Статья 163 налогового кодекса

  • автор:

1. Применяя правила ст. 163, необходимо учесть:

1) правила ст. 55 НК о том, что под налоговым периодом (упомянутым в ст. 163) понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи;

2) что они существенно уточнили указанные общие правила ст. 55 НК, установив, что для целей НДС налоговый период устанавливается как календарный месяц (иначе говоря, месяц, начинающийся с 1-го числа и заканчивающийся 30-го (31-го, а в феврале — 28-го, за исключением високосного года) числа. При этом, безусловно, не подлежат исключению и нерабочие дни.

Сроки необходимо исчислять в соответствии со ст. 6.1 НК.

2. Законом N 166 комментируемая статья существенно изменена. Установлено, что:

а) положение о том, что налоговый тариф по НДС устанавливается как календарный месяц — имеет характер общего правила: оно действует в той мере, в какой иной налоговый период устанавливается как квартал для налогоплательщиков НДС:

— которые имеют: ежемесячную (т.е. в течение каждого месяца, квартала в отдельности, например, если речь идет о втором квартале, то отдельно нужно брать выручку за апрель, отдельно за май, отдельно за июнь) в течение квартала сумму выручки, не превышающую 1 млн. рублей;

— которые получают упомянутую сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом в сумму выручки не включаются ни сумма НДС, ни сумма налога с продаж (иначе говоря, выручку следует «очистить» от сумм этих налогов); см. об этом подробный комментарий к ст. 145 НК.

В практике юридической фирмы «ЮКАНГ» возник ряд вопросов, связанных с применением новой редакции ст. 163:

2) Нет ли противоречий между правилами ст. 145 НК и ст. 163 НК? Никаких противоречий нет: дело в том, что правила ст. 145 НК посвящены освобождению от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (оно предоставляется лицам, у которых за три предшествующих, последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) (без учета НДС и налога с продаж) не превысила в совокупности 1 млн. руб.), а в ст. 163 НК речь идет о налоговом периоде налогоплательщиков, у которых сумма ежемесячной выручки в течение квартала не превысила 1 млн. рублей: такой налоговый период устанавливается как для налогоплательщиков, упомянутых в ст. 145 НК (при наличии условий, предусмотренных в ст. 163), так налогоплательщикам, не освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика.

4. В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник также вопрос: отменяются ли с 1 января 2001 г. льготы, ранее предусмотренные в ст. 8 Закона об НДС, о том, что предприятия, отнесенные Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», уплачивают налог ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала?

На этот вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что:

1) на налогоплательщиков НДС — субъектов малого предпринимательства распространяются не только правила ст. 145, 163, но и нормы ст. 174 НК о том, что налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать НДС, исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие НДС ежеквартально, представляют налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (см. об этом комментарий к ст. 145, 173, 174 НК);

2) в случае, если изменения налогового законодательства (а принятие части 2 НК — несомненно, такой случай) создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»). Этот вывод основан также на анализе определения Конституционного Суда РФ N 111-О от 1 июля 1999 г. Аналогичную позицию занимает и МНС (письмо от 20 ноября 2000 г. N 26-1-15/1550).

См. также БВС. 2000. N 9. С. 1, 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *