст. 21 ГК РФ), что дает основания при определении момента наступления совершеннолетия использовать правила Гражданского кодекса о сроках.
Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Как следствие, 18 лет гражданину исполнится (и он станет совершеннолетним в терминах п. 1 ст. 21 ГК РФ)не в день рождения, а с ноля часов следующих суток. Другими словами, 18-летним он становится на следующий день после соответствующего дня рождения.
Подтверждение правильности этого вывода можно найти и в других документах. К примеру, в абзаце 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.11 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» указано следующее. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, то есть с ноля часов следующих суток. А в пункте 46 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.09 № 1012н) читаем, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет выплачивается по день достижения ребенком возраста полутора лет включительно.
Таким образом, в ситуации, когда исполнительным документом предписано удерживать алименты до достижения ребенком совершеннолетия, день рождения ребенка, в который ему исполняется 18 лет, должен включаться в расчет алиментов в качестве последнего дня, за который они начисляются. А значит, прекращение начисления алиментов происходит со дня, следующего за днем рождения.
При этом размер алиментов в месяце, в котором ребенок достиг 18-летнего возраста, должен рассчитываться пропорционально количеству рабочих дней сотрудника в этом месяце, приходящихся на период несовершеннолетия ребенка по день рождения включительно. Ведь алименты удерживаются из зарплаты, а зарплата, исходя из положений ст. 129 ТК РФ, начисляется за фактически отработанные дни.
Удерживать же начисленную сумму (и задолженность, если имеется) нужно из доходов работника до тех пор, пока не будет взыскано все причитающееся ребенку. То есть, фактическое удержание может продолжаться и после совершеннолетия ребенка.

Работодатель должен удерживать алименты, в том числе и с сумм оплаты простоя по независящим от работодателя и работника причинам.

Обоснован такой вывод следующим.

Работодатель обязан удерживать алименты из доходов работника и в трехдневный срок со дня выплаты зарплаты или иного дохода перечислить их получателю. Такая обязанность возникает со дня получения работодателем исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника (ст. 109 СК РФ, ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее – Закон № 229-ФЗ).

Удержания из заработной платы и иных доходов должника по исполнительному документу производятся из суммы, оставшейся после удержания налогов (ч. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). В ст. 101 Закона № 229-ФЗ содержится исчерпывающий перечень видов доходов должника (гражданина), на которые не может быть обращено взыскание. Оплата времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в этом перечне не поименована. Значит, алименты с нее удерживаются.

Отметим, что постановлением Правительства России от 18.07.1996 № 841 утвержден Перечень доходов, из которых могут быть удержаны алименты на несовершеннолетних детей. Оплата простоя в этом перечне напрямую не поименована. При этом согласно п. 1 Перечня удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме. Оплата времени простоя относится к заработной плате (разд. VI ТК РФ).

Таким образом, с суммы оплаты времени простоя алименты следует удержать.

Участникам исполнительного производства необходимо знать, какой срок давности у исполнительного листа. В этой статье разберемся, существует ли понятие «срок давности исполнительного листа», какие сроки применимы к исполнительному листу и их особенности.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковая давность — это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Таким образом, применять понятие «исковая давность» к исполнительным листам недопустимо, ввиду того, что исполнительный лист является уже результатом вынесения решения суда по возникшим спорам между истцом и ответчиком.

Какие же сроки применимы к исполнительным листам?

Срок давности предъявления исполнительного листа к исполнению

В соответствии со ст. 21 Закона об исполнительном производстве № 229-ФЗ от 02.10.2007 исполнительный лист должен быть передан взыскателем в течение 3 лет в орган, осуществляющий взыскания, либо должнику (если исполнительный лист не был передан сразу судебным приставам).

3 года отсчитываются не с момента получения на руки исполнительного листа, а с даты вынесения решения судом.

О том, как получить исполнительный лист и подать его судебным приставам, мы писали ранее в этой статье.

Существуют также и специальные сроки использования исполнительных документов, в зависимости от вида исполнительного листа:

⦁ 1 год — для листов, в которых указано требование о возврате ребенка, перемещенного в Россию с нарушениями законодательства или незаконно удерживаемого на ее территории;

⦁ в течение всего периода, в рамках которого должны осуществляться периодические платежи в пользу взыскателя + 3 года. Например, исполнительные листы по взысканию алиментов действуют до наступления совершеннолетия ребенка + 3 года.

Случаи прерывания общего трехлетнего срока предъявления исполнительного листа описаны в ч. 1 ст. 22 ФЗ № 229:

⦁ держатель листа передал его приставу или должнику;

⦁ должник частично погасил свою задолженность.

Исчисление прерванного срока предъявления, в соответствии с ч. 2 ст. 22 ФЗ № 229, продолжается после перерыва. При этом время, пройденное с момента получения исполнительного документа до прерывания срока его подачи, не учитывается.

Если же исполнительный документ был возвращен взыскателю по причине невозможности его исполнения, исчисление срока начинается со дня возвращения (ч. 3 ст. 22 ФЗ № 229).

В случае отзыва исполнительного документа по заявлению взыскателя или в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом (ч.3.1. ст. 22 ФЗ № 229).

Часть 3.1. ст.22 ФЗ № 229 была введена во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 7-Пот 10.03.2016 № 7-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева».

Если судебный акт, на основании которого выдан исполнительный лист, приостанавливал свое действие, то при его возобновлении возобновляется и срок предъявления к исполнению исполнительного листа (ч. 4 ст. 22 ФЗ № 229).

Указанные правила не применяются к судебным актам, актам других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. (ч. 6 ст. 22 ФЗ № 229).

Пропуск срока влечет за собой прекращение действия прав взыскателя относительно должника. Однако в некоторых случаях, отдельно установленных законодателем, установленный для предъявления листа срок может быть восстановлен.

Можно ли восстановить пропущенный срок предъявления исполнительного листа?

В ч. 1 ст. 23 ФЗ № 229 говорится, что можно, но по ряду уважительных причин:

⦁ болезнь взыскателя, подтвержденная официальными документами;

⦁ отсутствие у него информации о том, что он, согласно решению суда, имеет право требования погашения задолженности в отношении взыскателя (такая ситуация возникает в том случае, если в адрес взыскателя не был направлен исполнительный лист);

⦁ нахождение взыскателя в длительной командировке и др.

Срок осуществления исполнительного производства

Срок осуществления исполнительного производства — это период времени, в течение которого с должника должна быть взыскана сформировавшаяся у него задолженность. Все сроки действий, выполнение которых направлено на взыскание долга, установлены ст. 36 ФЗ № 229.

Согласно этой статье, все требования, изложенные в исполнительном документе, должны быть выполнены в течение 2 месяцев с момента начала исполнительного производства.

Но, течение 2 месяцев прерывается согласно ч. 7 этой же статьи. В период осуществления исполнительного производства не включается время:

⦁ в течение которого проведение исполнительных действий было отложено;

⦁ в течение которого осуществление исполнительного производства было приостановлено;

⦁ отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

⦁ когда какой-либо из участников исполнительного производства обратился в суд или иной компетентный орган с заявлением о разъяснении положений документа;

⦁ в течение которого действовало постановление о назначении специалиста, привлекаемого к процедуре реализации исполнительного производства;

⦁ проведения процедуры реализации имущества, конфискованного у должника (она считается завершенной в момент поступления денежных средств от продажи собственности на банковский счет службы судебных приставов).

В случае, когда исполнительный лист не может быть исполнен по каким-либо причинам, его возвращают взыскателю (согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229). В такой ситуации срок предъявления документа для требования возврата долга отсчитывается с даты возвращения его взыскателю и составляет 3 года, за исключением двух случаев:

  1. Взыскатель сам отозвал исполнительный лист по заявлению.
  2. Взыскатель совершал действия, препятствующие исполнению взыскания.

В описанных выше случаях при исчислении срока предъявления обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием.

Таким образом, несмотря на завершение исполнительного производства, оно может неоднократно возобновляться по воле взыскателя в пределах установленного срока к предъявлению.

Обратиться за возобновлением исполнительного производства взыскатель может только через полгода с даты вынесения поставления об окончании исполнительного производства. За исключением случая, когда у взыскателя появится официальная информация об изменении материального положения должника.

Вывод: окончание исполнительного производства и возврат исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью взыскания задолженности не аннулируют существующий долг. Исполнительное производство по исполнительному листу будет закрыто в случае, если взыскатель не обратится для возобновления в течение трех лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *