Статус субъекта естественной монополии

  • автор:

Система органов управления естественными монополиями

1.2 Система органов управления естественными монополиями

Под системой управления естественными монополиями Российской Федерации предлагается понимать совокупность органов управления естественными монополиями, функционирующих в целях достижение требуемых макроэкономических показателей. Организацию управления естественными монополиями осуществляют органы управления естественными монополиями.

К государственным органам управления естественными монополиями относятся федеральный орган исполнительной власти – Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, осуществляющая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении государственного заказа, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную антимонопольную службу возглавляет руководитель федеральной службы — Артемьев Игорь Юрьевич; Федеральная служба по тарифам Российской Федерации, уполномоченная осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную антимонопольную службу возглавляет руководитель федеральной службы — Новиков Сергей Геннадьевич. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления Федеральной службы по тарифам Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и Федеральная служба по тарифам Российской Федерации подведомственны Правительству Российской Федерации (подчиняются непосредственно премьер-министру Российской Федерации – Путину Владимиру Владимировичу). Службы представляют в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

Федеральный орган исполнительной власти в области управления естественными монополиями в пределах своей компетенции координирует и контролирует работу органов исполнительной власти в области управления естественными монополиями субъектов Российской Федерации. Они, в свою очередь, осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления в области управления естественными монополиями законодательства Российской Федерации в области управления естественными монополиями.

Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется его руководителем.

Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:

— формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль;

— определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

— контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

— вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

— принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных Федеральным законом Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

1.3 Перспективы развития и направления антимонопольного регулирования естественных монополий

Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемой в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, относятся к естественным монополиям и подвергаются государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений.

Например, производство, как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, как междугородная и международная телефонная связь, также не должны рассматриваться как естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне в России должны быть причислены к естественным монополиям и, подвергаться регулированию.

Роль антимонопольного органа в ходе проведения реформ энергетики является одной из определяющих. На начальном этапе, по мере создания конкурентного оптового и розничных рынков, а также правил игры на этих рынках, разрабатываются механизмы, стимулирующие добросовестное поведение участников рынка, предотвращающие злоупотребление доминирующим положением, в том числе через принудительное разделение и установление государственного регулирования.

На следующих этапах реформирования существует необходимость жесткого антимонопольного контроля за действиями субъектов как на оптовом, так и на розничном рынках электроэнергии. При этом следует совмещать антимонопольный контроль на конкурентных рынках с государственным регулированием (тарифное регулирование, лицензирование) на рынках, где невозможно развитие конкуренции по объективным технологическим условиям. В целях создания равных конкурентных условий осуществления хозяйственной деятельности в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливается запрет на совмещение производства и передачи, а также передачи и сбыта электроэнергии в рамках одного юридического лица или группы лиц.

Второе важнейшее направление – демонополизация сферы железнодорожных перевозок и переход к регулированию услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. В основе развития конкуренции на железнодорожном транспорте лежит увеличение количества операторов железнодорожного подвижного состава. Важной задачей является установление равных условий для перевозчика в оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности, правовых и имущественных отношений с владельцем инфраструктуры.

В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования.

Технологически, структурно и экономически выверенное проведение реконструкции не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулируемыми органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесен на регулируемые виды деятельности.

Нередко встречаются случаи перенесения затрат с регулируемых на нерегулируемые виды деятельности, что, с одной стороны, дает возможность предприятиям «обоснованно» завышать цены, а с другой – применять заниженные цены на нерегулируемых рынках, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке.

В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте необходимо осуществить ряд следующих преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем.

1. Регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но наилучшим решением проблемы может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые действовали на основе открытой контрактной системы. В первую очередь необходимо отделить производственные функции от транспортных и разделительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т. д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, могут осуществляться на конкурентных принципах. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры.

2. Регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности уровне и, соответственно, привлекать новые инвестиции.

3. Потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. Так, в электроэнергетике должны быть образованы независимые диверсифицированные компании, которые могли бы напрямую конкурировать на оптовом рынке. В области международной телефонной связи уже в настоящее время наблюдаются подобные позитивные сдвиги. В перспективе и в газовой промышленности можно сформировать конкурентную среду.

4. Конкуренция может развиваться в указанных выше сферах только в том случае, если регулирующими органами создаются соответствующие условия. Так, производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий недискриминационный характер доступ к транспортным системам, а международным и междугородным операторам – открытый и равный доступ к сетям общего пользования. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для всех потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и недискриминационными.

5. Должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими в сферах естественной монополии. В настоящее время федеральное правительство владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной и, администрации осуществляют управление предприятиями без учета интересов собственника.

В рыночных экономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегии развития предприятия. Такой механизм позволяет регулирующим органам участвовать в процессе формирования нормы прибыли на вложенный капитал. Низкий уровень корпоративно-акционерного управления уменьшает возможность органов регулирования влиять на поведение предприятий. Эффективное корпоративно-акционерное управление предполагает, что собственники предприятий обладают большой заинтересованностью в ориентации управления компании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала при существующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказывает определенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако как после полной приватизации, так и до ее проведения корпоративно-акционерное управление может стать более эффективным лишь при условии привлечения стратегических инвесторов посредством продажи или передачи в управление больших пакетов акций тем лицам или организациям, которые будут заинтересованы в жестком контроле за работой менеджеров. Использование заемного капитала также может привести к росту эффективности корпоративно-акционерного управления, так как кредиторы будут заинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия.

6. Инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополий финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и нередко используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала.

7. Во всех отраслях естественных монополий необходимо дальнейшее совершенствование механизма ценообразования. В газовой промышленности цены должны быть дифференцированы с учетом стоимости доставки природного газа в различные регионы. Следует также дифференцировать по регионам железнодорожные тарифы, прекратив централизованное перераспределение доходов между железными дорогами. Перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий, должно быть прекращено. Субсидии, которые будут признаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должны предоставляться из федерального или местных бюджетов, а не за счет других потребителей соответствующих ресурсов или услуг.

8. Необходимо ликвидировать холдинговые компании, нацеленные на осуществление административного контроля на федеральном уровне и централизованное перераспределение доходов и прибылей предприятий. Для этого потребуется дальнейшее развитие соответствующих правовых институциональных условий, а также систем регулирования.

9. Во всех отраслях естественных монополий следует сократить издержки и повысить эффективность хозяйствования, для чего сформировать стимулы к сокращению излишней занятости, а также к ликвидации малоэффективных производств.

2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

2.1 Нормативно-правовое регулирование естественных монополий

Цель государственно-правового регулирования естественных монополий — удерживать или установить равновесие между интересами потребителей и интересами субъектов естественных монополий, упорядочить их деятельность путем ввода правил поведения.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно условно классифицировать по следующим группам:

1. Законы, предметом регулирования которых являются непосредственно естественные монополии и условия их деятельности на рынке: федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (по состоянию на 01.01.2009 года).

2. Отраслевые законы. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (по состоянию на 01.04.2009 года), федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О ж/д транспорте в Российской Федерации» (по состоянию на 01.07.2009), федеральный закон «Об электроэнергетике» (по состоянию на 23 ноября 2009 года) N 261-ФЗ, федеральный закон от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (по состоянию на 4 ноября 2007 г.), Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 31.12.2004) «О несостоятельности (банкротстве)».

3. Законы, регулирующие различные аспекты хозяйственной области. К этим законам можно отнести Гражданский Кодекс (например, параграф 6 регулирует отношения, возникающие в процессе оборота электрической энергии), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 19.8 определяет санкции за непредставление сведений, установленных законом, в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий).

Федеральный закон «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в сфере естественных монополий и направлен на баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективное функционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемых товаров для потребителей.

Органы регулирования естественных монополий вправе:

— принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);

— принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;

— направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;

— принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

— направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;

— принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;

— привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

— обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;

— осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.

Основания для принятия органами регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования:

1. Орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

— издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

— налоги и другие платежи;

— стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

— прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

— удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

— соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

— государственные дотации и другие меры государственной поддержки Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147 «О естественных монополиях», (по состоянию на 01.01.2009 года).

2. При принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии, орган регулирования естественной монополии обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии.

Органы регулирования естественных монополий самостоятельно принимают решение о включении/исключении субъектов естественных монополий из своего реестра. Если хозяйствующий субъект определен как монополист и включен в реестр, то к нему будет применено государственно-правовое регулирование, какой метод конкретно следует выбрать относительно того или иного монополиста определяет орган регулирования естественных монополий.

Федеральным законом от 17 августа 1995 г. №147 «О естественных монополиях» (по состоянию на 01.01.2009 года) установлено, что органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Информация о работе «Регулирование естественных монополий в РФ» Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 59700
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

52362 1 0

… монополий совершенствовались в течение многих лет, поэтому они, конечно ушли далеко вперед по сравнению с российским законодательством. Можно выделить две основные формы государственного регулирования естественных монополий при сохранении в них преобладания частного капитала: · организация конкурсов за вход на монопольный рынок, · ценовое регулирование деятельности непосредственно на …

68592 2 2

… процедур, и, следовательно, их разрешение полностью зависитот воли первого. Интенсивность контроля над естественными монополиями здесь в большей мере определяется политикойрегулирующего органа, а последняя профессионализмом и объективностью его руководителя. ГЛАВА III. ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ. Тарифная политика в области электросвязи, напрямую связанна с процессами приватизации …

83449 0 2

… рынок естественной монополии к более конкурентному уровню. Глава 3.Естественные монополии в России Ø Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв …

59448 1 1

… в виде отдельных групп потребителей с различными функциями спроса. Естественные монополии очень часто используют ценовую дискриминацию при регулировании. Согласно Закону «О естественных монополиях» существуют два метода регулирования естественных монополий: 1. Ценовое регулирование. Его суть состоит в определении и установлении фиксированных цен на товары и услуги, либо их предельного уровня, …

Органы регулирования естественных монополий. Виды, функции, полномочия федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

На федеральном уровне функции и полномочия федеральных органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий осуществляют два федеральных органа — ФАС России и ФСТ России.

Все функции и полномочия органов власти по регулированию и контролю деятельности субъектов естественных монополий, которые установлены в Законе о естественных монополиях и федеральных законах, регулирующих отдельные отрасли и сферы естественных монополий, можно разделить на две большие группы. Это:

— связанные с регулированием тарифов;

— не связанные с регулированием тарифов.

В соответствии с этим разделением функций и полномочий разделяется и компетенция органов власти, осуществляющих регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе Законом о естественных монополиях и специальными отраслевыми законами в данной области.

Что касается второй группы функций и полномочий, а именно функций и полномочий, не связанных с регулированием тарифов, то уполномочен их реализовывать только один орган — ФАС России.

Функции и полномочия, указанные в первой группе, т.е. связанные с регулированием тарифов, в некоторых сферах естественных монополий могут осуществлять, согласно законодательству о естественных монополиях, органы власти сразу трех уровней — федеральные, региональные и местные.

На федеральном уровне органом, регулирующим вопросы тарифов субъектов естественных монополий, является ФСТ России. О полномочиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования и контроля естественных монополий Закон о естественных монополиях говорит следующее. Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о естественных монополиях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. При этом порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий определяются Правительством Российской Федерации. К региональным органам тарифного регулирования относятся, например, энергетические комиссии субъектов России — региональные энергетические комиссии и др.

Закон о естественных монополиях при этом не устанавливает компетенцию органов местного самоуправления в сфере регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Однако на основании отраслевых законов в сферах естественных монополий органы местного самоуправления могут наделяться субъектами России определенными полномочиями в данной области в пределах полномочий, предоставленных самим субъектам. Итак, полномочия органов местного самоуправления в сфере естественных монополий образуются посредством делегирования им полномочий субъектами России. Так, в частности, Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» в ст. 6 устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования. При этом решение органа местного самоуправления, принятое во исполнение переданных ему в соответствии с указанной статьей полномочий и противоречащее законодательству Российской Федерации об электроэнергетике или принятое с превышением предоставленной ему компетенции, подлежит отмене соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также ст. 6 предусматривает, что органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере электро- и (или) теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

Итак, на федеральном уровне полномочиями регулирования и контроля в сферах естественных монополий обладают два органа: ФАС России и ФСТ России. Кроме того, федеральными законами отдельными властными полномочиями по регулированию тарифов субъектов естественных монополий могут наделяться органы исполнительной власти субъектов России, а также органы местного самоуправления.

Важную роль в подзаконном регулировании сфер естественных монополий играют акты Правительства Российской Федерации.

Среди органов, принимающих участие в регулировании сфер естественных монополий, необходимо также назвать Минэкономразвития России. В частности, согласно Правилам принятия Федеральной службой по тарифам решений по определению (установлению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий представители Минэкономразвития России входят в состав правления ФСТ России <312>. Также следует отметить, что Минэкономразвития участвует в регулировании естественных монополий, в частности, осуществляя деятельность по формированию ежегодных сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, разрабатывая правила согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий и т.д.

В регулировании деятельности естественных монополий принимают участие и некоторые другие федеральные ведомства. Так, в состав правления ФСТ России входят, помимо представителей ФСТ России, ФАС России и Минэкономразвития, также представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации.

Министерство промышленности и торговли РФ также осуществляет и некоторые иные регулирующие полномочия в сфере естественных монополий. Так, Минпромэнерго был разработчиком совместно с Минэкономразвития России, ФСТ России и ФАС России Постановления Правительства РФ от 19 января 2004 г. N 19 «Об утверждении правил согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике» <313>.

Полномочия органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Полномочия органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Ст. 9 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» устанавливает, что органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности, указанных в ст. 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Функции органов регулирования естественных монополий (ст. 10 ФЗ):
    • формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий;
    • определяют методы регулирования;
    • контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона;
    • вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;
    • принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования.
Полномочия органов регулирования естественных монополий (ст. 11 ФЗ):

Органы регулирования естественных монополий вправе:

    1. принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);
    2. устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий;
    3. принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;
    4. направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;
    5. принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
    6. направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;
    7. обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;
    8. осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.

Субъекты естественных монополий, их потребители, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в орган регулирования естественных монополий для урегулирования в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом цен (тарифов).

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Ст. 6. Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее — методы регулирования):

    • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
    • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или)
    • установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Разъяснение по вопросу отнесения организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий

  • О ФАС России
    • Миссия, цели, ценности
    • Услуги и функции
    • Структура
    • Государственная служба
    • Противодействие коррупции
    • Федеральные целевые программы
    • Политика в области качества (ISO 9001)
    • Гражданская оборона
    • ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
    • Музей ФАС России
    • История антимонопольного регулирования в России
    • Этический Кодекс государственных гражданских служащих ФАС России
    • Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
  • Коллегиальные органы
    • Коллегия ФАС России
    • Биржевой комитет
    • Правление ФАС России
    • Апелляционная инстанция
    • Методический совет
    • Методический совет по тарифному регулированию
    • Комиссия по товарным рынкам
    • Президиум ФАС
    • Новости
  • База решений
  • Документы
    • Нормативные правовые акты
    • Разъяснения Президиума ФАС
    • Разъяснения
    • Информационное письмо
    • Аналитические материалы
    • Доклады
    • Планы деятельности
    • Отчетность
    • Сведения о полезном отпуске
    • Статистика
    • Бюджет ФАС России
    • Архив
  • Открытое ведомство
    • Концепция открытости ФОИВ
    • Публичные декларации ФАС России
    • Открытые данные
    • Белая и черная книги
    • Опросы
    • ФАС детям
    • Работа с референтными группами
    • Наука и образование
    • Пресс-служба
    • Медиа-архив
    • Буклеты
    • Новости
    • Публичные мероприятия ФАС России
    • Инициативные проекты
  • Международное сотрудничество
    • Международные организации
    • Международные рабочие группы
    • Двустороннее сотрудничество
    • Международные мероприятия
    • Архив
  • Территориальные органы
    • Положение о ТО ФАС России
    • Контакты
    • Задачи и функции территориальных органов ФАС
    • История создания территориальных органов ФАС России
    • Соглашения о сотрудничестве ФАС России с регионами
    • Стандарт развития конкуренции
    • Новости ТО ФАС России
  • Общественный совет при ФАС России
  • Экспертные советы при ФАС России
  • Обратиться в ФАС
    • Порядок обращения
    • Написать в ФАС России
    • Общественная приемная ФАС России
    • Отчеты о работе с обращениями граждан
    • Часто задаваемые вопросы
    • Запись на личный приём в Общественной приёмной ФАС России
    • Контакты ответственных лиц за работу с обращениями граждан
    • Реквизиты для оплаты пошлин и штрафов

Особенности правового статуса субъектов естественных монополий

Как уже говорилось выше, субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект производящий или реализующий товары в условиях естественной монополии. Правоспособность хозяйствующих субъектов естественных монополий имеет достаточно большую специфику по сравнению с общей правосубъектностью юридического лица. Наряду с общими видами деятельности, осуществляемыми любым акционерным обществом, рассматриваемые нами субъекты выполняют специальные виды деятельности, которые, во-первых, относятся к естественно-монопольным сферам хозяйственной деятельности, регулируемым государством, а во-вторых, для их осуществления требуется получение специальных разрешений.

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (статья 10), и принимают решения о включение в этот реестр либо об исключении из него конкретных хозяйствующих субъектов (статья 11). В настоящее время полномочия по формированию и ведению реестра возложены на Федеральную службу по тарифам РФ (ФСТ), приказом которой № 59 от 26.08.2004 г. утверждено Временное положение о Реестре субъектов естественных монополий Приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 26 августа 2004 г. N 59 «Об утверждении Временного Положения о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 сентября 2004 г. N 38., в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. Формирование Реестра осуществляется на основании результатов анализа информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов и иных источников, свидетельствующей об осуществлении (прекращении) хозяйствующим субъектом видов деятельности, отнесенных к сферам деятельности естественных монополий.

Ведение Реестра осуществляется путем внесения в единую информационную базу данных сведений о субъектах естественных монополий и их хозяйственной деятельности, обновления этих данных, исключения сведений о субъектах естественных монополий из базы данных при прекращении ими видов деятельности в сферах, отнесенных к естественным монополиям.

Включение (исключение) хозяйствующего субъекта в (из) Реестр(а) осуществляется решением ФСТ на основании анализа деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляемой им в условиях естественной монополии, а также анализа полученной информации, свидетельствующей об осуществлении (прекращении) хозяйствующим субъектом видов деятельности в сферах, отнесенных к естественным монополиям.

При этом процедура исключения хозяйствующего субъекта из Реестра по его запросу четко не определена и такое исключение реально возможно только в случаях, когда хозяйствующий субъект прекратил осуществлять деятельность в сфере, отнесенной к естественным монополиям, или когда осуществляемый им вид деятельности исключен из сферы, отнесенной к естественным монополиям.

Специфика хозяйственной компетенции субъектов естественных монополий проявляется и в том, что государством регулируются ценообразование на услуги субъектов естественных монополий, и определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, а также установление минимального уровня обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре (услугах), производимом субъектом естественной монополии.

Изложенные обстоятельства влияют на полномочия органов управления хозяйствующих субъектов естественных монополий, так как полномочия в этих случаях должны осуществляться в соответствии с названными правовыми актами. В связи с этим в учредительных документах хозяйствующих субъектов естественных монополий должны содержаться указания на то, что полномочия органов управления определяются также в соответствии с правовыми актами, регламентирующими деятельность субъектов естественных монополий. Белых В.С., Григорьева О.А. Правовой статус субъектов естественных монополий: Правовые проблемы нефтегазового комплекса: сб. науч. тр. Вып. 3 / под общ. ред. М.И. Клеандрова, О. И Клоца. Тюмень, 2003. С. 130-131.

Хозяйственная компетенция органов управления определяется в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Необходимость включения такого положения в содержание учредительных документов, на наш взгляд, прямо вытекает из положений ст. 53 ГК РФ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301., в которой установлено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Обязанности субъектов естественных монополий установлены в статье 8 Закона «О естественных монополиях».

  • 1. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
  • 2. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;

проекты планов капитальных вложений.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 (ред. от 23.03.2013) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» // «Собрание законодательства РФ», 19.07.2004, N 29, ст. 3049. ФСТ России вправе устанавливать порядок и сроки представления субъектами естественных монополий текущих отчетов о своей деятельности для определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 977 были утверждены Правила согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике (далее — Правила) Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 (ред. от 27.02.2013)»Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»(вместе с «Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций», «Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики») // «Собрание законодательства РФ», 07.12.2009, N 49 (2 ч.), ст. 5978..

Правила были разработаны в соответствии с Федеральными законами «Об электроэнергетике» Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об электроэнергетике» // «Собрание законодательства РФ», 31.03.2003, N 13, ст. 1177. и «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (утр. силу с 1 января 2011 г.) // «Собрание законодательства РФ», 17.04.1995, N 16, ст. 1316., и определяют порядок рассмотрения и согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике, а также контроля за выполнением этих программ.

3. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом «О естественных монополиях», на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» дискриминационные условия — «условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами».

4. Субъекты естественных монополий обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. Порядок ведения учета утверждается Правительством РФ и (или) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 707 от 22 сентября 2008 г. «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2008 г. N 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» // «Собрание законодательства РФ» от 29 сентября 2008 г. N 39 ст. 4445. субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Постановлением.

5. В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности.

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством РФ, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения:

сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее также — регулируемые товары (работы, услуги);

сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг);

сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;

информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий;

информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий;

порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

сведения об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчеты об их реализации;

сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.

Информация, отнесенная в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, не включается в состав сведений, подлежащих раскрытию в соответствии с Законом «О естественных монополиях». Информация о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащая свободному доступу и отнесенная в соответствии с Законом к стандартам раскрытия информации, не может быть признана субъектом естественной монополии коммерческой тайной.

Таким образом, специфика правового статуса субъектов естественных монополий связана, во-первых, со значимостью результатов деятельности этих хозяйствующих субъектов для экономики в целом. Во-вторых, с экономической ролью хозяйствующих субъектов естественных монополий связана их социальная ответственность за результаты. В-третьих, процедуры создания, порядок осуществления хозяйственной деятельности и прекращения субъектов естественных монополий попадают в сферу государственного регулирования.

На практике хозяйствующие субъекты и суды продолжают сталкиваться с неясностью относительно определения статуса хозяйствующего субъекта как субъекта естественной монополии, что вызвано неоднозначностью позиции законодателя, закрепленной в Законе о естественных монополиях и ряде других нормативно-правовых актов, в частности, Временном положении о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль Приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 30 августа 2010 г. N 417-э «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.11.2010 N 19001) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 51, 20.12.2010..

Вопрос о понятии субъекта естественной монополии приобретает значимость в свете взятого государством курса на расширение границ антимонопольного регулирования деятельности данной категории хозяйствующих субъектов.

Одним из первых шагов, направленных на установление дополнительных требований к деятельности субъектов естественных монополий, стало требование, закрепленное в ст. 18 Федерального законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Указанная статья возлагает на субъекты естественных монополий обязанность по осуществлению отбора финансовых организаций для оказания определенных в статье финансовых услуг в порядке открытых торгов и в строгом соответствии с положениями Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105..

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие естественно-монопольные виды деятельности, в попытках избежать новой для них, достаточно продолжительной и сложной в применении процедуры проведения открытых торгов, ссылаются на положения ст. 10 Закона о естественных монополиях, согласно которой органы регулирования естественных монополий выполняют функции по формированию и ведению реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль; определяют методы регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии и т.д. Таким образом, хозяйствующий субъект связывает распространение требований норм, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, в целом, и ст. 18 Закона «О защите конкуренции», в частности, не с фактом осуществления им естественно-монопольного вида деятельности, а обязательностью включения в Реестр субъектов естественных монополий. Кошелев, А. А. Проблемы определения статуса субъекта естественной монополии // Право и экономика. -2007. — № 11. — С. 10-12.

Вместе с тем ни ст. 3 Закона о естественных монополиях, ни Закон в целом, ни ст. 18 Закона «О защите конкуренции» не связывают отнесение хозяйствующего субъекта к категории «субъект естественной монополии» с включением его в Реестр субъектов естественных монополий.

Не вносит какой-либо ясности и детальный анализ Временного положения о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

В соответствии с п. 3 Временного положения в Реестр включаются хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющие деятельность в сферах, которые полностью совпадают со сферами деятельности субъектов естественных монополий, перечисленными в ст. 4 Закона о естественных монополиях. Такое положение означает, что безусловным основанием для включения хозяйствующего субъекта в Реестр является осуществление последним естественно-монопольного вида деятельности. Возникает вопрос: какова цель ведения Реестра, если по смыслу п. 3 в него автоматически должны попадать все хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность в естественно-монопольных сферах? Ответ дает Временное положение: цель ведения — это определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

С учетом изложенного вполне логичен следующий вывод: единственное целевое назначение формирования и ведения Реестра — осуществление тарифного регулирование в отношении субъектов естественных монополий со стороны Федеральной службы по тарифам.

Однако в действительности тарифное регулирование осуществляется и в отношении субъектов, не включенных в Реестр субъектов естественных монополий, но являющихся таковыми в силу осуществления ими своей деятельности в естественно-монопольных сферах, перечисленных в ст. 4 Закона о естественных монополиях. Более того, тарифное регулирование является одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, перечисленных в ст. 6 Закона о естественных монополиях.

Копия решения Федеральной службы по тарифам о включении (исключении) хозяйствующего субъекта в (из) Реестр(а) направляется в Федеральную антимонопольную службу России. В таком случае не понятно, является ли факт включения хозяйствующего субъекта в Реестр основанием для применения в отношении него иных, помимо тарифного (ценового), методов регулирования, и какое значение это будет иметь для антимонопольных органов в части осуществления ими государственного контроля над деятельностью субъектов естественных монополий?

В сложившейся ситуации особое значение приобретает анализ применения Закона о естественных монополиях арбитражными судами, которые нередко своими актами в неоднозначных и спорных ситуациях фактически формируют правоприменительную практику по тому или иному вопросу.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2007 г. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2007 г. по делу № Ф09-634/07-С4. оставлено без изменения решение арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Федеральной налоговой службы России о признании муниципального унитарного предприятия, осуществляющего производство и передачу электрической энергии, несостоятельным (банкротом). В кассационной жалобе ФНС России указало, что муниципальное унитарное предприятие не включено в Реестр субъектов естественных монополий, следовательно, суд первой инстанции необоснованно применил положения Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» Федеральный закон от 24.06.1999 N 122-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (утр. силу 1.07.2009 г.) // «Собрание законодательства РФ», 28.06.1999, N 26, ст. 3179.. Кроме того, заявитель жалобы, указал, что предприятие не подпадает под признаки субъекта естественной монополии топливно-энергетического комплекса, поскольку основным видом его деятельности является передача электроэнергии, а не ее производство. Не принимая во внимание доводы ФНС России, суд указал, что Закон о естественных монополиях не связывает отнесение организации к субъектам естественных монополий с включением ее в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

В постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 января 2007 г. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 января 2007 г. по делу № Ф09-11408/06-С4. суд более детально обосновал свою позицию, указав, что к субъектам естественных монополий могут быть отнесены организации, не включенные в соответствующий Реестр, но осуществляющие свою деятельность в тех сферах деятельности, которые перечислены в ст. 4 Закона о естественных монополиях, и соответствующие понятиям, определенным ст. 3 Закона о естественных монополиях.

Анализ судебной практики свидетельствует о единообразном подходе арбитражными судами различных округов к вопросу о понятии субъекта естественной монополии. В частности, постановления Федеральных арбитражных судов Дальневосточного округа от 11 апреля 2006 г. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 апреля 2006 г. по делу № Ф03-А59/06-1/218., Северо-Кавказского округа от 4 июля 2006 г. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 июля 2006 г. по делу № Ф08-2804/2006-1185А. и др. не связывают наличие статуса субъекта естественной монополии у хозяйствующего субъекта с фактом включения его в Реестр субъектов естественных монополий.

Несмотря на неопределенный подход законодателя к вопросу о том, кто является субъектом естественной монополии, подведем итог: Федеральная служба по тарифам осуществляет ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий, независимо от включения их в Реестр субъектов естественных монополий, в то время как Федеральная антимонопольная служба России проводит государственный контроль соблюдения субъектами естественных монополий антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях. Антимонопольное регулирование, в том числе в соответствии со ст. 18 Закона «О защите конкуренции», распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие естественно-монопольные виды деятельности, независимо от факта их включения в Реестр субъектов естественных монополий.

На данный момент существует необходимость четкой правовой регламентации статуса субъектов естественных монополий. К сожалению, правовое регулирование отстает от объективно существующих потребностей экономики в целом и в обеспечении хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий в частности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *