Труд работников образования

  • автор:

В настоящее время для исчисления оплаты труда работников общеобразовательных организаций используется несколько систем платы труда, в том числе модели «Базовый оклад», основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах; «Все включено», основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю; «Ученико-час», основанная на «ученико-часе», позволяющая при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя.

Однако, их применение, как отмечено в Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, разработанным Минобрнауки России (далее — Методические рекомендации), привело к разрушению единых принципов формирования порядка и условий оплаты труда значительной части педагогических работников; нарушению норм федерального законодательства, непосредственно связанного с оплатой труда педагогических работников; значительной неоправданной дифференциации фиксированных размеров ставок заработной платы (должностных окладов) работников; значительному снижению в ее структуре заработной платы постоянной части и необоснованному увеличению переменной; применению понижающих коэффициентов по должностям, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование и др.

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций разработаны Минобрнауки России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02) в соответствии с поручением Правительства РФ по итогам Всероссийского августовского совещания 2016 г. и направлены на совершенствование действующей системы оплаты труда, которая вызывает существенные нарекания со стороны работников общеобразовательных учреждений.
Общероссийским Профсоюзом образования подготовлен Комментарий к ним.
Как отмечается в Методических рекомендациях, совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников общеобразовательных организаций осуществляется в целях обеспечения престижности и привлекательности педагогической профессии; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности; недопущения различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами и результатами труда работников, а также результатами деятельности организаций.
В Методических рекомендациях оплату труда учителей рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее – ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Примечание. Ставка заработной платы — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Например, учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 установлена норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

При установлении размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано:
— не допускать установление по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установление диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ либо по должностям работников с равной сложностью труда;
— не устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.
Примечание. Квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп должностей работников образования установлены приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н. Учителя относятся к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников 4 квалификационного уровня. Сюда же отнесены и педагог-библиотекарь, преподаватель, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физического воспитания, старший воспитатель, старший методист, тьютор, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед).
Определено, что ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организаций без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.
Размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).
Заработная плата учителя состоит из 3 частей: базовой, компенсационной и стимулирующей.
Базовая часть оплаты труда — это размер оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы.
Положениями Методических рекомендаций исчисление размера оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендовано осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) (далее – повышения) за квалификационные категории или по иным основаниям.
За педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником организации с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, рекомендуется производить оплату из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки или педагогической работы. Исключением являются случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов, установленной за ставку заработной платы в неделю в соответствии с приказом у Минобрнауки России № 1601, например, учителям начальных классов.
Таким образом, месячный заработок учителя (преподавателя) за фактическую учебную нагрузку должен быть рассчитан путем умножения размера ставки заработной платы, установленного по квалификационному уровню ПКГ, на фактический недельный объем учебной нагрузки, деления полученного результата на 18 (норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю, за которую выплачивается ставка заработной платы.
Зфн ═ Ст × Фн
Нч
где:
Зфн – зарплата учителя (преподавателя) в месяц за фактический объем учебной нагрузки в неделю;
Ст – размер ставки заработной платы учителя (преподавателя) в месяц, установленный по квалификационному уровню ПКГ за норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю;
Фн – фактический объем учебной нагрузки учителя (преподавателя) в неделю;
Нч – норма часов учебной (преподавательской) работы учителя (преподавателя) в неделю за ставку заработной платы в месяц.
Примечание. Методическими рекомендациями определено, что упорядочение структуры заработной платы работников организации обеспечивается путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации без учета средств, направляемых на применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Выплаты компенсационного характера

К выплатам компенсационного характера отнесены выплаты:

— работникам, занятым с вредными и (или) опасными условиями труда;
— за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
— за выполнение сверхурочных работ;
— за работу в ночное время;
— за выполнение работ различной квалификации.
— при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
— при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся
от нормальных: работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников;
— за особенности и специфику работы в общеобразовательных организациях (классах, группах), в том числе:
за работу с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (или) нуждающихся в длительном лечении;
за работу в учреждениях:
расположенных в сельской местности;
для детей и подростков с девиантным поведением;
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

за осуществление индивидуального обучения на дому обучающихся, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям не могут обучаться в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях, за индивидуальное и групповое обучение детей, длительно находящихся на лечении в стационарном лечебном учреждении.
(Подробности в нашем блоге в статье «На какие компенсационные выплаты может рассчитывать учитель в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ»)

Выплаты стимулирующего характера
К выплатам стимулирующего характера Методическими рекомендациями отнесены выплаты:
— за наличие квалификационной категории
— за стаж непрерывной работы.
— за интенсивность и высокие результаты работы.
— за качество выполняемых работ.
— премиальные выплаты по итогам работы.
(Подробности в статье в нашем блоге «Установление выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательных организаций в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ»)

Применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендовано осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы.
При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно.
Согласно Методическим рекомендациям размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и других дополнительных видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ.
Для учета всех видов выплат, гарантируемых педагогическому работнику в месяц, рекомендуется применять унифицированную форму — Тарификационный список, — приведенную в приложении 1 к Методическим рекомендациям.
Методическими рекомендациям за время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены (приостановки) для обучающихся учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, оплату труда педагогических работников, а также лиц из числа руководителей, их заместителей, иных работников, замещающих в течение учебного года должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором (то есть ведущих учебную (преподавательскую) работу, в том числе занятия с кружками), рекомендуется производить из расчета заработной платы, установленной на период, предшествующий началу каникул, отмены (приостановки) учебных занятий по указанным основаниям.

Согласно Методическим рекомендациям система оплаты труда работников организаций устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами, которые принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При этом отмечается, что заработная плата работников организации (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) условий оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на момент ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Когда это будет?

В письме Минобрнауки РФ, в самих Методических рекомендациях, а также в Комментарии к ним не содержится указаний или рекомендаций о конкретных сроках применения предложенного порядка формирования систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций.

Согласно Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы, утвержденному 6 декабря 2017 г, это должно произойти в течение 2018-2020 годов. При этом вначале орган власти субъекта РФ, орган местного самоуправления должен принять соответствующий распорядительный акт, а уже на его основании организация формирует систему оплаты труда, разрабатывает коллективный договор, локальные акты (положения) по вопросам оплаты труда работников, которые являются приложением к коллективному договору. Таким образом, чем раньше будет принят распорядительный акт на региональном уровне, тем раньше будет осуществлен переход на новый порядок оплаты труда работников общеобразовательных организаций.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных
с изменением системы оплаты труда в организации, работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения в порядке, установленном статьей 74 Трудового Кодекса.

Трудовой кодекс РФ
Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций
Комментарий к Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций
Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2018 – 2020 годы
Все необходимые документы и материалы можно найти в Информационном бюллетене №1 ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ «Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций». Сборник нормативных документов с комментариями. Январь 2018 г.

Труд работников образования и его особенности

Тазаян Арменуи Анна
Труд работников образования и его особенности

Труд работников образования и его особенности.

В соответствии с ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не должны допускаться лица, которым эта деятельность запрещена по приговору суда или по медицинским показаниям, а также имеющие судимость за отдельные преступления. Перечни медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не должны допускаться к педагогической деятельности, должны быть определены федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 332 ТК РФ замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении заключению срочного трудового договора предшествует конкурсный отбор. К конкурсному отбору не проводится на должности декана факультета и заведующего кафедрой.

Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации утверждено приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 года № 4114 (регистрационный номер 4084 от 27 декабря 2002 года). В соответствии с этим Положением занятию должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении предшествует проведение конкурса.

Решение о проведении конкурса публикуется в печати, после чего подаются документы на участие в конкурсе. Конкурсный отбор заканчивается голосованием членов ученого совета высшего учебного заведения. С лицом, избранным по конкурсу, заключается срочный трудовой договор на срок избрания, который не должен превышать пяти лет. Изменениями, вносимыми в ст. 332 ТК РФ, закрепляется правило, согласно которому при согласии сторон трудового договора допускается его заключение между вузом и научно- педагогическим работникомбез конкурсного отбора на срок не более одного года в целях сохранения непрерывности учебного процесса в следующих случаях:

• при приеме на работу совместителей

• при замещении временно отсутствующего работника

• во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета

В соответствии со ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.

Педагогические работники образовательного учреждения на основании ст. 335 ТК РФ имеют право не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы использовать длительный отпуск продолжительностью до одного года. Порядок и условия предоставления этого отпуска определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. В соответствии со ст. 335 ТК РФ работодатель обязан предоставить данный отпуск педагогическому работнику при наличии 10 лет непрерывного педагогического стажа и при отсутствии регламентации его предоставления в локальных актах образовательного учреждения.

Однако вопрос об оплате этого отпуска решается самим образовательным учреждением. Поэтому оплата может стать обязанностью работодателя только при наличии соответствующего условия в локальных документах образовательного учреждения. В ст. 336 ТК РФ перечислены дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками.

К их числу относятся:

• повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения

• применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника

• достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института) государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста шестидесяти пяти лет.

Интеллектуальный характер труда работников образования. Понятие умственного труда имеет, прежде всего, психофизиологическую основу, поскольку оно связано с деятельностью человеческого мозга. Это понятие имеет и социальный смысл, связанный с выделением категорий работников преимущественно физического (рабочих) и умственного (служащих) труда. Сущность умственного трудаизучается и характеризуется в различных аспектах: — физиологи и психологи рассматривают умственный труд как процессы высшей нервной деятельности, реализующие функции и взаимосвязи мозга с рецепторами и эффекторами; — психологи и социологи изучают мотивы умственной деятельности, её структуру, логику, а также поведение работников, морально-психологический климат; — специалисты по кибернетике рассматривают умственный труд как модель системы переработки информации.

Умственный труд охватывает весьма широкий диапазон различных по характеру и содержанию видов деятельности.К их числу относятся: — научный труд – труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой; — инженерный труд – труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой; — педагогический труд – труд профессоров, преподавателей и учителей; — врачебный труд; — управленческий труд – труд руководителей и специалистов, осуществляющих управление трудовыми коллективами; — производственный труд – труд рабочих и специалистов, осуществляющих управление сложными технологическими процессами, оборудованием, автоматизированными и роботизированными системами; — вспомогательный труд – труд работников, ведущих бухгалтерский учёт и др.

Аттестация работников труда как элемент стимулирования труда.

Важнейшим инструментом стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности работников образования является аттестация педагогических и руководящих кадров. С 1 января 2011 года вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников. По новому порядку аттестация педагогических работников проводится с целью: подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности на основе оценки их профессиональной деятельности; установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям.

Аттестация педагогических работников на соответствие представляет собой квалификационные испытания в письменной форме (тестирование) по вопросам, связанным с осуществлением работниками педагогической деятельности. Основанием для проведения такой аттестации является представление работодателя.

Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям,проводится в два этапа:

1) Квалификационные испытания в форме письменного экзамена (тестирования) или в форме защиты результатов выполнения трех итоговых работ, предусмотренных образовательными программами повышения квалификации на основе Именного образовательного чека (по выбору педагогического работника);

2) экспертная оценка результативности деятельности (достижений) педагогического работника на основе списка утвержденных критериев, соответствие которым подтверждается предоставлением документов и материаловсобранных в индивидуальной папке аттестуемого работника (портфолио достижений).

Основанием для проведения аттестации педагогических работников с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, является заявление педагогического работника. В июле 2011 года началась процедура аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, проводимая территориальными аттестационными комиссиями. За июль-август 2011 года Аттестационной комиссией Западного управления министерства образования и науки Самарской области были аттестованы 59 педагогических работников, из них 10 человек (16%) по итогам письменного тестирования признаны не соответствующими занимаемой должности.

Квалификационные критерии.

В разделе «Должностные обязанности» перечисляются работы, выполнение которых полностью или частично поручается работнику, занимающему данную должность. Этот раздел является основным, поскольку содержание работ определяет само наименование должности, ее роль и место в структуре предприятия, учреждения, организации, а также требования к знаниям и квалификации работников, необходимым для замещения соответствующей должности и выполнения установленных обязанностей. Регулируемыми показателями структурного элемента квалификационной характеристики «Должностные обязанности» в соответствии с функциональным подходом является трудовая функция и ее разновидности. В рамках работы необходимо дать определения этим показателям. В составе фактически выполняемых конкретных трудовых функций можно выделить главную, основные и вспомогательные функции, а также определить излишние,дублирующийся и вредные: Главная функция — функция, для осуществления которой создана данная должность. Она отражает назначение деятельности носителя функции.

Основная функция — функция, обеспечивающая выполнение главной.

Структура тарифно-квалификационной характеристики

по должностям педагогических работников

— Наименование раздела::

— Тарифно-квалификационной

— Характеристики

-Должностные обязанности -Основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих

конкретные обязанности, права и ответственность работника,

утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с

соответствующими профсоюзными комитетами.

Должен знать: Основные требования, предъявляемые к работнику в отношении

специальных знаний, а также знаний законодательных актов,

положений, инструкций, других руководящих и нормативных

документов, методов и средств, которые работник должен уметь

применять при выполнении должностных обязанностей

Требования к квалификации по Уровень образования; стаж работы (по специальности или

разрядам оплаты педагогический); квалификационные категории, присвоение которых

-осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с

-требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом

-управления образованием. Этот раздел предусматривает кроме

-требований к уровню образования и стажу работы показатели

-квалификации и профессионализма (для педагогических работников):

-умение самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета (методику производственного обучения);

-использовать в своей работе прогрессивные идеи, формы и методы активного обучения;

-владеть организационными формами диагностической работы с обучающимися;

-обеспечивать устойчивые положительные результаты в образовательном -процессе и др.

Организация труда и заработная плата работников образования

Оплата труда работников образования имеет специфические особенности, что обусловлено своеобразием педагогического труда. В сфере образования фонд заработной платы формируется по-особому: путем перераспределения национального дохода через государственную бюджетную систему и частично за счет заработанных самим учреждением денежных средств. Таким образом, заработная плата работников образования — часть национального дохода, которая должна поступать им в соответствии с количеством и качеством труда.

Правильная организация заработной платы работников образования требует определить качественные и количественные различия педагогического труда: время, необходимое для выполнения данной работы; квалификацию работников, выполняющих различные виды педагогической деятельности; форму и уровень заработной платы. Наибольшую трудность представляет внутренняя дифференциация в оплате труда различных категорий работников. Это связано с тем, что результаты труда здесь менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному счету, а потому могут быть оценены лишь косвенно, спустя продолжительное время. В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции. Для выполнения разной педагогической работы установлены нормы затрат труда, то есть нормы учебной (педагогической) нагрузки за ставку заработной платы. Для преподавателей учебных заведений установлено количество учебных часов, для воспитателей — педагогическая деятельность за день, для руководителей учреждений — деятельность в течение дня.

Ставки их заработной платы, например,назначаются:

— 18 часов в неделю учителям предметникам 5-11 классов;

— за 20 часов работы в неделю учителям начальных классов;

— за 24 часа в неделю — учителям-дефектологам;

— за 36 часов в неделю — педагогам-психологам.

Остальным категориям работников общеобразовательных школ устанавливается должностной оклад за 40 часов в неделю. Воспитателям детских садов определена ставка за 36 часов педагогической работы в неделю. За работу по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа и другие виды деятельности оплачиваются дополнительно. Важным шагом на пути дифференциации зарплаты вузовских преподавателей, увеличения ее размеров явилось введение ежемесячных доплат к должностным окладам за ученые степени. В соответствии со ст. 30 Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” вуз в пределах, имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда. Размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов всех категорий работников.

Ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании аттестационной комиссии.

Аттестация осуществляется на основе требований утвержденных квалификационных характеристик. Основными критериями при этом были и остаются уровень образования, педагогический стаж, показатели квалификации и профессионализма, в том числе послужившие ранее основанием для присвоения квалификационных и почетных званий (категорий, а также объем и сложность труда для руководящих работников.

Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание вуза. Расширилось внутри вузовское и межвузовское совместительство. Преподаватели и учебно-вспомогательный персонал (а также и студенты) имеют право вести хоздоговорные научно-исследовательские работы в порядке платного совместительства. Научно-исследовательские секторы вузов получили широкие возможности для увеличения собственных средств и повышения оплаты труда. Но, следует отметить, что, заработная плата работников образования остается ниже средней по промышленности/

Качественным критерием оценки труда и дифференциации размеров ставки заработной платы педагогических работников выступает их квалификация. Ее уровень определяется образованием, стажем работы и присвоенными званиями. Низкая заработная плата педагогических работников и понижение ее соотношения с зарплатой менее квалифицированных работников подрывает престиж образования. Несоответствие между средней зарплатой в промышленности и в образовании свидетельствует о грубом нарушении статьей 54 Закона “Об образовании”, которая гласит, что минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогическим работникам должны быть выше среднего уровня заработной платы в России. Основными требованиями, предъявляемыми к организации системы оплаты труда в образовательных учреждениях,являются:

1. обоснованность утвержденных штатов, их соответствие нормативам, укомплектованность штатов;

2. целевое использование средств на оплату без отвлечения этих средств на другие расходы;

3. правильность оплаты по группам работающих;

4. соблюдение установленных сроков и полнота выплат стипендий.

Фактически получаемая работниками сумма доходов состоит из следующих источников оплаты труда и льгот:

— за выполненную работу;

— доплаты и премии, компенсации;

— за образовательные и другие услуги;

— социальные выплаты и льготы из бюджетных и внебюджетных фондов;

— за публикации;

— от спонсоров, меценатов.

Функции заработной платы.

Заработная плата – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы:

а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

б) заработная плата – это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами — спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы. На рынках рабочей силы продавцами выступают работники определенной квалификации, специальности, а покупателями – предприятия, фирмы. Ценой рабочей силы является базовая гарантированная заработная плата в виде окладов, тарифов, форм сдельной и повременной оплаты. Спрос и предложение на рабочую силу дифференцируется по ее профессиональной подготовке с учетом спроса со стороны ее специфических потребителей и предложения со стороны ее обладателей, то есть формируется система рынков по отдельным ее видам. Купля-продажа рабочей силы происходит по трудовым контрактам (договорам, которые являются главными документами, регулирующими трудовые отношения между работодателем и наемным работником. Важнейшим условием организации общественного производства, стимулирования высокоэффективной трудовой деятельности является установление меры труда и меры его оплаты. Мера оплаты труда являет собой вознаграждение или заработную плату, получаемые работниками за предоставление своей рабочей силы. Практически заработная плата, или доход конкретного работникаможет принимать форму различных денежных выплат: месячных окладов, часовых тарифных ставок, премий, вознаграждений, гонораров, компенсаций и т. д.

Законодательное регулирование заработной платы педагогов.

Базовые должностные оклады устанавливаются дифференцированно по следующим типам образовательных учреждений:

обычные и специализированные образовательные учреждения, расположенные в городах и поселках городского типа;

обычные и специализированные образовательные учреждения, расположенные в сельской местности;

специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития); оздоровительно образовательные учреждения санаторного типа и для детей, нуждающихся в длительном лечении;

специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

образовательные учреждения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;

специализированные образовательные учреждения, включающие несколько ранее перечисленных специализаций;

образовательнаядеятельность в учреждениях социальной защиты населения: детских домах (домах-интернатах для детей-инвалидов, а также в отделениях для детей-инвалидов в учреждениях для взрослых.

Предусмотренная дифференциация базовых окладов отражается в нормативах подушенного финансирования.

Повышающие коэффициенты.

• Группа 1. Повышающие коэффициенты, отражающие деловые качества и квалификационный уровень работника,включают в себя следующие совокупности параметров и их числовые значения:

• -стаж работы по специальности -0,025n,где n – количество лет работы по специальности;

• -наличие высшего профессионального образования – 0,15– 0,25;

наличие квалификационной категории, которая устанавливается лицам с высшим профессиональным образованием 0,1 – 0,4;

•- наличие ученых степеней: «кандидата наук» — 0,2, «доктора наук» — 0,4;

• — за почетные звания – 0,2;

• — за сложность и приоритетность предмета – 0,1 – 0,2.

• Базовый оклад + повышающих коэффициентов группы 1 = гарантированный оклад

• Группа 2. Повышающие коэффициенты, формирующие текущий (на данный учебный период) должностной оклад, отражающие особенности загрузки работника в текущем периоде и дополняющие коэффициенты, формирующие гарантированный оклад,включают в себя следующие параметры и их количественные значения:

• — классное руководство – 0,1-0,3;

• — освоение (наличие сертификата) и творческое применение в работе (согласно образовательным программам, тематическим и иным планам) информационных технологий, характеризуемое введением в методику преподавания и для оценки знаний компьютерных программ и технологий – 0,1-0,3;

• -индивидуальное обучение на дому больных детей хроников (при наличии соответствующего медицинского заключения) учителям и другим педагогическим работникам – 0,2;

• Понижающий коэффициент.

•При численности учащихся в классе ниже нормативной применяется понижающий коэффициент:

• соотношение количества учащихся к установленному нормативу

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях

Система оплаты труда педагогических работников профессионального образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • выполнение государственного задания в части реализации программ среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС),

  • обеспечивать высокий профессиональный уровень педагогических работников профессионального образовательного учреждения,

  • а также мотивировать их к выполнению трудовых функций с высоким качеством, эффективностью.

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях должны:

  • обеспечивать соответствие системы оплаты труда педагогических работников требованиям трудового и

  • образовательного законодательства.

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству

Основные принципы формирования системы оплаты труда и правовые основы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству:

  • являются едиными для всех государственных и муниципальных учреждений, и

  • не зависят от того, производится ли финансирование с учетом нормативно-подушевого принципа и

  • есть ли вообще в структуре доходов учреждения средства, полученные за счет средств бюджетов бюджетной системы.

Требования к формированию системы оплаты труда педагогических работников в принципе не зависят от того, из какого источника поступили средства на оплату труда:

  • от этого зависит лишь правомерность отнесения средств к средствам на оплату труда и

  • использование этих средств на оплату труда конкретных работников.

В частности, статья 129 «Основные понятия и определения» Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ содержит следующее определение заработной платы (оплата труда работника):

  • заработная плата (оплата труда педагогического работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации педагогического работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы,

  • а также компенсационные выплаты:

    • доплаты и надбавки компенсационного характера,

    • в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,

    • работу в особых климатических условиях и

    • на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и

    • иные выплаты компенсационного характера

  • и стимулирующие выплаты:

    • доплаты и надбавки стимулирующего характера,

    • премии и иные поощрительные выплаты.

Таким образом, при формировании системы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству необходимо:

  • в обязательном порядке дифференцировать такую оплату труда в зависимости от сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

  • невозможно, например, установление одинакового оклада (должностного оклада) по должностям, которые относятся к различным квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.

При этом заработная плата педагогических работников имеет структуру:

  • это основная ее часть, например, оклад, должностной оклад,

  • а также компенсационные выплаты и

  • стимулирующие выплаты.

Данные требования трудового законодательства должны быть положены в основу разработки систем оплаты труда любой организацией, в том числе и профессиональным образовательным учреждением.

Система оплаты труда педагогических работников представляет собой:

  • порядок и механизмы исчисления заработной платы работников организации в соответствии:

    • с количеством их труда,
    • условиями труда,
    • качеством труда и
    • результатами труда.

Система оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений

Система оплаты труда педагогических работников подразделений образовательного учреждения:

  • осуществляющих и не осуществляющих приносящую доход деятельность,
  • является единой.

Система оплаты труда педагогических работников в государственных образовательных учреждениях устанавливается в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:

  • Трудового кодекса РФ;

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и законодательства об образовании субъектов РФ;

  • Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

  • Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2015 г. № 973;

  • номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678;

  • приказа Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

  • приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями);

  • Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

Системы оплаты труда педагогических работников государственных образовательных учреждений устанавливаются:

  • с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих,

  • единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов,

  • а также с учетом государственных гарантий по оплате труда,

  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Формирование системы оплаты труда педагогических работников на уровне образовательного учреждения осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов, и норм международного права на всей территории РФ;

  • недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

  • установление систем оплаты труда педагогических работников соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов) за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера;

  • обеспечение зависимости заработной платы каждого педагогического работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

  • обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами педагогических работников и результатами их труда, а также результатами деятельности образовательных учреждений;

  • повышение уровня реального содержания заработной платы педагогических работников и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Система оплаты труда педагогических работников устанавливается образовательным учреждением на основе указанных правовых актов:

  • в коллективных договорах, соглашениях,

  • локальных нормативных актах образовательного учреждения.

Установление системы оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения коллективным договором, соглашением:

  • обеспечивает педагогическим работникам непосредственную возможность влиять на содержание системы оплаты труда.

Установление системы оплаты труда локальным нормативным актом:

  • обеспечивает работодателю (образовательному учреждению) возможность оперативного изменения системы оплаты труда педагогических работников по собственному усмотрению при условии соблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов;

  • локальный нормативный акт образовательного учреждения, устанавливающий систему оплаты труда, принимается работодателем с учетом мнения представительного органа педагогических работников образовательного учреждения;

  • утверждение системы оплаты труда локальным нормативным актом позволяет обеспечить совершенствование системы оплаты труда педагогических работников посредством внесения изменений в локальный нормативный акт с учетом мнения представительного органа педагогических работников образовательного учреждения, осуществляемого с соблюдением сравнительно несложных процедурных требований, предусмотренных статьей 372 Трудового кодекса.

Статья 372 «Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов» Трудового кодекса РФ

Размер оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения

Размер оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения должен определяться:

  • с учетом необходимости обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу,

  • определяемого в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учреждений:

  • до средней заработной платы в соответствующем регионе

  • является целевым средним значением заработной платы по педагогическим работникам и

  • НЕ МОЖЕТ рассматриваться как требование достижения данного значения для КАЖДОГО педагогического работника;

  • достижение высокого уровня заработной платы педагогических работников образовательного учреждения предполагает дифференцирование заработной платы в зависимости от количества, условий, качества труда.

При оценке достижения уровня заработной платы педагогических работников учитываются:

  • все части заработной платы работника, включая стимулирующие выплаты.

При расчете целевого значения «средней заработной платы» педагогических работников используется:

  • показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности),

  • предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)».

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Приложение 3. Порядок исчисления заработной платы работников образовательных учреждений

2. Гарантированная часть заработной платы работника включает должностной оклад, сумму гарантированных выплат, сумму компенсационных выплат.

2.1. Установление должностного оклада руководителей, педагогических работников, других специалистов, прочих служащих производится в три этапа:

— определение базового оклада;

— определение расчетного должностного оклада;

— определение должностного оклада.

2.1.1. Базовые должностные оклады руководителей, педагогических работников, других специалистов, прочих служащих рассчитываются по формуле:

, где:

— базовый должностной оклад;

Б — базовая единица;

— базовый коэффициент уровня образования.

Коэффициент уровня образования устанавливается к базовой единице в соответствии с порядком установления базового коэффициента (пункт 3 приложения 4 к настоящему Порядку).

2.1.2. Расчетные должностные оклады руководителей, педагогических работников, других специалистов, прочих служащих рассчитываются по формуле:

, где:

— расчетный должностной оклад;

и — повышающие коэффициенты (приложение 1 к настоящему Порядку).

Повышающие коэффициенты гарантированной части заработной платы устанавливаются в следующем порядке:

— коэффициент стажа работы () устанавливается в соответствии с порядком установления коэффициентов за стаж работы работникам образовательных учреждений (пункт 4 приложения 4 к настоящему постановлению);

— коэффициент квалификации () устанавливается на основании приказа руководителя в соответствии с решением аттестационной комиссии о присвоении квалификационной категории, а также за ученую степень и наличие почетного звания Российской Федерации, СССР: «Народный…», «Заслуженный…», «Мастер спорта международного класса…».

Коэффициент квалификации устанавливается при условии соответствия имеющегося звания специфике работы, выполняемой работником в образовательном учреждении.

Если при исчислении расчетного должностного оклада устанавливается несколько коэффициентов квалификации, то данные коэффициенты суммируются;

— коэффициент масштаба руководства () устанавливается согласно группе по оплате труда руководителей. Группа по оплате труда руководителей определяется согласно Порядку отнесения к группам по оплате труда руководителей образовательных учреждений (пункт 5 приложения 4 к настоящему Порядку);

— коэффициент уровня управления () устанавливается при определении расчетных должностных окладов руководителей, заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений образовательных учреждений;

— коэффициенты специфики работы () устанавливаются по основаниям, определенным в приложении 4 к настоящему Порядку.

Коэффициент специфики работы в образовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) классы (группы) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, устанавливается в размере 0.15 к базовому окладу педагогических работников, непосредственно занятых в данных классах (группах), а также руководителя и (или) одного из заместителей руководителя, деятельность которого связана с организацией образовательного процесса, при условии наполняемости хотя бы одного из специальных (коррекционных) классов (групп) не ниже нормативной.

Если специальные (коррекционные) классы (группы) созданы в общеобразовательных школах-интернатах, то коэффициент устанавливается в размере 0.2 к базовому окладу педагогических работников, непосредственно занятых в данных классах (группах), а также руководителя или одного из заместителей руководителя, деятельность которого связана с организацией образовательного процесса, при условии наполняемости хотя бы одного из специальных (коррекционных) классов (групп) не ниже нормативной.

Коэффициент за целостность и многокомпонентность обучения и воспитания детей младшего школьного возраста устанавливается к базовому окладу учителей начальных классов общеобразовательных учреждений всех видов и учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа — детский сад». Основаниями для установления коэффициента являются:

владение методиками обучения разновозрастных групп в классе-комплекте;

дифференцированные подходы к обучению детей с разным уровнем развития и подготовки.

Коэффициент за применение в практической работе иностранного языка устанавливается к базовому окладу руководителей, заместителей руководителя по учебной, воспитательной, учебно-воспитательной работе, педагогическим работникам образовательных учреждений с углубленным изучением иностранного языка.

Коэффициент за работу в базовой школе устанавливается к базовому окладу работников образовательных учреждений, включенных в Реестр базовых общеобразовательных школ Вологодской области. Категории работников, при исчислении расчетного должностного оклада которых применяется коэффициент, определяются решением муниципального органа управления образованием из числа руководителей, специалистов и других служащих, в должностные обязанности которых входит организация и проведение работы в рамках школьного округа.

Если при исчислении расчетного должностного оклада устанавливается несколько коэффициентов специфики работы, то данные коэффициенты суммируются.

2.1.3. Должностные оклады руководителей, педагогических работников, других специалистов, прочих служащих рассчитываются с применением коэффициентов дифференциации. К коэффициентам дифференциации относятся: коэффициент наполняемости школы, коэффициент наполняемости класса, коэффициент учебной нагрузки.

2.1.3.1. Коэффициент наполняемости школы применяется при расчете должностных окладов руководителей, педагогических работников (за исключением учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня и классных воспитателей), других специалистов, прочих служащих.

Коэффициент наполняемости школы рассчитывается по формуле:

, где:

— фактическое количество учащихся в школе (по списочному составу);

— нормативная наполняемость школы,

, где:

— норматив наполняемости i-го класса (группы);

— количество i-х классов (групп) в параллели.

2.1.3.2. Коэффициент наполняемости класса (группы) применяется при расчете должностных окладов учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня и классных воспитателей.

Коэффициент наполняемости i-го класса (группы) рассчитывается по формуле:

, где:

— норматив наполняемости i-го класса (группы);

— фактическая наполняемость i-го класса (группы).

Если наполняемость класса (группы) для расчета заработной платы установлена в диапазоне от минимального до максимального значения, норматив наполняемости устанавливается по нижней границе диапазона.

Фактическая наполняемость класса определяется по списочному составу учащихся, зачисленных в i-й класс.

2.1.3.3. Коэффициенты наполняемости школы и наполняемости класса (группы) определяются по состоянию на начало соответствующего учебного года — 1 сентября. В случае изменения численности обучающихся в образовательном учреждении на конец соответствующего финансового года более чем на 10 процентов от численности обучающихся на начало учебного года значение коэффициентов контингента пересчитывается в соответствии с пунктами 2.1.3.1 и 2.1.3.2.

В исключительных случаях по решению муниципальных органов управления образованием коэффициенты наполняемости школы и наполняемости классов (групп) могут исчисляться в среднем за полугодие учебного года.

При исчислении коэффициента наполняемости школы контингент классов (групп) для обучения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и учреждениях уголовно-исправительной системы Министерства юстиции, не учитывается.

При расчете коэффициента наполняемости школы не учитывается контингент и количество классов филиалов (структурных подразделений) школы с числом обучающихся менее 14 человек каждый.

При объединении классов в комплект в соответствии с порядком, предусмотренным СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», коэффициенты наполняемости класса рассчитываются отдельно по каждому предмету, в том числе и в 1 — 4 классах. Фактическая наполняемость класса по предметам, изучение которых осуществляется раздельно, определяется в соответствии со списочным составом учащихся, зачисленных в данный класс. Фактическая наполняемость класса по предметам, изучение которых осуществляется в комплекте, определяется путем суммирования списочных составов учащихся классов, объединенных в комплект.

При объединении в комплект классов 2 и 3 ступеней обучения для расчета должностного оклада учителя в качестве нормативной применяется наполняемость классов 2 ступени обучения.

При делении класса на подгруппы (при изучении иностранного языка и трудового обучения на второй и третьей ступенях обучения, по физической культуре на третьей ступени обучения, на практических занятиях по информатике, физике и химии) для определения коэффициента наполняемости класса (группы) применяется значение полной фактической численности учащихся данного класса для каждого учителя, ведущего обучение в подгруппе.

Для учителей, ведущих индивидуальное обучение учащихся, при определении значения используется наполняемость того класса, в который зачислен данный учащийся.

Коэффициенты наполняемости школы и наполняемости класса (группы) определяются с точностью до двух десятичных знаков после запятой.

Коэффициент наполняемости школы не может превышать 1.

Если наполняемость класса для расчета заработной платы установлена в диапазоне от минимального до максимального значения, коэффициент наполняемости класса устанавливается:

менее 1 — при списочном составе учащихся в классе ниже минимального значения;

равно 1 — при списочном составе учащихся в классе в пределах, определенных диапазоном;

более 1 — при списочном составе учащихся в классе выше максимального значения.

Расчет коэффициента наполняемости осуществляется согласно п. 2.1.3.2.

При расчете должностного оклада педагогических работников, ведущих факультативы, кружки, секции, элективные курсы, коэффициент наполняемости группы не может превышать 1.

Коэффициент наполняемости класса (группы) для исчисления должностных окладов педагогических работников учебно-консультационных пунктов, классов (групп), созданных в образовательных учреждениях для обучения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и учреждениях уголовно-исправительной системы Министерства юстиции, устанавливается на уровне 1 независимо от числа обучающихся.

2.1.3.4. Должностные оклады учителей устанавливаются пропорционально учебной нагрузке.

Коэффициент учебной нагрузки в i-м классе (группе) () рассчитывается как отношение фактического числа проведенных в неделю уроков к нормативному.

2.1.4. Изменение размеров должностных окладов работников производится:

1) при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера должностного оклада;

2) при получении образования или восстановлении документов об образовании — со дня представления соответствующего документа;

при присвоении квалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

при присвоении почетного звания — со дня присвоения;

при присуждении ученой степени кандидата наук — со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием о выдаче диплома;

при присуждении ученой степени доктора наук — со дня присуждения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием ученой степени доктора наук.

При наступлении у работника права на изменение размера должностного оклада в период пребывания его в ежегодном или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы исходя из более высокого должностного оклада производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.

2.2. Гарантированные выплаты устанавливаются за работу, входящую в основные должностные обязанности педагогических работников, определенные тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования Российской Федерации.

2.2.1. Расчет гарантированных выплат осуществляется с применением коэффициентов гарантированных выплат (пункт 2 приложения 1 к настоящему Порядку) и учетом следующего.

Коэффициент выплаты за организацию работы образовательного учреждения — областной экспериментальной площадки устанавливается согласно решению соответствующего экспертного совета. Расчет выплаты осуществляется по следующей формуле:

, где:

— расчетный должностной оклад;

— коэффициент наполняемости школы;

— коэффициент выплаты за организацию работы образовательного учреждения — областной экспериментальной площадки.

Коэффициент выплаты за заведование учебным кабинетом, лабораторией, мастерскими устанавливается к расчетным должностным окладам педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих учебный процесс. Расчет выплаты производится по следующей формуле:

, где:

— расчетный должностной оклад;

— коэффициент выплаты за заведование учебным кабинетом, лабораторией, мастерскими.

Коэффициент выплаты за руководство методическими комиссиями, группами, объединениями, творческими лабораториями устанавливается к расчетным должностным окладам педагогических работников образовательного учреждения, а также работников школьной библиотеки. Расчет выплаты производится по следующей формуле:

, где:

— расчетный должностной оклад;

— коэффициент выплаты за руководство методическими комиссиями, группами, объединениями, творческими лабораториями.

Коэффициент выплаты за классное руководство устанавливается к расчетным должностным окладам с учетом наполняемости класса, над которым осуществляется руководство. Расчет выплаты производится по следующей формуле:

, где:

— расчетный должностной оклад;

— коэффициент выплаты за классное руководство;

— коэффициент наполняемости класса.

Коэффициент выплаты за проверку тетрадей () устанавливается к расчетным должностным окладам учителей с учетом наполняемости классов и учебной нагрузки учителя по предмету. Расчет выплаты производится по следующей формуле:

, где:

— расчетный должностной оклад;

— коэффициент выплаты за классное руководство;

— коэффициент наполняемости класса;

— учебной нагрузки учителя.

Коэффициент выплаты за приоритетность предмета и сложность образовательной технологии устанавливается к расчетным должностным окладам учителей с учетом наполняемости классов и учебной нагрузки учителя по предметам. Расчет выплаты производится по следующей формуле:

, где:

— расчетный должностной оклад;

— коэффициент выплаты за приоритетность предмета и сложность образовательной технологии;

— коэффициент наполняемости класса;

— коэффициент учебной нагрузки учителя в i-м классе по данному предмету.

Предметы, за преподавание которых устанавливается коэффициент выплаты за приоритетность предмета и сложность образовательной технологии, определяются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с программой развития образовательного учреждения.

Коэффициент выплаты общественным инспекторам по охране прав детства устанавливается к расчетным должностным окладам педагогических работников. Расчет выплаты производится путем умножения коэффициента на расчетный должностной оклад педагогического работника по следующей формуле:

, где:

— расчетный должностной оклад;

— коэффициент выплаты общественным инспекторам по охране прав детства.

Порядок установления коэффициентов гарантированных выплат определяется образовательным учреждением самостоятельно с учетом мнения выборного профсоюзного органа по согласованию с государственно-общественными органами управления образовательным учреждением.

2.2.2. Порядок установления и размеры гарантированных выплат конкретизируются коллективными договорами образовательных учреждений, а также соответствующими локальными нормативными актами, принятыми по согласованию с выборным профсоюзным органом.

2.2.3. Доля средств, направляемых на гарантированные выплаты работникам образовательного учреждения, не может превышать 15% гарантированной части фонда оплаты труда образовательного учреждения.

2.3. Компенсационные выплаты включают в себя:

— доплаты в размере 35% должностного оклада за каждый час работы в ночное время (в период с 22 до 6 часов);

— выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в размере от 12 до 24% в соответствии с утвержденным Перечнем тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;

— выплаты работникам за разделение рабочей смены на части, устанавливается компенсационная выплата в размере 30% базовой единицы.

Конкретные размеры компенсационных выплат устанавливаются работодателем в соответствии с коллективным договором образовательного учреждения и трудовым договором с работником.

Оплата труда работников в системе образования

Процесс формирования системы оплаты труда в системе образования имеет определенные особенности, которые заключаются в перераспределении средств в структуре заработной платы с целью увеличения должностных окладов. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, система оплаты труда педагогическим работникам формируется на основе двух методов: государственно-правового и договорного. Так, согласно Федеральному закону от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшие учебные заведения были вправе самостоятельно определять форму и систему оплаты труда, размеры премий, доплат и надбавок, исходя из имеющихся у учреждения средств. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» данная норма не определяется.

Выплачивается должностной оклад (ставка) за выполнение работником своих должностных обязанностей, которые предусмотрены трудовым договором. Государственные высшие учебные заведения самостоятельно формируют фонд оплаты труда сотрудников за счет средств бюджетов, направленных на их содержание, и прочих источников, которые не запрещены законодательством РФ.

Частью ст. 333 ТК РФ установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Данная норма устанавливается Правительством РФ. Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» установлена продолжительность рабочего времени для работников образовательных учреждений, в которую входит:

  • — преподавательская работа;
  • — воспитательная работа;
  • — педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и режимом рабочего времени.

Ставка заработной платы педагогов устанавливается, учитывая рабочее время в астрономических часах. Перерывы (перемены) между занятиями также входят в рабочее время работника образовательного учреждения.

Учебная нагрузка в течение учебного года для преподавателя образовательного учреждения среднего профессионального образования установлена в размере 1440 ч, для преподавателей высшего профессионального образования — до 900 ч, для учителей — 720 ч в учебном году.

Объем нагрузки, который больше или меньше установленной нормы часов, устанавливается только с письменного заявления педагога.

Формы, порядок, условия оплаты труда работников образовательных учреждений установлены в письме Министерства образования и науки РФ № АФ-947, Профсоюза работников образования и науки России от 26.10.2004 № 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений».

Преподавателям образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной преподавательской работой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. был установлен размер ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя — 1000 руб.

Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н были утверждены ПКГ работников образовательных учреждений (табл. 4.3).

Важно запомнить!

За выполнение функций классного руководителя педагогам ежемесячно выплачивается вознаграждение в размере 1000 руб. Причем по решению региональных властей его размер может быть увеличен. Но учтите: за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником функций классного руководителя работодатель имеет право прекратить выплату вознаграждения.

Таблица 4.3

Профессиональные квалификационные группы должностей для работников образования

Группа

Должность

Работники учебно-вспомогательного персонала первого уровня

Инструктор по труду.

Инструктор по физической культуре. Музыкальный руководитель. Старший вожатый

Работники учебно-вспомогательного персонала второго уровня

Инструктор-методист.

Концертмейстер.

Педагог дополнительного образования. Педагог-организатор.

Социальный педагог. Тренер-преподаватель

Педагогические работники

Воспитатель.

Мастер производственного обучения.

Методист.

Педагог-психолог.

Старший инструктор — методист.

Старший педагог дополнительного образования. Старший тренер-преподаватель

Руководители структурных подразделений

Преподаватель.

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

Руководитель физического воспитания.

Старший воспитатель.

Старший методист.

Учитель.

Учитель-дефектолог.

Учитель-логопед (логопед)

Важно запомнить!

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, который бы содержал квалификационные требования к профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, до настоящего времени не принят.

И это, очевидно, определяет сложность в реализации приказа Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Кроме того, реализация приказов Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и № 217н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного образования» обусловила ряд проблем для работодателя. Они связаны не только с изменениями условий оплаты труда, но и с изменениями в некоторых случаях трудовой функции работника, так как ее необходимо привести в соответствие с вводимыми профессиональными квалификационными группами. (Согласно ст. 60 ТК РФ запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.)

В данном случае возможно изменение трудовой функции лишь в соответствии со ст. 72 ТК РФ, т.е. по письменному соглашению сторон трудового договора, в частности заключив дополнительное к нему соглашение.

Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере: 40% — за должность доцента; 60% — за должность профессора; а с 1 ноября 2006 г. за ученую степень кандидата наук — 3000 руб., за ученую степень доктора наук — 7000 руб.

Для должностей профессорско-преподавательского персонала предусмотрены повышающие коэффициенты к должности, образующей новый оклад. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 217и введена должность заведующего кафедрой, отнесенная к пятому квалификационному уровню, с соответствующим должностным окладом.

В настоящее время в централизованном порядке установлено, что повышающий коэффициент по должности заведующего кафедрой должен быть одинаковым для всех лиц, занимающих эту должность. Это не исключает увеличения повышающего коэффициента либо введения дополнительно к нему надбавки заведующему кафедрой в локальном нормативном акте вуза.

Вместе с тем, если проанализировать Перечень примерных показателей стимулирования основного персонала федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования, можно сделать вывод, что в него включены не только стимулирующие выплаты, но и компенсационные выплаты.

В Перечне указан вид стимулирующих выплат: за интенсивность и высокие результаты. Однако предусмотренные в нем показатели свидетельствуют, очевидно, о другом. Так, стимулирующие выплаты установлены за условия труда, отклоняющиеся от нормальных:

  • — за заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, интернатами при школе;
  • — за выполнение обязанностей классного руководителя;
  • — за проверку письменных работ;
  • — за каждый час работы в ночное время (оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях);
  • — в случае привлечения к работе в установленный ему графиком выходной день или нерабочий праздничный день (работа оплачивается не менее чем в двойном размере);
  • — за работу в детских оздоровительных лагерях и т.д.

Другой вид стимулирующих выплат — выплаты за качество выполняемых работ: за подготовку победителей и призеров олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований, проводимых на школьном, муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

Естествен вопрос: «Почему стимулирующие выплаты установлены не за исполнение “основной” трудовой функции, например учителя, который блестяще проводит учебные занятия?»

Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет при наличии таких показателей увеличивают размер заработной платы:

  • — при педагогическом стаже от 3 до 5 лет — на 10%;
  • — при педагогическом стаже от 6 до 10 лет — на 15%;
  • — при педагогическом стаже от 11 до 15 лет — на 20%;
  • — при педагогическом стаже от 16 до 20 лет — на 25%;
  • — при педагогическом стаже свыше 20 лет — на 30%.

Представляется, что указание па стаж непрерывной работы в современных условиях вряд ли актуально.

В целом процесс формирования системы оплаты труда в системе образования имеет определенные особенности, которые заключаются в перераспределении средств в структуре заработной платы с целью увеличения должностных окладов. При этом необходимо учитывать:

  • а) размер должностного оклада или ставки заработной платы является фиксированной денежной суммой, которая выплачивается педагогическому работнику за исполнение должностных обязанностей в течение календарного месяца или за норму часов педагогической нагрузки, без учета стимулирующих и компенсационных выплат;
  • б) фиксированный размер оплаты труда педагогов, для которых трудовым законодательством РФ определена продолжительность рабочего времени в размере 30 или 36 ч в неделю, представляет собой размер должностного оклада, устанавливаемый за выполнение определенных должностных обязанностей в течение календарного месяца, без учета стимулирующих и компенсационных выплат;
  • в) фиксированный размер оплаты труда педагогов, для которых трудовым законодательством РФ определены нормы часов педагогической нагрузки в неделю (год), представляет собой размер ставки заработной платы исходя из должностной часовой нормы, а именно, 18, 20, 24, 25, 30 и 36 ч в неделю или 720 ч в год;
  • г) должностные оклады научно-педагогическим работникам учреждений высшего профессионального образования должны учитывать размер надбавок за ученые степени и звания и быть не ниже установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • д) размер ежемесячной заработной платы педагогических работников, для которых установлены часовые нормы педагогической или преподавательской нагрузки, учитывая фактический объем учебной нагрузки, рассчитывается по формуле

Пример 4.1

Предположим, что педагог имеет недельную нагрузку 22 ч. Должностной оклад составляет 6250 руб. в месяц. Норма часов в неделю равна 18 ч. Рассчитаем заработную плату педагога за отработанное время.

е) размеры и условия дополнительных выплат за проверку письменных работ, классное руководство, заведование филиалами, отделениями, отделами, руководство предметными и методическими комиссиями и т.д., а также фактический объем педагогической (преподавательской) нагрузки в процессе осуществления образовательных программ.

В то же время работник имеет право на изменение размера оплаты труда в случаях:

  • — увеличения стажа непрерывной педагогической работы и выслуги лет;
  • — получения образования либо восстановления документа об образовании;
  • — присвоения квалификационной категории;
  • — награждения ведомственными знаками отличия и присвоения почетного звания;
  • — присуждения ученой степени.

В документе также даны рекомендации по формированию систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ и работников муниципальных учреждений.

На сегодняшний день оплата труда педагогических работников формируется в соответствии с Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол № 11 от 24.12.2014). Документ регулирует процесс формирования выплат на всех организационных уровнях. Правовой основой для его исполнения служат коллективные договора и нормативные акты.

В рамках данного документа сформированы базовые принципы формирования заработной платы педагога:

— заработная плата зависит от квалификации и объема работ без ограничения максимально допустимым размером. Например, молодой специалист, работающий на полную ставку, получит в среднем 12—15 тыс. руб., а заработная плата педагога с квалификационными надбавками в зависимости от педагогического стажа может достигать 40 тыс. руб.

Важно запомнить!

На местах следует руководствоваться соглашениями и рекомендациями по организации оплаты труда на 2014 г., разработанными на основе вышеупомянутых Рекомендаций;

— рост заработной платы гарантируется актами трудового законодательства;

труд педагога оплачивается в соответствии с трудовыми затратами человека. Это правило касается процесса распределения ставок, компенсаций и премий. Любые личностные предпочтения руководителей относительно персоны педагога (не связанные с его профессиональными качествами) не допускаются.

Наименьший допустимый размер оплаты строго фиксирован и не может быть меньше суммы, установленной федеральным законом. Трудовой договор обязательно должен содержать такие сведения, как размер должностного оклада, объем педагогической нагрузки за рабочую неделю, а также перечень и размеры выплат компенсаций и премий.

Оплата труда регулируется размерами районных коэффициентов для рационального расчета выплат в зависимости от условий работы, местности проживания (например, центр страны или Крайний Север), а также процентных надбавок (за педагогический стаж). Местные органы самоуправления могут повышать уровень районных коэффициентов за счет бюджетных средств муниципальных учреждений. Заработная плата педагога должна быть повышена в случае опасных или вредных условий труда (процент выплаты в таком случае не может быть ниже, чем установленные).

В данном случае имеются в виду не дополнительные выплаты, а утвержденная часть заработной платы. Пункты документа рекомендуют руководителям обращать внимание на процентное соответствие фиксированной части заработной платы и всевозможных надбавок, чтобы избежать практики, когда согласно ставке педагог должен получить, к примеру, 12 тыс. руб., а в реальности выплачивается 50 тыс. руб. (с учетом всех надбавок).

Обязательные нормы трудового договора с педагогом включают в себя: описание условий труда, заработной платы (фиксированной), оклада за выполненную в течение месяца работу или отработанных часов за неделю (год);

фиксированный размер заработной платы педагогов, у которых рабочее время равняется 30 или 36 ч в неделю, приравнивается к размеру оклада за календарный месяц (без учета дополнительных выплат).

Помимо преподавания, профессиональные обязанности педагога могут включать в себя проверку письменных работ учеников, а также выполнение функций классного руководителя, заведующего кабинетом, лабораторией или филиалом. Эти виды учебной работы тоже должны оплачиваться: размер оплаты предусматривается в трудовых договорах (отдельно от фиксированного размера заработной платы). В рекомендациях говорится, что размер выплат устанавливается в коллективных договорах и других нормативных документах с учетом мнения педагогов сквозь призму показателей труда и критериев эффективности работы.

Оценка эффективности работы должна исходить из следующих принципов:

  • — объективности (вознаграждение должно соответствовать результату труда);
  • — предсказуемости (специалист должен точно знать, какая выплата его ждет за конкретный положительный результат труда);
  • — адекватности (вознаграждение обязано соответствовать вкладу работника);
  • — своевременности;
  • — прозрачности (доступность и понятность правил).

Таким образом, при формировании размера стимулирующих выплат педагогу учитываются специфика отдельного образовательного заведения и принципы оценки эффективности труда.

Условия изменения заработной платы могут трансформироваться в зависимости от показателя непрерывного педагогического стажа (со дня достижения или со дня подачи документов), квалификации (с момента решения аттестационной комиссии), наличия государственных наград (со дня получения) и ученой степени (с числа принятия решения о выдаче диплома). Если в этот период педагог находился в отпуске или на больничном (при условии сохранения средней заработной платы), то новые начисления будут производиться уже после возвращения сотрудника образовательной организации на работу.

В реорганизованных образовательных учреждениях снижать размер должностного оклада (но не всей заработной платы) нельзя.

Важно запомнить!

Формирование заработной платы — актуальный вопрос для педагогических работников всех уровней. Указанные выше Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений содержат базовые принципы и условия расчета заработной платы. Но для большей ясности каждый сайт образовательного учреждения должен разместить локальные акты, касающиеся формирования заработной платы, дополнительных выплат в зависимости от ставки, стажа и других факторов, влияющих на величину заработной платы.

  • Документ утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *