Суверенитет как признак государства тгп

  • автор:

Тема 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Понятие и признаки государства. Суверенитет. Функции государства. Государственный аппарат.

2. Сущность права. Понятие норм права, их структура и виды

3. Правовая система. Понятие правоотношений, их виды.

4. Правовое сознание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

5. Правовая культура. Законность и правопорядок.

6. Законодательство Республики Беларусь.

Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций, выражающая интересы его граждан, социальных групп.

Признаки государства:

– Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

– Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство).

– Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

– Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

– Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.

– Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.

– Существование системы взимания налогов.

– Наличие внешней атрибутики: гимн, герб, флаг, столица.

Суверенитет — (суверен, властелин, производное от лат. super — над; от фран. souverainete — верховная власть) – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство; это – верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.

Государственная власть возникает лишь в результате суверенных прав народа и обладает полномочиями лишь в преде­лах, определенных народом в соответствии с демократической про­цедурой. Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела, право наций на определение.

В конституционном праве выделяется три разновидности суверенитета:

– суверенитет народа, или народный суверенитет;

– суверенитет государства, или государственный суверенитет;

– суверенитет национальный.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, есть первоисточник власти. Суверенитет народа означает народовластие, полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства.

В соотношении понятий «суверенитет государства» и «суверенитет народа» именно суверенитет народа является понятием первичным.

Народный суверенитет означает:

– во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране;

– во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Власть народа осуществляется в трех формах:

– государственной;

– общественной;

– власти местного самоуправления.

Народ осуществляет государственную власть либо непосредственно (например, путем референдума или выборов депутатов), либо через избранные им, а затем сформированные органы государства. Решения и действия органов государственной власти обязательны для всех. Они исполняются, как правило, добровольно, но при необходимости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства.

Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан. Такая власть обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия.

Власть местного самоуправления осуществляется на территории соответствующих территориальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления.

Государственная власть характеризуется особыми свойствами: суверенностью, верховенством, независимостью и самостоятельностью. С государственной властью тесно связано понятие «суверенитет государства».Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях.

Суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти.Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:

1) верховенство;

2) независимость и самостоятельность;

3) единство.

Верховенство как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежа­щую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Независимость и самостоятельность государственной власти выражается в том, что она является таковой и по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа. В этой связи Конституция Республики Беларусь установила, что «любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» (часть 2 статьи 3 Конституции).

Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Юридическое закрепление статуса Республики Беларусь как суверенного государства произошло в связи с принятием Декларации Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Важнейшим признаком суверенного государства являются государственные символы — Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, столица.

Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т.д.), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных союзов или государств и т.д.).

Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности. Под гарантиями суверенитетаследует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства.

Материальные гарантии — экономические предпосылки – наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности.

Организационные гарантии выражаются в том, что в суверенном государстве создана и эффективно функционирует система органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственной безопасности.

Юридические гарантии — это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство предназначено:

– гарантировать на властной основе свободу в обществе,

– создавать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Функции государства — это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. По сферам распространения они делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

– правотворческая функция: принятие законов и иных нормативных актов;

– регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

– определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

– осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

– обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

– оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

– осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

– осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

– заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

– обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

– определение статуса государственной границы и ее защита.

Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структурированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы.

Государственный орган – это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства.

По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы:

– представительные законодательные органы: Парламент (в Республике Беларусь – Национальное собрание);

– органы исполнительной власти: Правительство (в Республике Беларусь — Совет Министров), министерства, государственные комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы;

– органы судебной власти: Конституционный Суд, Верховный Суд, областные, городские, районные суды, Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей.

Право взаимосвязано с государством, взаимодействует с ним в выполнении задач, отвечающих интересам народа. Государство и право выступают регулятором общественных отношений, процессов, протекающих в социально-политической, экономической, культурной и иных сферах жизни.

Понятие и признаки суверенитета государства

Суверенитет выступает одним из главных признаков государства, которые позволяют ему занимать ключевое место в политической системе.

Понятие «суверенитет» для государства имеет то же значение, что и категория «права и свободы» для человека.

При широком толковании термин «суверенитет» понимают также как верховенство власти государства внутри страны.

Суверенитет представляет важнейшую характеристику для политико-правовой сущности государства. Суверенитет означает независимость и верховенство власти. Он обеспечивает возможность самостоятельно и свободно реализовывать собственные внутренние и внешние вопросы.

Суверенитет предполагает её неподчиненность каким-либо иным властным структурам. В суверенном государстве не должно быть политических образований, которые составляют конкуренцию власти и находятся выше власти суверена.

Суверенитет предполагает наличие всей полноты власти у государства на своей территории. Никакая иная власть на территории данной страны не имеет права присвоить себе функции верховной власти суверена либо поставить себя выше. Власть распространяет свое действие на всю территорию, которая находится под его юрисдикцией.

Будучи сувереном государство в полной мере распоряжается территорией в пределах собственной границы, т.е. имеет территориальное верховенство.

Верховенство государства внутри своих границ означает точное соблюдение законов и иных нормативных актов этой страны всеми гражданами, государственными органами и их должностными лицами, разнообразными организациями и объединениями.

Государство должно пресекать военную агрессию и иные формы посягательства на суверенитет и территориальную целостность. Оно обязано обеспечивать собственную политическую, экономическую и информационную независимость, защиту населения и своей территории.

Принцип целостности и неприкосновенности территории выступает одним из главных элементов безопасности государства, а его обеспечение – важнейшей государственной функцией.

Суверенитет предполагает не только верховенство во внутренних вопросах, но и независимость государства в сфере внешней политики. Суверенное государство – это самостоятельный участник международных отношений, который имеет статус субъекта международного права. По этой причине оно может заключать международные соглашения и договора, а также обмениваться дипломатическими, торговыми и иными представительствами.

Признаки государственного суверенитета принято выделять в двух разрезах:

– во-первых, с внутренней стороны:

а) верховенство власти государства, т.е. её распространение на всех лиц на территории этой страны. Оно обеспечивается посредством законов и государственного аппарата;

б) самостоятельность государственной власти, а также её независимость от иных властей на территории этой страны;

– во-вторых, с внешней стороны: самостоятельность государственной власти, а также её независимость от иных властей за пределами территории этой страны.

Таким образом, понятие суверенитета государства отражает его независимость в решении внутренних и внешних вопросов от влияния воли иных субъектов. Признаки суверенитета государства очерчивают набор уникальных черт, наличие которые позволяет судить о его наличии либо отсутствии.

ОзодАналитик: Обязано ли государство обеспечить компенсацию гражданам, обязывая их соблюдать режим «самоизоляции»?

Если государство отправляет население в «самоизоляцию», то оно должно нести ответственность за последствия этого решения для жизни людей, то есть обеспечить их теми условиями, которые позволят им не просто физически выжить в этот период, но и удовлетворять свои основные разумные потребности. Это требование права и общественной морали.

О правовой стороне. Согласно статье 24 Конституции Республики Узбекистан, право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением. Если правительство запрещает гражданам зарабатывать на жизнь, но при этом не обеспечивает финансовой компенсации для выживания в соответствующий период, то это следует рассматривать как посягательство на жизнь этих граждан, а значит, караться законом.

Указанная статья подкрепляется также и другой, 14-й статьей Конституции, которая гласит: «Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества». Если в результате бескомпенсационного пребывания в режиме принудительной «самоизоляции» подрывается благосостояние граждан, то за это правительство тоже должно нести ответственность, вплоть до уголовной.

Эти две статьи также применимы к решению властей запретить пользоваться личным и общественным транспортом для самых необходимых нужд в период карантина, скажем для посещения аптеки или покупки товаров первой необходимости. Ведь не во всех районах эти точки общественной торговли приближены к местам жительства, как скажем в китайском городе Ухань. А если в периметре пешего хода от своего жилья имеются продовольственные магазины, цены там часто гораздо выше, чем в супермаркетах, находящихся на удаленном расстоянии.

Если бы правительство было озабочено снижением вероятности трансмиссии вируса в общественных местах, то можно было бы последовать примеру Франции и Италии, где для выхода в город нужно иметь при себе сертификат, объясняющий цель выхода из дома, но использование личного авто-транспорта не запрещается. В других странах такого сертификата не требуется, нужно только объяснить полиции, с какой целью вышел на улицу или передвигаешься на личном транспорте. А если ввел полицию в заблуждение, то тогда за обман наступает уголовная ответственность.

С этой же точки зрения совершенно неприемлемым является тот факт, что работники многих учреждений отправлены на карантин в форме неоплачиваемого отгула или отпуска за свой счет. Недопустимой также является практика увольнений граждан в связи с невозможностью вести бизнес в период карантина. Правительство должно ввести мораторий на увольнения граждан, но чтобы не ставить бизнес в безвыходное положение, с одной стороны, взять на себя выплату пособий работникам, а с другой – выделить субсидии самим объектам малого и среднего бизнеса.

Кроме указанных конституционных норм, Узбекистан также подписал Всеобщую декларацию о правах человека, а также Международные пакты о гражданских и политических правах и о социально-экономических и культурных правах. Это документы международного права, которое имеет приоритет над национальным.

Согласно статье 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, «во время чрезвычайного положения в государстве…, участвующие в настоящем Пакте Государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву…». При этом сразу оговаривается, что «это положение (о ЧП – А.И.) не может служить основанием для каких-либо отступлений от статей 6, 7, 8 (пункты 1 и 2), 11, 15, 16 и 18.». Смотрим статью 6. Там сказано следующее: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом…».

В статье 11 Международного пакта о социально-экономических и культурных правах говорится, что «участвующие в настоящем Пакте государства (включая Узбекистан – А.И.) признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права…». Кроме того, там говорится, что государства «признавая основное право каждого человека на свободу от голода, должны принимать необходимые меры» для обеспечения этого права.

Таким образом карантин без обеспечения условий для выживания граждан представляет угрозу для жизни людей, является нарушением государством указанного выше права на жизнь, и граждане вправе требовать от своего правительства соблюдения его соответствующих обязательств по отношению к собственной конституции и международному праву.

Также по соображениям общественной морали и социальной справедливости государство должно обеспечить население денежными пособиями на период карантина. Так поступают все ответственные правительства мира, причем в реальности, а не только на бумаге. Так поступают правительства, подотчетные своим гражданам. Например, правительство Великобритании обязалось выплачивать работающим гражданами до 80% их фактических доходов на период карантина и делает это из расчета государственного бюджета, а не перекладывая эту обязанность на работодателей. Даже самозанятым (занимающимся индивидуальным трудом) такая компенсация гарантируется. Примечателен также пример Греции, где несмотря на огромные внешние долги правительство обеспечило своих граждан компенсациями в связи с утерей ими своих источников доходов. Почему тогда узбекские власти уходят от своей ответственности по отношению к своим гражданам?

Немаловажен вопрос также и о наличии ресурсов на обеспечение компенсаций гражданам. Источником таких компенсаций могут быть как государственный бюджет, так и золотовалютные запасы страны, размер которых достиг 27 миллиардов долларов. Если средства госбюджета ограничены, то имеющихся золотовалютных запасов должно хватить, чтобы сгладить шоки для страны и для населения, вызванные эпидемией коронавируса.

Надо отдавать себе отчет в том, что госбюджет образован в том числе за счет налогов самих граждан и потому должен быть им подотчетным. Что касается золотовалютных запасов, то часть его создана благодаря экспорту хлопка, который, в свою очередь, собран принудительным трудом граждан. Чтобы хоть как-то восстановить справедливость в этом вопросе, правительство должно потратить часть хлопковой выручки (а это до миллиарда долларов в год) на самих граждан.

А если говорить по большому счету, то правительство никогда еще не отчиталось перед обществом, на что оно тратит свои золотовалютные запасы, или на что потрачен тот долг в 24 миллиарда, который получен правительством и банками страны под гарантии золотовалютного запаса. Скажем, будет ли правительство отчитываться перед обществом, как оно потратило миллиард долларов, который оно запросило у Азиатского банка развития? На что этот миллиард пойдет? Будет ли потрачен на пособия гражданам, в числе прочих приоритетов?

К вопросу о приоритетах, как их видит правительство Узбекистана. Как известно, на строительство Международного бизнес-центра «Ташкент сити» правительство выделяло льготные кредиты банков, которые оно контролирует, освобождало «инвесторов» от налоговых и таможенных обязательств. Это несмотря на то, что строительство этого объекта никоим образом нельзя отнести к числу стратегически приоритетных объектов – там строится всего лишь элитное жилье. Государственные финансы страны уходят также и по другим весьма непрозрачным и сомнительным схемам, в результате чего их часть оседает на зарубежных офшорных счетах и тратятся на фешенебельные виллы в Швейцарии, Франции или Великобритании. Эти деньги никоим образом не стимулируют узбекскую экономику.

Вот если бы правительство начало выплачивать денежные пособия гражданам в период карантина, то эти деньги сразу бы влились в экономику страны, создав спрос по цепочке услуг и производств. Таким образом, финансовая компенсация гражданам в период принудительной «самоизоляции» является требованием как права и общественной морали, так и продиктована интересами экономики страны.

Алишер Ильхамов, научный сотрудник Школы восточных и африканских исследований (SOAS) в Лондоне.

Региональное государство — это своего рода промежуточная форма государственного устройства между унитарным и федеративным государством. Региональным является государство, в котором обеспечивается конституционное признание и гарантируется региональная (территориальная) автономия. Региональное государство создается при условии осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию. Таким образом, региональным является государство, в котором гарантирована политическая самостоятельность территориальной автономии. Будучи следствием регионализации, региональное государство в отличие от федеративного образуется наиных принципах. Оно создается путем преобразования унитарного государства при непосредственном и решающем участии центральной власти этого государства. К признакам регионального государства относятся: 1) право территориальной автономии принимать в пределах своей компетенции законы. При этом в условиях регионального государства автономиям не предоставляются учредительные полномочия. Хотя органы власти и принимают акт (устав), сходный с конституцией, тем не менее он утверждается решением общенационального парламента; 2) разграничение полномочий между центральной властью (центром) и автономиями (регионами). При этом в отличие от федеративных государств принцип резервирования остаточной компетенции за регионами не применяется (остаточная компетенция остается за центром); 3) предоставление разным регионам различной степени автономии, т.е. признание за ними юридического неравноправия; 4) осуществление контроля за деятельностью региональных органов власти органами конституционного уровня — конституционным судом, правительством и др.; 5) отсутствие представительства регионов в верхней палате парламента, невозможность участия в пересмотре конституции страны и не наделение полномочиями в сфере судоустройства.

Региональное государство – форма унитарного, я рассмотрела его выше в вопросе про унитарное государство.

Банкир Бабарико: «Вместо того, чтобы объявить карантин, государство делает вид, что проблемы не существует»

Главные новости


  • Анна Хитрик о карантине в Израиле: «Не могу привыкнуть к тому, что государство обо мне заботится»

    Два с половиной года назад актеры Купаловского театра Анна Хитрик и Сергей Руденя переехали в Израиль. 18 апрель, 19:28


  • Newsweek: военные находятся в готовности эвакуировать Вашингтон

    Официальный Вашингтон готовится к эвакуации, хотя решение еще не принято. 18 апрель, 19:24


  • Число жертв коронавируса выросло в Беларуси до 45 — статистика Минздрава

    По состоянию на 18 апреля в больницах на лечении находятся 3 282 человека. 18 апрель, 16:04


  • Минздрав не назвал общее число случаев коронавируса

    Статистика Минздрава по коронавирусу на 18 апреля. 18 апрель, 13:59


  • «Что-то новое и ужасное»: экономисты рассказали о будущем после пандемии

    В первую очередь пандемия поставит под вопрос выгоды и издержки глобализации. 18 апрель, 10:38


  • Гороскоп на 18 апреля: суббота станет испытанием для многих

    Тельцам следует расслабиться и хорошо отдохнуть. 18 апрель, 10:33

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *