Транспортная маркировка грузов ЖД

  • автор:

Для обеспечения особых правил предосторожности в процессе транспортирования, погрузки, разгрузки и хранения грузы маркируются согласно ГОСТ 14192-96. Транспортная маркировка информирует о по­лучателе, отправителе и способах обращения с упакованной продукцией при ее транспортировании и хранении (рис. 3.4).

Содержание маркировки. Транспортная маркировка долж­на содержать: манипуляционные знаки; основные, дополнительные и ин­формационные надписи.

Манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения с грузом.

Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обраще­ния с грузом. Например: «На верх не ставить», «Открывать здесь» и др.

1 2 3 4 5 6

Рис. 3.4. Расположение транспортной маркировки (сплошными линиями показаны надписи обязательные, штрих-пунктирными — допустимые): 1 — манипуляционные знаки (предупредительные); 2 — допускае­мые предупредительные надписи; 3 — число мест в партии, порядковый номер внутри партии; 4 — грузополучатель и пункт назначения; 5 — пункт перегрузки; 6 — надписи транспортных организаций; 7 — объем грузового места; 8 — габаритные размеры грузового места; 9, 10 — масса брутто и нетто; 11-страна производитель; 12 — пункт отправления; 13 — грузоотправитель

Основные надписи должны содержать: полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;

наименование пункта назначения с указанием, при необходимости, станции или порта перегрузки. Если пунктом назначения является железно­дорожная станция, должно быть указано полное наименование станции и сокращенное наименование дороги назначения;

количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внут­ри партии указывают дробью; в числителе количество мест в партии, в знаменателе — порядковый номер места.

Дополнительные надписи должны содержать: полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;

наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления;

надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).

Информационные надписи должны содержать: массы нетто и брутто грузового места в килограммах; габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота);объем грузового места в кубических метрах.

Габаритные размеры грузового места не указываются, если они не пре­вышают 1 м, а при транспортировании воздушным транспортом — 0,7 м.

Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информаци­онные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические и другие ярлыки. Не допускается применять бумажные, картонные ярлыки и ярлыки из дре­весноволокнистой плиты при транспортировании груза в открытых транспортных средствах.

Допускается наносить маркировку непосредственно на тару при транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспор­том, а также при длительном хранении груза.

Транспортную маркировку располагают:

на ящиках — на одной из боковых сторон;

на бочках и барабанах — на днище;

на мешках — в верхней части у шва;

на тюках — на одной из боковых поверхностей;

на кипах — на торцевой поверхности;

на других видах тары (баллонах и грузах, не упакованных в транс­портную тару) — в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах.

Допускается на не упакованные в транспортную тару грузы нано­сить маркировку непосредственно на груз. Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков должны соответствовать ГОСТ 14192-96 (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1

Манипуляционные знаки должны быть темного цвета на светлых по­верхностях и светлого на темных. Знак «Скоропортящийся груз» (№ 6) выполняется голубым цветом на светлом фоне, знак «Тропическая упа­ковка» (№ 13) — красным цветом. На знаке «Беречь от влаги» (№ 3) сим­вол дождевых капель может не указываться.

Если способ обращения с грузом невозможно выразить манипуляционными знаками, то допускается применять предупредительные надписи.

В обозначение манипуляционного знака входят номер (номера) зна­ков или наименование знака по табл. 3.1 и обозначение ГОСТа. Напри­мер, 3 ГОСТ 14192; «Беречь от влаги» ГОСТ 14192.

При развозе таких грузов как металлические прутки, трубы, громозд­кий или с длинными рукоятками инструмент и так далее в адрес несколь­ких грузополучателей допускается нанесение маркировки путем окраски концов масляной краской, по которой можно легко определить принад­лежность их к одной партии.

Манипуляционные знаки согласно ГОСТ 14192-96 наносят на каж­дое грузовое место и располагают в левом верхнем углу на двух сосед­них стенках тары. Это не относится к знакам: «Стропить здесь» и «Центр тяжести», которые следует наносить в обозначаемых ими местах.

Маркировку, содержащую данные об упаковочной продукции, рас­полагают под основными надписями.

Размеры манипуляционных знаков зависят от груза и от вида тары. Правила определения размеров установлены ГОСТ 14192-96.

Маркировку наносят типографским, литографским, электролитиче­ским способами, окраской по трафарету, штемпелеванием по трафарету, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами. Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур.

Помимо знаков, приведенных выше и установленных ГОСТ 14192-96, применяются и знаки, указанные в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузоотправителя и пункта назначения, а также надписи транспортных организаций от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.

При нанесении маркировки непосредственно на тару, если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой стенке, допускается располагать маркировку на боковой, торце­вой стенках и (или) на крышке. Способы расположения транспортной маркировки указаны на рис. 3.5.

Рис. 3.5. Способы расположения маркировки (1 — место расположения маркировочных ярлыков)

При перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсаль­ных контейнерах (кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мел­кими отправками) основные, дополнительные и информационные надпи­си (кроме массы брутто и нетто) можно не наносить.

На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах, маркировку наносят на соседние боковую и торцовую поверх­ности. На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, марки­ровку наносят на двух захватных сторонах (рис. 3.6).

ГОСТ 14192-96 устанавливает определенные требования к маркиро­вочным ярлыкам. Так, площадь маркировочного ярлыка для нанесения основных, дополнительных и информационных надписей должна быть не менее 60 см2 при рекомендуемом соотношении сторон 2:3.

Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков указаны в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Номер ярлыка

Размер ярлыка, мм (пред. откл. + 10 мм)

Размер фузового места (груза), мм

длина или ширина

высота

До 1000 в ключ.

До 190 включ.

Св. 190

Св. 1000

Если размеры грузового места не позволяют применять размеры яр­лыков, указанные в табл. 3.3, то ГОСТом рекомендуется применять ярлыки размерами 37×52 мм, 26×37 мм, при этом размеры манипуляционных знаков выбирают произвольно при условии соблюдения изображе­ния знака. При совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков допускается увеличивать размеры ярлыка.

Отдельные требования ГОСТ 14192-96 предъявляются к маркировке грузов, поставляемых на экспорт.

При перевозке грузов навалом, насыпью и наливом маркировка не производится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *