Тахограф косгу

  • автор:

Основные критерии отнесения объектов к основным средствам перечислены в пп. 38, 39 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), в пп. 7, 8 федерального стандарта «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС «Основные средства»).

Критериями отнесения объекта к основным средствам являются:

    • срок полезного использования объекта более 12 мес.
    • неоднократное или постоянное использование на праве оперативного управления в деятельности учреждения;
    • способность выполнять определенные самостоятельные функции.

При невыполнении перечисленных критериев объекты принимаются к учету в состав материальных запасов. Кроме того, предметы не могут быть отнесены к основным средствам, если они должны учитываться в качестве материальных запасов в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н.

Окончательное решение, к какой группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относятся объекты, принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.

Тахограф – это бортовое техническое устройство, которое необходимо для измерения, регистрации и индикации скорости, пробега и времени движения транспортного средства в автоматическом режиме.

Требования к тахографам, устанавливаемым на ТС, категории и виды ТС, оснащаемых тахографами, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на ТС, утв. приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36.

В состав тахографа входит бортовое устройство и внешние компоненты:

    • карты тахографа;
    • датчик движения;
    • антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;
    • антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
    • комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на ТС.

Установка тахографа с СКЗИ (системой криптозащиты информации) для любых автобусов и микроавтобусов, задействованных в организованной перевозке детей, обязательна.

Тахограф монтируется с соблюдением нормативных требований. Установить тахограф и выполнить его сервисное обслуживание можно только в специализированной организации – мастерской. Установка тахографа подразумевает его пломбировку и активацию, калибровку и настройку исходных параметров. Пломбы ставятся на все разъемы и участки соединения. Блок СКЗИ запускается с помощью карты мастерской.

Тахограф устанавливается на конкретное транспортное средство и содержит всю информацию о нем, самостоятельно бортовой самописец эксплуатироваться не может. Следовательно, тахограф не удовлетворяет третьему критерию отнесения объекта к основным средствам, т.е. не может выполнять самостоятельные функции вне автомобиля. По нашему мнению, тахограф следует учитывать как материальный запас на счете 105 00.

При установке тахографа технологическое или служебное назначение автомобиля не меняется, такие работы не считаются дооборудованием или модернизацией ТС. Установка тахографа повышает уровень безопасности перевозок, но происходит это не за счет улучшения эксплуатационных характеристик автомобиля, а за счет более рациональной организации производственного процесса. Следовательно, первоначальную стоимость ТС изменять не нужно.

Расходы относятся на тот или иной код КОСГУ исходя из экономического содержания операции, определяемого на основании содержания договора (контракта) и первичных документов (п. 3 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н).

Применение различных по экономическому содержанию кодов КОСГУ может иметь место в случаях:

    • заключения учреждением отдельных договоров (контрактов) на разные виды работ;
    • заключения смешанного договора, в котором расходы подтверждаются разными первичными документами (например, поставка материальных ценностей подтверждается товарной накладной, работы по установке объекта – актом выполненных работ).

Тахограф, приобретенный на основании смешанного (отдельного) договора, может быть учтен в составе материальных запасов в качестве оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки (п. 99 Инструкции № 157н). По общему правилу такое оборудование учитывается в составе строительных материалов.

В соответствии с разделом 2 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075, строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для ремонта движимого имущества – объектов нефинансовых активов (например, ремонта мебели), следует отражать на счете 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения».

Следовательно, тахограф может приобретаться по подстатье 346 КОСГУ и учитываться на счете 105 06 (п. 11.4.6 Порядка № 209н).

Монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, если они производятся не для целей капитальных вложений, отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Плата за перевозку (доставку) грузов по договорам относится на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ (п. 10.2.2 Порядка № 209н). На основании п. 102 Инструкции № 157н суммы, уплачиваемые за доставку материальных запасов до места их использования, включаются в фактическую стоимость материалов. Аналогичное положение содержится в п. 19 СГС «Запасы», утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н. Первоначальная стоимость материалов складывается из любых затрат, непосредственно связанных с приобретением материальных запасов.

Таким образом, в случае заключения учреждением смешанного договора или отдельных договоров хозяйственные операции оформляются следующим образом:

Дебет КРБ 4 106 Х4 346 Кредит КРБ 4 302 34 73Х – отражены вложения в материальные запасы в размере стоимости тахографа (п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н);

Дебет КРБ 4 106 Х4 346 Кредит КРБ 4 302 22 73Х – отражены вложения в размере расходов по доставке тахографа (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 4 105 Х6 346 Кредит КРБ 4 106 Х4 346 – оприходован тахограф по фактической стоимости, сформированной при приобретении по нескольким договорам (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 4 109 ХХ 226 (4 401 20 226) Кредит КРБ 4 302 26 73Х – списаны расходы по монтажу тахографа (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 4 109 ХХ 272 (4 401 20 272) Кредит КРБ 4 105 Х6 446 – отражено выбытие тахографа в связи с установкой (п. 37 Инструкции № 174н).

Для контроля за использованием тахографа после ввода устройства в эксплуатацию целесообразно предусмотреть его учет на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Такой вариант учета необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Если поставка и монтаж тахографа подтверждены одним первичным документом (результатом выполненных работ является тахограф, установленный в ТС), расходы можно в полном объеме отнести на подстатью 226 КОСГУ и списать на финансовый результат.

В любом случае факт установки тахографа необходимо отразить в инвентарной карточке автомобиля (п. 27 Инструкции № 157н).

Карта водителя для тахографа – это пластиковый документ, который содержит встроенный микрочип. Он позволяет идентифицировать личность лица, управляющего автотранспортом, порядок выполнения им трудовой деятельности, а также соблюдение им смены режимов труда и отдыха (ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ, ст. 2 «Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утв. приказом от 13.02.2013 № 36).

Порядок бухгалтерского учета именных карт для тахографа нормативно не установлен, поэтому должен быть разработан учреждением самостоятельно и закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

С одной стороны, карты водителя являются принадлежностью конкретного тахографа. В то же время после перепрограммирования эти карты могут быть использованы на других тахографах той же модели в том же учреждении. Кроме того, в случае повреждения, утери, кражи, изменения данных карта водителя может быть заменена.

Карта водителя для тахографа может быть принята к учету обособленно в состав материальных запасов (пп. 98 – 100 Инструкции № 157н). Если поставка карты водителя подтверждена отдельным первичным документом, и в учреждении принято решение учитывать ее в составе материальных запасов, расходы могут быть отнесены на подстатью 346 КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н). Соответственно, учет карты организуется в составе прочих материальных запасов на счете 105 06 (п. 118 Инструкции № 157н).

Для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением предназначен забалансовый счет 27 (п. 385 Инструкции № 157н). При этом объекты принимаются к учету по балансовой стоимости.

Таким образом, карты водителей для тахографа целесообразно принимать к забалансовому учету на счет 27 при выдаче их работникам (п. 37 Инструкции № 174н). При замене карты, ее утере и т.п. она списывается со счета 27. Такой учет обеспечит контроль за сохранностью, целевым использованием и движением карт водителей.

По каким статьям КОСГУ отражать расходы, связанные с приобретением тахографов и их установкой на автомобили, в том числе с изготовлением карт СКЗИ для водителей и учреждения?

Тахографы представляют собой контрольное устройство, устанавливаемое на автотранспортных средствах, которое предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, тахографы относятся к коду 14 3314310 «Приборы для измерения параметров движения». Классификацией такое оборудование отнесено к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Таким образом, расходы по приобретению тахографов следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

При этом если расходы по установке и настройке тахографов на автомобиль не предусмотрены договором поставки (или прописаны в договоре отдельно), их следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Карта СКЗИ водителя и предприятия предназначена для работы с тахографом. На карте водителя записывается информация, которую можно распечатывать или считывать с картридера. Карта предприятия нужна исключительно для доступа к данным тахографа. Расходы на изготовление этих карт следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Учет карт можно вести на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам» либо предусмотреть в учетной политике учреждения для таких целей отдельный забалансовый счет.

О. Гришакова,

эксперт журнала «Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Ответ

Тахографы относятся к Четвертой амортизационной группе. Соответственно, срок полезного использования может быть установлен в интервале от свыше 5 лет, до 7 лет.

Обоснование

Тахограф — это устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения автомобиля, времени работы и отдыха водителя (ГОСТ Р 53831–2010 от 07.07.10 № 159-ст, приказ Минтранса России от 13.02.13 № 36).

Другими словами, это оборудование, которое измеряет и фиксирует параметры движения транспортного средства.

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы к 4-ой амортизационной группе относится:

Код ОКОФ 330.26.51 Оборудование для измерения, испытаний и навигации (оборудование испытательное).

Тахографы относятся к этому коду ОКОФ.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ 1 ранга в неофициальном разъяснении в газете УНП № 22 — 2015, стр. 11 также приходит к выводу, что тахографы относятся к 4-й амортизационной группе. Такой же вывод в Семенихин В.В. Перевозки и автотранспорт. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. 1103 с.

Рубрики:

Амортизационная группа

Советуем прочитать

Четвертая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

К какой амортизационной группе относится основное средство?

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *