Стандарты социального обеспечения

  • автор:

Содержание

Стандарты социального обеспечения

Характеристика международных стандартов социального обеспечения

Современное общество нацелено на то, чтобы обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан. При этом, оно защищает их не только от военных действий и от различных заболеваний и эпидемий, но также и от той социальной неуверенности, от которой страдают многие люди по разнообразным причинам. Система социального обеспечения нацелена на то, чтобы гарантировать основной доход гражданам даже в таких случаях, как:

  • Травмы и болезни;
  • Безработица;
  • Старость и достижение пенсионного возраста;
  • Утрата трудоспособности по причине выявления инвалидности;
  • В случае потери кормильца;
  • При рождении ребенка и последующем уходе за ним.

Данные гарантии важны не только для отдельных категорий граждан, но и для всего общества в целом. Любой человек может оказаться в трудной жизненной ситуации, и ему крайне необходимо ощущать уверенность в завтрашнем дней, а также уверенность в том, что государство позаботится о нем в случае утраты работоспособности или основного заработка.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Социальное обеспечение, несмотря на разнообразные формы, имеет определенные стандарты. Преимущественно, они касаются финансовых источников, а также размера выплат и социального обеспечения граждан в зависимости от того, в какой ситуации они оказались, и в каких средствах нуждаются.

Еще в 1948 году была принята всеобщая декларация прав человека, в которой сформулировано и закреплено, что абсолютно любой человек, будучи полноправным членом общества, имеет право на предоставляемое со стороны государства социальное обеспечение. Также каждый человек имеет право на то, чтобы осуществлять трудовую деятельность, свободно выбирать, чему посвятить свою профессиональную карьеру. Также, говоря о работниках предприятия, необходимо подчеркнуть, что каждый имеет право на благоприятные и, что самое главное, справедливые условия труда и защиту со стороны предприятия и государства от безработицы и, соответственно, безденежья. В случае успешной работы человек имеет право на дополнительные вознаграждения, что позволит обеспечить ему не только свое существование, но и благоприятное существование членов своей семьи.

Также в Декларации указано, что каждый человек имеет право обладать таким уровнем жизни, при котором он будет беспрепятственно обеспечивать себя, или получать помощь в обеспечении себя и своих близких пищей, одеждой, жилищем, а также медицинскими и образовательными услугами. Все это в значительной степени оказывает влияние на благосостояние индивида, на его психическое и физическое самочувствие.

Человек, живущий в благоприятных условиях и ощущающий поддержку со стороны государства, будет стремиться делать свой вклад в его развитие, в улучшение условий существование. Именно это будет оказывать влияние на благоприятное развитие и прогресс всего социума в целом.

Цели и нормы социального обеспечения

Как мы уже отметили выше в статье, все стандарты социального обеспечения актуализированы в Декларации по правам человека. Среди ключевых целей, а также задач, которые закреплены там же, определена обязательность способствовать принятию таких программ, которые будут нацелены на повышение уровня жизни, расширение системы социального обеспечения таким образом, чтобы она покрывала более востребованные области жизни людей. Данные меры нацелены на создание наиболее благоприятных условий проживания граждан, а также их всестороннюю поддержку (например, медицинское обслуживание, защиту благосостояния детей и родителей, многодетных семей, обеспечение наемных рабочих).

Нормы МОТ (Международной охраны труда) предполагают наличие различных видов и форм социального обеспечения и социального страхования, которое реализуется в ряду экономических систем, а также на разных этапах развития отдельных сообществ и стран. Конвенция МОТ предлагает обширный спектр возможностей, а также гибкие подходы, которые в дальнейшем позволят более эффективно обеспечивать и реализовывать меры по социальному обеспечению, избегая при этом риски.

Система права социального обеспечения подразделяется на две части: общая часть и особенная часть. К общей части относятся нормы, которые нацелены на непосредственное закрепление права человека в области социальной помощи и социального обеспечения в целом. Также здесь мы должны актуализировать наличие норм, которые разграничивают компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и всего ряда органов местного самоуправления, которые ориентированы на деятельность в области социального обеспечения и, соответственно, уполномочены в данной сфере. Нормы также выражаются в виде принципов, одним из которых выступает всеобщность и адресность социальной помощи и социального обеспечения. С учетом того, что каждый случай обладает своими особенностями, стоит также актуализировать нормы, которые устанавливают виды социальных рисков, в которых могут оказываться граждане, находясь в нестабильном положении.

Что касается особенной части системы права социального обеспечения, то она включает в себя четыре уровня норм:

  1. Нормы, которые регулируют назначение и предоставление пенсионных выплат;
  2. Нормы, которые регулируют назначение и предоставление пособий и иных социальных выплат, на которые имеют права различные категории населения;
  3. Нормы, направленные на то, чтобы регулировать предоставление бесплатных или частично платных социальных услуг (например, социальное обслуживание, реабилитация, некоторые медицинские услуги);
  4. Нормы, которые регулируют возможности предоставление бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, социальное обеспечение регулируется и стандартизируется в соответствии с международными документами и декларациями. Нормы обладают своими специфическими чертами, при этом специалисты всегда исследуют специфику социального обеспечения и наиболее характерные черты и риски, которые грозят людям в нестабильном материальном и социальном положении.

Понятие и виды международных стандартов социального обеспечения

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

Международные стандарты социального обеспечения являются одним из видов международных стандартов, выработанных международным сообществом и отражающих условия реализации прав человека в различных сферах жизнедеятельности общества.

Формирование и применение этих стандартов осуществляется с учетом деления прав человека на определенные виды, носящие название поколений прав человека. Первое поколение – это гражданские и политические права. К ним относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, запрет на пытки и жестокое обращение, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу мнения и самовыражения, право на мирные собрания и ассоциации. Применительно к данной категории международные стандарты в области прав человека имеют «жесткий» характер и четко предписывают государству роль лишь в виде обеспечения соблюдения таких стандартов, недопущения их нарушения, что свидетельствует о пассивном характере участия государства в их осуществлении.

Второе поколение – это социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения. В них входят право на труд, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на социальное обеспечение. Обеспечение данных прав требует от государства активных действий, перераспределения финансовых и материальных ресурсов в целях обеспечения населения соответствующими видами социальных пособий и услуг.

Международные стандарты социального обеспечения выступают в качестве правового образа, который впоследствии может быть реализован в правовую норму. Будучи закрепленными в международно-правовых актах, стандарты социального обеспечения формируются субъектами международного права путем консультаций, обмена мнениями, поиска компромисса, что приводит в выработке наиболее общего варианта поведения, в дальнейшем формирующего конкретную правовую норму в национальной системе социального обеспечения.

Стандарты социального обеспечения — это рекомендуемые международным сообществом ориентиры в формировании национальных систем социального обеспечения, которые могут включать в себя как общие принципы построения национальной системы социального обеспечения, так и ее конкретные характеристики с точки зрения условий, видов, размеров социальных представлений.

По форме международные стандарты социального обеспечения можно понимать как модельные нормы международного права, направленные на регулирование правоотношений в сфере социального обеспечения. По функциональной направленности – как минимальные гарантии прав граждан на социальное обеспечение, выраженные в международно-правовых нормах.

По правовой природе международные стандарты социального обеспечения – это закрепленные в договорных нормах международного права, добровольно принимаемые взаимные обязательства государств по установлению и функционированию национальной системы социального обеспечения в целях наиболее эффективной реализации права граждан на социальное обеспечение в порядке и на условиях, отвечающих современным общецивилизационным требованиям.

Общие международные стандарты закреплены в международных актах о правах человека и отражают право человека на социальное обеспечение, не раскрывая условий его реализации и уровня гарантируемой социальной поддержки. В качестве подобных стандартов можно рассматривать положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии (1961 г.) и ее пересмотренной редакции и т.п. Специальные стандарты социального обеспечения отражают международные обязательства стран по вопросам видов социальных рисков, видов, условий, уровня и порядка предоставления социального обеспечения. Их источником выступают акты МОТ. Прежде всего, это Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения».

Международные стандарты социального обеспечения можно разделить по сферам социальной политики, на регулирование которых они направлены:

1. международные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным, устанавливающие основания и условия выплаты пособия по безработице и порядок переобучения и профессиональной подготовки (например, Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.));

2. международные стандарты в области пенсионного обеспечения, формирующие основания и условия назначения выплаты пенсии (например, статьи 25-30, 59-64 Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»);

3. международные стандарты в сфере предоставления медицинской помощи, устанавливающие условия и порядок получения медицинской помощи, ее виды, оказываемые безвозмездно, обязательное и добровольное медицинское страхование (например, Конвенция МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 г.));

4. международные стандарты в сфере социальной помощи и социального обслуживания, предусматривающие категории граждан, которым может быть предоставлена социальная помощь, перечень и нормативы потребления социальных услуг, порядок предоставления населению социальных услуг (например, статья 41 пересмотренной Европейской социальной хартии);

5. международные стандарты в сфере семейных пособий, регламентирующие порядок и размер выплаты пособия по беременности и родам, пособия на ребенка, единовременного пособия при рождении, усыновлении ребенка (например, Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства» (1952 г.));

6. международные стандарты в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения и иных особых форм социального обеспечения (например, заключенное в рамках СНГ Соглашение от 15.04.1994 года «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих»).

О минимальных государственных социальных стандартах

Проект N 209727-3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О минимальных государственных социальных стандартах

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и общий порядок разработки, утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
минимальные государственные социальные стандарты — единые на всей территории Российской Федерации требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции Российской Федерации отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
бесплатные социальные услуги — услуги, предоставление которых гражданам Российской Федерации гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основе государственными и муниципальными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
минимальные социальные нормы — единые или групповые удельные показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими социальными услугами по их видам;
финансовые нормы — денежное выражение минимальных социальных норм.

Статья 2. Задачи утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов

Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются и применяются для решения следующих задач:
— реализация основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
— упорядочивание и совершенствование межбюджетных отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 3. Законодательство о минимальных государственных социальных стандартах

Законодательство о минимальных государственных социальных стандартах состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Статья 4. Перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм

1. Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются в следующих сферах:
— образование;
— здравоохранение;
— культура;
— социальное обслуживание населения;
— жилищно-коммунальное хозяйство;
Минимальные государственные социальные стандарты применяются при оказании юридической помощи гражданам.

2. В вышеуказанных сферах утверждаются перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм.
а) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере образования утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных образовательных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для получения дошкольного, основного общего, начального и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также для получения на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении;
б) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных медицинских услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере социального обслуживания населения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для их социального обслуживания, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
г) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере культуры утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для обеспечения библиотечного обслуживания населения;
д) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в жилищно-коммунальной сфере утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг, необходимых для предоставления малоимущим и иным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатного жилья;
и) в качестве минимальных государственных социальных стандартов при оказании юридической помощи населению утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида юридических услуг гражданам Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

Статья 5. Порядок установления минимальных государственных социальных стандартов

1. В Российской Федерации утверждаются и применяются единые минимальные государственные социальные стандарты, а также минимальные социальные и финансовые нормы.

2. В сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона перечни и виды основных минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральными законами.
Перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, кроме указанных в абзаце 1 пункта 2 настоящей статьи, а также перечни и виды минимальных социальных и финансовых норм разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами, иными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации и утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. Минимальные государственные социальные стандарты в натуральном выражении устанавливаются сроком на 4 года.
Минимальные государственные социальные стандарты в денежном выражении, устанавливаются сроком на 1 год и не могут изменяться в течение финансового года.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать минимальные социальные и финансовые нормы за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 6. Применение минимальных государственных социальных стандартов на территории Российской Федерации

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах полномочий, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления обязаны обеспечивать применение минимальных государственных социальных стандартов за счет средств соответствующих бюджетов.
Минимальные государственные социальные стандарты используются для определения объемов финансирования отраслей социальной сферы, перечисленных в пункте 1 статьи 4 на очередной финансовый год из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Государственные и муниципальные предприятия и учреждения используют минимальные государственные социальные стандарты при предоставлении бесплатных социальных услуг населению.

Статья 7. Использование минимальных государственных социальных стандартов при формировании и исполнении бюджетов

1. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации формируются и исполняются с учетом расходов, необходимых для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации закрепляют за бюджетами субъектов Российской Федерации собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов, необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации закрепляют за местными бюджетами собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

3. Финансовая помощь из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджетам других уровней, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты.

Статья 8. Ответственность за несоблюдение и (или) неисполнение минимальных государственных социальных стандартов, минимальных социальных и финансовых норм

За несоблюдение и неисполнение минимальных государственных социальных стандартов, минимальных социальных и финансовых норм органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, организации, а также их руководители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.В.Путин

Текст документа сверен по:
рассылка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *