Ст 20 22 КоАП

  • автор:

Комментарии к ст. 20.22 КОАП РФ

Комментируемая ст. 20.22 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения составляет следующие действия:

а) нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет;

б) потребление (распитие) несовершеннолетними в возрасте до 16 лет алкогольной и спиртосодержащей продукции;

в) потребление несовершеннолетними в возрасте до 16 лет наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

Субъектами правонарушения по ст. 20.22 КоАП РФ прямо названы родители или иные законные представители несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет. Законными представителями несовершеннолетнего лица, помимо родителей, являются также усыновители и попечители (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ).

С субъективной стороны состав правонарушения по ст. 20.22 КоАП РФ образуют виновные действия лица, совершенные как умышленно, так и по неосторожности.

Комментируемая ст. 20.22 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения составляет следующие действия:

а) нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет;

б) потребление (распитие) несовершеннолетними в возрасте до 16 лет алкогольной и спиртосодержащей продукции;

в) потребление несовершеннолетними в возрасте до 16 лет наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

Субъектами правонарушения по ст. 20.22 КоАП РФ прямо названы родители или иные законные представители несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет. Законными представителями несовершеннолетнего лица, помимо родителей, являются также усыновители и попечители (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ).

С субъективной стороны состав правонарушения по ст. 20.22 КоАП РФ образуют виновные действия лица, совершенные как умышленно, так и по неосторожности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 342.9

Е.А.Супонина

кандидат юридических наук, доцент Воронежский институт МВД России г. Воронеж, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОТОРОГО ПРЕДУСМОТРЕНА СТ. 20.22 КоАП РФ

Аннотация

Автором статьи анализируются вопросы, связанные с определением и нормативным закреплением объекта административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 20.22 КоАП РФ. Данная проблема рассматривается сквозь призму внесенного 18 декабря 2015 года в Государственную Думу ФС РФ законопроекта №957581-6 («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Ключевые слова

Административная ответственность несовершеннолетних, состав административного правонарушения, объект административного правонарушения, потребление (распитие) алкогольной продукции.

Административная ответственность в России наступает лишь в том случае, если доказана вина лица (физического или юридического) в совершении административного правонарушения. Если говорить более грамотно с юридической точки зрения, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности только если в его деянии усматриваются все признаки состава конкретного административного правонарушения, предусмотренного либо федеральным законодательством (КоАП РФ), либо законодательством субъектов Российской Федерации. Понятие состава административного правонарушения является своеобразными краеугольным камнем отечественного административно-деликтного права. Только состав административного правонарушения выступает в качестве единственного основания административной ответственности.

Состав административного правонарушения представляет собой установленное законом упорядоченное единство элементов и признаков, определяющих общественно вредное деяние в качестве конкретного административного правонарушения. Однотипные признаки состава в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения, одним из которых является объект. Именно с объекта традиционно принято характеризовать правонарушение с точки зрения его состава.

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Как известно, в основу деления Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на главы как раз и положен родовой объект административного деликта. Например, таким объектом для правонарушений, содержащихся в главе 5 КоАП РФ, являются права граждан, в главе 7 — отношения собственности и так далее.

В связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральным законом от 21.12.2013 г. №365-Ф3 была принята новая редакция ст. 6.10 КоАП РФ. Изменение данного состава коснулось, в частности, предмета правонарушения: «пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, спиртные напитки» заменено на «алкогольную и спиртосодержащую продукцию». Кроме того, из состава ст. 20.22 КоАП РФ изъят квалифицирующий признак объективной стороны — общественное место.

По мнению многих отечественных административистов, законодатель справедливо усилил ответственность родителей или законных представителей несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, находящихся в состоянии опьянения, потребляющих (распивающих) алкогольную и спиртосодержащую

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

продукцию, наркотические средства или психотропные вещества, независимо от места совершения правонарушения, посчитав приоритетным объектом правовой охраны здоровье несовершеннолетнего .

Однако один существенный момент, видимо, ускользнул от глаз законодателя. Инновационная диспозиция статьи 20.22 КоАП РФ фактически изменила объект административно-правовой охраны. Очевидно, что данный состав правонарушения, утратив объект правовой охраны «общественный порядок», должен был одновременно переместиться из главы 20, ставящей под охрану общественный порядок и общественную безопасность, в главу 6, объединяющую административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Тем не менее, за два с лишним года, прошедших с момента принятия упомянутых изменений, ничего подобного сделано не было.

В декабре 2015 года рабочая группа при Комитете Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству завершила разработку проекта новой редакции КоАП РФ. Соответствующий законопроект 18.12.2015 года был внесен в Госдуму . В нем законодатель существенным образом изменил наименования глав, тем самым упорядочив объекты охраны. Относительно близкие по смыслу объекты объединены в соответствующих главах, а несопоставимые — наоборот разъединены. В частности, сказанное относится и к интересующим нас главам 6 и 20. В проекте нового Кодекса ни та, ни другая глава не сохраняют своих названий, а, следовательно, и не содержат прежней совокупности объектов.

Что касаемо анализируемой статьи, то она практически в неизменном виде в законопроекте включена в главу 13 («Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную нравственность»). Таким образом, законодатель вновь отказывается признать очевидное — здоровье несовершеннолетнего в качестве основного объекта административно-правовой охраны в данном конкретном правонарушении.

Конечно, это всего лишь законопроект, и, безусловно, в процессе рассмотрения в стенах высшего законодательного органа страны в него будут внесены те или иные изменения и дополнения. Но, учитывая законотворческую практику последних лет, надеяться на выправление ситуации с нормативным закреплением истинного объекта правонарушения, связанного с потреблением (распитием) несовершеннолетними алкогольной и спиртосодержащей продукции, как-то не приходится.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 21.12.2013 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» / — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 09.02.2016).

2. Иванова С.И., Хаметдинова Г.Ф. К вопросу о порядке освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. №1. С. 2-6.

4. Долгих И.П. Актуальные проблемы административной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XIX МНПК / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. — 166 с.

© Супонина Е.А., 2016.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

УДК34

А.М. Джоробекова

И.о.доцента

Ошский государственный юридический институт г. Ош, Кыргызская Республика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Т. Туратбекова

Соискатель

Ошский государственный юридический институт г. Ош, Кыргызская Республика

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация

В настоящей статье авторами вопросы обеспечения экологической безопасности. При этом, авторами подчеркивается, что экологическая безопасность представляет собою также комплекс действий, состояний и явлений, гарантирующих экологический баланс.

Ключевые слова

Экологическая безопасность, экологические проблемы, безопасность государства, правовая охрана окружающей среды

В современный период экологические проблемы в глобальном масштабе, такие как трансформация климатических условий, утончение слоя озона в атмосфере, опустынивание, сокращение биоразнообразия и т.п., имеют в своей основе экономическую составляющую и самым непосредственным образом связаны с важнейшей проблемой, стоящей перед любым государством — с обеспечением его безопасности. Глобализация, как процесс, активно протекающий во всех без исключения областях международных отношений, самым непосредственным образом оказывает влияние на формулирование глобальной безопасности в ее понятии. Так, международное экспертное сообщество, в частности, объясняет смещение базовых акцентов, присутствующих на концептуальном уровне проблем, связанных с безопасностью в глобальном формате, возрастающим воздействием на все сферы жизнедеятельности современного общества со стороны таких явлений, как экономические и финансовые кризисы, наркобизнес и организованная, транснациональная преступность, перенаселенность, природные катаклизмы, массовая миграция населения, лимитирование природных ресурсов и пр.

Необходимо отметить, в этой связи, то, что экспертное и научное сообщество в настоящее время активно обсуждает проблематику государственной безопасности, обусловленную экологическими обстоятельствами, формулируя такие понятия, как «охрана окружающей среды», а также «экологическая безопасность» различными определениями. При этом, последняя из них рассматривается в трех основных аспектах: защита и охрана окружающей среды от последствий жизнедеятельности человека, во всех ее проявлениях, включая в себя действия, ориентированные на лимитирование использования ресурсов природного происхождения и ее загрязнение, формирование различных природоохранных и заповедных зон и территорий, сохранение и реставрация биологического разнообразия растительного и животного мира; структурная и качественная трансформация хозяйственной деятельности общества в целях обеспечения его устойчивого развития, включающего в себя, среди прочего, рациональное использование природных и техногенных ресурсов, а также создание механизмов, обеспечивающих баланс между запросами общества и возможностями, в т.ч. перспективными, биосферы; управление рисками экологического характера, обусловленными техногенными авариями либо природными катастрофами, а также глобальными либо локальными международными конфликтами.

Относительно техногенного фактора, необходимо подчеркнуть то, что вплоть до начала 1980-х годов защита человека, а также окружающей его среды, рассматривалась в формате обеспечения безопасности

Новая редакция Ст. 20.20 КоАП РФ

1. (Статья 20.20 ч 1) Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Комментарий к Статье 20.20 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, сложившиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой комментируемой статьи, состоит в распитии пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в общественных местах.

Общественными местами выступают детские, образовательные и медицинские организации, все виды общественного транспорта городского и пригородного сообщения, организации культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения. Вредные последствия заключаются в оскорблении общественной нравственности и морали видом распивающих в общественных местах лиц.

3. Объективная сторона правонарушения, установленного частью второй, выражается в распитии алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции в общественных местах.

В данном случае в качестве общественных мест выступают места, указанные в части первой настоящей статьи, а также улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, другие общественные места. Исключение составляют организации торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в разлив.

4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного третьей частью, заключается в потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо в потреблении иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, в парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах.

Определение наркотических средств и психотропных веществ установлено Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Данное определение основано на Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

Субъектом правонарушения являются граждане.

С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 20.20 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Федеральный закон от 7 января 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (в ред. от 7 января 1999 г.) содержит определения следующих понятий:

спиртосодержащая пищевая продукция — пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции;

алкогольная продукция — пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом).

На основании ст.16 указанного Закона не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, не приспособленных для продажи данной продукции помещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ.

2. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.1 рассматриваемой статьи, является действие по распитию алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив. Таким образом, для привлечения к ответственности достаточно самого факта распития алкогольной или спиртосодержащей продукции в общественном месте, причем не только тогда, когда эти напитки или их часть уже выпиты, но и тогда, когда напитки только подготовлены к употреблению (например, разлиты в стаканы). Согласно примечанию к данной статье, под алкогольной и спиртосодержащей продукцией понимается продукция с объемным содержанием этилового спирта более 12%.

Под общественными понимаются места, где находится большое скопление людей, или места, где такое скопление людей возможно. Это улицы, стадионы, скверы, парки, подъезды, лестничные клетки домов, места, где осуществляются зрелищные мероприятия, пляжи, иные места, где становится многолюдно во время отдыха там граждан, и т.д.

3. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Федеральным законом от 8 января 1998 г.»О наркотических средствах и психотропных веществах», ст.40, запрещается в Российской Федерации потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (см. комментарий к ст.6.9 КоАП РФ).

4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, характеризуется действием по употреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах. Таким образом, для привлечения к ответственности достаточно употребить указанные средства и вещества без назначения врача в общественном месте (см. п.2 комментария к статье 20.20 КоАП РФ).

Для определения вида средств или веществ (наркотическое, психотропное, сильнодействующее или ядовитое), их названий и свойств, происхождения, способа изготовления или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические средства, требуется заключение экспертов.

5. Субъектами правонарушения, предусмотренного в данной статье, являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

6. Рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

Потребление несовершеннолетними алкоголя и спиртосодержащей продукции, является серьёзной угрозой для психического и физического здоровья подрастающего поколения.
В соответствии со ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.
Под вовлечением несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, следует понимать действия направленные на возникновение у несовершеннолетнего желания употребить такую продукцию, выражающиеся в уговорах, угощении, обещании какой-либо выгоды, угрозе, обмане и т.д. При этом не имеет значения, имело место доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения во время работы или учебы или в нерабочее или неучебное время. Правонарушение окончено с момента дачи согласия несовершеннолетнего на употребление указанных напитков или веществ.
Статьей 6.10 ч. 2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних (опекунами, попечителями), а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних (учитель) за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.
Данное правонарушение следует отграничивать от нарушения тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта, установленных законодательством требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, совершенного в отношении несовершеннолетнего спортсмена, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. ч 2 ст. 6.18 КоАП РФ).
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10 КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Кроме того, ст. 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего, в том числе и в случае, когда не обеспечен надлежащий контроль за досугом несовершеннолетнего и в случае совершения несовершеннолетним административных правонарушений, в том числе связанных с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции и т.д., санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа.
Дела об административных правонарушениях в сфере потребления алкоголя и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ, совершённых несовершеннолетними рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *