Ст 1 федерального закона 89 ФЗ

  • автор:

Содержание

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 24 июня 1998 года N 89-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 128-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 21.10.2013 N 278-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014), от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 29.12.2015 N 392-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 28.12.2016 N 486-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 483-ФЗ, от 26.07.2019 N 225-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ, от 07.04.2020 N 117-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 19.07.2019 N 30-П) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
    • Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами
    • Статья 4. Отходы как объект права собственности
    • Статья 4.1. Классы опасности отходов
  • Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами
    • Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 7. Утратила силу
    • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 8.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава III. Общие требования к обращению с отходами
    • Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов
    • Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами
    • Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
    • Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
    • Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
    • Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 13.3. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами
    • Статья 13.4. Требования к местам (площадкам) накопления отходов
    • Статья 13.5. Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов
    • Статья 14. Требования к обращению с отходами I — V классов опасности
    • Статья 14.1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.2. Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.3. Государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.4. Особенности обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 16. Требования к транспортированию отходов
    • Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
  • Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
    • Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Статья 20. Государственный кадастр отходов
  • Глава V. Экономическое регулирование в области обращения с отходами
    • Статья 21. Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
    • Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
    • Статья 24.1. Утилизационный сбор
    • Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
    • Статья 24.3. Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.4. Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.5. Экологический сбор
  • Глава V.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию
    • Статья 24.9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
    • Статья 24.11. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.12. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.13. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.14. Российский экологический оператор
  • Глава VI. Государственный надзор в области обращения с отходами
    • Статья 25. Государственный надзор в области обращения с отходами
    • Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
    • Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами
  • Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 29. Исковые требования о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
  • Глава VIII. Заключительные и переходные положения
    • Статья 29.1. Переходные положения
    • Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ;

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ;

федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также — федеральный оператор);

российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения;

оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.

Что собой представляет 89-ФЗ, его краткий обзор и последние изменения от 2020 года

По причине растущего потребления и увеличения объема производства, практически во всех отраслях промышленности – установление единых законов по работе с утильсырьем стало необходимостью. В мае 1998 года был принят закон об отходах, в котором указаны основные правила при утилизации отходов и их направлении в переработку. Главная цель 89 ФЗ – предотвратить и уменьшить негативное воздействие мусора на окружающую среду.

В чем суть

Закон о мусоре на законодательном уровне регулирует основные принципы работы с отходами от процессов производства и потребления. Применение правовых основ оборота получаемых отходов снижает вредное воздействие мусора на природу и человека. Закон о переработке также устанавливает требования к процессам утилизации мусора и повторного вовлечения такого вторсырья в хозяйственный оборот.

ФЗ “Об отходах производства и потребления” способствует эффективному использованию образующихся отходов и сокращению объемов нового мусора.

Основные положения обращения с мусором

В первой статье закона об отходах производства и потребления даются определения основным понятиям, которыми оперирует закон. Там же определяются типы отходов. Формулируется, что именно в законе понимается под ТКО (твердые коммунальные отходы) – большой группой отходов бытового мусора. Основные положения уточняют, что правовое регулирование вопросов обращения с отходами осуществляется 89-ФЗ, однако предусмотрены исключения – радиоактивные, медицинские, биологические и опасные для озонового слоя отходы. С соответствии со статьей 4.1, все отходы классифицирую по степени опасности:

  • I – чрезвычайно опасные;
  • II – высокоопасные;
  • III – умеренноопасные;
  • IV – малоопасные;
  • V – практически неопасные.

Полномочия органов управления

К полномочиям Российской Федерации, относятся:

  • принятие нормативных актов об обращение с отходами;
  • ведение государственной политики;
  • ведение надзора;
  • определение ответственности служб и органов;
  • лицензирование деятельности по работе с отходами;
  • принятие мер по ликвидации и предотвращению ЧС;
  • ведение кадастра отходов;
  • обеспечение условий для уменьшения количества образуемых отходов и более полной их утилизации.

К полномочиям субъектов РФ закон относит:

  • разработку и реализацию региональных проектов и программ;
  • работу по предотвращению и ликвидации ЧС;
  • проведение госполитики;
  • принятие региональных актов;
  • установление нормативов, порядков и отчетности;
  • надзорные мероприятия.

Органы местного самоуправления уполномочены создавать и оборудовать места сбора ТКО, а также заниматься воспитанием культуры правильного обращения с отходами.

Требования к обращению с отходами

В законе о вывозе мусора указывается ряд требований. Любая деятельность по сбору, размещению, перевозке, утилизации отходов должна осуществляться на основании действующей лицензии. Места сбора отходов должны быть предусмотрены еще на этапе архитектурно-строительном проектирования постройки.

Специалист по мониторингу окружающей среды проводит измерения

При эксплуатации объектов, связанных с оборотом отходов, должны соблюдаться нормативы и оплачиваться негативное воздействие. На объектах должны выполняться требования обращения с мусором, реализовываться малоотходные технологии и проводиться мониторинг окружающей среды.

При обработке отходов, которым присвоен один из классов опасности, необходимо сначала провести процедуру их паспортизации. При подобной работе требуется соблюдение норм установленных исполнительной властью.

Нормирование, учет и отчетность

В зависимости от категории производимых отходов различаются и условия нормирования для них. Так для I категории нормативы образования определяются на основании экологического разрешения, для II категории требуется указание объемов в декларации. Для III категории необходимо предоставление отчетности об образовании, размещении, а также обезвреживании и использовании отходов. На объектах с отходами IV категории нормативов и отчетности не требуется.

Порядок разработки нормативов и учета, должен утверждаться исполнительной властью. По закону предприниматели обязаны предоставлять отчетность в указанном порядке и в соответствующие сроки.

Экономическое регулирование

Основные принципы экономического регулирования в вопросе обращения с мусором:

  1. Снижение объемов отходов и их повторное вовлечение в оборот;
  2. Наличие платы за размещение;
  3. Экономическое стимулирование утилизации.

Так, согласно статьи 23, ИП и юр. лица обязаны вносить плату за отрицательное воздействие на окружающую среду производимых и размещаемых отходов. Исключение составляет размещение мусора на специальных объектах, оборудованных для размещения отходов. В этом случае оплачивать негативное воздействие не требуется.

Кроме того, применяются меры экономического стимулирования – например снижение размера выплат за негативное воздействие или налоговые льготы, в случае использования биоразлагаемых материалов.

Экологический или утилизационный сбор, который должен быть оплачен производителями или импортерами, если их товары присутствуют в перечне из пункта 2 статьи 24.2.

Ставка сбора рассчитывается на основании затрат на транспортировку и утилизацию единицы изделия, а общая сумма это произведение ставки на количество производимых единиц. Сбор подлежит оплате за каждый год, в срок до 15 апреля следующего года.

Контроль обращения с отходами

Обращение с отходами контролируется тремя основными способами – государственным надзором, контролем на производстве и общественным контролем.

  • Гос. надзор за утилизацией мусора реализуют органы исполнительной власти, предупреждая, выявляя и пресекая нарушения по обороту отходов. Они уполномочены проводить проверки и принимать законные меры по недопущению или устранению нарушений и их последствий, а также вести наблюдение за исполнением требований.
  • Контроль на производстве выполняют юр. лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами. Их деятельность является частью контроля, который ведется в соответствии с нормативными актами об охране окружающей среды.
  • Общественный контроль могут осуществлять гражданские лица и/или общественные объединения.

Ответственность за неисполнение ФЗ

В зависимости от объема нанесенного вреда и от того, было нарушение допущено должностными лицами или гражданами – виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

Обзор изменений закона 2019 года

С 1 января 2019 года обновилась редакция, внеся ряд новых изменений в закон 89 ФЗ. Мусорная реформа затронула как ИП, так и рядовых граждан.

Полномочия федеральных и местных структур

Со вступлением в силу нововведений закона к обязанностям органов местного самоуправления добавились:

  • создание новых площадок для ТКО;
  • содержание существующих площадок;
  • наработка схем местного размещения ТКО;
  • ведение реестра площадок;
  • развитие культуры обращения с мусором у населения.

Федеральные полномочия тоже изменятся. Например, к обязанностям этих структур теперь будут относиться:

  • для территориальных схем по обороту отходов: создание порядка по их разработке, утверждению, обсуждению;
  • для площадок накопления ТКО: разработка правил по их оборудованию и обустройству, и правил ведения реестра этих объектов.

Региональные операторы

Карта региональных операторов Московской области

Изменения закона, в основном относятся к зонам вывоза мусора. С 2019 года в статье 24.6 появилось несколько новых пунктов:

  • для определения зоны деятельности регионального оператора требуется подписанное официальное соглашение с органом исполнительной власти. Кроме того, теперь допускается одновременная работа нескольких региональных операторов в регионе;
  • указанная в соглашении зона деятельности должна быть определена согласно региональной схеме обращения отходов;
  • зоны, указанные в соглашении должны полностью охватывать территорию региона, но не должны пересекаться между операторами;
  • региональные операторы в обязательном порядке должны соблюдать схему потоков ТКО.

Помимо этого, закон обязывает собственников бытовых отходов к заключению договоров с оператором по обращению с мусором.

Уточнение понятий “сбор” и “накопление” отходов

До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.

С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках. На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.

Раздельное накопление

Изменения в 6 статье предписывают не только раздельный сбор, но и также раздельное дальнейшее накопление отходов. Согласно нововведению, позаботиться об этом должны региональные структуры.

Требования к площадкам для накопления ТКО

Изменения требованиям к площадкам были внесены в статью 13.4 еще в 2017 году, однако часть пунктов вступили в силу с 1 января 2019.

Пункт 4 обязует органы местного самоуправления руководствоваться правилами и рекомендациями Правительства РФ о размещении площадок для накопления ТКО. В пункте 5 дается содержание собственно реестра площадок.

Тарифы, связанные с ТКО

Нововведения обязывают ИП оплачивать экологический сбор, если нормативы по утилизации товаров и/или упаковки не были ими соблюдены.

Помимо этого в закон внесены уточнения, касающиеся установления тарифов и расчета льгот в сфере оборота ТКО.

Внесены изменения и в жилищном кодексе. С 1 января оплата за утилизацию ТКО для многоквартирных домов будет включена в коммунальные платежи.

Необходимость разработки ПНООЛР

С вступлением в силу изменений необходимость разработки ПНООЛР напрямую зависит от категории объекта, а не от объемов производимых отходов, как было ранее. Закон определяет 4 категории опасности.

  • Для 1 и 2 категории нормативы и лимиты разрабатываются в обязательном порядке всеми предприятиями, вне зависимости от размера бизнеса. При работе со 2 категорией предприятие должно предоставлять декларацию.
  • Для 3 категории необходима подача отчетности в уведомительном порядке в уполномоченные органы.
  • Предприятия, работающие с 4 категорией освобождаются от необходимости от разработки нормативов и подачи отчетности.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 4.1)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
    • Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами
    • Статья 4. Отходы как объект права собственности
    • Статья 4.1. Классы опасности отходов
  • Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами (ст.ст. 5 — 8.1)
    • Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 7 (утратила силу)
    • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 8.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава III. Общие требования к обращению с отходами (ст.ст. 9 — 17)
    • Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов
    • Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами
    • Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
    • Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
    • Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
    • Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 13.3. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами
    • Статья 13.4. Требования к местам (площадкам) накопления отходов
    • Статья 13.5. Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов
    • Статья 14. Требования к обращению с отходами I — V классов опасности
    • Статья 14.1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.2. Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.3. Государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.4. Особенности обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 16. Требования к транспортированию отходов
    • Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
  • Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами (ст.ст. 18 — 20)
    • Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
    • Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Статья 20. Государственный кадастр отходов
  • Глава V. Экономическое регулирование в области обращения с отходами (ст.ст. 21 — 24.5)
    • Статья 21. Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами
    • Статья 22 (утратила силу)
    • Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
    • Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
    • Статья 24.1. Утилизационный сбор
    • Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
    • Статья 24.3. Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.4. Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.5. Экологический сбор
  • Глава V.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ст.ст. 24.6 — 24.14)
    • Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию
    • Статья 24.9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
    • Статья 24.11. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.12. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.13. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.14. Российский экологический оператор
  • Глава VI. Государственный надзор в области обращения с отходами (ст.ст. 25 — 27)
    • Статья 25. Государственный надзор в области обращения с отходами
    • Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
    • Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами
  • Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (ст.ст. 28 — 29)
    • Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 29. Исковые требования о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
  • Глава VIII. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 29.1 — 31)
    • Статья 29.1. Переходные положения
    • Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года

Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года

ГАРАНТ:

См. План подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации настоящего Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 1998 г. N 1360-р

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ ст 24.8 (ред. от 27.12.2019)

Статья 24.8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию

1. К регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

обработка твердых коммунальных отходов;

обезвреживание твердых коммунальных отходов;

захоронение твердых коммунальных отходов;

оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором;

энергетическая утилизация.

2. Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

2.1. В случае, если оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такого оператора не устанавливается. При этом расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.

3. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

4. Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

тариф на захоронение твердых коммунальных отходов;

тариф на энергетическую утилизацию.

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию твердых коммунальных отходов, за исключением затрат на энергетическую утилизацию.

4.1. При установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов повторный учет одних и тех же расходов, относимых к осуществлению деятельности по захоронению и (или) обработке твердых коммунальных отходов, при установлении таких тарифов не допускается.

4.2. При установлении или корректировке предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами не учитываются расходы на реализацию мероприятий, финансируемых из федерального бюджета в объеме средств уплаченного в федеральный бюджет экологического сбора.

5. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *