Тенденции развития страхового рынка в России

  • автор:
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Полянин А.В. 1 Долгова С.А. 1 Базарнова О.А. 1 1 ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Среднерусский институт управления-филиал Страхование является одним из стратегических факторов эффективного функционирования и успешного развития экономических отношений в стране, позволяет решать проблемы социального и экономического характера, способствует росту благосостояния граждан, а также повышает инвестиционный потенциал государства. Проблема мирового финансового кризиса затронула все отрасли экономики, в том числе и рынок страховых услуг. Сегодня отечественная страховая отрасль, являясь важной частью финансовой индустрии страны, развивается и меняется вместе с целым спектром социальных, технологических и экономических процессов. В настоящее время страховой рынок испытывает на себе воздействие разноплановых тенденций. С одной стороны, рост инновационных технологий способствует усилению финансовых взаимосвязей и доступности услуг между странами, субъектами бизнеса и населением, с другой политическое вмешательство приводит к созданию новых торговых барьеров и финансовому протекционизму. В условиях глобализации экономических процессов страхование становится неотъемлемой частью процесса общественного воспроизводства, поскольку система воздействия на страховой рынок со стороны государства, обусловленная макроэкономическими процессами, до конца еще не сформировалась. В связи с чем возникает необходимость более глубокого осмысления изменения роли и места страхования на рынке финансовых услуг на основе анализа тенденций его развития. 407 KB страховой рынок субъекты концентрация страховая услуга страховая премия цифровые технологии 1. Аналитический обзор. Страховой рынок России в 2017 году . – URL: http://www.ra-national.ru/ (дата обращения: 13.12.2018). 2. Вахрамеева Н.С. Программы развития страховой отрасли в России // Молодой ученый. – 2015. – № 20. – С. 230-232. – URL https://moluch.ru/archive/100/22472/ (дата обращения: 07.01.2019). 3. Годовой отчет Всероссийского Союза Страховщиков за 2017 год . – URL: http://www.ins-union.ru/assets/files/otchetnost/AR_BSS_A4_print_.pdf (дата обращения: 11.12.2018). 4. Загирова Н.Р., Александрова Н.Г. Анализ страхового рынка РФ на период 2014-2016 гг. и перспективы его развития // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11 (часть 5). – С. 1006-1010. 5. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.08.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/ (дата обращения: 13.12.2018). 6. Информация Банка России от 24 июля 2018 г. «Повышаются требования к минимальному уставному капиталу страховщиков» . – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71896920/#ixzz5WLX0wg00 (дата обращения: 11.12.2018). 7. История развития страхования в России . – URL: http://isfic.info/enshur/shahov02.htm (дата обращения: 8.12.2018). 8. КПМГ в России и СНГ. Обзор рынка страхования в России. 2018 год . – URL: http://kpmg.ru (дата обращения: 07.01.2019). 9. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков. Аналитические материалы . – URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 11.12.2018). 10. Обзор страхового рынка по итогам 2017 года . – URL: http://www.ra-national.ru/ (дата обращения: 13.12.2018). 11. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» . – URL: https://raexpert.ru/researches/insurance/insurance_1h2018 (дата обращения: 11.12.2018). 12. Федеральный закон от 29 июля 2018 г. №251-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303534/ (дата обращения: 11.12.2018). 13. . – URL: http://riarating.ru/insurance_companies/20180307/630085122.html (дата обращения: 07.01.2019). 14. . – URL: http://wiki-ins.ru/news/22-newswiki-insru/56059-kratkij-analiticheskij-obzor-straxovogo-rynka-za-2017-god.html (дата обращения: 06.01.2019). 15. . – URL: http://www.ins-union.ru/assets/files/2018/strategy_19_21.pdf (дата обращения: 06.01.2019). 16. . – URL: https://mybiblioteka.su/4-4406.html (дата обращения: 06.01.2019). 17. . – URL: https://vuzlit.ru/103074/etapy_stanovleniya_razvitiya_strahovogo_rynka_rossii (дата обращения: 07.01.2019). 18. . – URL: https://rg.ru/2018/10/17/strahovshchikov-obiazhut-uvelichit-ustavnyj-kapital.html (дата обращения: 07.01.2019). 19. . – URL: https://raexpert.ru/researches/insurance/ets_1h2018 (дата обращения: 09.01.2019).

Введение

Страхование принадлежит к числу наиболее давних и стабильных форм хозяйственной жизни, по существу представляет собой создание целевых фондов денежных средств, предназначенных для защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц от форс-мажорных обстоятельств, сопровождающихся ущербами .

Становление страхового дела в России прошло сложный путь под влиянием политических, социально-экономических преобразований и как система появилась позднее, чем в других странах и развивалось более медленными темпами, что характеризуется сохранением в длительном периоде крепостничества и неизменно рождающимися преградами на пути развития частнокапиталистической экономики .

Сегодня рынок страхования является одной из ключевых составляющих финансовой безопасности страны, уровень развития которого непосредственных образом влияет на социально-экономического состояние общества. Необходимость формирования эффективного механизма страховой защиты является задачей не только страховых компаний, но и государства в целом. Для определения проблемных вопросов функционирования страхового рынка и разработки направлений их решения необходимо проведение мониторинга его состояния.

Цель исследования: изучение состояния отечественного страхового рынка для выявления тенденций его функционирования и определения дальнейших направлений развития.

Материал и методы исследования

Основными источниками для анализа развития страхового рынка послужила открытая информация Банка России, Национального рейтингового Агентства, данные КПМГ в России и СНГ, исследование проводилось на основе общенаучных методы познания.

Результаты исследования

Крупные геополитические изменения новейшего времени внесли свои коррективы в развитие страхового дела. Законом РФ «Об организации страхового дела в российской Федерации» от 27.11.1992 г. № 4015-1 была заложена законодательная база правового регулирования национального страхового рынка. Законом были определены необходимые условия формирования страхового рынка, в нем предусматривается конкуренция скаковых организаций, мобилизация денежных средств в страховые фонды, выгодное их инвестирование и достижение высоких финансовых результатов .

Несмотря на негативные моменты в развитии страхового бизнеса востребованность такого рода услуг неуклонно растёт, это связано с тем, что страховой рынок обеспечивает финансовую и социальную защиту населения, развивает научно-технический прогресс, для экономики страхование становится важным инвестиционным ресурсом, освобождает государство от многих расходов, которые приводят к различным рискам .

В институциональном плане за период с 2014 по 2017 гг. число участников страхового рынка продолжало снижаться, что явилось результатом проводимой ЦБ России политики по оздоровлению страхового рынка в части контроля активов страховых компаний (рис. 1) . Общее количество субъектов страхового дела за 2017 год сократилось на 15,1% и на 1 января 2018 года составило 309 ед.

Если в предыдущие годы большинство отзывов лицензий связано с невыполнением предписаний мегарегулятора, то в 2017 году 21 компания отказалась от лицензий добровольно, с рынка ушли 5 страховщиков из ТОП-100. Самыми крупными из них были ООО «Региональная страховая компания» (передало портфель в ООО «Проминстрах»), АО «Страховое общество «ЖАСО» (присоединено к АО «СОГАЗ»), ООО «МСК СТРАЖ им. Живаго» и ООО «СК Московия», совокупная доля покинувших рынок компаний в активах рынка страхования составила около 1,9% .

Рис. 1. Динамика численности действующих субъектов страхового рынка

С одной стороны, сокращение игроков на рынке страхования свидетельствует о постепенной его стабилизации, и оставшиеся участники в большинстве своем сегодня способны и заинтересованы осуществлять свою деятельность в полном соответствии с требованиями законодательства .

В ТОП-10 компаний вошли три страховщика жизни (ООО «СК Сбербанк Страхование жизни», ООО «Альфа Страхование-Жизнь» и ООО «СК Росгосстрах-Жизнь»), лидерами по темпам роста бизнеса среди ТОП-100 являются ООО «СК Уралсиб страхование», ООО «СК МАКС», Страхование жизни» и ООО «Проминстрах». По всем группам компаний, кроме ТОП-10, концентрация достигла максимальных значений за последние пять лет .

В условиях роста концентрации мелкие страховщики становятся неконкурентоспособными и вынуждены покидать рынок в форме слияний-поглощений. Такая тенденция набирает обороты, так в 2017 году семь страховщиков, осуществляющих медицинское страхование, были поглощены крупными игроками на рынке этого вида страхования, а также продолжается формирование страховых групп «ВСК» (интегрированы портфели ООО «СК «БИН Страхование» и некоторых других компаний по отдельным видам, приобретен контроль над ООО «ВСК – Линия жизни») и «Опора», объединены страховые активы группы «Ренессанс страхование» и группы «Благосостояние». Наиболее значительной сделкой стал переход ПАО «Росгосстрах» под контроль ФК «Открытие». Такая ситуация создает благоприятные условия для роста рыночной доля страхового бизнеса в руках «топов».

Усиление концентрации характеризуется изменением структуры предоставляемых страховых (табл. 2).

Изменения структуры страховых компаний по концентрации страхового рынка касается как сегментов с высокой концентрацией (страхование железнодорожного, воздушного и водного транспорта, страхование сельскохозяйственных рисков), так и с низкой (страхование от несчастных случаев, страхование грузов) . В 2018 году на страховом рынке высокая концентрация сохранилась, так по предварительным данным Центрального Банка России 89% приходится на 20 крупнейших компаний.

Продолжается процесс укрупнения страховых компаний по размеру уставного капитала. По данным ЦБ РФ, совокупный уставный капитал российских страховщиков в 2017 г. составил 206,6 млрд руб., по сравнению с 2016 г. он сократился на 9,9 млрд руб. (216,5 млрд руб.), а по сравнению с 2015 г. наблюдется рост на 17,4 млрд руб. (189,2 млрд руб.) (рис. 2).

Таблица 1

Динамика концентрация страхового рынка, %

Таблица 2

Изменения доли страхового рынка по видам страховых услуг, %

Вид страховой услуги

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Страхование жизни

88,4

89,4

89,6

89,9

Страхование от несчастного случая

56,9

63,2

72,2

Добровольное медицинское страхование

76,8

73,9

80,1

84,2

Автокаско

72,9

78,8

84,1

85,2

Страхование воздушного транспорта

85,0

90,8

93,0

96,6

Страхование водного транспорта

88,4

87,6

92,0

92,5

Страхование железнодорожного транспорта

95,9

96,3

97,6

99,2

Страхование грузов

50,2

61,7

66,6

68,1

Страхование сельскохозяйственных рисков

61,8

87,6

90,8

94,5

Страхование имущества юридических лиц

70,9

80,1

85,3

84,9

Страхование имущества физических лиц

82,7

85,4

87,7

88,9

Страхование гражданской ответственности

54,8

63,2

75,4

74,1

Страхование предпринимательских рисков

88,9

91,5

90,1

91,2

Страхование финансовых рисков

71,5

78,9

84,3

86,2

Обязательное страхование автогражданской ответственности

75,2

80,9

80,2

78,3

Обязательное страхование опасных производственных объектов

81,2

84,9

89,5

90,3

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика

82,9

79,9

83,6

84,7

Источник: Аналитический обзор. Страховой рынок России в 2017 году . – URL: http://www.ra-national.ru/

Аналитический обзор. Страховой рынок России в 2016 году . – URL: http://www.ra-national.ru/

Аналитический обзор. Развитие страхового рынка России в 2015 году . – URL: http://www.ra-national.ru/

Рис. 2. Динамика совокупного уставного капитала страховщиков

C 1 января 2019 года вступят в силу новые требования к уставному капиталу страховщиков согласно Федеральный закон от 29 июля 2018 г. №251-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» минимальный размер будет поэтапно повышен со 120 до 300 млн руб. к 2022 году, а для занимающихся страхованием жизни с 240 до 450 млн руб. Страховые компании, занимающиеся перестрахованием, должны будут иметь капитал не меньше 600 млн руб. (на сегодня 450 млн руб.), а занимающимся обязательным медицинским страхованием, необходимо будет нарастить минимальный уставный капитал к 2020 году до 120 млн руб. .

Законом предусмотрен более чем трехлетний переходный период, в течение которого действующие страховые организации должны осуществить соответствующую докапитализацию. Изменение требований к размеру минимального уставного капитала страховщиков направлено прежде всего на повышение их финансовой устойчивости и платежеспособности .

Закон также уточняет положения, связанные с порядком лицензирования страховщиков, так вводится норма о предоставлении соискателем лицензии бизнес-плана, требования к которому устанавливаются органом страхового надзора (ЦБ России). Функционирующие сегодня на страховом рынке компании будут должны представить бизнес-план в течение года после вступления в силу соответствующих положений закона .

Структуру страховщиков по распределению уставного капитала по доли вкладам участников отражена в таблице 3.

В структуре уставного капитала за период 2013-2017 гг. произошли изменения в сторону роста доли страховых компаний и кредитных учреждений соответственно с 4,8% в 2013 году до 8,7% в 2017 году, с 9,8% до 15,9%.

Уход в 2017 году отдельных игроков с рынка мало отразился на его концентрации, т.к. его покинули в основном некрупные компании. Так объем премий по всем видам страхования составил за 2017 год 1,28 трлн рублей, увеличившись на 8,3% (что соответствует уровню 2014 года.) по сравнению с 2016 годом, объем выплат практически не изменился (509,7 млрд руб.) из них 20,9 млрд руб. выплачены по решению суда, а также в сумму выплат были включены неопознанные списания по инкассо, в связи с чем общая сумма выплат больше суммы выплат по отдельным их видам. Несмотря на рост практически всех показателей деятельности страхового рынка коэффициент выплат снижается, с 46,0% в 2013 году до 40,0% в 2017 году (табл. 4) .

Таблица 3

Структура страховщиков по доле вклада в уставном капитале

Таблица 4

Динамика объема страховых премий и страховых выплат

Источник: Аналитический обзор. Страховой рынок России в 2017 году . – URL: http://www.ra-national.ru/

В целом по рынку темп роста премий (8,32%) превышает темп роста выплат (0,8%), но большинство non-life компаний показывают противоположную тенденцию. Лидерами по темпам роста бизнеса являются ООО «СК Уралсиб страхование» (прежнее название – ООО СК «Связной Страхование»), ООО «СК МАКС Страхование жизни» и ООО «Проминстрах». Наибольший темп падения премий показали АО «СГ «УралСиб» (минус 84,7% по сравнению с 2016 годом) и ООО «АрсеналЪ» (минус 79,9%) .

Рост премий обеспечило добровольное страхование составив 1,03 трлн руб. (80,6%), по обязательным видам страхования взносы сократились на 5,0% по сравнению с 2016 годом составив 246,2 млрд руб. или 26%, при общем увеличении объема премий на 97 млрд руб. в 2017 году посредники принесли больше на 121,8 млрд руб., чем в 2016 году, более 80% прироста премий, полученных через посредников, обеспечил банковский канал (в страховании жизни 88% против 84% 2016 года, в страховании имущества физических лиц 34,4%, 2016 год-32,6%, в страховании финансовых рисков снизилась с 61,5% до 38,6%, в страховании от несчастных случаев с 53% до 40,7%) .

Структура премий меняется за счет продолжающегося роста доли страхования жизни, на занимающего 26% рынка страхования в 2017 году по сравнению с 18% в 2016 году, общая доля авто КАСКО и ОСАГО составила 30,1%, все виды страхования имущества, кроме страхования имущества граждан и средств воздушного транспорта, показывают отрицательную динамику .

Негативные тенденции прослеживаются в сегменте сельскохозяйственного страхования. Изменения правил субсидирования сократили в 2017 году объем премий на 60%, что связано с сокращением застрахованных площадей, они составили всего лишь 2%, при этом по не субсидируемому страхованию премии выросли на 0,25 млрд руб. и составили 1,54 млрд руб. Услуги по страхованию аграрных рисков предоставляют 33 компании, пять участников прекратили заключать договора по этому виду страхования (табл. 5).

В 2018 году не ожидается существенных улучшений в этом сегменте страхового рынка, так как неопределенность с получением субсидий, отсутствие масштабных потерь урожая в 2014-2017 гг. не способствуют желанию сельхозпроизводителей заключать договора .

Таблица 5

Основные показатели ТОП-10 страховщиков сельскохозяйственных рисков за 2017 год

Источник: Аналитический обзор. Страховой рынок России в 2017 году . – URL: http://www.ra-national.ru/

Динамичное развитие страхового бизнеса способствовало повышению интереса к страховым услугам со стороны потенциальных клиентов, о чем свидетельствует рост как клиентской базы (рис. 3), так и количества заключенных договоров (рис. 4).

Рис. 3. Динамика клиентской базы страхового рынка

Рис. 4. Динамика количества заключенных договоров страхования

Наибольший прирост договорной базы в основном является следствием роста в четырех видах страхования, таких как страхования от несчастных случаев и болезней (+8,8 млн. ед. или +17%), страхования финансовых рисков (+7,5 млн. ед. или +54%), страхования прочего имущества граждан (+5,2 млн. ед. или +16%) и страхования за причинение вреда третьим лицам (+2,2 млн. ед. или +30%). Значительные отличия в динамике заключенных и действующих договоров объясняется небольшим сроком действия многих страховок, в частности, страхование граждан от несчастных случаев и болезней включает в себя туристическую страховку, которая заключается на срок отдыха, также как правило, на короткий срок заключаются страховки от финансовых рисков .

По количеству действующих договоров на 1 января 2018 года в тройку лидеров вошли первое место занимает «Росгосстрах» с количеством действующих договоров 14,2 млн., на втором месте «АльфаСтрахование» – 13,7 млн договоров и на третьем месте «ВТБ Страхование» количество действующих договор составляет 12,5 млн. .

На фоне стабильной численности населения и увеличения страховых взносов объем страховой премии, приходящийся на одного жителя Российской Федерации, вырос за 2017 год на 8,1% и составил 8,7 тыс. руб..

Страховые компании, как и прочие хозяйствующие субъекты экономики в своей деятельности стремятся к получению конечного положительного финансового результата и его максимизации. Финансовый результат страховой организации это итог финансово-хозяйственной деятельности страховщика, представляющий собой прибыль и рентабельность. Финансовые результаты деятельности страхового бизнеса за период 2013-2017 гг. представлены в таблице 6.

Таблица 6

Финансовые результаты деятельности страхового бизнеса

По мнению Рейтингового агентства «Эксперт РА» динамика страхового рынка за 2018 год будет положительной и превысит результаты 2017 года. Основной вклад в рост рынка продолжает вносить страхование жизни, обеспечив 75% абсолютного прироста (+64,5 млрд руб.), средняя премия по страхованию КАСКО достигла минимального значения за последние шесть лет, в ОСАГО положительная динамика числа договоров, наблюдавшаяся в первом полугодии 2017 года, сменилась снижением.

Ситуация на рынке ОСАГО на протяжении всего 2018 года продолжала осложняться, убыточность сохранялась на высоком уровне. Впервые за продолжительный период времени данный сегмент показал падение собранной премии, в связи с этим ЦБ России планирует в 2019 году провести поэтапную либерализацию тарифов, начав с расширения тарифного коридора по ОСАГО, что окажет положительное влияние на развитие рынка и приведет к здоровой конкуренции .

В течение 2019-2020 гг. по мнению страховщиков, страхование жизни будет показывать ежегодные темпы роста в пределах 30% и более, такая ситуация обеспечивается ростом продажи полюсов по ИСЖ. Снижение тарифов по КАСКО способствовало росту спроса, и все же он оказался недостаточно высоким, для того чтобы компенсировать уменьшение средней стоимости полиса.

По прогнозу RAEX, темпы прироста страхового рынка по итогам 2018 г. по сравнению с 2017 г. составят 14-15%, объем рынка достигнет 1,47 трлн руб., без учета страхования жизни в 2018 г. страховой рынок вырастет на 4-5% и составит 990 млрд руб. .

Функционирование страхового рынка в 2018 году будет характеризоваться дальнейшей стагнацией добровольного non-life-сегмента. Драйверов роста, кроме страхования от несчастных случаев и страхования имущества физических лиц, не предвидится. В связи с изменениями стандартов по раскрытию информации сегмент страхования жизни ждут изменения, а ОСАГО будет по-прежнему оттягивать ресурсы страховщиков за счет роста судебных выплат и расходов по ним .

На сегодняшний день страховщики находятся в поиске точек роста для общего страхования, исследуя возможности таких мер, как разработка новых продуктов и более тщательная работа с клиентами.

В краткосрочной перспективе к основным направлениям развития страхового рынка, кроме страхования жизни, игроки относят: применение новых технологий, ипотечное кредитование, развитие корпоративных видов страхования, повышение финансовой грамотности населения, расширение страховых услуг по медицинскому страхованию. Указанные меры призваны оказать положительное влияние на доходность и объемы продажи полисов.

В роли основных составляющих роста рынка страхования его участники видят развитие инновационных технологий (77% страховщиков), в которые планируется инвестировать значительные объемы ресурсов в ближайшей перспективе (табл. 7), кроме того, развитие ипотечного кредитования (46% страховщиков) и медицинского страхования (38% страховщиков) также способны дать толчок к росту рынка .

По оценкам RAEX, всего лишь 5% страховых компаний предоставляют своим клиентам возможность запустить процесс урегулирования при помощи мобильных приложений, удельный вес страховщиков, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет 13% .

Следует отметить, что на пути развития новых технологий в страховом деле встречаются препятствия, так 79% страховщиков отмечают частые законодательные изменения и мошенничество, 57% говорят о недостатке готовых ИТ-решений, 50% выделяют проблему недостатка наличия квалифицированных кадров, 29% отмечают неготовность населения к принятию страховых услуг .

Поддержку развитию электронного бизнеса окажет внедрение страховщиками новых высокотехнологичных решений и усовершенствование клиентских дистанционных сервисов продажного и постпродажного обслуживания (онлайн-магазины по добровольным видам, «Личные кабинеты» страхователей, мобильные приложения и маркетплейсы).

Таблица 7

Инновационные технологии, планируемые к внедрению в ближайшей перспективе на рынке страховых услуг

Мероприятия

Доля игроков, планирующих внедрение, %

Технологические решения для маркетинга (продажи онлайн и через приложения, анализ поведения пользователя)

79%

Технологические решения для урегулирования убытков (использование сайтов, приложений, уменьшение документооборота)

79%

Анализ больших данных при андеррайтинге и скоринге

71%

Роботизация труда

50%

Сбор данных о застрахованных объектах и лицах (использование телематики, фитнестрекеров и т.д.)

36%

Сдерживающее влияние на рынок могут оказать такие факторы, как нестабильность курса национальной валюты, рост ставок по кредитам, снижение объемов потребительского и ипотечного кредитования. По прогнозу «Эксперт РА», объем премий по электронному страхованию (без учета ОСАГО) по итогам 2018 года ожидается в объеме 6 млрд руб., а в 2019 году – от 8 до 9 млрд руб. .

Кроме выше указанных факторов, на развитие страхового рынка негативным образом оказали сложности, возникшие в связи с внедрением в 2017 году отраслевых стандартов бухгалтерского учета (ОСБУ). Значительные трудности по данным КПМГ возникли как отмечают 36% страховщиков в подготовке отчетности и аудите, 43%в обеспечении процесса IT-системами, менее проблемные вопросы были связаны с выполнением актуарных функций, поиском внешних консультантов и обучением персонала – 7%.

Заключение

Развитие страхового рынка является одной из важнейших основ стабильности и эффективности социально-экономической системы, так как этот финансовый институт занимается перераспределением средств, уменьшая нагрузку на государство, обеспечивая финансовую стабильность граждан, а также их более защищенное будущее .

Современному российскому страховому рынку немногим более двадцати лет, но за этот период времени он прошел различные фазы становления. Если же на начальном этапе становления рыночных отношений в России страхование находилось на периферии экономической деятельности, то в начале XXI в. появилась возможность расширения горизонта планирования и ориентации страхового бизнеса на стратегические цели.

Цель российского страхового рынка на 2019-20121 гг. увеличение объем страхового рынка до 2 трлн руб. (1,2 трлн руб.), российский страховой рынок должен перейти из фазы невысоких темпов прироста премий, в которой он сейчас фактически находится, в фазу более динамичного роста, отношение страховой премии к ВВП России планируется на уровне 1,7% (2017 г. – 1,4%), на фоне стабильной численности населения и увеличения страховых взносов уровень проникновения составит 14 тыс. руб. на душу населения (2017 г. – 8,7 тыс. руб.) .

Выполнение плановых индикаторов развития страховой отрасли позволит страховому рынку нарастить объёмы активов, являющихся источником длинных денег для экономики, что даст возможность страховым компаниям играть значительную роль в поддержании экономической безопасности и финансовой стабильности, а также будет способствовать более надежному обеспечению социальной защиты населения .

В настоящее время в России начинают реализовываться стартапы, развивающие цифровые технологии на страховом рынке (так называемые Insurtech-стартапы). По оценке аналитиков КПМГ на текущий момент рынок Insurtech-стартапов в России находится в зачаточном состоянии по сравнению с международными рынками, наиболее активны сейчас в этом направлении страховые организации, входящие в банковские холдинги и имеющие доступ к наработкам материнских компаний в области финансовых технологий.

В целом, условия для цифровой трансформации страховой отрасли благоприятны, и прежде всего это связано с постепенно меняющейся ментальностью массового клиента, который для повышения уровня комфортности своего обслуживания переходит на использование дистанционных каналов. В связи с чем удаленное предоставление услуг становится заметным трендом и реальной альтернативой традиционному ритэйлу.

Сегодня формирование эффективного механизма функционирования страхового рынка невозможно без проведения не только институциональных изменений, но и более значимой поддержки со стороны государства. Своевременность участия, соответствующая основным принципам построения деятельности участников страхового рынка, окажет положительное влияние на результаты деятельности как отдельно взятых субъектов хозяйствования, регионов и отраслей, так и всей экономики.

Содержание

Библиографическая ссылка

Полянин А.В., Долгова С.А., Базарнова О.А. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-1. – С. 141-150;

Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888.

16. Состояние и тенденции развития страхового рынка России.

В современной России происходит реформирование экономики, осуществляется переход на рыночные отношения во всех национальных отраслях. Рыночные отношения (рынок) в страховании представляют собой экономические отношения, являющихся совокупностью товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи страховых услуг. Современная экономическая теория дает следующее понятие страхового рынка. Страховой рынок является экономическим пространством (или системой), управляемым соотношением спроса и предложения на страховые услуги (страховую защиту). Спрос на страховые услуги определяется двумя основными факторами:

1) потребностью в страховании хозяйствующего субъекта и отдельно взятого гражданина;

2) покупательной способностью страхователей, позволяющей удовлетворить спрос на страхование приобретением страховой услуги.

Для обеспечения удовлетворения платежеспособного спроса страховые организации формируют предложение. При этом страховые организации должны быть достаточно профессиональными и финансово устойчивыми. Рыночная система, как показывает опыт ведущих мировых государств, является эффективной и гибкой системой для решения основных экономических проблем.

В России рынок страхования, достаточно молод в сравнении с рынками развитых стран, которые начали развиваться сотни лет назад и в которых давно сформировались системы надзора, отработана практика и технология страхования. Поэтому развитие страхового рынка в России значительно отличается от эффективно развивающегося страхового рынка ведущих стран. На низкую эффективность развития страхового рынка в России оказывает влияние недавнее прошлое страны. До 1988 г. в бывшем Советском союзе существовала нерыночная система хозяйствования. Возмещение ущерба в основном осуществлялось государством, которое выделяло средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. Система страхования, состоящая из двух государственных организаций (Госстрах и Ингосстрах), играла вспомогательную роль. Развитие страхового рынка в России началось с 1988 г., когда появилась первая негосударственная страховая компания. Поэтому 1988 г. считают началом новейшей истории страхования в России. В этом же году Правительством РФ были заложены основы национального страхования в условиях перехода страны на рыночные отношения. Правительство РФ разработало «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998–2000 годах» и возложило координацию работы по выполнению мероприятий, предусмотренных Основными направлениями, и обеспечение контроля за их реализацией, на Министерство финансов РФ. В Основных направлениях было предусмотрены меры:

1) по обеспечению надежности и финансовой устойчивости системы страхования;

2) по проведению активной структурной политики на рынке страховых услуг;

3) по повышению эффективности методов государственного регулирования страховой деятельности;

4) по развитию взаимоотношений российского и международных страховых рынков.

С начала возникновения страхового рынка в России (1988 г. – по настоящее время) можно проследить динамику его развития.

В 90-х годах 20 в. в России происходил спад экономики, возрастал уровень безработицы. В то время лицензию на осуществление страховой деятельности получили чуть более трех с половиной тысяч страховых компаний, при этом рынок страховых услуг развивался слабо. Спрос на страховые услуги был, однако многие юридические и физические лица даже при наличии страхового интереса не имели возможности воспользоваться страховыми услугами, так как страхование является платной услугой и зависит от наличия денег у клиента. Однако развитие национальной системы страхования за этот период характеризуется высокой динамикой, в том числе ростом отношения суммы страховых взносов к валовому внутреннему продукту более чем в 2 раза.

Несмотря на то, что с течением времени многие страховщики по тем или иным причинам лишились лицензии (на российском рынке в настоящее время работает примерно тысяча страховщиков), к настоящему времени страховой рынок развивается намного эффективнее. Страхование – одна из перспективных отраслей экономики страны, так как в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственных структур, и при этом одновременно сократилась страховая защита, предоставляемая через государственную систему социального страхования и обеспечения.

Отрасль страхования в современной России выступает основной (и можно сказать – единственной) системой финансовых гарантий, которая обеспечивает возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденные событий.

Страховой рынок динамично развивается. На российском страховом рынке появились крупные страховые компании, которые оказывают страховые услуги, отвечающие мировым стандартам. Интерес страхователей к страховщикам значительно возрос в 2003 г., когда был введено обязательное страхование ответственности автовладельцев. Кроме того, государство путем введения определённых мер расширило покупательную способность на страховые услуги. Так, возросли возможности предприятий и организаций по приобретению страховых услуг в результате разрешения на включение в затраты, вычитаемые из доходов, полученных от производства и реализации товаров, работ и услуг, расходов на имущественное страхование (гл. 25 НК РФ).

Складывается инфраструктура российского страхового рынка, которая так же свидетельствует об его позитивном развитии. Инфраструктура рынка должна представлять собой слаженно работающий механизм, от которого зависит стабильность рынка. Страховой рынок в России – это рынок, на котором тесно взаимодействуют:

1) производители страховых услуг – страховщики (страховые, перестраховочные организации, общества взаимного страхования);

2) потребители страховых услуг – страхователи;

3) посредники – физические лица и организации, которые являются помощниками продвижения страховых услуг (агенты, брокеры);

4) организации, способствующие страховой деятельности, повышающие ее эффективность, но не занимающиеся страховой деятельностью.

К организациям, способствующим страховой деятельности, относятся организации, занимающиеся:

1) обеспечением функций общественного и государственного регулирования страхового рынка (Федеральная служба страхового надзора (ФССН), общества по защите прав и интересов страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных лиц);

2) предупреждением случаев страхового мошенничества и ведением соответствующих баз данных;

3) аутсорсингом некоторых функций деятельности страховщиков, инвестиционных компаний;

4) оценкой рисков и ущербов (сюрвейеры – специалисты по оценке рисков, оценщики);

5) консалтингом и рекламой (информационные агентства, информационно-аналитические центры, регулярные выставки и др.);

6) наукой и образованием в области страхования;

7) развитием услуг по сертификации и управлению качеством в страховании.

8) деятельностью аварийных комиссаров, актуариев, консультантов, и др.

При этом, профессиональными участниками страхового рынка, которые определены законом «Об организации страхового дела в РФ» являются страховщики, перестраховщики, общества взаимного страхования, а так же страховые посредники и актуарии. Каждая из указанных страховых организаций имеет технико-организационное единство и экономическую обособленность, здесь начинают формироваться экономические отношения.

По территориальному признаку различают национальный, региональный и международный страховые рынки.

Национальный рынок – сфера деятельности страховых организаций в рамках отдельной страны, таковым является российский страховой рынок со всей его инфраструктурой, при этом страховая деятельность осуществляется в пределах национального законодательства.

Региональный рынок – сфера деятельности национальных страховых организаций, работающих на территории отдельных регионов.

Международный страховой рынок представляет собой совокупность национальных и региональных рынков страхования. Например, к 1 июля 1994 г. сложился Единый страховой рынок Европы, который объединяет следующие европейские страны, среди которых не присутствует Россия: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, ФРГ, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония и др.

По отраслевому признаку различают рынки имущественного страхования, страхования ответственности, рынки страхования жизни, страхования от несчастного случая. Так, на российском страховом рынке рынок страхования имущества наиболее развит, чем рынки страхования жизни, страхования ответственности, страхования от несчастного случая, которые к настоящему времени только начинают набирать обороты развития. К примеру, в Соединенных Штатах Америки, наоборот, наиболее развито личное страхование: страхование жизни, пенсии и ренты, от несчастных случаев и болезней.

Тенденции развития страхования жизни в Российской Федерации

В современных условиях развития российской экономики страхование играет довольно существенную роль в защите интересов граждан. Позитивной тенденцией является так же то, что уровень добровольного страхования возрастает, потому что данный фактор свидетельствует об усилении осознанности участия граждан России в страховой деятельности и повышении финансовой культуры. С учётом того, что страхование жизни имеет наибольшую социальную значимость среди всех видов добровольного страхования, рассмотрение вопроса о тенденциях его развития, безусловно, является актуальным.

Страхование жизни предусматривает защиту имущественных интересов лица, которые связаны с его жизнью и смертью и обычно рассматриваются как долговременные интересы, так как жизнь считается длительным состояние, а наступление смерти — непрогнозируемым и отдаленным.

Среди прочих видов личного страхования страхование жизни выделяется сроком действия договора, а также перечнем событий, которые включены в объем страховой ответственности и являются основанием для страховых выплат. Существует несколько основных программ страхования жизни:

  • рисковое страхование жизни, которое не предполагает создания накоплений, а страховые выплаты производятся только в случае наступления неблагоприятных событий;
  • накопительное страхование жизни — это возможность формирования накоплений к определенной дате или событию, а также одновременная страховая защита жизни и здоровья;
  • инвестиционное страхование жизни, которое не столько способствует созданию накоплений, сколько позволяет надежно инвестировать уже накопленные средства, а также обеспечивает клиенту возможно высокий доход от инвестиций при гарантии сохранности финансовых вложений.

В России страхование жизни — один из самых быстрорастущих сегментов страхования (за 2010-2012 гг. прирост страховых премий при сравнении квартальных показателей каждого года к предыдущему составляет около 150 %), который, тем не менее, все еще очень заметно отстает по ключевым показателям (проникновение и плотность страхования) от экономически развитых стран Европы, Азии и Америки. Согласно статистическим данным АО «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство», страховой рынок в 2016 году вырос на 8 %, все сегменты рынка, кроме Автокаско, показали положительную динамику. В свою очередь, страхование жизни росло с опережением других сегментов в основном за счет инвестиционного страхования, которое увеличилось благодаря участию банков в продажах полисов и снижению процентных ставок по депозитам. Несмотря на замедление инвестиционного страхования, в 2016 году оно стало главным фактором повышения доли страхования жизни с 13 % в 2015 году до 23 % в 2020 году. Данные, характеризующие динамику рынка страхования жизни в России в 2013 — 2016 годы, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика рынка страхования жизни России в 2014-2016 гг.

Годы

Премии, всего, млрд руб.

Темпы роста, %

Доля в общем объеме, %

27,8

19,5

За представленный период размер премии по страхованию жизни в 2016 году составил 130 млрд. руб., при это увеличившись по сравнению с 2014 годом на 45 млрд. руб. Доля премий по страхованию жизни в общей сумме премий по страхованию составила в 2016 году 13 %, что на 4 % больше, чем в 2014 году. Это говорит о росте сегмента страхования жизни, как важного элемента обеспечения социальной защиты населения, в общем рынке страхования в Российской Федерации. В 2016 году на три лидирующих компании приходилось 59,63 % всех взносов на рынке страхования жизни, а на первые десять компаний — 89,36 %.

Таким образом, страхование жизни в России является концентрированным, хотя количество участников достаточно небольшое (таблица 2).

Таблица 2. Ведущие российские страховщики жизни в 2016 году

Компания

Валовая премия, тыс. руб.

Доля рынка, %

Сбербанк страхование жизни

33,85

РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ

15,55

АльфаСтрахование-Жизнь

10,23

Ренессанс Жизнь

9,46

СиВ Лайф

5,11

ВТБ Страхование жизни

4,99

РАЙФАЙЗЕН ЛАЙФ

2,92

МетЛайф

2,85

Открытие страхование жизни

2,30

ППФ Страхование жизни

2,10

Такой стремительный рост страхования жизни в России может быть обусловлен совокупным действием нескольких факторов:

  • страховщики предложили продукт, который может продаваться через банковский капитал;
  • банки проявляют к нему интерес как к источнику дополнительного комиссионного дохода;
  • клиенты видят в страховании жизни альтернативный способ сбережения средств, который сочетает гарантию возврата капитала и доступ к инвестиционным продуктам.

Страховые компании предлагают огромный выбор самых разных программ страхования жизни. При таком богатстве выбора практически каждый может подобрать вариант страховой программы, соответствующий его потребностям. Страхование жизни позволяет не только защитить благосостояние своей семьи и обеспечить самому себе гарантированную компенсацию затрат на лечение в случае болезни или травмы, но и одновременно служит способом сбережения средств

Таким образом, опережающий рост страхования жизни в будущем может повысить внимание населения к различным видам страхования жизни, что в свою очередь повышает финансовую культуру населения России.

Разработка мероприятий по продвижению страхового продукта

  • Введение
  • 1 Особенности стратегии продвижения на рынке услуг
    • 1.1 Особенности услуг в условиях рынка
    • 1.2 Модели маркетинга услуг
    • 1.3 Продвижение на рынке услуг
  • 2 Анализ рынка страховых услуг
    • 2.1 Анализ тенденций российского рынка
    • 2.2 Анализ тенденций регионального рынка
  • 3 Разработка мероприятий по продвижению страхового продукта на региональном рынке
    • 3.1 Анализ деятельности страховой компании
    • 3.2 Анализ стратегии страховой компании
    • 3.3 Разработка мероприятий по продвижению страхового продукта компании на региональном рынке
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Цель исследования — разработать мероприятия по продвижению страхового продукта на региональном рынке

Показать особенности услуг в условиях рынка

Провести анализ тенденций регионального страхового рынка

Разработать мероприятия по продвижению страхового продукта компании на региональном рынке

Предмет исследования -продвижение страхового продукта компании на региональном рынке.

1 Особенности стратегии продвижения на рынке услуг

Данное определение достаточно точно описывает услугу, однако некоторые услуги (косметические, парикмахерские и т.п.) могут быть осязаемыми (это свойство будет описано ниже).

Классики маркетинга не делали больших различий между товаром и услугой, объединяя их общим понятием «Продукт». И тем не менее различия между товарами и услугами существуют и очень существенные:

Временные рамки выполнения услуги и ее потребления, как правило, совпадают, и это является другим важным свойством услуги, которое не характерно для товара.

Если рассмотреть этапы процессов выполнения услуги и предложений товаров, то можно видеть, что товары вначале производятся, а затем продаются. Услуги же вначале продаются, а затем производятся и потребляются.

Существуют и другие отличия услуг от материальных товаров, и эти отличия и особые характеристики услуг требуют дополнительных знаний и особенных подходов и приемов маркетинга.

услуги представляют собой сочетание процесса оказания услуги и потребления результата услуги;

во многих случаях потребитель (человек) является объектом оказания услуги и (или) непосредственно участвует в процесс ее оказания;

в сфере услуг высока доля ручного труда, качество которого зависит от мастерства персонала;

Итак, можно подвести некоторые итоги. На сегодня в определениях услуги и ее свойств отсутствует единство, и причин тому можно назвать несколько.

Следующая причина состоит в том, что официальная статистика объединяет эти действия в один класс услуг. Исследователи же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная статистика.

1.2 Модели маркетинга услуг

Модель Д. Ратмела

Рис. 1.1. Концепция маркетинга услуг Д. Ратмела

Модель П. Эйглие и Е. Лангеарда

Рис. 1.2. «Сервакшн»-модель маркетинга услуг П. Эйглие и Е. Лангеарда

Модель К. Грёнроса

Рисунок 1.3 Модель К. Грёнроса

Модель М. Битнер

Модель Ф. Котлера

Рисунок 1.4 — модель Котлера

1.3 Продвижение на рынке услуг

Сэссер изложил несколько стратегических подходов к достижению наилучшей стратегии продвижения на предприятиях сферы услуг.

2. Можно намеренно культивировать спрос в периоды его спада. Фирма «Макдональдс» открыла службу завтраков под названием «Эгг Макмаффин», а отели стали предлагать программы мини-отпуска на уик-энд.

4. Одним из способов управления уровнем спроса является введение систем предварительных заказов. Такими системами широко пользуются авиакомпании, отели и врачи.

2. Можно установить особый распорядок работ в период пиковой загрузки. В такие моменты служащие выполняют только самые необходимые обязанности. В периоды максимальных нагрузок врачам помогает средний медицинский персонал.

5. Можно предпринять действия, делающие возможным рост существующих мощностей, как в тех случаях, когда парк с аттракционами приобретает окружающие его земельные участки с целью дальнейшего расширения.

Для правильной стратегии продвижения на страховом рынке услуг необходимы знания о потребностях клиента.

Для успешного решения финансовой структурой задачи продвижения своего бренда и услуг особое значение имеет эффективное взаимодействие с информационными агентствами, прежде всего финансово-экономической специализации.

Поэтому финансовые структуры имеют возможность проводить с помощью информагентств целые информационные кампании, причем, что может быть важно, с весьма ограниченными бюджетами.

2.1 Анализ тенденций российского рынка

В первом полугодии 2008 года продолжились, еще более усилившись, тенденции прошлого года, связанные с неуклонным ростом убыточности автострахования (как ОСАГО, так и каско).

Распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293‑р была утверждена Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия – 2020). В этом документе проанализировано сегодняшнее состояние страховой отрасли, указаны цель и задачи, а также определены основные направления развития страховой деятельности в РФ до 2020 года.

Стратегия – 2020 принята в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22.02.2013 № 226‑р (далее – Государственная программа).

О том, в каком направлении будет развиваться страхование в ближайшие годы, читайте в предложенном материале.

Государственная программа по развитию страховых рынков

Главная задача России на сегодняшний день – развитие экономики. Одним из основных направлений такого развития является повышение конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование международного финансового центра, улучшение инвестиционного климата в РФ. В свою очередь, улучшение инвестиционного климата невозможно без развитых финансовых рынков, страховой и банковской отраслей. 📌 Реклама Отключить

Сразу два документа, определяющих перспективы развития страховой отрасли, были приняты Правительством РФ.

Разработчики Государственной программы отмечают, что развитию системы страхования в РФ будет способствовать повышение качества предоставляемых страховых услуг, обеспечение защиты интересов потребителей страховых услуг и надлежащее исполнение страховыми организациями принятых обязательств по договорам страхования.

Для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций предлагается повысить качество активов и собственных средств страховых организаций, осуществлять комплексную оценку рисков и достаточности активов для исполнения принятых обязательств.

В Государственной программе сказано, что одним из инструментов предоставления качественной страховой услуги является точная оценка (финансовая, техническая) подлежащих страхованию объектов и рисков, размера вреда, причиненного в результате наступления страхового случая, улучшение качества страховых услуг и продвижение их потребителям. В связи с этим возрастает роль таких участников страхового рынка, как страховые актуарии, страховые посредники (брокеры и агенты) и др. В настоящее время в России деятельность перечисленных участников страхового рынка не регламентирована, поэтому следует проработать вопрос о необходимости законодательного регулирования их деятельности, установления требований к предоставляемым услугам, объемам ответственности, создания профессиональных объединений, в том числе на основе саморегулирования.

📌 Реклама Отключить

С другой стороны, нужно стимулировать граждан и хозяйствующих субъектов к заключению договора страхования как одного из инструментов защиты своих имущественных интересов, а также повысить уровень информированности о предоставляемых страховых услугах, для чего следует законодательно закрепить обязанность страховщиков по информированию потребителя страховых услуг об условиях страхования, страховых тарифах, по разъяснению страхователю условий заключаемого договора страхования, по раскрытию информации о своей деятельности. Данная мера будет не только направлена на популяризацию страхования, но и позволит оценить предлагаемые страховые продукты.

Основной причиной невысокой востребованности страхования является низкий уровень доходов и финансовой грамотности населения. Данные проблемы предлагается решать следующим образом: развивать специальные страховые услуги, ориентированные на потребителей с невысокими доходами и предусматривающие использование общих принципов предоставления таких страховых услуг, упрощенный порядок заключения договоров, в том числе урегулирования убытков.

📌 Реклама Отключить

Повышению доступности страховых услуг также должно способствовать обеспечение возможности удаленной реализации страховых продуктов посредством информационно-телекоммуникационных сетей и заключение договора страхования в электронном виде.

В целях недопущения дискриминации прав и интересов граждан, жизни и здоровью которых причинен вред, предлагается провести поэтапную унификацию размеров страховых сумм в части возмещения вреда, а также законодательно закрепить единые подходы и методики к определению размера ущерба, причиняемого жизни, здоровью потерпевших, выработать единые подходы и методики к определению размера убытков, вызванных повреждением имущества.

При этом в перспективе все‑таки планируется сохранить приоритет добровольной формы страхования над обязательной, ограничение доли обязательных видов страхования.

📌 Реклама Отключить

В планах Правительства РФ в целях стимулирования развития накопительных видов страхования – активизировать участие страховщиков по привлечению средств населения и решению социально значимых государственных задач, например посредством включения страховщиков в систему пенсионного страхования на условиях, равных с негосударственными пенсионными фондами.

Еще одним инструментом защиты прав и законных интересов страхователей – физических лиц должен стать орган досудебного рассмотрения споров – финансовый омбудсмен. Данный инструмент предусматривает упрощенный порядок рассмотрения споров между потребителями финансовых услуг и организациями, предоставляющими такие услуги.

Основные положения Стратегии – 2020

Непосредственная реализация поставленных в Государственной программе задач прописана в Стратегии – 2020. 📌 Реклама Отключить

Итоги рынка страхования – 2012

Прежде чем двигаться вперед, необходимо понять, на каком этапе развития находится страховое дело сегодня, оценить его реальное положение. Основные итоги подведены в Стратегии – 2020 за период с 2007 по 2012 годы. Приведем некоторые данные.

Основные показатели страховой деятельности в РФ в 2007 – 2012 годах

Показатель 2007 год 2012 год Примечание
1. Количество страховщиков и страховых брокеров – всего

в том числе:

944 641 Уменьшилось
количество страховщиков (страховых организаций и обществ взаимного страхования) 857 469 Уменьшилось
количество страховых брокеров 87 172 Увеличилось
2. Величина совокупного уставного капитала российских страховщиков (млрд руб.) 156,4 208 Увеличилась
3. Средний уставный капитал (млн руб.) 182,5 443,5 Увеличился
4. Совокупная страховая премия (млрд руб.) 486,1 809,1 Увеличилась
5. Страховые премии по страхованию жизни (млрд руб.) 22,7 53,82 Увеличились
6. Страховые премии по личному страхованию (за исключением страхования жизни) (млрд руб.) 90,02 182,41 Увеличились
7. Страховые премии по страхованию имущества (млрд руб.) 274,3 373,15 Увеличились
8. Страховые премии по гражданской ответственности (млрд руб.) 20,28 29,95 Увеличились
9. Страховые премии по обязательному страхованию (кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательного медицинского страхования) (млрд руб.) 6,28 28,73 Увеличились
10. Страховые премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (млрд руб.) 72,48 121,21 Увеличились
11. Страховые выплаты (млрд руб.) 203,8 369,4 Увеличились
12. Объем страховой премии на душу населения с учетом ОМС (руб.) 5370 5658 Увеличился
13. Страховые выплаты по страхованию жизни (млрд руб.) 15,75 13,35 Уменьшились
14. Доля страховых премий по добровольным видам страхования в совокупной страховой премии по всем видам страхования (%) 83,8 81,5 Уменьшилась
15. Доля страховых премий во внутреннем валовом продукте (%) 1,46 1,3 Уменьшилась
16. Коэффициент выплат (%) 41,9 45,7 Увеличился
17. Доля иностранного участия в уставном капитале страховых организаций (%) 9,7 17,4 Увеличилась

Рынок страховых услуг в настоящее время характеризуется стабильно высокой концентрацией. Так, в 2009 году более половины объема рынка добровольного страхования контролировалось 11 страховыми группами, в 2011 году на 9 крупнейших страховых групп приходилось 61,25% объема услуг страхового рынка. 📌 Реклама Отключить

Наиболее концентрированным рынком обязательного страхования является рынок услуг по ОСАГО. На этом рынке на протяжении 2009 – 2011 годов более половины объема собранной страховой премии приходилось на 2 страховые группы и 2 страховые компании. С 2009 года объем собранной ими страховой премии по ОСАГО составлял не менее 54%.

В течение последних нескольких лет практически отсутствовало предложение новых страховых продуктов и услуг, инновационных идей по новым видам добровольного страхования.

На фоне роста ценовой конкуренции, перераспределения страховых премий, сегментации страхового рынка в зависимости от рентабельности страховых операций вне страховой защиты оказались многие потенциальные потребители страховых услуг (например, граждане, проживающие в сельской местности, малые предприятия).

Развитие страховой отрасли сдерживается невысоким уровнем страховой культуры и страховой грамотности потребителей страховых услуг, крайне низким спросом на страховые услуги. Страховщики и их профессиональные объединения не уделяют должного внимания пропаганде страхования, разъяснению условий страхования и его преимуществ по сравнению с иными финансовыми институтами.

📌 Реклама Отключить

Разработчики Стратегии – 2020 выделяют следующие основные проблемы страхового рынка:

  • снижение качества выполнения обязательств страховщиками по договорам страхования перед страхователями;
  • низкий уровень оказания посреднических услуг потребителям, так как страховые посредники редко выступают в интересах страхователей и в качестве консультантов, чаще в качестве продавцов, при этом растут размеры получаемых ими от страховщиков комиссионных вознаграждений;
  • налогообложение страхователей – потребителей страховых услуг, которое не способствует проявлению их страховых интересов;
  • ограниченность предложений страховых услуг, ориентированных на различные категории потребителей;
  • низкий уровень доверия страхователей к страховщикам и к механизму страхования в целом;
  • наличие неконкурентных действий, а также высокий уровень концентрации на рынке страховых услуг;
  • пренебрежение правами и законными интересами страхователей со стороны отдельных страховщиков;
  • увеличение числа профессиональных объединений страховщиков (ассоциаций), в том числе за счет создаваемых под конкретные виды страхования, которое делает представление интересов отрасли дорогостоящим и недостаточно эффективным;
  • повышение уровня расходов на ведение дела и управленческих расходов в объеме страховой премии, влияющих на исполнение обязательств по договорам страхования, снижение рентабельности и эффективности деятельности;
  • недостаточно развитая сеть продаж страховых продуктов страховщиками и несовершенство способов заключения договоров страхования;
  • страхование жизни сдерживается низким уровнем доходов страхователей, высоким уровнем инфляции и высокими ставками банковских депозитов, не дающими преимуществ страхованию жизни по сравнению с иными инструментами накопления;
  • недостаточное участие страховщиков в возмещении убытков по катастрофическим рискам, тогда как большая часть средств возмещается из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основные направления развития страховой отрасли до 2020 года

Основной целью Стратегии – 2020 является комплексное содействие развитию страховой отрасли, в частности превращение ее в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий как повышение экономической стабильности общества и социальной защищенности граждан, так и снижение социальной напряженности в обществе путем проведения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, а также привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны. 📌 Реклама Отключить

Для достижения поставленных задач необходимо принять ряд мер по основным направлениям в соответствии со Стратегией – 2020, в которой представлен и план соответствующих мероприятий («дорожная карта»).

Совершенствование регулирования обязательного страхования. В настоящее время развитие страховой отрасли происходит по экстенсивному пути, обязательное страхование является основным источником роста объемов страховой премии.

В целях совершенствования регулирования обязательных видов страхования планируется решить следующие задачи:

  • перейти к государственному регулированию минимальных и максимальных значений страховых тарифов;
  • выработать порядок мониторинга применяемых страховых тарифов, их обоснованности и доведения его результатов до общественности;
  • последовательно унифицировать порядок определения размера ущерба и страхового возмещения по обязательным видам страхования.

В рамках совершенствования видов обязательного страхования необходимо совершенствовать законодательство РФ об ОМС, 📌 Реклама Отключить

ОСАГО, обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта, обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

По мнению разработчиков Стратегии – 2020, для обеспечения возмещения причиненного вреда третьим лицам субъектами предпринимательской деятельности целесообразно рассмотреть возможность установления требования о наличии договора страхования ответственности для отдельных субъектов предпринимательской деятельности (с учетом международной практики) в качестве условия осуществления соответствующих видов профессиональной деятельности.

Также необходимо установить единые подходы к определению размеров страховых сумм и страховых выплат в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, поэтапно повысить предельный уровень страховых выплат до 2 млн руб. в целях обеспечения равных прав граждан на получение страховых выплат в случае смерти или причинения вреда здоровью граждан, расширить перечень выгодоприобретателей, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца.

📌 Реклама Отключить

При этом учитывая сложившуюся ситуацию на рынках обязательного страхования, дальнейшее развитие страховой отрасли РФ должно быть направлено на стимулирование развития добровольных видов страхования, а также на повышение привлекательности страхования для граждан.

Стимулирование развития добровольного страхования. Интенсивный путь развития страховой отрасли будет обеспечиваться внедрением новых условий добровольного страхования, новых страховых продуктов и способов их реализации. Реализация комплекса мер по развитию добровольного страхования будет способствовать большему охвату потенциальных страхователей, обеспечит доступность страховых услуг для всех категорий граждан и юридических лиц, позволит освободить государство от избыточных расходов, ограничив его роль по возмещению вреда в результате чрезвычайных ситуаций случаями реализации особо крупных рисков.

📌 Реклама Отключить

Расширение сферы деятельности субъектов страхового дела. В целях создания новых и совершенствования действующих страховых инструментов обеспечения исполнения обязательств по договорам планируется:

  • формирование в случае необходимости регулятивных основ по выдаче страховщиками гарантий, предусмотренных ГК РФ;
  • расширение и совершенствование практики страхования ответственности по договору (расширение сфер применения, совершенствование правил страхования, в частности путем исключения оснований для освобождения от страховой выплаты в случае грубой неосторожности страхователя);
  • формирование законодательных и нормативно-правовых особенностей деятельности страховщиков по заключению договоров поручительства в качестве поручителей.

Немаловажным аспектом расширения сферы деятельности субъектов страхового дела является комплексное развитие взаимного страхования, которое может стать эффективным и доступным инструментом страховой защиты для граждан России, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также для объединения страховых интересов юридических лиц по профессиональному признаку. 📌 Реклама Отключить

Развитие инфраструктуры страхового рынка. Повышение стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка, а также оперативности и эффективности его деятельности предполагает реализацию комплекса мер, в частности:

  • развитие института страховых брокеров и страховых агентов;
  • законодательное регулирование актуарной деятельности, формирование института страховых актуариев;
  • формирование института страховых сюрвейеров, осуществляющих профессиональную оценку риска на этапе заключения договора страхования, аварийных комиссаров и аджастеров, осуществляющих профессиональную деятельность по оценке ущерба и урегулированию убытков, регламентация их деятельности, прав, обязанностей и ответственности, механизма их аттестации и форм контроля;
  • повышение востребованности системы рейтингования страховых организаций в целях осуществления оценки их надежности и финансовой устойчивости;
  • повышение статуса и роли профессиональных объединений (союзов, ассоциаций) страховщиков, саморегулируемых организаций страховщиков, в том числе с учетом принципов консолидации и унификации интересов участников страхового рынка.

Оптимизация системы управления рисками за счет бюджетных средств. По мнению разработчиков Стратегии – 2020, бессистемное введение «обязательного» государственного страхования жизни и здоровья отдельных категорий лиц путем внесения соответствующих положений в федеральные законы, не являющиеся законами о конкретном виде обязательного страхования, и в законы субъектов РФ приводит к правовым коллизиям и пробелам регулирования личного страхования за счет бюджетных средств, неопределенности статуса такого страхования и формы его осуществления. В целях единообразного применения норм требуется их систематизация и исключение противоречий в толковании. 📌 Реклама Отключить

Планируется провести анализ государственных и муниципальных расходов на страхование, комплексно проанализировать их эффективность и экономическую целесообразность действующей системы защиты имущественных интересов государства. Предполагается разработать комплекс мероприятий по сокращению расходов бюджетной системы на организацию страхования.

Развитие системы сельскохозяйственного страхования. Дальнейшее совершенствование системы сельскохозяйственного страхования (СХС), осуществляемого с государственной поддержкой, должно базироваться на следующих принципах:

  • добровольность участия сельскохозяйственных товаропроизводителей, страховых организаций и обществ взаимного страхования в указанной системе;
  • доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к СХС с государственной поддержкой на равных условиях;
  • вариативность условий СХС с государственной поддержкой с учетом региональной специфики сельскохозяйственных товаропроизводителей, климатических зон, состояния почв, агротехники и рискованности деятельности;
  • оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при возникновении чрезвычайных ситуаций с учетом условий заключенного договора СХС;
  • повышение эффективности института независимой экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба, подлежащего возмещению по договору сельскохозяйственного страхования;
  • применением процедур третейского суда, медиации и (или) страхового омбудсмена в целях досудебного разрешения споров, возникающих в ходе исполнения договоров СХС;
  • формирование единых подходов и стандартов осуществления СХС.

Добровольное страхование должно постепенно замещать сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, и снижать долю участия государства в системе сельскохозяйственного страхования. 📌 Реклама Отключить

Повышение эффективности форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела и обеспечение их финансовой устойчивости. Планируется принять меры по повышению эффективности государственного страхового надзора, систематизации форм и методов его осуществления, направленных, в частности:

  • на совершенствование механизмов проверки соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям при подаче заявления на выдачу лицензии;
  • на внедрение оперативного мониторинга и оценки финансовой устойчивости страховщиков с применением систематизированного перечня показателей, характеризующих их финансовое положение на основе отчетности страховщиков, оперативно представля-емой в орган страхового надзора;
  • на повышение эффективности и оперативности контроля за деятельностью субъектов страхового дела, осуществляемого на основе представляемой ими в орган страхового надзора бухгалтерской и иной отчетности, переход к контролю на основе отчетности, составленной по МСФО;
  • на совершенствование регулирования вопросов о проведении проверок субъектов страхового дела;
  • на развитие и расширение иных форм и методов государственного страхового надзора, в том числе направленных на повышение ответственности страховщика за необоснованное сбережение сумм в связи с неисполнением обязательств, возложенных на него в силу закона.

Кроме того, планируется разработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию и систематизации применяемых органом страхового надзора санкций к субъектам страхового дела. 📌 Реклама Отключить

Предполагается дальнейшее совершенствование системы регулирования финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков в части подходов к формированию страховых резервов, а также порядка расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств. Следует пересмотреть состав формируемых страховщиками страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Для этого целесообразно, по мнению разработчиков Стратегии – 2020, ввести резерв неистекшего риска и упразднить обязательный порядок формирования стабилизационных резервов, наделив страховщиков правом самостоятельно принимать решения о необходимости их формирования.

Защита прав потребителей страховых услуг, повышение страховой культуры, популяризация страхования. В этом направлении планируется принять следующие меры:

📌 Реклама Отключить

  • информировать граждан о страховщиках, страховых посредниках и условиях предоставляемых ими услуг, в том числе с помощью сети Интернет;
  • раскрывать соответствующую информацию на официальных сайтах субъектов страхового дела;
  • повысить правовую защиту потребителей страховых услуг с учетом специфики страховой деятельности;
  • обеспечивать объективную и единообразную оценку размера ущерба путем унификации подходов к оценке вреда, причиненного жизни, здоровью, а также имуществу граждан;
  • сформировать эффективный механизм досудебного урегулирования споров между страховщиками и физическими лицами – страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями) путем создания института финансового омбудсмена;
  • определить принципы формирования гарантийных фондов по массовым, социально значимым видам страхования;
  • определить формы взаимодействия с обществами по защите прав потребителей.

А недостаточный уровень страховой культуры большей части потребителей страховых услуг планируется повышать посредством проведения просветительской и разъяснительной работы среди населения. 📌 Реклама Отключить

Усиление роли российского страхового рынка на международном уровне. В связи с присоединением России к ВТО и взятыми ею на себя обязательствами требуется комплекс мер по гармонизации российского страхового законодательства:

  • определение форм и порядка участия иностранных инвесторов в создании и управлении страховыми организациями и их филиалами;
  • формирование подходов к осуществлению надзора и контроля за деятельностью иностранных страховщиков и их филиалов на территории РФ и трансграничными страховыми операциями.

В целях обеспечения конкурентоспособности российского страхового рынка на международном уровне предполагается уточнить сферу деятельности иностранных страховщиков и их филиалов на территории РФ для осуществления отдельных видов страхования (обязательное страхование, в том числе ОСАГО, страхование жизни, страхование для государственных и муниципальных нужд). 📌 Реклама Отключить

Также планируется реализовать ряд мер по интеграционным процессам в рамках подготовки к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития, сотрудничества со странами – членами Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества и Европейского экономического сообщества, а также Международной ассоциации страховых надзоров и Европейского союза.

Будем надеяться, что все эти и другие необходимые меры позволят сделать страховую отрасль действительно стратегически значимым сектором экономики России, притом что страхование будет выполнять свое первостепенное значение – защищать интересы физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *