Страхование частных охранников

  • автор:

«Налоги и налогообложение», 2005, N 3
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ:
ПРАВОВОЙ И НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ
Деятельность частных охранников в силу своей специфики связана с риском для их жизни и здоровья. Работники частных охранных предприятий, выполняющие охранные функции, помимо «обычного» производственного риска, которому подвергаются служащие большинства предприятий, рискуют жизнью и здоровьем, осуществляя охрану граждан и имущества.
Историческим способом защиты от различного рода рисков является страхование. Этот гражданско-правовой институт позволяет хотя и не ограничить возможность наступления негативных последствий, но компенсировать ущерб, причиненный такими последствиями.
В сфере трудовых отношений действует институт социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такому страхованию подлежат все рабочие и служащие. Данный вид страхования является обязательным и реализуется посредством отчисления работодателем взносов на страхование работников в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Частные охранники в этом смысле исключением не являются. Частное охранное предприятие, выступая работодателем лица, осуществляющего охранную деятельность, отчисляет взносы на его страхование в указанный внебюджетный фонд. Этот вид страхования частных охранников относится к страхованию «общепроизводственных» рисков.
Учитывая, что охранники в процессе производственной деятельности подвергаются повышенному риску причинения вреда жизни и здоровью, законодатель установил в отношении данной категории работников дополнительную меру социальной защиты, предусмотрев необходимость обязательного страхования жизни и здоровья частных охранников дополнительно к социальному страхованию.
Так, согласно ч.2 ст.19 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением охранных действий.
———————————
О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 // РГ. 1992. 30 апр.
В настоящее время Закон действует с изменениями от 21 марта 2002 г. и 10 января 2003 г.
Исходя из этих положений Закона, можно сделать вывод, что страхование частных охранников является одной из разновидностей института обязательного страхования.
Согласно п.2 ст.927 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) под обязательным страхованием следует понимать случаи, когда на определенных законом лиц возлагается обязанность застраховать жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.
Сопоставляя положения ст.19 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и ст.927 ГК РФ, можно сделать вывод, что страхование частных охранников действительно является обязательным и должно осуществляться по правилам, установленным для данного вида страхования.
Однако данный вывод представляется преждевременным в свете положений Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» . Нормой п.4 ст.3 этого Закона определено, что условия и порядок осуществления обязательного страхования любого вида рисков определяются федеральными законами о конкретных видах такого страхования. При этом федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие:
— субъекты страхования;
— объекты, подлежащие страхованию;
— перечень страховых случаев;
— минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;
— размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;
— срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);
— срок действия договора страхования;
— порядок определения размера страховой выплаты;
— контроль за осуществлением страхования;
— последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;
— иные положения.
———————————
Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 // РГ. 1993. 12 янв.
В настоящее время Закон действует с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта и 25 апреля 2002 г., 8 и 10 декабря 2003 г., 21 июня и 20 июля 2004 г.
Часть 2 ст.19 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», установив необходимость обязательного страхования лиц, занимающихся частной охранной деятельностью, практически не урегулировала ни одной из приведенных позиций. Это обстоятельство дает основания утверждать, что обязательное страхование частных охранников до настоящего времени осуществить невозможно в силу противоречий Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Сложившаяся ситуация могла бы остаться незамеченной. Ведь если закон не определил существенных условий обязательного страхования охранников, то и частным охранным предприятиям нет необходимости его осуществлять. Однако практика идет по иному пути. Несмотря на гражданско-правовые недостатки института обязательного страхования частных охранников, его неурегулированное состояние, органы лицензионно-разрешительной работы МВД России, уполномоченные контролировать соблюдение частными охранными предприятиями требований законодательства об охранной деятельности, признают нарушением отсутствие договоров страхования частных охранников.
В этой связи в отношении многих частных охранных предприятий применялись меры юридической ответственности.
Выход из сложившейся ситуации был подсказан Министерством финансов России в Письме от 17 октября 1997 г. N 16-00-17-70. Так, Минфин отмечает, что ч.2 ст.19 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не может применяться до того, как в установленном законодательством порядке будут определены порядок и условия проведения данного вида обязательного страхования. Но при этом страховая защита граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, может быть осуществлена путем заключения договоров добровольного страхования жизни и здоровья частных охранников.
Таким образом, Минфин рекомендует осуществлять предусмотренное законом обязательное страхование охранников на условиях и в порядке добровольного страхования. В этом случае частные охранные предприятия исключают претензии к себе со стороны органов лицензионно-разрешительной работы МВД России по поводу несоблюдения требований ч.2 ст.19 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Учитывая, что страхование охранников осуществляется за счет средств частного охранного предприятия, стоит обратить внимание на отдельные налоговые последствия заключения договора такого страхования.
Во-первых, следует помнить, что страхование частных охранников осуществляется в добровольном порядке только юридически, фактически же частные охранные предприятия все же обязаны страховать своих работников. Поэтому, по сути, страхование охранников — институт обязательного страхования, необходимость которого предусмотрена законом. В этой связи расходы на заключение договоров страхования работников частных охранных предприятий следует включать в себестоимость охранных услуг, оказываемых клиентам. Таким образом, эти расходы не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Нормой п.3 ст.213 НК РФ от налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождены страховые взносы, вносимые работодателями за своих работников по договорам обязательного страхования, а также, что важно, взносы по договорам добровольного страхования жизни и здоровья работников.
Таким образом, при исчислении и удержании из доходов охранников налога на доходы физических лиц частные охранные предприятия не должны включать в налоговую базу суммы страховых взносов, уплаченные по договорам страхования охранников. Эти суммы хотя фактически и представляют собой доход охранников в виде материальной выгоды, но в силу п.3 ст.213 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Несколько иная ситуация складывается с исчислением единого социального налога. Так, согласно п.7 ст.238 НК РФ от налогообложения единым социальным налогом освобождены суммы:
— страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;
— платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Учитывая, что ч.2 ст.19 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что охранники подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением охранных действий, сделать однозначный вывод, что взносы по договорам страхования охранников соответствуют одному из перечисленных в п.7 ст.238 НК РФ видов страховых взносов не представляется возможным.
По нашему мнению, суммы страховых взносов по договорам страхования охранников представляют собой выплату в пользу работника и все же подлежат включению в налоговую базу по единому социальному налогу, так как не могут быть освобождены от налогообложения на основании п.3 ст.238 НК РФ.
Подводя итог, следует отметить необходимость более полного урегулирования института обязательного страхования частных охранников. Существенные условия и порядок осуществления такого страхования должны быть установлены в законодательстве путем внесения дополнений в действующий Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» либо путем разработки и принятия отдельного законодательного акта, регулирующего этот вид страхования.
В.В.Глазов
Ведущий юрисконсульт
ЗАО «Охранная организация «Трансгазохрана»
Подписано в печать
15.03.2005

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *