Ст 12 ФЗ об ОСАГО

  • автор:

Статья 12 закона об ОСАГО: страховые случаи, дополнения и комментарии

Всем автовладельцам ежегодно приходится страховать свой автомобиль, выбирая один из двух вариантов: КАСКО или ОСАГО. И если КАСКО становится все менее популярным из-за постоянно возрастающих цен, то от покупки полиса ОСАГО никуда не деться и водители обязаны каждый год продлевать страховку. Собственно, аббревиатура ОСАГО (которая расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности) уже говорит о том, что полис является необходимым условием. Чтобы регулировать правовые вопросы, которые возникают в ходе оформления полисов ОСАГО, страховых выплат и, вообще, любых ситуаций, связанных с ОСАГО. Последняя редакция закона значится 3 июля 2016 года.

Совет! Подробно о 14 статье закона.

Как и остальные законы Российской Федерации, документ разделен на статьи. Всего их 34. Одной из самых интересных и информативных для автовладельцев, пожалуй, является статья 12 «Определение размера страховой выплаты и порядок ее осуществления» и статья 12_1 «Независимая техническая экспертиза транспортного средства». А так как эта статья непосредственно влияет на процесс начисления страховых выплат, очень важно быть в курсе всех ее изменений.

Основные пункты статьи

Пт 11 статьи 12 закона об ОСАГО оговорен самый острый и актуальный вопрос – осмотр автомобиля экспертами страховой компании и расчет стоимости ремонтных работ. В данном пункте появилось много дополнительных абзацев после принятия редакции, которая вступила в силу 4 июля 2016 года.

Изначально смысл 11 пункта заключался в урегулировании ситуации, в которой потерпевший не предоставляет повреждённый в результате ДТП автомобиль осмотру или независимой экспертизе, назначенной по инициативе страховщика. Исходя из этого пункта максимальный срок не предоставление потерпевшим транспортного средства на осмотр равняется 20 календарным дням (за вычетом праздничных) и начинается с той даты, когда должен был пройти согласованный с потерпевшим осмотр.

Дополнительные изменения, внесенные в пункт статьи, гласят, что потерпевший не имеет права организовывать независимую экспертизу в случае непредоставления автомобиля на осмотр или техническую экспертизу, организованную страховой компанией. Так же страховщик имеет право вернуть заявление пострадавшего без рассмотрения, если автомобиль не будет предоставлен для осмотра в оговоренные сроки. Если же потерпевший все-таки прошел независимую экспертизу, но при этом не явился на осмотр в страховую компанию, он не может использовать данные, полученные в ходе экспертной оценки, как основание для определения размера понесенного ущерба и размера компенсации.

Однако при возвращении заявления, потерпевший имеет законное право на повторную его подачу. Все сроки и требования к проведению экспертизы остаются неизменными для повторной подачи.

Пт 13 статьи 12 закона об ОСАГО регламентирует поведение страховой компании и потерпевшего в случае, когда они не пришли к договоренности о размере компенсации на основе осмотра, проведенного страховщиком. В таком случае страховая компания должна организовать независимую экспертизу автомобиля собственными силами. Если же страховщик не организовал осмотр и/или независимую экспертную оценку, то пострадавший может провести ее самостоятельно. При этом страховая компания будет вынуждена выплатить именно столько, сколько насчитает независимая экспертная оценка, инициированная пострадавшим.

Пт 18 статьи 12 закона об ОСАГО оговаривает размер возмещения убытков, связанных с нанесением вреда собственности потерпевшего. В нем рассмотрены две ситуации:

  1. Имущество полностью уничтожено. Размер компенсации начисляется по действительной стоимости имущества на момент произошедшего ДТП. Уничтожение (или полная гибель) подразумевает, что ремонт транспортного средства невозможен или его стоимость будет примерно равноценна стоимости самого транспортного средства или даже превышает ее.
  2. Имущество повреждено. В таком случае размер страховой выплаты равен сумме расходов, которые потребуется понести, чтобы вернуть транспортное средство в состояние, в котором оно находилось до ДТП.

Важно! Размер выплаты фактически отличается от действительной стоимости автомобиля на момент ДТП на сумму, которую назвали «стоимость годных отходов».

В пт 19 статьи 12 закона об ОСАГО оговаривается, что в сумму выплат по подпункту 2 пункта 18 включена:

  • стоимость материалов и запасных частей;
  • стоимость ремонтных работ.

Так же в 19-м пункте есть абзац, который регулирует размер расходов на запасные части. В нем говорится, что на размер расходов может накладываться «коэффициент износа», то есть может учитываться реальное состояние комплектующих автомобиля пострадавшего. Согласно этому же абзацу, износ не может начисляться свыше 50% стоимости деталей.

Согласно 21 пункту, у страховщика есть 20 календарных дней (не считая праздничных дней) на выплату потерпевшему страховой компенсации либо передачу направления на ремонт автомобиля. Начало отсчета двадцати дней берется от дня того дня, в который было принято заявление пострадавшего.Если страховая компания не соблюдает сроки выплат, установленные законом об ОСАГО, за каждый день просрочки насчитывается неустойка (пеня) в размере одного процента от суммы страховой компенсации за каждый день просрочки.

Важно! Неустойка не будет выплачена пострадавшему, пока он не подаст соответствующее заявления о выплате неустойки. В законе сказано, что заявление должна содержаться сумма неустойки, способ ее передачи потерпевшему (наличные или безналичные). В случае выбора безналичного расчета должны быть предоставлены реквизиты счета потерпевшего.

Пункт 22 статьи 12 закона об ОСАГО регламентирует поведение потерпевших и страховой компании в самой неоднозначной ситуации – ДТП, в котором оба (или все, если их больше) участника признаны виновными. При дорожно-транспортном происшествие с обоюдной виной, начисление страховыми компаниями выплат происходит с учетом степени вины застрахованного водителя. Степень вины определяется в судебном порядке.

Совет! Один из потерпевших вправе подать прошение о страховом возмещение его убытков любой страховой компании, в которой застрахован один из участников такого ДТП (при условии, что их было несколько).

Примеры страховых случаев

В последнее время широко распространено обращение пострадавших в ДТП к автоюристам, которые сразу рекомендуют проходить независимую экспертизу. Потому что ни для кого не секрет: страховые компании максимально занижают сумму выплат, уменьшая их всеми правдами и неправдами.

Автоюристы успешно подают в суд, предоставляя результаты независимой экспертизы в качестве доказательств, и в большинстве случаев закон оказывается на их стороне. Так же в размер выплаты страховой теперь включается стоимость проведенной ранее экспертной оценки и оплата услуг самих автоюристов.

Однако в связи с последними изменениями в законе об ОСАГО, которые вступили в силу 1 января 2017, пострадавшим запрещено проходить независимую экспертизу до осмотра автомобиля в страховой компании.

Более подробно о самых новых поправках в законе об ОСАГО вы можете ознакомиться ниже:

  • Новый закон об ОСАГО
  • Как работает датчик давления масла в автомобиле Лада-Приора
  • Отзывы клиентов на ОСАГО от Ингосстрах
  • Закон об электронном ОСАГО

Статья 14 пункт Ж закона об ОСАГО

— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, на моё мнение, дело вам не выиграть, т.к. это вы должны были побеспокоиться об отправке документов в страховую компанию. См. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» (ОСАГО), N 40-ФЗ | СТ. 11.1

Федеральный закон «Об ОСАГО» Глава II Статья 11.1

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

5. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, в случае отсутствия таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховом возмещении и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Легостаева А.В.

Отменить подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г.

Закон об ОСАГО обязывает всех граждан-автовладельцев РФ страховать свою ответственность перед третьими лицами. При этом страховые компании становятся посредниками между виновником и потерпевшим ДТП. Забирают себе страховые премии и не всегда работают добросовестно.
В ряде случаев, определённых законом об ОСАГО, страховые компании имеют право требовать регресс с виновников ДТП. Например, при управлении транспортным средством в состоянии опьянения; при скрытии с места ДТП; если страховой случай произошёл в период, не предусмотренный договором ОСАГО. Данные пункты выглядят справедливо.
Есть ещё один подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 закона об ОСАГО: «К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия».
Моя история заключается в том, что я был виновником ДТП первый раз за 11 лет водительского стажа, признал это, оформил «европротокол» и отдал копию извещения о ДТП сотруднице страховой компании в их офисе. При этом никаких подтверждающих этот факт документов мне на руки выдано не было.
Казалось бы, я выполнил нормы закона, но через полтора года мне пришло письмо от страховой с требованием подтвердить факт извещения о ДТП или выплатить им страховое возмещение, которое они оплатили страховой компании потерпевшего в полном объёме, в случае, если я не предоставлю им такое подтверждение. Безусловно, с такими требованиями согласится я не мог, т.к. сделал извещение в установленный законом срок.
В итоге страховая подала на меня иск в суд. Я проиграл. Несмотря на то, что моя страховая компания выплатила страховое возмещение страховой компании потерпевшего менее чем через 2 месяца с момента ДТП. Мой полис ОСАГО, в период действия которого произошло ДТП, ещё действовал на момент выплаты. Какой вред около 13 000 рублей я нанёс страховой компании, непонятно, т.к. полис на тот момент действовал. При этом за сам полис ещё оплатил в районе 9 000 рублей. Получается, экономически целесообразнее было бы на месте рассчитаться с потерпевшим. Т.к. за 11 лет (по сегодняшним ценам) выплатил страховым порядка 99 000 рублей страховых премий, а получил от них (как виновник) 0 рублей поддержки. Т.е. меня же за мои же деньги ещё и наказали.
Оказалось:
1. В гражданском праве РФ действует презумпция вины. Т.е. если Вы что-то должны были сделать, то у Вас должен был быть на это подтверждающий документ (для меня остаётся загадкой, как это могло следовать из 49 статьи конституции РФ, в которой чётко сказано «2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.» и «3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого». Т.е. непонятно, почему в суде ничем неподтверждённое слово истца стоит дороже слова ответчика).
2. Исходя из п.1 уведомлять страховые компании нужно надлежащим образом, т.е.:
2.1. Ценным заказным письмом с уведомлением о вручении. Тогда Вам придёт извещение о вручении от почты и на руках будет опись вложенных документов, чтобы потом получатель не смог сказать, что Вы вложили пустые листы в конверт.
2.2. Составлением 2 копий документов, на одной из которых принимающая документ сторона делает отметку о вручении с датой, подписью, расшифровкой подписи и печатью организации. Тогда у Вас на руках останется копия документа с подписью о вручении.
Обо всём этом абсолютное большинство граждан узнает только на собственном печальном опыте, оказавшись в подобной ситуации.
Этим пользуются страховые компании.

Статья 12 Федерального Закона № 40-ФЗ от 25.04.2003

РСА

  • История РСА
  • Устав РСА
  • Правила вступления в РСА
  • Структура РСА
  • Обратиться в РСА
  • Годовой отчет и Бухгалтерский баланс РСА
  • Политика РСА в отношении обработки персональных данных
  • Специальная оценка условий труда в РСА

ОСАГО

  • Сведения для страхователей и потерпевших
  • Выплаты по ОСАГО
  • Формы и образцы документов
  • Проверка полиса ОСАГО
  • Расчет стоимости ОСАГО
  • Экспертиза вреда, причиненного жизни и здоровью
  • Независимая техническая экспертиза
  • Проверка средней стоимости запасных частей, нормочасов и материалов
  • Прямое возмещение убытков
  • Европротокол
  • Единый Агент
  • Информация о компаниях
  • Третейский суд при РСА
  • Законодательство об ОСАГО
  • Извлечения из правил профессиональной деятельности
  • Словарь терминов
  • Вопросы и ответы

Е-ОСАГО

  • Члены РСА, осуществляющие оформление электронных полисов
  • Порядок заключения договора ОСАГО в виде электронного документа

Зеленая карта

  • Что такое Зеленая карта
  • Где купить Зеленую карту
  • Формы и образцы документов для страхователей
  • Урегулирование требований потерпевших по ДТП в Крыму с иностранными «Зелеными картами»
  • Задать вопрос по Зеленой карте
  • Перечень членов Бюро
  • Список корреспондентов
  • Как действовать в случае ДТП
  • Вопросы и ответы
  • Законодательство
  • Контактные данные
  • Green Card

Техосмотр

  • Контакты, вопросы и ответы
  • Статистика
  • Архив новостей
  • Проекты документов

БСИ

  • Для страховых организаций
  • Для страхователей

Отмена пункта «Ж» ст 14 закона об ОСАГО, как обжаловать решение суда

Вот один из примеров применения данной нормы после ее отмены

Апелляционное определение Московского городского судаот 26.08.2019 по делу N 33-37709/2019

Пунктом «ж» части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(в редакции Федерального закона N 473-ФЗ от 18 декабря 2018 года) к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
В судебном заседании установлено, что20 ноября 2018 г. произошло ДТП с участием автомобиля марки CARNIVALKia, государственный регистрационный знак… регион под управлением ответчика, гражданская ответственность которого на момент ДТП была застрахована в «СК „Согласие“, и автомобиля марки TOYOTA, государственный регистрационный знак… регион, под управлением…., что подтверждается копией извещения о ДТП (л.д. 6).

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик.
Проверив материалы дела, выслушав ответчик и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Данное апелляционное определение вынесено уже после отмены спорной нормы — но суд это во внимание не принял и рассмотрел дело на основании закона, действующего на момент ДТП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *