Статья 14 закона 402 ФЗ

  • автор:

Содержание

Изменения в законе о бухгалтерском учете

Источник: КонсультантПлюс

Информационное сообщение Минфина России от 22 августа 2019 г. N ИС-учет-20 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

Федеральным законом от 27 июля 2019 г. N 247-ФЗ (далее — Федеральный закон N 247-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и ряд других федеральных законов.

Изменения вступили в силу 26 июля 2019 г. Положения, касающиеся представления исправленной бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — ГИРБО), вступят в силу с 1 января 2020 г. вместе с нормами, устанавливающими новый порядок представления бухгалтерской отчетности организаций в этот государственный ресурс <1>.

Введена обязанность работников организации соблюдать требования главного бухгалтера

Статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлены требования к ведению первичных учетных документов организации. Федеральным законом N 247-ФЗ данная статья дополнена положением об обязанности работников организации исполнять требования главного бухгалтера в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, а также представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Указанные требования главного бухгалтера должны быть оформлены в письменной форме.

В случае отсутствия должности главного бухгалтера в организации данная норма распространяется на требования иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Если ведение бухгалтерского учета передано другому лицу (юридическому или физическому), с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, то работники организации также обязаны исполнять указанные требования такого лица.

Запрещено изменение утвержденной бухгалтерской отчетности

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» утверждение бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В частности, статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрено утверждение годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества общим собранием акционеров, статьей 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции общего собрания участников общества отнесено утверждение годовых бухгалтерских балансов общества с ограниченной ответственностью, согласно статье 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность такого предприятия.

Федеральным законом N 247-ФЗ установлен запрет на внесение изменений в бухгалтерскую отчетность организации после ее утверждения. Данный запрет распространяется на случаи, когда утверждение бухгалтерской отчетности предусмотрено федеральными законами и (или) учредительными документами организации.

Установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО

Федеральным законом N 247-ФЗ установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО, который с 1 января 2020 г. будет вести ФНС России.

В случае исправления организацией ошибки в бухгалтерской отчетности <2>, обязательный экземпляр которой включен в ГИРБО, организация обязана представить экземпляр исправленной бухгалтерской отчетности (т.е. отчетности, в которой ошибка исправлена) для включения в этот государственный информационный ресурс. Исправленная отчетность представляется:

  • в налоговый орган по месту своего нахождения (т.е. в тот же налоговый орган, в который отчетность была представлена первоначально);

  • в виде электронного документа;

  • по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

  • не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в отчетность. Если изменения в бухгалтерскую отчетность внесены при утверждении ее (по решению акционеров, участников, т.п.), то исправленная отчетность представляется не позднее чем через 10 рабочих дней, следующих за днем утверждения отчетности;

  • в форматах, утвержденных ФНС России;

  • в порядке, утвержденном ФНС России.

Полномочия по ведению бюджетного учета распространены на организации, не являющиеся организациями бюджетной сферы

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» этот Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, операций, изменяющих эти активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.

Федеральным законом N 247-ФЗ установлено, что положения Федерального закона «О бухгалтерском учете», относящиеся к организациям бюджетной сферы, распространяются на иные организации при осуществлении ими полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности. В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации такими полномочиями обладают получали бюджетных средств. Например, в случае если государственному унитарному предприятию переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, то такое предприятие обязано вести бюджетный учет, составлять и представлять бюджетную отчетность (как получатель бюджетных средств). Аналогичное требование установлено в подобной ситуации для муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний.

Изменен состав документов, регулирующих бухгалтерский учет

В статье 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлен перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета. Федеральным законом N 247-ФЗ данный перечень дополнен федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (ранее — только федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета).

Согласно внесенным изменениям федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы. Федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для всех остальных экономических субъектов.

Уточнен порядок внесения изменений в программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Статьей 26 Федерального закона «О бухгалтерском учете» определен порядок разработки и утверждения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Этот порядок предусматривает, среди прочего, уточнение программы в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов бухгалтерского учета потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.

Федеральным законом N 247-ФЗ скорректирован порядок внесения изменений в программу. Установлено, что программа уточняется при необходимости (ранее — ежегодно).

Уточнены основания для внесения изменений в правила бухгалтерского учета

Согласно статье 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» до утверждения в установленном порядке федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу этого Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ в указанный период Минфин России и Банк России вправе вносить изменения в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете». При этом уточненная норма не ставит внесение изменений в названные правила в зависимость от изменения законодательства (ранее — допускались лишь изменения правил, обусловленные изменением законодательства).

Скорректированы отдельные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы

Федеральным законом N 247-ФЗ внесены изменения в отдельные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете», посвященные организациям бюджетной сферы. В частности, предусмотрено, что:

  • бюджетным законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются не руководителем организации бюджетной сферы, а иным лицом (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 1);

  • порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3.1);

  • требования к главному бухгалтеру (иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), установленные частью 4 статьи 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», распространяются на организации бюджетной сферы, составляющие консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений (ранее — только на органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов) (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 4);

  • первым отчетным годом организации бюджетной сферы, созданной после 30 сентября, является период с даты ее создания по 31 декабря того же календарного года включительно (ранее — период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно, если иное не было установлено самой организацией). Федеральным законом «О бухгалтерском учете», федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов может быть установлен иной порядок исчисления первого отчетного года (статья 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3);

  • порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации бюджетной сферы при ее ликвидации (упразднении) устанавливается Минфином России (статья 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 4.1);

  • порядок организации и осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле (статья 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3);

  • федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные Минфином России до вступления в силу Федерального закона N 247-ФЗ, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (статья 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Введен порядок подготовки стандартов бухгалтерского учета государственных финансов

В связи с выделением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов из федеральных стандартов бухгалтерского учета Федеральным законом N 247-ФЗ предусмотрены отдельные порядки разработки и принятия таких стандартов, а именно:

  • Минфин России разрабатывает и утверждает программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов наряду с программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (статья 26 Федерального закона «О бухгалтерском учете»);

  • при Минфине России создается Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов. Этот Совет проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (статья 25.1 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Он будет действовать наряду с Советом по стандартам бухгалтерского учета, из сферы деятельности которого исключены стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (статья 25 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Уточнена терминология

В Федеральный закон «О бухгалтерском учете» внесены следующие терминологические уточнения:

  • термин «организации государственного сектора» заменен термином «организации бюджетной сферы». Аналогичное уточнение внесено в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»;

  • термин «органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов» заменен термином «органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами».

Кроме того, расширен перечень экономических субъектов, относящихся к организациям бюджетной сферы: в их число дополнительно включены органы местной администрации.

<1> См. Информационное сообщение от 13 декабря 2018 г. N ИС-учет-12.

<2> Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности установлен Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденным приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. N 63н.

Поговорим о стандартах экономического субъекта

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся не только федеральные, отраслевые стандарты, но и рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта. Это следует из действующего Закона о бухгалтерском учете <1>, в котором не слишком много внимания уделено собственным бухгалтерским стандартам организации? Что же это за документы и для чего они предназначены? В чем их отличие от учетной политики? Какие собственные стандарты бухучета могут пригодиться транспортным компаниям и экспедиторам?

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Стандарты экономического субъекта и учетная политика

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения бухгалтерского учета. Для сравнения, учетную политику составляет совокупность способов ведения экономическим субъектом бухучета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности) (п. 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (п. 12 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Экономический субъект сам формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете). Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете).

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (п. 13 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании ею своей учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выведенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения (п. 9 ПБУ 1/2008).

Как видим, стандарты экономического субъекта и учетная политика организации во многом схожи, но есть и различия. Первое из них состоит в том, что для разработки и применения учетной политики есть отдельное ПБУ 1/2008. Для разработки стандартов экономического субъекта никакого конкретного базового документа нет. Во-вторых, учетная политика в обязательном порядке основывается на федеральных и отраслевых стандартах, к собственным «ПБУ» организации такого требования нет, есть лишь указание на то, что они не должны вступать в противоречие с федеральными и отраслевыми стандартами, то есть не должны искажать заложенную в них методологию. А уж каким образом это будет достигаться — решать экономическому субъекту.

И еще: сама по себе учетная политика конкретной организации не относится к документам, регулирующим бухучет, — она же не федеральный стандарт. Таковым является ПБУ 1/2008, которое и устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций. То есть учетная политика — это, по сути, «производная» ПБУ 1/2008, а также других федеральных и отраслевых стандартов. Стандарты же экономического субъекта не являются производными от каких-либо документов, но в силу прямого указания Закона относятся к документам, регулирующим бухгалтерский учет, пусть и самого низкого уровня. Получается, что сравнивать в рамках одной иерархии учетную политику и собственные «ПБУ» организации некорректно и тем более не стоит отдавать приоритет одному из данных документов. Напомним, что стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения ведения бухгалтерского учета. Они дополняют федеральные, отраслевые стандарты и рекомендации в области бухгалтерского учета, на основе которых разрабатывается учетная политика организации. Следовательно, собственные «ПБУ» компании являются одним из кирпичиков в фундаменте законодательства о бухгалтерском учете. Учетная же политика — не часть законодательства, а внутренний руководящий документ, используемый для организации и ведения бухгалтерского учета, а не для упорядочивания этого непростого процесса.

Когда могут понадобиться свои «ПБУ»?

Очевидно, что ответ на этот вопрос зависит от того, чем занимается организация и с какими фактами хозяйственной жизни имеет дело. Наиболее полный список активов, обязательств, доходов, расходов и иных объектов учета хозяйствующего субъекта приведен в Плане счетов бухгалтерского учета. В нем выделены следующие основные разделы (подразделы):

  • внеоборотные активы (ОС, НМА, доходные вложения в материальные ценности, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы, отложенные налоговые активы);
  • производственные запасы (материалы, животные на откорме, НДС, резервы под снижение стоимости материальных ценностей, ТЗР);
  • затраты на производство (основные, вспомогательные, общепроизводственные, общехозяйственные, полуфабрикаты, брак, обслуживающие производства и хозяйства);
  • готовая продукция и товары (выпуск продукции, готовая продукция, торговая наценка, расходы на продажу, выполненные этапы по незавершенным работам);
  • денежные средства (касса, счета в банках, переводы, финансовые вложения);
  • расчеты (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по кредитам и займам, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, с учредителями, с разными дебиторами и кредиторами, отложенные налоговые обязательства);
  • капитал (уставный, резервный, добавочный, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), целевое финансирование);
  • финансовые результаты (продажи, прочие доходы и расходы, недостачи и потери, расходы, доходы будущих периодов, прибыли и убытки);
  • забалансовые счета (арендованные ОС, износ ОС, ТМЦ на хранении, материалы в переработке, БСО, оборудование для монтажа, обеспечение платежей).

Действующие ПБУ и отраслевые стандарты, а также рекомендации в области бухгалтерского учета охватывают не все перечисленные разделы и подразделы. При этом План счетов и Инструкция по его применению являются не более чем рекомендательными документами, на основании которых организация разрабатывает собственный, рабочий план счетов бухгалтерского учета. А как отражать хозяйственные операции? На основании не имеющих характера нормативного документа Плана счетов и Инструкции по его применению? Или же прописывать в учетной политике все бухгалтерские проводки, с которыми имеет дело бухгалтер?

Раньше подобных вопросов не возникало — вероятно, потому, что нормативная база регулирования бухгалтерского учета была не настолько урегулированной и проработанной. Да и сейчас о полной ясности говорить рано. Тем не менее у хозяйствующего субъекта есть способ структурировать свой бухучет «от и до» — в этом как раз помогут стандарты экономического субъекта.

Начнем с того, что действующими ПБУ не урегулирован учет расчетов хозяйствующих субъектов. В такой ситуации бухгалтеры обращаются к справочникам корреспонденций счетов бухгалтерского учета. Почему бы нет? На основе подобного справочника (созданного авторитетными авторами, которым бухгалтер доверяет) можно сформировать стандарт экономического субъекта по тем или иным расчетам (с дебиторами и кредиторами, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, с учредителями и т.д.). Отдельно можно разработать свое «ПБУ» по учету расчетов с обособленными подразделениями, выведенными на отдельный баланс. Очевидно, что тем подразделениям, у которых его нет, хватит и раздела положения о документообороте, регламентирующего передачу документов из обособленного подразделения в центральную бухгалтерию для ведения учета.

Следующая категория стандартов экономического субъекта — посвященные учету денежных средств (в кассе, на банковских счетах), переводам, расчетам в валюте. Также не помешает обосновать в отдельном внутреннем стандарте проводки по уставному, резервному и добавочному капиталу, в отдельных случаях исключая бухгалтерские записи, регламентированные «минфиновскими» ПБУ.

А как же такие распространенные операции, как аренда или лизинг ТС? В настоящий момент действуют Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга <2>. Но они введены в действие более 15 лет назад до начала реформирования бухгалтерского учета и на основе утратившего силу Плана счетов. Конечно, это не позволяет считать документ утратившим силу, тем не менее ему уже подготовлена замена. Как догадался читатель, речь идет о проекте нового ПБУ «Учет аренды» <3>. Международные методологи, да и наши тоже, только приветствуют более раннее применение новых нормативных актов и поправок к действующим стандартам. Почему бы эту позицию не взять на вооружение по отношению к проекту и не применять его уже сейчас, прописав базовые нормы в отдельном стандарте экономического субъекта? К сожалению, есть ряд сложностей. Во-первых, на сайте Минфина проект ПБУ выложен пока не в окончательной редакции. Во-вторых, в нем непросто разобраться — есть принципиальные отличия от традиционной методологии учета аренды. В-третьих, встает вопрос с началом применения собственного «ПБУ» организации, переписанного с «минфиновского» проекта. Ведь, по сути, это новый способ ведения бухгалтерского учета, на который должна быть ссылка в учетной политике. А значит, применять новшества нужно с начала года (при этом последствия изменения учетной политики отражаются в отчетности ретроспективно) (п. 15 ПБУ 1/2008). Аналогичную тактику можно применить к проекту ПБУ «Учет вознаграждений работникам», который выложен на сайте финансового ведомства уже более двух лет назад.

<2> Утверждены Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15.
<3> Проект данного федерального стандарта уже был прокомментирован на страницах журнала, см. статью Л.Г. Лукиновой «Аренда транспортных средств: новый взгляд», 2012, N 5.

Что касается других проектов, связанных с обновлением учета основных средств, запасов, доходов организации, спешить не стоит. Ведь есть действующие аналоги данных проектов, которые как документы области регулирования бухгалтерского учета обязательны к применению. Заложенные в них способы ведения учета взаимосвязаны и применяются не один год, чтобы их сменить, понадобятся комплексные поправки, меняющие методологию учета различных объектов (активов, обязательств, доходов, расходов и т.д.) одновременно. И не исключено, что чиновники введут в действие сразу несколько обновленных стандартов.

Остается добавить, что стандарты экономического субъекта, пусть разработанные исходя из справочников корреспонденции счетов, являются правовыми документами, на основе которых ведется учет, и поэтому не должны противоречить учетной политике организации. Вернее, они должны ее дополнять, чтобы в учете и в отчетности не было пробелов, «ликвидированных» справками бухгалтера. Справка — документ, подтверждающий операцию, но никак не обосновывающий способ ее отражения в бухгалтерском учете. (Это личное мнение автора статьи, читатели вправе не согласиться.)

Пример стандарта экономического субъекта

Допустим, бухгалтер транспортной компании решил обосновать своим «ПБУ» бухгалтерский учет вознаграждений работникам и учет расчетов по оплате труда. В качестве базиса для стандарта экономического субъекта на данную тематику возьмем проект ПБУ «Учет вознаграждений работникам», рекомендации экспертов БМЦ по отражению в учете отпусков и вознаграждений по итогам работы за год, а также какой-нибудь распространенный справочник корреспонденций счетов бухгалтерского учета.

Стандарт экономического субъекта может выглядеть следующим образом.

  1. Документ устанавливает порядок отражения вознаграждений работникам в бухгалтерском учете и отчетности организации, а также расчетов по оплате труда.
  2. Виды вознаграждений и то, что к ним не относится, выделены в таблице.
Вознаграждения работникам Не относятся к вознаграждениям
1. Заработная плата (оплата труда
работника):
— компенсационные выплаты (доплаты и
надбавки компенсационного характера, в
том числе за работу в условиях,
отклоняющихся от нормальных, работу в
особых климатических условиях и на
территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, и иные
выплаты компенсационного характера);
— стимулирующие выплаты (доплаты и
надбавки стимулирующего характера,
премии и иные поощрительные выплаты), а
также иные компенсации, непосредственно
связанные с выполнением работником
трудовых функций (оплачиваемые
отпуска — ежегодный, дополнительный,
учебный и т.п.; пособия по временной
нетрудоспособности)
— стоимость ресурсов организации
(сырья, материалов, основных
средств, активов, топлива,
энергии), использованных при
выполнении трудовых функций;
— затраты организации, связанные
с обеспечением нормальных и
безопасных условий труда
работников;
— возмещение расходов работников,
понесенных в связи с исполнением
служебных поручений (оплата
служебных командировок, расчеты
по подотчетным суммам и т.п.), а
также расходов, понесенных при
использовании личного имущества;
— выплаты работникам по договорам
подряда и другим договорам
гражданско-правового характера, а
также непосредственно связанные с
такими выплатами страховые
взносы;
— средства, затрачиваемые на
содержание профсоюзных
организаций;
— выплаты работникам в виде
дивидендов акционерных обществ и
распределения прибыли, остающейся
после налогообложения (чистой
прибыли)
2. Выплаты в пользу работников и членов
их семей:
— расходы на лечение, медицинское
обслуживание, добровольное
медстрахование, добровольное пенсионное
обеспечение и доплаты к пенсиям;
— обучение, питание, компенсация
(оплата) расходов работника на
коммунальные услуги;
— компенсация расходов по процентам по
кредитам и займам;
— средства, отчисляемые профсоюзам на
культурно-массовую и физкультурно-
оздоровительную работу добровольные
отчисления на социальные нужды)
  1. Обязательства перед работниками с определенной величиной и сроком исполнения признаются, если у компании существует обязанность по выплате вознаграждений работникам, исполнения которой организация не может избежать <4>, и сумма затрат может быть надежно и обоснованно определена бухгалтером. В учете обязательства по таким вознаграждениям отражаются проводками Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69. Выплата вознаграждения работникам отражается записью Дебет 70 Кредит 50, 51, перечисление взносов, начисленных с зарплаты, и иных выплат — Дебет 69 Кредит 51.

<4> Обязанность возникает в результате выполнения работниками трудовых функций или выполнения других условий, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, трудовыми соглашениями, локальными нормативными актами организации и (или) сложившейся практикой деятельности.

  1. Обязательства организации по оплачиваемым перерывам в работе (отпускам, периодам временной нетрудоспособности и т.д.) либо распределяются на весь период перерыва (если оплачиваемый перерыв в работе может быть перенесен на будущие отчетные периоды), либо отражаются в том периоде, когда возникла обязанность по оплате дней отсутствия на работе (если перерыв не может быть перенесен на будущее). При распределении может быть задействован счет учета расходов будущих периодов.
  2. Обязательства по вознаграждениям работникам с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения признаются, если у компании существует обязанность по выплате вознаграждений работникам, исполнения которой нельзя избежать, уменьшение экономических выгод для исполнения оценочного обязательства по вознаграждениям работникам вероятно и величина такого обязательства может быть обоснованно оценена. Так, оценочными являются обязательства по оплате отпусков сотрудников и по выплате бонусного вознаграждения по итогам работы предприятия за год.
  3. Обязательство по оплате отпусков оценивается по каждому работнику на каждую отчетную дату исходя из фактического количества дней отпуска и среднего заработка, с учетом страховых взносов. В учете оценочное обязательство по оплате отпусков отражается по дебету счета учета затрат, на котором учитываются расходы по оплате труда и страховые взносы, в корреспонденции со счетом учета резервов предстоящих расходов (Дебет 20, 23, 26 Кредит 96). В течение отчетного года при фактических расчетах по признанным оценочным обязательствам (использование отпусков, выплаты компенсации за отпуск) отражается соответствующая кредиторская задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов (Дебет 96 Кредит 70, 69). В случае недостаточности суммы признанного оценочного обязательства затраты по погашению текущего обязательства по оплате отпусков отражаются в общем порядке (Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69). При избыточности оценочного обязательства непогашенный остаток включается в расчет оценочного обязательства следующего отчетного периода (Дебет 20, 23, 26 Кредит 96) (без списания ранее признанных избыточных сумм на прочие доходы организации).
  4. При определении величины оценочного обязательства по вознаграждениям по итогам работы за год принимается во внимание то, что на величину годового бонуса могут влиять достижение определенных экономических показателей (прибыли, рентабельности) и количество работников, которым, как ожидается, будут выплачены премиальные. В течение года оценочное обязательство по годовому бонусу определяется с учетом процента вероятности достижения показателей, от которых зависит выплата вознаграждения. В первом отчетном периоде процент небольшой, поэтому оценочное обязательство не отражается, но по истечении полугода есть основание отразить обязательство по выплате годового бонуса с учетом вероятности 50% достижения необходимых показателей (прибыли, рентабельности). В учете делается запись Дебет 20, 23, 26 Кредит 96, и по итогам последующих периодов таким способом увеличивается оценочное обязательство. Фактическое начисление бонуса по итогам года отражается так — Дебет 96 Кредит 70, 69.

При недостаточности оценочного обязательства остаток вознаграждения по итогам работы за год отражается проводкой Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69, а при избыточности оценочного обязательства остаток списывается в прочие доходы (Дебет 96 Кредит 91).

Итак, мы привели один из вариантов стандарта экономического субъекта, посвященного учету вознаграждений работникам и расчетов по оплате труда. Читатель вправе разработать иной вариант, главное, чтобы он был удобен, практичен и не противоречил общей методологии бухгалтерского учета.

* * *

Как видим, стандарты экономического субъекта — это непростой инструмент регулирования и ведения бухгалтерского учета в организации. Тем не менее им не стоит пренебрегать, так как собственные «ПБУ» позволят уже сегодня обосновать многие бухгалтерские записи и решения, которые раньше принимались на веру просто потому, что так принято, что другого варианта практика ведения бухучета не предусматривает. Стандарты экономического субъекта помогут законно обосновать многие обычные и не совсем обычные проводки, а также заполнить иные пробелы в нормативной базе бухгалтерского учета организации. И тогда бухгалтеру не придется во время проверок вспоминать, почему он сделал так, а не иначе, какой подход применяется системно, а какое решение было принято разово в связи с особыми обстоятельствами.

М.В.Семенов

Эксперт журнала

«Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Прошлой осенью я уже писал о том, как реформируется российский бухгалтерский учет и зачем это нужно. Пришло время подвести промежуточные итоги реформы, которая за последний год существенно ускорилась. Сразу оговорюсь, что буду рассматривать только документы, относящиеся к регулированию бухучета в коммерческих организациях. Для госсектора реформа тоже движется, но со своей спецификой.

Руководителю можно статью не читать, а сразу переслать своему бухгалтеру. Содержательная часть предназначена в основном для него. Если бухгалтер, прочитав этот текст, скажет, что все это не коснется его работы – поздравляю, #тетямаша работает именно у вас! Если же расстроится и сделает вывод, что работы прибавится – переходите к заключению.

Краткая справка: кто разрабатывает бухгалтерскую «нормативку» и осуществляет ее экспертизу?

Новый виток реформы начался с принятия Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно ст. 21 этого закона бухгалтерские нормативные документы подразделяются на:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

📌 Реклама Отключить

При этом впервые в новейшей российской истории субъекты регулирования бухгалтерского учета были разделены на государственные (Министерство финансов и Центральный банк Российской Федерации) и негосударственные (некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета). Существенную часть бухгалтерских стандартов теперь разрабатывают негосударственные регуляторы.

Взаимодействие между негосударственными и государственными регуляторами осуществляется через совет по стандартам бухгалтерского учета. Для реализации этой нормы закона был выпущен приказ Минфина России от 14.11.2012 № 145н «О совете по стандартам бухгалтерского учета», утвердивший положение о совете по стандартам бухгалтерского учета.

Основной функцией совета является проведение экспертизы проектов бухгалтерских стандартов. Протоколом № 1 от 18.02.2016 был утвержден регламент Совета по стандартам бухгалтерского учета, в соответствии с которым организуется работа Совета. Таким образом, была создана инфраструктура реализации завершающего этапа реформы бухгалтерского учета в России. С 2016 г. началась, собственно, реализация.

Федеральные стандарты: быстро движемся в сторону МСФО

Перечень федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), разрабатываемых в ближайшие 3 календарных года, определяется программой их разработки. Правила подготовки и уточнения программы установлены приказом Минфина России от 11.03.2013 № 26н.

ФСБУ разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и направляются на экспертизу в совет по стандартам бухгалтерского учета. Если совет одобряет проект стандарта, то Минфин утверждает его к применению. Минфин может разрабатывать ФСБУ самостоятельно, но только если ни один негосударственный регулятор не принял на себя обязательства по его разработке.

За 2019–2021 гг. должны быть приняты 14 ФСБУ. Еще 4 действующих ПБУ будут существенно изменены. Половина новых ФСБУ заменят существующие ПБУ, остальных стандартов в российском нормативном поле раньше не было. Принципиально новой для российского бухгалтерского учета является степень вовлеченности профессионального сообщества в разработку бухгалтерских стандартов. Лишь 3 из 14 проектов новых ФСБУ разрабатываются самим Минфином России. Разработчиками оставшихся проектов назначены 4 негосударственных регулятора.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, планируемые к принятию в 2019–2021 гг.

ФСБУ Предполагаемый год вступления в силу для обязательного применения Разработчик проекта
Запасы 2019 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Нематериальные активы 2019 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Аренда 2020 Минфин России
Основные средства 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Незавершенные капитальные вложения 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2020 Минфин России
Бухгалтерская отчетность 2020 СРО «Российский Союз аудиторов»
Некоммерческая деятельность 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Доходы 2020 НП «ИПБ России»
Расходы 2020 НП «ИПБ России»
Финансовые инструменты 2021 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Добыча полезных ископаемых 2021 Фонд «НСФО»
Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2021 Минфин России

Из негосударственных разработчиков в срок работу выполнил только Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»). Остальные по состоянию на 01.05.2018 не представили в Минфин России уведомления о разработке ФСБУ и не начали процедуру публичного обсуждения текстов проектов.

В проекте программы разработки ФСБУ на 2018-2020 гг. негосударственных регуляторов осталось уже трое – Российский союз аудиторов там не фигурирует.

Состояние работы над проектами ФСБУ, разрабатываемыми Фондом НРБУ «БМЦ» на 01.05.2018

ФСБУ Стадия разработки
Запасы Совет по стандартам бухгалтерского учета:рекомендован к утверждению Минфином России 05.02.2018
Нематериальные активы Совет по стандартам бухгалтерского учета:передан для рассмотрения
Основные средства Совет по стандартам бухгалтерского учета:исправлен по замечаниям Совета
Незавершенные капитальные вложения Совет по стандартам бухгалтерского учета:передан для рассмотрения
Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) Общественное обсуждение
Некоммерческая деятельность Общественное обсуждение
Финансовые инструменты Разработка не начата

Таким образом, новый порядок разработки и утверждения ФСБУ в 2016–2017 гг. начал применяться на практике. При этом весьма вероятно вступление в силу нового ФСБУ «Запасы» с 01.01.2019, о чем я уже писал подробно.

Отраслевые стандарты: Центробанк там правит бал

Отраслевые стандарты разрабатываются Центральным банком Российской Федерации и утверждаются им же (в пределах его компетенции) либо Минфином России. До 2016 г. Центральным банком Российской Федерации разработано 20 отраслевых стандартов, которые утверждены в сентябре — декабре 2015 г.. Еще 1 отраслевой стандарт был принят в начале 2016 г. без рассмотрения советом по стандартам бухгалтерского учета. В 2016–2018 гг. советом по стандартам бухгалтерского учета рассмотрено 4 проекта отраслевых стандартов, 2 из которых были одобрены.

Результаты работы над проектами отраслевых стандартов за 2016–2018 гг.

Отраслевой стандарт Результат рассмотрения
Бухгалтерский учет кредитными организациями операций, связанных с выполнением обязательных резервных требований Одобрен Советом по бухгалтерскому учету (протокол № 4 от 26.08.2016), утвержден Банком России 20.10.2016 № 554-П
Учетная политика некредитных финансовых организаций Отклонен Советом по бухгалтерскому учету (протокол № 5 от 21.09.2016)
Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовых компаний, кредитных потребительских кооперативов, кредитных потребительских кооперативов второго уровня, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов последующего уровня, жилищных накопительных кооперативов Одобрен Советом по бухгалтерскому учету (протокол № 16 от 09.06.2017), утвержден Банком России 25.10.2017 № 614-П
Бухгалтерский учет в отдельных некредитных финансовых организациях Прекращено проведение экспертизы проекта по инициативе Банка России (протокол № 19 от 21.09.2017)

Отсутствие других разработчиков отраслевых стандартов делает финансовый сектор экономики фактически единственной отраслью, которая имеет свои стандарты. Это очень странно, но это факт. Таким образом, все документы, содержащие отраслевую специфику применения ФСБУ, не относящуюся к финансовому сектору, теперь спущены на уровень рекомендаций.

Рекомендации в области бухгалтерского учета: суждение профсообщества на смену методическим указаниям министерств и ведомств

Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.

Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2018 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.

Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения

Отрасль Количество рекомендаций
Любая 63
Нефтегазовая промышленность 9
Машиностроение 6
Связь 4
Торговля 2
Горнодобывающая промышленность 1
Сельское хозяйство 1
Лизинг 1
Деятельность некоммерческих организаций 1

Еще 2 рекомендации в области бухгалтерского учета были разработаны и утверждены в 2013 г. Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России («Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Альбом форм первичных учетных и иных документов, рекомендуемых ИПБ России для применения экономическими субъектами»). Итого по состоянию на 01.05.2018 в России действуют 90 рекомендаций в области бухгалтерского учета, которые уже можно применять в практической работе.

Еще 2 рекомендации в области бухгалтерского учета были разработаны и утверждены в 2013 г. Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России («Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Альбом форм первичных учетных и иных документов, рекомендуемых ИПБ России для применения экономическими субъектами»). Итого по состоянию на 01.05.2018 в России действуют 90 рекомендаций в области бухгалтерского учета, которые уже можно применять в практической работе.

Зачем это мне?

Бухгалтеру.

Готовимся к изменениям, коллеги. Новые стандарты неотвратимы. Лето – лучшее время, чтобы изучить хотя бы те проектов ФСБУ, которые вступят в силу в ближайшие годы. Да, есть вероятность, что ФСБУ «Запасы» вступит в силу не с 2019, а с 2020 года. Но, я бы не стал на это сильно рассчитывать. И, в любом случае, содержательная часть стандарта уже не изменится – могут поменяться только отдельные термины. А 2020 год обещает быть очень напряженным, если хотя бы половина запланированных ФСБУ будет введена в срок.

При этом каждый из вас может попытаться улучшить будущую «нормативку». Мы сотрудничаем с Фондом «НРБУ «БМЦ» и участвовали в процедуре общественного обсуждения проектов ФСБУ с обеих сторон: как критики и как участники рабочих групп Фонда, которые рассматривают поступившие замечания. Эта процедура является абсолютно прозрачной. Замечания и предложения по текстам проектов ФСБУ принимаются Фондом по электронной почте. Протоколы заседаний рабочих групп по разработке ФСБУ с результатами обсуждения замечаний и предложений доступны на сайте Фонда.

То есть любой критик проектов ФСБУ видит реакцию разработчика на свою критику. Та же история с рекомендациями. Конечно, можно абстрагироваться от этой общественной работы — стандарты в любом случае будут разработаны и утверждены. Но тогда не нужно жаловаться, что стандарты плохие. Вы имели шанс их улучшить.

Директору.

В обучение бухгалтера придется вкладывать деньги. Смиритесь с этой мыслью. Новые стандарты гораздо сложнее существующих. Если он не будет учиться, проблемы возникнут у вас.

Возможно, придется расширять штат бухгалтерии или даже менять существующих специалистов. Многие бухгалтеры, которые справляются со своей работой сейчас, к сожалению, новые стандарты не «вывезут». Думаю, что в ближайшее время крупные бухгалтерские и аудиторские фирмы откроют курсы по обучению бухгалтеров работе с новыми стандартами.

Источник: Гениальный штаб — аутсорсинг бухгалтерии, по материалам статьи Алексея Иванова в №2/2018 журнала «Учет. Анализ. Аудит», актуализированным по состоянию на 01.05.2018.

📌 Реклама Отключить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *