Сроки эксплуатации автомобилей

  • автор:

Примеры употребления слова ресурс в литературе.

Ответвления Ритуалы Типичное построение сеанса Воображение Фильтры восприятия Заземление Восстановление ресурсов Многомерность Человек перед вами Участие в сеансе Нерешительность Процессы и техники Энергия Заряженные области Язык тела Якоря Первый сеанс Процедура или результат Гибкость Направления Инструменты Абстракции Преобразование Реальный мир Нелогичность Раздел 4: Стили техник Рекурсия Огорчения Плохие поступки Трансовые состояния Свободный стиль сеанса Сеанс в свободном стиле Раздел 5: Диалог Говорить о том, что здесь есть Диалог Техника диалога Как задавать вопросы Результат Раскрытие значений Ключи Разблокирование Разгрузка Пробелы и искажения Отрицание Позиции восприятия Раздел 6: Фиксированные идеи Фиксированные идеи Типы фиксированных идей Обнаружение фиксированных идей Общее расфиксирование Встроенные команды Раздел 7: Прояснение реакций—повторное переживание происшествий Прояснение нежелательных реакций Повторное переживание Что такое повторное переживание?

Очевидно, что авторские и смежные права составляют стратегический ресурс государства, хотя, как правило, принадлежат физическим лицам либо организациям.

Особенно в отношении Нейдера: ведь он один, ни на кого не опираясь, с поразительным мужеством повел наступление на всю автомобильную промышленность США с ее огромными ресурсами и сильным лобби в Вашингтоне и там, где многие до него терпели поражение, сумел добиться того, что автостроители вынуждены были повысить уровень безопасности машин и был принят закон, исходящий из интересов потребителя.

И если эти системы древних мыслителей являются таким бесценным благом и чудодейственной панацеей, то почему же сами обладатели этого наследства в Китае, владеющие к тому же неисчерпаемыми людскими ресурсами, до сих пор не способны выбраться из технической и агрикультурной отсталости?

Поскольку наступила адаптация, а энергетические ресурсы поступают в неограниченном количестве, можно ожидать, что сопротивление будет продолжаться как угодно долго.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Согласно статье 5 закона «О защите прав потребителей», на товар, предназначенный для длительного использования (а автомобиль из их числа), изготовитель вправе устанавливать срок службы. Под сроком службы понимается период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Если таковые выявляются, то покупатель вправе предъявить претензию автопроизводителю, но только в том случае, если докажет, что проблемы возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Это закон, в котором, как всегда, мало что понятно. Попробуем разобраться.

Установление срока службы для любого товара – право, а не обязанность изготовителя. Вероятней всего, автомобильная компания не захотела бы вообще связываться со сроком службы, но в таком случае она сделает себе еще хуже: если автопроизводитель не установил срок службы транспортного средства, то по умолчанию закон дает потребителю 10 лет (со дня передачи машины) на то, чтобы он мог предъявить изготовителю или его представителю (в случае с автомобилями — дилеру) требование о безвозмездном устранении недостатков. Очевидно, что за 10 лет с машиной может случиться все что угодно, поэтому автопроизводителям важно устанавливать хоть какой-то срок службы.

В большинстве случаев срок службы автомобиля составляет шесть лет. Причем его также можно исчислять в километрах, а потому производители устанавливают отличное от гарантии значение, но не шибко большее — вместо 100 000, скажем, 150 000 км. Срок службы машины указывается в ее сервисной книжке, и надписи там аналогичны тем, что есть на упаковке планшетных компьютеров или мобильных телефонов: «Срок службы изделия составляет один год, после чего его необходимо утилизировать в соответствии с правилами региона, в котором он продается». При этом гарантия от производителя на планшет составляет в большинстве случаев тот же год. Ясное дело, что через год планшет утилизировать никто не собирается. С машинами даже лучше: срок службы автомобиля почти всегда больше, чем его гарантия.

В отличие от срока службы гарантию на автомобиль можно назвать повышенными обязательствами автопроизводителя перед клиентом, которыми он завлекает его к себе. То есть и без гарантии все конструктивные недостатки машины можно было бы устранять бесплатно в течение большего периода времени, чем устанавливает изготовитель. Например, знаменитая гарантия на Hyundai/Kia говорит нам о пяти беззаботных годах владения, в течение которых сохраняется гарантия (не будем сейчас вспоминать о том, какие узлы не подпадают под условия «пятилетки»). При этом срок службы для Hyundai составляет 6 лет или 150 000 км. Получается, что вы можете требовать устранения производственных недостатков аж в течение шести лет?

Не все так просто. Главное отличие срока службы от гарантии в том, что бремя доказывания «существенности» недостатка и его возникновения по вине производителя именно ДО передачи товара клиенту полностью лежит на покупателе машины. Во время гарантии дилер и автопроизводитель не попросят с вас заключение судебных экспертов о поломке и не будут с вами судиться вообще. Но если вы пришли с поломкой после окончания гарантийного срока, но до окончания срока службы, то изготовитель пошлет вас… в суд.

И тут вам придется доказать судьям при помощи экспертиз, что не ваше нелепое обращение с коробкой DSG стало причиной ее поломки, а именно дефект автопроизводителя, возникший еще до того, как первому клиенту выдали от нее ключи. А главное, служителей Фемиды нужно будет убедить, что этот недостаток является существенным.

Согласно закону «О защите прав потребителей», существенным недостатком товара является «неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки». Как обычно, определение звучит слишком размыто. Постановлением пленума Верховного суда РФ №17 от 28 июня 2012 года было определено, что под существенным недостатком следует понимать недостаток, который не может быть устранен дилером, и при этом автомобилем пользоваться уже невозможно; недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого автомобиля либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования, что важно для юридических лиц; недостаток, на устранение которого затрачивается более 45 дней (или меньше, если заключено двухстороннее соглашение); различные недостатки автомобиля, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности не позволяет эксплуатировать транспортное средство; недостаток, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению, или недостатки, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования автомобиля более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.

Итак, вы доказали, что недостаток является существенным и возникшим по вине автопроизводителя. Если это произошло – вы король ситуации, так как у дилера есть всего 20 календарных дней на то, чтобы починить вашу «ласточку». Если сервисмены не успеют, можете требовать с автопроизводителя или дилера полного возмещения стоимости машины. Да-да, вы не ослышались – именно полного, или новый автомобиль взамен поломанного. В этом отношении российское законодательство одно из лучших в мире, тогда как в Европе с автовладельца вычтут амортизацию за годы пользования машиной.

Более того, согласно статье 14 закона «О защите прав потребителей», в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу автовладельца в течение всего срока службы транспортного средства автопроизводитель обязан возместить его в полном объеме. В этом случае бремя доказывания невиновности изготовителя будет лежать на самом изготовителе. То есть если через пять лет эксплуатации ваша машина полностью сгорела по неизвестным причинам, можно смело идти в суд и требовать возмещения вреда. Вряд ли эксперты смогут доказать, что возгорание произошло из-за того, что вы установили в подлокотник кофемашину и ремонтировали ее в соседнем частном гараже после окончания гарантийного срока.

Так почему же автопроизводители не обезопасят себя и не приравняют срок службы к сроку гарантии, ведь они имеют на это полное право? Даже АВТОВАЗ и тот установил срок службы для полноприводных автомобилей 6 лет или 90 000 км, а для переднеприводных и заднеприводных автомобилей — 8 лет или 120 000 км!

Как сообщил нам юрист, защищающий интересы одного автопроизводителя, представленного в России, на этот вопрос ответ не даст почти никто. Большинство компаний оглядываются друг на друга и устанавливают срок службы, равный шести годам или 150 000 км пробега. Просто потому, что так делают другие. Хотя в компании Honda решили сравнять срок службы автомобиля с трехлетним гарантийным сроком – никто их за это не заругал.

Автопроизводители редко указывают срок службы у себя на сайте, но обязательно вписывают его в инструкцию по эксплуатации каждой модели. Там же зачастую написано, что по истечении гарантийного срока дальнейшая эксплуатация автомобиля возможна при условии соблюдения владельцем законодательства РФ о безопасности дорожного движения и прохождения ежегодного технического осмотра, подтверждающего пригодность автомобиля к дальнейшей эксплуатации. Но это абсолютно ни к чему вас не обязывает. Так что пользуйтесь великодушием автопроизводителей в течение всего срока службы вашей машины.

ИА ГАРАНТ

Предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, находящегося на общей системе налогообложения. Договор лизинга предусматривает последующий выкуп предмета лизинга. Положениями учетной политики лизингополучателя для целей бухгалтерского учета предусмотрено установление срока полезного использования объектов основных средств исходя из нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).

Договор лизинга заключен на четыре года. Основное средство по Классификатору амортизационных групп относится к 4 группе (свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Как определяется срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете по основным средствам, приобретенным по договору лизинга?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В налоговом учете организация-лизингополучатель может установить в отношении полученного в лизинг основного средства любой срок полезного использования начиная с 61 месяца и до 84 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете организации-лизингополучателю следует установить срок полезного использования в отношении полученного в лизинг основного средства исходя из срока действия соответствующего договора лизинга (48 месяцев).

Обоснование вывода:

Налоговый учет

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Причем имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга) (п. 10 ст. 258 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования основного средства определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее — Классификация), утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Каких-либо особенностей определения срока полезного использования основных средств, полученных в лизинг (в частности, с учетом срока действия договора лизинга и последующего выкупа предмета лизинга), в этой части не установлено.

Полученный в рассматриваемой ситуации в лизинг объект основных средств согласно Классификации относится к 4 амортизационной группе, в которой объединено имущество со сроком полезного использования свыше 5 и до 7 лет включительно (п. 3 ст. 258 НК РФ). Соответственно, организация-лизингополучатель в данном случае может установить в отношении него любой срок полезного использования начиная с 61 месяца и до 84 месяцев включительно (дополнительно смотрите, например, письма Минфина России от 27.02.2019 N 03-03-06/1/12533, от 20.08.2018 N 03-03-06/1/58781, от 14.06.2018 N 03-03-06/2/40724).

Бухгалтерский учет

Для целей бухгалтерского учета сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого его использование приносит экономические выгоды (доход) организации (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», далее — ПБУ 6/01).

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

Особенностей определения срока полезного использования полученных в лизинг объектов основных средств ни ПБУ 6/01, ни иными нормативно-правовыми актами в области бухгалтерского учета не установлено. Заметим, что руководствоваться Классификацией при определении срока полезного использования объектов основных средств в бухгалтерском учете организации не обязаны.

Соответственно, при определении срока полезного использования предмета лизинга организация-лизингополучатель должна руководствоваться критериями, установленными п. 20 ПБУ 6/01 (смотрите также письмо Минфина России от 06.12.2011 N 03-05-05-01/94).

Учитывая, что лизинг является разновидностью аренды (ст. 625 ГК РФ), считаем, что лизингополучатели вправе устанавливать срок полезного использования полученных в лизинг основных средств исходя из срока действия договора лизинга. Из материалов судебной практики прослеживается, что это справедливо и применительно к договору лизинга, предусматривающему последующий переход к организации-лизингополучателю права собственности на предмет лизинга (смотрите, например, определение ВС РФ от 25.09.2014 N 305-КГ14-1477 и постановление Девятого ААС от 27.01.2014 N 09АП-45745/13, определение ВАС РФ от 13.02.2014 N ВАС-271/14 и постановление Девятого ААС от 17.06.2013 N 09АП-9761/13, постановление ФАС Московского округа от 28.05.2014 N Ф05-9755/13). Позиция судей по этому вопросу была направлена для использования в работе налоговыми органами письмом ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@.

Таким образом, принимая во внимание также и положения учетной политики организации-лизингополучателя для целей бухгалтерского учета, считаем, что ей следует установить срок полезного использования полученного в лизинг основного средства исходя из срока действия соответствующего договора лизинга (48 месяцев).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *