Участие в госзакупках

  • автор:

Специальный счет

Для заказчиков и исполнителей госзакупок нынешний год стал переломным, так как в законодательстве появилась масса изменений, касающихся предпринимателей и юридических лиц, заявляющихся на участие в торгах. Одно из важных нововведений касается заведения и применения специального счета для обеспечения собственных заявок. Кто, где и когда должен их открывать, как применять в своей деятельности?

Что такое специальный счет?

Специальный счет – это целевой расчетный счет, открываемый и обслуживаемый банками на основании требований и положений, установленных законодательно. В России их применение не ново. Специальные счета в банках используют платежные агенты, нотариусы и другие лица. А вот для участников госзакупок подобные инструменты пока непонятны.

Сама необходимость использовать специальный счет для закупок возникла с 1-го июля 2018 г., после вступления в силу многочисленных нововведений Федерального закона № 44-ФЗ. Фактически же обязанность применения этого инструмента появилась с 1-го октября 2018 г.

В сфере госзакупок специальный банковский счет применяется в качестве одного из форматов обеспечения претендентами собственных заявок на участие в конкурсах, аукционах. Причем если речь идет об электронных торгах, то альтернативы такому внесению денег нет (при бумажных формат обеспечения в виде внесения финансовых средств или предоставления банковской гарантии устанавливается лично заказчиком).

Использовать спецсчет может только его владелец. Предоставить обеспечение по чужой заявке со своего счета нельзя – каждый участник должен иметь собственный.

Когда он нужен?

Ч. 1 ст. 44 № 44-ФЗ закрепляет за заказчиками при проведении торгов возможность назначать конкретные требования к форме обеспечения заявок. Сейчас закупки по 44-ФЗ проводятся в двух формах: бумажном и электронном. В первом случае открытие специального счета не нужно. Если же заказчик проводит электронный аукцион, то обеспечение осуществляется единственным способом: посредством внесения определенной суммы на лицевой счет ЭТП, проводящей конкретную госзакупку.

Важно! Заказчики с 1-го июля 2018 г. имеют право переводить бумажные закупки в электронном виде. А с 1-го января 2019 г. такая форма проведения станет обязательной.

По 44-ФЗ

С 1-го октября 2018 г. необходимость иметь специальные счета по 44-ФЗ появилась у предпринимателей и юридических лиц, участвующих в электронных госзакупках следующих разновидностей:

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • аукцион;
  • 2-этапный конкурс.

Зачисленные деньги нужны для обеспечения самых заявок, а не контрактов. По сути, специальный счет для закупок по 44-ФЗ используется всегда, если речь идет об электронном формате проведения.

Важно! Для участия в закупках с суммой контракта до 1 миллиона руб. обеспечение не требуется на основании Постановления Правительства РФ № 439 от 12 апреля 2018 г. Следовательно, и специальные счета для обеспечения заявок участникам таких торгов не нужны. Но в случае выигрыша они обязаны перечислить плату за победу на р/с конкретной ЭТП.

По 223-ФЗ

При проведении крупных закупок по 223-ФЗ спецсчета не нужны. Если же в торгах участвуют представители малого и среднего бизнеса, то заказчик может потребовать обеспечения заявки.

В случае проведения подобных электронных госзакупок нужен специальный счет по 223-ФЗ, с помощью которого на ЭТП будут внесены необходимые средства.

Принцип работы спецсчета

Юридические лица и многие предприниматели имеют собственный расчетный счет в банке для проведения операций с контрагентами, приема платежей от клиентов, уплаты налогов и прочих сборов в государственную казну. Спецсчет имеет абсолютно иные цели. Используется он для обеспечения заявок в электронных торгах. Как это работает? Пошагово это выглядит так:

  1. участник торгов открывает специальный расчетный счет в банке и вносит на него денежные средства для обеспечения заявки;
  2. оператор ЭТП, на которой проводятся торги, делает в банк запрос о блокировке определенной суммы денег на спецсчете участника закупок;
  3. банк блокирует средства без согласия владельца и оповещает его об этом;
  4. после окончания торгов средства на счете банк разблокирует в течение 1 дня после получения информации от ЭТП.

На специальном счете участника должно находиться достаточно средств на момент принятия всех заявок (деньги блокируются примерно через час). Перевод денег может идти до 3-х дней (если внутри банка, то быстрее), поэтому внести нужную сумму лучше заранее.

Размер обеспечения ограничивается законодательством и зависит от суммы контракта. В общем виде градация такая (п. 16 ст. 44 № 44-ФЗ):

Сумма контракта Размер обеспечения
5 – 20 миллионов руб. 0,5 – 1%
Больше 20 миллионов руб. 0,5 – 5%

Когда деньги разблокируют?

Пока заказчик будет принимать решение в пользу одного из участников, средства на их спецсчетах будут заблокированы. Отмена блокировки возможна, если:

  • заявку конкретного участника отклонили по каким-либо причинам (из-за несоответствия условиям, например);
  • участник не был допущен к участию в закупках или его отстранили от торгов;
  • участник никаких предложений по ходу торгов не сделал.

В этих случаях средства станут доступны для снятия или участия в других торгах в течение суток.

Списание средств

Участники торгов держат денежные средства на специальных счетах для последующего обеспечения. Не возбраняется хранить на них и иные сбережения. К тому же, банки начисляют проценты на остаток средств, хоть зачастую они просто символические (тарифы устанавливаются индивидуально). При необходимости деньги со счета могут переводиться на свой расчетный счет.

Активные участники торгов предпочитают держать сбережения на спецсчете для обеспечения заявок. Тогда списание денег возможно в случае победы в госзакупках, когда сумма контракта выше 1 миллиона руб. Размер вознаграждения составляет 1% от суммы контракта, но имеются максимальные ограничения:

  • для крупного бизнеса – 5 000 руб.;
  • для малого и среднего бизнеса – 2 000 руб.

Необходимая сумма списывается со специального счета. Она не взимается только в случае, если первый победитель от исполнения контракта отказался. Тогда деньги списываются с него вне зависимости от отказа.

Условия для открытия

Любой участник закупок имеет право открыть специальный счет. Сделать он это должен в одном из 18-ти банков, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 г. Другие финансовые учреждения оформлять спецсчета участникам торгов не имеют права. Утвержденные же банки согласны работать с предпринимателями и юрлицами при условии:

  • подачи полного пакета необходимых документов;
  • наличия аккредитации на одной из электронных площадок, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р от 12 июля 2018 г. (в их число входит 8 обычных и 1 закрытая специализированная ЭТП);
  • внесения достаточной суммы средств для открытия счета (если такая плата взимается банком за оформление).

Если ранее с закупками предприниматель или организация не работали, то предварительно придется пройти аккредитацию на одной из официально одобренных площадок. В их число входят:

  1. АО «АГЗРТ»;
  2. АО «ЕЭТП» (Росэлторг);
  3. АО «РАД»;
  4. АО «ТЭК – Торг»;
  5. АО «ЭТС» (национальная электронная площадка);
  6. ЗАО «Сбербанк – АСТ»;
  7. ООО «РТС – тендер»;
  8. ООО «ЭТП ГПБ»;
  9. ООО «АСТ ГОЗ».

Каждая из них ведет учет специальных счетов участников и в случае необходимости оператор делает запрос на блокировку средств в банк.

Важно! С 1-го января 2019 г. вместо реестра участников электронного аукциона, аккредитованных ЭТП, будет вестись единый реестр участников закупок на сайте ЕИС. После этой даты банки будут проверять будущих владельцев специальных счетов по нему.

В каких банках можно открыть?

Законодательно список банков, имеющих право заводить специальные счета для обеспечения, ограничен 18-ю финансовыми учреждениями. Их перечень включает в себя следующие банки:

Если р/с ИП или юрлица ведется одним из перечисленных финансовых учреждений, он может:

  1. заключить с обслуживающим банком допсоглашение на использование расчетного счета в качестве спецсчета (если такая возможность есть);
  2. открыть специальный счет для закупок, подав полный пакет документов;
  3. обратиться в любой другой одобренный банк с наиболее привлекательными условиями обслуживания.

Те же клиенты, которые обслуживаются другими кредитными организациями, вынуждены открывать специальный счет для участия в закупках в иных финансовых учреждениях из списка.

В требованиях Постановления Правительства РФ № 626 от 30 мая 2018 г. нет ограничений на открытие специальных счетов сразу в нескольких банках. Поэтому обслуживаться можно в 1, 2 и более учреждениях одновременно.

Порядок открытия

Специальный счет для участников закупок открывается всего в 18 банках. В зависимости от учреждения, это можно сделать одним или несколькими способами:

  1. лично обратившись в офис, обслуживающий бизнес-сектор;
  2. подав заявку на сайте банка дистанционно (клиенты некоторых банков могут отправить все документы через систему ДБО и даже зарезервировать счет за несколько минут при необходимости);
  3. пройдя упрощенную процедуру открытия через электронную торговую площадку, являющуюся партнером банка (например, ВТБ предлагает полностью дистанционно и в сжатые сроки открыть специальный счет по 44-ФЗ для аккредитованных участников площадки «Росэлторг»).

Перечень документов для открытия счета во всех банках примерно одинаковый. Он выглядит так же, как и при открытии обычного расчетного счета:

  • заявление;
  • договор;
  • удостоверяющие личность документы (для ИП – паспорт, для юрлиц дополнительно бумаги, подтверждающие полномочия обратившегося);
  • регистрационные бумаги (для ИП – свидетельства ИНН, ОГРНИП, ЕГРИП, для юрлиц – учредительские документы, выписка из ЕГРЮЛ);
  • разрешительные документы на ведение деятельности, если они нужны (лицензии, патенты).

А вот подтверждать аккредитацию на ЭТП не придется – эти сведения банк проверяет самостоятельно.

На открытие уходит от 2 до 5 дней в зависимости от банка и его загруженности. После чего его можно использовать для проведения операций по специальным счетам.

Тарифы

Специальный счет предназначен для обеспечения заявок по закупкам, поэтому перечень совершаемых владельцем операций будет не таким уж большим. Наибольший интерес клиентов касается комиссий за переводы, платы за открытие и обслуживание, начисления процентов по вкладам. Вот тарифы наиболее известных российских банков:

Банк Стоимость открытия Стоимость обслуживания за месяц Начисление процентов на остаток (% годовых) Запрос на блокировку средств
Сбербанк 0 руб. 0 руб. 0,01% 50 руб.
ВТБ 0 руб. 0 руб. 0,01% От 50 до 100 руб. в зависимости от тарифа
Райффайзенбанк 1 700 руб. 950 руб. 0,01% Бесплатно
Точка (филиал ФК «Открытие») 0 руб. 0 руб. 5%, но не больше 3 000 руб. в месяц Бесплатно
Альфа-Банк При открытии расчетного и специального счета одновременно – бесплатно, в противном случае открытие – 3 300 руб., обслуживание – от 220 до 6 900 руб. в зависимости от тарифа. 0,01% Бесплатно

Сбербанк специальный счет открывает отдельно без учета условий по тарифам обслуживания расчетных счетов. За эту услугу и обслуживание финансовое учреждение денег не взимает. Деньги на специальном счете хранятся исключительно для использования в качестве обеспечения участия в закупках. При этом обслуживается он без взимания дополнительной платы, но требует уплаты комиссии за каждый запрос на блокировку средств. В некоторых же банках имеющийся р/с может иметь назначение специального счета при условии заключения допсоглашения.

Подведем итоги

Для многих предпринимателей и юрлиц специальный счет уже стал жизненной необходимостью. Это подтверждает и ажиотаж в обслуживающих банках. Из-за наплыва желающих многие из них рассматривают заявки дольше заявленных сроков. Сложности возникают и из-за пока неотлаженного механизма работы. Тем не менее многие участники госзакупок уже работают со специальными счетами и оценили для себя их удобство.

Пошаговая инструкция участия в тендерах на госзакупках, перечень рекомендаций и обзор ошибок начинающих

Тендеры на закупку товаров, работ и услуг могут проводить государственные и муниципальные заказчики, а также государственные корпорации. Участие в тендерах позволяет физлицу или организации расширить потенциальные рынки сбыта и получить дополнительную прибыль.

Условия и правила участия в тендерах на госзакупках

Под тендером понимаются торги на конкурентной основе, в ходе которых производится отбор поставщиков товаров, работ и услуг. Государственные и муниципальные учреждения осуществляют закупки в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе..».

Государственные корпорации и естественные монополии должны действовать в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юрлиц». Тендеры также вправе проводить коммерческие организации, но они руководствуются в данном случае гражданско-правовым законодательством.

Принимать участие в госзакупках вправе как юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и физические лица. Все они должны соответствовать требованиям законодательства и заказчика.

Тендеры проводятся в разных форматах: как открытая закупка, в которой могут принимать участие все желающие, так и как закрытая закупочная процедура. В последнем случае круг участников ограничен, но это должно иметь под собой обоснование. По своей форме различают такие разновидности тендеров:

  1. Открытый конкурс.
  2. Электронный аукцион.
  3. Запрос предложений.
  4. Запрос котировок.
  5. Закрытый конкурс.
  6. Закрытый аукцион.

Процессуально различают закупки, которые проводятся как в электронной, так и бумажной форме.

Советы для начинающих участников

Существует расхожее убеждение, что участие в тендерах достаточно трудоемкое и что победить в закупке могут только близкие к заказчику компании, а вся закупочная деятельность построена на различных коррупционных схемах. Тем не менее тысячи компаний из числа малого бизнеса регулярно открыто и честно побеждают в тендерах и становятся поставщиками государства и госкомпаний.

Выиграть в госзакупке может любое лицо, которое предложит наиболее выгодные условия исполнения контракта.

Но на практике не все бывает так просто. Можно выделить следующие советы для начинающих участников госзакупок:

  1. До участия в формализованных государственных тендерах стоит попрактиковаться на коммерческих торгах, в которых действуют не столь жесткие правила.
  2. Необходимо трезво оценивать возможности компании. Предварительно следует внимательно изучить документацию по тендеру, включая сроки условия по госконтракту. Неисполнение какого-либо пункта грозит попаданием в реестр недобросовестных поставщиков и дисквалификацией с рынка госзакупок.
  3. Нужно оценить возможности персонала, производственные мощности компании. Техзадание может содержать такие требования, которые участник выполнить не сможет. Таких задач лучше избегать.
  4. Стоит тщательно просчитывать издержки, которые могут возникнуть при исполнении контракта, и просчитать, не приведет ли он к убыткам компании. Некоторые участники недооценивают возможные затраты: в частности, логистические издержи, траты на налоги и сборы и пр.
  5. В процессе расчета финансовых рисков стоит учесть, что госконтракты редко предполагают авансирование со стороны заказчика и участнику нужно обладать собственными средствами, которые бы позволили ему исполнить контракт. Оплату он получит только по результатам работ, когда заказчик примет их. Помимо этого, участнику предстоит внести обеспечение заявки и контракта.
  6. Предварительно нужно убедиться, что поставляемые участником товары, работы и услуги востребованы в регионе их реализации. Для этого нужно поискать подходящие закупки и проанализировать условия по ним, найти конкурентов и оценить условия их работы и пр.
  7. При поиске тендеров нужно правильно формулировать поисковый запрос для поиска закупки, учитывать регион и отрасль.
  8. Стоит обратиться к планам-графикам государственных заказчиков: на их основании можно получить сведения о том, на какой месяц планируются закупки.
  9. Желательно выделить в компании отдельного специалиста или подразделение, которое будет заниматься закупками. Часто руководители доверяют подготовку заявок непрофессионалам (например, бухгалтерам), которые, не обладая должным уровнем компетенции, часто совершают ошибки. При необходимости закупки можно отдать на аутсорсинг (есть отдельные компании, которые оказывают услуги по тендерному сопровождению).
  10. Если закупочная документация составлена некорректно или содержит ошибочные сведения, то не стоит бояться запрашивать дополнительную информацию по закупке через отправку запросов заказчику. При их игнорировании можно пожаловаться на заказчика в контролирующую инстанцию.

Способы заработка на госзакупках

Для некоторых компаний участие в госзакупках выступает лишь в качестве дополнительного рынка сбыта, для других же оно рассматривается как способ заработка.

Сегодня можно выделить несколько способов заработка на участии в госзакупках.

Подобная популярность сферы госзакупок связана с тем, что государство всегда остается стабильным и платежеспособным покупателем товаров, работ и услуг независимо от кризисных явлений. Так, ежедневно на ЕИС появляются более тысячи госзаказов. Сегодня в системе работает более 290 тыс. заказчиков, работающих по 44-ФЗ, и 100 тыс. – по 223-ФЗ.

Можно выделить несколько моделей заработка на госзакупках:

  1. Участие в госзакупках в качестве участника. Это наиболее популярная и самая очевидная модель получения доходов. На основании п. 4 ст. 3 44-ФЗ к участию в госзакупках допускается привлечь физическое или юрлицо.
  2. Участие в госзакупках в качестве посредника. Это модель подойдет лицам, которые обладают нужными знаниями и компетенциями в сфере госзакупок и коммерческих тендерах и могут оказывать услуги по тендерному сопровождению для поставщиков товаров и услуг (за это участник берет фиксированную плату или определенный процент от выигранного подряда). В данном случае зарабатывать лицо будет как посредник между государством и поставщиками. Посредничество может заключаться и в том, когда лицо самостоятельно участвует в торгах, а само исполнение выигранного контракта в дальнейшем отдает на субподряд.
  3. Разработка и продажа инструментов и сервисов для участия в госзакупках. В качестве примеров платных сервисов в данной отрасли отметим: программные продукты для поиска тендеров, ежедневные рассылки проводимых тендеров, выдача банковских гарантий и тендерных кредитов (услуги брокеров или микрофинансирования), внедрение сервисов для подготовки жалоб в антимонопольные службы, регистрация и аккредитация в ЕИС, подготовка заявок на участие в тендерах, представление интересов участников в судебных инстанциях и пр.
  4. Обучение госзакупкам. Данная модель заработка подойдет тем участникам, которые хорошо разбираются в теории и практике госзакупок. Продавать свои услуги можно через свой сайт, создание онлайн-школы и пр.
  5. Заработок в качестве партнера. Данный вид заработка предполагает получение дохода после оплаты определенного курса или тренинга по госзакупкам либо приобретение платного пакета услуг на ЭТП (если покупатель перешел по специальной ссылке, то участник получает доход).

Необходимые документы

Перечень необходимых участнику документов зависит от того, на каком этапе он находится. Так, для прохождения аккредитации на одной из электронных торговых площадок от участника потребуются:

  1. Заверенная копия устава (для юрлиц).
  2. ИНН.
  3. Выписка из ЕГРИП, ЕГРЮЛ.
  4. Документ, который подтверждает полномочия лица, ответственного за участие в тендерах.
  5. Решение об одобрении крупных сделок (с указанием суммы таких сделок).

От ИП потребуется копия всех страниц паспорта. Физическим лицам понадобится только паспорт. Также все участники заполняют заявку на прохождение аккредитации по утвержденной на ЭТП форме.

Для участия в самой закупке от участника в статусе физлица потребуются сканы паспорта, СНИЛС, электронная подпись, подписанная декларация о соответствии установленным требованиям, регистрация на электронной площадке, платежный документ, который подтверждает внесение обеспечения по заявке (или банковская гарантия на требуемую сумму, которая внесена в ЕИС).

От юридического лица или ИП, помимо вышеуказанных документов, потребуется выписка из реестра (ЕГРИП или ЕГРЮЛ), полученная не позднее, чем за 30 дней до подачи заявки.

Кроме ЭЦП и наличия действующей аккредитации, от участника может потребоваться актуальная лицензия на выполнение определенных работ или допуск СРО (например, при выполнении строительного подряда или оказания услуг медицинского характера).

Для подачи заявки от участника торгов также допускается запросить следующие сведения в форме заявления или декларации:

  1. Подтверждение того, что компания не находится в стадии ликвидации, или ее деятельность не приостановлена судебным решением.
  2. Отсутствие задолженности по налоговым платежам и обязательным сборам.
  3. Отсутствие данных о компании в реестре недобросовестных поставщиков.
  4. Заявление об отсутствии судимостей у руководителя компании, главного бухгалтера и членов исполнительного органа по экономическим преступлениям.
  5. Подтверждение о принадлежности компании к сообществу инвалидов, некоммерческим организациям или субъектам малого бизнеса.

Несмотря на то что все сведения представляются в декларативной форме, они в дальнейшем подлежат проверке со стороны контролирующих инстанций. Если заказчик выявит факт фальсификации данных, то участника могут включить в реестр недобросовестных поставщиков.

К заявке на участие могут потребоваться дополнительные документы по технически сложным товарам или официальное решение об одобрении крупной сделки от уполномоченной инстанции.

По 44-ФЗ перечень документов для участия в закупке строго ограничен законодательно, и если заказчик запрашивает дополнительные документы, то это противоречит закону и может быть обжаловано.

Порядок участия

Порядок участия заказчика в тендерах на госзакупках предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подготовительный этап.
  2. Получение участником электронной подписи.
  3. Прохождение аккредитации на электронных площадках и выбор подходящих тендеров.
  4. Подготовка заявки для участия в закупках.
  5. Внесение обеспечения.
  6. Непосредственное участие в тендере.
  7. Заключение контрактов с заказчиками.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

Подготовительный этап

Перед участием в тендерах стоит ответственно подготовиться к этому, так как это потребует немалых временных и финансовых затрат.

Предварительно участнику следует определиться со своими ответами на следующие вопросы:

  1. Провести анализ рынка.
  2. Выбрать сферу, в которой участник хотел бы осуществлять деятельность и рассмотреть типовые требования к участникам закупки в данной отрасли.
  3. Определиться с минимальными и максимальными ценами закупок и пороговыми значениями для участия в торгах.
  4. Изучить действующее законодательство. Стоит понимать, что 44-ФЗ более жестко регламентирует порядок осуществления закупок по сравнению с 223-ФЗ. Несоблюдение действующих правил может грозить участнику попаданием в реестр недобросовестных поставщиков и отстранением от торгов.

Получение электронной подписи

Для участия в тендерах поставщику предварительно нужно выбрать и получить электронную подпись, или ЭЦП, а также настроить рабочее место под нее. Данный этап является обязательным, так как госзакупки проводятся на специальных электронных торговых площадках, и для работы на них нужна электронная подпись, полученная в сертифицированном удостоверяющем центре. Без электронной подписи участника не допустят к регистрации на электронных площадках и до участия в самих торгах.

Электронная подпись выступает аналогом рукописной и подписанные ею документы приобретают юридическую силу. ЭЦП создается при помощи криптографического шифрования. Оно находится под специальным контролем правоохранителей и Минсвязи. Поэтому получать подпись стоит только у аккредитованных контролирующими инстанциями центров.

Сертификат ЭЦП хранится на специальном ключе в виде флешки.

Перед выбором ЭЦП участнику следует учитывать, что некоторые подписи работаю только по 44-ФЗ, другие – по 223-ФЗ. Поэтому стоит заранее понимать, в каких тендерах предстоит участвовать. Есть также универсальная ЭЦП, которая подойдет для работы как на государственных, так и на коммерческих площадках, но она дороже.

Ранее поставщикам допускалось использовать как неквалифицированную, так и квалифицированную электронную подпись. Но теперь в сфере госзаказа допускается применять только последний вариант.

ЭЦП обладает целым спектром преимуществ перед традиционной. Она позволяет максимально быстро подписать документы за несколько секунд, достаточно безопасна (злоумышленники не смогут внести изменения в документацию), может применяться не только для участия в гостендерах, но и для документооборота с контролирующими инстанциями.

Электронная подпись выдается физическим и юридическим лицам. Но нужно понимать, что на оформление ЭЦП потребуется дополнительное время, поэтому о ее получении стоит позаботиться заблаговременно.

Аккредитация на электронных площадках

Сведения о проводимых тендерах и закупках по 44 и 223-ФЗ подлежат публикации в Единой информационной системе. Но потенциальному участнику следует понимать, что ЕИС и электронная торговая площадка – это не одно и то же. Если в ЕИС публикуется только закупочная документация и другая официальная информация, то сами торги проводятся на специализированных площадках.

Торги по 44-ФЗ для государственных и муниципальных заказчиков могут проводиться только на таких площадках, которые были аккредитованы Правительством.

Согласно Постановлению Правительства №1447-р, в перечень ЭТП, которые должны применяться при 44-ФЗ или в процессе закупок у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ, вошли:

  1. «Единая электронная торговая площадка»;
  2. АО «ТЭК-Торг»;
  3. «Электронная торговая площадка ГПБ»;
  4. АО «Электронные торговые системы»;
  5. ООО «РТС-тендер»;
  6. ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
  7. АО «Российский аукционный дом»;
  8. АО «Агентство по государственному заказу Респ.Татарстан».

Закупки в закрытой форме проводятся через ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

По 223-ФЗ установлены менее жесткие ограничения для заказчиков при выборе площадки для проведения торгов. Торги могут проводиться на одной из 200 ЭТП, которые работают на российской территории. Они не должны проходить предварительный отбор со стороны Правительства.

Согласно нововведениям, операторы ЭТП могут взимать с участников плату за участие в тендерах с победителей закупки. Максимальный размер такой платы сегодня установлен как 1% от начальной цены контракта, но не более 5 тыс. р. Для субъектов малого бизнеса предельное значение составляет 2 тыс. р. Плата взимается оператором на основании платежного требования, которое направлено им в банк, где у участника открыт спецсчет.

Регистрация на электронной торговой площадке предполагает сбор и отправку оператору комплекта документов, их рассмотрение и проверку и получение аккредитации. Процедура в среднем занимает 3-5 рабочих дней.

Поиск тендеров и внесение обеспечения для участия в закупке

Все тендеры, которые проводятся в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, размещаются в единой информационной системе ЕИС по . Здесь каждый потенциальный участник может подобрать закупку в зависимости от своих запросов: настроить нужные фильтры, выбрать подходящий регион, цену контракта и пр.

Нужно понимать, что по всем закупкам на сумму свыше 3 млн р. потребуется внести обеспечение по контракту, которое потребуется для снижения рисков неисполнения условий закупки подрядчиком.

Обеспечение по заявке допускается вносить в нескольких формах: в виде денежной суммы или банковской гарантии. В первом случае участнику следует подготовить документальное подтверждение совершенного платежа: копию платежного поручения. При проведении закупки в электронном виде сумма обеспечения может блокироваться на личном счете участника.

Участнику закупок по 44-ФЗ также стоит позаботиться об открытии спецсчета в уполномоченном банке.

Подготовка и подача заявки

Для участия в закупке участник готовит и подает заявку на участие. Ею он подтверждает свое согласие с условиями тендера, указанными в извещении, а также предлагает свою цену и условия исполнения контракта.

Форма заявки может быть произвольной, но заказчик вправе предусмотреть в документации по закупке рекомендованный образец (он не может отклонить заявку из-за ее несоответствия установленному образцу). Требования к заявке в обязательном порядке включаются в закупочную документацию.

В процессе подготовки заявки участнику следует руководствоваться общими правилами: использовать общепринятые обозначения и наименования, избегать неоднозначных трактовок, не допускать неточностей при заполнении документации. Также участнику следует придерживаться четких временных рамок для подачи заявок.

В процессе составления заявки на участие в тендере от участника потребуется указание следующих сведений:

  1. Согласие поставить указанные в документации товары, выполнить работы и оказать услуги на условиях, перечисленных в документации по закупке.
  2. Указать наименование товара, его товарный знак (при наличии такового), количество и конкретные показатели товара, соответствующие значениям по конкурсной документации.
  3. Указание на соответствие участника дополнительно установленным заказчиком требованиям (например, с точки зрения гарантийных обязательств, условий поставки, новизны товара, года выпуска и пр.).
  4. Сделать свое ценовое предложение с учетом действующих налогов и сборов.

Сами сведения о компании, включая наименование, реквизиты (ИНН/КПП), юридический и фактический адреса, банковские реквизиты и контактные данные обычно прописываются в форме отдельной анкеты.

Участие в тендере

Процедура непосредственного участия в тендере будет зависеть от того, какая форма закупки была выбрана заказчиком. Рассмотрим особенности участия на примере электронного аукциона по 44-ФЗ:

  1. В установленные сроки заказчик рассматривает первые части заявок на участие в закупках и принимает решение о допуске или отклонении из-за несоответствия требованиям.
  2. Электронный аукцион проводится на площадке в режиме реального времени. В течение 10 минут после подачи последнего ценового предложения участник вносит в режиме онлайн свое ценовое предложение с шагом от 0,5 до 5% от НМЦК (то есть шаг участника не может превышать 5% от цены контракта).
  3. Когда в течение определенного времени новые заявки на участие в аукционе не поступают, то формируется итоговый протокол.
  4. Он вместе со вторыми частями заявок передается заказчику, который определяет победителя.

Подписание контракта

В установленные сроки заказчик и победитель тендера должны подписать контракт. Его проект находится в закупочной документации. Участнику следует удостовериться, что положения договора совпадают с требованиями по закупочной документации.

В случае уклонения участника от подписания контракта сведения о нем передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

При сумме контракта до 100 тыс. р. заказчик вправе не проводить торги, а подписать контракт с единственным поставщиком.

После подписания контракта остается добросовестно исполнить его условия и получить деньги за свою работу.

Обзор основных ошибок

Среди основных ошибок участников тендеров можно выделить:

  1. Нарушение установленных сроков участия тендера и исполнения контракта.
  2. Невнимательное изучение закупочной документации. Многие участники вначале выигрывают тендер, а потом обнаруживают, что они подписались на весьма невыгодные условия.
  3. Попытка принять участие во многих закупках одновременно.
  4. Технические неисправности, неисправное или неактуальное ПО часто ведут к срыву победы на торгах.
  5. Неправильные расчеты часто приводят к необходимости работы в убыток. Поэтому нужно внимательно просчитать все возможные издержки: на транспортные расходы, хранение, форс-мажорные ситуации и пр.

Таким образом, тендеры для государственных и муниципальных заказчиков проводятся по правилам 44-ФЗ, госкорпорации работают по 223-ФЗ. Принять участие в торгах вправе физические и юридические лица, а также предприниматели. Для этого им необходимо подготовить комплект документов для оформления ЭЦП и прохождения аккредитации на ЭТП. В дальнейшем участникам следует подготовить и подать заявку на участие в тендере и если она будет признана победившей в торгах и ее условия сочтут наилучшими, то с участником предстоит подписание госконтракта.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Участие в госзакупках и тендерах: подробное руководство

Государственные закупки (госзакупки) – это форма предложения своих услуг, поставки товаров, выполнения работ для нужд государства или муниципалитета, при которой создается конкурентная среда среди поставщиков. Контракт заключается с победителем – участником закупки, который предлагает наиболее выгодные и комфортные условия исполнения контракта. Победитель обязуется в заранее указанные в документации сроки выполнить условия контракта. Процедура регулируется Законом № 44-ФЗ.

Допустим, государственная поликлиника нуждается в канцтоварах. Для приобретения товаров выделяются бюджетные средства, но купить их в обычном магазине нельзя. Формируется госзаказ, объявляется закупка (конкурс или аукцион), принимаются заявки от поставщиков. Победитель – участник, который предлагает наиболее низкую цену товара/услуги или самые выгодные условия исполнения договора, – всегда один.

Кому можно принимать участие в аукционе

Согласно Закону № 44-ФЗ, участвовать в конкурсе может юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Однако существуют некоторые особенности участия.

Могут ли физлица участвовать в госзакупках?

Законом наложены определенные ограничения на участие в процессе физлиц. Регулярное участие в государственных закупках в качестве физического лица может быть расценено как незарегистрированная предпринимательская деятельность. Это влечет административную и уголовную ответственность. Поэтому для систематического участия в закупках необходимо зарегистрировать ИП. Без оформления официального юридического статуса (ИП или ООО) физлицо может предоставить лишь разовую услугу (разработку сайта, погрузку/разгрузку, преподавание, проведение праздника, ремонт, организацию поездки и прочее).

При работе с физическим лицом налоговая нагрузка переходит на заказчика. Он должен оплатить НДФЛ и сборы в негосударственные фонды, что составляет треть стоимости услуги или товара.

Если закупка предполагает использование информации, относящейся к государственной тайне, физическое лицо не допускается к закупке.

Многие заказчики предпочитают работать с субъектами малого предпринимательства, поэтому при организации конкурса могут инициировать запрет на допуск к участию физлиц.

Некоторые товары или услуги должны быть лицензированными. Как правило, физическое лицо не имеет соответствующих разрешений, что является достаточным основанием для недопуска к торгам.

Согласно закону, организатор конкурса вправе отказаться от услуг физического лица по причине того, что поставка товаров – это предпринимательская деятельность, которая предполагает соответствующую регистрацию в налоговой.

Как ИП участвовать в госзакупках?

Для индивидуальных предпринимателей закон предоставляет более комфортные условия участия в конкурсе. Для подачи заявки необходимо предоставить выписку из ЕГРИП и копию паспорта. При широкой сфере деятельности необходимо указать коды ОКВЭД для государственных закупок (необходимо для подачи налоговой отчетности). На участие в тендерах отсутствие кодов не влияет.

Если ИП нарушает условия договора и не выполняет обязательства перед заказчиком, он рискует всем своим личным имуществом и деньгами.

Если исполнитель (ИП) некачественно выполняет свои обязательства, его вносят в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с наложением запрета на участие в тендерах на 24 месяца. Попасть в РНП можно за различные нарушения договора. Например, в РФ действует национальный режим, исполнитель приобрел заграничный товар, но зарегистрировал его как произведенный в РФ без уведомления заказчика. Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и предать в антимонопольную службу сведения для внесения исполнителя в реестр.

Если организация (в том числе ИП) внесена в РНП, ее руководитель не может участвовать в госзакупках в качестве физического лица, поскольку в реестр вносятся данные об учредителях и руководителях. Требование актуально для случаев, когда заказчик требует, чтобы исполнитель не был в РНП.

Участие в госзакупках для юридических лиц и бюджетных организаций

Наиболее лояльно заказчики относятся к юридическим лицам в роли поставщиков. Это обусловлено тем, что у юрлица, в отличие от ИП и физлиц, в большинстве случаев имеются все разрешительные документы и лицензии.

Бюджетные организации могут выступать поставщиками услуг.

Государственные закупки бывают двух видов:

  1. Неконкурентные – закупка осуществляется у единственного поставщика без организации конкурса.
  2. Конкурентные – создается площадка с участием минимум двух конкурирующих исполнителей. Побеждает поставщик, который предлагает наиболее выгодные условия сделки.

Конкурентными способами являются:

  • Конкурс – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Виды: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс.
  • Аукцион – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Виды: электронный аукцион, закрытый аукцион.
  • Запрос котировок – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену. При этом начальная цена контракта не должна превышать 500 тыс. руб.
  • Запрос предложений – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услугам.

Закупки могут проводиться в закрытой или открытой формах.

  1. Открытые закупки. Наиболее популярная форма госзакупок. Информация о закупках и требования к участникам доступна в ЕИС любому желающему. К участию допускаются все исполнители, товары которых отвечают требованиям заказчика. Для поставщиков и документации формируются равные условия.
  2. Закрытые закупки. Проводятся для военной отрасли и сфер, деятельность которых относится к государственной тайне.

Как выбрать нишу и площадку

Выбор ниши – это один из самых важных шагов для участия в госзакупках. Чтобы удачно подобрать нишу, нужно понимать систему ценообразования. Залог победы на торгах – сделать конкурентоспособное предложение. Рассмотрим два примера. Допустим, имеется заявка на поставку кирпича для строительной компании. Где будут делаться закупки? На кирпичном заводе с налаженной логистической системой, организованной погрузкой/разгрузкой и низкой ценой. Составить конкуренцию такому поставщику начинающему участнику очень сложно.

Другой пример. Госкомпании требуется разработка или продвижение сайта в Интернете. Крупная веб-компания не сможет предложить низкую стоимость из-за собственных затрат на аренду и зарплату сотрудникам. ИП и физлицо избавлены от таких трат – стоимость работы можно снизить, что ведет к победе в торгах.

Электронная торговая площадка – это сайт, который организует и проводит электронные процедуры. Перечни электронных площадок, на которых могут проводиться процедуры определения поставщика по Закону № 44-ФЗ, установлены Правительством РФ. Выбор площадки зависит от того, какую закупку предстоит организовать.

Открытую процедуру определения поставщика можно проводить на площадках из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Список площадок и ссылки на них вы можете также найти на главной странице официального сайта ЕИС — zakupki.gov.ru. Выбирайте любую из указанных площадок, ограничений нет.

Список электронных площадок и их операторов для проведения открытых процедур

  • etp.zakazrf.ru Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • roseltorg.ru Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;
  • gz.lot-online.ru Акционерное общество «Российский аукционный дом»;
  • tektorg.ru Акционерное общество «ТЭК — Торг»;
  • etp-ets.ru Акционерное общество «Электронные торговые системы»;
  • sberbank-ast.ru Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • rts-tender.ru Общество с ограниченной ответственностью «РТС — тендер»;
  • etpgpb.ru Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Для закрытых конкурсов и аукционов Распоряжением Правительства РФ № 1447-р утвержден оператор специализированной электронной площадки – Общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (astgoz.ru).

Необходимые документы для участия в госзакупках

  1. уставные документы;
  2. лицензии (если вид деятельности требует лицензирования);
  3. сертификаты и допуски на продукцию, работы и услуги;
  4. свидетельства о членстве в СРО (если оно обязательно для выполнения работ и услуг);
  5. документы, подтверждающие полномочия руководителя (приказ о назначении или нотариальная доверенность).

Оформление электронной подписи и аккредитация

ЭПЦ – это электронная цифровая подпись. Она нужна для регистрации в ЕИС, где размещаются заявки, и для аккредитации на электронных торговых площадках. Подпись представляет собой USB-флеш-накопитель, на котором сохранен ключ, имеющий силу личной подписи.

Для получения ЭПЦ физлица и ИП подают в удостоверяющий центр копию паспорта и свидетельство СНИЛС. Юрлица к этому списку добавляют копию ИНН и (для уполномоченного лица) приказ о назначении на должность или доверенность. ЭПЦ выдается на определенные виды торговых площадок, поэтому необходимо заранее понимать, в какой нише вы будете работать.

Для получения и автоматического присвоения аккредитации необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС). Регистрация позволяет получать сведения о конкурсах и аукционах, которые размещаются в ЕИС.

Где искать торги и на что обращать внимание

Для поиска конкурсов и аукционов нужно войти в ЕИС — http://zakupki.gov.ru. В поисковике выбрать интересующую нишу. Из выпавшего перечня выбрать закупку, изучить описание, цену и сроки выполнения, ответственность сторон и условия денежного обеспечения. Если условия вам подходят, подавайте заявку на участие.

Открытие спецсчета

Специальный счет открывается в любом из 18 коммерческих банков, в числе которых Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Список банков утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 г. №1451-Р. Если вы уже являетесь клиентом такого банка, то свой расчетный счет можно использовать для госзакупок. Обязательное условие участия в тендере – наличие на балансе обеспечительного платежа, размер которого рассчитывается индивидуально, но обычно не превышает 5 тыс. руб.

Подготовка и подача заявки для участия

Чтобы принять участие в госзакупках, нужно подать заявку – самостоятельно или при помощи советников. В заявке вы соглашаетесь с условиями закупки, заполняете описание товаров или услуг, предоставляете сведения о своей компании, наличии лицензий и прочих разрешений. Если уже пройдена аккредитация на торговой площадке, эти данные вводить не нужно. Важно все заполнить без грамматических ошибок, поскольку их наличие может служить основанием для отклонения заявки.

Как выиграть тендер

Инструкции, которая приведет вас к гарантированной победе в конкурсах или аукционах, не существует. Однако соблюдение правил участия в госзакупках увеличивает шансы на выигрыш.

  1. Первые заявки не должны быть высокодоходными.
  2. Грамотная подача заявки на участие – важный аспект. Первое время можно пользоваться помощью специалистов по заполнению форм. Вносимая информация должна быть актуальной.
  3. Чаще побеждают исполнители, предлагающие низкую цену. Однако нет смысла работать себе в убыток.
  4. Заказчики обращают внимание на опыт исполнителя. Старайтесь исполнять действующие контракты в полном объеме и без нарушений.
  5. Внимательно вычитывайте проект государственного контракта, описывайте все пункты, указанные в запросе.

Контракт подписывается в сроки, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, а предложенная вами цена услуги или товара в контракте не меняется. В контракте прописываются сроки выполнения и приемки, условия и сроки возврата, наложения штрафа и пени, возможность одностороннего отказа от исполнения.

Рекомендации новичкам в госзакупках

  1. Не отказывайтесь от участия в госзакупках из-за общепринятого мнения об их коррумпированности. Первое время для организации участия можно пользоваться сторонней помощью.
  2. Выбирайте заказчиков из своего региона. Учитывайте, сколько времени вы затратите на исполнение контракта, свои транспортные расходы.
  3. Заранее пройдите аккредитацию. Ее можно оформить сразу на всех существующих площадках.
  4. Не воспринимайте госзакупки как лотерею. Это ответственная работа, которая требует вашего активного участия.

Рисует Полина Калашникова

Поделитесь с друзьями

Закупка лекарственных средств по 44‑ФЗ

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Дополнительные требования к поставщикам

Закон № 44-ФЗ содержит специальные нормы, применяемые при закупках лекарственных средств.

Во-первых, участник закупки должен иметь лицензию на производство лекарственных средств и (или) на осуществление фармацевтической деятельности.

Во-вторых, если по контракту предполагается закупка наркотических или психотропных лекарственных средств, то участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

В-третьих, участник закупки лекарственных средств, предложивший цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Обоснование может содержать гарантийное письмо от производителя, включающее в себя цену и количество поставляемого товара, иные документы, которые подтверждают возможность осуществить поставку товара по предложенной цене. В случае невыполнения данного требования или признания предложенной цены необоснованной конкурсная заявка отклоняется, а при проведении аукциона его победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта.

В-четвертых, при закупке препарата из перечня жизненно важных и необходимых лекарственных средств (ЖВНЛС), их стоимость не должна превышать предельные отпускные цены, установленные государством. Иначе заявка будет отклонена (ч. 10 ст. 31 Закона 44-ФЗ).

В отрывке из вебинара «Особенности закупок в медицине по 44-ФЗ» лектор расскажет, можно ли устанавливать в процентах срок годности.

Какими способами можно закупать лекарства

Электронный аукцион

Это основной способ приобретения лекарственных средств. Дело в том, что заказчики должны проводить закупки в форме электронного аукциона при наличии закупаемых товаров в перечне, установленном Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). Лекарства как раз входят в аукционный перечень № 471-р по ОКПД 21.20.1 «Препараты лекарственные», наряду с прочими позициями.

Запрос котировок

В некоторых случаях закупка может осуществляться путем запроса котировок. Например, если:

  1. Заказчик проводит закупку не дороже 500 тыс. руб.
  2. Заказчик расторг в одностороннем порядке уже заключенный контракт на препараты, которые закупает.
  3. Контракт расторгнут по суду из-за того, что победитель не поставляет лекарства из ЖНЛВЛ.
  4. ФАС или суд отменили результаты электронного аукциона и разрешили провести запрос котировок.

В последних трех случаях контракт заключают на срок, который не превышает время, необходимое для проведения нового аукциона (ч. 2 ст. 76 Закона № 44-ФЗ). Количество закупаемых лекарств при этом должно соответствовать нуждам заказчика на этот срок.
Приглашение принять участие в запросе котировок заказчик должен отправить не менее, чем трем поставщикам (ч. 4 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений

Заказчик вправе закупать медикаменты путем проведения запроса предложений, когда препарат необходим для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) на срок его лечения (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Каждая такая закупка должна быть включена в план и план-график медучреждения, но прежде ее должна обосновать врачебная комиссия. Решение фиксируют в медицинских документах пациента, журнале врачебной комиссии и включают в реестр контрактов вместе с заключенным контрактом.

У единственного поставщика

Пункт 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ разрешает закупку лекарственных средств у единственного поставщика. В этом случае необходимо учитывать ряд особенностей:

  • объем поставки не может превышать 200 000 рублей;
  • предметом закупки являются препараты, рассчитанные на одного больного;
  • есть решение врачебной комиссии, подтверждающее наличие медицинских показаний у пациента;
  • объем препаратов соответствует сроку лечения больного;
  • решение врачебной комиссии подлежит размещению в ЕИС вместе с контрактом.

Кроме того, закупку у единственного поставщика можно провести, когда медикаменты требуются для срочного медицинского вмешательства после аварии или катастрофы.

Сейчас разрабатывается законопроект на покупку лекарств для онкобольных не дороже 600 тыс. рублей, так как таким пациентам часто нужны дорогие препараты максимально быстро.

Наименование лекарственного средства

По общему правилу, если объектом закупки являются лекарственные средства, то в извещении о закупке указывается международное непатентованное наименование (МНН). Если у лекарственного средства МНН отсутствует, следует указывать химические, группировочные наименования (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
В некоторых случаях закупать лекарственные препараты можно по торговым наименованиям:

  • Препарат входит в перечень лекарств, которые закупают по торговым наименованиям (п. 6 ч. 1 ст. 33). Но пока такой перечень не сформирован;
  • В запросах предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • В закупках у единственного поставщика (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • В закупках инсулинов и циклоспоринов. Такая возможность указана в разъяснении Минэкономразвития. Однако заказчику придется обосновать, почему ему нужен препарат конкретной торговой марки.

Формирование лотов

Закупка лекарств по 44 ФЗ имеет еще одну особенность, которая связана с формированием лотов. Смешивать в одном лоте лекарственные средства с разными МНН (химическими, группировочными наименованиями), можно в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает предельное значение, установленное в постановлении Правительства РФ от 17.10.2013 г. № 929:

  • 1 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. руб.;
  • 2,5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. руб. до 5 млрд. руб.;
  • 5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. руб.

Кроме того, нельзя смешивать в одном лоте лекарственные средства с МНН и лекарственные средства с торговыми наименованиями.

Эти правила действуют на закупки всех видов лекарств, кроме закупок по офсетному контракту, одно из условий которого — инвестировать часть суммы контракта в экономику страны (ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ).

Интересно письмо ФАС от 09.06.2015 N АК/28644/15. В нем антимонопольная служба перечисляет требования к поставщику и товару, которые считает ограничением конкуренции. Например, в одну закупку нельзя включать:

  • Лекарства и медицинские изделия;
  • Лекарства и устройства для их разведения или введения;
  • Уникальные лекарства без аналогов и лекарства, у которых есть несколько торговых наименований и т.д.

Кроме того, антимонопольная служба считает недопустимым указание в закупке требований к объему наполнения упаковки вместо дозировки, составу вспомогательных компонентов, остаточному сроку годности, температуре хранения и других. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в письме ФАС.

Особенности закупки лекарств из Перечня ЖНВЛП

Цены на лекарства из перечня ЖНВЛП регулируются государством следующим образом:

  • устанавливаются методики определения производителями лекарств предельных отпускных цен;
  • регистрируются предельные отпускные цены на такие препараты;
  • ведется реестр предельных отпускных цен, который размещен в открытом доступе на сайте Росздравнадзора;
  • утверждаются методики установления на региональном уровне предельных отпускных и розничных надбавок на лекарства.

Начальную (максимальную) цену контракта надо определять по правилам Закона № 44-ФЗ. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-01-07/62519).

Основания для отстранения участников закупки ЖНВЛП

При закупке лекарств ЖНВЛП, в любой момент можно отстранить от закупки участника, или отказаться от заключения контракта с победителем торгов (ч. 10 ст. 31 Закона № 44 ФЗ):

  • если предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником, не зарегистрирована;
  • если при превышении предельных цен победитель определения поставщиков отказывается их понижать.

Нужно ли в этом случае передавать данные об участнике в Реестр недобросовестных поставщиков? В Минфине считают, что не нужно. В письме от 04.09.2017 № 24-02-08/56717 чиновники пояснили: участник попадает в РНП, если нарушил условия контракта. В указанном случае контракт с ним заключен не был.

Следует помнить, что цена лекарства содержит сумму НДС (10 %) и региональные оптовые надбавки (предельные размеры оптовых и розничных надбавок на лекарства утверждены постановлением Правительства от 29.10.2010 № 865, устанавливают их региональные власти). А вот цены в реестре предельных отпускных цен не включают в себя ни НДС, ни надбавки. Поэтому заказчик должен сравнить «цену на лекарство», которое предложено участником, и «цену производителя».

Если обнаружено превышение предельных цен, заказчик может указать участнику на необходимость:

  • уменьшения цены на лекарство до размера, который не будет превышать предельную отпускную цену;
  • пропорционального снижения общей цены контракта.

Если участник закупки допустил снижение НМЦК более, чем на 25%, то он должен (ст. 37 Закона № 44-ФЗ):

  • доказать свою добросовестность;
  • показать расчеты представленной «демпинговой» цены на лекарство.

Если участник закупки не выполнит это требование, заказчик обязан отказаться от заключения контракта.

В ЕИС заказчик размещает протокол об отказе в заключении контракта, в течение двух дней он направляется заказчиком победителю в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 31 Закон № 44-ФЗ.

Описание предмета закупки

При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

  1. Описание объекта закупки должно носить объективный характер.
  2. В описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики.
  3. В описании объекта закупки не должны содержаться требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товаров, наименования производителя, за исключением случаев, если иначе невозможно более точно описать характеристики объекта. Указывать товарные знаки можно лишь в том случае, если при выполнении работ или оказании услуг будут использоваться товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Правильно составить описание предмета закупки поможет Государственный реестр лекарственных средств. В нем можно найти следующую информацию: о МНН, составе, лекарственных формах, дозировке, показаниях/противопоказаниях, побочных эффектах, сроке годности, условиях хранения, условиях отпуска, входит ли лекарственный препарат в перечень ЖНВЛП.

Заказчикам необходимо очень осторожно подходить к описанию объекта закупки при составлении конкурсной документации. Нельзя в документации закупки указывать терапевтически не значимые характеристики, соответствующие конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара. Например,

  • указание конкретных лекарственных форм препаратов («порошок», капсулы», «таблетки», «раствор» и т.д);
  • определенная дозировка лекарственного препарата;
  • требования к составу вспомогательных веществ или режиму хранения препаратов;
  • указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке);
  • описание цвета, формы, вкуса таблеток (капсул), цвета, формы и материала первичной и вторичной упаковки и т.д.;
  • объединение в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного МНН несколько торговых наименований, с уникальными лекарственными препаратами, имеющими только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
  • закупка лекарственных средств совместно с медицинскими изделиями и иными товарами.

ФАС считает, что такое описание является одним из видов ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов, и, следовательно, ограничения конкуренции (Письмо ФАС от 9.06.2015 № АК/28644/15). Описывать объект закупки стоит максимально общими категориями. Любое дополнительное требование к объекту закупки заказчик должен обосновать, например, требования к режиму хранения. В дальнейшем участник закупки должен конкретизировать лекарственные средства, которые он планирует поставить по контракту.

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов».

Закупки по 223‑ФЗ в 2017 году

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче.

44-ФЗ 223-ФЗ
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиков У каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупок Каждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукцион На ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителем Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем

Основные принципы 223-ФЗ

Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:

  1. Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
  2. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
  3. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
  4. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.

Запись вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: про порядок заключения договора в рамках закупок по 223-ФЗ: виды договоров, изменение и расторжение, отказ от заключения договора.

Кто работает по 223-ФЗ

Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара «Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ», если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Рекомендуем вебинар «Ужесточение позиции ФАС по применению 223-ФЗ. Курс на сближение с 44-ФЗ», ведущая — Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ.

Техническое задание. Советы для заказчиков, сравнение с 44-ФЗ:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

Как правильно разработать Положение о закупках по 223-ФЗ (запись вебинара)

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись. Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru.
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *