Туалет для посетителей

  • автор:

Обязателен ли туалет для клиентов предприятия общепита? (Габелли Г.К.)

Должно ли предприятие общественного питания в обязательном порядке иметь туалетную комнату для посетителей? Чем может обернуться отсутствие туалета?

Наличие туалета — требование санитарных правил

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В п. 3 ст. 39 указанного Закона подчеркнуто: соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На основании п. 6 Правил оказания услуг общественного питания <1> исполнитель обязан соблюдать установленные в санитарных правилах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания установлены СП 2.3.6.1079-01.2.3.6 <2>, которые разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации. Этот документ среди прочего содержит следующие требования (п. 3.14).

<2> СП 2.3.6.1079-01.2.3.6 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001.

Все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается.

Временные организации быстрого обслуживания (павильоны, палатки, фургоны и др.) рекомендуется размещать в местах, оборудованных общественными туалетами.

Таким образом, в соответствии с санитарным законодательством туалет для посетителей обязательно должен быть в стационарных организациях общественного питания. К временным организациям быстрого обслуживания такие требования не предъявляются. При этом в СП 2.3.6.1079-01.2.3.6 не поясняется, что следует понимать под стационарными и временными организациями общепита. Единственное, в п. 16.1 обозначено: на временные организации общественного питания быстрого обслуживания, к которым могут относиться палатки, автоприцепы, фургоны и другие и которые организуются на согласованной в установленном порядке территории, распространяются требования санитарно-эпидемиологических правил к организациям общественного питания.

Кроме того, особое внимание обратим на то, что в документе не уточняется, где именно должен быть расположен туалет для посетителей. А ведь организации общепита могут размещаться не только в отдельно стоящем здании, но и:

— в здании, пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям;

— на нежилых этажах жилых зданий;

— в общественных зданиях;

— на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала.

О чем расскажет Национальный стандарт?

В понимании того, где же должны размещаться туалеты для посетителей (и обязательно ли их наличие), поможет ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования». Несмотря на то что этот документ вводится в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст только с 01.01.2016 (напомним: по общему правилу национальные стандарты применяются на добровольной основе), воспользуемся им уже сейчас, поскольку его положения вполне можно совместить с требованиями СП 2.3.6.1079-01.2.3.6. На основании действующего до 2016 г. ГОСТ Р 50762-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» <3> туалетная комната с помещением для мытья рук или туалет с раковиной для мытья рук должны быть везде, кроме магазина кулинарии.

<3> Утвержден и введен в действие с 01.01.2009 Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст.

В ГОСТ 30389-2013 нас интересует Приложение Б, в котором приведены рекомендуемые Минимальные требования к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов. К туалетным комнатам для посетителей предъявляются следующие требования.

Тип предприятия (объекта) общепита

Наличие туалетной комнаты для посетителей

Дополнение

Ресторан

+

Кафе

+

Бар

+

Столовая

+

В столовой может быть собственный туалет или общий туалет с организациями (предприятиями), в которых столовая расположена

Предприятие быстрого обслуживания

+

Требование не распространяется:

— на передвижные предприятия быстрого обслуживания. Думаем, это как раз и есть те самые временные организации общепита, о которых речь идет в СП 2.3.6.1079-01.2.3.6. На основании ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общепита по мобильности делятся на две группы: стационарные и передвижные;

— на предприятия быстрого обслуживания, расположенные на территории торговых центров и т.д. (в составе фуд-корта), где имеется общий туалет для торговых центров

Кафетерий

Для кафетерия и буфета может быть общий туалет с организациями (предприятиями), в которых расположены предприятия питания

Буфет

Магазин кулинарии

Особое внимание следует обратить на общее допущение. Для объектов общественного питания, размещенных при образовательных и производственных организациях, в общественных местах (гостиницах, вокзалах, кинотеатрах, театрах, стадионах, других спортивных и зрелищных комплексах, центрах и комплексах отдыха), наличие туалетных комнат для посетителей необязательно.

Подведем итоги. На предприятии (объекте) общественного питания для его клиентов должна быть оборудована туалетная комната. Причем она необязательно должна находиться именно на территории предприятия общепита (достаточным является наличие общественного туалета в здании, в котором расположено предприятие). Исключение из требования об обязательности туалета предусмотрено Санитарными правилами только для временных (передвижных) предприятий быстрого обслуживания (в этом случае можно вообще обойтись без туалета). Тот факт, что на основании Национального стандарта, вступающего в силу с 01.01.2016, для кафетерия и буфета наличие туалетной комнаты для посетителей необязательно, предлагаем не считать постулатом, так как из Санитарных правил этого не следует.

Чем грозит отсутствие туалета?

За отсутствие туалета предприятие общепита могут привлечь к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ. Напомним, этой статьей установлена мера ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах). Должностные лица и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму от 5000 до 10 000 руб., юридические лица — от 30 000 до 50 000 руб. Штрафные санкции в отношении предпринимателей и юридических лиц могут быть заменены административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Однако приостановление (запрет) деятельности возможно только при наличии доказательств создания допущенным нарушением (отсутствием туалета) реальной угрозы жизни и здоровью людей. И уж совсем такое последствие не случится, если предприятие общепита устранит допущенное нарушение (например, обеспечит условия для соблюдения правил личной гигиены посетителями в виде мобильного туалета) (пример — Постановление АС СЗО от 12.12.2014 по делу N А56-78327/2013).

В то же время есть дела, которые закончились приостановлением деятельности предприятия общепита по причине отсутствия туалета для посетителей. Это, к примеру, Постановление Пермского краевого суда от 12.12.2013 по делу N 44а-1050-2013 (индивидуальный предприниматель при осуществлении деятельности по оказанию услуг общественного питания в закусочной не обеспечила наличие туалета с раковиной для мытья рук посетителей).

Обязан ли ресторан пускать в туалет любого желающего?

Вопрос не такой простой, как кажется. Наш опрос в соцсетях показал, что 60% респондентов считают, что рестораны обязаны пускать в свой туалет любого желающего. Так ли это, пытаемся разобраться.

Согласно требованиям Санитарных правил, все кафе и рестораны должны быть оборудованы раковинами для мытья рук и туалетами. При этом туалеты для персонала и посетителей должны быть отдельными.

В законодательстве РФ нет норм относительно посещения туалетов заведений общепита. Вопросы взаимодействия кафе и ресторанов с потребителями регулируются законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также «Правилами оказания услуг общественного питания». Правила говорят, что потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий услуги общественного питания (п. 2 Правил).

Таким образом, если вы что-нибудь заказали в ресторане, то вы становитесь потребителем, и смело можете воспользоваться туалетом заведения. В противном случае ресторан на вполне законных основаниях имеет право отказать вам в посещении туалета. При этом ресторан в качестве условия посещения туалета не вправе требовать от вас что-нибудь заказать, это будет являться навязыванием услуги, что прямо запрещено Законом от 07.02.1992 N 2300-1.

Для потребителей посещение ресторана должно быть бесплатным. Установление платы за пользование туалетом, расположенным в кафе или ресторане, нарушает требования законодательства в области защиты прав потребителей.

Итак, делаем вывод — ресторан не обязан пускать в туалет любого прохожего с улицы.

На практике, если вы не выглядите бездомным, то большинство заведений не станут перекрывать вам дорогу в заветное место. Даже если вам отказали в одном кафе, просто зайдите в другое.

Золотой слив

За примерами далеко идти не надо — платные туалеты есть во многих торговых комплексах. Взять хотя бы «Охотный ряд», расположенный в центре Москвы. Вход в «м» и «ж» стоит 50 рублей. Технологии добрались и сюда — заплатить можно в том числе и банковской картой. В ТЦ масса магазинов, на нижнем уровне — фуд-корт, почти всегда полный туристов. Скажем, забежала пообедать семья из четырех человек. Помыть руки обойдется в 200 рублей! Конечно, можно подняться наверх и навестить санузлы ресторанов быстрого питания. Или добежать до Кремлевской стены, где туалеты под землей работают круглосуточно и бесплатно. Но многие ли знают об этом, особенно приезжие?

Хотя бы один туалет в ТЦ должен быть бесплатным. Если просят деньги, нужно обратиться в Роспотребнадзор

В «торгушках» на окраинах города ситуация доходит до абсурда. Например, в ТЦ «Медведковский» есть кофейня и две известные сети фастфуда, а нужду справить негде! Туалет всего один — в цокольном этаже. И тоже платный! Не берут денег только с детей до 7 лет. В торговом центре «Фортуна» визит к унитазу стоит 30 рублей. На вопрос, почему туалет платный, обслуживающий персонал уныло разводит руками. «Можно картой оплатить?» — спрашиваю я. «Нет. Только наличными» — слышу в ответ. А если приспичило? Это уже явно никого не волнует.

Так правомерно ли это? Эксперты, опрошенные «РГ», считают, что нет. И советуют жаловаться в Роспотребнадзор. По словам ведущего юриста Европейской Юридической Службы Александра Спиридонова, в действующих законах России нет прямой нормы, обязывающей ТЦ иметь бесплатные туалеты. Зато это есть в санитарных правилах устройства и содержания общественных уборных. «Туалет для посетителей должен быть именно бесплатным. Иной подход нарушает право потребителя на услугу, безопасную для его жизни и здоровья. Выполнение санитарных требований в торговом центре — обязанность администрации, — подчеркивает Спиридонов. — Наряду с бесплатными могут быть и платные. Такие помещения могут быть удобнее, красивее и современнее. Но хотя бы один туалет во всем ТЦ должен быть бесплатным».

Юрист Анастасия Бородина обращает внимание еще на один нюанс: бесплатные туалеты в обязательном порядке должны быть во всех центрах площадью больше тысячи «квадратов». А если ТЦ поменьше, но есть кофейня и кафешки, как в «Медведковском»? По словам Бородиной, раз имеются точки общественного питания, значит, и бесплатные уборные быть должны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *