Статья 180 налогового кодекса рк

  • автор:

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬРаздел 10. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬГлава 47. СЧЕТ-ФАКТУРА

Статья 412. Общие положения

1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:

1) плательщики налога на добавленную стоимость, предусмотренные подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 настоящего Кодекса;

2) налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в целях реализации международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;

3) комиссионер, не являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, в случаях, установленных статьей 416 настоящего Кодекса;

4) экспедитор, не являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, в случаях, установленных статьей 415 настоящего Кодекса.

2. Счет-фактура выписывается в электронной форме или на бумажном носителе.

Счет-фактура в электронной форме выписывается в информационной системе электронных счетов-фактур в порядке и по форме, которые определены уполномоченным органом.

Выписка счета-фактуры на бумажном носителе производится в порядке, установленном настоящей статьей, по форме, определяемой налогоплательщиком самостоятельно.

3. Счет-фактуру в электронной форме обязаны выписывать, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи:

1) налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в целях реализации международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;

2) налогоплательщики, подлежащие налоговому мониторингу;

3) налогоплательщики, являющиеся в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан уполномоченным экономическим оператором, таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов;

4) налогоплательщики, осуществляющие международные перевозки грузов.

4. Налогоплательщики, указанные в пункте 3 настоящей статьи, вправе выписывать счет-фактуру на бумажном носителе в случае:

1) отсутствия по месту нахождения налогоплательщика в границах административно-территориальных единиц Республики Казахстан сети телекоммуникаций общего пользования.

Информация об административно-территориальных единицах Республики Казахстан, на территории которых отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа;

2) возникновения в информационной системе электронных счетов-фактур технических ошибок, подтвержденных уполномоченным органом.

После устранения технических ошибок счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, подлежит регистрации в информационной системе электронных счетов-фактур в течение пятнадцати календарных дней с даты устранения технических ошибок.

Редакция пунктов 1 — 4 действует до 1 января 2019 года, см. в Приложении

5. В счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер счета-фактуры;

2) идентификационный номер поставщика и получателя товаров, работ, услуг;

3) в отношении физических лиц, являющихся получателями товаров, работ, услуг, — фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность);

в отношении индивидуальных предпринимателей, являющихся поставщиками или получателями товаров, работ, услуг, — фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование налогоплательщика;

в отношении юридических лиц (структурных подразделений юридических лиц), являющихся поставщиками или получателями товаров, работ, услуг, — наименование. При этом в части указания организационно-правовой формы возможно использование аббревиатуры в соответствии с обычаями, в том числе обычаями делового оборота;

4) дата выписки счета-фактуры;

5) в случаях, предусмотренных статьей 416 настоящего Кодекса, статус поставщика — комитент или комиссионер;

6) в случае реализации подакцизных товаров в счете-фактуре дополнительно указывается сумма акциза;

7) наименование реализуемых товаров, работ, услуг;

8) размер облагаемого (необлагаемого) оборота;

9) ставка налога на добавленную стоимость;

10) сумма налога на добавленную стоимость;

11) стоимость товаров, работ, услуг с учетом налога на добавленную стоимость;

12) вводится в действие с 1 января 2019 года

6. В счете-фактуре размер облагаемого оборота указывается отдельно по каждому наименованию товаров, работ, услуг.

В случае выписки счетов-фактур на бумажном носителе допускается указание общего размера оборота, если к такому счету-фактуре прилагается документ, содержащий данные, указанные в подпунктах 7) -11) пункта 5 настоящей статьи. При этом счет-фактура должен содержать указание на номер и дату документа, а также его наименование.

7. Стоимостные и суммовые значения в счете-фактуре, выписанном на бумажном носителе, указываются в национальной валюте Республики Казахстан.

Стоимостные и суммовые значения в счете-фактуре, выписанном в электронной форме, указываются в национальной валюте Республики Казахстан, за исключением следующих случаев, при которых возможно указание в иностранной валюте:

1) по сделкам (операциям), заключенным (совершенным) в рамках соглашения (контракта) о разделе продукции;

2) по сделкам (операциям) по реализации товаров на экспорт, облагаемым по нулевой ставке налога на добавленную стоимость в соответствии со статьями 386, 447 и 449 настоящего Кодекса;

3) по оборотам по реализации услуг по международным перевозкам, облагаемым по нулевой ставке налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 387 настоящего Кодекса;

4) по оборотам по реализации, облагаемым по нулевой ставке налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 3 статьи 393 настоящего Кодекса.

8. В случае, если от имени юридического лица в качестве поставщика товаров, работ, услуг выступает его структурное подразделение и по решению юридического лица выписка счетов-фактур производится таким структурным подразделением, а также в случае, если от имени юридического лица структурное подразделение выступает получателем товаров, работ, услуг, в целях выполнения:

1) требований, установленных подпунктам 3) и 5) пункта 5 настоящей статьи, в счете-фактуре допускается указание реквизитов структурного подразделения юридического лица;

2) требования, установленного подпунктом 2) пункта 5 настоящей статьи, в счете-фактуре указывается идентификационный номер юридического лица. При этом в случае указания реквизитов структурного подразделения юридического лица в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта указывается идентификационный номер такого структурного подразделения.

9. Налогоплательщики указывают в счете-фактуре или ином документе, предусмотренном пунктом 1 статьи 400 настоящего Кодекса:

1) по оборотам, облагаемым налогом на добавленную стоимость, -сумму налога на добавленную стоимость;

2) по необлагаемым оборотам, в том числе освобожденным от налога на добавленную стоимость, — отметку «Без НДС».

10. Налогоплательщики вправе в счете-фактуре, выписываемом на бумажном носителе, указать дополнительные сведения, не предусмотренные настоящей статьей.

11. Счет-фактура на бумажном носителе выписывается в двух экземплярах, один из которых передается получателю товаров, работ, услуг.

12. Счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, заверяется:

для юридических лиц — подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, содержащей название и указание организационно-правовой формы, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать;

для индивидуальных предпринимателей — печатью (при ее наличии), содержащей фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование, а также подписью индивидуального предпринимателя.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

Получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием представить заверенную уполномоченным на то лицом копию приказа о назначении лица, уполномоченного подписывать счета-фактуры, а поставщик обязан выполнить данное требование в день обращения получателя товаров, работ, услуг.

Структурное подразделение юридического лица, являющееся поставщиком товаров, работ, услуг, по решению налогоплательщика вправе заверять выписанные им счета-фактуры печатью такого структурного подразделения, содержащей название и указание организационно-правовой формы юридического лица, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать.

Счет-фактура, выписанный уполномоченным представителем участников простого товарищества (консорциума), в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 200 настоящего Кодекса, заверяется печатью уполномоченного представителя, содержащей название и указание организационно-правовой формы, а также подписями руководителя и главного бухгалтера такого уполномоченного представителя.

В случае, если в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и учетной политикой руководитель или индивидуальный предприниматель ведет бухгалтерский учет лично, вместо подписи главного бухгалтера указывается «не предусмотрен».

Счет-фактура, выписанный в электронной форме, заверяется электронной цифровой подписью.

13. Выписка счета-фактуры не требуется в случаях:

1) реализации товаров, работ, услуг, расчеты за которые осуществляются:

наличными деньгами с представлением покупателю чека контрольно-кассовой машины и (или) через терминалы оплаты услуг;

с применением оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;

2) реализации товаров, работ, услуг физическим лицам, расчеты за которые осуществляются электронными деньгами или с использованием средств электронного платежа;

3) осуществления расчетов через банки второго уровня, оператора почты за предоставленные физическому лицу коммунальные услуги, услуги связи;

4) оформления перевозки пассажира на железнодорожном или воздушном транспорте проездным билетом на бумажном носителе, электронным билетом или электронным проездным документом;

5) безвозмездной передачи товара физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой;

6) оказания услуг, предусмотренных статьей 397 настоящего Кодекса.

Положения подпунктов 1) и 2) части первой настоящего пункта не применяются в случае реализации товаров, работ, услуг лицам, указанным в пункте 1 статьи 436 настоящего Кодекса.

14. В случаях, предусмотренных подпунктам 1) и 2) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги. При этом в случаях, предусмотренных подпунктам 3) и 4) пункта 13 настоящей статьи, выписка счета-фактуры осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг.

В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке.

15. Особенности выписки счетов-фактур в отдельных случаях установлены статьями 414 — 418 настоящего Кодекса.

Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур

1. Счет-фактура выписывается:

1) при реализации электрической и (или) тепловой энергии, воды, газа, коммунальных услуг, услуг связи, услуг по перевозке на железнодорожном транспорте, услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, услуг по договору транспортной экспедиции, услуг оператора вагонов (контейнеров), услуг по перевозке грузов по системе магистральных трубопроводов, системных услуг, оказываемых системным оператором, услуг по предоставлению кредита (займа, микрокредита), облагаемых налогом на добавленную стоимость банковских операций, а также при реализации товаров, работ, услуг по договорам, заключенным сроком на один год или более, лицам, указанным в пункте 1 статьи 436 настоящего Кодекса, — по итогам месяца, в котором поставлены товары, оказаны услуги, не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, на который по таким товарам, услугам приходится дата совершения оборота по реализации;

2) в случае вывоза товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта счет-фактура выписывается не позднее двадцати календарных дней после даты совершения оборота по реализации;

3) при передаче имущества в финансовый лизинг в части начисленной суммы вознаграждения — по итогам календарного квартала не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, по итогам которого выписывается счет-фактура;

4) в остальных случаях — не ранее даты совершения оборота по реализации и не позднее пятнадцати календарных дней после такой даты.

2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или после даты совершения оборота, но в пределах срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса.

3. Исправленный счет-фактура выписывается при необходимости внесения изменений и дополнений в ранее выписанный счет-фактуру.

4. Сроки выписки дополнительного счета-фактуры установлены статьей 420 настоящего Кодекса.

При несоблюдении требований статьи 197 настоящего Кодекса дополнительный счет-фактура выписывается лизингодателем в срок не позднее пятнадцати календарных дней с даты наступления такого случая.

Статья 414. Особенности выписки счетов-фактур при реализации печатных изданий и иной продукции средств массовой информации

В случае реализации периодических печатных изданий или иной продукции средств массовой информации, включая размещенные на интернет-ресурсе в общедоступных телекоммуникационных сетях, счет-фактура выписывается не позднее пятнадцати календарных дней после даты совершения оборота по реализации.

Налогоплательщик вправе выписать счет-фактуру ранее даты совершения оборота на весь оборот по реализации, дата совершения которого приходится на календарный год. При этом в счете-фактуре отдельно указываются размер оборота по реализации и соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, приходящиеся на каждый налоговый период, входящий в такой календарный год.

Статья 415. Особенности выписки счетов-фактур экспедиторами

1. Выписка счетов-фактур при выполнении работ, оказании услуг по договору транспортной экспедиции для стороны, являющейся клиентом по такому договору, осуществляется экспедитором.

Счет-фактура выписывается экспедитором на основании счетов-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками работ, услуг, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость.

В случае, если перевозчик (поставщик) не является плательщиком налога на добавленную стоимость, счет-фактура выписывается экспедитором на основании документа, подтверждающего стоимость работ, услуг.

2. В счете-фактуре, выписываемом экспедитором, указывается облагаемый (необлагаемый) оборот с учетом стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных перевозчиками и (или) поставщиками в рамках договора транспортной экспедиции:

являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость;

не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость.

В целях выполнения требований подпунктов 2) и 3) пункта 5 статьи 412 настоящего Кодекса в счете-фактуре, выписываемом экспедитором, в качестве реквизитов:

поставщика — указываются реквизиты экспедитора;

получателя — указываются реквизиты налогоплательщика, являющегося клиентом по договору транспортной экспедиции.

3. При осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции экспедитор составляет налоговый регистр в соответствии со статьей 215 настоящего Кодекса, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.

4. Счет-фактура, выписанный в соответствии с указанными требованиями, является основанием для отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость стороной, являющейся клиентом по договору транспортной экспедиции.

Статья 416. Особенности выписки счетов-фактур по договорам, условия которых соответствуют условиям договора комиссии

При реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, в случае, если комитент и (или) комиссионер являются плательщиками налога на добавленную стоимость, выписка счетов-фактур покупателю товаров, работ, услуг осуществляется комиссионером.

Размер оборота по реализации товаров, работ, услуг в счете-фактуре, выписываемом комиссионером, указывается исходя из стоимости товаров, работ, услуг, по которой комиссионером осуществляется их реализация покупателю.

Счет-фактура выписывается комиссионером с учетом данных:

счета-фактуры, выписанного комиссионеру комитентом, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость. В этом случае сумма облагаемого (необлагаемого) оборота, указанная в счете-фактуре, выписанном комиссионеру комитентом, включается в облагаемый (необлагаемый) оборот в счете-фактуре, выписываемом комиссионером покупателю;

документа, подтверждающего стоимость товаров, работ, услуг, выписанного комитентом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость. В этом случае стоимость товаров, работ, услуг, указанная в таком документе, включается в необлагаемый оборот в счете-фактуре, выписываемом комиссионером покупателю.

Размер оборота в счете-фактуре, выписываемом комитентом комиссионеру, указывается исходя из стоимости товаров, работ, услуг, по которой они предоставлены комиссионеру с целью реализации.

Размер оборота в счете-фактуре, выписываемом комиссионером комитенту, указывается исходя из суммы комиссионного вознаграждения комиссионера и стоимости работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента.

При выписке комитентом в адрес комиссионера счета-фактуры на реализацию товаров, работ, услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, в целях выполнения требований подпунктов 2) и 3) пункта 5 статьи 412 настоящего Кодекса в качестве реквизитов:

поставщика — указываются реквизиты комитента с указанием статуса «комитент»;

получателя — указываются реквизиты комиссионера с указанием статуса «комиссионер».

При выписке комиссионером счета-фактуры получателю товаров, работ, услуг в целях выполнения требований подпунктов 2) и 3) пункта 5 статьи 412 настоящего Кодекса в качестве реквизитов поставщика указываются реквизиты комиссионера с указанием статуса «комиссионер».

При передаче комиссионером комитенту товаров, приобретенных для комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, а также при выполнении работ, оказании услуг третьим лицом для комитента по сделке, заключенной таким третьим лицом с комиссионером, выписка счетов-фактур в адрес комитента осуществляется комиссионером.

Положения настоящего пункта применяются в случае, если комиссионер и (или) лицо, у которого комиссионер приобретает товары, работы, услуги для комитента, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Размер оборота по реализации товаров, работ, услуг в счете-фактуре, выписываемом комиссионером, указывается с учетом стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных комиссионером для комитента на условиях договора комиссии.

Счет-фактура выписывается комиссионером с учетом данных:

счета-фактуры, выписанного комиссионеру третьим лицом, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость. В этом случае сумма облагаемого (необлагаемого) оборота, указанного в счете-фактуре, выписанном третьим лицом комиссионеру, включается в облагаемый (необлагаемый) оборот в счете-фактуре, выписываемом комиссионером комитенту;

документа, подтверждающего стоимость товаров, работ, услуг, выписанного третьим лицом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость. В этом случае стоимость товаров, работ, услуг, указанная в таком документе, включается в необлагаемый оборот в счете-фактуре, выписываемом комиссионером комитенту, кроме работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента;

документа, подтверждающего стоимость товаров, работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента.

Сумма комиссионного вознаграждения комиссионера и стоимость работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента, в счете-фактуре, выписываемом комитенту, указываются отдельными строками. При этом, если комиссионер не является плательщиком налога на добавленную стоимость, сумма вознаграждения указывается с отметкой «Без НДС».

При выписке комиссионером комитенту счета-фактуры на приобретенные для комитента на условиях договора комиссии товары, работы, услуги в целях выполнения требований подпунктов 2) и 3) пункта 5 статьи 412 настоящего Кодекса в качестве реквизитов:

поставщика — указываются реквизиты комиссионера с указанием статуса «комиссионер»;

получателя — указываются реквизиты комитента с указанием статуса «комитент».

При выписке третьим лицом, являющимся поставщиком товаров, работ, услуг, счета-фактуры комиссионеру в целях выполнения требований подпунктов 2) и 3) пункта 5 статьи 412 настоящего Кодекса в качестве реквизитов получателя указываются реквизиты комиссионера.

Статья 417. Особенности выписки счетов-фактур при реализации (приобретении) товаров, работ, услуг, осуществляемых в рамках договоров о совместной деятельности

1. В случаях, когда реализация товаров, работ, услуг осуществляется поверенным от имени и (или) по поручению участника (участников) договора о совместной деятельности:

1) счет-фактура выписывается от имени одного из участников договора о совместной деятельности или от имени поверенного с указанием в строке, отведенной для поставщика (продавца), реквизитов участника (участников) договора о совместной деятельности;

2) при выписке счетов-фактур отражается общая сумма оборота, а также сумма оборота, приходящаяся на каждого из участников согласно условиям договора о совместной деятельности.

2. В случае выписки счета-фактуры на бумажном носителе оригинал счета-фактуры выписывается как покупателю товаров, работ и услуг, так и каждому из участников договора о совместной деятельности.

3. В случаях, когда участником (участниками) договора о совместной деятельности или поверенным приобретаются товары, работы или услуги в рамках такой деятельности, в счетах-фактурах, получаемых от поставщика (продавца), должны быть выделены:

1) реквизиты участника (участников) договора о совместной деятельности в зависимости от количества участников совместной деятельности либо поверенного;

2) суммы приобретения, в том числе суммы налога на добавленную стоимость, приходящиеся на каждого из участников договора о совместной деятельности.

4. В случае выписки счета-фактуры на бумажном носителе количество выписываемых оригиналов счетов-фактур должно соответствовать количеству участников договора о совместной деятельности, для осуществления которой приобретаются товары, работы или услуги.

5. Положения настоящей статьи не применяются при реализации (приобретении) товаров, работ, услуг оператором в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 426 настоящего Кодекса.

Статья 418. Особенности выписки счетов-фактур в отдельных случаях

1. При реализации (приобретении) товаров, работ, услуг оператором в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 426 настоящего Кодекса, счет-фактура выписывается в соответствии с требованиями настоящей главы с указанием реквизитов оператора в качестве поставщика (покупателя).

2. Выписка счета-фактуры покупателю товаров, работ, услуг, реализуемых на условиях, соответствующих договору поручения, осуществляется доверителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 374 настоящего Кодекса, — поверенным в порядке, определенном настоящим разделом.

Статья 419. Внесение изменений и дополнений в счет-фактуру

1. Исправленный счет-фактура выписывается в случае необходимости внесения изменений и (или) дополнений в ранее выписанный счет-фактуру, исправления ошибок, не влекущих замену поставщика и (или) получателя товаров, работ, услуг.

При выписке исправленного счета-фактуры ранее выписанный счет-фактура аннулируется.

2. Исправленный счет-фактура должен:

1) соответствовать требованиям, установленным настоящей главой к выписке счетов-фактур;

2) содержать следующую информацию:

пометку о том, что счет-фактура является исправленным;

порядковый номер и дату выписки исправленного счета-фактуры;

порядковый номер и дату выписки первичного счета-фактуры;

порядковый номер и дату выписки аннулируемого счета-фактуры.

3. По исправленному счету-фактуре, выписанному на бумажном носителе, обязательно наличие одного из нижеперечисленных подтверждений о получении такого счета-фактуры получателем товаров, работ, услуг:

1) заверение получателем товаров, работ, услуг такого счета-фактуры подписями и печатью в соответствии с пунктом 12 статьи 412 настоящего Кодекса;

2) направление поставщиком товаров, работ, услуг такого счета-фактуры в адрес получателя товаров, работ, услуг заказным письмом и наличие уведомления о его получении;

3) наличие письма получателя товаров, работ, услуг о получении такого счета-фактуры с подписью и печатью:

для юридических лиц — содержащей название и указание на организационно-правовую форму, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать;

для индивидуальных предпринимателей — при ее наличии, содержащей фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование.

4. По исправленному счету-фактуре, выписанному в электронной форме, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение десяти календарных дней со дня получения такого исправленного счета-фактуры указать несогласие с выпиской такого счета-фактуры согласно порядку документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме.

Положения настоящей статьи не применяются в случаях, предусмотренных статьей 420 настоящего Кодекса.

Статья 420. Выписка дополнительного счета-фактуры

1. Выписка дополнительного счета-фактуры производится поставщиком в случаях:

1) корректировки размера оборота в соответствии со статьей 383 настоящего Кодекса;

2) несоблюдения требований статьи 197 настоящего Кодекса.

2. Дополнительный счет-фактура должен:

1) соответствовать требованиям, установленным настоящей главой к выписке счетов-фактур;

2) содержать следующую информацию:

пометку о том, что счет-фактура является дополнительным;

порядковый номер и дату выписки дополнительного счета-фактуры;

порядковый номер и дату выписки счета-фактуры, к которому выписывается дополнительный счет-фактура;

сумму корректировки размера оборота в случае его изменения;

сумму корректировки налога на добавленную стоимость в случае его изменения;

дату совершения оборота на сумму корректировки размера оборота — при выписке в электронной форме;

отметку «несоблюдение статьи 197 Налогового кодекса» в случае, установленном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи.

3. Дополнительный счет-фактура выписывается не ранее даты совершения оборота и не позднее пятнадцати календарных дней после указанной даты совершения оборота.

4. По дополнительному счету-фактуре, выписанному на бумажном носителе, обязательно наличие одного из нижеперечисленных подтверждений о получении такого счета-фактуры получателем товаров, работ, услуг:

1) заверение получателем товаров, работ, услуг такого счета-фактуры подписями и печатью в соответствии с пунктом 12 статьи 412 настоящего Кодекса;

2) направление поставщиком товаров, работ, услуг такого счета-фактуры в адрес получателя товаров, работ, услуг заказным письмом и наличие уведомления о его получении;

3) наличие письма получателя товаров, работ, услуг о получении такого счета-фактуры с подписью и печатью:

для юридических лиц — содержащей название и указание на организационно-правовую форму, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать;

для индивидуальных предпринимателей — при ее наличии, содержащей фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование.

5. По дополнительному счету-фактуре, выписанному в электронной форме, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение десяти календарных дней со дня получения такого дополнительного счета-фактуры указать несогласие с выпиской такого счета-фактуры согласно порядку документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме.

Глава 56. Налоговый период и налоговая отчетность

Примечание

Налоговый период для исчисления земельного налога определяется согласно статье 148 настоящего Кодекса.

Статья 393. Налоговая отчетность

Примечание

1. Индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса) и юридические лица представляют в налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, а также расчет текущих платежей в сроки, установленные настоящей статьей.

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, представляют в налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Примечание

1-1. Физические лица не представляют в налоговые органы налоговую отчетность по земельному налогу, если иное не установлено пунктом 1 настоящей статьи и настоящим пунктом.

Физические лица (в том числе частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы) по земельным участкам, занятым зданиями (частями зданий), находящимися на праве собственности, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 396 настоящего Кодекса, и объектов, налоговая база по которым исчисляется в соответствии со статьей 406 настоящего Кодекса, представляют в налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

2. Расчет текущих платежей по земельному налогу представляется не позднее 15 февраля текущего налогового периода.

Примечание

3. Вновь созданные налогоплательщики, за исключением налогоплательщиков, созданных после последнего срока уплаты текущих платежей, представляют расчет текущих платежей не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем постановки налогоплательщика на регистрационный учет.

Примечание

4. Юридические лица, указанные в подпунктах 3) и 7) пункта 3 статьи 373 настоящего Кодекса, по объектам налогообложения, переданным в пользование, доверительное управление или аренду, представляют расчет текущих платежей в сроки, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.

5. При изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам налогообложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Глава 20. Доходы, не облагаемые у источника выплаты

Статья 180. Имущественный доход

Примечание

Примечание

1. К имущественному доходу физического лица, подлежащему налогообложению, относится:

1) доход от прироста стоимости при реализации физическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, имущества, указанного в статье 180-1 настоящего Кодекса;

2) доход от прироста стоимости при передаче физическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, имущества (кроме денег) в качестве вклада в уставный капитал, указанного в статье 180-2 настоящего Кодекса;

Примечание

3) доход, полученный физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, от сдачи в имущественный найм (аренду) имущества лицам, не являющимся налоговыми агентами;

Примечание

4) доход от прироста стоимости при реализации прочих активов индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, указанных в статье 180-3 настоящего Кодекса.

2. Имущественный доход, полученный (подлежащий получению) физическим лицом в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту Республики Казахстан — тенге с применением рыночного курса обмена валют на дату совершения сделки по реализации имущества.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

О налоговом законодательстве Республики Казахстан и
его соотношении сгражданским законодательством
(Е. Порохов, к.ю.н., председательобщественного фонда «ФНК»)

Понятие налогового законодательства Республики Казахстан

Пункт 1 ст. 1 Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» определяет состав и структуру налогового законодательства Республики Казахстан, устанавливая Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Закон «О налогах…») и другие нормативные правовые акты по вопросам налогообложения в качестве источников налогового права в порядке приоритетности их действия по отношению друг к другу.

По аналогии понятия законодательства, сформулированного в ст. 1 Закона РК № 213-1 от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах», под налоговым законодательством Республики Казахстан, носящим характер специального законодательства, следует понимать совокупность нормативных правовых актов, т.е. письменных официальных документов установленной формы, принятых уполномоченными органами или должностными лицами государства, устанавливающих правовые нормы по вопросам налогообложения, изменяющих, прекращающих или приостанавливающих их действие.

Таким образом, налоговое законодательство служит формой выражения норм налогового права — общеобязательных правил поведения, сформулированных в нормативных правовых актах, рассчитанных на многократное применение и распространяющихся на всех лиц в рамках нормативно регламентированной ситуации по вопросам налогообложения.

При этом следует иметь в виду, что нормы права, подлежащие применению к налоговым правоотношениям, могут содержаться, помимо налогового законодательства РК, также в других источниках права. В Казахстане такими источниками являются Конституция РК в части, относящейся к регулированию налоговых правоотношений, международные договоры по вопросам налогообложения, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного суда РК по вопросам налогообложения, поскольку, согласно п. 1 ст. 4 Конституции РК от 30 августа 1995 г., нормы вышеуказанных актов также признаются действующим правом Республики Казахстан.

В состав налогового законодательства РК включаются только нормативные правовые акты уполномоченных на их принятие органов и должностных лиц Республики Казахстан. В перечне таких актов в п. 1 ст. 1 Закона «О налогах…» (в редакции с изменениями и дополнениями по состоянию на 3 августа 1999 г.) определяются нормативные акты Президента РК, нормативные акты Правительства РК, нормативные акты Министерства государственных доходов РК, согласованные с Министерством финансов РК. В Законе «О налогах…» отсутствует ссылка на законы Парламента РК по вопросам налогообложения, в то время как данные нормативные акты также входят в состав налогового законодательства. Согласно пп. 1 и 2 ст. 54 Конституции РК от 30 августа 1995 г. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает законы, устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы. Объяснение данному факту можно найти, изучив историю принятия Указа Президента РК, имеющего силу закона, (ныне — Закона РК) «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в отсутствие Парламента. Акты других органов и должностных лиц, не уполномоченных на издание нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, не должны рассматриваться в качестве источников налогового права и соответственно не должны применяться к налоговым отношениям.

Центральное место в системе налогового законодательства занимает Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Закон, который представляет собой кодифицированный нормативный правовой акт, т.е. такой нормативный правовой акт, в котором правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединены и систематизированы. Нормы налогового права в Законе «О налогах…» регулируют однородные общественные отношения — налоговые, объединены в рамках единого нормативного правового акта — Закона «О налогах…», упорядочены и находятся между собой в определенной связи систематизированы.

Целью Закона «О налогах…» в п. 1 ст. 1 обозначено установление обязательных платежей налогового характера в республиканский и местные бюджеты и регулирование налоговых отношений в республике (за исключением вопросов таможенных платежей, регулируемых законодательством по таможенному делу РК, платежей за загрязнение окружающей среды и обязательных платежей за использование природных ресурсов, регулируемых специальным законодательством, а также нормативных правовых актов по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды).

Пункт 2 ст. 1 Закона «О налогах…» содержит в себе императивную норму о том, что законодательные и иные акты, противоречащие положениям Закона «О налогах…», не имеют юридической силы. Данная норма устанавливает приоритет в применении норм права Закона «О налогах…» перед нормами других нормативных правовых актов, независимо от уровня их принятия (законодательный или иной уровень). Все издаваемые после принятия Закона «О налогах…» нормативные правовые акты должны основываться на данном Законе и не должны противоречить его положениям. Принятые уполномоченными органами нормативные правовые акты, которые содержат в себе положения, противоречащие нормам Закона «О налогах…», не имеют юридической силы и не должны применяться участниками налоговых правоотношений и иными субъектами правоприменительной деятельности. Помимо этого, реализуя принцип исключительности налогового законодательства, норма п. 2 ст. 1 Закона «О налогах…» содержит в себе запрет включения в неналоговое законодательство РК норм налогового права. Данный запрет означает, что уполномоченные государственные органы при издании нормативных правовых актов, не преследующих своей основной целью регулирование налоговых отношений, не вправе включать в такие нормативные правовые акты нормы права, призванные в какой-либо части регулировать налоговые отношения. В этой связи остро встает вопрос о возможности и случаях применения к налоговым отношениям или к смежным с ними отношениям норм других отраслей права, и в частности гражданского.

Соотношение налогового и гражданского законодательства

Республики Казахстан

Причиной для обращения к исследованию данного вопроса послужило то обстоятельство, что в современной практике налоговых правоотношений у участников этих отношений возникла дилемма по вопросу о том, следует ли им все-таки в своих налоговых отношениях (в том числе и при разрешении часто возникающих налоговых споров) руководствоваться нормами гражданского права РК. Необходимость однозначного разрешения этого очень актуального вопроса для всех налогоплательщиков, государственных налоговых и судебных органов продиктована потребностью каждого из них определить, наконец, для себя и для других единый подход и единую нормативно-правовую основу для регулирования налоговых правоотношений.

Обратимся к позиции самого законодателя РК по вопросу о возможности применения к налоговым отношениям гражданского законодательства РК. Единственная норма права, которая позволяет прояснить позицию законодателя по указанному выше вопросу, содержится в п. 4 ст. 1 ГК РК (Общая часть). Данная норма является гражданско-правовой и призвана прежде всего определить пределы действия гражданского закона по предмету регулирования. Согласно п. 4 ст. 1 ГК РК (Общая часть) к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Данная норма ГК РК устанавливает однозначный запрет применения гражданского законодательства РК к налоговым правоотношениям, ограничивая сферу действия гражданского закона только имущественными отношениями, не основанными на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Другими словами, участники налоговых правоотношений при установлении объема своих действительных прав и обязанностей в налоговых имущественных отношениях и при обосновании своих требований и возражений к другим участникам этих правоотношений не вправе ссылаться на нормы гражданского права РК, регулирующие аналогичного рода имущественные отношения.

При этом законодателем РК не исключается возможность применения к налоговым правоотношениям норм гражданского права РК в случаях, предусмотренных законодательными актами РК. Тем самым законодатель, действуя как всегда мудро и осторожно, оставил за собой право оговаривать в специальных законодательных актах случаи возможного применения участниками налоговых отношений норм гражданского права РК. Однако до сих пор законодатель еще ни разу не реализовал закрепленное за собой право, и ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве РК такие исключительные случаи возможного применения гражданского законодательства РК к налоговым отношениям пока еще не оговорены.

Вместе с тем необходимость сделать такие оговорки продиктована запросами современной налоговой практики. Возникающие в ряде случаев вопросы определения статуса тех или иных участников налоговых отношений, определения объема и характера их действительных прав и обязанностей заставляют искать нормы права, регламентирующие этот процесс. Современное налоговое законодательство РК, несмотря на произошедшие за последние семь лет позитивные сдвиги в его развитии, пока еще не достигло того уровня, который позволяет говорить о полном отсутствии пробелов в налоговом праве. Вследствие этого участники налоговых правоотношений вынуждены искать решения своих проблем по аналогии закона, применяя нормы других отраслей законодательства, регулирующие сходные имущественные отношения, или по аналогии права, исходя из общего смысла и принципов налогового права, которые тоже пока еще не провозглашены и не закреплены в законодательстве РК.

Аналогия закона приводит к необходимости применения норм гражданского законодательства как наиболее разработанной на современном этапе отрасли законодательства РК, регулирующей очень сходные с налоговыми имущественные отношения обязательственного характера (долговые обязательства).

Сторонники же крайней позиции категоричного толкования вышеуказанной нормы права, отрицающей возможность применения гражданского законодательства РК к налоговым отношениям, используют отсутствие специально предусмотренных законодательными актами РК случаев возможного применения гражданского законодательства РК к налоговым отношениям и невольно склоняют всех других участников налоговых отношений к тому, чтобы пребывать в состоянии неурегулированности их отношений по тем вопросам налогообложения, по которым в налоговом праве РК существуют явные пробелы.

Например, до сих пор в налоговом законодательстве РК никак не регулируются отношения представления интересов субъекта налога третьими лицами (представителями субъектов налога) в случае невозможности им исполнить свое налоговое обязательство лично и непосредственно. Практика же налоговых отношений пошла по пути применения по аналогии закона гражданско-правовых норм о представительстве (законном и договорном), когда интересы субъектов налогов в их налоговых отношениях представляют лица, действующие от имени субъекта налога и за его счет на основании договора поручения, доверенности (поверенные) или на основании закона (опекуны, попечители).

Применение норм гражданского права по аналогии закона вызвано необходимостью восполнить пробелы в правовом регулировании налоговых отношений:

— применение норм гражданского права РК к налоговым отношениям следует признать, по нашему мнению, оправданным. В связи с этим в настоящее время нашему законодателю можно было бы порекомендовать описать случаи возможного применения к налоговым отношениям норм гражданского права по аналогии, оговорив эти случаи в специальных законодательных актах;

— особенности возникновения налоговых обязательств. Дело в том, что основанием возникновения налогового обязательства является объект налогообложения — юридический факт, появление и существование которого, с одной стороны, связано с осуществлением субъектом налога своей финансово-хозяйственной деятельности, с участием субъекта налога своим имуществом в гражданском обороте в рамках имущественных правоотношений, а с другой стороны, характеризует интересующие государство в целях налогообложения платежеспособность и имущественную состоятельность субъекта налога. Вследствие этого описываемое налоговым законодательством в качестве объекта налогообложения явление представляет собой прежде всего гражданско-правовое явление (имущественные правоотношения, регулируемые нормами гражданского права).

Следовательно, для установления факта наличия или отсутствия у того или иного субъекта налога объекта налогообложения по тому или иному налогу участникам налоговых отношений придется обращаться к исследованию своих гражданско-правовых отношений, могущих послужить объектом налогообложения, и, соответственно, придется руководствоваться нормами гражданского права, регулирующего эти отношения.

К примеру, чтобы установить факт возникновения у кого-либо налогового обязательства по налогу на имущество, придется обратиться к исследованию вопроса о правовом статусе имущества, находящегося у субъекта налога. Там, где право собственности на имущество

еще не возникло или существует с пороками, делающими по гражданскому закону факт обладания этим имуществом на праве собственности недействительным. Естественно предположить, что никакого налогового обязательства по данному основанию у субъекта налога нет и быть не может до момента возникновения у субъекта налога полноценного права собственности на находящееся у него имущество без каких-либо пороков его приобретения.

В ряде случаев у сторонников крайней позиции неприменения норм гражданского права к налоговым отношениям вызывает недоразумение тот факт, что суды РК при обращении к ним налогоплательщиков с заявлениями о признании недействительными актов органов налоговой службы руководствуются нормами гражданского права РК и признают недействительными акты органов налоговой службы на основании этих норм. К примеру, зачастую правовым основанием признания недействительными актов органов налоговой службы является норма ст. 267 ГК РК (Общая часть), согласно п. 1 которой, если в результате издания не соответствующего законодательству нормативного или индивидуального акта органа государственного управления, местного представительного или исполнительного органа, либо должностного лица нарушаются права собственника и других лиц по впадению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом, такой акт признается в судебном порядке недействительным по иску собственника или лица, права которого нарушены.

Обосновывая свои требования о признании недействительным акта органа налоговой службы, субъект налога, как правило, ссылается прежде всего на норму п. 2 ст. 26 Конституции РК от 30 августа 1995 г., которая гласит о том, что никто не может быть лишен своей собственности иначе, как по решению суда. Кроме того, согласно ст. 267 ГК РК (Общая часть), если в результате издания не соответствующего законодательству нормативного или индивидуального акта органа государственного управления, местного представительного или исполнительного органа, либо должностного лица нарушаются права собственника и других лиц по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом, такой акт признается в судебном порядке недействительным по иску собственника или лица, права которого нарушены. При этом убытки, причиненные собственнику в результате издания указанных актов, подлежат возмещению в полном объеме соответствующим органом власти или управления из средств соответствующего бюджета.

Таким образом, в случае если у заявителя есть все основания полагать о допущенных со стороны органов налоговой службы нарушениях его действительных законных прав собственника, он вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении его нарушенных прав, заявляя свои требования на основе норм гражданского права, регламентирующих вопросы защиты частной собственности.

В таком случае, если в ходе судебного разбирательства судом будут установлены действительность прав собственности заявителя, о восстановлении которых он ходатайствует, и факты нарушения органами налоговой службы этих прав, то в таком случае суд должен будет применять нормы гражданского законодательства о защите права собственности в объеме нарушенных действительных прав.

Если к тому же еще судом будет установлен факт отсутствия у заявителя объекта налогообложения вообще и, как следствие, отсутствие у него налогового обязательства перед государством, то тогда вопрос о невозможности применения гражданского законодательства к налоговым отношениям отпадает сам по себе, поскольку налоговых отношений, к которым воспрещается применять гражданское законодательство, не существует, а существуют гражданско-правовые отношения — право частной собственности, на которое в данном случае уже в условиях отсутствия налоговых отношений неправомерно под прикрытием этих самых отношений посягают органы налоговой службы. В таком случае суды обязаны применять гражданское законодательство для защиты права частной собственности от необоснованных посягательств государственных органов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *