Стадии административного судопроизводства

  • автор:

ВЕКТОР ЮРИД ИЧЕСКОЙ I—

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДА—СКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕЛЕ, ПО КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РФ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы состава и прав лиц, участвующих в деле по Кодексу административного судопроизводства. Также анализируются особенности замены ненадлежащего ответчика, некоторые положения, касающиеся процессуального правопреемства.

Ключевые слова: права и обязанности лиц, участвующих в деле; заинтересованные лица; замена ненадлежащего административного ответчика; процессуальное правопреемство.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.31.3.041-046

D. Yu. IONOVA,

Щ

Дина

Юрьевна

ИОНОВА,

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры гражданского и административного судопроизводства Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) gprocess@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

© Д . Ю . Ионова, 2017

¿Я—I

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

В настоящее время Кодекс административного судопроизводства регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ст. 1 КАС РФ) . В арбитражных судах дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, продолжают рассматриваться по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ

Известно, что КАС строится на использовании категорий искового производства ГПК РФ и АПК РФ с прибавлением прилагательного «административный» .

Например, стороны в административном судопроизводстве именуются «административный истец» и «административный ответчик» (ч . 1 ст. 38 КАС), а заинтересованное лицо обращается в суд с административным исковым заявлением (ст. 124 КАС) и т.д . Соответственно, в КАС за некоторыми исключениями и дополнениями воспроизводятся и все относящиеся к категориям искового производства правила ГПК и АПК

Хотя необходимо отметить, что некоторые категории гражданского процессуального законодательства получили новое наименование . Например, в ст. 46 КАС говорится о заключении сторонами соглашения о примирении, а не мирового соглашения, как в ГПК и АПК . Однако несмотря на то, что не по всем делам, возникающим из публичных правоотношений, возможно примирение сторон, само содержание института не претерпело изменений

Неслучайно в свое время, характеризуя проект КАС, некоторые ученые отмечали, что многие его нормы по содержанию являются либо полным «клоном» норм ГПК либо представляют собой не всегда удачный их пересказ1 .

Именно в этом контексте нам представляется интересным рассмотреть некоторые положения главы 4 КАС РФ и попытаться выявить особенности содержания отдельных норм, касающихся лиц, участвующих в деле, проанализировав статьи КАС, затрагивающие состав лиц, участвующих в деле, права и обязанности данной категории участников процесса, а также замену ненадлежащего ответчика

1. Первая статья главы 4 КАС (ст. 37), так же как и аналогичные статьи в АПК и ГПК, определяет состав лиц, участвующих в деле . Всем перечисленным в ней лицам присуще наличие юридического интереса к исходу дела, что отличает их от других участников процесса, перечисленных в ст. 48 КАС (таких как представитель, эксперт, свидетель, переводчик и др . ) .

Как уже было сказано, в КАС стороны именуются «административный истец» и «административный ответчик» . Как в АПК и ГПК, законодатель, кроме сторон, включает в состав лиц, участвующих в деле, прокурора, а также органы, организации и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц . Заметно отсутствие в составе лиц, участвующих в делах административного судопроизводства, таких категорий, как заявители; третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, и третьи лица,

ЕСТНИК Ионова Ю- б л-э

уиивсотитстА Некоторые особенности законодательного регулирования ^^^^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имени o.e. Кутафина (мгюа) процессуального положения лиц, участвующих в деле…

не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора (ст. 42, 43 ГПК и ст. 50, 51 АПК) . Однако по делам, рассматриваемым по правилам КАС, могут быть привлечены к участию в деле или вступить в него по собственной инициативе заинтересованные лица . При анализе ст. 47 КАС можно прийти к выводу о том, что их процессуальный статус практически полностью совпадает с процессуальным статусом третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по ГПК и АПК .

В части 2 ст. 47 КАС установлено, что заинтересованные лица — это те лица, которые вступают в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон Однако следует согласиться с позицией Д . А . Туманова, высказанной в ходе заседаний рабочей группы при подготовке комментария к КАС, согласно которой указанная формулировка не охватывает всех возможных случаев участия заинтересованных лиц в административных делах, так как в определенных случаях решение суда может влиять на их права и обязанности не только в отношении одной из сторон Представляется, что рассмотренное обстоятельство должно быть учтено при совершенствовании законодательного регулирования процессуального статуса заинтересованных лиц для обеспечения возможности вступления в процесс лиц, чьи права могут быть затронуты судебным решением, а также для всестороннего и правильного рассмотрения дела по существу.

2. Статья 45 КАС посвящена правам и обязанностям лиц, участвующих в деле . В части 1 указанной статьи перечислены процессуальные права, общие для всех лиц, участвующих в деле, вне зависимости от занимаемого ими процессуального положения . Следует заметить, что объем процессуальных прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, в соответствии с КАС практически полностью совпадает с объемом процессуальных прав и обязанностей данной категории участников процесса по АПК и ГПК . Так, согласно ч . 1 ст. 45 КАС лица, участвующие в деле, вправе совершать различные процессуальные действия в целях обеспечения полноты доказательственного материала: представлять доказательства; до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам судебного процесса; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле .

Однако следует отметить, что в п . 11 ст. 45 КАС, в отличие от аналогичных норм АПК и ГПК, содержится оговорка о том, что лица, участвующие в деле, могут обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов . Например, это положение касается таких административных дел, в которых участвовали несколько административных истцов и (или) несколько административных ответчиков и при этом соучастие возникло в случае, когда Е

П К

предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений . В описанной ситуации вынесенное по административному делу решение в какой-

П

К к

Н К,

НАУКИ Ъ

¿Я—I

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

то части может касаться прав и обязанностей только из одного соучастников и не затрагивать права и законные интересы другого соучастника . Это положение применимо и к случаям, когда административное дело возбуждено путем подачи коллективного административного искового заявления .

На страницах юридической печати неоднократно критиковалась ч . 5 ст. 45 КАС, в которой установлена обязанность лиц, участвующих в деле, в предусмотренных законом случаях вести дела в суде с обязательным участием представителей, которые отвечают требованиям ст. 55 КАС (обязательным является наличие статуса адвоката или высшего юридического образования) . Однако, как следует из п . 2 ч . 2 ст. 125 и ч . 9 ст. 208 КАС, если у гражданина есть высшее юридическое образование, он вправе вести дело лично, без представителя . Такие требования отсутствуют и в ГПК, и в АПК . Обязательное участие представителя по административным делам законодатель предусмотрел для граждан, участвующих в деле и не имеющих высшего юридического образования, при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в случае их подсудности верховным судам республики и приравненным к ним судам и в Верховном Суде РФ . По общему правилу через своих представителей лица, участвующие в деле, могут задавать вопросы другим участникам судебного процесса, давать необходимые пояснения, высказывать мнения и совершать иные процессуальные действия Однако редакция ч 5 ст 45 КАС не содержит положений о том, вправе ли лицо, участвующее в деле, лично совершать какие-либо процессуальные действия . Полагаем, что даже если участие представителя в деле обязательно, гражданин вправе лично подать в суд административное исковое заявление, давать объяснения по делу, знакомиться с материалами дела; иное решение вопроса нарушало бы право на судебную защиту. Ведь неслучайно Конституционный Суд РФ считает принцип audi alteram partem («выслушать обе стороны») процессуально-правовой гарантией реализации права на справедливое и публичное разбирательство дела (п . 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод)2 .

Лицам, участвующим в деле, та же ч . 5 ст. 45 КАС дает возможность определить права, которые представители осуществляют исключительно с их согласия, на что должно содержаться прямое указание в доверенности, например на подачу заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску, на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела и т.д . Таким образом, в доверенности не только указывается полномочие на совершение конкретного процессуального действия, но и отмечается необходимость получения согласия представляемого лица непосредственно при совершении определенных процес-

См . : постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых Арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц» // СЗ РФ . 2001. № 12 . Ст. 1138 .

ЕСТНИК Ионова Ю- б /1С

уиивсотитстА Некоторые особенности законодательного регулирования ^^^^

имени o.e. Кутафина (мгюа) процессуального положения лиц, участвующих в деле…

суальных действий . Однако КАС не содержит порядка получения такого согласия лица, участвующего в деле . Представляется, что это согласие должно быть получено судом в форме, которая позволяет определить волеизъявление стороны по административному делу. Например, согласие может быть дано стороной в той же форме, в которой выдавалась доверенность по делу, либо получено судом непосредственно в судебном заседании в случае личного участия стороны в административном деле с занесением соответствующих сведений в протокол .

3. В КАС предусмотрены некоторые особенности замены ненадлежащего административного ответчика . По общему правилу суд может заменить ненадлежащего административного ответчика надлежащим лишь с согласия административного истца . Если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика другим лицом, то суд может привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика (аналогичное правило есть в АПК) . Однако особенностью КАС является норма о том, что суд вправе совершить это процессуальное действие без согласия административного истца . В данной ситуации ненадлежащий административный ответчик не выбывает из процесса и административный истец не лишается возможности приводить свои доводы в обоснование того факта, что такой ответчик является надлежащим . Однако в итоге обязанность восстановить нарушенное право решением суда может быть возложена на второго административного ответчика, на вступление которого в процесс административный истец не давал согласие .

Является ли такое положение особенностью принципа диспозитивности в административном судопроизводстве? Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что в случаях, если административными истцами являются граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях, согласно ч . 5 ст. 38 КАС административными ответчиками могут быть только органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, то есть законодатель называет ответчиками не публично-правовые образования, а органы государственной власти и местного самоуправления, компетенция которых постоянно меняется, а сами органы реорганизуются, ликвидируются и т.д . Такое законодательное решение не могло не вызвать дискуссию в процессуальной науке3, однако в настоящей статье она освещаться не будет, поскольку этот вопрос требует самостоятельного детального рассмотрения

См . , например: Алехина С. А. К вопросу о процессуальной правоспособности публично-

2015 . № 12 . С . 49—54.

Ш m

На наш взгляд, анализируемая ч . 1 ст. 43 КАС направлена на защиту административного истца, не всегда обладающего знаниями о структуре и компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, порядке их создания, реорганизации и упразднения . Таким образом, рассматриваемое положе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правовых образований в административном судопроизводстве // Законы России: опыт, Е

анализ, практика . 2016 . № 5 . С . 3—10 ; Смагина Е. С. Участие государственных органов

и органов местного самоуправления в административном судопроизводстве // Там же .

П

К к

Н К,

НАУКИ Ъ

¿я—I

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

ние КАС, по нашему мнению, не устанавливает особенности действия принципа диспозитивности, как может показаться на первый взгляд, ведь в конечном счете второй стороной в споре все равно остается публично-правовое образование, несмотря на то что обязанность восстановить нарушенное право решением суда может быть возложена на орган государственной власти или местного самоуправления, на вступление которого в процесс административный истец не давал согласия

В настоящей статье не затрагивается постоянно обсуждаемый в юридическом сообществе вопрос о целесообразности принятия КАС Однако рассмотренные положения КАС являются примерами того, что при практическом применении некоторых норм данного Кодекса неизбежно возникают трудности, что не обеспечивает надлежащей защиты прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных отношений . А ведь, по мнению разработчиков проекта этого нормативного правового акта, именно в этом был смысл создания еще одного процессуального кодекса .

БИБЛИОГРАФИЯ

2 . Алёхина С. А. К вопросу о процессуальной правоспособности публично-пра-

вовых образований в административном судопроизводстве // Законы России: опыт, анализ, практика . — 2016 . — № 5 .

3 . Смагина Е. С. Участие государственных органов и органов местного само-

управления в административном судопроизводстве // Законы России: опыт, анализ, практика . — 2015 . — № 12 .

Административный процесс: понятие и содержание

Административный процесс – установленный законом порядок, последовательность действий, совершаемых уполномоченным органом или должностным лицом в целях достижения позитивного результата, при разрешении индивидуальных административных дел, а также для разрешения управленческих конфликтов и споров в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Цель административного процесса – реализация правомерного применения норм материального административного права и как следствие – повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственного управления.

С юридической точки зрения административный процесс обеспечивает правовую реализацию материальных норм административного права и возможность обжалования неправомерного решения, принятого властным субъектом управления.

Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение. С одной стороны, эти нормы реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают реализацию материальных норм, а с другой – играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закрепленных процессуально, и обеспечивают право на жалобу.

Порядок рассмотрения административных дел включает определенные гарантии законности (правовые, экономические, политические и др.), обеспечивая при этом практически реализацию права граждан на защиту.

Общий объект административного процесса – общественные отношения, регулируемые различными отраслями права – административным, гражданским, трудовым, финансовым, муниципальным и др., кроме уголовного.

Это дает возможность представить административный процесс как совокупность различных видов административных производств по реализации правомерных отношений, возникающих при осуществлении индивидуальных дел, независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые правом общественные отношения. В этом отношении административно-процессуальные нормы, по справедливому утверждению многих ученых, могут быть выделены в отдельную отрасль права.

Административный процесс: особенности, содержание и принципы

Особенности административного процесса.

Административный процесс в основном базируется больше на юрисдикционной основе, однако административно-процедурный аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования. Как правило, оба этих аспекта административного процесса находятся не в противоречии, а скорее дополняют друг друга.

Они имеют следующие сходные черты:

  1. в основном внесудебный характер разрешения индивидуальных административных дел;
  2. индивидуальность решения этих дел;
  3. регламентируются, как правило, одним нормативно-правовым актом.

При этом судья, орган, уполномоченное должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и осуществлять правоохранительные функции, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера. Напр., при осуществлении контрольно-надзорных функций уполномоченными на то органами исполнительной власти, государственного управления осуществляются процессуальные действия, однако административно-правовой спор между участниками этих отношений отсутствует.

Административно-процедурная деятельность органов исполнительной власти, государственного управления проявляется в таких управленческих функциях, как регистрация, лицензирование, аккредитация, квотирование и др.

Административно-юрисдикционная деятельность предполагает наличие спора, в то время как административно-процедурная деятельность может проявляться в реализации разрешительных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих, координационных и иных функций. Поэтому административно-процедурные аспекты комплексно проявляются в административном процессе в реализации конкретных административных отношений.

Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников этих отношений.

Основные принципы административного процесса: законность; равенство сторон перед законом; объективность; гласность, открытость; ведение дел на национальном языке; право пользоваться услугами адвоката; экономичность процесса; ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел; право обжалования решений.

Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, административное производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено в определенной последовательности стадий процесса, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение.

Стадии административного процесса

Стадия – самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

Стадии административного процесса: возбуждение административного дела; его расследование и направление материалов по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления; факультативная – обжалование и опротестование постановления, его пересмотр; обязательное исполнение постановления, вынесенного по делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении является и процессуальным действием, и юридическим фактом возникновения административно-процессуальных отношений. Может быть по инициативе как уполномоченного органа (лица), так и гражданина (например, подача жалобы). Основанием для возбуждения дела является совершение административного проступка и наличие нормы, предусматривающей ответственность, о чем составляется протокол.

В процессе административного расследования реализуются такие процессуальные действия, как сбор и фиксация доказательств, оформление протокола о возбуждении административного дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства. Определены и меры обеспечения производства по делам, в частности: административное задержание; личный досмотр и досмотр вещей; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.

Рассмотрение дела об административном правонарушении – основная стадия административного производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

По каждому делу законом определены процедура подготовки, порядок и сроки его рассмотрения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются по подведомственности, как правило, в присутствии правонарушителя. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, или потерпевшим в вышестоящий орган исполнительной власти или в судебном порядке. Обжалование возможно и в органы прокуратуры. Подача жалобы и принесение прокурором протеста, как правило, приостанавливают исполнение постановления до рассмотрения жалобы или протеста.

Жалоба на постановление подается в течение 10 суток и рассматривается в десятидневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте рассматривается в течение суток с момента подачи жалобы.

Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях является важной гарантией соблюдения прав граждан, привлекаемых к административной ответственности. Цель исполнения постановлений состоит в практической реализации административного наказания, назначенного правонарушителю.

Производство по делам об административных правонарушениях

Цель административного производства – своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом и обеспечение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. отсутствие события и состава административного правонарушения;
  2. недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;
  3. невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;
  4. действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимости обороны;
  5. издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
  6. отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
  7. истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных законом (два месяца);
  8. наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного наказания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы на законном основании, а также наличие по этому факту уголовного дела;
  9. смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто.

В целях обеспечения законности административного производства по делам об административных правонарушениях прокурор вправе:

  • возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
  • участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
  • приносить протест на постановления по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные ФЗ действия.

Прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Производство по делам об административных правонарушениях регламентируется нормами разд. 4 КоАП РФ.

Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Виды индивидуальных административных дел:

  • дела об административных правонарушениях;
  • дела о дисциплинарных проступках;
  • дела об обращениях граждан;
  • дела о приеме в гражданство Российской Федерации;
  • дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
  • дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;
  • дела, связанные с административным надзором;
  • арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • дисциплинарное производство;
  • производство по делам об обращениях граждан;
  • производство по делам о приеме в гражданство Российской Федерации;
  • производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
  • производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;
  • производство, связанное с административным надзором;
  • арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административная юрисдикция

Административная юрисдикция – установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности:

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т. е. одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или, возможно, ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицируют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обязательное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определенной стадии отношения равенства сторон, которые потом переходят в стадию неравенства, например заключение административного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность видов административных производств, обладающих некоторой целостностью порядка и последовательности осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) имеет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.

Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных, трудовых и др.).

Способы обеспечения законности и дисциплины

Законность – единообразное понимание, осознание и соблюдение норм и правил действующего законодательства прежде всего органами государственной власти, общественными организациями и другими негосударственными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Способы обеспечения законности — контроль, надзор и обжалование (реализация права жалобы).

Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Признаки контроля как способа обеспечения законности: между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом существуют отношения подчиненности или подведомственности; объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, а контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого; контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого; в некоторых случаях контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Формы контрольной деятельности: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т. п.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти – постоянное, систематическое наблюдение специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.

Прокурорский надзор осуществляется за единообразным исполнением и соблюдением законов всеми органами государства и его должностными лицами, а также негосударственными объединениями и их должностными лицами.

Административный надзор – специфическая разновидность государственного контроля, суть которого состоит в наблюдении за исполнением специальных норм, общеобязательных правил федеральными надзорами. Виды полномочий органов, осуществляющих административный надзор:

  1. по предупреждению правонарушений;
  2. по пресечению правонарушений;
  3. по нормотворчеству;
  4. по привлечению к юридической ответственности правонарушителя.

Наиболее распространенный способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении – это право граждан на подачу жалобы на действия либо бездействие государственных органов и их должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан.

Прокурорский и административный виды надзора

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Рф осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов и за соответствием законам тех правовых актов, которые издаются уполномоченными государственными органами власти. Прокуратура не подменяет их и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления.

Проверки исполнения законов прокуратурой проводятся на основании поступивших сообщений и иной информации о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Права прокурора:

  1. опротестовывать противоречащие закону акты либо обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства;
  2. осуществлять уголовное преследование или производство об административном правонарушении;
  3. вносить представление об устранении нарушений закона;
  4. выносить письменное предостережение о недопустимости нарушения закона при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Административный надзор – систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и подзаконных актов, осуществляемое специально уполномоченными ФОИВ в пределах своей компетенции по подведомственным вопросам в отношении организационно не подчиненных им юридических и физических лиц (Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724).

Цель административного надзора – обеспечить безопасность личности, общества, государства, а также требуемое качество продукции и оказания услуг.

Например, специальный надзор как вид административного надзора осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящаяся в ведении Минздравсоцразвития России.

Обжалование действий (решений) государственных органов

Обжалование действий (решений) государственных органов — реализация гражданами своего права обратиться с жалобой в суд, если неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены их права и свободы (ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Конституцией установлено, что граждане России имеют право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Все это объединяется понятием «обращения граждан».

Способы рассмотрения и разрешения жалоб граждан – административный и судебный.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому нередко остаются без удовлетворения вполне обоснованные жалобы. Данный порядок не может в полной мере признаваться как эффективный в вопросах защиты прав и свобод граждан.

Судебному разрешению вопроса может предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстро исправить ошибку, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым административным решениям.

Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд, – коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица. Военнослужащий вправе в таком же порядке обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органа военного управления и воинских должностных лиц.

23.09.2015 15:14:00

С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – Кодекс или КАС РФ), который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным судом России и судами общей юрисдикции административных дел.

В предусмотренном Кодексом порядке будут рассматриваться административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Кодекс также регулирует производство дел о приостановлении деятельности или о ликвидации политических партий и общественных объединений, религиозных и некоммерческих организаций; о прекращении деятельности СМИ; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждение; о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке.

Кодекс вводит понятия административное дело и административное исковое заявление; определяет статус лиц, участвующих в деле: стороны (административный истец и административный ответчик), заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц.

Лица, участвующие в деле, пользуются процессуальными правами и несут обязанности, установленными ст. 45 Кодекса, не только при рассмотрении административного дела, но и при его подготовке к судебному разбирательству. При этом в настоящей статье перечислены общие для всех участников административного судопроизводства права, между тем большинство из них обладают и некоторыми дополнительными правами.

Так, сторонам, помимо перечисленных в полномочий, предоставляются права:

— выступать по административному делу самостоятельно или поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (ч. 3 ст. 41 КАС РФ);

— признавать обстоятельства, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождать последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов (ч. 1 ст. 65 КАС РФ);

— окончить дело соглашением о примирении сторон (ст. 46 КАС РФ) и др.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Документом предусматривается также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов.

Предусматривается, что каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается. При этом обязанность доказывать законность оспариваемых правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц возложена на эти органы и лица.

В соответствии с КАС РФ суды будут рассматривать административные дела по административном искам административного истца к административному же ответчику. Однако сути это особенно не меняет – процессуальное положение указанных участников дела практически идентично статусу сторон в гражданском процессе.

Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

КАС предусматривает две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном административном деле. Это может быть либо процессуальное соучастие, либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением. Основанием для обращения с таким иском КАС РФ признает наличие следующих условий:

1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;

2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;

3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);

4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Подобные дела будут рассматриваться, если ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему. При этом если в суд обратится другое лицо с аналогичным иском, суд должен предложить ему присоединиться к поданному коллективному заявлению. Если истец откажется, то суд приостанавливает производство по его заявлению до принятия решения по коллективному иску.

Точно также, если в результате вступления в дело соистцов будет установлено наличие обстоятельств, предусматривающих подачу коллективного иска, то суд по ходатайству лица, участвующего в деле, и с учетом мнения сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке коллективного иска. При этом рассмотрение дела должно будет начаться сначала.

Возврат к списку

Право, 11 класс

Урок №11. Производство по делам об административных правонарушениях

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Кто может привлечь виновного к административной ответственности;

2. Как рассматриваются дела об административных правонарушениях;

Глоссарий по теме:

Доказательства – любые фактические данные, на основании которых суд, орган либо должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения.

Доставление – принудительное препровождение человека в целях составления протокола об административном правонарушении, если невозможно его составить на месте совершения административного правонарушения.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица.

Ходатайство – официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенная к органу дознания, следователю, прокурору, судье.

Отвод – отстранение от участия в судебном процессе судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика, если они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в их беспристрастности.

Ключевые слова: Административное задержание; доставление; доказательства; ходатайство; отвод.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, кто может привлечь виновного к административной ответственности. Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов административного судопроизводства.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Производство по делам об административных правонарушениях — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действие лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  • возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
  • рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

  • знакомиться со всеми материалами дела;
  • давать объяснения;
  • представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • пользоваться юридической помощью защитника;
  • присутствовать при рассмотрении дела;
  • обжаловать постановления (решения) по делу.

Законные представители физического лица – субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Свидетель — лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

Понятой — любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – вид мер административного принуждения, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для достижения целей производства по делам об административных правонарушениях.

Такими мерами считают

  • доставление,
  • административное задержание,
  • личный досмотр,
  • досмотр вещей, находящихся при физическом лице,
  • досмотр транспортного средства,
  • осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов,
  • изъятие вещей и документов,
  • отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения,
  • медицинское освидетельствование на состояние опьянения,
  • задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации,
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей,
  • привод,
  • временный запрет деятельности.

Административные дела рассматриваются:

1. Судьи районных судов и мировые судьи. Основное количество административных правонарушений, возникающих на территории нашей страны, рассматриваются именно мировым судьей.

2. Комиссия по защите прав несовершеннолетних. На территории нашей страны работают еще и специализированные комиссии, которые рассматривают дела несовершеннолетних, прямо или же косвенно связанные с административными правонарушениями;

3. Органы федеральной инспекции труда. Данный орган, имеет возможность воздействовать в виде административных штрафов на тех людей, которые систематически нарушают трудовое законодательство, тем самым, ухудшая условия работы специалистов;

4. Органы внутренних дел. Рассматривать дела о таких правонарушениях, а соответственно, налагать административные взыскания, исключительно от имени органов внутренних дел, могут заместители начальников отделов и начальники и пр.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

Правильный ответ:

По горизонтали:

2. акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);

3. ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

По вертикали:

1. аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите принципы производства по делам об административных правонарушениях с их содержанием.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *