Тарифное регулирование

  • автор:

Таможенное- тарифное регулирование в Таможенном союзе

ТТР – метод государственного регулирования внешней торговли, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. ТТР внешнеторговой деятельности – это система, которая состоит из ряда тесно связанных между собой элементов. Ключевой элемент – это собственно таможенной тариф, который представляет из себя свод ставок

таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию ТС из третьих стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД ТС.

Таможенный тариф по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли. Тарифное регулирование внешней торговли выполняет как фискальные, так и защитные функции.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли. Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

— инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

— свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

— конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в Таможенном союзе тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме.

В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН. Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций. При этом основным инструментом таможенно-тарифного метода государственного внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина.


Доля таможенных пошлин в общем объёме поступлений в государственный бюджет может значительно различаться в зависимости от конкретной страны. В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5 %. В Российской Федерации таможенная пошлина остаётся одним из наиболее «доходных» источников: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть бюджета.

Наряду с несомненно высоким фискальным значением таможенной пошлины, она продолжает оставаться эффективным инструментом протекционистской политики. Предметом таможенной пошлины являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Для идентификации трансграничного оборота товаров используется товарная номенклатура, именуемая в Российской Федерации «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации» (ТН ВЭД России). С её помощью происходит таможенно-тарифное регулирование – процедура, в ходе которой товару, перемещаемому через таможенную границу, присваивается классификационный код по действующей номенклатуре (осуществляется «кодировка товара») и тем самым определяется принимаемая в конкретном случае ставка таможенного тарифа.10 Действующий в Таможенном союзе Таможенный тариф построен в соответствии с товарной номенклатурой – ТН ВЭД России, использующей 10-значные кодовые обозначения. Применяемая в целях таможенно-тарифного регулирования Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) определяется Комиссией Таможенного союза. При этом, закрепляя за Комиссией полномочия по определению ТН ВЭД России, законодатель устанавливает основной принцип создания и развития действующей товарной номенклатуры – соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров.

Ставка таможенной пошлины – один из наиболее важных элементов таможенной пошлины, подтверждающая её налоговую природу.

Ставка таможенной пошлины представляет собой величину начислений за единицу измерения базы обложения таможенной пошлиной. Система таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе допускает применение следующих видов ставок таможенных пошлин:

— адвалорных, начисляемых в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; (пример: 10% от стоимости)

— специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров; (пример: 2 евро за штуку)

— комбинированных, сочетающих оба названных вида таможенного обложения. (пример: 5% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за кг.)

Размеры ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются Комиссией Таможенного союза. Соответствующие полномочия Комиссии позволяют осуществлять оперативное регулирование внешнеторговой деятельности и быстро (в отличие от законодательной процедуры) реагировать на изменения конъюнктуры международных товарных и валютных рынков и в соответствие с колебаниями экономической конъюнктуры уменьшать или увеличивать размер ставки таможенной пошлины, обеспечивая тем самым надёжный уровень таможенно-тарифной защиты экономики и отечественного производителя.

В соответствии с направлением товарных внешнеторговых потоков применяются импортные (ввозные) и экспортные (вывозные) таможенные пошлины.

Что касается транзитных (провозных) таможенных пошлин, то в современной практике они не применяются (случаи введения транзитных таможенных пошлин встречаются в наименее развитых из развивающихся стран, где они используются преимущественно в фискальных целях).

Как уже отмечалось ранее, таможенная пошлина (ввозная и вывозная) является основным инструментом анализируемого нами таможенно-тарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Как следует из самого названия метода, механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности с применением таможенной пошлины опирается на использование таможенных тарифов.

В современной литературе нередко можно столкнуться с отождествлением понятий таможенной пошлины и таможенного тарифа. Нам представляется, что такое смещение понятий недопустимо. Оно не позволяет выявить механизм таможенно-тарифного регулирования, поскольку основные элементы таможенной пошлины и таможенного тарифа не совпадают. Общим элементом, свойственным как для таможенной пошлины, так и для таможенного тарифа, является таможенная ставка. Именно этот общий элемент и давал основание отдельным исследователям отождествлять таможенную пошлину и таможенный тариф.

Однако именно в таможенном тарифе (и только в нём) проявляется способность таможенной ставки дифференцироваться в зависимости от страны происхождения товара. Что же касается структуры самой таможенной пошлины, то дифференциация ставки в зависимости от страны происхождения не предусматривается её основными элементами. Как это следует из вышеприведённого определения таможенного тарифа, в классическом понимании тариф устанавливает соотношение между таможенной ставкой и конкретной позицией товара в товарной номенклатуре.

Единый таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию их третьих стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД.

Однако на практике наряду с этой зависимостью сразу же выявилась и другая – зависимость таможенной ставки от страны происхождения товара, подлежащая обложению таможенной пошлиной, первоначально формировавшиеся так называемые простые таможенные тарифы, содержавшие для каждого товара всего лишь одну ставку пошлины, применявшуюся вне зависимости от страны происхождения, практически ушли в прошлое, и сейчас вместо простых (одноколонных) таможенных тарифов применяются сложные (многоколонные) тарифы.

Дифференциация таможенного обложения в зависимости от страны происхождения ввозимого товара в российской практике таможенно-тарифного регулирования осуществляется следующим образом. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Едином Таможенном тарифе Таможенного союза.

Применительно к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Едином Таможенном тарифе Таможенного союза, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных льгот (преференций) в соответствии с нормами таможенного законодательства. Преференциальный режим играет особую роль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т.к. он распространяется на значительное количество государств, с которыми страны Таможенного союза осуществляют внешнеторговые обмены.

Основными целями таможенного тарифа являются:

— рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию ТС;

— поддержание рационального ввоза и вывоза товаров;

— создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС;

— защита экономики государств-членов ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

— обеспечение условий для эффективной интеграции государств-членов ТС в мировую экономику.

Исходя из целей, можно выделить ряд основных направлений ТТР регулирования внешнеторговой деятельности:

— ограничение через механизм таможенной пошлины ввоза и вывоза определенных товаров;

— применение преференций в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран;

— применение преференций в отношении ряда товаров, происходящих из стран, образующих с государствами-членами ТС зону свободной торговли;

— применение льгот и освобождений от уплаты таможенных пошлин в отношении определенных международным и внутренним законодательством товаров;

— обеспечение достоверности исчисления и полноты взимания таможенных пошлин;

— обеспечение пополнения доходной части федеральных бюджетов государств-членов ТС;

— обеспечение реализации во внешней торговли принципов взаимности и отсутствия дискриминации и т.д.

Меры тарифного и нетарифного регулирования в Таможенном союзе — что необходимо знать российскому экспортеру.
С 1 января 2010 года фактически начал свое функционирование Таможенный Союз трех государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
I. Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе.
В настоящее время на территории Таможенного союза принят и действует Единый таможенный тариф Таможенного союза, который включает в себя свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Единый таможенный тариф окончательно не сформирован и в данный момент происходит постоянное согласование новых и пересмотр действующих ставок, при этом Сторонами учитываются следующие факторы:
1) уровень унификации таможенных тарифов;
2) импорт конкретного товара на таможенные территории государств Сторон;
3) чувствительность ставок ввозных таможенных пошлин для конкретной отрасли промышленности;
4) международные обязательства Сторон.
Единый таможенный тариф к настоящему моменту применяется не на всей территории Таможенного союза. Например, Республике Казахстан предоставлено право применять в течение переходного периода (до 2015 года) ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза в соответствии с Перечнем товаров и ставок, утвержденным Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.
Следует отметить, что Соглашением от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» предусматривается, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-Сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
1) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
2) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.
От уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:
1) Валюта государств Сторон, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств Сторон;
2) Товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;
3) Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров и др.
Также необходимо отметить применяемую в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Единую систему тарифных преференций, которая предусматривает следующее:
• в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
• в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
Согласно положениям Соглашения от 12.12.2008 «Об условиях и механизме применения тарифных квот» при осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, допускается предоставление льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на их ввоз, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на единой таможенной территории.
Тарифные квоты и ставки ввозных таможенных пошлин на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Комиссией таможенного союза, а таможенное оформление товаров, ввозимых на единую таможенную территорию в рамках тарифных квот, осуществляется в государстве Стороны, в котором участнику внешнеторговой деятельности была выделена данная квота.
Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2011 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств-членов Таможенного союза утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 505.
Распределение тарифной квоты между третьими странами в случае если Комиссией принято такое решение, как правило, осуществляется Комиссией на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран.
Под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю в импорте сельскохозяйственного товара на единую таможенную территорию 10 процентов и более.
II. Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
На территории Таможенного союза с 1 июля 2010 г. в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 37 вступило в силу Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года (далее — Базовое Соглашение).
В настоящее время меры защиты внутреннего рынка в рамках Таможенного союза применяются в режиме переходного периода, когда происходит постепенный пересмотр действующих защитных мер в государствах-членах Таможенного союза с целью распространения их на единую территорию.
Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, введенные и применяемые на территории государств — членов Таможенного союза, подлежат пересмотру с целью их распространения на единую таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с положениями Соглашение переходного периода.
III. Меры нетарифного регулирования в Таможенном союзе.

Техническое регулирование.
Изменения коснулись и применения мер нетарифного регулирования. С 1 июля 2010 года на территории государств-членов Таможенного союза действуют на альтернативной основе: национальный режим технического регулирования и единый режим технического регулирования.
Единый режим технического регулирования предусматривает ведение в действие союзных технических регламентов, которые будут иметь прямое действие на всей территории Таможенного союза, а также применение единых форм подтверждающих документов (декларация о соответствии; сертификат соответствия).
Также Комиссией Таможенного союза 18 июня 2010 года было принято Решение № 319 «О техническом регулировании в таможенном союзе», которым утверждался Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». В данный перечень вошли товары, на которых в настоящий момент распространяется единый режим подтверждения соответствия до вступления в силу союзных технических регламентов.
Лицензирование.
09 июня 2009 года было заключено Соглашение «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран».
Данным Соглашением утверждается Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками в торговле с третьими странами.
После принятия Комиссией таможенного союза решения о введении мер регулирования в отношении отдельного вида товара он включается в Единый перечень.
Применение мер регулирования, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, включенными в единый перечень, а также применение тарифной квоты реализуются, как правило, путем лицензирования экспорта и (или) импорта товаров.
Соглашение Правительств от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» определяет единый порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров.
Данным Соглашением предусматривается:
1) Единая инструкция об оформлении заявления о выдаче лицензии и оформлении такой лицензии;
2) Единая инструкция об оформлении проекта разрешения и оформлении такого разрешения;
3) Единая форма лицензий и разрешений.
Выдаются разовые, генеральные и исключительные виды лицензий.
Выдача уполномоченным органом генеральных и исключительных лицензий осуществляется в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза.
Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров.
При таможенном оформлении товаров, в отношении экспорта и (или) импорта которых введено наблюдение (принимается в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров), заявитель помимо документов, необходимых для таможенных целей, предъявляет в таможенные органы оригинал разрешения.
Разрешения выдаются без ограничений всем заявителям, при этом его отсутствие является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами.
Санитарные меры, Ветеринарные меры и Карантин растений.
В Таможенном союзе определен Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза и Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования. Также утверждены и применяются Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции.
Аналогичные перечни подконтрольных товаров, единые требования и формы документов существуют и в сфере применения ветеринарно-санитарных мер, а также в области фитосанитарного контроля.
Однако, необходимо отметить, что Перечень подкарантинной продукции предусматривает два вида продукции:
• С высоким фитосанитарным риском;
• С низким фитосанитарным риском .
Обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом подлежит только подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском.

Тарифные методы регулирования

Введение

1 Методы государственного регулирования внешней торговли

1.1 Тарифные методы регулирования

1.2 Нетарифные методы регулирования

2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе

3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.

Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.

Объект изучения работы – способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь.

В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи. При создании второго и третьего раздела применялись в основном статьи по данной тематике, а также монографии по проблеме государственного регулирования.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Тарифные методы регулирования


C развитием мировой экономики и международных экономических связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:

импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции ;

экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование.

транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей.

Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:

адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;

специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);

смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов.

Адвалорная пошлина может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB – free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины.

Существуют также особые пошлины, которые применяются страной либо в одностороннем порядке в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств. Наиболее распространенными особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые и компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения.

Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Несомненной тенденцией современной мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Так, с конца 40-х тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% — в среднем до 4%. . Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами . Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

2. Нетарифные методы регулирования

Степень воздействия государства на внешнюю торговлю в последние годы возросла во многом благодаря нетарифным ограничениям. Эти ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

o во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;

o во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

o в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю.

Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование – ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в этом случае лицензия выдаются в форме разовой, генеральной, глобальной или автоматической. Основными способами распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально размерам структуре спроса со стороны национальных импортеров.

«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а именно: переключаются на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей.

Наряду с количественными методами торговой политики существенную роль в настоящее время играют разнообразные методы скрытого протекционизма. По некоторым оценкам существует несколько сотен скрытых методов, с помощью которых страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Наиболее распространенные из них:

· технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и многое другое;

· внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;

· политика в рамках государственных закупок – требование от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;

Другими примерами скрытых методов ограничения торговли могут служить требования о содержании местных компонентов или получение «статуса страны с рыночной экономикой».

К финансовым методам регулирования торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности.

Экспортная субсидия – это льготы и бюджетные выплаты экспортерам для расширения вывоза товаров. Правительство может также субсидировать отрасли, конкурирующие с импортом. Благодаря субсидиям экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Однако, увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Кроме того, субсидии увеличивают расходы бюджета; в конечном результате, потери страны превышают прибыли.

Скрытое субсидирование экспортеров выражается через предоставление льгот по уплате налогов, через льготные условия страхования и различные виды экспортного кредитования.

Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг, заключающийся в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, или даже ниже издержек. Демпинг может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию.

Как экспортные субсидии, так и демпинг в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Национальные антидемпинговые законодательства многих стран позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта преднамеренного демпинга.

Наиболее жесткой формой ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-либо товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам – иногда даже несмотря на то, что это наносит ущерб самой стране-инициатору.

Особым режимом таможенно-тарифного регулирования является Общая система преференций. Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Система призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран.

Тарифные и нетарифные методы воздействия государства на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Для обоснования этих методов сторонники протекционизма приводят ряд доказательств, многие из которых, однако, могут быть опровергнуты.

Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей и сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Но с другой стороны, ограничивая конкуренцию, создаются условия для сохранения неэффективного производства. Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности, которым требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. Однако определить действительно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны достаточно трудно. Кроме того, протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, и в результате становление отрасли может затянуться.

Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета; эта практика популярна в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Но поступления в бюджет будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене, и, следовательно, чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут доходы государства при ослаблении защиты.

Другим отрицательным последствием протекционизма является закономерная ситуация, когда такая политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны других, что усиливает конъюнктурные колебания на мировом рынке.

Тарифные меры приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифов вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Наиболее распространенной формой государственного регулирования внешнеторговой деятельности является тариф, однако, в настоящее время наблюдается усиление значения и появления новых разнообразных форм нетарифного ограничения импорта и стимулирования экспорта. Несмотря на то, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации, все страны мира применяют те или иные торговые ограничения. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

К вопросу о соотношении налогового и таможенного законодательства

Большинством российских ученых таможенное право признано комплексной отраслью законодательства. В его составе синтезированы нормы различной правоотраслевой принадлежности. Осуществляя финансовую деятельность, таможенные органы формируют доходную часть федерального бюджета путем взимания таможенных платежей и использования мер финансово-правовой ответственности фискальной направленности.

Учитывая, что в систему таможенных платежей включены таможенная пошлина, НДС, акцизы и таможенные сборы, правоотношения в данной области представляются нам относительно разноплановыми, что предопределяется соотношением налогового и таможенного законодательства. В таможенной практике вопросы уплаты и взимания таможенных платежей остаются наиболее проблемными и животрепещущими.

Согласно ч.1 ст.3 ТК РФ отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей регулируются таможенным законодательством. При этом законодатель не ставит под сомнение разнообразие видов таможенных платежей, среди которых есть и пошлина (она занимает особое место в бюджетной системе), и налоги, и сборы. И все они имеют далеко не одинаковую юридическую природу. Однако оговорка указанной нормы определяет, что таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Таким образом, во-первых, устанавливается приоритет норм налогового права, а во-вторых, признается наличие налоговых правоотношений в отрасли таможенного законодательства. Далее в ст.11 ТК РФ определяется правило взимания НДС и акцизов Налоговым и Таможенным кодексом РФ.

Как же правоотношения в части таможенного обложения регламентируются Налоговым кодексом РФ? Анализ его норм показывает, что законодатель старался максимально разграничить данные законы, «развести» их в противоположные стороны. В ч.2 ст.2 НК РФ говорится: «к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». И здесь опять используется обобщающий термин «таможенные платежи» без разграничения их на виды. Итак, приоритет норм налогового права перед таможенным законодательством, установленный в ТК РФ, в НК РФ не подкрепляется. И это первое противоречие двух основополагающих законов в части обложения обязательными платежами. Однако оно не помешало включить в число участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, таможенные органы (п.4 ст.9 НК РФ).

Определенная путаница возникла и с понятийным аппаратом. Нормой ст.11 НК РФ отказано в определении налогов, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу в пользу таможенного законодательства. А этими положениями налоги определяются достаточно примитивно: как НДС и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В такой формулировке выражены лишь виды налогов при отсутствии их сущности и основных признаков. Такое обстоятельство представляется нам вторым недостатком сфере взаимодействия таможенных и налоговых норм.

Третий элемент негативизма возник из последних изменений в Налоговый кодекс РФ. В измененной редакции ст.13 НК РФ не нашлось места для таможенной пошлины и таможенных сборов. Между тем в числе федеральных налогов и сборов осталась государственная пошлина, по сути, имеющая аналогичную природу с таможенной. С одной стороны, исключение таможенной пошлины из системы налогов и сборов — позитивный фактор. Уважаемый профессор Н.И. Химичева давно доказывает ее особый характер, а большинство ее учеников разделяют данную позицию. И здесь законодатель, по-видимому, воспринял суждения о неналоговой природе данного платежа, что подтверждает их верность. Однако, с другой стороны, не ясно: в какую систему входят сама пошлина, и что более удивительно, таможенные сборы? То, что они являются федеральными, не вызывает сомнения. Возможно, что в ближайшем будущем возникнет вопрос о формулировке нового понятия «система налогов, сборов и иных обязательных платежей», и в такой системе места хватит всем.

По-разному трактуется в налоговом и таможенном законодательстве понятие объекта обложения. Статьей 322 ТК РФ объект обложения сужен и сведен лишь к товару, тогда как норма ст.38 НК РФ относит к нему не только имущество, но и прибыль, доход, стоимость, операции. Вместе с тем в ст.322 ТК РФ говорится об обложении не только пошлинами, но и налогами, то есть НДС и акцизами. Согласно п.4 ч.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость является ввоз товара как операция. В соответствии с п.13 ст.182 НК РФ объектом обложения акцизами также является ввоз товаров. Учитывая, что НДС и акциз регулируются нормами налогового законодательства, Таможенный кодекс внес определенную неясность в понятие объекта.

На наш взгляд, в области таможенного дела в качестве объекта обложения таможенными пошлинами, налогами является перемещение товара через таможенную границу, а в качестве налоговой базы признаются таможенная стоимость таких товаров и (или) их количество.

Одной из важных проблем в области таможенного дела остается возмещение НДС при экспортных операциях. Налоговым кодексом в ст.165 в числе документов, необходимых для представления с целью возмещения НДС, значится грузовая таможенная декларация. В ТК РФ такой документ как форма вообще отсутствует, встречаются лишь понятия «общая декларация», «декларация о грузе» (ч.2 ст.74), «декларация о происхождении товара» (ст.35), «транзитная декларация» (ст.81), «таможенная декларация» (ч.3 ст.124). Несмотря на то что по содержанию все они приближены к грузовой таможенной декларации, может возникнуть ситуация, когда в возмещении НДС налоговые органы откажут лишь по формальным основаниям. Справедливости ради нужно отметить, что Государственным таможенным комитетом РФ была утверждена Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации. Однако, на наш взгляд, требуется скорректировать положение НК РФ, указав, что необходимые сведения могут быть указаны в декларации, подаваемой в таможенный орган, без уточнения ее конкретной формы, определяемой видом перевозки.

В самом Таможенном кодексе РФ содержатся и явные пробелы в части регламентации института таможенных платежей. Так, необоснованно «забытыми» оказались таможенные сборы. Лишь в ч.3 ст.87 упоминается о сборах за таможенное сопровождение, но это упоминание не развивается в дальнейших нормативных положениях. До конца 2004 г. действует Инструкция ГТК России, после же, вероятно, будет принят самостоятельный закон либо изменения в Таможенный кодекс РФ. На сегодняшний же день ни НК, ни ТК такие положения не содержат.

Нельзя не отметить и позитивные аспекты соотношения таможенного и налогового законодательства. К общему знаменателю приведены следующие институты и нормы: пеня и порядок ее исчисления; взыскание недоимки; возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

Комплексный анализ норм Таможенного кодекса РФ дает нам основание утверждать, что данный нормативный акт во многом ориентирован на товар как непосредственный объект таможенного правоотношения, в отличие от налогового законодательства, основанного на правовом статусе налогоплательщика — субъекта правоотношений. Большинство статей ТК РФ обращено именно к товару. Основной объем контрольных полномочий таможенные органы осуществляют в отношении перемещаемого через границу товара, и им важно, чтобы этот товар был растаможен, подвергнут таможенной «очистке». Субъект же играет второстепенную роль в таможенных правоотношениях, хотя и его деятельность подлежит контролю (например, таможенной ревизии).

Плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларанты и иные лица, ответственные за их уплату. В их числе: таможенный перевозчик, таможенный брокер, а также владельцы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, склада временного хранения. Вместе с тем любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за перемещаемые через границу товары. Таким образом, таможенные органы не высказывают заинтересованности в установлении конкретного плательщика таможенных платежей. Эта обязанность может быть возложена в принципе на любое лицо. Данное положение с одной стороны нарушает принцип самостоятельного, личного исполнения обязанности по уплате налога, установленный ст.45 НК РФ. Хотя возможна ситуация, когда должник в договорных отношениях исполняет свою обязанность по поручению кредитора в адрес таможенных органов, уплачивая платежи. Этим одновременно прекращается гражданско-правовой договор и исполняется налоговая обязанность в таможенной сфере. Следовательно, возможность уплаты таможенных платежей лицом, не являющимся субъектом таможенных правоотношений, должна рассматриваться как исключение из общего правила.

Учитывая, что главным фактором определения налогоплательщика является наличие у лица самостоятельного источника дохода или определенного имущества, в области таможенного дела в качестве такого лица может выступать как субъект, обладающий правом собственности на перемещаемый через границу товар (экспортер, импортер), так и другой участник таможенных правоотношений (например, таможенный брокер) при условии наличия у него дохода. Основной целью при осуществлении операций по таможенной «очистке» товара выступает его растаможивание, то есть полная уплата таможенных платежей. А наименование субъекта, производящего такую уплату, значения не имеет. При этом лицо, уплатившее таможенные платежи, признается таможенным органом плательщиком таможенных пошлин, налогов.

На наш взгляд, в таможенном правоотношении финансового характера элементы субъекта и объекта тесно взаимосвязаны. Представим ситуацию, когда совершенно постороннее лицо, уплатив таможенные платежи, становится их плательщиком, но при этом нарушает срок их уплаты. В принципе оно должно быть привлечено к административной ответственности по ст.16.22 КоАП РФ. Однако такое лицо не имеет объекта обложения и, соответственно, налоговой базы. Полагаем, что таких лиц можно назвать плательщиками условно. В одном ракурсе на них не лежит бремя уплаты таможенных платежей, а в другом — они ответственны за их уплату. Итак, при уплате таможенных платежей в качестве одной из сторон могут выступать как сами плательщики, так и их представители или условные плательщики. Однако ответственность должны нести лица, обладающие объектом обложения, то есть товаром, перемещаемым через таможенную границу.

Между налоговым и таможенным законодательством существуют и другие нестыковки. Так, в налоговой сфере обязанность по уплате налога исполняется в российской валюте, а в области таможенного дела предусматривается альтернативная валютная форма. Данная обязанность считается исполненной в налоговом законодательстве с момента предъявления в банк поручения, а в таможенном — с момента списания денежных средств в банке. Думается, что исполнение обязанности по уплате таможенных платежей с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке противоречит ч.2 ст.45 НК РФ, устанавливающей, что обязанность по уплате налога признается исполненной с момента предъявления налогоплательщиком в банк поручения на его уплату при условии достаточного денежного остатка на счете. Практика показывает, что с этого момента до списания денежных средств с банковского счета проходит несколько часов. И хотя временной отрезок краток, полагаем, что формулировка, содержащаяся в налоговом законодательстве, более верна, так как связывает рассматриваемую обязанность непосредственно с плательщиком, а не банком. За нарушение срока исполнения такого поручения ответственность должен нести банк согласно ст.15.8 КоАП РФ а не плательщик таможенных платежей.

В НК РФ одним из оснований предоставления отсрочки (рассрочки) выступает угроза банкротства лица, а в ТК РФ возбуждение процедуры банкротства исключает изменение срока уплаты таможенных платежей.

Разграничение налоговых и таможенных правоотношений в последнее время выражено наиболее ярко, однако нам эти два акта представляются в определенной степени тождественными, аналогичными, сходными по многим свои характеристикам. На наш взгляд, коллизии должны быть сведены к минимуму, как того и требует единое правовое поле государства.

Доклад подготовлен в рамках гранта Президента Российской Федерации на поддержку молодых российских ученых и ведущих научных школ РФ на выполнение научных исследований N МК — 2125.2004.6.

О.Ю.Бакаева

К. ю. н.,

О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (с изменениями на 19 декабря 2012 года)

О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

Евразийское экономическое сообщество
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
(ВЫСШИЙ ОРГАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА)
РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2009 года N 19
О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

(с изменениями на 19 декабря 2012 года)

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств

решил:

1. В соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года считать вступившими в силу с 1 января 2010 года:
Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года;
Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года;
Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года.

2. Пункт утратил силу — решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 24..

3. Передать Комиссии таможенного союза полномочия, предусмотренные международными договорами, указанными в пункте 1 настоящего Решения, с даты настоящего Решения.

4. Комиссии таможенного союза в срок до 1 июня 2010 года утвердить единую форму заключения (разрешительного документа), предусмотренного положениями о применении ограничений, указанными в пункте 2 настоящего Решения.

5. Комиссии таможенного союза в срок до 1 июля 2010 года рассмотреть основания для введения количественных ограничений, кроме исключительного права, предусмотренных единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, применяемых в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в одностороннем порядке, и обеспечить их отмену или введение в отношении таких товаров единых мер регулирования на таможенной территории таможенного союза.

6. Установить, что запреты и ограничения в торговле товарами с третьими странами, направленные на выполнение обязательств, связанных с введением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер или проведением соответствующих расследований, а также на реализацию ответных мер, применяются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством.

7. Республике Казахстан не позднее 1 июля 2010 года обеспечить реализацию Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с таможенной территории таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, происходящих из Республики Казахстан.

8. Установить, что до присоединения таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в качестве региональной организации экономической интеграции к Международной схеме сертификации необработанных природных алмазов, перемещение алмазов (коды ТН ВЭД ТС 7102 10 000 0 (только ввоз), 7102 21 000 0, 7102 31 000 0) через государственные границы государств — участников таможенного союза внутри территории таможенного союза осуществляется с учетом требований Международной схемы сертификации необработанных природных алмазов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 года N 17.

9. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация не применяют лицензирование и количественные ограничения во взаимной торговле, за исключением сахара белого (коды ТН ВЭД ТС 1701 99 100 и 1701 99 900), поставляемого в срок до 1 апреля 2010 года из Республики Беларусь и Российской Федерации в Республику Казахстан.

10. Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в срок до 1 июля 2010 года обеспечить внесение изменений в нормативные правовые акты глав государств и правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и в законодательные акты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в связи с вступлением в силу международных договоров, указанных в пункте 1 настоящего Решения, и передачей Комиссии таможенного союза определенных ими полномочий.

11. Правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации обеспечить опубликование настоящего Решения, а также решения Комиссии таможенного союза по единому нетарифному регулированию таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в официальных изданиях в соответствии с законодательством государств — участников таможенного союза.

Члены Межгосударственного
Совета:
От Республики Беларусь
А.Лукашенко
От Республики Казахстан
Н.Назарбаев
От Российской Федерации
Д.Медведев

Приложение 1

к решению Комиссии таможенного союза
от 27 ноября 2009 года N 19

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
решения Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 24
____________________________________________________________________

Приложение 2

к решению Комиссии таможенного союза
от 27 ноября 2009 года N 19

Положения о применении ограничений

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
решения Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 24
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *