Ставка 18 часов

  • автор:

В первую очередь необходимо отметить наличие у педагогических работников особого статуса в том, что касается регулирования режима рабочего времени и оплаты труда.

Так, на основании ст. 336 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

При этом порядок определения учебной нагрузки и основания для ее увеличения регулируются приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

В частности, из п. 2.7 приложения № 1 к указанному выше приказу следует, что норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям образовательных организаций дошкольного образования.

Из приложения № 2 к этому же приказу следует, что продолжительность рабочего времени педагогических работников устанавливается и изменяется (в сторону увеличения или уменьшения) на основании локального акта образовательной организации.

С учетом того, что образовательные организации дошкольного образования, как правило, являются муниципальными учреждениями и находятся в ведении органов местного самоуправления, системы оплаты труда таких работников устанавливаются с учетом требований ст. 144 ТК РФ.

Так, системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации для более детального ответа необходимо ознакомление с локальными актами конкретной образовательной организации, которыми осуществлялось изменение режима рабочего времени и оплаты труда педагогического работника.

Вопрос:

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы педагога-психолога составляет 36 часов в неделю.
Также согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 N 536 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутренного трудового распорядка учреждения с учетом:
1) выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
2) подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации.
Однако Письмо Министерства образования РФ от 24.12.2001 № 29/1886-6 устанавливает разделение 36-часовой рабочей недели на 2 части по 18 часов, из чего исходит, что 18 часов в неделю педагог-психолог на работе не проводит.
С учетом специфики деятельности нашего учреждения (реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, учредитель — Министерство труда и социального развития) данной категории сотрудников не требуется 18 часов на данные процедуры.
Имеет ли право работодатель самостоятельно регулировать норму часов на указанные 2 части деятельности в пределах 36-часовой рабочей недели?

Ответ:

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем работы которой регулируется образовательным учреждением.

Новая редакция Ст. 333 ТК РФ

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 г.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

Комментарий к Статье 333 ТК РФ

Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает:

— продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную;

— другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке;

— отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю.

Педагогическая (учебная) нагрузка, в зависимости от типа образовательного учреждения, учитывается в часах в неделю или в учебном году.

Часть 3 статьи 92 ТК устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников. Продолжительность ее — не более 36 часов в неделю. Для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

Для всех остальных педагогических работников определена норма часов преподавательской работы:

— для учителей 5 — 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов определена в 18 часов в неделю;

— для учителей 1 — 4 классов — 20 часов в неделю;

— для преподавателей 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования — 24 часа в неделю;

— для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования — в размере 720 часов в год.

Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, в соответствии со статьей 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», ограничивается верхним пределом. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год, на основании пункта 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160; для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации, не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно. Максимальный размер ее не должен превышать 900 часов в учебном году, как того требует пункт 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264. Так как учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 — 450 часов в учебном году, доцентам — 700 — 720 часов, ассистентам — 850 — 900 часов в год.

Если учителю не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, ему гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 191.

В образовательных учреждениях учебное время определяется в академических часах равных 45 — 50 мин. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы определена в астрономических часах, установленная Постановлением Правительства РФ N 191.

Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к Единой тарифной сетке (ЕТС). В образовательных учреждениях, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Вся остальная образовательная деятельность, осуществляемая сверх норм рабочего времени, производится за дополнительную оплату.

Педагогическим работникам разрешается работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство), в том числе и по аналогичной должности, специальности, что является исключением из правила о внутреннем совместительстве, предусмотренного в части 1 статьи 98 ТК. Помимо этого, в соответствии со статьей 282 ТК, особенности работы по совместительству педагогических работников могут устанавливаться, в том числе, Правительством РФ. В соответствии с поручением Правительства Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников. Им разрешена работа по совместительству в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии.

Продолжительность работы по совместительству не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, определяется по соглашению между работником и работодателем. Помимо этого, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. С согласия работодателя, в основное рабочее время разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. Заработная плата по основному месту работы сохраняется.

Не считаются совместительством и не требуют заключения трудового договора выполняемые в основное рабочее время с согласия работодателя следующие виды работ:

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

— консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

— руководство аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем, в том числе и работниками, не состоящими в штате учреждения (организации);

— педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении (за исключением учреждений высшего профессионального образования) с дополнительной оплатой;

— работа без занятия штатной должности в том же учреждении или иной организации сверх месячной нормы рабочего времени по графику, в том числе заведование педагогическими работниками кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, производственным обучением, практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников;

— работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств.

Другой комментарий к Ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает как продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке, так и отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю, а педагогическая (учебная) нагрузка в зависимости от типа образовательного учреждения в часах в неделю или в учебном году.

Данные нормы распространяются на всех педагогических работников, а не только педагогических работников образовательных учреждений.

2. В соответствии с п. 3 ст. 92 ТК РФ комментируемая статья устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников не более 36 часов в неделю. В силу Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю.

Для остальных педагогических работников названным Постановлением определена норма часов преподавательской работы. Так, для учителей 5 — 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов — 18 часов в неделю, для учителей 1 — 4 классов — 20 часов в неделю, для преподавателей 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования — 24 часа в неделю.

Норма часов преподавательской работы для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в размере 720 часов в год.

3. В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160); для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации — не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно в размере до 900 часов в учебном году (п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264). Поскольку учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 — 450 часов в учебном году, доцента — 700 — 720 часов, ассистента — 850 — 900 часов в год.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных п. 3 Постановления Правительства РФ N 191 от 3 апреля 2003 г. (в ред. от 1 февраля 2005 г.).

5. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы, установленная Постановлением Правительства РФ N 191, определена в астрономических часах.

6. Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к ЕТС. Для образовательных учреждений, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Образовательная деятельность сверх нормы рабочего времени осуществляется за дополнительную оплату.

7. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство) разрешается педагогическим работникам в соответствии с общими правилами о совместительстве. Ранее допускавшееся исключение из правил, предусмотренных ч. 1 ст. 98 ТК РФ о внутреннем совместительстве, т.е. возможности работы по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности, из комментируемой статьи исключено. Таким образом, в силу квалифицированного умолчания законодателя педагогические работники подчиняются общим правилам о совместительстве.

В соответствии со ст. 282 ТК РФ особенности работы по совместительству педагогических работников могут быть установлены Правительством РФ. Постановлением от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» Правительство РФ поручило установить особенности работы по совместительству педагогических работников Министерству труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством образования РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этим Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников.

Продолжительность работы по совместительству определяется по соглашению между работником и работодателем и не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (см. п. 2 комментария к настоящей статье). Если половина месячной нормы по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, то работа по совместительству не должна превышать 16 часов в неделю. Кроме того, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. Важно, чтобы продолжительность работы по каждому из трудовых договоров по совместительству не превышала половины месячной нормы рабочего времени.

В основное рабочее время с согласия работодателя разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. При этом заработная плата по основному месту работы сохраняется. Кроме того, в основное рабочее время с согласия работодателя могут осуществляться следующие виды работ, не считающиеся совместительством и не требующие заключения трудового договора:

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

— консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

— руководство аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем, в том числе и работниками, не состоящими в штате учреждения (организации);

— педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении (за исключением учреждений высшего профессионального образования) с дополнительной оплатой;

— работа без занятия штатной должности в том же учреждении или иной организации сверх месячной нормы рабочего времени по графику, в том числе заведование педагогическими работниками кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, производственным обучением, практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников;

— работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств.

Частью 1 ст. 50 КЗоТ определено: нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю. В комментируемом письме МОНмолодежьспорта со ссылкой на ч. 2 ст. 50 КЗоТ указало: учреждения и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено в ч. 1 ст. 50 КЗоТ. Однако сразу предостережем: меньшая норма продолжительности рабочего времени в учреждениях, финансируемых из бюджетов (государственного или местных), не может устанавливаться. Это допускается только на предприятиях и в организациях, работающих на условиях хозрасчета (самофинансирование).
Для отдельных категорий работников сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается законодательством (ст. 51 КЗоТ). К таким категориям относятся педагогические работники, которыми согласно Перечню должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденному постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963, являются практический психолог и социальный педагог.
Вместе с тем для педагогических работников законодательством не определена конкретная продолжительность рабочего времени в неделю. В основе их рабочего времени лежит педагогическая нагрузка, которая составляет тарифную ставку. Однако это утверждение касается практических психологов (социальных педагогов) только частично.
Согласно п. 4.6 Положения о психологической службе системы образования Украины, утвержденного приказом Минобразования от 01.05.99 г. № 127 (далее — Положение № 127), продолжительность рабочей недели практического психолога и социального педагога определяется действующим законодательством с учетом типа учебного заведения. Рассмотрим по порядку.
Общеобразовательное учебное заведение
Законом Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV педагогическая нагрузка практического психолога и социального педагога общеобразовательного учебного учреждения не определена, за исключением практических психологов специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), для которых педагогическая нагрузка составляет 18 ч в неделю, что соответствует тарифной ставке — п.п. «а» п. 64 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102).
Поскольку педагогическая нагрузка практического психолога (социального педагога) не определена, то следует исходить из общей нормы ст. 50 КЗоТ, согласно которой продолжительность рабочей недели в нормальных условиях составляет 40 ч.
Однако следует помнить, что рабочее время работников заведений образования включает не только преподавательскую (учебную) работу, но и другую педагогическую деятельность, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, а именно: подготовительную, воспитательную, методическую, организационно-педагогическую и другую работу. Так, согласно п. 21 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Минобразования от 20.12.93 г. № 455, в пределах рабочего дня педагогические работники заведения образования должны выполнять все виды учебно-методической работы в соответствии с должностью, учебным планом.
Исходя из этого, МОНмолодежьспорта в комментируемом письме указало, что из 40-часовой рабочей недели практическому психологу (социальному педагогу) стоит отвести:
— 20 ч — для непосредственной работы с участниками учебно-воспитательного процесса (индивидуальная и групповая психодиагностика, консультирование учащихся, учителей, родителей, коррекционно-развивающая работа и т. д.);
— 20 ч — на подготовку к проведению социально-психологических мероприятий (занятий, тренингов, деловых игр), обработку результатов исследований, оформление выводов и т. п.
Следует отметить: аналогичное требование ранее содержал п. 4.6 Положения № 127, однако с 03.08.2009 г. оно было исключено, когда приказом Минобразования от 02.07.2009 г. № 616 это Положение было изложено в новой редакции.
В связи с этим на сегодняшний день распределение педагогической нагрузки и другой деятельности практическому психологу (социальному педагогу) в течение недели, предлагаемое в комментируемом письме, — только рекомендации МОНмолодежьспорта.
Напомним: согласно п. 63 Инструкции № 102 педагогическая нагрузка между педагогическими работниками распределяется руководителем заведения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, которые сложились в заведении. Поэтому в зависимости от этих условий пропорция распределения педагогической нагрузки и другой деятельности практическому психологу (социальному педагогу) может быть и другой (например, 22 ч/18 ч), однако при этом продолжительность их рабочей недели должна быть установлена в размере 40 ч.
Аналогичный подход может применяться к распределению рабочего времени практических психологов и социальных педагогов, которые работают в системе внешкольного и профессионально-технического образования, поскольку для них нормативными документами также не определена педагогическая нагрузка.
Дошкольное учебное заведение
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III (далее — Закон № 2628) педагогическая нагрузка педагогического работника в сфере дошкольного образования — это время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая нагрузка педагогических работников дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типа и формы собственности определена ч. 3 ст. 30 Закона № 2628. Так, педагогическая нагрузка составляет:
— практического психолога и социального педагога дошкольного учебного заведения — 40 ч в неделю;
— практического психолога дошкольного учебного заведения (ясли-сад) компенсирующего типа — 20 ч в неделю,
что соответствует тарифной ставке.
Как подчеркнуло Минобразования в письме от 15.06.2011 г. № 2/2-15-1461, в дошкольных учебных заведениях комбинированного типа Законом № 2628 не предусмотреноуменьшение педагогической нагрузки практического психолога, а значит, объем такой нагрузки составляет 40 ч в неделю. В свою очередь, отметим, что также не предусмотрено уменьшение педагогической нагрузки практических психологов в дошкольных учебных заведениях комбинированного типа и в п. 64 Инструкции № 102.
Обратите внимание: Законом № 2628 установлена именно педагогическая нагрузка, а не продолжительность рабочей недели. При этом, поскольку согласно ст. 50 КЗоТ нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю, можно сделать вывод, что продолжительность рабочей недели практического психолога дошкольного учебного заведения равняется его педагогической нагрузке. В то же время считаем, что этот вопрос недостаточно урегулирован на законодательном уровне и педагогическая нагрузка (непосредственный учебно-воспитательный процесс) не может составлять 40 ч в неделю, а также должна соблюдаться пропорция, как предложено в комментируемом письме.
Светлана Меренкова, ведущий государственный финансовый инспектор Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ОТНОСИТЕЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ У ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Письмо от 26.09.2012 г. № 1/9-683
Учитывая многочисленные запросы с мест, Министерство предоставляет разъяснения относительно распределения рабочего времени практических психологов и социальных педагогов.
Деятельность психологической службы системы образования осуществляется согласно статьям 21 и 22 Закона «Об образовании» и Положению о психологической службе системы образования Украины, утвержденному приказом Министерства образования и науки Украины от 02.07.2009 г. № 616, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 23.07.2009 г. под № 687/16703.
В соответствии со статьей 50 Кодекса законов о труде Украины продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать норму продолжительности рабочего времени меньше предусмотренной в части первой этой статьи (статья 50 с изменениями, внесенными согласно законам Украины от 20.03.91 г. № 871-XII и от 17.11.93 г. № 3610-XII).
Педагогическая нагрузка учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников определена Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15 апреля 1993 г. № 102, согласованным с Минтруда, ЦК профсоюза работников образования и науки Украины, Минфином и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 27 мая 1993 г. под № 56 (с изменениями).
В соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденными приказом Министерства образования Украины от 20.12.93 г. № 455 (с изменениями), в пределах рабочего дня педагогические работники заведения образования должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с должностью, учебным планом и планом научно-исследовательской работы. Поэтому практическому психологу следует отвести 20 часов для непосредственной работы с участниками учебно-воспитательного процесса (индивидуальная и групповая психодиагностика, консультирование учащихся, учителей, родителей, коррекционно-развивающая работа и т. п.) и 20 часов — на подготовку к проведению социально-психологических мероприятий (занятий, тренингов, деловых игр), обработку результатов исследований, оформление заключений и т. п.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 64 подраздела А раздела VI приказа МОН Украины от 15.04.93 г. № 102 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования» с изменениями, внесенными согласно приказу Министерства образования и науки от 24.02.2005 г. № 118, «ставки заработной платы (должностные оклады) учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников выплачиваются: за 3 часа педагогической (преподавательской) работы в день (18 часов в неделю): …практическим психологам специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов)… Норма часов на ставку установлена исходя из 6-дневного режима работы». При этом специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) определяется как общеобразовательное учебное заведение для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития (п. 1 ст. 9 Закона «Об общем среднем образовании» от 13 мая 1999 г. № 651-XIV).
Просим довести содержание письма до руководителей учебных заведений.
Заместитель Министра Б. Жебровский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *