Требования к гаражам

  • автор:

Требования пожарной безопасности к гаражам для стоянки автомобилей установлены актами:

Требования и нормы ПБ в гаражах

Для строительства коммерческих боксов, стоянок, парковок в обязательном порядке требуется согласование с ГПН. Сооружения на частных участках (индивидуальные гаражи) не нормируются.

Хранение бензина в гараже

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), газообразные горючие вещества и неочищенную от топлива тару запрещено хранить в помещениях гаражей-стоянок в МКД, на подземных паркингах. Исключения:

  1. топливо в баках самих ТС;
  2. в иных видах гаражей позволено держать:
    • бензин, дизель – до 20 кг;
    • смазочные материалы – до 5 кг.

Все работы, связанные с огнем, топливом запрещено проводить вне специальных площадок. Минимальное расстояние до стоянки – 50 м. Пролитые ГСМ незамедлительно убирают с помощью песка, опилок и утилизируют за границы строений в металлические ящики с крышками.

Хранение резины в гараже

Шины и резиновые предметы следует держать раздельно с иными изделиями. Запрещено совместное хранение, под которым имеется в виду непосредственная близость, одна секция, сегмент помещения.

В особых случаях, например, на стояночных комплексах, место с покрышками отделяют противопожарными перегородками, перекрытиями (п. 2.30 ВСН 01-89, СП 4.13130). На подземных паркингах запрещено хранить резину вообще.

Расстояние между автомобилями

Автомобили ставят с промежутками в 0,5 – 0,8 м (Прил. А, СП 113.13330). Это же расстояние отмеряют от конструкций помещения. Между машинами на промышленных объектах – от 1 м.

Параметры рассчитываются, выходя из минимального размера одного места 5,3х2,5 м, а для инвалидов – 6,0х3,6 м.

Расстояния между гаражом и другими объектами

Для предприятий градостроительные нормы и СанПиН обязательные:

  1. от ворот до перекрестков:
    • магистральных улиц – 50 м, обычных – 20 м;
  2. до остановок – 30 м;
  3. подземные боксы для легковых транспортных средств: от окон жилых, общественных сооружений – 15 м;
  4. от красной линии на плане (отделяет дорогу, коммуникации) – 6 м;
  5. размещают в производственных зонах, с промежутком до жилых домов от 50 м (рекомендательные нормы) стоянки:
    • от 300 мест;
    • для общественного, грузового, специального, ведомственного, служебного автотранспорта, такси;
  6. от секционных МКД до открытых площадок для автомобилей на 101 – 300 мест продольных к фасаду – 50 м;
  7. для построек I – II ст. огнестойкости расстояния позволено уменьшать на 25%, если нет открывающихся окон, въездов со стороны жилья, общественных объектов.

Правила по расстояниям содержит табл. B.1 СП 113.13330, табл. 10.1 СП 42.13330.2016:

Объекты

Расстояние, м

от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей

от станций технического обслуживания при числе постов

10 и менее

10 и менее

Жилые дома

В том числе торцы жилых домов без окон

Общественные здания

Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения

*

Лечебные учреждения со стационаром

*

*

*

Для индивидуального гаража правила рекомендательного характера:

  1. до линии раздела, забора соседнего участка – 1 м (под сточные воды, аварийный проход);
  2. от ближайшего строения на соседнем участке (от окон, веранды, стен) – 6 м;
  3. от красной линии – 5 м;
  4. от бокового забора, улицы (до проезда между домами) – 3 м;
  5. до любого хозяйственного здания – 1 м;
  6. допускается примыкание к дому, если бокс имеет защитные перегородки;
  7. для домов с боксами:
    • встроенными – 6 – 10 м от забора, деревянные – 15 м;
    • пристроенными – правила как для отдельно стоящих.

Замеры делаются от краев выступающего цоколя или стен, от того, что больше выделяется до линии ближайшей детали соседней постройки.

Класс функциональной пожарной опасности гаража

Объекты для хранения автомобилей условно разделяют на 4 категории. Есть классы пожарной безопасности, степени огнестойкости, предопределяющие строгость требований:

Категория

Сооружения

Класс, описание

Отдельно стоящие частные

  • Ф5;
  • индивидуальное строение не подлежит нормированию, если не является частью СТО.

Помещения гаражного кооператива

  • Ф 5.2;
  • расчет опасности обязательный. Приравнивается к складам.

Подземные паркинги

Категории от А до Д в зависимости от количества мест. Например, парковки возле супермаркетов относят к В1 и В2.

Боксы

Классифицируются в зависимости от топлива, параметров самого здания.

Стоянки для газобаллоных машин размещаются в отдельных постройках I – V ст., класс C0. Запрещено использовать:

  1. подвалы, цоколи, подземные помещения;
  2. наземные закрытые стоянки в домах с иным назначением;
  3. боксы без отдельных выездов.

Пример расчета по категории гаража по взрывопожарной и пожарной опасности

Огнестойкость распространенных построек (по ФЗ 123, ст. 69, табл. 11):

  1. кирпичный бокс: степень II или III, кл. С0;
  2. металлический гараж: степень максимум IV, кл. – C1.

Гаражам для легковых машин, кроме тех, которые на газе, присваивают кат. В1 без исчислений; автостоянкам – кат. В. (п.6.11.11 СП 4.13130.2013).

Для грузового автотранспорта исчисления потребуются. Расчет включает сложные формулы. Определяется:

  1. давление насыщенных паров, взрыва;
  2. интенсивность испарения;
  3. низшая теплота сгорания;
  4. пожарная нагрузка;

Учитывается наличие поддонов, сливных приямков. Данные сопоставляют с нормами НПБ и относят здание к соответствующему классу. Краткое изложение «Примера №17» из пособия к СП 12.13130.2009 для грузовика:

  1. высчитывают общую массу горючих веществ (топливо, картон, резина и пр.) Результат сравнивают с таблицами;
  2. берут показатели низшей теплоты горения, вычисляют пожарную нагрузку (обычную и удельную). После сравнений условий выше/ниже рамок таблиц определяют категорию помещения.

Определить степень огнестойкости здания гаража можно по СНиП 21-01-97. Для этого необходимо знать, из каких материалов построено здание. Процедуру осуществляют специалисты, поскольку потребуется провести испытания, применить классификацию различных веществ.

Средства пожаротушения в гараже

Пожаротушение:

  1. для частных отдельно стоящих объектов для хранения автотранспорта достаточно первичных мер (огнетушители);
  2. для коммерческих предприятий нормы предписаны СП 113.13330 (Раздел. 6.5.) и 5.13130. Автоматическое пожаротушение (АУПТ), оповещение, первичные средства обязательные на закрытых площадках, для надземных – при 2 этажах и больше. Виды:
    • чаще всего: дренчеры, ТРВ, внутренний водопровод, модульные устройства;
    • реже: спринклеры;
    • огнетушители ручные, передвижные.

Для одно и двухэтажных боксовых стоянок, где каждое помещение имеет свой отдельный выезд (гаражные ворота), позволено не применять автоматическое пожаротушение и сигнализацию.

Пожарный щит: требования

Пожарный щит потребуется:

  1. нет внутреннего водовода для тушения возгораний и АУПТ;
  2. нет наружных систем водоподачи;
  3. при удалении от 100 м от точек забора воды;
  4. стоянки на 50 мест и больше, помимо щита, дополнительно оборудуются площадками с контейнерами, баками с песком, средствами индивидуальной защиты.

Количество щитов, комплектация, их необходимость для классов и категории строений определяется таблицами СП 113.13330 и ППР.

Комплектация:

Огнетушитель для гаража: какой выбрать

Для автостоянок рекомендованы порошковые или углекислотные огнетушители. Используются также пенные и водные первичные средства пожаротушения, но они малоэффективные для ГСМ. Для организаций количество и тип определяется по таблицам СП 113.13330, НПБ 166-97 (Прил. 1), ППР.

В гаражах, как правило, используют ОП или ОУ от 4 л (кг). Автомобилисты рекомендуют держать одновременно два типа огнетушителей. Нужно помнить, что ОУ не тушит класс А (обычные твердые материалы), но он эффективен для разлитых жидкостей. Лучший выбор – эмульсионные и хладоновые огнетушители, так как не наносят вред при тушении, но они дорогие.

Сколько огнетушителей должно быть

Количество огнетушителей для стоянки, боксов до 200 м. кв. (табл. 1 ППБ):

  1. ОП или ОВП от 10 л – 4;
  2. ОП от 4 кг – 2;
  3. ОХ от 3 л – 4.

Система дымоудаления в гараже

Минимум для гаража – это вытяжная противодымная система по СП 60.13330.2012 (СНиП 41-01-2003) (р. с учетом п. 7.2 и 7.3 СП 7.13130 для удаления продуктов, выделяющихся при возгорании веществ.

Пожарная сигнализация в гаражах: требования

Автостоянки с количеством парковочных мест от 10 шт. должны оборудоваться противопожарной сигнализацией. Оповещение в частных отдельных боксах отнесено на усмотрение владельца. Для сигнализации требуется проект по НПБ 88-2001.

Какие извещатели ставить

Дымовые извещатели – это стандарт, рекомендованный НПБ 88-2001 в п. 13.5. Есть мнение, что дымовые датчики часто срабатывают ложно от выхлопов. Это не всегда так – качественные извещатели имеют соответствующие настройки.

Тепловые датчики пожарной сигнализации ставить можно, но они срабатывают, когда пламя набрало силы, а тушить рекомендовано на стадии задымления.

Противопожарные мероприятия в автогаражах

Меры состоят в следующем:

  1. сигнализация;
  2. АУПТ, средства первичного пожаротушения;
  3. эвакуационные выходы;
  4. проезд как минимум для разъезда двух автомобилей;
  5. наличие огнеупорных преград (перегородок, перекрытий);
  6. материалы с пределами огнестойкости по СП 2.13130.2012;
  7. противопожарные разрывы между боксами;
  8. пол должен быть негорючим.

Работники, персонал допускаются к исполнению своих обязанностей только после прохождения инструктажей и проверки знаний. Обязательно для организаций разрабатывается инструкция о пожарной безопасности.

Скачать: Образец инструкции о мерах ПБ в гараже.pdf
Скачать: Бланк инструкции о противопожарных мерах на автотранспортных предприятиях.pdf

План эвакуации техники при пожаре в гараже

Разработку эвакуационной схемы организовывает руководитель предприятия. Схема вывешивается поэтажно и содержит:

  1. направления для выхода;
  2. места средств пожаротушения;
  3. кратко первоочередные действия;
  4. телефоны спасательных служб.

Указатели эвакуационных путей (светящиеся таблички, стрелки) вывешиваются на каждом этаже. План обязательный для помещений:

  1. массово посещаемых (кроме жилых домов);
  2. с рабочими помещениями для 10 чел. и больше;
  3. количество автомобильной техники в гараже, при котором разрабатывается план эвакуации при пожаре – от 25 единиц. Дополнительно создают схему расстановки с описанием очередей и порядка, хранят буксирные тросы, штанги из расчета 1 шт. на 10 ед.

План эвакуации составляется по ППР, ГОСТ Р 12.2.143-2009, СП 113.13330.2012.

Как тушить пожар в гараже

Правила ликвидации возгораний учитывают закрытость, компактность бокса, наличие вентиляции:

  1. не приближаться к горящим объектам, если есть угроза взрыва;
  2. вырывающееся пламя тушить через зазоры, продвигаясь постепенно внутрь;
  3. выкатить автомобиль, если есть возможность (стадия задымления);
  4. при значительном задымлении не заходить вглубь;
  5. топливо тушат от переднего края, стараясь оторвать пламя от очага, оптимальный наклон струи – 45°;
  6. ЛВЖ можно присыпать песком, грунтом;
  7. вода малоэффективная против топлива. Надо использовать порошковые, хладоновые, эмульсионные огнетушители, в крайнем случае – пенные или смоченную водой плотную ткань, которую накидывают на очаг;
  8. стены тушить снизу-вверх, проемы – наоборот.

Вопрос:

П.2.3 СанПин 2645-10 (нормативно-правовой акт): «Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений». П.2.10 того же документа запрещает размещение на территории дворов жилых зданий автостоянок, кроме гостевых.

Вопрос:

Какие требования предъявляются к автостоянкам, чтобы они считались гостевыми?

Ответ:

Гостевая автостоянка — это автостоянка, размещаемая на участке жилой застройки (на открытой площадке вблизи жилого дома), предназначенная для организованной стоянки легковых автомобилей, владельцы которых не являются жильцами указанного дома.

Минимальные расстояния от жилых домов до гостевых автостоянок принимают в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* и СП 4.13130.2013.

Обоснование:

Действующие нормативные акты и документы не содержат четкого определения понятия «гостевая автостоянка».

Из смысла пункта 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и пункта 2.12.23 «Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» (1) можно заключить, что гостевая автостоянка — это разновидность автостоянок, размещаемая на участке жилой застройки (на открытой площадке вблизи жилого дома), предназначенная для организованной стоянки легковых автомобилей продолжительностью более 5 минут (2), владельцы которых не являются жильцами указанного дома.

(1) Приказ Минрегиона России от 27.12.2011 N 613.

(2) Для легковых автомобилей «Правила дорожного движения» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.93 N 1090) говорят об остановке и стоянке (для разграничения этих понятий используется временной критерий — 5 минут).

В законодательстве о техническом регулировании в области обеспечения безопасности зданий и сооружений и в области пожарной безопасности понятие «автостоянка» применяется в смысле:

Стоянка для автомобилей — здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей (пункт 3.1 СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей»);

Автостоянка (стоянка для автомобилей) — здание или сооружение (гараж) или их часть, либо специальная открытая площадка, предназначенные для хранения (стоянки) автомобилей (пункт 3.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям)».

Актуальным является вопрос о нормировании расстояний от гостевых автостоянок до жилых домов.

В примечании 11 к таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установлено, что для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.

Вместе с тем, расстояния от жилых домов до открытых автостоянок нормируются другими нормативными документами:

(3) Пункт 6.39 СНиП 2.07.01-89* включен в «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р.

— СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (4), пункт 6.11.2 (противопожарные расстояния).

(4) СП 4.13130.2013 включен в «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»» (приказ Росстандарта от 16.04.2014 N 474).

Пожарная безопасность гаражей: частных, организаций и парков транспортных предприятий

По определению СП 113.13330 о требованиях ко всем видам/типам стоянок автомобилей, вышедшего в 2016 году, гаражами/парками/депо являются капитальные строительные объекты – здания, сооружения, их части, изолированные помещения, что используются для стоянки/хранения; текущего ремонта, технического сервиса грузовых, легковых автомашин, автобусов, а также городского электрического транспорта.

Гаражи организаций чаще всего являются отдельно стоящими зданиями, сооружениями, но могут быть частями, пожарными отсеками производственных, складских, административно-бытовых корпусов учреждений, предприятий, в том числе оказывающими услуги по транспортировке различных видов грузов, перевозке пассажиров внутри населенных пунктов или за их пределами.

Гаражные парки и пожарная безопасность

Виды

Для обслуживания собственных нужд организаций различного профиля деятельности, осуществления пассажирских, грузовых перевозок, ведения строительных, других инженерных работ; обеспечения жизнедеятельности городских, в том числе коммунально-хозяйственных структур проектируются, эксплуатируются следующие виды гаражей, парков, депо для размещения, ремонта транспорта:

  • Автопредприятия, оказывающие услуги по перевозке различных грузов, включая опасные виды – горючие жидкости, ЛВЖ, ядовитые материалы.
  • Пассажирские автопарки, на балансе которых десятки, а в мегаполисах сотни автобусов для городских, междугородних перевозок.
  • Предприятия по текущему, капитальному ремонту автотранспортных средств, регламентному техническому сервису – от легковых автомобилей до спецтехники.
  • Автотранспортные предприятия в составе крупных строительных компаний. Большая часть техники – это большегрузные автомобили, включая самосвалы, необходимые для доставки на площадки по возведению объектов кирпича, керамических блоков, железобетонных, металлических конструкций.
  • Специализированные механизированные колонны, предоставляющие услуги по аренде автокранов, бетоновозов, бульдозеров, экскаваторов, высотных автоподъемников.
  • Станции скорой медицинской помощи.
  • Пожарные депо.
  • Гаражи коммунальных, аварийно-ремонтных служб газоводоснабжения, связи; правоохранительных органов.
  • Трамвайные, троллейбусные парки.
  • Гаражи частных предприятий с различными транспортными средствами – от легковых автомашин, микроавтобусов до автовышек, в зависимости от профиля предпринимательской деятельности.

Строительными нормами, противопожарными правилами, несмотря на различия в количестве транспортных средств, по занимаемым площадям, предъявляются общие требования к размещению гаражей на территориях промышленных предприятий, в черте населенных пунктов; оснащению их системами защиты от огня, обеспечению режима безопасности.

Требования к размещению

СП 18.13330, введенный в действие в 2011 году, что регламентирует разработку генеральных планов производственных предприятий, в том числе объектов транспорта, указывает что при размещении гаражей таких объектов:

  • Следует предусматривать защитную зону, учитывать противопожарные разрывы до вблизи расположенных жилых зданий.
  • Если гаражи, административные, вспомогательные здания предприятия занимают больше 5 га общей площади, то с территории объекта выполняется не меньше двух выездов.
  • Ширина проемов ворот выездов должна выполняться с учетом максимальной ширины имеющегося транспорта + 1,5 м, но не меньше 4,5 м.

СП 42.13330, утвержденный в 2016 году, и устанавливающий нормы застройки населенных пунктов, вводит следующие требования по размещению предприятий транспорта с гаражами/парками/депо в своем составе:

  • Допускает их строительство в любой из зон – коммунальной, производственной, за исключением жилой, где возможно только размещение разных видов автостоянок для легкового автотранспорта.
  • Гаражи предприятий, обслуживающие крупные складские комплексы, включая склады пиломатериалов, базы хранения, розлива нефтепродуктов, рекомендовано размещать на их территориях за городской чертой.
  • Нормативы площади территорий гаражей, парков для размещения, ремонта транспорта при размещении в населенных пунктах приведены в таблице И.1 данного свода правил.

Системы защиты от пожара

Согласно нормативным документам в области ПБ гаражи транспортных предприятий должны быть оборудованы:

  • Нормы проектирования противопожарной автоматики указывают, что установками сигнализации о возникновении пожара защищаются одноэтажные надземные здания, сооружения для автомашин I–III степеней стойкости к огню, имеющие общую площадь помещений меньше 7 тыс. м2, а стационарными системами тушения огня – при площади больше 7 тыс. м2.
  • Как правило, при проектировании, монтаже в качестве пожарных извещателей применяют датчики дыма, а для автоматической ликвидации очагов возгораний – пенные установки пожаротушения.
  • Это обусловлено более быстрым обнаружением летучих продуктов горения пожарной нагрузки, характерной для автопредприятий, дымовыми пожарными извещателями, эффективным подавлением горящих нефтепродуктов, резинотехнических изделий воздушной пеной, образующейся при выходе из дренчерных, спринклерных оросительных головок, специальных пеногенераторов.
  • Наружное, внутреннее противопожарное водоснабжение зданий гаражей в части необходимого количества струй, общего расхода воды, принимается в зависимости от строительного объема, степени стойкости к огню таких строений.
  • В качестве источников внешнего противопожарного водоснабжения используются как кольцевые, тупиковые водопроводы населенных пунктов, предприятий, так и пожарные водоемы, резервуары.
  • Системы оповещения о пожаре работников для одноэтажных зданий гаражей допускается применять 1 типа, когда при срабатывании пожарных датчиков в защищаемых помещениях включаются звуковые оповещатели – сирены, звонки. Рекомендовано также использовать табло «Выход» с подсветкой.
  • Системы дымоудаления необходимы для зданий гаражей, не имеющих в наружных стенах проемов для освещения, фрамуг для проветривания; люков, зенитных фонарей дымоудаления в покрытиях строений.

Все помещения гаражей должны быть укомплектованы по нормам положенности переносными, передвижными огнетушителями.

Требования противопожарного режима

Они основаны на анализе наиболее частых причин пожаров в помещениях гаражей для легковых, грузовых автомашин, спецтехники, парках/депо городского электрического транспорта, и направлены на исключение создания ситуаций, способствующих возникновению очагов возгораний, быстрому распространению огня:

  • Уборка помещений, очистка одежды горючими, легко воспламеняемыми жидкостями; отогрев замерзших трубопроводных систем отопления, двигателей транспортных средств паяльными лампами, другими источниками открытого пламени – строго запрещены.
  • Спецодежда работников, постоянно контактирующих со смазочными маслами, топливом, растворителями, должна быть подвешена в нерабочее время в металлических проветриваемых шкафчиках, что устанавливаются в особо отведенных местах.
  • Запрещено оставлять подключенными к электросети в нерабочее время любые приборы, оборудование, что не относятся к системам охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, дежурному/аварийному освещению; использовать электронагревательные приборы, элементы/аппараты защиты электросетей нестандартных, не сертифицированных видов, самодельного изготовления.
  • Запрещено загромождать подходы к электрощитам, огнетушителям, пожарным шкафам, пусковой аппаратуре систем тушения пожаров, дымоудаления, оповещения людей.

Полный перечень требований противопожарного режима на объектах транспортной инфраструктуры, включая гаражи автопредприятий, других организаций, изложен в разделе XI «ППР в РФ», являющихся основополагающими правилами ПБ в нашей стране.

Типовая инструкция о мерах пожарной безопасности в гаражах, доступна после статьи, по кнопке скачать

Маленький уютный дом для Вашего верного железного коня! Как Вы уже наверное догадались, в нашей статье речь о пожарной безопасности в гаражах. На сегодняшний день возгорания в гаражах занимают едва ли не высшую строчку статистических данных по количеству возгораний и пожаров на территории страны.

Причины пожаров в гаражах

Определим основные три причины:

  1. Человеческий фактор или собственная халатность,
  2. Умышленные деяния третьих лиц,
  3. Природные явления.

Человеческий фактор или собственная халатность

В первом случае подразумевается личная небрежность и не внимательность владельца, это может быть:

  • не выключенный электрообогревательный прибор;
  • неправильная эксплуатация бытовых приборов, таких как электрочайник;
  • хранение ЛВЖ (бензина, керосина) в неплотной или не закрытой таре;
  • обустройства гаражей печками-буржуйками;
  • ну и конечно же курение в неположенных местах.

Третьи лица

В этом случае это как правило любители легкой «наживы», гаражи часто подвергаются взлому, и чтобы «замести следы» грабители часто поджигают гараж после ограбления. Детская шалость будет относиться к категории неумышленного причинения вреда, например, дети очень часто играют с огнем что может стать результатом возникновения пожара.

Природные явления

Как бы это страшно не звучало, но природная стихия — это неконтролируемая сила. Как правило в сухую и знойную погоду, особенно в весенний период учащаются загорания в лесах, на садовых участках и в гаражных кооперативах. Связано это с палом сухой прошлогодней травы, это и есть причина номер три возникновения возгораний в гаражах.

Как снизить риск возникновения пожара в гараже

Рассмотрим ситуацию, что у Вас еще нет собственного гаража и Вы только планируете его приобрести или построить самостоятельно.

Если вы пошли по первому пути и решили приобрести готовый гаражный бокс.

Выбирайте желательно бокс с железобетонными перекрытиями и перегородками, либо состоящий из кирпича, материалы должны быть минимально горючими или негорючими вовсе. Такие гаражи как правило стоят в разы дороже своих предшественников из дерева. Если есть возможность, то выбирайте гараж в местах где растительность минимальна или она отсутствует вовсе, это исключит возможность загорания от пала травы описанного выше. Также следует обратить внимание на гаражные ворота, желательно чтобы они были металлические, все по той же причине своей негорючести. И еще один маленький совет при покупке гаража обязательно смените замок и поверьте на этом экономить не стоит, дабы избежать покушения любителей «легкой наживы».

Теперь рассмотрим вариант, когда Вы согласовали и обошли множество инстанций и решили построить свой собственный гараж.

Как говорилось ранее преимущественно лучше использовать негорючие материалы, кирпич, железобетон и тому подобное при постройке гаража.

Итак, вы смонтировали основу гаража, то есть его стены, перегородки и кровлю осталось дело за малым. При монтаже ворот мы также рекомендуем использовать негорючие материалы, это могут быть как автоматические ворота с алюминиевой основой, так и массивные металлические ворота. Зайдем внутрь Вашего гаража, так как гараж — это не просто маленький дом для вашего автомобиля, но и как правило излюбленное место для проведения времени многих автовладельцев, серые бетонные стены выглядят довольно холодно и серо. Поэтому если решите сделать Ваш гараж более уютным при помощи краски, то обязательно используйте сертифицированные огнезащитные составы и негорючую огнезащитную краску.

Если Вы решите обшить гараж деревом изнутри по обязательно пользуйтесь огнезащитной обработкой для древесины, это не только сделает ее негорючей, но и защитит от воздействия внешних факторов (гниения, старения). Еще одним важным моментом при постройке гаража будет прокладка электропроводки, поэтому лучше обратитесь к специалисту, который дает гарантии на свои работы по прокладке электрокабелей.

Особенности противопожарного водоснабжения

Безводный участок местности – это участок, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 л/с или расстояние от места возникновения пожара до водоисточника более 500 метров;

Исходя из этого при выборе гаража не поленитесь узнать в городской службе водоканала о состоянии водоснабжения в месте планируемой покупке своего гаража, ведь для пожарных наличие воды очень важно, и чем ближе водоисточник тем быстрее они смогут оказать помощь и ликвидировать горение.

Не забывайте также следить за чистотой и порядком в Вашем гараже, не бросайте промасленные тряпки, не складируйте большой объем горюче смазочных материалов, не захламляйте свой гараж. Помните! Безопасность Вашего имущества в Ваших руках. Этот минимальный набор знаний о пожарной безопасности в гараже поможет Вам предотвратить и обезопасить себя от возникновения загорания.

Рекомендованные нормы и правила обеспечения пожарной безопасности в гаражах

Естественно все нормы и правила создаются с одной целью предотвратить возникновение возгорания и сократить возможный ущерб при возникновении пожара.

Рассмотрим общие рекомендации для всех типов гаражей:

  1. Промышленные гаражи обязательно оборудуются планом эвакуации, руководитель назначает ответственного за пожарную безопасность. Водители под роспись проходят инструктаж о правилах соблюдения пожарной безопасности, о наличии средств пожаротушения и порядке эвакуации техники;
  2. Противопожарные разрывы (расстояния) между гаражными боксами запрещено захламлять и загромождать техникой;
  3. Не допускается хранить тару с ЛВЖ в гаражном пространстве. При проведении работ с горючими жидкостями (при замене масла) вся используемая ветошь утилизируется, в обязательном порядке проводится влажная уборка помещения;
  4. Помещения служебного персонала внутри гаража отгораживаются противопожарными стенами 1-го типа;
  5. Гаражи должны быть оборудованы системой автоматического пожаротушения и ручными средствами тушения (огнетушитель, пожарные краны;
  6. Пол гаража должен иметь как правило негорючие или трудно горючее покрытие для предотвращения распространения пламени;
  7. Для двухъярусных гаражей дополнительно устанавливаются световые указатели направления эвакуации.

Рекомендуем Вам обратить внимание на статью:

Горючие жидкости: правила хранения

Категория гаражей по взрывопожарной и пожарной опасности

Функциональная пожарная опасность здания или сооружения, а в нашем случае гаража влияет на список мероприятий которые необходимо выполнять.

Рассмотрим следующие типы гаражей:

1. Индивидуальные отдельно стоящие гаражи;

2. Частные гаражи находящиеся в общих кооперативах;

3. Подземные гаражные комплексы;

4. Гаражные боксы.

Уделим каждому из видов внимание и разберемся к какому классу функциональной пожарной опасности они относятся.

Итак, первый вид гаражей относятся к частным владениям как правило расположенных на своей земле. Такой вид как правило не подлежит классификации на предмет взрывоопасности, если не используется для нужд СТО.

Второй случай подразумевает проведение расчетов по пожароопасности, для проведения расчетов здание приравнивается к категории Ф 5.2. – складские здания, сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения.

Третий случай подземные паркинги – классификация помещений в случае большого скопления автотранспортных средств осуществляется по принципу исключения и проверки соответствия от наиболее опасной категории А до Д. Обычно, парковки в супермаркетах, торговых центрах и т. д. классифицируются как В-1, В-2. Автоматическая установка пожаротушения в данном типе гаражей обязательна. Помимо этого, на каждом ярусе устанавливаются пожарные щиты со средствами индивидуальной защиты и пожаротушения.

Четвертый – гаражные боксы. Требования ПБ к гаражу предприятия зависит от типа используемого топлива и установленной степени взрыво и пожароопасности. Руководителем обязательно назначается ответственный за пожарную безопасность. В его обязанности входит проведение регулярного инструктажа относительно необходимых мер пожаротушения. Обустройство производственного гаража средствами пожаротушения принимается из расчета категории опасности. В зависимости от аттестации здания устанавливают АПС или систему тушения механического типа с ручным приводом.

Стоянки постоянного и временного хранения жилого д

Уважаемые ребята главной проблемой при расчете автомобильных стоянок жилого дома зачастую становится терминология о постоянных и временных автостоянках. Я считаю, что есть большая необходимость разобраться в этом вопросе, так как законное разделение экспертным сообществом постоянных и временных стоянок по временной классификации логично но, неокончательно. Согласно определению, прописанному в п.3.16. СП 113.13330.2012
«Постоянное хранение легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, прицепов и т.п.) – длительное круглосуточное хранение автомототранспортных средств на автостоянках, на закрепленных за конкретными автовладельцами машино-местах».
Что конкретно определяет не временной интервал автопарковочного машино-места, а принадлежность его к конкретному хозяину. Что это, по сути, может означать? Только то, что понятия временное хранения зависит от понятия постоянное хранение.
Согласно п.1.1. пособия «Гаражи-стоянки»
«В структуре городской застройки гаражи-стоянки легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, размещают… в жилых районах (районные, внутриквартальные, дворовые)…
…В зонах расположения объектов, активно привлекающих легковой автотранспорт, целесообразно размещение гаражей-стоянок для хранения автомобилей в течение нескольких часов или суток (временное хранение)»
То есть получается, что временное хранение и постоянное хранение это одно, и тоже. Согласно сложившейся исторической справедливости стоянками постоянного хранения принято считать проданные участки конкретным автовладельцам, а стоянки временного хранения, не имеющие конкретного владельца. Ошибка в том, что согласно проектным решениям владелец на временные стоянки определён, а именно организация, учреждение или жилой дом (ТСЖ; МУФЗ ЖКХ) для которых непосредственно организованы эти временные машино-места. Таким образом, согласно п.1.1. пособия «Гаражи-стоянки»:
«…Размещаемые в пределах селитебных территорий гаражи-стоянки, как правило, предназначаются для постоянного хранения автомобилей. Их можно условно разделить на районные, внутриквартальные и дворовые. При строительстве новых жилых районов в проектах детальной планировки и проектах микрорайонов, кварталов и жилых групп в настоящее время предусматриваются, в соответствии с действующими нормативными требованиями, участки для строительства отдельно стоящих многоэтажных гаражей-стоянок. Площадь отводимых для гаражного строительства участков должна обеспечивать стопроцентную потребность жителей в машино-местах на проектный срок с резервированием территории для обеспечения перспективного уровня автомобилизации. Преимущественно участки для нового строительства выбирают на территориях коммунального и общественного назначения или имеющих сложный рельеф»
Можно сделать окончательный вывод, что стоянки временного хранения являются частью не проданных машино-мест постоянного хранения автомобилей конкретным автовладельцам. Количество машино-мест должно быть 100% согласно п.11.3. СП 42.13330.2011, а именно 350 машино-мест на 1000 жителей, не больше и не меньше. И это значит, что расчет автостоянок жилого дома должен представлять следующий вид согласно п.11.19 СП 42.13330.2011
«На селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой ; не более 1500 м.
Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать по таблице 3.37, из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе, %:
Таблица 3.37
жилые районы — 25 …»
1. Определение расчетного числа автомобилей (для хранения автотранспортных средств) – при уровне расчетной мобилизации 350 а/м на 1000 жителей (п.11.3 «СП42.13330.2011г»): 350-3-4-40=303 а/м (п. 11.3 «СП42.13330.2011 г»), из них:
– для хранения л/а ведомственной принадлежности – 3 а/м;
– для хранения таксомоторного парка – 4 а/м;
– для хранения грузовых автомобилей – 40 а/м
3. Определение общего числа обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г.): 303 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей – 303х260/1000=78 м/мест
3а. Определение общего числа обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома в зоне пешеходной доступности (в м/местах в соответствии п.11.19 СП42.13330.2011г.»): 303х90%=273 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей в зоне пешеходной доступности – 273х260/1000=71 м/мест
3б. Определение общего числа обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома за пределами пешеходной доступности (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г);
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей за пределами пешеходной доступности – 78-71=7 м/мест
4. Определение обеспеченности открытыми автостоянками для временного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома в зоне пешеходной доступности (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г.»): 273х25%=68 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения для объекта на 260 жителей в зоне пешеходной доступности — 68х260/1000= 18 м/мест
4а. Определение обеспеченности открытыми и закрытыми автостоянками постоянного хранения без учета стоянок временного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома в зоне пешеходной доступности (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г.»):
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения для объекта на 260 жителей в зоне пешеходной доступности — 71-18=53 м/мест
И далее в соответствии с примером оформления см.
Пособие для проектирования «Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам» изданное АО ЦНИИПРОМЗДАНИЙ в 1998 год;
СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* введен в мае 2011 г;
СП 113.13330.2012 «Свод правил стоянки автомобилей» актуализированная редакция СНИП 21-02-99*; введен в январе 2013 года.

Комментарии

  • Требования пожарной безопасности при проектировании противодымной вентиляции в помещениях СТО

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, применяемые при определении минимального противопожарного расстояния между контейнером ДЭС и каркасно-тентованным ангаром

    Ответ эксперта

  • Требования пожарной безопасности, предъявляемые к лифтам в открытой надземной автостоянке высотой до 28 м

    Ответ эксперта

  • Допустимость пересечения противопожарной стены стальными трубопроводами отопления и водоснабжения без установки автоматических устройств, предотвращающих распространение продуктов горения по трубопроводам

    Ответ эксперта

  • Разъяснения по ветровым нагрузкам, действующим на торцы прямоугольного здания с двускатным покрытием

    Ответ эксперта

  • Использование таблиц применимости для типовых схем подключений и их соответствие правилам оформления рабочей документации

    Ответ эксперта

  • Требования, предъявляемые к устройству локальных очистных сооружений на открытых наземных автостоянках

    Ответ эксперта

  • Требования к организации тупиковых пожарных проездов с разворотными площадками

    Ответ эксперта

  • Выбор свода правил в части установки запорного клапана при проектировании встроенных котельных

    Ответ эксперта

  • Разработка специальных технических условий при проектировании антресоли в высоком помещении выставочного зала

    Ответ эксперта

  • Возможнсть подключения полотенцесушителей к подающей и рециркуляционной системам ГВС

    Ответ эксперта

  • Принципы расчёта сетей объединенных систем хозяйственно-противопожарного водопровода

    Ответ эксперта

  • Требования к размерам оконных проёмов на лестничных клетках эвакуационных лестниц

    Ответ эксперта

  • Возможность уменьшения диаметра вытяжной части канализационного стояка по отношению к его сточной части

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы для определения степени и пределов огнестойкости этажерок и технологических кабельных эстакад

    Ответ эксперта

  • Требования норм для установки баллонов с горючими газами в одной зоне около наружной стены здания станции воздухоразделения

    Ответ эксперта

  • Устройство шахт лифтов и дверей по пункту 5.4.12 СП 1.13130.2009

    Ответ эксперта

  • Количество вентагрегатов при использовании самостоятельной системы аварийной вентиляции

    Ответ эксперта

  • Допустимость отсутствия проекта санитарно-защитной зоны для размещения предприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек

    Ответ эксперта

  • Расчёт расстояния от ворот встроенной подземной автостоянки до окна офиса во встроено-пристроенной части

    Ответ эксперта

  • Является ли автодорога источником загрязнения почвы и грунтовых вод?

    Ответ эксперта

  • Количество предохранительных клапанов и места их установки на паровом и водогрейном котле и пароперегревателе

    Ответ эксперта

  • Документы, регламентирующие расстояния от вытяжных вентиляционных шахт подземной парковки до жилого многоквартирного дома

    Ответ эксперта

  • Нормирование расстояний от выходов/выездов из встроенного предприятия по обслуживанию автомобилей до нижних окон и эвакуационного выхода на улицу административного здания

    Ответ эксперта

  • Можно ли располагать административные помещения в здании категории А?

    Ответ эксперта

  • Можно ли эвакуироваться из помещений производственного здания через пристройку АБК?

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие жидкие тепловые изоляции технологических трубопроводов для применения на ОПО

    Ответ эксперта

  • Определение климатических параметров района строительства, если требования отличаются в СП 131.13330.2018 и 131.13330.2012

    Ответ эксперта

  • Применяется ли СП 4.13330.2013 «Системы противопожарной защиты» к подземным ёмкостям бытовой канализации?

    Ответ эксперта

  • Распространение положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на скважины для пополнения противопожарного запаса воды

    Ответ эксперта

  • Правила для определения расстояний от нефтепровода до водозаборных скважин

    Ответ эксперта

  • Выбор типа системы оповещения и управления эвакуацией для многофункционального здания

    Ответ эксперта

  • Может ли запас пенообразователя для тушения резервуаров с нефтепродуктами храниться не на складе нефти, а в пожарной части?

    Ответ эксперта

  • Учёт отмосток при определении расстояний от подземных инженерных коммуникаций до зданий и сооружений

    Ответ эксперта

  • Может ли пищеблок располагаться во вновь проектируемом здании детского сада? Что такое отдельный блок (здание)?

    Ответ эксперта

  • Определение ширины марша эвакуационной лестницы для здания класса Ф 4.3

    Ответ эксперта

  • Правила проектирования автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения объектов метрополитенов

    Ответ эксперта

  • Выбор исполнения электромагнитного запорного клапана, установленного на газопроводе снаружи здания

    Ответ эксперта

  • Можно ли снизить класс конструктивной пожарной опасности воздухоразделительной установки до С1 для того, чтобы не было необходимости в противопожарных стенах?

    Ответ эксперта

  • Стандарты в области охраны окружающей среды: обязательны к применению или носят рекомендательный характер?

    Ответ эксперта

  • Применение правил пожарной безопасности при проведении работ по ликвидации поисковых и разведочных скважин нефтяных и газовых месторождений

    Ответ эксперта

  • Документы, регламентирующие расстояния от налива сжиженных углеводородных газов до факельных установок

    Ответ эксперта

  • Какие параметры наружного воздуха указывать для стадий «П» и «Р» при прохождении повторной экспертизы?

    Ответ эксперта

  • Правила расчёта расстояний между выходами при проектировании офисного здания со встроенным предприятием по обслуживанию автомобилей

    Ответ эксперта

  • Нормативный документ, регламентирующий расположение корпуса приготовления химических реагентов

    Ответ эксперта

  • «Изолированный вход» при встраивании помещений общественного назначения в жилое здание

    Ответ эксперта

  • Можно ли применять для обоснования наличия пожарных подъездов пункт 8.5 СП 4.13130.2013?

    Ответ эксперта

  • Можно ли запроектировать установку светильников над проезжей частью улиц на высоте 6,2 м при норме не менее 6,5 м?

    Ответ эксперта

  • Количество эвакуационных выходов из подвала жилого дома с высотой помещений более 1.8 м и с пониженной частью высотой менее 1.8 м

    Ответ эксперта

  • Расстояние от лесопарков до проектируемого здания четырехэтажного надземного паркинга на 150 машино-мест

    Ответ эксперта

  • Правила взрывобезопасности распространяются на насосный агрегат в целом или только на насос?

    Ответ эксперта

  • Габариты и разметка парковочных мест для маломобильных групп населения

    Ответ эксперта

  • Правила установки котлов теплогенераторов с открытой и закрытой камерой сгорания в зданиях АБК

    Ответ эксперта

  • Обязательность требований пункта 7 СП 62.13330.2011, их распространение на индивидуальное жилищное строительство

    Ответ эксперта

  • Правила установки продувочных газопроводов на ответвлении к газоиспользующему оборудованию

    Ответ эксперта

  • Тип противопожарного заполнения окон для автостоянок, встроенных или пристроенных к зданиям другого класса пожарной опасности

    Ответ эксперта

  • Нормативно-техническая документация, определяющая противопожарные расстояния между ЗРУ и автоматической установкой компенсации реактивной мощности, размещаемых на территории подстанции

    Ответ эксперта

  • Возможность использования «Руководства по конструированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого бетона»

    Ответ эксперта

  • Требования к расстояниям между котлами в блочно-модульных котельных, от котлов до боковых и задней стенок

    Ответ эксперта

  • Зона ответственности расчета и подбора огнезащитных материалов для покрытия стальных элементов

    Ответ эксперта

  • Норма площади квартиры в расчёте на одного человека и учёт площади балконов и лоджий в общей площади квартиры

    Ответ эксперта

  • Нормативно-техническая документация для определения расстояния между зданием ЗРУ и силовым трансформатором

    Ответ эксперта

  • Экспертиза промышленной безопастности подземного газопровода низкого давления газоснабжения многоквартирного жилого дома

    Ответ эксперта

  • Правомерность требований органов госэкспертизы по возможности установления санитарного разрыва от гаражей до границы поликлиники

    Ответ эксперта

  • Противопожарные требования к конвейерной галерее, пристраиваемой к стене существующего производственного здания

    Ответ эксперта

  • Разъяснение понятия «отдельно стоящая сливоналивная эстакада»

    Ответ эксперта

  • Статус СП «Железобетонные монолитные конструкции зданий»: документ действует, отменён, носит рекомендательный характер?

    Ответ эксперта

  • Обязательность применения свода правил «Изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод»

    Ответ эксперта

  • Нормы и правила, применяемые при определении ширины проступи лестницы на пути эвакуации из открытого участка цеха категории Г

    Ответ эксперта

  • Правила размещения трубопроводов водоснабжения и канализации при их пересечении и необходимость устройства футляра на водопроводе

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие величины разбежки при расчёте сварных соединений арматуры железобетонных конструкций мостов

    Ответ эксперта

  • Нормы и правила, применяемые при определении расстояний от подземных и надземных инженерных коммуникаций до зданий и сооружений

    Ответ эксперта

  • Способы управления фрамугами для естественного проветривания помещений и коридоров в целях противодымной защиты при пожаре

    Ответ эксперта

  • Санитарная классификация «пункта налива нефти», имеющего в своём составе емкости для сбора нефти и свечу рассеивания

    Ответ эксперта

  • Требования к размещению факельной установки для сжигания избыточных газов на территории проектируемого производства и технологически связанной с ним

    Ответ эксперта

  • Требования к расстояниям от установки гидроочистки дизельного топлива до других объектов на газоперерабатывающем заводе

    Ответ эксперта

  • Можно ли принимать категорию помещения хранения пожарных мотопомп как для помещения хранения легковых автомобилей?

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие технологические и противопожарные расстояния между наружными установками на объектах сбора, транспорта, подготовки нефти, газа и воды нефтяных месторождений

    Ответ эксперта

  • Учёт высоты и ширины производственного здания при проектировании количества пожарных подъездов к нему

    Ответ эксперта

  • Применимость сталей марок Ст20 и 09Г2С к поясам вытяжных башен дымовых труб

    Ответ эксперта

  • Противоречия в нормативных документах по проектированию систем пожаротушения на складах с высотным стеллажным хранением

    Ответ эксперта

  • Каким документом руководствоваться при разработке мероприятий по огнезащите металлической фермы из уголков?

    Ответ эксперта

  • Обязательность аккредитации испытательных лабораторий для оказания услуг по контролю качества строительных материалов сторонним организациям

    Ответ эксперта

  • Лестницы на неэксплуатируемой кровле жилого дома высотой более 50 метров

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие минимальные расстояния между складом нефтепродуктов и ГРПШ

    Ответ эксперта

  • Понятие «Технологические установки категорий А, Б по взрывопожарной и пожарной опасности» и определение минимального расстояния до открытой площадки категории АН

    Ответ эксперта

  • Допустимость принятия пониженных значений снеговой нагрузки на кровлю здания для районов со средней температурой января -5 °С

    Ответ эксперта

  • Нормы и правила, допускающие размещение баллонов с водородом у этажерок с открытой насосной и наружных установок

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие минимальное расстояние между подземными противопожарным водоводом и пенопроводом, прокладываемыми в одной траншее

    Ответ эксперта

  • Нормы и правила, применяемые при проектировании автодорог на территории полигона захоронения промышленных и бытовых отходов

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы для определения необходимости обогрева поверхности пола в производственных и административных зданиях

    Ответ эксперта

  • Можно ли разместить помещение категории А во вставке производственного здания категории В?

    Ответ эксперта

  • Требуется ли в техническом этаже многоквартирного жилого дома предусматривать окна в приямках?

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие расстояние от открытых автостоянок до территории школ

    Ответ эксперта

  • Документы, нормирующие удельные размеры функциональных элементов площадок общего пользования различного назначения, размещаемых в жилых зонах

    Ответ эксперта

  • Суммировать ли кратковременную и длительную часть снеговой нагрузки при определении полной нагрузки на покрытие?

    Ответ эксперта

  • Категорирование по взрывопожаробезопасности помещений гардеробных спецодежды и уличной одежды в производственном здании

    Ответ эксперта

  • Термин «открытое залегание торфа», правомерность его применения при наличии над торфом мохово-растительного слоя

    Ответ эксперта

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *