Страновой риск

  • автор:

Страновой анализ

Бизнес-школы учат своих студентов делать прогнозы о будущем той или иной страны. Поскольку программа MBA выпускает, в том числе, президентов крупных международных корпораций, нужно подготовить будущих капитанов промышленности к оценке инвестиционных возможностей за границей.

Страновой анализ – разработанный Гарвардской бизнес-школой четырехэтапный процесс упорядочения всех доступных экономических, социальных, политических и географических данных для разработки стратегии.

1. Анализ показателей прошлых лет

Внешние критерии – платежный баланс, обменные курсы.

Внутренние критерии.

– Общие: ВНП, инфляция, занятость.

– Сторона предложения: процентные ставки, инвестиции, производственные возможности.

– Сторона спроса: потребление, распределение доходов. Социальный аспект: миграция людей, рост населения, образование.

2. Определение стратегии страны

Цели: независимость, продуктивность, справедливость.

Политика: фискальная, денежно-кредитная, торговая, социальная.

3. Анализ контекста страны

Физический аспект: размеры, население, география.

Политический аспект: тип правительства, стабильность, коррупция, лидеры.

Институты: государственные учреждения, бизнес, профсоюзы, религия, сельское хозяйство.

Идеологический аспект: роль государства, семьи, культуры, индивидуализма.

Международный аспект: торговые преимущества, конкурентоспособность.

4. Составление прогноза на основании данных этапов 1, 2 и 3.

Рассмотрим для примера страну, которая погрязла в долгах и поражена политической спячкой, а именно США в 1990 г. Вообразим, что вас зовут Франц Даннингер и вы – банкир из Цюриха (Швейцария). Вы размышляете, стоит ли инвестировать деньги ваших клиентов в США в рамках вашего глобального инвестиционного портфеля. Вы проводите – в общем и целом – тот же анализ, который учат проводить MBA.

1. Анализ показателей прошлых лет для США

Внешние критерии. В 1990 г. торговый дефицит США уменьшился до $60 млрд со $150 млрд в 1987 г. Американский доллар понемногу, но неизменно слабел по отношению к другим основным валютам. Последние пять лет инфляция удерживалась на низком, 2–5 %-ном, уровне, и почти отсутствовали признаки повышения ее темпов. Так же и уровень безработицы оставался невысоким: 5–6 % в год.

Внутренние критерии. При объеме экономики $5,4 трлн прирост ВНП с трудом дотягивал до 1 %. Экономика США является крупнейшей в мире, она в два раза больше японской, в четыре раза больше немецкой и в семь раз больше английской.

Сторона предложения. Процентные ставки непрерывно снижались, и ссудный процент для наиболее ценных клиентов составлял 8–9 %. При низком уровне инфляции такие ставки можно считать высокими.

Сторона спроса. В 1990 г. личное потребление медленно, но уверенно выросло на 6 %. Доходы распределяются среди населения неравномерно. Доля национальных меньшинств на рынке труда уменьшилась по сравнению с предшествующими годами.

Социальный аспект. Не наблюдалось существенного оттока или притока людей. Показатель рождаемости находится на низком уровне, прирост населения почти равен нулю, что является признаком процветающей индустриальной страны. Государственное образование доступно всем детям, однако сохраняется проблема неграмотности среди многих учащихся и взрослых.

На основании этой статистики вы делаете вывод, что экономика страны в застое. Есть проблемы, но ни одна не чревата катаклизмами. Разобравшись с недавним прошлым страны, теперь нужно посмотреть, куда хотят повести нацию американские лидеры.

2. Определение стратегии США

Цели. Известно, что США играют ведущую роль в мировых делах. После кризиса 1981–1982 гг. политики и деловое сообщество задались целью повысить продуктивность промышленной базы страны. Благодаря автоматизации, новым подходам к управлению и сокращению штатов производительность труда на промышленных предприятиях возрастала с 1983 г. на 3,1 % в год. Вашингтонское руководство не ставило во главу угла экономическое равенство. Лидеры говорят о «просачивающейся» экономике; согласно этой теории, если экономика функционирует нормально, то каждому в итоге достанется хотя бы капелька.

Политика. В 1990 г. законодательная и исполнительная ветви власти продолжают политику минимальных фискальных ограничений. Бюджетный дефицит остается огромным и составляет $220 млрд. Десятилетие избыточных расходов увеличило бюджетный дефицит еще на $2 трлн. В 1990 г. 14 центов из каждого государственного доллара уходило на выплату процентов по этому долгу. В денежно-кредитной политике, контролируемой независимой Федеральной резервной системой, заметны жесткие ограничения по предложению денег, вследствие чего инфляция удерживается на низком, а процентные ставки на высоком уровне. Страна соблюдает принципы свободной торговли, поэтому федеральное правительство не проводит официальной политики в области торговли. Проблемы разрешаются по мере их возникновения.

3. Анализ контекста США

Физический аспект. США – одна из крупнейших стран мира. Она богата природными ресурсами, но импортирует нефть и ряд металлов.

Политический аспект. США считаются самой стабильной в мире конституционной демократией. Это федеративная республика: властные полномочия распределены между центральным правительством и правительствами 50 штатов. Коррупция имеет место, но бдительная пресса сводит ее к минимуму.

Институты. США – развитая индустриальная страна. Социальная инфраструктура, включающая государственные учреждения, бизнес, профсоюзы, религиозные учреждения и сельское хозяйство, функционирует как любая развитая бюрократия.

Идеологический аспект. В США правительство считается слугой народа. Десять поправок к Конституции составляют Билль о правах, и эти права граждан правительство урезать не может. Культура США отражает иммигрантское прошлое страны и ее капиталистическую экономику. Она очень разнородна. Единым для этого общества является глубокое уважение к материальному благосостоянию.

Международный аспект. Будучи крупнейшим потребительским рынком в мире, США играют ведущую роль в мировой торговле. При стабильном долларе и низкой инфляции экономика страны остается достаточно сильной.

4. Составление прогноза и принятие инвестиционного решения

Анализ и прогноз Франца Даннингера может выглядеть примерно так: подобно Швейцарии, США являются стабильной индустриальной страной, в настоящее время находящейся в стадии вялого роста. Итак, я, Франц Даннингер, полагаю, что Банку Цюриха следует участвовать в экономике США. Следует по-прежнему делать инвестиции в американские акции и облигации. Я не вижу лучшего места для обеспечения сохранности средств наших клиентов.

Если бы Франц составил несколько вариантов прогноза, МВА назвали бы его работу анализом сценариев. Те же самые факты, что послужили основой для предсказания спада, могли быть использованы в поддержку сценария как подъема, так и кризиса. Прозорливому менеджеру следовало бы подготовить планы действий в чрезвычайных обстоятельствах на тот случай, если бы начал воплощаться один из этих альтернативных сценариев.

Страновой анализ – это многоцелевой инструмент, дающий возможность классифицировать все массивы экономических данных по стране. В качестве начинающего МВА вы теперь обладаете основным инструментарием, который используют специалисты по глобальной стратегии в советах многонациональных корпораций и в отделах экономического анализа наиболее успешных инвестиционных компаний мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Анализ

Анализ Обучив MBA выявлять расхождения и чертить причинно-следственные цепочки, далее им показывают, как увязывать проблемы с их причинами. Помимо изображения причинно-следственной цепочки, на этапе анализа вы пытаетесь понять причины. Откуда они берутся? Какие факторы

Еще один риск – страновой

Еще один риск – страновой Этот риск можно рассматривать по-разному.Если речь идет о проблемах в экономике той или иной страны, то это отразится на курсе валюты этой страны. Если вас волнует этот риск, я хочу обратить ваше внимание на стратегию распределения по странам в

Анализ пассивов

Анализ пассивов Анализ пассивов – тоже немаловажный фактор. В последнее время к финансовым консультантам обращается все больше людей, которым требуется антикризисный финансовый план. Это значит, что их пассивы уже давно перекрыли все активы. Недавно ко мне приходила

Анализ субконто

Анализ субконто Подобно тому, как формируется отчет Анализ счета, можно получить и отчет Анализ субконто. Для этого нужно выполнить команду главного меню Отчеты ? Анализ субконто, затем в инструментальной панели открывшегося окна нажать кнопку Настройка, и настроить

106. Анализ использования основных производственных средств организации. Анализ использования материальных ресурсов

106. Анализ использования основных производственных средств организации. Анализ использования материальных ресурсов Основные средства (ОС), часто называемые в экономической литературе и на практике основными фондами, являются одним из важнейших факторов производства.

107. Факторный анализ фондоотдачи. Анализ использования оборудования

107. Факторный анализ фондоотдачи. Анализ использования оборудования Факторный анализ фондоотдачи . Надо построить факторную модель фондоотдачи:ФО = ФО а · УД а ,где УД а – доля активной части фондов в стоимости всех ОС; ФО а – фондоотдача активной части ОС .Факторная

Анализ TVO

Анализ TVO Существуют различные способы полноценного количественного и качественного анализа того вклада, который информационные технологии вносят в достижение конечного результата компании. Одним из способов доказательства эффективности проектов в области

Анализ ТСО

Анализ ТСО В настоящее время успех или неудачная деятельность многих высокотехнологичных компаний во всем мире связаны с использованием информационных технологий (ИТ). Развитие информационных технологий требует от организаций постоянного увеличения расходов на эти

Вопрос 34. Анализ динамики среднего уровня оплаты труда. Анализ дифференциации работающих по найму по уровню оплаты труда

Вопрос 34. Анализ динамики среднего уровня оплаты труда. Анализ дифференциации работающих по найму по уровню оплаты труда Для изучения динамики среднего уровня заработной платы применяется индексный метод. При этом рассчитываются индексы постоянного, переменного

Анализ ситуации

Анализ ситуации Какое отношение имеет эта история к теории ограничений? The Small News – процветающий бизнес, но он надоел большинству владельцев, и их тянет испытать себя в новом деле. Что интересного кроется в этой ситуации для нас? На что стоит обратить внимание? Просчитать,

Анализ ситуации Джейн Мэнтл попросили выявить, в чем проблема с корпоративной культурой в Е.Х.Р. Даже краткого рассказа достаточно, чтобы составить для себя мнение о компании как о не очень-то приятном и уютном месте работы. Ну так что же? Вы бы отказались занять должность

Анализ и рекомендации{34}

Анализ и рекомендации{34} В первой половине жизни, на стадиях роста, организация движется благодаря внутренней энергии (область А на рис. 4). На стадиях старения (область В) в действие вступает инерция.На стадиях роста для развития организации достаточно ее внутренних

Анализ работы

Анализ работы Действительно, каждая работа внутри организации требует особого типа поведения менеджера. Некоторые аспекты работы являются более важными, чем другие, и могут считаться критическими для эффективной работы. Те 27 элементов, критических для достижения,

SWOT-анализ

SWOT-анализ SWOT-анализ бизнес-процессов может выявить, что некоторые из них являются выраженным «слабым местом», а другие представляют сильную сторону. Это будет иметь серьезные последствия для бизнес-модели организации: например, откроет возможность сделать процессы,

Шаг 4. Анализ метрик

Шаг 4. Анализ метрик Цель сбора метрик бизнес-процессов двойная:1. Способствовать пониманию процессов и их влияния на организацию, а также сформулировать приоритеты для дальнейшего изучения.2. Дать эталонную точку отчета в целях сравнения с этапом инноваций проекта. Это

Шаг 5: анализ результатов

Шаг 5: анализ результатов По завершении оценки четырех параметров вам предстоит последний и, пожалуй, самый важный шаг. Поразмышляв о результатах, вы сделаете выводы о своем альянсе с конкретным партнером и определите, какие дальнейшие шаги нужно предпринять для

Под «страновым» риском (country risk) понимают возможность задержки, сокращения в объеме или полного отказа от уплаты процентных платежей и (или) основной суммы долга по причинам, связанным со страной базирования заемщика (в которой он зарегистрирован как юридическое лицо и (или) осуществляет свою основную деятельность).

Страновой риск – это многофакторное явление, характеризующееся тесным переплетением множества финансово- экономических и социально-политических переменных. И если в экономически развитых странах уровень странового риска – достаточно медленно меняющаяся величина, то для стран с развивающимися фондовыми рынками (emerging markets) риску присуща значительная краткосрочная волатильность.

Характер риска может быть различен. Он определяется факторами, лежащими в его основе, – политическими, экономическими, финансовыми, социальными и др. Такой риск свойственен всем видам инвестиций и, вообще говоря, не связан непосредственно с проектом. Кстати, различие в степени политических рисков в России и в западных странах объясняет и значительные различия в нормах дисконта, которыми руководствуются российские и западные инвесторы при оценке эффективности однотипных проектов. С этих позиций меры по совершенствованию законодательства, стимулированию иностранных инвесторов, различного рода межгосударственные соглашения следует рассматривать и как меры по снижению политического риска. Эффективное управление риском зависит от способности квалифицировать риски. А измерение риска требует как выявления самой неопределенности, так и ее возможного воздействия.

Необходимо изначально правильно оценить финансовую устойчивость иностранного контрагента. Оценка странового риска представляет собой анализ прошлой, настоящей и будущей кредитоспособности страны-заемщика, т.е. ее возможности выполнять свои финансовые обязательства. Прогнозирование странового риска опирается на анализ показателей, основанный на изучении цифровых данных и соотношений.

Анализ странового риска (country risk) проводится для преодоления неопределенности, с которой сталкиваются инвесторы при инвестировании средств в другую страну. Он определяет вероятность того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и (или) инвесторам.

В рамках общего странового риска различают некоммерческий, или политический риск, и коммерческий риск (рис. 6.1). Последний делится в зависимости от уровня своего влияния: на уровне государства – это риск неплатежеспособности (sovereign risk), «ассоциирующийся с предоставлением займов иностранным правительствам»; на уровне компаний – это трансфертный риск (transfer risk) – риск того, что при проведении экономической политики отдельная страна может наложить ограничения на перевод капитала, дивидендов и процентов иностранным кредиторам и инвесторам.

Рис. 6.1. Структура странового риска

Данная классификация странового риска хороша тем, что дает ответ па волнующий оценщиков вопрос: где все- таки учитывается страновой риск в ставке дисконта – в безрисковой ставке или отдельным слагаемым? Речь идет о построении ставки дисконта как методом САРМ, так и кумулятивным методом. В обоих случаях за базу расчетов берется ставка дохода по безрисковым ценным бумагам. Расчет стоимости собственного капитала при этом проводится в два этана:

  • 1) определение соответствующей безрисковой ставки дохода;
  • 2) оценка величины соответствующей премии за риск инвестирования в данную компанию по сравнению с безрисковыми инвестициями.

В материалах компании Deloitte&Touche четко указывается: «Если покупатель предприятия не является гражданином данной страны, его деятельность сопряжена с дополнительными рисками, включая:

  • • риск, связанный с конвертированием иностранной валюты;
  • • потерю активов вследствие экспроприации или национализации;
  • • ограничительные меры по отношению к движению капитала;
  • • регулирование цен;
  • • многие другие факторы».

Та часть странового риска, которая составляет политический риск и риск неплатежеспособности на уровне государства, отражена в (условно) безрисковой ставке дохода и предоставляет равные базовые условия, как для любого инвестора-резидента, так и для любого вида бизнеса в данной стране. А для той части странового риска, которая носит название трансфертный риск, понимаемый как вероятность финансовых потерь для фирмы внешнего инвестора в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций, методы построения ставки дисконта предусматривают то самое дополнительное слагаемое, отвечающее за дополнительный риск нерезидента по сравнению с резидентом. Политические и некоторые макроэкономические риски, как указано выше, учитываются (как систематические) в коэффициенте β по его определению. При расчете стоимости собственного капитала для оценки стоимости «закрытых» компаний материалами семинаров Мирового банка рекомендуется также использовать модифицированную модель оценки капитальных активов, в которой фигурирует фундаментальное β, учитывающее как систематические, так и несистематические риски.

Таким образом, некоторые разночтения в необходимости (обязательности) учета странового риска являются проблемой даже не методологической, а терминологической, поскольку являются следствием неоднозначности того, что понимается под термином страновой риск, что включается в данное понятие. В качестве дополнительного слагаемого «С» в формуле САРМ фигурирует только коммерческий страновой риск, альфа-риск, причем, лишь та его часть, которая носит название «трансфертный риск», описываемый отмеченными выше составляющими, характеризующими дополнительный уровень инвестиционного риска в данной стране только для нерезидента.

Комплексный подход к оценке странового риска предполагает учет политического, экономического, социального и экологического рисков, риска, связанного с государственным регулированием (в том числе налогового риска), и других видов риска, которые необходимо рассматривать в общем контексте кредитного риска по конкретному контрагенту. Необходимо также учитывать возможные эффекты «заражения» – распространения кризисных явлений одной страны на другие страны и регионы, что особенно актуально в свете глобализации мирового хозяйства.

О страновых рисках

Выдержка из книги «Анализ кредитных рисков»
Наталья Костюченко

Страновые риски – это риски того, что действия суверенного правительства или экономические, политические и социальные изменения в стране повлияют на способность должника, связанного с данной страной, исполнить свои обязательства.

Страновой риск возникает, в первую очередь, при осуществлении заемщиком внешнеэкономической деятельности. Предоставление займов, вклад в уставный капитал иностранной организации, расчеты с иностранными поставщиками/покупателями, — все эти финансовые операции подвержены влиянию странового риска, который зависит от политико-экономической стабильности стран – контрагентов заемщика.

Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках определяется состоянием и перспективой развития экономики и политической обстановкой в стране, которые оказывают прямое воздействие на курс национальной валюты, соответственно, на уровень странового риска. Девальва́ция (снижение курса национальной валюты по отношению к «твёрдым» валютам) является прямым показателем ухудшения экономической и политической ситуации в стране. Высокий уровень странового риска снижает инвестиционную привлекательность предприятий, стимулируя вывоз капитала из страны, и сдерживает приток иностранных инвестиций.

В мировой практике существует множество методов и моделей для оценки странового риска. Например, метод «старых знакомств», «больших туров», «дельфийского оракула», PSSI, Ecological Approach, ASPRO/SPAIR, ESP, модель И. Вальтера, модель В. Тихомирова, Prince-модель и др. Одним из наиболее распространенных способов анализа странового риска является индекс БЕРИ. Его расчетом занимаются около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оценок проводят анализ политической и экономической ситуации в различных странах четыре раза в год.

Страновой риск определяется двумя основными факторами — социально-политическими и финансово-экономическими.

На развивающихся рынках инвестор может столкнуться с нестабильностью политического режима, внешними конфликтами, коррупцией, гражданскими беспорядками и войнами, контролем обменного курса, неожиданной инфляцией, различного рода дефолтами, экспроприацией частного капитала и другими событиями в стране. Поэтому для успешной работы на развивающихся рынках необходимо учитывать всю ситуацию в совокупности. С этой целью было введено понятие «страновой риск».

Характер риска может быть различен и определяется факторами, лежащими в его основе, — политическими, экономическими, финансовыми, социальными и др. Эффективное управление риском, демонстрируя потенциальные выгоды, одновременно требует решения ряда концептуальных и практических проблем. Прежде всего, оно зависит от способности квалифицировать риски. В свою очередь измерение риска требует как выявления самой неопределенности, так и ее потенциального эффекта.

Относительные оценки в виде различных рейтингов являются полезными для сравнения стран по уровню риска. На сегодняшний день существует множество рейтинговых агентств, которые занимаются исследованием изменения странового риска для различных стран.

Рассмотрим основные рейтинговые агентства и используемые ими методики оценок странового риска.

  • 1. Bank of America World Information Services. Bank of America на основе 10 экономических показателей оценивает уровень странового риска для 80 государств. Оценка по каждому из индикаторов, а также итоговая оценка (усредненное значение по всем показателям) варьируются от 1 (наименьшие трудности) до 80 (наибольшие проблемы). Своим клиентам Bank of America предлагает оценки странового риска в текущем году, исторические данные за четыре года и прогноз на пять лет.
  • 2. Агентство Credit Risk International использует набор критериев, который представлен в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Система критериев Credit Risk International

Параметр/ критерий

Определение и удельный вес в параметре

Параметр 1. Рыночные перспективы и способность управлять изменениями

Критерий 1

Масштаб экономики (30%)

Критерий 2

Уровень экономического развития (40%)

Критерий 3

Уровень жизни (30%)

Параметр 2. Финансовые риски

Критерий 4

Финансовая уязвимость (30%)

Критерий 5

Внешний долг (30%)

Критерий 6

Финансовый рейтинг (40%)

Параметр 3. Политическая нестабильность

Критерий 7

Однородность социальной структуры общества (30%)

Критерий 8

Стабильность политической системы (50%)

Критерий 9

Международные отношения (20%)

Параметр 4. Деловая среда

Критерий 10

Управление экономикой (40%)

Критерий 11

Иностранные инвестиции (40%)

Критерий 12

Условия труда (20%)

Каждый параметр, приведенный в табл. 6.3, оценивается экспертным путем по набору критериев и определенной системе оценок. При проведении экспертного опроса агентство Credit Risk International использует метод Delphi, согласно которому группа экспертов должна прийти к единому мнению в отношении оценки по каждому критерию. Все параметры являются качественными. Характерно, что итоговый рейтинг страны может корректироваться в зависимости от типа операции, которую планирует осуществить иностранный инвестор.

  • 3. Рейтинговая система Еиготопеу включает как качественные, так и количественные показатели в следующей пропорции: 25% составляют экономические показатели, оцениваемые экспертным путем, 25% – факторы политического риска, также оцениваемые экспертно, 10% – показатели внешнего государственного долга, рассчитываемые по данным Всемирного банка, 10% – наличие задержек выплат или дефолта по государственным долговым обязательствам, 5% – кредитный рейтинг страны, 5% – доступность банковского финансирования, 5% – доступность краткосрочного заемного финансирования, 5% – доступность заимствований на рынках капитала, 5% – ставка учета векселей при форфейтинговых экспортных операциях и 5% – иные показатели. При этом оценка политического риска производится на основе экспертных заключений по шкале от 0 (высокий риск) до 10 (низкий риск). Результирующее значение странового риска варьируется от 0 (наибольший риск) до 100 (наименьший риск). Данные числовые значения конвертируются в 10 буквенных категорий – от ААА до N/R.
  • 4. Business Environment Risk Intelligence (BERI) S. A. С его помощью заранее определяется уровень странового риска. Его определением занимаются около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оценок проводят анализ четыре раза в год. Таким способом анализируются все стороны политической и экономической ситуации в стране партнера. В данной методике оценка странового риска (для 50 стран) основана на среднем арифметическом трех составляющих: политический риск (взвешенная оценка 10 политических и социальных переменных), операционный риск (взвешенная с помощью экспертного метода оценка 15 экономических, финансовых и структурных переменных) и R-фактор (взвешенная оценка существующей законодательной системы, валютного курса, валютных резервов и внешнего долга). Каждый вопрос оценивается по балльно-процентной шкале и имеет пять вариантов ответов – от 0 (неприемлемо) до 4. В отличие от других оценок данный рейтинг носит количественный характер, и значения риска на используемой BERI шкале изменяются от 0 (максимальный риск) до 100 (минимальный риск). Чем выше количество собранных баллов, тем ниже страновой риск. Прогноз уровня риска осуществляется на 1 год и 5 лет.

Преимуществом приведенных рейтинговых систем является учет разнородных факторов риска, оцениваемых репрезентативными группами экспертов.

К числу их недостатков следует отнести следующие:

  • • известную упрощенность анкет;
  • • произвольный выбор весов для используемых параметров и критериев;
  • • усреднение экспертных оценок, которое нивелирует мнения участников опроса, не коррелирующие с мнением большинства (следует помнить, что крайние оценки не всегда оказываются ложными).

В этой связи эксперты агентства Credit Risk International рекомендуют исследовать тенденции в динамике страновых рейтингов и оценивать их среднее значение и дисперсию.

Белкзак предложил использовать для целей оценки странового риска модифицированную методику CAMEL (Capital, Assets, Management, Earnings, Liquidity) – систему балльной оценки (от 1 до 5) финансового состояния банков, применяемую органами банковского надзора в США. В данном случае вместо капитала используются текущие поступления, а вместо прибыли – потенциальные поступления. Входящие в расчет рейтинга параметры получают следующую интерпретацию:

  • • текущие поступления характеризуются динамикой сальдо текущего счета платежного баланса;
  • • качество активов подразумевает природные и экономические ресурсы, а также человеческий потенциал. Основными показателями качества ресурсов являются ВВП и темпы его роста, объем инвестиций и сбережений населения, производительность труда и инфляция;
  • • качество управления относится к денежно-кредитной, бюджетной и социальной политике государства, а также его способности разрешать кризисные ситуации в социальной и политической жизни;
  • • потенциальные поступления означают прогноз сальдо платежного баланса с учетом таких факторов, как условия торговли, мировые цены на сырье, уровень конкуренции па внешнем рынке, прогресс технологий и т.д.;
  • • ликвидность означает наличие у страны резервов свободно конвертируемой валюты (основной источник) и доступа к заемным средствам, предоставляемым другими центральными банками, МВФ и Всемирным банком.

В большинстве европейских стран роль рейтингов и рейтинговых агентств настолько велика, что зачастую выход эмитента на рынок заимствований без наличия рейтинга невозможен. В этом случае эмитент ищет альтернативные источники заимствования или его ценные бумаги попадают в разряд junk-bonds (мусорные облигации с высокой процентной ставкой). Большое количество институциональных инвесторов не имеют возможности пополнять свои портфели долговыми ценными бумагами, не имеющими рейтинга (имеется в виду инвестиционного класса). Таким образом, у эмитента облигаций, не имеющего кредитного рейтинга, нет реальной возможности занять средства на рынке по приемлемой ставке.

Зная кредитный рейтинг, инвестор, с одной стороны, избавляется от необходимости проведения кропотливого анализа финансовой отчетности, с другой – у него появляется возможность более взвешенно подходить к формированию инвестиционной стратегии, уменьшающей риск портфеля.

Наличие рейтинга у заемщика не означает, что агентство «рекламирует» его деятельность, но он таким образом заявляет о себе, и заявляет открыто, что создает благоприятный климат для инвестиционного сообщества.

ОСО позволяет Страновой Команде ООН и партнерам в стране вникнуть в страновой контекст, выявить вызовы на пути развития и предложить, где СК ООН в Кыргызской Республике имеет сравнительное преимущество в поддержке приоритетов развития. Главные вызовы, которые рассматриваются на следующем этапе программного процесса – это многолетняя Рамочная Программа ООН по оказанию помощи в целях развития (ЮНДАФ) – которая содержит результаты и стратегии для сотрудничества Правительства Кыргызской Республики и ООН.

2. Настоящая Общая Страновая Оценка для Кыргызской Республики закреплена в национальных приоритетах устойчивого развития страны, обращая особое внимание на политические, экономические и социальные вопросы. Существенно, что общая страновая оценка (ОСО) также закреплена в процессе Национальных Консультаций, посвященных развитию после 2015 года, которые народ Кыргызской Республики воспринял как канал для донесения их мнений о вопросах развития в своей стране.

3. Настоящая ОСО была разработана с учетом гендерного подхода и подхода на основе прав человека. Она признает право на развитие как неотъемлемое право человека, которое дает право каждому участвовать, вносить вклад и пользоваться экономическим, социальным, культурным и политическим развитием. Она признает, что усилия в сфере развития должны быть нацелены на полную реализацию всего диапазона прав, установленных по международному праву по правам человека, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. ОСО также подтверждает, усилия в области развития должны опираться на принципы равенства и отсутствия дискриминации, а также продвигать участие, прозрачность и подотчетность.

4. Общая страновая оценка состоит из двух основных и взаимосвязанных частей: обзор контекста национального развития; и анализ секторов/отраслей.

5. Контекст национального развития предусматривает обзор политических, экономи­ ческих и социальных обстоятельств в Кыргызской Республике, обращая пристальное внима­ ние на темы и приоритеты, которые направляют повестку национального развития. Также, он позволяет вникнуть в положение дел с правами человека и гендерным равенством в Кыргызской Республике, как важнейшими сквозными вопросами.

6. Раздел, посвященный анализу секторов, структурирован согласно Национальным Приоритетам по Международной Помощи (НПМП), 2014-2017. НПМП были разработаны для улучшения гармонизации между национальными приоритетами и международной помощью, чтобы адресные донорские интервенции поддерживали основные государственные расходы на политические реформы из национального бюджета. Дополнительно, с помощью НПМП планировалось сократить дублирование донорской деятельности и оптимизировать эту деятельность, чтобы она была максимально эффективной с точки зрения затрат.

7. Данный раздел представляется обширным. В разделе исследуется важные вопросы, касающиеся государственного управления, внутренних дел, включая вопросы миграции, коррупции и организованной преступности, развитие человеческих ресурсов и культуры. В качестве ключевых тем рассматриваются бедность и социальная защита, занятость и рынок труда, образование, здравоохранение, дети и молодежь, а также пожилые люди.

8. Раздел также содержит анализ актуальных проблем, связанных с энергетикой, окружающей средой и изменением климата, сельским хозяйством и развитием сельской местности, а также есть подраздел, посвященный снижению риска стихийных бедствий и реагированию на чрезвычайные ситуации.

9. Методология для ОСО включает в себя интервью и консультации с ключевыми национальными и международными партнерами по развитию и глубокий обзор, анализ, а также синтез источников вторичных данных от Правительства Кыргызской Республики, ООН и других авторитетных местных и международных источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *