Сущность понятия потребительский рынок

  • автор:

Понятие потребительского рынка

и совершаемых на нем посягательств

Пискунов С.А. *

Oi 01 Z

О

о сч

о о о

Q. С — это подсистема социально ориентированной экономики, главным активом которой являются социально-трудовые отношения. Ее формируют человеческий фак-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тор и субъекты хозяйствования, производящие материальные и нематериальные товары и услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья и духовное и физическое развитие человека» 12.

Согласно определению А.Ю. Чмыре-вой, потребительский рынок — «это система экономических отношений по поводу всей совокупности актов купли-продажи потребительских товаров и услуг, используемых в целях личного и общественного потребления, в обмен на денежные доходы населения и коллективных потребителей общества, обусловленная общественным разделением труда» 13.

А.М. Борисов отождествляет потребительский рынок с «рынком торговых услуг» и определяет его как «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающую экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающую обмен продуктами труда» 14.

По мнению Ш.М. Амарова, «потребительский рынок, будучи инструментом, посредством которого достигается общая сбалансированность всей экономической системы, выполняет множество разнообразных функций, наиболее важными из которых являются:

> обеспечение рационального распределения ресурсов;

> активное влияние на объем и структуру производства, приспосабливая его через ценовую политику к платежеспособному спросу;

> обеспечение оздоровления экономики, освобождая ее от убыточных и неконкурентоспособных предприятий;

> ориентировка потребителя на выбор рациональной структуры потребления, соответствующей его доходам и ценам;

> через рыночные цены выполнение роли носителя экономической информации, сообщение динамик изменений товарных запасов, их количества и качества, издержек производства, полезности для потребителя»15.

В результате рассмотрения массива существующих подходов к пониманию потребительского рынка в экономической литературе мы находим целесообразным согласиться с мнением Е.Р. Мингазиновой о том, что наиболее адекватным существующим экономическим реалиям в современ-

ной России выступает понимание потребительского рынка как «совокупности экономических отношений, связанных с процессом купли и продажи потребительских благ на основе эффективного взаимодействия и взаимовлияния конкурентно-рыночного и государственного регулирования в условиях формирующейся новой институциональной среды» 16.

Переходя к правовому определению потребительского рынка, остановимся также на некоторых авторских дефинициях, при этом отметим, что само понятие «потребитель» уже имеется в нормативно-правовом акте — Федеральном законе «О защите прав потребителей»17. В преамбуле к данному закону определено, что потребитель — «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

В целом большинство авторов рассматривают проблему и понятие потребительского рынка в двух аспектах: первым выступает специфика административно-правового регулирования потребительского рынка, а во втором случае рассмотрение потребительского рынка ведется через призму субъекта — потребителя и специфики защиты его прав. Данный аспект раскрыт в большинстве работ.

Детальное исследование правовой дефиниции потребительского рынка проведено в указанной ранее работе И.Е. Чики-на. Обобщив имеющиеся в литературе точки зрения относительно правовой сущности потребительского рынка, он делает следующее заключение: «Потребительский рынок» — понятие не только многогранное, но и многоплановое. Оно, как уже отмечено выше, включает в себя не только сферу торговли, выполнения работ, оказания услуг, но и сферу производства товаров на всех стадиях их жизненного цикла, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. Поэтому представляется, что нельзя из понятия потребительского рынка вычленить такую важную часть, как непосредственно сам процесс производства товаров, так как основная масса недостатков в них, в том числе потенциально опасных для потребителей, возникает именно на стадии производства… Потребительский рынок — это общественно-правовые отношения, возникающие между государс-

твом, изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом и потребителем (гражданином) в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и других стадий прохождения жизненного цикла товаров, работ и оказания услуг»18.

В последнее время в литературе появился ряд уточняющих и более объемных определений потребительского рынка, которые отражают его сущность как систему соответствующих правовых отношений:

а) возникающих с участием определенного субъекта — потребителя;

б) происходящих в ходе осуществления определенного рыночного процесса — производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

С точки зрения Ф.Н. Зейналова, «потребительский рынок — система общественных отношений, урегулированных нормами российского и международного права, складывающихся между органами власти, общественными организациями, производителем, исполнителем, продавцом и потребителем в процессе товарооборота, оказания услуг, выполнения работ и осуществления контроля и надзора за безопасностью товаров, работ и услуг на протяжении всех стадий их су-

ществования»

Уточнить понятие «потребительский рынок» возможно путем изучения характерных признаков предмета существующих на нем отношений. Это возможно путем анализа содержания гражданско-правовых сделок, совершаемых в сфере потребительского рынка. К числу наиболее распространенных гражданско-правовых договоров в сфере потребительского рынка следует отнести договор розничной купли-продажи и договор бытового подряда.

Анализ исследований в области договорного права позволяет прийти к выводу, что существенным признаком предмета таких сделок, опосредующим цель потребителей, выступает характер потребления, не связанный с ведением последними предпринимательской деятельности.

Так, предметом договора розничной купли-продажи «могут быть только вещи, используемые для личного, семейного, домашнего (то есть бытового) или иного потребления, не связанного с ведением

предпринимательской деятельности»

О) 01

г •

о

о сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о о.

с[ со

О

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

о *

о

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О)

О

о

о о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

н о

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

о *

о

2 ф d

л *

S I

н

о ф

со

Предметом договора бытового подряда выступает «результат работы, предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности граждан» 21.

Представляется удачной дихотомическая конструкция целей потребления на производительное и непроизводительное, предложенная И.В. Елисеевым. Разграничивая предмет договора поставки и розничной купли-продажи, автор подчеркивает, что по договору поставки товар приобретается «для дальнейшего производительного потребления, то есть такого его использования, в ходе которого товар либо непосредственно сохраняет свою стоимость (в результате перепродажи), либо переносит ее на другие товары (в процессе производства). Между тем в результате личного и другого бытового (то есть непроизводительного) потребления товар как определенная стоимость прекращает свое существование (независимо от того, как скоро это происходит). Это и позволяет охарактеризовать цели использования товаров по договору поставки как хозяйственные» 22.

Кроме того, исключительно важной характеристикой отношений в сфере потребительского рынка выступает активное вмешательство государства в регулирование процессов на этапе потребления товаров и услуг посредством установления усиленного режима правовой защиты потребителей.

Таким образом, можно дать следующее определение потребительского рынка.

Потребительский рынок — это совокупность общественных отношений, возникающих между изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом — с одной стороны, и потребителем (гражданином) — с другой, связанных с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, предназначенных для личного и бытового (непроизводительного) потребления, и охраняемых государством посредством установления усиленного режима правовой защиты потребителей.

Субъектами потребительского рынка, с одной стороны, выступают потребители, то есть конечные приобретатели това-

ров (работ, услуг) для целей, не связанных с коммерческой деятельностью, а с другой стороны — изготовители, исполнители или продавцы, то есть юридические лица независимо от их организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели:

а) производящие товары для реализации потребителям;

б) выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) реализующие потребителям товары по договору купли-продажи.

Кроме того, к числу субъектов потребительского рынка представляется возможным отнести и иных физических лиц, хотя и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке, но фактически осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) населению.

Приведенное в публикации исследование понятия «потребительский рынок» позволяет уточнить и понятие преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка.

Правонарушения в сфере потребительского рынка представляют собой самостоятельный вид, которому присущи как общие социально-правовые признаки (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость), так и специфические (специальный субъект, особый объект посягательства), что свидетельствует о реальности проступка в объективном мире и о возможности его выделения из всей массы противоправных деяний.

Под преступлениями же в сфере потребительского рынка следует понимать общественно опасные, виновно совершаемые деяния, посягающие на охраняемые уголовным законом общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, предназначенных для личного и бытового (непроизводительного) потребления гражданами.

Литература и примечания

2. Луков В.В. Рынок финансовых услуг населению становится шире и безопаснее: интервью зам. директора Департамента финансовой политики Минфина России // Финансы. 2007. № 4. С. 14—18; Кирьянов М. Потребкредиторы и банковская система России // Банковское дело. 2007. № 3. С. 48—50; Рыкова И.Н., Н.В.Фисенко Влияние потребительского кредитования на кредитный потенциал коммерческих банков // Финансы и кредит. 2007. № 25. С. 2—6 и др.

3. Спиридонов А.И. Обзор рынка гипермаркетов электробытовой техники: статистический анализ // Вопросы статистики. 2007. № 3. С. 62—65; Кузнецова Н. Ритейл: российский сценарий // Новости торговли, 2007. № 3. С. 16—19; Панфилов В.С., Черноволов М.П. Состояние и перспективы развития современной системы розничного рынка в России: макроэкономический и финансовый аспект // Проблемы прогнозирования. 2007. № 4. С. 114—132 и др.

4. Закон Московской области № 171/2006-0З от 7 октября 2006 г. «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области»; приказ министра потребительского рынка и услуг правительства Московской области № 33-П от 7 июня 2006 г. «Об утверждении Положения об аккредитации хозяйствующих субъектов при Министерстве потребительского рынка и услуг Московской области» и др.

5. Политическая экономия / под ред. В.В. Радаева. М.: МГУ, Ч.1. 1992.

6. Самуэльсон Пауль А. Экономика: ввод. курс / пер. с англ. К.В. Пушкаревой. М.: Алфавит, 1993. Т.1. С. 430.

7. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 1998. С. 28.

9. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 18.07.09) «О защите конкуренции» // Российская газета. 2006. № 162. 27 июля.

10. Здесь следует отдельно выделить труды, в которых предпринята попытка системного анализа понятия «потребительский рынок», в частности: Агафонов А.В. Понятие «потребительский рынок» в России // Кратко о «черных дырах» в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 68—69; он же: О некоторых проблемах, связанных с правовым определением понятия «потребительский рынок» в России // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 356—359; Чикин Е.И. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие // Юрист. 2005. № 12. С. 32—36; Алегин А.П. Современный потребительский рынок: криминологический аспект // Российский следователь. 2006. № 8. С. 20—22; Гурьев Е.Н. Потребительский рынок России: проблемы и перспективы // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2003. № 4. С. 21—44 и др.

11. Зорин С.М. Проблемно-целевой метод регулирования регионального потребительского рынка: авто-реф…. к.э.н. Ижевск, 2007. С. 3.

12. Чаплина А.Н. Управление потребительским рынком в региональной экономике // Проблемы современной экономики. 2003. № 2 (6).

13. Чмырева А.Ю. Факторы развития и эффективность потребительского рынка в трансформируемой экономике: Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2006. С. 11.

14. Борисов А.М. Управление предприятиями регионального торгового комплекса: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Н.Новгород, 2003. С. 10.

16. Мингазинова Е.Р. Развитие механизма государственного регулирования регионального потребительского oi рынка: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Пермь, 2007. С. 8—9.

18. Чикин Е.И. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие // Юрист. 2005. № 12. о С. 32-36. N

19. Зейналов Ф.Н. Проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка: авто реф. … к.ю.н. Орел, 2007. С. 9-10.

21. Там же. С. 381. _

22. Там же. С. 61-62 (автор раздела — Елисеев И.В.). ^

СО

Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s н о о

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *