Сравнение конституций РФ и Германии

  • автор:

Анализ конституции государств

1. Форма правления. 2. Форма государственного устройства. 3. Политический режим.

Российская Федерация:

1. Российская Федерация — это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Согласно Конституции Президент России является главой государства и в этом качестве выполняет особые функции как по отношению к другим государственным органам, так и по отношению к обществу и в целом к государству. Проявляясь одновременно в двух порою трудно различимых «ипостасях»– в качестве особого государственного органа и высшего должностного лица, Президент РФ выступает как гарант Конституции России, гарант прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель российского общества и государства. Президент России обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями. Они касаются практически всех сторон жизнедеятельности государства и оказывают огромное влияние на развитие экономики и общества.

По отношению к органам исполнительной власти полномочия Президента заключаются, прежде всего, в том, что он полностью формирует Правительство России, назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства, а также федеральных министров. Президент определяет структуру Правительства и общие направления его деятельности; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства. В отношениях с судебными органами полномочия Президента ограничиваются тем, что он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, а также назначает судей других федеральных судов.

2. По форме государственного устройства современное российское государство является федерацией. В структурном, отношении Российская Федерация представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве её структурных составных частей – субъектов Федерации выступают края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Весь перечень субъектов РФ и их названия закреплены конституционно (ст. 65, п. 1). В конституционном порядке закреплены также все их виды, 441 главные отличительные особенности каждого из них, а также характер отношений субъектов РФ между собой и с Российской Федерацией в целом.

Согласно действующему праву в сфере осуществления совместных полномочий федеральный закон обладает несомненным приоритетом. Верховенство его распространяется на все без исключения нормативно-правовые акты, включая законы, издаваемые субъектами Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

3. Приверженность Российской Федерации демократическому политическому режиму прямо закреплена в ст. 1 и 3 гл. 1 Конституции РФ. Это означает, что демократия является основой деятельности нашего государства, которая может быть изменена только принятием новой конституции.

Характерные черты: 1.Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании; 2.Наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы; 3.Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; 4.Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции; 5.Принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Соединенные Штаты Америки:

1. По форме правления США — президен­тская республика. Прямого указания о том, что данное госу­дарство представляет собой республику, в Конституции стра­ны нет. Она гарантирует республиканскую форму правления лишь штатам (разд. 4 ст. IV). Однако наличие избираемого на определенный срок Президента, выполняющего функции не только главы исполнительной власти, но и главы государства, обременение его юридической ответственностью перед парла­ментом в форме импичмента служат неопровержимыми дока­зательствами существования в США именно республиканской формы правления.

В законодательной ветви власти формы правления США высшим органом является двухпалатный Конгресс. Нижняя палата — Палата представителей, верхняя – Сенат. В Палате представителей насчитывается 435 членов, в Сенате – 100 сенаторов. В политической системе США Сенат считается органом, члены которого выражают интересы населения отдельных штатов, так как каждый штат имеет в нем своих представителей. В целом Конгресс выступает в качестве противовеса власти президента. Он занимается решением важнейших вопросов государственного управления, и в том числе, в финансово-бюджетной сфере. Конгресс объявляет войну, формирует вооруженные силы, назначает высших должных лиц страны, устанавливает налоги и сборы и решает множество других задач.

Исполнительная ветвь власти в форме правления США представлена президентом, вице-президентом, исполнительными департаментами, независимыми агентствами и прочими органами. Президент независим от Конгресса США, поскольку и тот, и другой получают власть напрямую от народа путём демократических всеобщих выборов. Президент не может распустить Конгресс, а Конгресс не может отправить в отставку правительство. Назначение высших должностных лиц исполнительной власти является исключительной прерогативой президента. Однако верхняя палата Конгресса (Сенат) имеет право утвердить или не утвердить предложенную президентом кандидатуру. Вся система исполнительной власти подчинена президенту, а Кабинет министров выполняет лишь функции совещательного органа. Полномочия президента ограничены федеральными органами исполнительной власти. Он не может уволить высших должностных лиц штатов или муниципалитетов.

Судебная власть в форме правления США представлена основным ее органом – Верховным судом. По факту Верховному суду принадлежит очень большая власть, так как своими решениями он может заблокировать любые законы и президентские указы, которые в дальнейшем могут быть приняты только путем внесения поправок в конституцию. Избираются члены Верховного суда на пожизненные сроки, причем давление на них не могут оказать ни избиратели, ни конгрессмены, ни президент США.

2. Форма государственного устройства США – договорная федерация. Субъектами федерации являются 50 штатов, также под контролем США находятся Республика Маршалловы Острова, Республика Палау Федеративные Штаты Микронезии. Все штаты равноправны, не обладают государственным суверенитетом, не имеют права выхода из США. Каждый штат имеет собственную конституцию, свои законодательные органы (легислатуры), свои исполнительные органы. Штаты вправе издавать свои конституции, законы, обладают собственным гражданством. Они могут заключать с другими государствами экономические соглашения по вопросам торговли, охраны окружающей среды и т. д., однако не могут вступить друг с другом в союз без согласия Конгресса. Штаты не имеют права на выход из состава США. Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов: двухпалатное законодательное собрание, главой исполнительной власти в штате является губернатор (лейтенант-губернатор – его заместитель).

Президент избирается на 4 года, он не может избираться более 2 раз. Сенат избирается на 6 лет, а конгресс на 2 года, без ограничения возможности переизбрания. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности пожизненно.

3. На основе характерных черт можно сказать, что политический режим в США так же демократия.

Федеративная Республика Германия

1. Германия — парламентская федеративная республика. Ее глава — федеральный президент, избираемый Федеральным собранием на срок 5 лет. Президент выполняет представительские и церемониальные функции. Выдвижение кандидатуры федерального канцлера на рассмотрение парламента, утверждение федерального канцлера в должности и освобождение его от должности. Утверждение в должности и освобождение от должности федеральных министров по представлению федерального канцлера. Утверждение в должности и освобождение федеральных судей, федеральных служащих, офицеров и унтер-офицеров. В вышеназванных случаях он является лишь исполнителем решений, принимаемых иными органами власти. Более серьёзными политическими полномочиями федеральный президент обладает только в исключительных случаях.

Законодательная власть имеет двухступенчатую структуру. Законотворчеством занимается Бундестаг (нижняя палата парламента), избираемая на срок 4 года. Утверждает законопроекты верхняя палата парламента — Бундесрат. Количество представителей одной федеральной земли в Бундесрате определяется численностью ее жителей. Таким образом, политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Исполнительная власть принадлежит правительству. Глава правительства — федеральный канцлер, избираемый Бундестагом на срок 4 года. Канцлер определяет как внутреннюю, так и внешнюю политику страны, формирует кабинет министров. Правительство имеет по Конституции весьма обширные полномочия, осуществляя практически все функции по управлению страной. Судебная власть закреплена за Федеральным конституционным судом. Он следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

2. ФРГ — федеративное государство. Состоит из 16 земель. Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган.

3. Политическим режимом в германии так же является демократия.

Вывод:

1. Главной отличительной особенностью ФРГ от государств РФ и США является форма правления. В то время как в РФ и США главой страны является президент, то в ФРГ фактическим главой является Канцлер, в то время как президент выполняет в основном представительные и церемониальные функции. Но в США президент не может повлиять на важные вопросы, не заручившись поддержкой большинства в парламенте.

2. По формам территориального устройства имеются отличия у Российской Федерации. У всех субъектов РФ имеется общая конституция, в то время как у США и ФРГ на каждый субъект или штат имеется собственная.

3.Во всех трех странах установлен демократический политический режим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *