Учетная политика 2018 для бюджетного учреждения

  • автор:

Содержание

Учетная политика – 2018: основные изменения и корректировки

Обухова Т. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Совокупность способов организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, применяемых субъектом учета, отражается в учетной политике учреждения. Казенные учреждения, как и любые другие государственные (муниципальные) учреждения, самостоятельно разрабатывают учетную политику, которая применяется ими последовательно из года в год. В связи с изменениями законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета положения учетной политики корректируются. Какие поправки нужно внести в учетную политику, которая будет применяться в следующем году?

Пунктом 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Первые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора вступают в силу 1 января 2018 года. Среди них и Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора предусмотрено, что федеральный стандарт, регулирующий вопросы составления учетной политики, должен был быть принят в апреле 2017 года. Сейчас уже ноябрь, а данный стандарт пока размещен на сайте Минфина в форме проекта. Предполагаемая дата (срок) вступления его в силу – 1 января 2018 года. Время перевести проект в статус нормативного акта еще есть. Надеемся, что законодатель успеет сделать это к обозначенному сроку.

В рамках данной консультации рассмотрим особенности формирования учетной политики на 2018 год с учетом проекта стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» и положений утвержденных федеральных стандартов, вступающих в силу 1 января 2018 года.

Правовое обоснование внесения изменений в учетную политику

Пунктом 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях:

1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Аналогичные случаи внесения изменений (с добавлением отдельных уточнений) установлены п. 8 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В частности, из этого пункта следует, что основаниями для внесения изменений в учетную политику являются:

  • разработка или выбор субъектом учета способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;

  • существенное изменение условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Поскольку со следующего года начинают применяться федеральные стандарты, регулирующие вопросы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, а сами федеральные стандарты содержат положения, отличающиеся от положений ныне действующих нормативных актов в области бухгалтерского учета, вне зависимости от того, утвердят ли к 1 января 2018 года Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетную политику на 2018 год все же необходимо будет скорректировать.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, только при согласовании с органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), изменения в учетную политику могут быть внесены в течение финансового года (п. 10 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Интерес представляет п. 11 стандарта, которым установлены действия учреждения, не считающиеся изменением учетной политики. Приведем информацию из этого пункта в виде схемы.

Пример.

Федеральным стандартом «Основные средства» установлены случаи определения первоначальной стоимости объекта основных средств исходя из справедливой стоимости. Методы определения первоначальной стоимости объекта ОС установлены Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Учетной политикой учреждения предусмотрено, что при получении объекта основных средств безвозмездно его справедливая стоимость определяется:

– методом рыночных цен, если объект ранее не находился в эксплуатации (при этом в учетной политике установлено, что используется максимальная из предложенных цена на аналогичный объект);

– методом амортизированной стоимости замещения, если передаваемый объект ранее находился в эксплуатации.

В течение финансового года было принято решение об определении стоимости получаемых безвозмездно объектов основных средств, ранее не находившихся в эксплуатации, исходя из средней стоимости, сложившейся на рынке. Для определения средней стоимости необходимо использовать информацию не менее чем с пяти разных страниц, отражающих ответ о цене на запрашиваемый объект. Новые правила определения справедливой стоимости объекта ОС были зафиксированы в учетной политике учреждения. Согласно п. 11 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» смена метода определения справедливой стоимости объекта не является изменением учетной политики.

Применение новых положений учетной политики

Вступление в силу в течение финансового года нормативно-правового акта, положения которого следует применять начиная с 1 января текущего года, – достаточно частое явление. Иногда такие нормативно-правовые акты требуют внесения изменений в учетную политику. В связи с этим в Федеральном стандарте «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» выделяются:

  • перспективное применение измененной учетной политики;

  • ретроспективное применение измененной учетной политики.

Таким образом, внесение в учетную политику в течение года изменений, которые требуют корректировки показателей бюджетного учета за предшествующий период, является ретроспективным изменением учетной политики.

Для справки.

Оценочное значение – рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относятся:

а) сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;

б) величины оценочных резервов;

в) величины амортизационных отчислений;

г) величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета;

д) иные аналогичные показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, исходя из положений Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», должны оцениваться в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. Если соответствующий нормативный правовой акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики либо такое изменение вызвано другими обстоятельствами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, последствия данного изменения отражаются путем применения измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни так, как если бы учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни (ретроспективное применение измененной учетной политики).

При этом подлежат корректировке входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, либо на начало отчетного года, если иное не является практически возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (предшествующих годов) приводятся в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года под заголовком «Пересчитано».

Здесь же отметим, что если изменение учетной политики обу­словлено применением вновь принятого нормативного правового акта или измененного нормативного правового акта, то раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным принятым или измененным нормативным правовым актом (п. 18 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Положения, которые следует отразить в учетной политике на 2018 год

Учетная политика формируется исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций с учетом законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также согласно учетной политике органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 4 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, другими нормативными правовыми актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, не установлены правила его отражения в учете, субъект учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

Учетная политика включает в себя следующие разделы.

Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Инструкция № 157н

Порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета, методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядок отражения в учете событий после отчетной даты

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий счета бухгалтерского учета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий счета бухгалтерского учета, применяемые для ведения синтетического и аналитического учета

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

Формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета. Утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные законодательством РФ

Правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете

Технология обработки учетной информации

Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля

Иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности

Иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета

Корректируя учетную политику на 2018 год, нужно внести изменения в следующие разделы.

Рабочий план счетов.

Поправки в этот раздел учетной политики вносятся с учетом новых положений Инструкции № 157н. Сейчас на государственной регистрации находится Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». Изменения, которые вносятся данным приказом в Единый план счетов, неактуальны для казенных учреждений, входящих в систему силовых министерств и ведомств. В то же время вступающие в силу 1 января 2018 года федеральные стандарты предполагают корректировку Единого плана счетов и дополнение его новыми счетами, например:

– Федеральным стандартом «Основные средства» предусмотрено выделение новой группы основных средств – «Инвестиционная недвижимость», в которую будут включаться объекты недвижимости (ее часть), полученные по договору аренды (имущественного найма) и предназначенные для последующей передачи в субаренду (поднаем) либо безвозмездное пользование. Полагаем, что учет объектов этой группы будет вестись на отдельном балансовом счете. Сейчас имущество, полученное учреждением по договорам безвозмездного или возмездного пользования (кроме лизинга), подлежит учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»;

– Федеральным стандартом «Аренда», утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н, установлено отражение поступившего по договору операционной аренды имущества в составе нефинансовых активов (то есть на балансовых счетах) как самостоятельного объекта бухгалтерского учета – права пользования активом (сейчас учет арендованного имущества ведется на забалансовом счете 01).

Полагаем, позже Минфином будет разработан еще один приказ, который будет учитывать данные изменения и положения которого нужно будет отразить в рабочем плане счетов.

До внесения изменений в Инструкцию № 157н учреждение вправе скорректировать данный раздел учетной политики:

  • добавив новые счета бюджетного учета, которые будут использоваться в работе (ввести аналитику к используемым счетам бюджетного учета);

  • исключив не используемые в деятельности учреждения счета.

Методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В данном разделе учетной политики на 2018 год рекомендуем прописать:

1) порядок оценки справедливой стоимости актива. Пунктами 55, 56 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» установлено, что при определении справедливой стоимости актива нужно использовать метод рыночных цен или метод амортизированной стоимости замещения. В учетной политике следует отразить порядок применения данных методов;

2) используемый метод начисления амортизации. Напомним, что Федеральным стандартом «Основные средства» вводятся несколько методов расчета суммы амортизационных отчислений: линейный метод, метод уменьшаемого остатка, метод расчета амортизации пропорционально объему продукции (п. 36). Метод начисления амортизации, который будет применять учреждение, закрепляется в учетной политике. При выборе метода начисления амортизации учреждение исходит из того, какой метод наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе.

Выбранный метод начисления амортизации применяется относительно объекта основных средств последовательно от периода к периоду, кроме случаев изменения ожидаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта. При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов ОС, входящих в одну группу, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

При изменении предполагаемого способа получения экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе, обоснованность применяемого метода начисления амортизации оценивается на 1 января года, следующего за годом такого изменения (п. 38 Федерального стандарта «Основные средства»). Если в предполагаемом способе получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта основных средств произошли значительные изменения, метод начисления амортизации, который будет использоваться в течение оставшегося срока полезного использования основного средства, может быть изменен. При этом пересчет амортизации, накопленной на дату пересмотра метода ее начисления, не требуется.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Казенные учреждения в силу положений п. 6 и 20 Инструкции № 157н должны самостоятельно разработать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации и осуществлять данные мероприятия в соответствии с утвержденным порядком. Однако некоторые учреждения, не желая прописывать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации, указывают в ней, что инвентаризация осуществляется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. На сайте Минфина на момент подготовки журнала к печати размещен проект приказа, которым вносятся изменения в названные методические указания. Из них следует, что данный документ не применяется государственными (муниципальными) учреждениями. Поэтому если в учетной политике учреждения есть ссылка на этот нормативный акт, то лучше ее убрать, а саму учетную политику дополнить положениями о порядке проведения инвентаризации.

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты.

На сайте Минфина размещен проект приказа об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (далее – Федеральный стандарт «События после отчетной даты»). Предполагается, что он вступит в силу 1 января 2018 года. Поэтому положения учетной политики, устанавливающие порядок отражения в учете событий после отчетной даты, начиная с даты вступления в силу названного стандарта должны соответствовать ему. Напомним, что ранее учреждения, устанавливая порядок отражения в учете событий после отчетной даты, руководствовались ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», утвержденным Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н. В части, в которой применяемый в учреждении до 1 января 2018 года порядок отражения событий после отчетной даты не соответствует положениям Федерального стандарта «События после отчетной даты», он подлежит корректировке.

Порядок присвоения инвентарных номеров.

Пунктом 9 Федерального стандарта «Основные средства» установлено, что каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, предусмотренном учетной политикой субъекта учета, согласно положениям данного стандарта и Инструкции № 157н. Таким образом, в учетной политике следует определить порядок присвоения инвентарных номеров.

Оценка объектов основных средств.

Пунктом 27 Федерального стандарта «Основные средства»определено, что в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания такого объекта. При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями настоящего стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) данного объекта. Этим же пунктом установлено, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений указанного пункта в отношении групп основных средств.

Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонта формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 Федерального стандарта «Основные средства» (п. 28). В этом же пункте сказано, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение положений данного пункта при ведении учета основных средств, групп основных средств.

Таким образом, в учетной политике необходимо указать группы основных средств, в отношении которых будут применяться п. 27, 28 Федерального стандарта «Основные средства», либо отметить, что данные пункты не будут применяться.

* * *

В завершение заметим, что учетная политика – это важный внутренний (локальный) акт учреждения. Его всегда запрашивают при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому советуем внимательно отнестись к его составлению и учесть в нем все особенности деятельности учреждения, а также положения новых нормативных актов, регулирующих вопросы бюджетного учета.

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Подготовительный этап разработки учетной политики

Структура учетной политики бюджетной организации

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Методологические аспекты составления учетной политики

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Итоги

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:

  • от цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.

Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:

  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).

ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п.6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н);

Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте .

  • учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК (внутреннего финансового контроля));

О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

  • схема отражения в учете событий после отчетной даты;
  • «документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации);
  • иные организационно-методологические решения.

УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.

Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать .

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте .

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках;
  • других документов (методик, схем).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

О том, как в БУ проводится инвентаризация обязательств, читайте в материале «Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении».

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.

Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте .

Учет финансовых активов

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Учет обязательств

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте .

Учет финансовых обязательств

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

Санкционирование расходов

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2020 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Скачать образец

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным;

О том, как оформить такой приказ, читайте в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

  • изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса;
  • разместить на рабочих местах выписки из учетной политики;
  • произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы);
  • определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.

О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Итоги

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Выбор вариантов учета и оценки объектов учета

По основным средствам

Основные элементы учетной политики:

  • 1) Выбор способов начисления амортизации по основным средствам;
  • 2) Определение сроков полезного использования объектов;
  • 3) Определение объектов основных средств, стоимость которых не погашается;
  • 4) Определение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции.

При выборе способа начисления амортизации по основным средствам нужно учитывать, что в настоящее время используются различные подходы к порядку амортизационных отчислений по амортизируемым активам в финансовом и налоговом учете. Вместе с тем общим для этих видов учета является линейный способ начисления амортизации. Поэтому данный способ в первую очередь следует рекомендовать для использования в финансовом, управленческом и налоговом учете.

Сроки полезного использования объектов основных средств и перечень объектов, стоимость которые не погашается, устанавливаются организацией исходя из конкретных условий функционирования объектов основных средств и финансовой стратегии организации. Основой для принятия решений по данному вопросу могут быть ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 №1.

Порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции целесообразно определять с учетом варианта, принятого в учетной политике финансового учета.

По нематериальным активам элементами учетной политики являются:

  • 1) Способы начисления амортизации по отдельным группам нематериальных активов;
  • 2) Сроки полезного использования нематериальных активов.

При выборе способов начисления амортизации для соответствующей группы нематериальных активов следует использовать следующие нормативные документы:

  • · ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»
  • · НК РФ ПФ (глава 25)
  • · МСФО №38

В соответствии с ПБУ 14/2000 амортизационные отчисления по нематериальным активам осуществляется одним из следующих способов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг)

НК РФ предусматривает возможность использования линейного и нелинейного методов начисления амортизации по нематериальным активам.

МСФО №38 (п.89) рекомендует использовать следующие методы начисления амортизации:

  • · Метод равномерного начисления;
  • · Метод уменьшаемого остатка;
  • · Метод единицы продукции.

Согласно ПБУ 14/2000 срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету, исходя из ожидаемого срока использования объекта, срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов, количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет. Срок полезного использования нематериальных активов не может превышать срок деятельности организации.

В соответствии с МСФО №38 срок полезной службы нематериальных активов может составлять более 20 лет (п.11). В п.84 МСФО №38 указывается, что «срок полезной службы нематериального актива может быть очень большим, но всегда имеющим предел».

По материально-производственным запасам основным элементом учетной политик является выбор способа (метода) оценки израсходованных МПЗ. ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов» и НК РФ разрешают отражать в учете израсходованные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо и т.д.), используя методы оценки запасов по:

  • · Себестоимости каждой единицы;
  • · Средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов или по отдельным видам ресурсов;
  • · Себестоимости первых по времени закупок партий материальных активов (метод ФИФО);
  • · Себестоимости последних по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ЛИФО)

В международной практике помимо вышеназванных используют следующие методы (способы):

  • · ХИФО;
  • · ЛОФО;
  • · Перманентной переоценки;
  • · По твердым ценам;
  • · По ценам концерна;
  • · По ценам приобретения;
  • · По ценам дня;
  • · По учетным ценам.

При выборе варианта оценки израсходованных материалов следует принимать во внимание уровень инфляции, финансовое состояние организации, политику ценообразования и налогообложения, а также условия реализации продукции.

По покупным товарам элементом учетной политики является выбор метода их оценки, при этом целесообразно за основу принять соответствующие положения финансового и налогового учета.

В соответствии с п.6 и 13 ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов» затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, могут включаться:

  • · В стоимость приобретенных товаров;
  • · В состав расходов на продажу;

Организации розничной торговли могут оценивать товары (п.13 ПБУ 5/01) по:

  • · Продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок);
  • · Стоимости приобретения;

Налоговым кодексом (ст.268) предусмотрена оценка приобретенных товаров одним из следующих методов:

  • · По методу ФИФО;
  • · По методу ЛИФО;
  • · По средней стоимости;
  • · По учету единицы товара.

По учету затрат на производство и выпуска продукции элементами учетной политики являются:

  • · Определение центров затрат;
  • · Установление контролируемых расходов по каждому центру затрат;
  • · Выбор ответственных за расходы по каждому центру затрат;
  • · Выбор способа группировки затрат и их списания;
  • · Выбор перечня статей калькуляции;
  • · Выбор способа оценки незавершенного производства;
  • · Выбор способа оценки готовой и отгруженной продукции;
  • · Выбор трансфертных цен;
  • · Выбор варианта сводного учета затрат на производство;
  • · Определение порядка и сроков погашения расходов будущих периодов;
  • · Выбор способов распределения косвенных расходов между объектами учета и калькулирования;
  • · Выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Определение центров затрат зависит от организационных, технологических и ряда других особенностей организации, а также целей управленческого учета. При установлении перечня центров затрат должно быть обеспечено оптимальное соотношение затрат на ведение учета с эффектом осуществления контроля по каждому центра затрат.

Выбор ответственных за расходы по каждому центру затрат зависит от принятой системы управления затратами и уровня соответствующих центров затрат.

В центрах затрат первого уровня управления затратами ответственность за них обычно возлагается на исполнителей соответствующих работ. На уровне организационных единиц ответственными за расходы обычно признаются руководители этих единиц (бригад, участков, отделений и т.д.)

Выбор способа группировки затрат и списания затрат на производство. В настоящее время в учетной политике России применяется два основных способа группировки и списания затрат на производство:

  • · Деление затрат на основные и накладные и исчисление полной производственной себестоимости продукции;
  • · Деление затрат на переменные, условно — переменные и постоянные и исчисление неполной производственной себестоимости продукции.

Наряду с двумя способами в управленческом учете можно использовать третий способ — деление затрат на переменные и постоянные и исчисление себестоимости на основе переменных затрат (вариант системы директ-костинг).

Выбор перечня статей калькуляции. При установлении перечня статей калькуляции необходимо учитывать отраслевые особенности организации, ее организационную структуру, необходимость обеспечения сопоставимости статей калькуляции в планировании и учете и ряд других особенностей.

Для промышленных организаций за основу целесообразно принять статьи калькуляции, установленные Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Выбор способа оценки незавершенного производства. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве целесообразно оценивать способами, принятыми в финансовом учете.

Выбор способа оценки готовой и отгруженной продукции. Готовая продукция и товары отгруженные могут отражаться в управленческом учете, как правило, аналогично вариантам, принятым в финансовом учете.

Выбор трансфертных цен. Трансфертные цены устанавливаются на основе:

  • · Рыночных цен;
  • · Затрат;
  • · Договоров.

При использовании второго метода для определения трансфертных цен указывают конкретную основу затратной трансфертной цены:

  • · Переменные затраты;
  • · Полные затраты;
  • · Полные затраты плюс прибыль.

Выбор варианта сводного учета затрат на производство. Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному и полуфабрикатному вариантам.

Полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях его обработки и тем самым обеспечивает более действенный контроль за процессом формирования себестоимость продукции.

На практике нередко применяется смешанный или частично полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство, при котором часть полуфабрикатов отражается в учете, а на последующих стадиях учет ведется по бесполуфабрикатному варианту.

Определение порядка и сроков погашения расходов будущих периодов. Порядок и сроки погашения расходов будущих периодов зависят, прежде всего, от вида этих расходов. Например, расходы на подготовку и освоения производства списываются на текущие затраты в течение нескольких лет. Расходы на приобретение лицензий списываются на затраты в течение срока его действия. Расходы по ремонту основных средств, учтенные в начале года, могут списываться в течение года равномерно по месяцам или пропорционально объему продукции по месяцам.

Выбор способов распределения косвенных расходов между объектами учета и калькулирования зависит от технологических, организационных и ряда других особенностей организации и должен быть направлен на обеспечение более точного исчисления себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг.

Выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. При решении вопроса о выборе методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции нужно принимать во внимание технологические, организационные, отраслевые т другие особенности производства продукции.

Выбор вариантов учёта и оценки объектов

      1. Начисление амортизации по основным средствам

Начисление амортизации может производиться следующими способами:

  • Линейный;

  • Способ уменьшаемого остатка;

  • Способ списания стоимости основных средств по сумме чисел лет использования;

  • Способ списания стоимости пропорционально объёму продукции.

Второй и третий способ являются ускоренными, отчего себестоимость продукции возрастает, а сумма налога на имущество в первые годы уменьшается, за счёт уменьшения их остаточной стоимости.

      1. По расходам на ниокр (научно-исследовательские и конструкторские работы)

Элементами учётной политики являются выбор способов списания расходов и определение сроков списания.

Списание расходов на НИОКР производится на счета 20 (основное производство) и 26 (общехозяйственные расходы). Производится линейным способом, либо пропорционально планируемому объёму продукции.

      1. Выбор варианта синтетического учёта производственных запасов

Может осуществляться двумя способами:

  • По фактической себестоимости приобретения

  • По учётным ценам (по плановой себестоимости приобретения).

Израсходованные производственные запасы разрешается отражать в учёте следующими способами:

  • По себестоимости единицы;

  • По средней себестоимости по окончании каждого месяца по однородным видам ресурсов;

  • По себестоимости первых по времени закупок партий ресурсов (метод ФИФО);

  • По себестоимости последних по времени закупок партий ресурсов (метод ЛИФО).

В условии инфляции при использовании метода ЛИФО себестоимость продукции повышается и снижается при использовании метода ФИФО.

Для организации торговли важно определение порядка формирования покупной стоимости товара. Затраты по заготовке и доставке товаров до момента передачи в продажу могут включаться в стоимость приобретённых товаров.

      1. Выбор способа группировки и списании затрат на производство

Группировка основывается на разделение затрат на прямые и косвенные. Прямые сразу относятся к себестоимости и учитываются в калькуляционных счетах, счетах издержек производства и обращения. Косвенные учитываются на собирательно-распределительных счетах.

Методика предусматривает разделение затрат на переменные, условно-переменные и постоянные.

    1. Создание резервов

В целях равномерного включения затрат в себестоимость в течение отчётного периода, организации могут создавать резерва:

  • На предстоящую оплату отпусков работникам;

  • На выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

  • На ремонт основных средств;

  • На производственные запасы по подготовительным работам в сезонных отраслях;

  • На предстоящие затраты по ремонту предметов проката;

  • Покрытие непредвиденных затрат и другие цели.

Организация должна раскрывать избранные способы ведения бухгалтерского учёта, так как они существенно влияют на оценку принятия решений пользователей бухгалтерской отчётности.

Тема: Планирование и бюджетирование в управленческом учёте

  1. Взаимодействие систем учёта

В соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учёте» ведение учёта и хранение документов организуется руководителем экономического субъекта. Он может вести учёт самостоятельно, возложить эту обязанность на (главного) бухгалтера, либо вести сам при упрощённой системе бухгалтерского учёта. Но бухгалтер или иное должностное лицо должно отвечать следующим требованиям (в ОАО, страховых организациях, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондах):

  1. Иметь высшее образование;

  2. Стаж работы, связанный с ведением бухгалтерского учёта, составлением бухгалтерской отчётности либо ведением аудиторской деятельности не менее трёх лет;

  3. Не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

В кредитной организации главному бухгалтеру предъявляются дополнительные требования, установленные Центробанком РФ.

В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учёта между руководителем и главным бухгалтером: данные первичного учётного документа принимаются к регистрации главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя, который единолично несёт ответственность за созданную в результате этого информацию. Объект бухгалтерского учёта не отражается главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя, который несёт ответственность за достоверность представления финансового положения предприятия, финансового результата и движения денежных средств.

Выбор предприятием варианта учётной системы зависит от его масштаба и потребности в управленческой информации. На предприятиях малого бизнеса состав управленческой информации может быть сведён к двум-трём блокам при ограниченном уровне учётной системы. Как и для крупного, так и для мелкого предприятия, управленческий учёт решает следующие вопросы:

  1. Формирование базы данных финансового учёта из различных документированных источников с учётом потребности в информации для принятия управленческих решений;

  2. Установление такой детализации плана счетов, которая зависит от уровня собираемой информации;

  3. Выбор метода и способа учёта затрат и финансовых результатов, адекватно отражающих особенности производственных процессов и согласованных с учётной политикой (цели и направления предприятия);

  4. Формирование учётных технологий, то есть определение системы сбора информации и документооборота;

  5. Определение основных методов формирования вариантов действий, принятия решений и способов их представления.

В основном используется единая система счетов и бухгалтерских проводок, учитывающих синтетические и аналитические счета. При этом счета управленческого учёта, имеющие сальдо, относятся одновременно и к управленческому, и к финансовому учёту.

Для сохранения коммерческой тайны на счетах финансового учёта регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учёта.

Передача данных из одной системы в другую осуществляется через счёт №79 «Внутрихозяйственные расчёты».

При создании системы управленческого учёта важна её экономическая эффективность — выгоды, получаемые предприятием от наличия этой системы за счёт улучшения качества принимаемых решений.

Внедрение можно считать оправданным, если полученный в результате положительный эффект превосходит необходимые для создания этой системы затраты, при этом отдача пойдёт немедленно, или срок её окупаемости будет продолжительным. Экономическая эффективность диктует как масштаб системы, так и вообще её необходимости.

Отечественный бухгалтерский учёт традиционно осуществляется в рамках единого Счётного Плана, то есть по интегрированной схеме.

Многие предприятия пытаются организовать управленческий учёт на базе действующего Счётного плана.

Зарегистрировано в Минюсте России 27 октября 2008 г. N 12522

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 06.10.08 N 106н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

(в ред. Приказов Минфина России от 11.03.2009 N 22н,
от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н,
от 27.04.2012 N 55н, от 18.12.2012 N 164н,
от 06.04.2015 N 57н, от 28.04.2017 N 69н)

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; «Российская газета», N 10, 20 января 1999 г.).

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 06.10.2008 N 106н

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
(ПБУ 1/2008)

(в ред. Приказов Минфина России от 11.03.2009 N 22н,
от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н,
от 27.04.2012 N 55н, от 18.12.2012 N 164н,
от 06.04.2015 N 57н, от 28.04.2017 N 69н)
I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее — организации).
(в ред. Приказов Минфина России от 25.10.2010 N 132н, от 28.04.2017 N 69н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики — на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.
(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).
    (в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).
(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н; в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

(п. 7.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
(п. 7.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

(п. 7.3 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее — несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.
(п. 7.4 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    (в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.
(п. 15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.
(п. 17 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

18. Абзац исключен. — Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими федеральными стандартами бухгалтерского учета.
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

20.1. Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.
(п. 20.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:

наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;

обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств и причины наступления этих обстоятельств;

содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;

значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

(п. 20.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

— причину изменения учетной политики;

— содержание изменения учетной политики;

— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.
(п. 23 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

25. Утратил силу. — Приказ Минфина России от 28.04.2017 N 69н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *