Туристско рекреационная ОЭЗ

  • автор:

МАЛЬЦЕВ Андрей Александрович

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-10 e-mail: kafedra_meo_usue@mail.ru

ВЯЗОВСКАЯ Вероника Владимировна

Ассистент кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

Туристско-рекреационные особые экономические зоны как фактор развития экономики региона

Ключевые слова торговля услугами; туристская индустрия; мультипликативный эффект; туристско-рекреационный потенциал; особые экономические зоны; инвестиционная привлекательность; инфраструктура туризма.

Аннотация Выделены ключевые тенденции развития мирового рынка туристических услуг. Определены позиции России на международном туристическом рынке. Представлен анализ результатов функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации.

По мере перехода общества к постиндустриальной стадии развития одной из ключевых тенденций мирохозяйственных процессов становится постоянное увеличение объема производства и реализации коммерческих услуг. Так, в начале 1990-х годов мировой экспорт услуг составлял 900 млрд дол., в 2000 г. — 1 483, а к 2010 г. достиг показателя 3 693 млрд дол., увеличившись за 20 лет более чем в 4 раза. При этом наибольшую долю в общем объеме мирового экспорта коммерческих услуг в настоящее время занимает туризм — 33% в 1999 г. и 25% в 2010 г. .

Мировая индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Число прибытий иностранных туристов в мире постоянно увеличивается, как и объем доходов от реализации туристских услуг (см. рисунок).

Поступления от туризма в российскую экономику не достигают даже среднемировых показателей. На долю туризма приходится 1,4% ВВП РФ, а с учетом

© Мальцев А. А., Вязовская В. В., 2012

мультипликативного эффекта — 5,9% . Очевидно, что отечественный туристско-рекреационный потенциал на сегодняшний день используется недостаточно эффективно: зарубежные гости выбирают чаще всего туры в Москву, Санкт-Петербург или по Золотому кольцу России. Другие российские регионы с богатейшим культурно-историческим и природным потенциалом остаются невостребованными среди иностранных туристов. По данным ежегодного отчета Всемирного экономического форума, в 2009 г. Россия заняла 59-е место по конкурентоспособности туристского сектора экономики, 104-е — по качеству дорог, 108-е — по открытости для туризма, 115-е — по ценовой доступности размещения в гостиницах, 122-е — по эффективности маркетинговой политики и брендингов туризма. В то же время Россия заняла 5-е место из 133 стран по числу природных объектов показа и 9-е — по числу культурных объектов .

——Международные туристские прибытия, млн чел.

—-Доходы от международного туризма, млрд дол.

Развитие международного туризма в 2000-2010 гг. 2]

Одной из предпосылок для развития туристической отрасли в России может послужить федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»». Закон предполагает создание туристско-рекреационных особых экономических зон и поясняет понятие «особая экономическая зона»: определяемая Правительством Российской Федерации часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Создание особых экономических зон (ОЭЗ) в отрасли туризма представляет собой эффективное и перспективное направление для развития предпринимательства в сфере гостеприимства, привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и туристско-рекреационного потенциала Российской Федерации. Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются сроком до 49 лет, могут располагаться на территории нескольких муниципальных образований и полностью включать участки какого-либо города, района, области или края . На начало 2012 г. в России действовали 24 особых экономических зоны четырех типов: промышленные, инновационные, туристические и портовые. За последние 5 лет в них начали свою деятельность 272 инвестора из 18 стран мира, намеренные вложить в развитие этих территорий около 10 млрд дол. .

Для России в настоящее время деятельность туристско-рекреационных ОЭЗ имеет огромное значение, так как страна быстро теряет туристическую привлекательность. Расходы по статье «поездки» платежного баланса РФ вдвое превышают доходы. Доля России на мировом туристическом рынке по-прежнему остается почти незаметной (табл. 1). Потенциально прибыльная туристская индустрия России перегружена многочисленными проблемами, связанными с нехваткой инвестиций для строительства гостиниц и другой современной инфраструктуры, необходимой для привлечения иностранных туристов и переориентации национального туристического потока.

Таблица 1

Динамика прибытий иностранных граждан, млн чел.

Годы 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Мир 656, 9 687,3 683,0 703,0 694,0 763,9 789,1 842,0 908,0 924,0 880,0

Россия 2,2 2,6 2,6 2,7 3,2 2,9 2,4 2,4 2,2 2,3 2,1

Главной задачей организации туристско-рекреационных ОЭЗ является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Достижение положительного эффекта предполагается путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях ОЭЗ, различных льгот, прежде всего налоговых и таможенных, а также таких преференций, как низкая стоимость выкупа земельного участка; удобный режим администрирования; готовая инфраструктура; возможность ускоренной амортизации. Создание на территориях туристско-рекреационных ОЭЗ в регионах современных туристских комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению турпотока в регионы и, как следствие, созданию новых рабочих мест и пополнению региональных бюджетов.

Туристские особые экономические зоны широко распространены в мировой практике организации предпринимательской деятельности в секторе гостеприимства. В 120 странах мира насчитывается свыше 3 тыс. различных ОЭЗ с годовым оборотом более 600 млрд дол. . В России постановлениями Правительства РФ создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

1) в Республике Алтай — «Алтайская долина» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 67);

2) в Республике Бурятия — «Байкальская гавань» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 68);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) в Алтайском крае — «Бирюзовая Катунь» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 69)

4) в Ставропольском крае — «Гранд Спа Юца» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 71);

5) в Иркутской области — «Ворота Байкала» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 72).

6) в Калининградской области — «Куршская коса» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 73);

7) в Приморском крае — «Остров Русский» (постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201).

Кроме того, в Краснодарском крае создавалась туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 70). Однако данный проект признан неэффективным из-за отсутствия интереса со стороны инвесторов: в течение трех лет с момента создания зоны не было заключено ни одного соглашения о производственной, технической или туристической деятельности. ОЭЗ «Новая Анапа» ликвидирована в 2010 г. (постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 752 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края»), получив статус туристической зоны регионального уровня.

Существующие туристско-рекреационные ОЭЗ до 2026 г. получат инвестиции в следующих объемах: федеральный бюджет вложит 44,5 млрд р.; частный бизнес профинансирует проекты более чем на 270 млрд р.; налоговые поступления достигнут почти 260 млрд р. Поток туристов на эти территории вырастет с 3 млн до 9,7 млн чел. Вклад туризма в ВВП уже к 2016 г. увеличится до 2%, а с учетом мультипликативного эффекта — до 9% 10].

Опыт функционирования туристско-рекреационных зон показывает, что данный институт является эффективно действующим звеном между государством и частным бизнесом в качестве инструмента привлечения активных игроков гостиничного бизнеса. Туристско-рекреационные зоны, где создается вся необходимая туристская инфраструктура, могут стать центрами организованного туризма, оказания качественных услуг и механизмом сохранения природных ландшафтов. Приведем ряд примеров.

На начало 2010-х годов наиболее эффективной туристско-рекреационной ОЭЗ считалась «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, позиционируемая как первый в России крупный единый комплекс природного и экстремального туризма в горах. «Бирюзовая Катунь» занимает самую большую территорию среди всех ОЭЗ туристско-рекреационного типа России (3 326 га). Определяющие характеристики данной местности — сочетание бурной реки Катунь и различных типов природного ландшафта (гор высотой до 1 000 м, равнинных участков и смешанных лесов). На территории зоны действует особый режим предпринимательской деятельности, который включает в себя предоставление налоговых и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантий от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика налогового режима, установленного на территориях особых экономических зон туристско-рекреационного типа

Виды налогов Ставка налога Ставка налога для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Алтайская долина», «Ворота Байкала», «Остров Русский»

Налог на прибыль организаций 20% 15,5%

Налог на имущество организаций 2,2% Освобождены в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества

Земельный налог 1,5% Освобождены в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

Транспортный налог Дифференцированная 0%

ОЭЗ «Гранд Спа Юца»

Налог на прибыль организаций 20% 16%

Налог на имущество организаций 2,2% Освобождены в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества

Земельный налог 1,5% Освобождены в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

Транспортный налог Дифференцированная 0%

ОЭЗ ТРТ «Куршская коса»

Налог на прибыль организаций 20% 0%

Налог на имущество организаций 2,2% Освобождены в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества

Земельный налог 1,5% Освобождены в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

На территории «Бирюзовой Катуни» зарегистрировано 14 компаний-резидентов, инвестиции в ее развитие составили около 9 млрд р., введено в эксплуатацию 12 туристских объектов . Резиденты намерены построить гостиничные комплексы категории 3, 4 и 5 звезд, объекты развлекательного и спортивно-оздоровительного назначения, аутентичную деревню, горнолыжные комплексы, взлетно-посадочную площадку и другие элементы туристской инфраструктуры. Ввод в эксплуатацию строящихся туристских и развлекательных комплексов планируется с 2012 по 2014 г. 12].

Также примером результативно функционирующей туристско-рекреационной особой экономической зоны является «Алтайская долина», созданная в целях развития туристической отрасли региона на международном уровне. Концепция развития зоны разработана немецкой компанией Roland Berger и предусматривает создание курортной зоны с примыкающими к ней искусственными островами с гостиничными комплексами. Территория ОЭЗ составляет 856,83 га. Туристско-рекреационный потенциал зоны позволяет развивать горнолыжный, экологический, водный, культурно-развлекательный и лечебно-оздоровительный виды туризма.

В «Алтайской долине» на 2011 г. зарегистрировано 10 компаний-резидентов с общим объемом заявленных инвестиций около 4,5 млрд р. Основные направления их деятельности — гостиничный бизнес и развлекательные комплексы: планируется строительство коттеджей, гостиничных комплексов категории «4 звезды» на 2 280 мест, поселка обслуживающего персонала, парка развлечений с десятью аттракционами, историко-культурного комплекса «Этническая деревня» и горнолыжного комплекса «Алтайская долина» 13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особая экономическая зона на острове Русский в Приморском крае представляет собой уникальный проект — комбинированную технико-внедренческую ОЭЗ с элементами туристско-рекреационной с целью развития территории и стимулированием роста экономики региона. Значительные государственные инвестиции направлены на создание в данной зоне современной транспортной и коммунальной инфраструктуры к саммиту АТЭС, который состоится в 2012 г.

В то же время эффективное функционирование особых экономических турзон в России сдерживается рядом проблем :

1) низкое развитие транспортной инфраструктуры. Развитие ОЭЗ и привлечение инвесторов во многом зависит от транспортной доступности региона;

2) дефицит квалифицированных специалистов, в том числе владеющих экологическими требованиями и нормами. При создании туристско-рекреационной ОЭЗ важно оценивать не только будущее влияние турзоны, но и современные экологические и социально-экономические проблемы территории;

3) дефицит финансовых ресурсов. Последствия мирового финансово-экономического кризиса привели к тому, что в настоящее время почти в 2 раза сокращен объем финансирования строительства инфраструктуры туристско-рекреационных ОЭЗ, что серьезно тормозит реализацию проекта;

4) механизм организации и управления туристско-рекреационными зонами. В особых экономических зонах создана многоуровневая, подчас не стыкующаяся система управления, когда функции разработки государственной политики и нормотворчества возложены на Минэкономразвития России, строительством инфраструктуры занимается ОАО «ОЭЗ», туристскую инфраструктуру создают частные лица — резиденты ОЭЗ.

Таким образом, успех программы создания ОЭЗ в России и улучшение инвестиционного климата в отечественной туристской индустрии напрямую зависят от того, в какой степени в туристско-рекреационных особых зонах удастся создать экономическую систему с прозрачными организационными требованиями, минимальными бюрократическими издержками и справедливой конкурентной средой.

Источники

1. WTO International Trade Statistics 2010. URL : http://www.wto.org/english/res_e/ statis_e/statis_e.htm.

2. UNWTO Tourism Highlights. 2011 Edition. URL : http://www.unwto.org/facts/menu. html.

4. The Travel&Tourism Competitiveness Report / World Economic Forum. Geneva, 2011.

5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ.

6. Кукол Е. Особые экономические зоны // Рос. газ. 2012. 12 янв.

8. UNWTO World Tourism Barometer. URL : http://mkt.unwto.org/en/barometer.

11. ОАО «Особые экономические зоны». Режим доступа : http://www.oao-oez.ru.

12. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. Режим доступа : http://www.econom22.ru.

13. Главный туристический портал Алтая. Режим доступа : http://altaidolina.ru.

14. Каллиома Л. Одной нянькой меньше // Рос. бизнес-газ. 2009. № 723 (39). 13 окт.

«Туристско-рекреационные ОЭЗ – это отличная модель для создания современных курортов и новых точек притяжения туристов. Это уникальная возможность для инвесторов получить туристическую инфраструктуру и готовый турпоток, за который ручается управляющая компания, получить налоговые льготы и преференции. Из негативных сторон механизма могу отметить нерадивых инвесторов, которые устраивают долгострои на территории курортов, а привлекать их к какой-то ответственности можно только через суд», – рассказал он.

По словам Тимижева, необходимо упростить процедуру взаимодействия между управляющей компанией и инвесторами. «Он (инвестор) подписывает соглашение и получает земельный участок, на котором должен построить какой-то объект – гостиницу, ресторан и так далее. Допустим, в силу каких-то причин – чаще всего финансовых – компания не может ничего построить. Только через два года после подписания соглашения мы можем провести первую проверку, которая докажет, что инвестор не выполняет своих обязательств. Дальше резиденту дается время все же начать стройку, и, если земля по-прежнему пустует, еще через два года может быть подан иск в суд с требованием освободить земельный участок. Потом идет судебное разбирательство, которое тоже занимает много времени. Таким образом, земля простаивает несколько лет – это огороженная стройка с котлованом посреди курорта или еще какой-то «недострой», который видят туристы», – считает генеральный директор АО «КСК».

Глава компании отметил, что в данном случае важно внести изменения в федеральный закон, регулирующий взаимоотношения управляющей компании и инвестора на территории ОЭЗ. «С помощью корректировки мы должны получить возможность «отзывать» у инвестора статус резидента, минуя судебные разбирательства. Такое предложение уже внесено в Правительство России», – сказал он.

Тимижев подчеркнул, что для развития туристического бизнеса важна поддержка финансовых институтов – банков и кредитных организаций. «У всех ошибочное мнение, что туристический бизнес очень прибыльный и окупается за пару лет, но это не так. Особенно в регионах, где объекты зачастую возводятся почти с нуля. Оптимально на самоокупаемость можно выйти за 7-8 лет. Но кредиты на такие сроки не выдают, а процентные ставки по более «коротким» кредитам очень высокие. Таким образом, туристическому проекту сложно быстро выйти на самоокупаемость и при этом платить проценты. Финансовым организациям необходимо пересмотреть возможность кредитования резидентов ОЭЗ на длинные сроки, в том числе и под залог арендованной земли – другого обеспечения у инвесторов, компаний малого и среднего бизнеса, может просто не быть. Также необходимо субсидирование части процентной ставки по кредитам со стороны Правительства России», – заключил он.

Проект туристического кластера под управлением АО «Курорты Северного Кавказа» основан на кооперации государства и частного бизнеса и предусматривает налоговые льготы и преференции для инвесторов. Приоритетом АО «КСК» является создание горнолыжной, транспортной, инженерной инфраструктуры, тогда как строительство и эксплуатация гостиниц, ресторанов и других объектов коммерческой и развлекательной инфраструктуры осуществляется частыми инвесторами – резидентами ОЭЗ. В настоящее время на территории туристско-рекреационных особых экономических зон на Северном Кавказе зарегистрировано 36 резидентов.

ОЭЗ ТРТ создаются для развития и оказания услуг в сфере туризма на одном или нескольких участках территории. В данных ОЭЗ не разрешается применение процедуры свободной экономической зоны, но допускается размещение объектов жилищного фонда.

В ОЭЗ ТРТ разрешается осуществление только туристско-рекреационной деятельности, а именно, деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристской деятельности и деятельности по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельности по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

ОЭЗ ТРТ располагаются в самых живописных и востребованных туристами регионах России и предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Резидентом ОЭЗ ТРТ признаются индивидуальный предприниматель и коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

На территории ОЭЗ также могут осуществлять предпринимательскую деятельность инвесторы, которые не являются резидентами ОЭЗ. Кроме того, в случае утраты хозяйствующим субъектом статуса резидента ОЭЗ ему разрешается вести деятельность в ОЭЗ на общих основаниях.

  • ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань»
  • ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь»
  • ОЭЗ ТРТ «Завидово»
  • ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

• на поддержку начинающих фермеров — предусмотрено 3200 млн. рублей, доведено на лицевые счета по переданным полномочиям территориальных органов Федерального казначейства 3194,49 млн. рублей.

• на развитие семейных животноводческих ферм — предусмотрено 3075,0 млн. рублей, доведено на лицевые счета по переданным полномочиям территориальных органов Федерального казначейства 3067,5 млн. рублей.

• на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования — предусмотрено 7618,7 млн. рублей.

• на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения — предусмотрено 50 млн. рублей.

• на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы — предусмотрено 400 млн. рублей.

В настоящее время поддержка малого бизнеса, по сути, является своеобразной формой соцзащиты. Большинство мер господдержки подразумевают раздачу денег или льгот, что, в свою очередь, ведет к распространению ответной благодарности со стороны облагодетельствованных, проявляемой в таких формах, как лояльность на выборах или откаты. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ.

2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ (в редакции 93-ФЗ от 20.04.2015).

4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Постановление Правительства от 14 июля 2012 года №717.

5. Ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2012—2014 годов».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

© И.М.Морозова, 2015

УДК 338.48

Севрюков Иван Юрьевич

ассистент кафедры Сервиса и ОКД НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ

E-mail: mokd@nsuem.ru Таскаев Евгений Николаевич аспирант НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: mokd@nsuem.ru

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье обобщаются подходы к толкованию понятий, связанных с рекреационно-туристской деятельностью. Акцент сделан на содержании дефиниции «рекреация», которая рассматривается авторами как сложная социально-экономическая категория, включающая в себя деятельность по организации

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

свободного времени, восстановлению жизненных сил человека через реализацию ряда функций, путем предоставления на рынок многообразных рекреационных продуктов и услуг.

Ключевые слова

Туризм, рекреация, рекреационный продукт, отдых, санаторно-курортное дело, услуги.

В отечественной и зарубежной литературе понятие «рекреация» до сих пор трактуется по-разному. Рекреация является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, туризм, рекреационное природопользование, курортология. В связи с этим следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности, что объясняется рядом причин.

Во-первых, отсутствие единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах имеет место различное официальное понимание и толкование понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга.

Во-вторых, отсутствие в России единой законодательной базы, точно определяющей основные понятия, связанные с рекреацией и индустрией досуга.

В-третьих, существует тесная взаимосвязь понятий. В силу различных причин такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг трудноразделимы для целей анализа .

В США в конце 90-х гг. XIX века в научной литературе термин «рекреация» появился как результат введения нормированного рабочего дня, двух выходных, летних отпусков. Поэтому под рекреацией подразумевались восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности.

В отечественной литературе советского периода первоначально преобладало толкование рекреации как синонима отдыха за пределами места жительства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последнее время наметился переход к новому видению рекреации. Рекреация трактуется как:

— расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных);

— любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

— наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

— перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды.

Из вышесказанного следует, что рекреация всецело относится к досугу и представляет собой деятельность в течение дискреционного (свободного) времени, направленную на восстановление жизненных сил организма. Часть этой рекреационной деятельности осуществляется вне обычной среды обитания. В результате, путешествие, оздоровление и отдых на курорте становятся важными компонентами, определяющими эту форму рекреации, относящуюся к туризму и курортному делу.

Таким образом, рекреация является подсистемой свободного времени, включающей рекреацию, как не связанную, так и связанную с выездом с постоянного места жительства человека.

В настоящее время выделяют следующие функции рекреации: социально-культурные, экономические, медико-биологические .

Социально-культурные функции являются ведущими функциями рекреации. Культурные, или духовные, потребности познания окружающего мира и места в нем, смысла и назначения своего существования.

Экономические функции направлены на простое и расширенное воспроизводство рабочей силы.

Медико-биологическая функция предполагает санаторно-курортное лечение и оздоровление, путём поездки на курорт.

Вместе с тем успех предприятий рекреационной сферы на рынке услуг определяется, в первую очередь, привлекательностью предлагаемого продукта. Термин «продукт» отражает качество или суть конкретных и абстрактных вещей (например, пища, приготовленная поваром ресторана или услуги гида, знакомящего туриста с данной местностью или музеем). В рекреации результат деятельности сводится к рекреационному

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

продукту. Но рекреационный продукт представляет собой совокупность весьма сложных разнородных показателей:

— природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт, географическое положение и прочее);

— оборудование (средства размещения, ресторанное хозяйство, связь, оборудование для отдыха, занятий спортом, медицинское оборудование и т. д.);

— возможности передвижения.

Все перечисленные составляющие рекреационного продукта являются фактором, который влияет на возникновение мотивации путешествия у рекреанта.

Под рекреационным продуктом следует понимать реализуемую по совокупной цене, предварительно реализованную рекреационную услугу, в состав которой входят следующие услуги: перевозка; размещение; иные услуги в рекреационной сфере, связанные с проведением досуга, лечением и другие услуги. Данное определение фактически отражает восприятие рекреационного продукта производителями, для которых рекреационный продукт — это конкретный вид предоставляемых услуг .

Иное восприятие рекреационного продукта присуще потребителям, рекреанты понимают рекреационный продукт более широко, чем производители. Для них рекреационный продукт — это комплекс услуг, реализуемых в путёвке. В свою очередь санаторная путёвка, есть специфические услуги, которые проявляются во время получения лечебных процедур, в виде улучшения здоровья, отдыха, хорошего настроения, ознакомления с природными и другими достопримечательностями.

Следовательно, рекреационный продукт — это совокупность (комплекс) вещественных (предметов потребления), невещественных (в форме услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей рекреантов и подлежащие оплате с их стороны.

Необходимо отличать рекреационный продукт от рекреационной услуги. Основное отличие состоит в том, что рекреационная услуга может быть куплена и потреблена на месте её производства, а рекреационный продукт может быть приобретён и по месту жительства, но потреблён только в месте производства рекреационных услуг. Поэтому, приобретая путёвку, клиент ещё не приобретает рекреационные услуги, хотя уже и заплатил деньги, но приобретает гарантии отдыха. Фактически рекреационные услуги — это составная часть рекреационного продукта .

Специфика рекреационных услуг как сервисной сферы характеризуется общими для этой сферы особенностями, которые выделяют ее из материального производства. К ним относятся: неосязаемость, изменчивость качества, неотделимость от источника производства, неспособность к хранению. Специфические черты рекреационных услуг обусловлены историческим развитием курортной системы России.

Из выше сказанного, следует, что рекреационный продукт представляет собой специально организованную программу деятельности и обслуживания, реализуемую на рекреационном рынке, для удовлетворения потребностей рекреанта в восстановлении утраченных сил путем кратковременного изменения места своего проживания или на месте с целью лечения, отдыха, развлечений, получения новых впечатлений и познавательной целью, за предоставленные им средства.

В свою очередь, сфера собственно рекреационного продукта является подсистемой более крупного структурного образования — сферы отдыха (досуга), в состав которого входят услуги учреждений культуры, спортивных, зрелищных и развлекательных предприятий, которые, имеют рекреационное значение, но при этом обладают значительной отраслевой спецификой .

Такое понимание содержания рекреационного продукта обусловливает возможность отнесения его к сфере туризма. При этом большая часть туризма является рекреационной по своей природе. Поэтому в классификации видов туризма, в зависимости от цели путешествия существует рекреационный туризм, целью которого, как и рекреационного продукта, является отдых и лечение.

Рекреационный продукт ориентирован непосредственно на потребителя и учёт его индивидуальных потребностей. Поэтому рекреация, как сектор экономики играет активную роль в формировании рыночного пространства, охватывающего многие сферы и отрасли, которые прямо или косвенно участвуют в создании рекреационного продукта. Чем выше уровень жизни в стране, тем больше потребность в рекреационном продукте у населения, а значит, возникают объективные условия для развития этого сектора экономики.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Экономическая значимость рекреации заключается в создании новых рабочих мест и занятости населения, за счёт рекреационного обслуживания непосредственно в этой отрасли и занятость в отраслях, связанных с рекреацией косвенно. Рекреация сберегает общественно необходимое время, повышается способность людей к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения работоспособности.

Существенное влияние развитие рекреационной сферы оказывает на транспорт и транспортную инфраструктуру. Это влияние неоднозначно. С одной стороны, увеличение потоков рекреантов влечёт за собой рост объёмов перевозок. В то же время существенно изменяются требования, предъявляемые к транспорту: скорости перемещения, безопасности, комфортности, качеству и количеству дорожных сетей. С другой стороны, требования сохранения экологической чистоты рекреационных территорий вызывают либо необходимость сокращение транспортных потоков, либо экологизации транспорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы увеличилось количество людей, пользующихся услугами санаторно-курортных организаций и других организаций данной сферы, что свидетельствует о возрастающей роли санаторно -курортных и рекреационных услуг. Но произошло снижение спроса со стороны иностранных граждан, что приводит к осложнению экономической и социальной ситуации в сфере рекреации.

Один из путей выхода отрасли из кризисного состояния — приведение к соответствию мировым стандартам качество и цены рекреационного продукта, модернизация материально -технической базы туризма.

Помимо чисто экономических выгод рекреация несет и значительные социальные и культурные выгоды. Речь идет о влиянии рекреации на оздоровление населения, роста культурной и общей просвещенности, роста взаимопонимания между людьми и другое. Таким образом, социально-культурные функции являются ведущими функциями рекреации, они предполагают развитие духовного (культурного, интеллектуального, эстетического) развития, а также познание и общение.

Социальная направленность рекреации в широком смысле реализуется тогда, когда потребитель с его интересами стоит в центре, поскольку определяющим в системе рекреации является потребительское начало. Основой и предпосылкой существования рекреационных услуг являются рекреационные потребности, наличие свободного времени и материальные возможности, а также обладание людей свободой передвигаться из одного места в другое. Социальный характер рекреации обеспечивается через достаточно высокий платежеспособный спрос, который во многом определяется доходом семьи.

Экономический кризис вызвал падение реальных доходов россиян, повышение цен на рекреационный продукт и как следствие этого падение платёжеспособного спроса на услуги предприятий рекреационной сферы. Рекреационный сектор весьма чувствителен к изменениям, происходящим в экономике, так как соотношение темпов инфляции и роста доходов населения определяет величину совокупного спроса на рекреационный продукт .

На сегодняшний день сфера туризма и рекреации не являются ведущими отраслями в национальной экономике страны, но в последние годы они становятся всё более актуальными. Восстребованность и необходимость развития туризма и рекреации определяется, прежде всего, разнообразием ландшафтных достопримечательностей и памятников природы и истории. Поэтому рассмотрение туристско-рекреационной индустрии как инструмента социально-экономического развития должно базироваться на региональной политике природопользования, и требует проведения организационных мероприятий по регулированию рекреационной деятельности. А также проведение исследований малоизученных территорий и субъектов Российской Федерации, не имеющих большой туристской популярности, но используемые исключительно как территории для отдыха местного населения.

Список использованной литературы:

2. Архипов А.Е. Модель контурного пакетирования как основа формирования конкурентомобильности санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. — 2011. — №9-2. С. 110-114.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№10/2015

ISSN 2410-700Х

4. Аршинова А.Н., Мещеряков И.В. Особенности формирования отечественных санаторно-курортных комплексов // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: Международная научно-практическая конференция: в 16 частях, 2015. С. 13-15.

5. Климова Э.Н., Таскаев Е.Н. Принципы функционирования санаторно-курортных комплексов в современных экономических условиях // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: Международная научно-практическая конференция: в 16 частях, 2015. С. 86-88.

6. Нюренбергер Л.Б. Подходы к развитию региональных рекреационно-туристских систем // Инновации в современном мире: Международная научно-практическая конференция. — Москва, 2015.

© И.Ю. Севрюков, Е.Н. Таскаев, 2015

УДК 332.012.2+332.1

Серков Леонид Александрович

канд.физ.-мат.наук, доцент УрИБ, г.Екатеринбург, РФ E-mail: dsge2012@mail.ru

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ ДИНАМИЧЕСКИХ СТОХАСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ

Аннотация

Приведен критический анализ достоинств и недостатков динамических стохастических моделей общего экономического равновесия (DSGE-моделей), широко используемых в настоящее время при моделировании макроэкономических процессов. Рассмотрены возможные пути и направления устранения недостатков DSGE-моделей — использование гипотезы ограниченной рациональности, отказ от репрезентативности агентов, и др.

Ключевые слова

DSGE-модели, рациональные ожидания, ограниченная рациональность, множественные равновесия.

В последнее время важное место в анализ макроэкономически процессов занимают динамические сто хастические модели общего экономического равновесия (DSGE-модели).

Данный тип моделей стал результатом нового неоклассического синтеза и комбинирует лучшие идеи двух современных школ экономической мысли: неоклассиков и неокейнсианцев. Однако помимо теоретической ценности данные модели приносят большую пользу и в практических целях, подтверждением чего является повсеместное использование данного инструментария центральными банками многих стран мира: Канады , Великобритании , США , Швеции , и др.

Новая программа исследований с самого начала строила DSGE-модели для решения практических эмпирических вопросов. Кюдланд и Прескотт , например, использовали DSGE-модели, чтобы показать, что неоклассическая модель, основанная исключительно на реальных технологических шоках, может объяснить значительную долю флуктуаций экономического цикла в США. Отсюда и раннее название направления: модели реального делового цикла (RBC — модели). Более поздние работы, однако, расширили этот подход и позволили ввести в модели богатые демографические структуры, несовершенную конкуренцию, жесткие цены (и, таким образом, реальные эффекты монетарных шоков) и многое другое. Так появились неокейнсианские модели, которые в отличие от моделей реального делового цикла, основываются, по крайней мере, на двух важных предпосылках: о монополистической конкуренции на товарном рынке и номинальной жесткости цен. Реализация данных предпосылок приводит к тому, что в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *