Суверенитет признак государства

  • автор:

Суверенитет как признак государства

Наряду с другими признаками государство представляет суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества.

Суверенитет государства означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене. Суверенитет — собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. независимость и верховенство государственной власти конкретно выражаются в следующем:

— в универсальности – только решения государственной власти распространяются на всё население и общественные организации данной страны;

— в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;

— в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Верховенство проявляется в способности государственной власти издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц и организаций.

Независимость характеризуется наличием у государства формального или ограниченного суверенитета. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашён, а фактически, в силу распространения на государство влияния других государств, диктующим ему свою волю, не осуществляется.

Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное — может иметь место по отношению к побеждённому в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное – может допускаться самим государством по взаимной договорённости с другими государствами:

— ради достижения определённых, общих для всех целей;

— в случае объединения государств в федерацию и передачи ими части своих суверенных прав федерации.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность государственных границ и невмешательство во внутренние дела.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает её взаимодействия с другими общественными организациями при решении различных вопросов общественной жизни. Как раз наоборот, в суверенитете государства находит своё политическое и юридическое выражение воля народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом. То есть правомерно говорить о том, что в суверенитете государства в конечном итоге должен воплощаться суверенитет народа. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Вместе с тем их следует различать по содержанию.

Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственной и общественной жизни, формировать направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственного аппарата. В правовом государстве суверенитет народа, возможно, и будет тождественен суверенитету государства.

Существует понятие национального суверенитета, означающее право наций на самоопределение, вплоть до отделение и образование самостоятельного государства.

Признаки гос суверенитета

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Государственный суверенитет. понятие признаки.

Государственный суверенитет — признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях

Основные характеристики государственного суверенитета:

1 ) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;

2) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта.

3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением государства в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям.

4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту — государству

5) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях.

Суверенитет государства не беспределен, внутри страны он ограничен суверенитетом народа, вне страны — принятыми нормами отношений между государствами.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

Внешняя – независимость государственной власти;

Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Внешний суверенитет проявляется в признании данного государства международным сообществом, то есть являться субъектом международных отношений, в осуществлении самостоятельной внешней политики и не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств.

Внутренняя – верховенство власти;

Исключительное право представлять все общество, а не части. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения.

Признаки государственного суверенитета:

С внутренней стороны:

Верховенство государственной власти – то есть ее распространение на всех лиц на территории данной страны и обеспечивается с помощью законов и аппарата власти;

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

Универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

Государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

Наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает, например, армия, полиция, тюрьмы;

Монопольную возможность применения таких средств воздействия, принуждения, силовых методов, которыми не располагают другие субъекты политики;

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических;

Самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

С внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны;

Признаки гос суверенитета

Суверенитет — важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти. Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение — одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

В широком толковании термин «суверенитет» означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 — 1596 гг.).

Понятие «суверенитет» имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя — весьма относительной.

Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны. … читать далее …

10. Суверенитет как признак государства

Государственный суверенитет — это присущее государству вер­ховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

В обществе власть может существовать в разных видах: партий­ная, семейная, религиозная и т.п.

Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собствен­ных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с дру­гими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внут­ренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического ре­жима.

Верховенство государственной власти означает:

1) ее безусловное распространение на население и все социаль­ные структуры общества;

2) монопольную возможность применения таких средств воздей­ствия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

3) осуществление властных полномочий в специфических фор­мах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

4) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют уста-новлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагаю­щие принципы, как единство и неделимость территории, неприкос­новенность территориальных границ и невмешательство во внут­ренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставля­ет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособ­ности обеспечить собственный суверенитет и национально-государ­ственные интересы.

Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Суверенитет госу­дарства включает экономические, политические и правовые аспекты.

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета — существование стабиль­ного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой по­литической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законо­дательство, декларации, общепризнанные принципы международ­ного права, фиксирующие равенство государств, их территориаль­ную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компо­нента политической системы общества.

Без преувеличения можно сказать, что для всего человече­ства Версальский договор 1783 г. имел не меньшее, а скорее даже большее значение, чем для самих США. Впервые со вре­мени Вестфальского мира 1648 г., обеспечившего международ-

3 — 8970 65

Т1111

но-правовое признание Республики Соединенных Провинций, монархические страны признали государство, родившееся в ре­зультате не династических комбинаций, а народного восстания. Вопреки династическому праву они санкционировали право граждан на создание государства и выбор той формы правле­ния, которую они пожелали. По сути дела Версальский мир­ный договор 1783 г. зафиксировал факт капитальной важности: ведущие державы и монархии Европы признали право народа на самоопределение, т.е. его право создавать государство, опре­делять его законы и границы, формировать правительство по своему усмотрению.

Благодаря образованию США в практику международных отношений конца XVIII в. вошел новый принцип — нацио­нального суверенитета. Он вытекал из теории национального суверенитета. Ее обосновали и пропагандировали европейские просветители, ею прямо руководствовались колонисты. Суть этой теории заключается в праве самих граждан решать, что плохо или хорошо для их страны, определять законы и порядок управления, наконец, выбирать правительство.

Суверенитет означает: высшая власть. В Средние века суве­ренами называли монархов, которые в то время и считались носителями высшей власти и источником права. По мере раз­вития и укрепления системы единых и централизованных госу­дарств возникло понятие суверенного государства, которым уп­равляет полновластное правительство и законы которого дейст­вуют на всей территории. Вестфальский мир 1648 г. признал суверенные государства главными действующими лицами на арене международной политики.

В теории национального суверенитета ключевым является понятие нации, которую просветители определяли как сово­купность свободных граждан. Гражданин же, по их определе­нию, — это человек, сознающий как свои права, так и обязан­ности и не желающий ни поступаться первыми, ни отлынивать от вторых. В представлении просветителей, отличие граждани­на от простого подданного какого-либо монарха заключалось в том, что подданный был готов безропотно исполнять свои обя­занности, руководствуясь преданностью монарху, и не имел никаких прав, кроме тех, которые по своей милости даровал ему монарх в виде привилегий или «вольностей». Гражданин же сознавал, что права и свободы принадлежат ему по праву рождения, а не по чьей-либо милости, и он исполнял обязан­ности, повинуясь чувству долга, своим интересам и справедли­вым законам, которые установил для себя вместе со своими со­гражданами. Теория национального суверенитета предполагала, что источником высшей власти является нация.

Теория национального суверенитета, выдвинутая просвети­телями, затрагивала прежде всего сферу отношений между гражданами и государством, т.е. внутреннюю политику. Но из нее прямо вытекало право граждан влиять и на внешнюю по­литику государства. Из представления о том, что именно нация является источником высшей власти, просветители выводили се право самостоятельно определять свои границы, характер отношений с другими государствами, защищать на междуна­родной арене свои интересы, преследовать поставленные цели и т.д.

Образование и международно-правовое признание США грозили перевернуть всю существующую систему международ­ных отношений. Она до сих пор базировалась на балансе сил, торговом и государственном интересе, династическом принци­пе, на праве правительств и монархов решать все важные во­просы международной жизни. Именно поэтому, например, голландцы почти три четверти столетия ждали, пока другие страны признают Республику Соединенных Провинций в каче­стве полноценного государства. Они создали государство во­преки общепринятым в то время правилам образования и уп­разднения государств (вспомним о многочисленных войнах из-за раздела наследства), на основе волеизъявления сословий. Призови они представителя какого-либо королевского дома в качестве нового монарха, возможно, им не пришлось бы так долго дожидаться международно-правового признания. Если английская монархия в XVIII в. сдалась гораздо быстрее, чем испанская в XVI—XVII вв., и признала независимость своих мятежных колоний, то очевидно, причиной тому было Просве­щение, идеалы и ценности которого стали достоянием широ­ких общественных слоев. Благодаря деятельности просветите­лей в Европе сложилось общественное мнение, с которым не могли не считаться правительства и которое оказывало боль­шое влияние на их действия.

Война за независимость британских колоний в Северной Америке и Версальский договор 1783 г. по существу являлись опровержением тех принципов, на которых основывалась Вест­фальская система международных отношений. Вслед за Семи­летней войной, территориальными переменами в Восточной и Юго-Восточной Европе они еще больше расшатали ту систему международных отношений, которая сложилась в Европе в се­редине XVII века.

Народный суверенитет

Корни теории народного суверенитета уходят в античные времена, ибо еще Цицерон считал народ источником и носителем верховной публичной власти. Жан Боден не исключал получение монархом власти от народа, но концепцию о воле народа как источнике власти первыми обосновали Т. Гоббс и Б. Спиноза. Выдвинутую ими теорию «общественного договора» развил и довел до совершенства французский мыслитель Жан-Жак Руссо. Суть ее в том, что для ликвидации социального хаоса люди договариваются о соблюдении определенного порядка взаимоотношений. Для этого множество объединенных в государство людей выбирают себе правителя, которому на основе договора передают соответствующие полномочия. Они могут быть достаточно жесткими, но осуществляются с общего согласия и поэтому легитимны. Если правитель не выполняет договор, то народ может сместить его с поста, т.е. получает «право на революцию».

Народный суверенитет провозглашается одним из принципов конституционного строя во всех современных демократических государствах. Он означает верховенство и независимость народа в выборе основных ценностей, целей и задач своего развития, способов и средств их достижения; а также единство народа в выражении властной воли.

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию демократическим государством. В буквальном переводе с греческого слово «демократия» есть «власть народа» или народовластие. В отличие от народного суверенитета оно имеет не статическое, а динамическое (функциональное) значение. Как отмечает Ю. И. Скуратов, это система властеотношений, сложившаяся в процессе реализации народом своей верховной, независимой и единой воли. Народный суверенитет при этом не исчезает, но отождествлять саму конституционно-правовую ценность и ее реализацию не следует.

Субъектом (носителем) народного суверенитета в Российской Федерации является российский многонациональный народ. В конституционном праве под ним понимают часть населения страны, состоящую из граждан, обладающих активным избирательным правом, т.е. избирательный корпус, в лице которого население выступает как участник государственно-правовых отношений.

Именно избирательный корпус участвует в референдумах и выборах, являющихся, согласно ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации, высшим непосредственным выражением власти народа, а также организует и проводит демонстрации, митинги, собрания, уличные шествия и пикетирования.

Верховенство народа выражается в том, что его воля и интересы имеют наивысшее политико-социальное значение. Они составляют сущность, то есть обусловливают содержание политической власти в целом, государственной власти и местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Он формирует представительные органы государственной власти, контролирует их деятельность, путем референдума принимает Конституцию — высший и основной закон нашего государства. Волю и интересы народа России обязаны соблюдать все российские граждане, их объединения, находящиеся на территории Российской Федерации граждане иностранных государств и лица без гражданства.

Независимость народа выражается в том, что народ формирует свою волю и принимает решения самостоятельно, без воздействия посторонних субъектов, подкупа, принуждения, фальсификации итогов голосования и иных такого рода нарушений. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает в случаях подобного противоправного влияния возможность отмены принятых на выборах и референдумах решений. Кроме того, наказания за нарушения избирательных прав предусмотрены ст. 5.1-5.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и ст. 141, 141.1, 142, 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Препятствием независимости и верховенству народа в проявлении властной воли является повсеместное использование пропорциональной системы выборов, при которой окончательное решение вопроса о персональном составе депутатов соответствующего уровня представительного органа принимают не избиратели, а высший орган политической партии. Поэтому по инициативе Президента Российской Федерации возвращен смешанный принцип формирования депутатского корпуса Государственной Думы, согласно которому половина его состава (225 депутатов) будет избираться по одномандатным локальным территориальным избирательным округам.

Единство народа в выражении властной воли предполагает наличие у него общего группового гражданского и политического сознания, когда народ представляет себя единым коллективным организмом с общей идеологией, ценностями и целями. Иными словами — единой коллективной личностью, способной вырабатывать и выражать вовне свою властную волю.

Эта воля представляет собой диалектическую сумму, своего рода суммарный, результирующий вектор воль всех членов избирательного корпуса. Подлинное единство народа в выражении властной воли обеспечивается лишь тогда, когда решения принимаются большинством голосов от общего состава избирательного корпуса.

Полновластие народа обозначает максимальную, наивысшую степень реализации народного суверенитета. Это осуществление народом своей верховной, независимой и единой воли на всех уровнях, во всех сферах и формах без каких бы то ни было изъятий.

Наряду с полновластием нередко говорят о неограниченности власти народа, которая постоянна, вездесуща и универсальна. Согласно этому тезису, народ осуществляет свою власть без ограничения во времени и вправе принять любое решение по любому вопросу. Кроме того, он может признать ничтожным и отменить любое волеизъявление всякой иной власти, включая акты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Однако непосредственное решение народом всех без исключения вопросов развития общества нецелесообразно или вовсе невозможно. Иначе даже выписка рецепта больному или принятие на работу либо увольнение государственного служащего должны будут осуществляться только через референдум. Поэтому очень спорным выглядит толкование ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», — признающее народ не только источником, но и носителем государственной власти. Ее носителем (т.е. обладателем, субъектом) является государство в лице системы обладающих собственной компетенцией органов государственной власти. Народ непосредственно должен решать только наиболее важные вопросы государственной жизни, и никто не вправе решения по ним изменять и пересматривать. Перечень этих вопросов должен быть обязательно закреплен в федеральном законе, а лучше в Конституции, нормы которой обладают высшей юридической силой. Законом должна быть подробно регламентирована процедура принятия таких решений. Иначе режим правового государства переродится в произвол, а народовластие будет сметено охлократией, или неконтролируемой властью толпы.

Все другие вопросы народ передает для решения своим представителям в лице органов государственной власти и местного самоуправления. Эти субъекты должны действовать в соответствии с интересами и волей народа. Незаконное присвоение ими всей политической власти в стране или компетенции других участников государственно-властных отношений запрещено.

Отдельные органы публичной власти или их должностные лица, законно получив свои полномочия, в дальнейшем могут неправомерно расширить свои влияние и компетенцию. Это не только органы госбезопасности в период «диктатуры пролетариата» и так называемого культа личности Сталина, но и Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, принявший в 1993 г. Указ № 1400, признанный Конституционным Судом нарушающим Конституцию. После приобретения таким образом аномальной или сверхнормативной самостоятельности, такие субъекты узурпируют власть в ущерб воле и интересам народа, что может повлечь многочисленные человеческие жертвы.

В этой связи чрезвычайно важно правило ч. 4 ст. 3 Конституции России: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Ответственность за преступления подобного рода предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации в статьях 278 («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти») и 279 («Вооруженный мятеж»).

Примечательно, что ч. 4 ст. 4 проекта Конституции Российской Федерации, разработанного Конституционной комиссией и одобренного Съездом народных депутатов Российской Федерации 18 апреля 1992 года, закрепляла право граждан России «оказывать сопротивление любой попытке насильственного устранения или изменения существующего конституционного строя». В действующей редакции Конституции Российской Федерации 1993 года это право отсутствует.

В нашем государстве несколько уровней реализации народного суверенитета.

Общегосударственный (общефедеральный) уровень предполагает осуществление демократических форм на всей территории Российской Федерации. В этом случае в референдуме или прямых выборах участвует все многонациональное население России, обладающее избирательным правом, или принятие решения осуществляется высшим органом государственной власти, например, Федеральным Собранием Российской Федерации. Само решение будет общеобязательным на всей территории нашего государства.

На региональном уровне народный суверенитет реализуется в границах субъектов Российской Федерации. Он осуществляется населением (избирательными корпусами) или органами государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области или автономных округов, чьи административные границы очерчивают пространственные пределы действия принятых решений.

На местном (локальном) уровне народовластие осуществляется на территории муниципальных образований, границы которых определяют действие принятых решений в пространстве. Сами решения принимаются соответствующими органами местного самоуправления или обладающим избирательным правом населением местных сообществ.

Можно выделить экономическую, политическую, культурную, социальную и экологическую сферы реализации народного суверенитета.

В экономической сфере народ определяет соответствующие его интересам основные принципы экономической политики, экономические уклады, виды и формы собственности, их статус и взаимодействие друг с другом, экономические права индивидов и их сообществ. Все это в совокупности образует экономическую систему общества, являющуюся экономической основой народовластия. В отличие от нее экономической основой публичной власти являются соответственно государственная и муниципальная формы собственности, а также смешанные формы собственности с решающей долей государственного или муниципального участия.

В политической сфере народ определяет структуру и принципы политической системы как механизма реализации собственной воли; формы и уровни реализации своего суверенитета; порядок взаимоотношения государства с правящей и оппозиционными партиями, иными общественными объединениями; систему и процедуру осуществления политических прав и свобод индивидов; порядок и формы участия граждан в управлении государственными делами.

В культурной сфере народ определяет соответствующие его интересам основные принципы и направления культурной политики; систему культурных прав индивидов и их сообществ; меры по защите культурного наследия и самобытности этнических общностей, развитию их национальных культур; основные направления развития образования, науки, литературы, искусства; меры по сохранению и возрождению культурных ценностей; государственного языка Российской Федерации и языков ее республик и народов.

В социальной сфере народ самостоятельно, свободно и независимо выбирает и формирует собственную социальную структуру; определяет соответствующие его интересам принципы социальной политики, ее цели, задачи и основные направления; провозглашает и гарантирует систему социальных прав индивида.

Воля народа в социальной сфере направлена на взаимное сплочение всех составляющих его классов и социальных групп; на укрепление единства народа как целостной социальной системы; на ликвидацию причин и условий социальных конфликтов. Средством достижения этой цели служит направленность государственной социальной политики на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Задачами такой политики являются охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, учреждение и развитие социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Экологическая сфера реализации народного суверенитета предполагает проведение единой экологической политики, использования и охраны земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности многонационального народа России; создание особо охраняемых природных территорий, обеспечение права россиян на благоприятную окружающую среду, ее охрану и обеспечение экологической безопасности, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного человеку и гражданину экологическим правонарушением; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями, ликвидации их последствий.

Формы реализации народного суверенитета в Российской Федерации обоснованно подразделить на прямые, представительные и промежуточные разновидности. При этом к прямому народовластию (прямой демократии) можно отнести референдум, свободные выборы, отзыв населением депутатов и иных выборных лиц, сходы граждан по месту жительства и собрания граждан по решению вопросов территориального общественного самоуправления. Эти акции отличает то, что принятые в результате их проведения решения приобретают обязательную для своего уровня силу и не нуждаются в каком-либо подтверждении органами публичной власти.

Консультативными формами прямой реализации народного суверенитета следует считать консультативные референдумы (опросы избирателей), народные обсуждения, народную нормотворческую (правотворческую, законодательную) инициативу, публичные слушания, индивидуальные и коллективные обращения граждан (петиции) в органы государственной власти и местного самоуправления. Он не являются формами прямой демократии. В процессе реализации этих форм население высказывает свои предложения непосредственно, но обязательную силу они приобретут только после одобрения органов государственной власти и местного самоуправления. Данные суждения, хотя и подлежат рассмотрению, но не являются для рассматривающих органов обязательными. Содержание обращений может быть различным, но далеко не всегда их исполнение целесообразно и необходимо. Сказанное в еще большей степени распространяется на публичные массовые мероприятия, организуемые и проводимые согласно Федеральному закону от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Народ может выражать свое мнение о тех или иных реалиях и по-другому. При определенных условиях его реакция на воздействие других субъектов права способна иметь весьма непредсказуемые способы проявления. Это проводимые вопреки ч. 4 ст. 37 Конституции политические забастовки, а также другие формы, включая массовые беспорядки, вплоть до вооруженных выступлений. Подобные действия находятся за конституционно-правовыми рамками и наказываются согласно закону.

Представительная форма народовластия исключает принятие юридически значимых решений самим избирательным корпусом. Их принимают специально созданные органы, придающие воле народа общеобязательный характер. Они выступают в виде механизма, преобразующего ее в нормативные установления. Поэтому представительная демократия нередко имеет и другое название — «опосредованная демократия». Правовую форму при ней приобретает не само волеизъявление народа, а принятое на его основе решение органа публичной власти.

Структура представительного народовластия в самом узком, специальном смысле, это система органов публичной власти, непосредственно формируемая избирателями путем голосования. В первую очередь к ним относятся органы законодательной власти или состоящие из депутатов коллегиальные органы местного самоуправления. Таковы, например, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Законодательное Собрание Омской области; Омский городской Совет; Совет депутатов Марьяновского муниципального района Омской области.

При более широкой интерпретации в эту систему могут входить формируемые путем прямых выборов органы в иных сферах реализации публичной власти. К исполнительной сфере относятся «всенародно избираемые» Президенты президентских республик, формирующие правительства своих государств. Отечественное законодательство после перерыва в несколько лет вновь вернулось к непосредственному избранию высших должностных лиц (президентов, губернаторов, глав администраций и т.д.) субъектов Российской Федерации.

Исполнительные функции на представительной основе осуществляют избираемые напрямую главы муниципальных образований и главы местных администраций.

Всенародно избранного Президента Российской Федерации можно считать высшим представительным органом государственной власти в координационной сфере, ибо ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации закрепляет за ним обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

В советское время прямым голосованием избирались судьи районных, а в городах без районного деления — городских судов, рассматривавших дела по первой инстанции. В конце 80-х — начале 90-х годов XX века депутаты органов законодательной власти ряда субъектов Российской Федерации предлагали не только учредить выборных «народных прокуроров» субъектов федерации, но и замещать на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права должность Генерального прокурора Российской Федерации.

Законодательство о мировых судьях допускает избрание их на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Об этом прямо сказано в статьях 6 и 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 года №188- ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако такая возможность практически нигде, кроме двух субъектов Федерации, до сих пор не реализуется.

Представительная демократия возможна и в условиях монархической формы правления. Это выборные парламенты в парламентарных и дуалистических монархиях, а в ряде случаев — и сам монарх как глава государства. Например, в Малайзии он избирается на пятилетний срок особым совещанием из представителей входящих в федерацию монархических штатов.

В России полномочия монарха никакими сроками не ограничивались и после смерти или отречения очередного правителя переходили к его преемнику по наследству. Однако сами царствующие династии и в ряде случаев — даже отдельных правителей с самых древних времен избирали народные веча (собрания) или Земские соборы. Кроме того, Земские соборы принимали важнейшие законы и оказывали значительное влияние на повседневную политику русских царей, которые без их формального согласия предпочитали не принимать каких-либо существенно значимых государственных решений. Причем степень самостоятельности и социальная база Земских Соборов были существенно больше, чем у британского парламента, французских Генеральных штатов или кортесов в Испании. Все это позволило русскому политологу И. Л. Солоневичу назвать российское самодержавие «народной монархией».

Промежуточное место между прямыми и представительными формами народовластия занимают конференции граждан (собрания делегатов), проводимые по вопросам осуществл ения территориального общественного самоуправления. Они предусмотрены ст. 30 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По компетенции и целевому назначению они не отличаются от такой прямой формы как собрания граждан по месту жительства в связи с осуществлением территориального общественного самоуправления. Однако по порядку назначения и проведения эти формы участия населения в осуществлении местного самоуправления не идентичны. Если в собрании вправе непосредственно участвовать все население соответствующей части территории городского округа или поселения, то в конференции участвуют делегаты, избранные по установленным нормам представительства. Эти нормы учреждаются уставами муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставами территориального общественного самоуправления. С организационной точки зрения конференции граждан (собрания делегатов) представляют собой представительную форму реализации народного суверенитета.

Теоретическая доктрина народного суверенитета в зарубежных странах практически не отличается от современной российской доктрины. В ее основе — теоретическое наследие Дж. Локка, X. фон Вольфа, Т. Гоббса и Б. Спинозы, Ж. -Ж. Руссо, согласно которому суверенитет изначально принадлежит народу, а его ограничения противоречат естественной свободе человеческих сообществ. Народный суверенитет не отождествляется с самой властью, ибо он, по мнению французского государствоведа Л. Дюги, как и божественное право, есть лишь основание «повелевающей власти». Поэтому, во избежание «произвола толпы», в демократическом государстве народный суверенитет нельзя сводить к неограниченному праву народа принимать на референдуме любые решения.

Принцип народного суверенитета (хотя в силу терминологических традиций вместо термина «народ» нередко используется термин «нация») в той или иной форме провозглашается всеми конституциями современных цивилизованных государств. Согласно ст. 33 Конституции Бельгии: «Все власти исходят от Нации. Они осуществляются в порядке, установленном Конституцией». Части 2 и 3 ст. 1 Конституции Греции от 9 июня 1975 г. провозглашают, что «народный суверенитет составляет основу политического режима», а «вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется так, как это указано в Конституции».

Аналогичные по содержанию, хотя и отличающиеся по формулировкам положения включены в конституции Венесуэлы, Италии, Колумбии, Мексики, США, Франции, Эквадора и других государств, причем, не только с республиканской, но и с монархической формой правления.

Например, в Преамбуле Конституция Японии 1947 г. сказано: «Мы, японский народ,… провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливаем настоящую Конституцию. Государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ». Согласно ст. 1, император является лишь «символом государства и единства народа», но «его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть».

По современным представлениям американских ученых Декларация независимости от 4 июля 1776 г. частью Конституции США не считается. Однако именно в ней было впервые закреплена важнейшая форма защиты народовластия — право на сопротивление власти. В случае «если какая-либо форма правительства становится губительной,… народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые. наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье…». Более того, «свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа».

Подобные положения полностью соответствуют постулатам теории «общественного договора». Право на сопротивление угнетающему правительству, но в других, более мягких формулировках, закрепили конституции Республики Бенин, Республики Гана 1992 г. Ряд государств (например, Словакия, ФРГ) в качестве крайней меры провозглашают право граждан оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить демократический строй, конституционные права и свободы человека.

Концепции народного суверенитета в демократических государствах основаны на общих принципах. Однако универсальных демократических механизмов, которые можно было бы одинаково успешно распространить на все народы, просто не существует. Навязывать силой одним то, что хорошо зарекомендовало себя у других, не только нецелесообразно, но и неправомерно. Каждая страна должна искать свой собственный путь, который коренится в культуре и традициях ее народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *