Срок освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения

  • автор:

В последнее время довольно остро встала проблема нарушения собственниками и арендаторами земельных участков сельхозназначения требований земельного законодательства, в части нецелевого использования либо вовсе не использования земельных участков. В результате указанных действий (бездействия) землепользователей огромные площади сельскохозяйственных угодий приходят в негодность, утрачивают свои плодородные качества.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
С 15 февраля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 03. 02. 2014 № 6 — ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», об усилении административной ответственности за длительное (три года и более) неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Размеры штрафов возросли для тех лиц, которые обязаны использовать такие участки в соответствии с их целевым назначением, а именно для собственников участков, арендаторов, землевладельцев, землепользователей.
Штрафы за указанное правонарушение рассчитываются в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. Их размеры составляют:
— для юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости, но не менее 200 тыс. руб. ;
— для граждан — от 0, 3 до 0, 5 процента кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб. ;
— для должностных лиц — от 0, 5 до 1, 5 процента кадастровой стоимости, но не менее 50 тыс. руб.
При этом установлена верхняя граница штрафа для всех категорий лиц — не более 500 тыс. руб. Полномочия по возбуждению и рассмотрению указанных административных дел переданы Россельхознадзору. До внесения изменений эти полномочия принадлежали Росреестру.
Сейчас в ч. 1. 1 ст. 8. 8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозназначения в течение срока, определенного в Федеральном законе от 24. 07. 2002 № 101 — ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В п. 4 ст. 6 названного Закона установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника, если последний в течение трех и более лет подряд не использует его для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельного участка установлены Правительством РФ.
Указанный срок (три года и более) исчисляется со дня возникновения права собственности на земельный участок. В этот срок не включается время освоения земельного участка и период, в течение которого он не мог использоваться по целевому назначению из — за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование. Максимальный срок освоения земельного участка не может превышать двух лет (п. 5 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Таким образом, если в договоре между собственником земельного участка и землепользователем не установлен меньший срок освоения участка, то минимальный трехлетний срок неиспользования участка по целевому назначению может стать пятилетним.

По оценке агроведомства, в России не используется 40 млн гектаров сельхозугодий В. Бычков Минсельхоз планирует упросить правила изъятия неиспользуемых земель и подготовил проект изменений в федеральный закон об обороте земель сельхозназначения. Его публичное обсуждение продлится до 5 сентября, следует из данных портала проектов нормативных правовых актов. Документ направлен на устранение недостатков действующего законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, выявленных правоприменительной практикой, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Законопроект позволит сократить сроки изъятия земельных участков, которые не используются по целевому назначению. Сейчас при выявлении таких земель Россельхознадзор обязан в течение следующих трех лет подтверждать, что участки по-прежнему не используются, и лишь затем может добиться их изъятия у владельца через суд. В случае принятия поправок, службе не нужно будет подтверждать факт неиспользования земель в течение трех лет. Исключением станут ситуации, когда собственник участка сменился до установления факта его неиспользования, в этом случае у него будет год на освоение земли. Таким образом срок вовлечения земель в оборот может быть уменьшен на три года, рассчитывает Минсельхоз.
Критерии, по которым можно будет определить, как использовалась земля, должно утвердить правительство. Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства утверждены постановлением правительства № 369 от 23 апреля 2012 года. В частности участок может быть признан неиспользуемым, если на пашне не производятся работы по возделыванию агрокультур и обработке почвы, на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади участка, если залесенность и (или) закустаренность превышает 15% площади пашни и др. По информации «Известий», за последние три года было выявлено свыше 2,3 млн га неиспользуемых участков.
После изъятия и продажи земли бывшему собственнику выплатят сумму, полученную на торгах. Однако поправки в закон предусматривают, что стоимость участка может оказаться существенно ниже рыночной, если он пришел в негодность для ведения сельского хозяйства и необходимо проведение культуртехнической мелиорации, следует из пояснительной записки. Сейчас начальная цена такого участка может быть уменьшена не более чем на 20%, поправки допускают снижение не более чем на 85%. Ориентировочные затраты на ввод неиспользуемых земель в оборот в зависимости от различной степени зарастания деревьями и кустарниками, заболачивания, развития эрозионных процессов достигают 83 тыс. руб./га, что зачастую превышает кадастровую стоимость участков, поясняет ведомство. Кроме того, если земля не была продана на повторных открытых торгах, то владелец соседнего участка сможет купить ее на 10% ниже стоимости, заявленной на вторые торги. Это связано с тем, что неиспользуемые земли оказывают негативное влияние на фитосанитарное состояние и пожарную безопасность посевов на соседних земельных участках, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Действие законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, обращает внимание Минсельхоз. Земли изымаются в судебном порядке при условии неустранения выявленных нарушений после назначения административного наказания, а также с выплатой бывшему собственнику земельного участка средств, вырученных от его продажи. В случае устранения выявленных нарушений земля остается у собственника.

Директор Совхоза им. Ленина Павел Грудинин в эфире Национальной службы новостей сказал, что если огромные количества сельхозземель в России не используются, то потому что это невыгодно. «Минсельхозу надо заняться другим — обеспечением доходности сельхозпроизводства. Тогда туда пойдут инвестиции, начнут производить много продукции, а Минсельхоз хочет отобрать , чтоб потом опять кому-то дать. Это обыкновенные рейдеры. Этим не достигается увеличение производства сельхозпродукции», — подчеркнул он.
В середине мая премьер-министр Дмитрий Медведев отчитал чиновников за низкую исполнительскую дисциплину при выполнении поручений, в том числе был поднят вопрос вовлечения в оборот земель сельхозназначения. Если бы он был решен, то АПК мог показывать более существенные темпы роста, отмечал глава кабмина. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев тогда говорил, что у ведомства есть определенные разногласия с Минэкономразвития и Минфинов, в том числе относительно изъятия неиспользуемых земель.
В 2015 году президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе. В июле 2016-го статья о возможности изъятия земель была внесена в Гражданский кодекс. Кроме того, Минсельхоз заявлял о намерении создать госреестр сельхозземель, чтобы вести оперативный учет. По оценке агроведомства, в России не используется 40 млн га сельхозугодий, однако проведенная в 2016 году сельскохозяйственная перепись показала, что их площадь составляет 97,2 млн га. Согласно поручению главы государства, к 2024 году посевные площади в России должны быть увеличены на 10 млн га.

В Госдуму внесен законопроект № 883497-7, которым предлагается внести поправки в ст. 284 ГК – изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению.

Изменениями предусматривается, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда он предназначен для ведения сельского хозяйства и не используется по целевому назначению в течение двух лет либо предназначен для жилищного или иного строительства и не используется три года. Более длительный срок может быть установлен законом. Согласно действующей редакции нормы, срок для земель сельскохозяйственного назначения составляет три года.

Корреспондирующие изменения (законопроект № 883663-7) предложено внести и в Земельный кодекс.

Как указали авторы проекта, учитывая ценность земель сельскохозяйственного назначения, неиспользование соответствующих земельных участков в течение трех и более лет представляется недопустимым. Они также обратили внимание на то, что изменения ГК позволят сократить процедуру изъятия земельных участков у недобросовестных землепользователей, в том числе позволят сократить количество судебных решений об отказе в изъятии земельных участков при недоказанности непрерывности неиспользования земельного участка в течение трех и более лет.

В комментарии «АГ» управляющий партнер Mitsan Consulting, член экспертного совета Ассоциации Нострой Дмитрий Желнин назвал поправки важными, потому как в целях развития жилищного строительства и агропромышленного комплекса необходимо максимально эффективно использовать земельные участки. «При этом стоит отметить, что реализация нацпроекта по введению 120 млн кв. метров жилья в год сейчас под угрозой, поскольку пригодные для этого земельные участки отсутствуют, а существующие находятся в руках людей, которые не могут их качественно развивать», – указал Дмитрий Желнин.

При этом эксперт отметил, что необходимо серьезно подойти к вопросу использования участков для сельхозугодий в силу их запущенности. «Законопроект очень сырой, так как в самом документе говорится об изъятии сельхозземель и земель, предназначенных для жилищного строительства, при этом в пояснительной записке нет ни слова про изъятие последних. То есть уже нужны поправки. Плюс не урегулированы многие процедурные вопросы изъятия таких земель», – считает Дмитрий Желнин. Он отметил, что на данный момент законопроект носит такой декларативный характер, призывающий Госдуму заняться этим вопросом, но не дающий конкретных механизмов и ответов на поставленные вопросы.

Партнер юридической фирмы INTELLECT Александр Латыев отметил, что смысл изменения только в одном – в сокращении срока неиспользования по назначению сельскохозяйственного земельного участка.

«В действительности ст. 284 ГК и без того применяется крайне редко, ее реализация предполагает достаточно громоздкую процедуру и необходимость продавать такие изъятые земельные участки с публичных торгов с возвратом полученных денег бывшему собственнику. Возможно, имели место какие-то недавние случаи в самой Удмуртской Республике, вызвавшие написание проекта, но вряд ли частные проблемы отдельного региона могут стать причиной изменений в ГК», – указал Александр Латыев.

По его мнению, с учетом того что инициатива вносится не одним из тех субъектов, чьи законопроекты обычно принимаются Госдумой, – то есть не президентом, не правительством и не одним из специально занимающихся вопросом депутатов ГД (членов Комитета по законодательству, например), – перспективы этого проекта стать законом весьма невысокие. «Более того, все законопроекты об изменении ГК должны рассматриваться Советом при Президенте РФ по совершенствованию гражданского законодательства, где такая частная и, надо признать, весьма слабо мотивированная инициатива вряд ли найдет понимание», – резюмировал Александр Латыев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *