Таможенный кодекс таможенного союза 2018

  • автор:

Содержание

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС

С 1 января 2018 года вступил в действие новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

ЕАЭС — международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года. Членами ЕАЭС являются:

  • Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация. Договор о Евразийском экономическом союзе подписан в г. Астане 29.05.2014. Вступил в силу для РФ с 1 января 2015 года.
  • Республика Армения. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан в г. Минске 10.10.2014. Вступил в силу для РФ со 2 января 2015 года.
  • Кыргызская Республика. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан в г. Москве 23.12.2014. Вступил в силу для РФ с 12 августа 2015 года.

Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС подписан в г. Москве 11.04.2017.

Таможенный кодекс ЕАЭС (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС) вступил в силу в соответствии со статьей 2 Договора от 11.04.2017. Дата начала действия ТК ЕАЭС 01.01.2018 г.

Одновременно со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС утратил силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ст. 32, п. 1 ст. 101 Договора о ЕАЭС), а также прекратили действие (временное применение) международные договоры, входящие в право ЕАЭС, по Перечню из Приложения N 2 к Договору и были признаны утратившими силу положения международных договоров, входящих в право ЕАЭС, по перечню согласно приложению N 3 к Договору.

Взамен утративших силу международных договоров, соглашений и решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одновременно с ТК ЕАЭС вступили в силу новые документы по различным вопросам таможенного регулирования.

Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.03.2017 N 11 «О разработке и принятии в 2017 году решений Евразийской экономической комиссии, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС».

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом РФ 03.08.2018 г. и официально опубликован на Портале правовой информации 04.08.2018 г.

Этим федеральным законом установлен не только порядок таможенного регулирования в РФ в соответствии с ТК ЕАЭС, но также и последовательность, в которой утрачивают силу отдельные статьи Федерального закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Документ вступает в действие в соответствии со ст.398 Закона 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по истечении 30 дней после дня его официального опубликования (с 04.09.2018 г.) за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» после вступления в действие нового федерального закона утрачивает силу не полностью, а в части применения отдельных статей согласно п.1 ст.397 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Остальные статьи Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ остаются действующими и утратят силу позже в соответствии п.2-5 ст.397 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

В частности это статьи, регламентирующие порядок получения статуса УЭО (п.8 ст.86, ст.88-95) – они остаются действующими до 01.01.2020 г. А также статьи, касающиеся порядка уплаты и возврата авансовых платежей, таможенных сборов и обеспечения уплаты таможенных платежей (п.1-8 ст.116, ст.117. ч.4-5 ст.120, ст.121,122. Ч.2-3 ст.128, ч.1 ст.129, ст.147-149). Эти статьи утратят силу только после вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения 5 и 8 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 г. (Протоколы О порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам).

Вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС

MNBB Studio / .com

Сообщается, что Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (ТК ЕАЭС) вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2018 года (Информация Евразийской экономической комиссии от 1 января 2018 г.).

Одновременно прекратил действие Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. Перечень других международных договоров (их положений), прекративших действие с даты вступления в силу ТК ЕАЭС, приведен в приложениях № 2 и №3 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС.

ТК ЕАЭС применяется к отношениям, регламентируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу, а также к возникшим со дня его вступления в силу правам и обязанностям по ранее возникшим отношениям. Предусмотрен и ряд переходных положений.

В случае возникновения противоречий между ТК ЕАЭС и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения Кодекса.

Напомним, что приоритет в ТК ЕАЭС отдан упрощенным правилам осуществления таможенных процедур, их переводу в электронный вид. В частности, закреплено преимущественно электронное таможенное декларирование. Осуществление письменного таможенного декларирования допускается лишь в исключительных случаях либо при отсутствии у таможенного органа возможности обеспечить реализацию таможенного декларирования в электронной форме (например, из-за неисправности информационных систем).

По общему правилу подача декларации на товары, а также транзитной декларации и декларации на транспортное средство в виде электронного документа осуществляется без представления таможенному органу документов, на основании которых они заполнены (п. 7 ст. 109, п. 8 ст. 109, п. 5 ст. 278 ТК ЕАЭС).

Кроме того, ТК ЕАЭС разрешает не представлять таможенному органу документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, если информация о таких документах, сведения из них, иные необходимые таможенным органам сведения могут быть получены ими из собственных информационных систем, а также из информационных систем государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия.

Также предусмотрено, что отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц (например, п. 2 ст. 118, п. 6 ст. 310 ТК ЕАЭС).

Предусмотрена возможность отложенного определения таможенной стоимости.

Установлены сокращенные сроки таможенного оформления. Так, в частности, предусмотрена возможность выпуска товара через 4 часа с момента регистрации таможенной декларации.

Вступление в силу ТК ЕАЭС касается и физических лиц. Так, согласно ТК ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия должна будет определить стоимостные, весовые и количественные нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования (в ряде случаев такие нормы будут устанавливаться в национальном законодательстве государств-членов ЕАЭС). Но до вступления в силу соответствующего решения Комиссии будет по-прежнему применяться Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г.

В то же время отметим, что согласно проекту решения Совета Евразийской экономической комиссии «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», в отношении товаров для личного пользования, например, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию ЕАЭС, предполагается установить следующие лимиты.

Как следует из проекта, в 2018 году не будут облагаться пошлиной товары, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1 000 евро, и (или) вес брутто международных почтовых отправлений не превышает 31 кг в течение 1 календарного месяца в адрес одного физического лица. В 2019 году стоимостной порог беспошлинного ввоза планируется снизить до 500 евро. В случае превышения указанных значений придется заплатить таможенную пошлину в размере 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм. А уже с 2020 года пошлину придется заплатить, если стоимость международного почтового отправления превысит сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) его вес брутто превысит 31 кг . Обратите внимание: речь уже будет идти о каждом международном почтовом отправлении, а не об общей стоимости (весе) таких отправлений за месяц. Размер пошлины будет составлять 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.

Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

ДОГОВОР
о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

Ратифицирован
Федеральным законом
от 14.11.2017 N 317-ФЗ

Государства — члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,
основываясь на Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,
в целях обеспечения единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе договорились о нижеследующем.

Статья 1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Государства-члены принимают Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который содержится в приложении N 1 к настоящему Договору.

Статья 2 Вступление Договора в силу

Настоящий Договор вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, но не ранее 1 июля 2017 года.
В связи с вступлением в силу настоящего Договора прекращается действие (временное применение) международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению N 2 к настоящему Договору и признаются утратившими силу положения международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению N 3 к настоящему Договору.

Статья 3 Внесение изменений в Договор

В настоящий Договор по взаимному согласию государств-членов могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

Статья 4 Оговорки

Оговорки к настоящему Договору не допускаются.

Статья 5 Разрешение споров

Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Договора, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Статья 6 Заключительные положения

Настоящий Договор является международным договором, заключенным в рамках Евразийского экономического союза, и входит в право Евразийского экономического союза.
Настоящий Договор имеет преимущественную силу над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Евразийского экономического союза, за исключением Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Совершено в городе Москве «11» апреля 2017 года в одном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждому государству-члену его заверенную копию.

От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации

Приложение N 1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Приложение N 1
к Договору о Таможенном кодексе
Евразийского экономического союза

_______________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

Приложение N 2. Перечень международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, прекращающих действие в связи с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

Приложение N 2
к Договору о Таможенном кодексе
Евразийского экономического союза

I. Международные договоры, прекращающие действие с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

1. Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года.

2. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

3. Протокол от 16 апреля 2010 года о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

4. Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов таможенного союза от 21 мая 2010 года.

5. Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств — членов таможенного союза от 21 мая 2010 года.

6. Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза, от 21 мая 2010 года.

7. Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, от 21 мая 2010 года.

8. Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов таможенного союза от 21 мая 2010 года.

9. Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, от 18 июня 2010 года.

10. Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств — членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года.

11. Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года.

12. Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза, от 18 июня 2010 года.

13. Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 5 июля 2010 года.

14. Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств — членов Таможенного союза от 19 октября 2011 года.

15. Протокол от 23 апреля 2012 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года.

1. Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года.

2. Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.

3. Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года.

4. Протокол от 19 октября 2011 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года.

5. Протокол от 19 декабря 2011 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.

Приложение N 3
к Договору о Таможенном кодексе
Евразийского экономического союза

I. Положения международных договоров, которые признаются утратившими силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

1. Статьи 1-5, подпункты 1-6 части первой пункта 1, пункты 2 и 3 статьи 6, статьи 7-10 Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года.

2. Пункты 1, 5 и 7 статьи 9, пункт 1, абзацы первый — четвертый пункта 2, пункты 5 и 6 статьи 10, статьи 11-21, 23 и 24 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.

3. Пункты 7-10, 12-14, абзацы четвертый — седьмой пункта 15, пункты 16, 18 и 22 Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международные договоры, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, в связи с присоединением Республики Армения (приложение N 2 к Договору от 10 октября 2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

4. Пункт 27 приложения N 3 к Договору от 10 октября 2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

5. Пункты 7-10, 12-14, абзацы третий — четырнадцатый пункта 15, пункты 17, 18 и 20 изменений, вносимых в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза (приложение к Протоколу от 8 мая 2015 года о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

1. Пункты 11 и 17 Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международные договоры, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, в связи с присоединением Республики Армения (приложение N 2 к Договору от 10 октября 2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

2. Пункты 11 и 16 изменений, вносимых в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза (приложение к Протоколу от 8 мая 2015 года о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Евразийского экономического союза
www.eaeunion.org, 12.04.2017

Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О таможенном регулировании в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

(В редакции федеральных законов от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ, от 27.12.2019 № 487-ФЗ)

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в

Российской Федерации

Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации и иных актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее — Союз);

2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, и товарами, вывозимыми из Российской Федерации;

4) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, таможенной инфраструктуры.

2. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются:

1) отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

2) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

3) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее — таможенные органы);

4) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, и товарами, вывозимыми из Российской Федерации;

5) регулирование отношений, связанных с введением запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров.

Статья 2. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации

1. Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — Кодекс Союза), и актами, составляющими право Союза (далее — международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор о Союзе) и законодательством Российской Федерации.

2. Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

3. В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

4. В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения.

6. При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах — членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.

Статья 3. Руководство таможенным делом в Российской Федерации

1. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в пределах компетенции обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации Договора о Союзе, международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации.

Статья 4. Правовое регулирование отношений в области таможенного дела

1. Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

2. К отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

3. Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наличных денежных средств и (или) денежных инструментов регулируется международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, валютным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

4. Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного регулирования.

6. Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования настоящего Федерального закона только в случаях, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, дает письменные разъяснения таможенным органам, декларантам и иным лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

Статья 5. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе, имеют следующие значения:

1) ввоз товаров в Российскую Федерацию — фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств — членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза (далее — таможенная территория Союза), на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом;

2) внутренние налоги — налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров в Российской Федерации;

3) вывоз товаров из Российской Федерации — фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства — члены Союза или на территории, не входящие в таможенную территорию Союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

4) денежный залог — денежные средства (деньги), вносимые для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора;

5) задолженность — сумма денежных средств, включающая в себя таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, пени, проценты и не уплаченная в сроки, установленные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации;

6) лицевой счет — совокупность сведений, содержащихся в информационно-программных средствах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, отражающих движение денежных средств, внесенных лицами и поступивших на счет Федерального казначейства, а также сумм возвращенных (зачтенных) таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в том числе сумм возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных платежей, позволяющая вести учет движения денежных средств. Ведение лицевых счетов плательщиков производится таможенными органами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела;

7) оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров — перевозка (транспортировка) отдельных категорий товаров по территории Российской Федерации, их хранение, разгрузка, перегрузка (перевалка), упаковка, переупаковка, маркировка, дробление партий, сортировка, переработка (обработка), использование для собственных производственных и (или) технологических нужд юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, приобретение таких товаров физическими лицами для личного пользования, а также совершение сделок с такими товарами, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;

8) операторы таможенных платежей — юридические лица, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, являющиеся операторами платежной системы, зарегистрированными Центральным банком Российской Федерации, обеспечивающие информационный обмен между участниками расчетов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и обеспечивающие надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств путем получения и предоставления в таможенные органы банковских гарантий и (или) поручительства;

9) счет Федерального казначейства — отдельный счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в подразделении расчетной сети Центрального банка Российской Федерации, предназначенный для учета поступлений таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

10) товары, приобретенные физическими лицами в рамках международной электронной торговли, — товары, ввозимые на таможенную территорию Союза на основании внешнеторговой сделки купли-продажи, заключенной посредством автоматизированной процедуры обмена электронными сообщениями между физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации, и иностранными юридическими лицами на торговой площадке (сайте), функционирующей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), на которой была размещена информация о продаже таких товаров, а также на основании внешнеторговой сделки купли-продажи, заключенной с использованием иных способов дистанционной продажи между физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации, и иностранными физическими или юридическими лицами.

2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в значениях, определенных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также настоящим Федеральным законом.

3. Все иные термины используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Действие актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования во времени

1. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования), применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования могут иметь обратную силу в случаях, если это предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или федеральными законами.

3. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования. Иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования, за исключением следующих случаев:

1) если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или настоящим Федеральным законом установлен специальный порядок вступления их в силу;

2) если в иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, предусматривающих более льготный порядок, чем действующий порядок, в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений, установлен иной срок вступления их в силу.

Статья 7. Действие актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования в пространстве

1. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования действуют на всей территории Российской Федерации, а также на искусственных островах, установках и сооружениях, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

2. Международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования может быть предусмотрено применение актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования на территории государства — члена Союза при вывозе товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, или продуктов их переработки с территории этого государства — члена Союза за пределы таможенной территории Союза.

3. Международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено применение актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования на территории иностранного государства или применение нормативных правовых актов иностранного государства на территории Российской Федерации при осуществлении таможенными органами совместного таможенного контроля с таможенными органами этого иностранного государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *