Цена договора определение

  • автор:

Содержание

Как подтвердить цену товара

Когда обосновать цену контракта

44-ФЗ устанавливает ряд антидемпинговых мер в ст. 37. Суть их заключается в том, что участник закупки, предложивший стоимость минимум на 25 % меньше НМЦК, обязан внести увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта либо подтвердить добросовестность. При начальной стоимости работ или услуг более 15 млн руб. в ход идут только денежные средства.

В отдельную категорию можно выделить закупки, в которых предметом сделки являются товары, которые нужны для нормального жизнеобеспечения граждан:

  1. Продовольствие.
  2. Средства для оказания скорой (в т. ч. специализированной) медицинской помощи в экстренной либо неотложной форме.
  3. Лекарства.
  4. Топливо.

Если потенциальный поставщик предложил на подобных торгах цену, которая минимум на 25 % меньше НМЦК, то он должен документально подтвердить, что может исполнить обязательства по сделке именно за такую сумму (ч. 9 ст. 37).

Как подтвердить

В этих случаях наличие бумаг, которые обосновывают низкие расценки закупаемой продукции, является обязательным условием для заключения сделки. При отсутствии обоснования заказчик не сможет подписать контракт, а участника будут считать уклонившимся от заключения.

Порядок предъявления документов с обоснованием зависит от вида закупочной процедуры.

При проведении электронного конкурса потенциальный поставщик должен включить обоснование сниженной на 25 % от НМЦК цены в состав конкурсной заявки. То есть нужно собрать необходимые бумаги заблаговременно.

Если стоимость продукции аналогичным образом снижается в ходе проведения аукциона, то победитель направляет подтверждение своего предложения вместе с подписанным госконтрактом уже после торгов. Например, документы обоснования цены контракта РТС-тендер предлагает добавить в раздел «Другие документы».

Какие документы подтверждают цену контракта

Закон не дает строгих указаний. В статье 37 сказано, что в качестве обоснования сниженного предложения участник может предоставить:

  1. Гарантийное письмо от производителя продукции со стоимостью и заявленным количеством товара.
  2. Бумаги, которые подтверждают, что продукция есть у победителя тендера.
  3. Другие документы и расчеты, которые доказывают возможность поставщика поставить нужное количество продукции по предложенной стоимости.

Из этого списка будущий исполнитель может выбрать один либо несколько вариантов. Закон не ограничивает участника и в том, как оформить документ. Например, как образец обоснования снижения цены контракта можно использовать расчеты в Excel (таблицы).

Эти бумаги составляет сам участник в свободной форме, если он владеет товаром на момент проведения закупки. Если продукция приобретается во время исполнения договора, то нужно обратиться к непосредственному производителю товаров.

Скачать образец документов в обоснование цены контракта

Скачать

Коэффициент снижения начальной максимальной цены контракта: что это такое и как его рассчитать?

В статье мы поговорим о понятии коэффициента снижения НМЦК, как его рассчитать и как правильно применить на практике. Не все особенности проведения закупок раскрываются в 44-ФЗ, и заказчикам приходится ориентироваться на письма и разъяснения различных ведомств, а также разрабатывать свой порядок расчетов.

Что такое понижающий коэффициент?

В ч.10 ст.70 44-ФЗ отмечается, что государственный контракт заключается на условиях, указанных заказчиком в извещении на проведение закупки и документации к ней, по цене, предложенной победителем закупки.

Понижающий коэффициент – это соотношение итоговой цены, предложенной победителем торгов к начальной максимальной цене контракта, выраженное в процентном показателе.

Однако не только 44-ФЗ о контрактной системе руководствуется заказчик при определении цены договорных обязательств, но и Письмом Минфина РФ от 2017 г. №24-01-06/64782, от 2015 года №Д28и-3334, Письмом ФАС РФ от 2018 года №АЦ/61403/18.

Расчет понижающих коэффициентов применяется при поставке нескольких позиций определенной продукции, отдельных услуг или нескольких этапов работы. В этих случаях организатор торгов должен пересчитать стоимость каждой позиции или каждого этапа пропорционально полученному коэффициенту понижения.

При этом в проекте контракта указывать коэффициент не обязательно, а вот в сметной таблице, которая является неотъемлемой частью документации, заказчик должен уменьшить каждую позицию на рассчитанный процент.

На практике это выглядит так: при проведении электронного аукциона на строительно-отделочные работы будущий исполнитель указал общую стоимость исполнения обязательств. Заказчику же при составлении проекта работ предстоит пересчитать все этапы работы, применяя коэффициент снижения. Заказчик имеет право включить в документацию о закупке и извещение условия об использовании понижающего коэффициента за единицу товара.

Когда можно уменьшить цену контракта?

В ходе проведения закупки по 44-ФЗ цена контракта может поменяться. Соотношение итоговой цены контракта и начальной является исчисляемой величиной, которая называется коэффициентом снижения цены контракта по 44-ФЗ. Это соотношение сумм выражается в процентном показателе.

Снижение цены происходит в нескольких случаях:

  1. Исполнитель снижает цену, не изменяя объем и качество поставок. В этом случае составляется дополнительное соглашение, в тексте которого отмечается новая стоимость договорных обязательств. Однако, если сумма контракта стала ниже порога, влияющего на штрафы, в допсоглашение вносится пересчитанная величина взысканий (ч.2, 5, 8 ст.34 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № Д28и-3400 от 12.12.2016 г.).
  2. В ходе закупки заказчику потребовалось сократить объем закупаемой продукции. В этом случае позволяется снизить цену контракта не более чем на 10% (пп. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-4691 от 19.04.2017 г.). А расчет коэффициента понижения зависит от стоимости одной единицы товара или услуги. В дополнительном соглашении организатор торгов указывает новые стоимость, объемы поставки и новые штрафы (при необходимости).
  3. Контракт заключен согласно Постановлению Правительства РФ № 1086. В этом случае право изменять ценовые условия договорных обязательств основано на указании Правительства РФ, государственных органов субъекта РФ или местных ведомств (п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). При этом изменять можно не только стоимость контракта, но и объемы и сроки поставляемой продукции. Все необходимые моменты также вносятся в дополнительное соглашение.
  4. Урезан бюджет у казенного учреждения. Возможно два варианта развития событий:

  • Исполнитель соглашается со снижением суммы, и стороны подписывают допсоглашение.
  • Исполнитель не принимает возникшие условия. В этом случае Заказчик прописывает в допсоглашении пропорционально сниженные объемы продукции к уменьшенной цене договора.
  1. Снижение тарифных показателей (п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ). В тексте дополнительного соглашения указывается новый расчет – остаток объема поставки умножается на новый тариф.

Кроме перечисленных ситуаций есть еще одна, когда возможно снижение ценовых показателей: заключение контракта на лечение гражданина РФ за рубежом. Сумма обязательств может уменьшиться при сокращении перечня медицинских услуг (п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ). Чтобы правильно рассчитать коэффициент снижения цены в этом случае, достаточно из НМЦК вычесть сумму отмененных услуг. Организатор закупки также составляет допсоглашение и подписывает его у исполнителя.

Расчет коэффициента по формуле

В 44-ФЗ нет порядка определения коэффициента снижения стоимости. Для исчисления необходимого коэффициента необходимо применить несложную формулу:

КС = ОЦП / НМЦК в документации,

где:

КС – коэффициент снижения;

ОЦП – окончательное ценовое предложение;

НМЦК – начальная максимальная цена контракта.

Пример: НМЦК в извещении — 1 млн. руб., итоговая сумма, предложенная победителем – 750 тыс. руб., КС равен 750000/1000000 = 0,75.

Важный момент! Если поставщик работает без НДС, то коэффициент снижения определяется как частное цены, предложенной победителем, к НМЦК за минусом НДС.

Если невозможно точно пересчитать стоимость договорных обязательств с учетом коэффициента снижения, то заказчик имеет право указать в контракте цену из итогового протокола. Об этом говорится в пояснениях Минфина и не противоречит законодательству. То есть, при возникновении расхождения в смете на 1 копейку, ее можно суммировать к любой позиции в смете. Но также исполнитель может в спецификации прописать свои цены на продукцию, а не те, которые рассчитал заказчик (кроме закупок по п.2 ст.42 44-ФЗ).

Как снизить цену контракта в электронном запросе котировок?

При проведении электронного запроса котировок по 44-ФЗ ценовые условия также могут меняться. Ценовые условия могут измениться и для запроса котировок в электронной форме. Понижающий коэффициент для этого вида конкурентной борьбы возможно применять в следующих случаях:

Иных случаев, кроме этих двух, не предусмотрено (ч.1 ст.95 44-ФЗ, Письмо Минфина № 24-03-07/79960 от 01.12.2017 г., Минэкономразвития № Д28и-999 от 18.04.2016 г.). В нормативной документации дается разъяснение: т.к. для запроса котировок не требуется составление закупочной документации, то и порядка исчисления понижающего коэффициента от суммы НМЦК, нет.

За нарушение положений законодательства к заказчику применяется штраф – от 20 тыс. руб. до двойного размера потраченного бюджета (ч.4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

Как правильно уменьшить количество товара?

В Постановлении Правительства РФ № 1090 от 28.11.2013 г. дается специальная методика для уменьшения количества товаров при понижении суммы договорных обязательств. Основанием для данного пропорционального снижения является п.6 ст.161 БК РФ и п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ.

Придерживаться следует следующих правил методики:

  1. Если заказчику урезали финансирование, а исполнитель не согласен на понижение цены без сокращения объемов товара и переноса сроков исполнения обязательств, то им необходимо договориться об изменении существенных условий — уменьшении количества поставки.
  2. Организатор торгов имеет право сократить объем поставляемой продукции, если необходимо выполнить обязательства первостепенной важности по госконтракту (ч.4 ст.95 44-ФЗ). Применяется в случае закупки товаров для нормального жизнеобеспечения населения или тех, обязательства по которым исполнены исполнителем.
  3. При уменьшении объема предмета закупки заказчик все равно должен достигнуть плановых результатов по госпрограммам. Нужно руководствоваться обязанностями по возмещению издержек в ходе исполнения обязательств и исполнению выделенного финансирования.
  4. Сокращение объема товара сопровождается понижением суммы контракта и необходимостью сохранения величины прибыли в составе цены. Прибыль не может превышать 1% затрат исполнителя на комплектующие изделия и 20% иных издержек по госконтракту.
  5. Сокращение поставок напрямую зависит от суммы урезанного бюджета учреждения. Основой снижения являются подтверждающие документы исполнителя – расшифровка затрат на выполнение условий договора, расчет и обоснование дохода.

Если требуется сократить объемы строительных работ, работ по реконструкции, капремонту, приобретению недвижимости государством, то делать это нужно согласно нормам действующего законодательства.

Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта?

Когда исполнитель согласен с изменяемыми условиями договора, составляется дополнительное соглашение. В нем прописываются стандартные пункты:

Дополнительное соглашение составляется в 2-х экземплярах и подписывается обеими сторонами. В течение 5 рабочих дней после подписания организатор торгов направляет откорректированные сведения в органы, ответственные за ведение реестра контрактов. В противном случае заказчика ждет штраф – 20 тыс. руб.

Образец допсоглашения:

ЦЕНА ДОГОВОРА

Смотреть что такое «ЦЕНА ДОГОВОРА» в других словарях:

  • Цена договорная — цена, устанавливаемая соглашением сторон. Порядок применения договорных цен регулируется гражданским законодательством. Согласно статье 424 ГК России изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • цена товара по договору купли-продажи — Денежное выражение стоимости товара по договору купли продажи. Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли продажи, а также совершить за свой счет действия, необходимые для осуществления платежа. Когда цена… … Справочник технического переводчика

  • цена на строительную продукцию свободная (договорная) — Цена, устанавливаемая инвестором (заказчиком) и генподрядчиком (генподрядчиком и субподрядчиком) на равноправной основе при заключении договора подряда (контракта) на капитальное строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений (договора… … Справочник технического переводчика

  • ЦЕНА — в договоре одно из существенных условий некоторых видов дого воров. ЦЕНА является денежным выражением обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Используется также для… … Финансовый словарь

  • Цена фактической сделки — цена купли продажи продукции на внутреннем или внешнем рынке, зафиксированная сторонами в договоре. По характеру стабильности различают: твердые, подвижные и скользящая цены. Цены фактических сделок составляют коммерческую тайну. По… … Финансовый словарь

  • ЦЕНА СКОЛЬЗЯЩАЯ — Цена, окончательно устанавливаемая во время исполнения договора. Скользящая цена применяется в договорах на товары, требующие длительного срока изготовления. Первоначально в договоре купли продажи устанавливается исходная цена и ее структура.… … Словарь бизнес-терминов

  • Цена иска — (англ. amount in controversy, amount of claim, sum in dispute) в гражданском судопроизводстве РФ денежное выражение (оценка) имущественных требований, заявленных истцом в суде или арбитражном суде. Согласно ст. 83 ГПК* Ц.и. определяется: по… … Энциклопедия права

  • Цена лесоматериалов в партии — средняя цена лесоматериалов в конкретной партии, которая зависит от цен на бревна различных градаций качества по прейскуранту договора и от распределения объемов бревен в партии по градациям качества. По английски: Price of timber party См. также … Финансовый словарь

  • ЦЕНА СКОЛЬЗЯЩАЯ — – цена, изменяющаяся в течение действия договора по согласованному сторонами способу. В этом случае в договоре окончательная цена не устанавливается, а предусматривается порядок ее установления. При заключении сделки может быть согласована… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • Цена на строительную продукцию договорная — Цена на строительную продукцию (выполнение подрядных работ или оказание услуг) договорная – это цена, устанавливаемая заказчиком и подрядчиком при заключении договора подряда (контракта) на капитальное строительство или капитальный ремонт зданий… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Разрабатывая собственную стратегию и тактику ценообразования, решая вопросы, связанные с определением цены конкретной сделки, необходимо обеспечивать их соответствие действующему законодательству. Гражданское законодательство уделяет большое внимание вопросам ценообразования, оно регулирует в общих чертах порядок установления цен в договоре, не касается вопросов уровня цены, представляя субъектам ценообразования значительную свободу действий, но если вы работаете на монопольном или олигопольном рынке, ваша свобода при установлении цен будет ограничена рамками действующего законодательства.

Вопросам определения цены при заключении договора посвящена ст. 424 «Цена» ГК РФ. Пункт 1 статьи говорит, что «исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами».

Применение цены, устанавливаемой соглашением сторон, т.е. свободной договорной цены, отвечает существу рыночной экономики, в которой цены определяются спросом, потребностями, покупательной способностью, конкуренцией и другими экономическими факторами. Однако соглашение сторон ограничено предусмотренными законом пределами. В предусмотренных законом случаях применяются фиксированные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами цены. Мы рассматривали эти случаи в теме «Государственное регулирование цен». Если договор заключается с учетом установленной (фиксированной) цены, то она обязательно должна быть воспроизведена в договоре. Применение регулируемых цен означает, что цена в договоре определяется с учетом установленной предельной цены или предельных размеров отдельных структурных элементов цены (предельного уровня рентабельности, предельного размера снабженческо-сбытовой надбавки или торговой наценки). Условия договора, нарушающие установленные или регулируемые цены, являются недействительными, а оплата принятых потребителем (покупателем, заказчиком) товаров, услуг, работ осуществляется по установленным или регулируемым государственными органами ценам.

Усмотрение сторон в определении цены ограничено ст. 5 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», которая запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, злоупотреблять своим положением, в том числе включать в договор условия, ставящие контрагентов в неравное положение, использовать монопольно высокие и монопольно низкие цены, нарушать установленный нормативными актами порядок ценообразования. Применение таких цен рассматривается как запрещенная монополистическая деятельность. Статьей 6 этого Закона запрещены соглашения о ценах между хозяйствующими субъектами, чья совокупная доля на рынке определенных товаров превышает 35%.

За нарушение положений Закона могут быть применены такие санкции, как штраф, перечисление в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения данного Закона, возмещение убытков, причиненных нарушением конкурентного законодательства. За нарушение конкурентного законодательства, в том числе за применение монопольно высоких или монопольно низких цен, установление или поддержание единых цен, Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 178, ч. 1) предусмотрена уголовная ответственность — штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет. За данные нарушения, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору, Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 178, ч. 2) предусмотрен штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок от 2 до 5 лет.

Цена в большинстве видов договоров не отнесена к существенным условиям сделки. Новшеством, введенным Гражданским кодексом Российской Федерации, принятым в 1994 г., является включение императивного условия о том, что цена в договоре должна быть не определенной, а определимой. Исключение составляют только договоры купли-продажи недвижимости и предприятий (ст. 555 ГК РФ). В этих договорах цена должна быть согласована сторонами в письменной форме. При отсутствии согласованного условия о цене недвижимости договор ее продажи считается незаключенным. Указанная в договоре цена недвижимости, которая находится на земельном участке, включает цену передаваемой с этой недвижимостью соответствующей части земельного участка или права на нее, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 555 ГК РФ).

К существенному условию договора также отнесена цена в иных видах договора купли-продажи, например, в случаях, когда соглашением сторон предусмотрена продажа товара в кредит с рассрочкой платежа.

Что означает определимая цена? В договоре может быть установлена конкретная цена или предусмотрен порядок ее определения. В публичном договоре, а также в договоре присоединения цена определяется одной стороной. При этом в публичном договоре в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ цена должна устанавливаться одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Неуказание цены в договоре не освобождает покупателя (заказчика) от обязанности оплатить товар (услуги, работы). В случае отсутствия в договоре этого условия товар (услуги, работы) оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (услуги). При этом наличие таких обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной.

Если цена отсутствует в договоре, а одна из сторон считает ее существенным условием, то такой договор признается незаключенным. В случае если при заключении договора возникли разногласия по цене, но они не были самостоятельно урегулированы, то стороны вправе передать на рассмотрение суда споры, возникающие о цене.

В случае когда в договоре цена вообще отсутствует и не может быть установлена исходя из его условий, она определяется по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 424 ГК РФ: «В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги». Исключение составляют договоры о продаже недвижимости, неприменимо это правило и при продаже индивидуальной вещи, поскольку для нее трудно подобрать аналогичный товар.

Пунктом 2 ст. 485 ГК РФ определяется зависимость цены от веса товара. Она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ?

На рынке государственных закупок одним из важнейших понятий является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Это предельная стоимость контракта, выше которой заказчик заключить контракт с потенциальным исполнителем госзаказа не сможет.

Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.

Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.

Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.

Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.

Корректное определение НМЦК важно по следующим причинам: подобная ситуация благоприятна для заказчика и потенциального участника, гарантирует эффективное распределение бюджетных средств, привлекает к участию в торгах благонадежных заказчиков, заказчик получит товары надлежащего качества.

От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.

От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.

Способ проведения закупки НМЦК Сроки размещения
Открытый конкурс Независимо от суммы В пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам
Электронный аукцион Более 3 млн. р. Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок
Менее 3 млн. р. Как минимум за 7 рабочих дней
Запрос котировок Свыше 250 тыс. р. Минимум за 7 рабочих дней
Менее 250 тыс. р. Минимум 4 рабочих дня
Запрос предложений Независимо от суммы Как минимум за 5 дней до запроса

Методы определения начальной максимальной цены

Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
  • затратный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • тарифный метод;
  • нормативный метод.

Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.

Основным методом для определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (именно ему должны отдавать приоритет заказчики). Его суть состоит в том, что заказчик должен установить справедливую цену на основании анализа цен на аналогичные товары (если идентичная продукция отсутствует, то он может учитывать цены на однородные товары).

Идентичные товары по ч. 13 ст. 22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.

Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.

При определении НМЦК с помощью метода сопоставимых цен рекомендовано использовать не менее 3 вариантов цен на товары, предложенные разными поставщиками.

В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:

  • страна происхождения товара;
  • производитель товара;
  • характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
  • качество товара;
  • взаимозаменяемость товаров;
  • вид и объем товаров.

При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:

  • коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
  • общедоступные сведения о рыночных расценках;
  • информация от размещения запросов в ЕИС.

В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
  2. Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
  3. Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
  4. Разместить запрос цен в ЕИС.
  5. Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
  6. Проанализировать полученную ценовую информацию.
  7. Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
  8. Удостовериться в однородности ценовых сведений.

Образец письма в Единую информационную систему для запроса цен можно скачать поссылке.

Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.

При использовании проектно-сметного метода используют:

  • проектную документацию;
  • сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
  • положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
  • информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.

Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.

Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.

Затратный метод применяется при невозможности использовать иные методики или в дополнение к ним. При этом учитываются стандартные прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр.

Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК

Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:

  1. Определение потребности в определенном товаре или услуге.
  2. Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
  3. Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
  4. Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
  5. Определить метод расчета НМЦК.
  6. Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Ознакомиться с образцом бланка обоснования стоимости контракта можно поссылке.

Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе. Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке. Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.

Внесение изменений в предельную стоимость контракта допускается, только если такая возможность прописана в самом договоре. При этом стоимость контракта снижается без изменения объема выполненных работ и услуг и цена изменяется в пределах 10%.

В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:

  • выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшился размер бюджетного финансирования;
  • изменился перечень услуг для заказчика.

Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.

У сторон также есть возможность не только снизить, но и увеличить цену контракта по 44-ФЗ. Но это должно быть оговорено документацией о закупке или контрактом. 44-ФЗ содержит разъяснения при необходимости увеличить контракт на 10%. Здесь сказано, что стоимость увеличивается пропорционально дополнительному количеству продукции, выполненным работам и услугам исходя из цены за единицу работы.

Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту. Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ. Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.

Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.

По 44-ФЗ изменение цены контракта более чем на 10% допускается только при изменении регулируемых тарифов Правительством или объема бюджетного финансирования. Что касается возможности изменения цены более, чем на 10% по соглашению сторон, то в рамках дополнительного соглашения оно не оформляется (эту позицию озвучивал Минфин в своем письме от 2017 года № 24-03-08/70200).

При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%, заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.

Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки. При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком. При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *