Статья 27 НК РФ

  • автор:

Новая редакция Ст. 7 НК РФ

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

2. Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса также признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце первом настоящего пункта, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).

При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в настоящем пункте (иностранными структурами без образования юридического лица), а также принимаемые ими риски. При этом наличие фактического права на доходы определяется применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора.

3. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

4. При выплате доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы, при этом налогообложение выплачиваемого дохода производится в следующем порядке:

1) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), признается в соответствии с настоящим Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации — источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации;

3) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое не распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 7 НК РФ

Статья 7 НК РФ устанавливает, что если международными договорами РФ установлены иные правила, нежели Кодексом, то в этом случае применяются правила, указанные именно в международных договорах.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Соответственно, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Международным договором РФ признается международное соглашение, заключенное нашей страной с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Это определение дано в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Другой комментарий к Ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации

Норма ст. 7 Кодекса основана на положении ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Там же установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Как отмечено в преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» <*>, международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Там же указано, что международные договоры — это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

———————————
<*> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», как установлено п. 2 его ст. 1, применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров). Указанный Федеральный закон в соответствии с п. 3 его ст. 1 распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — продолжателя СССР.

Предприятие промышленности может попасть в такую ситуацию: при уплате единовременно начисленных налогов (то есть при погашении задолженности перед бюджетом) нависает угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства). Чтобы этого избежать, можно воспользоваться возможностью получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога. Как это сделать? В каких еще ситуациях может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога?

Что является основанием для предоставления отсрочки (рассрочки)?

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога установлены ст. 64 НК РФ. (Эти правила применяются и при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате сбора п.13 ст.64 НК РФ, пени и штрафа п.6 ст.61 НК РФ.

Отсрочка (рассрочка) представляет собой изменение срока уплаты налога (перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок), но только при наличии соответствующего основания. Отсрочка или рассрочка предоставляется по одному или нескольким налогам.

При отсрочке сумма задолженности должна быть погашена единовременно в более поздний срок, а при рассрочке уплата задолженности производится поэтапно. По общему правилу отсрочка или рассрочка предоставляется на срок, не превышающий одного года. Исключение, в частности, касается задолженности по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка (рассрочка) по которой может быть предоставлена на срок более года, но не более трех лет (соответствующее решение принимает Правительство РФ). Так, поскольку акциз на этиловый спирт из пищевого сырья подлежит зачислению по нормативу 50% в федеральный бюджет и 50% в бюджет субъекта РФ, Правительство РФ вправе рассмотреть вопрос о предоставлении рассрочки по уплате указанного налога в части суммы налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет (Письмо Минфина РФ от 18.03.2011 № 03‑02‑07/1-76).

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена не любому заинтересованному лицу. Так кто же может рассчитывать на получение отсрочки или рассрочки по уплате налога? Это предприятие промышленности, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, но у которого имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка. Кроме того, должно возникнуть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

– причинение предприятию промышленности ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;

– неперечисление (несвоевременное перечисление) предприятию промышленности из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных или муниципальных нужд;

– угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты предприятием промышленности налога (обратите внимание: угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства), а не угроза банкротства (Письмо Минэкономразвития РФ от 06.05.2011 № Д06-2394));

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или уплатить обязательные платежи (ст. 2 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

– сезонный характер производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) предприятием промышленности. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382;

– наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;

– угроза возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в результате единовременного погашения задолженности по уплате одного или нескольких федеральных налогов в размере, превышающем 10 млрд руб. Кстати, в этом случае отсрочка или рассрочка предоставляется по решению Министра финансов РФ на срок, не превышающий пяти лет (это последнее исключение из общего правила).

Обратите внимание: законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов, пеней и штрафов (п. 12 ст. 64 НК РФ). Например, Законом г. Москвы от 09.02.2000 № 1 «О дополнительных основаниях и условиях сроков уплаты налогов и сборов» определены следующие дополнительные основания для предоставления налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате региональных и местных налогов:

– направление средств в сроки, совпадающие со сроками уплаты налогов, на реализацию собственных инвестиционных программ;

– аккумуляция финансовых ресурсов для закупок сырья и материалов, необходимых для последующего наращивания производства и реализации продукции и увеличения на этой основе объемов налоговых поступлений;

– принятие мотивированных решений Правительством Москвы в отношении поддержки предприятий и организаций отдельных отраслей народного хозяйства, являющихся приоритетными для города.

Какие обстоятельства исключают возможность изменения срока уплаты налога?

Несмотря на возникновение обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 64 НК РФ, срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении предприятия промышленности:

– возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

– осуществляется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

– имеются достаточные основания полагать, что предприятие воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению;

– в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления об изменении срока уплаты налога, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита по причине нарушения условий соответствующего изменения срока уплаты налога.

При наличии перечисленных обстоятельств решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица (п. 2 ст. 62 НК РФ).

Ни при каких обстоятельствах не изменяется срок уплаты налога на прибыль, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 3 ст. 62 НК РФ).

Кто принимает решение о предоставлении отсрочки (рассрочки)?

О том, какие органы уполномочены принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, сказано в ст. 63 НК РФ. Еще раз повторим: в отношении федерального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, указанное решение может принять Правительство РФ, Министр финансов РФ также может принять соответствующее решение по поводу изменения сроков уплаты федеральных налогов. Практически во всех остальных случаях решения об изменении сроков уплаты налогов в форме отсрочки или рассрочки принимают налоговые органы, за исключением решений, касающихся:

– таможенных налогов. В этом случае уполномоченным органом является ФТС или назначенный ею таможенный орган;

– государственной пошлины. Органами, к компетенции которых относится принятие решений об изменении сроков уплаты государственной пошлины, являются органы, уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате указанный сбор. Так, поскольку государственной регистрацией прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним занимается Росреестр, именно этот орган наделяется полномочиями по принятию решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины при осуществлении указанной регистрации.

В отношении федеральных налогов и сборов решение о предоставлении рассрочки или отсрочки их уплаты принимает ФНС, причем в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, такое решение должно быть согласовано с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований. Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налога и сбора, обращается в ФНС через управление ФНС по субъекту РФ по месту своего нахождения.

По региональным и местным налогам решения принимаются налоговыми органами (управлением ФНС по субъекту РФ) по месту нахождения предприятия по согласованию с финансовыми органами субъектов РФ (в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ) и финансовыми органами муниципальных образований (в части сумм, подлежащих зачислению в местные бюджеты).

На какую сумму предоставляется отсрочка (рассрочка)?

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 61 НК РФ срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части, если иное не предусмотрено гл. 9 «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа» НК РФ (ст. 61 – 68). Так, при угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) по причине единовременной уплаты предприятием промышленности налога отсрочка или рассрочка может быть предоставлена только на сумму, не превышающую стоимости его чистых активов (п. 2.1 ст. 64 НК РФ), то есть размера собственного капитала предприятия.

Сколько стоит отсрочка (рассрочка)?

Как правило, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (п. 4 ст. 64 НК РФ). Из этого правила есть исключения. Во-первых, проценты за предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных налогов начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (пп. 1 п. 2 ст. 120 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Во-вторых, на сумму задолженности вообще не начисляются проценты, если основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) явилось причинение ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы или неперечисление (несвоевременное перечисление) денежных средств из бюджета. Наконец, не начисляются проценты при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины (п. 2 ст. 333.41 НК РФ).

Какова процедура получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога?

Для того чтобы воспользоваться этой возможностью, предприятию промышленности необходимо представить в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. (Рекомендуемый образец заявления, подаваемого в налоговый орган, приведен в приложении 1 к Порядку изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденному Приказом ФНС РФ от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ (далее – Порядок).) Кроме того, копию заявления в течение пяти дней необходимо направить в налоговый орган по месту своего учета.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога нужно приложить следующие документы (п. 5, 5.1 ст. 64 НК РФ):

1) справки налогового органа по месту учета предприятия промышленности:

– о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

– с перечнем всех счетов, открытых предприятию в банках;

2) справки банков:

– о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам предприятия;

– о наличии расчетных документов предприятия, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

– об остатках денежных средств на всех счетах предприятия в банках;

3) перечень контрагентов-дебиторов предприятия с указанием цен договоров, заключенных с ними (размеров иных обязательств и оснований для их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований для возникновения обязательства);

4) обязательство предприятия, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности (рекомендуемый образец обязательства приведен в приложении 2 к Порядку);

5) документы, подтверждающие наличие угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства).

Кроме того, уполномоченный орган вправе потребовать представить документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство (п. 5.3 ст. 64 НК РФ). Это связано с тем, что изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению уполномоченных органов обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ либо поручительством согласно ст. 74 НК РФ (п. 5 ст. 61 НК РФ).

Уполномоченный орган должен принять решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или отказе в ее предоставлении в течение 30 дней со дня получения заявления предприятия. Кроме того, по ходатайству последнего уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности. Копию такого решения предприятию необходимо представить в налоговый орган по месту учета в пятидневный срок со дня его принятия.

Указанные сроки (30 и 5 дней) исчисляются в рабочих днях. Согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный в днях, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. Рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным днем.

Согласно п. 8 ст. 64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать, в частности, указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов. Решение вступает в силу со дня, установленного в нем. При этом причитающиеся к уплате пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении начинает действовать только после заключения договора о залоге имущества.

Такая ситуация: налоговый орган принял решение об отказе в предоставлении отсрочки. Однако это решение в судебном порядке признано незаконным. Тогда период просрочки уплаты налога для целей начисления пеней следует исчислять со дня, установленного для уплаты налога, до даты вынесения решения об отказе в предоставлении отсрочки (Постановление ФАС СЗО от 01.02.2011 по делу № А56-6008/2009).

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня его принятия заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Как узнать о грядущем банкротстве?

Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проводимого ФНС в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 18.04.2011 № 175. Анализ проводится на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов:

– сведений о подлежащих уплате суммах налогов, сборов, пеней, штрафов;

– сведений, полученных в рамках проведения налогового контроля;

– сведений ФТС или уполномоченных ею таможенных органов о суммах налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;

– сведений органа (должностного лица), уполномоченного совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина, о подлежащей уплате сумме этой пошлины;

– сведений других федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов РФ о суммах подлежащих уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ и денежных обязательств;

– бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций (расчетов), документов налогового учета;

– документов, представленных вместе с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

– сведений, опубликованных в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве). Порядок опубликования сведений определен ст. 28 Закона о несостоятельности (банкротстве).

В случае проведения анализа финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату налоговый орган рассчитывает степень платежеспособности по текущим обязательствам (в месяцах) и коэффициент текущей ликвидности.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам

=

Сумма краткосрочных обязательств

Доходы
будущих периодов

Среднемесячная выручка

Среднемесячная выручка

=

Выручка за отчетный период

Количество месяцев в отчетном периоде

Коэффициент текущей ликвидности

=

Сумма оборотных активов

Сумма краткосрочных обязательств

Доходы будущих периодов

Если степень платежеспособности по текущим обязательствам меньше или равна 3 месяцам (для стратегических организаций и субъектов естественных монополий – 6 месяцам) и (или) коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1, в отношении предприятия делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства). Если же первый показатель больше 3 (6) месяцев, а второй – меньше 1, проводится дополнительный анализ. Определяется сумма поступлений денежных средств на счета в банках за 3 месяца (для стратегических организаций и субъектов естественных монополий – за 6 месяцев), предшествующих подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки (на основании представленных справок банков о ежемесячных оборотах денежных средств). Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) отсутствует, если указанная сумма поступлений:

– не меньше (больше или равна) суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности;

– меньше вышеуказанной суммы, но в отчетном периоде имеется чистая прибыль;

– меньше суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки.

Если ни одно из этих условий не выполняется, делается вывод о наличии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.

В качестве примера ситуации, когда возник вопрос о получении отсрочки по уплате налогов, приведем Постановление ФАС МО от 05.02.2013 по делу № А40-10444/12‑90‑49. Организация обратилась 06.10.2011 в ФНС с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате налога на прибыль, НДС, ЕСН, пеней и штрафов в общей сумме 15 069 000 руб. В качестве нормативного основания для предоставления отсрочки заявитель сослался на пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ, то есть на угрозу возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога.

В соответствии с Методикой ФНС провела анализ финансового состояния заявителя на основании полученных от УФНС по Республике Татарстан сведений бухгалтерской отчетности заявителя за первое полугодие 2011 года, а также представленных заявителем документов. По результатам анализа финансового состояния показатель степени платежеспособности организации по текущим обязательствам составил 37,8 месяца, коэффициент текущей ликвидности – 0,4. Как видим, показатель степени платежеспособности по текущим обязательствам превышает 3 месяца, а коэффициент текущей ликвидности составляет меньше 1, поэтому ФНС провела дополнительный анализ.

Было установлено: сумма поступлений денежных средств на счета заявителя в банках за трехмесячный период (24,1 млн руб.), предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки, больше суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности (20,9 млн руб.). В связи с этим ФНС сделала вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налогов и вынесла решение об отказе в предоставлении отсрочки.

Доказательства того, что заявитель, претендуя на получение отсрочки по уплате налога, представил ФНС документы, подтверждающие превышение суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности над суммой поступлений денежных средств на счета в банках за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки, в материалы дела не представлены. Его ссылка на то, что по состоянию на 01.10.2011 общая сумма его кредиторской задолженности составляла более 42 млн руб., не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, принятого в соответствии с обстоятельствами, известными ФНС на дату обращения заявителя с просьбой об отсрочке платежа.

Кроме того, довод о том, что поступление денежных средств на расчетный счет было связано с выдачей процентных кредитов банка в сумме 23,2 млн руб. под залог имущества, судом был отклонен, так как заявитель в нарушение требований п. 5 ст. 64 НК РФ представил справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств и остатках денежных средств не по всем открытым счетам.

Предприятие промышленности 18.02.2013 обратилось в ФНС с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате НДС и НДПИ в размере 3 580 000 руб. Основание для предоставления отсрочки – угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налогов, что подтверждено документами, в том числе бухгалтерской отчетностью за 2012 г.

08.04.2013 было принято решение о предоставлении отсрочки:

– по НДС в сумме 2 381 175 руб., в том числе пени – 1 175 руб.;

– по НДПИ в сумме 1 200 576 руб., в том числе пени – 576 руб.

Общая сумма отсрочки – 3 581 751 руб. Решение получено предприятием 11.04.2013.

Сумма задолженности погашена 01.07.2013, проценты уплачиваются ежемесячно (не позднее последнего числа месяца).

В бухгалтерском учете предприятия промышленности будут отражены следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены пени по НДС*

68-НДС

1 175

Начислены пени по НДПИ

68-НДПИ

Начислены проценты в связи с предоставлением отсрочки по уплате НДС

(2 381 175 руб. х 8,25% х 1/2 / 365 дн. х 23 дн.)

68-НДС

6 189

Начислены проценты в связи с предоставлением отсрочки по уплате НДПИ

(1 200 576 руб. х 8,25% х 1/2 / 365 дн. х 23 дн.)

68-НДПИ

3 121

Проценты, начисленные на сумму задолженности по НДС, в отношении которой предоставлена отсрочка по уплате, перечислены в бюджет

68-НДС

6 189

Проценты, начисленные на сумму задолженности по НДПИ, в отношении которой предоставлена отсрочка по уплате, перечислены в бюджет

68-НДПИ

3 121

Начислены проценты на сумму задолженности по НДС

(2 381 175 руб. х 8,25% х 1/2 / 365 дн. х 31 дн.)

68-НДС

8 342

Начислены проценты на сумму задолженности по НДПИ

(1 200 576 руб. х 8,25% х 1/2 / 365 дн. х 31 дн.)

68-НДПИ

4 206

Проценты, начисленные на сумму задолженности по НДС, уплачены в бюджет

68-НДС

8 342

Проценты, начисленные на сумму задолженности по НДПИ, уплачены в бюджет

68-НДПИ

4 206

Начислены проценты на сумму задолженности по НДС

(2 381 175 руб. х (8,25% х 10 дн. + 8% х 20 дн.) х 1/2 / 365 дн.)

68-НДС

7 910

Начислены проценты на сумму задолженности по НДПИ

(1 200 576 руб. х (8,25% х 10 дн. + 8% х 20 дн.) х 1/2 / 365 дн.)

68-НДПИ

3 988

Проценты, начисленные на сумму задолженности по НДС, уплачены в бюджет

68-НДС

7 910

Проценты, начисленные на сумму задолженности по НДПИ, уплачены в бюджет

68-НДПИ

3 988

Погашена задолженность по НДС

68-НДС

2 381 175

Погашена задолженность по НДПИ

68-НДПИ

1 200 576

*
Пени, начисленные в связи с несвоевременной уплатой налогов, предложено отражать на счетах бухгалтерского учета проводкой Дебет 99 Кредит 68. Предприятие может выбрать другой вариант отражения пеней, а именно включение их в состав прочих расходов, что отражается в учете с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». Но тогда в бухгалтерском учете придется также начислить постоянное налоговое обязательство (Дебет 99 Кредит 68). Последнее связано с тем, что расходы в виде пеней не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ). Почему возникают данные разночтения, разъяснено в статье «Пени по налогам: как учесть?» (стр. 46 – 49).

Когда действие отсрочки (рассрочки) прекращается?

Действие отсрочки, рассрочки прекращается по истечении срока действия решения об изменении сроков уплаты налогов либо до истечения этого срока в случаях, предусмотренных ст. 68 НК РФ. Досрочное прекращение рассрочки (отсрочки) возникает в таких случаях:

– при уплате всей причитающейся суммы задолженности и соответствующих процентов до истечения установленного срока;

– при нарушении предприятием условий предоставления отсрочки (рассрочки), если уполномоченный орган принимает соответствующее решение. В этом случае предприятие должно в течение месяца погасить сумму задолженности по налогам с учетом процентов, а также уплатить пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения указанного решения, по день уплаты этой суммы включительно. Извещение об отмене решения о предоставлении отсрочки или рассрочки направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня его принятия. Извещение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае неуплаты задолженности и пеней налоговый орган взыщет долги в принудительном порядке. При определении предельного срока взыскания задолженности учитывается совокупность следующих сроков:

– предусмотренного п. 4 ст. 68 НК РФ 30-дневного срока, исчисляемого с момента получения предприятием решения о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки;

– трехмесячного срока, установленного ст. 70 НК РФ. Согласно п. 2, 8 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу (сбору), задолженности по пеням ему выставляется требование об их уплате. Это требование в силу п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (в нашем случае – со дня истечения месяца после получения предприятием решения о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки);

– срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании;

– 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ. Решение о взыскании задолженности в принудительном порядке принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган вправе обратиться с заявлением о взыскании в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

* * *

Если в результате единовременного погашения задолженности перед бюджетом предприятие промышленности столкнется с угрозой возникновения признаков несостоятельности (банкротства), оно может воспользоваться возможностью получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов, пеней, штрафов. Правда, за это придется заплатить. На сумму задолженности начисляются проценты, зато за период действия отсрочки (рассрочки) не платятся пени. Хотя, конечно же, их размер (они рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ) не сравним с суммой процентов (которые исчисляются исходя из 1/2 той же ставки).

Д. А. Столяров / эксперт журнала

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение» /

В комментируемой статье речь идет о лицах, на которых возложена обязанность представлять интересы другого лица только в силу закона. Для того, чтобы действия подобных лиц считались действиями самого налогоплательщика, наличие доверенности не требуется.

Например, опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (статьи 31 — 40 ГК РФ). На это указано в письме Минфина России от 01.08.2012 N 03-02-08/71.

В письме от 15.01.2013 N 03-05-06-01/05 Минфин России обращает внимание, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 статьи 26 ГК РФ).

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.

Как указано в письме Минфина России от 16.02.2011 N 03-02-07/1-49, единоличный исполнительный орган управляющего вправе подписывать налоговые декларации (расчеты) управляемых обществ без доверенности.

В Определении ВАС РФ от 01.07.2010 N ВАС-8498/10 суд, указывая на правомерность удовлетворения требований организации о признании незаконным бездействия налогового органа, отметил, что в силу части 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, а лицо, подписавшее декларацию, являлось единственным учредителем общества.

При этом относительно налогоплательщиков — юридических лиц следует учитывать подпункт «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В связи с этим иное лицо, в том числе на основании приказа законного представителя юридического лица, не вправе действовать от имени организации без доверенности.

Налоговые органы обязаны руководствоваться сведениями о юридическом лице, имеющимися в Едином государственном реестре юридических лиц. Система электронной обработки предназначена для внутреннего использования налогового органа и не заменяет Единый государственный реестр юридических лиц.

Например, учредитель (участник) организации не является ее законным представителем.

Как разъяснил Минфин России в письме от 27.10.2014 N 03-02-08/54326, учредитель общества, не являясь его законным представителем, может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (в том числе участвовать в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки), в качестве уполномоченного представителя при наличии доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

Ю.М. Лермонтов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *