Справка о финансово хозяйственной деятельности

  • автор:

Годовой отчет за 2015 год

Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2015 года

Заключение аудиторской компании по годовому отчету за 2015 год

ОТЧЕТ о прибылях и убытках за январь-декабрь 2015 года

Форма 1 (пункты 4-9,12,15)

Годовой отчет за 2017 год

Информация для публикации (форма 1) за 2017 год

Бухгалтерский баланс за 2017 год

Отчет о прибылях и убытках за 2017 год

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности за период с 01.01.2017 по 31.12.2017

Годовой отчет за 2018 год

Информация для публикации (пункты 4-10, 13,14 формы 1) за 2018 год

Бухгалтерский баланс за 2018

Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности с 01.01.2018 по 31.12.2018

Отчет об изменении собственного капитала за январь-декабрь 2018

Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2018

Отчет о движении денежных средств за январь-декабрь 2018

Годовой отчет за 2019 год

Отчет об изменении собственного капитала за январь-декабрь 2019 года

Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2019 года

Отчет о движении денежных средств за январь-декабрь 2019 года

Информация для публикации (пункты 4-10, 13,14 формы 1) за 2019 год

Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2019 года

Аудиторское заключение № 45 20 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019

аффилированными лицами

Раскрытие оперативной информации о совершении сделки с аффилированным лицом ОАО Несвижский завод медицинских препаратов

Раскрытие оперативной информации о совершении сделки с аффилированным лицом ОАО Несвижский завод медицинских препаратов от 02.05.2018

Раскрытие оперативной информации о совершении сделки с аффилированным лицом ОАО Несвижский завод медицинских препаратов от 17.08.2018

Информация о выплате дивидендов

Раскрытие оперативной информации о выплате дивидендов 2017

Раскрытие оперативной информации о выплате дивидендов по акциям за 2018 г.

Раскрытие оперативной информации о выплате дивидендов по акциям за 2019 год

Справка о финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год

Межрегиональная общественная организация поддержки семьи, материнства и детства «Врачи детям» (далее – «Организация») является негосударственной некоммерческой организацией. Целью Организации является создание условий для достижения физического, психологического, социального благополучия детей, семей и молодёжи.

Финансирование деятельности Организации осуществляется за счет целевых средств, грантов и благотворительных пожертвований.

В соответствии с утвержденной учетной политикой все расходы по полученным грантам, пожертвованиям, либо договорам о выделении целевого финансирования отражены на 86 счете. Счет 86 разбит на субсчета по источниками финансирования.

За 2019 год Организацией были получены:

  • целевые поступления на ведение уставной деятельности – в размере 10 038 578,79 руб.
  • гранты на ведение уставной деятельности – в размере 11 944 868,50 руб.

В 2019 году расходы Организации составили 25 813 585,11 руб. (Двадцать пять миллионов восемьсот тринадцать тысяч пятьсот восемьдесят пять рублей 11 копеек).

Работа Организации ведется по нескольким направлениям в рамках уставной деятельности и согласно утвержденному бюджету.

Расходы по направлениям деятельности 2019г./руб.
Повышение потенциала специалистов СО НКО, осуществляющих деятельность по поддержке материнства и детства, профилактике социального сиротства 5 734 288
Помощь семьям с детьми раннего возраста, затронутым проблемой ВИЧ-инфекции 3 820 933
Помощь женщинам, освободившимся из мест лишения свободы 3 702 413
Профилактика насилия в отношении женщин и детей 7 205 128
Развитие программ родительского просвещения 3 113 612
Привлечение добровольческих ресурсов к оказанию помощи семьям с детьми 2 237 211

102

Университет экономики и управления

Специальность «»

Кафедра «»

АННОТАЦИЯ

на дипломную работу

студента

на тему: «Управление хозяйственной деятельностью предприятия»

Работа включает: 109 страниц, таблиц, рисунков, список использованных источников (51 наименований), 17 приложений.

Предметом данной работы является эффективность хозяйственной деятельности ЧП «Сицилия».

Целью данной дипломной работы является предложение путей повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Финансовая стабильность достигается за счет ритмичной и эффективной работы предприятия, умелого управления производственными фондами и источниками их формирования, то есть умелого управления активами и пассивами предприятия.

Этому оказывают содействие: прогнозируемое размещение и эффективное использование собственного и привлеченного капитала, всесторонний анализ и объективная оценка финансового состояния по данным финансовой отчетности, использование оптимальных управленческих решений для обеспечения финансовой стабильности.

Основными признаками финансовой стабильности предприятия являются: финансовая устойчивость, рентабельность, платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность и деловая активность. Они являются основой анализа и оценки финансового состояния предприятия в принятии необходимых управленческих решений относительно его укрепления.

Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия

    1. Сущность, необходимость и информационное обеспечение анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия

    2. Методика анализа финансового состояния предприятия

    3. Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия

Глава 2. Анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия

2.1. Экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ финансового состояния предприятия «Сицилия»

2.3. Факторный анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия

Глава 3. Пути улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала.

Основную массу потребляемых материальных благ, используемых для удовлетворения личных потребностей, население получает через торговые предприятия.

Чтобы довести эти материальные ценности до потребителя, торговые предприятия несут определенные затраты и издержки, связанные со сбытом, от которых зависит рентабельность этих предприятий, поэтому снижение издержек в торговле является одной из важных задач.

В условиях планового социалистического хозяйства экономическая работа на предприятии сводилась в основном к анализу показателей производства. Такой анализ строился по схеме «план-факт», и, по сути, результаты не интересовали ни бухгалтеров, ни руководителей предприятия. В странах с рыночными отношениями приоритет в бизнесе принадлежит финансовому управлению (финансовому менеджменту). Составной его частью является финансовый анализ.

С переходом экономики Украины на рыночные отношения финансовый анализ как один из разделов финансового менеджмента постепенно занимает подобающее ему по значимости место в аналитической работе бухгалтеров, финансовых менеджеров, руководителей предприятий. В настоящее время каждый хозяйствующий субъект независимо от вида деятельности и формы собственности предприятия должен реально оценивать как собственное финансовое состояние, так и финансовое состояние потенциальных партнеров.

Возможность определения финансового состояния предприятия всегда была актуальным вопросом, так как в получении подобной информации заинтересованы как управляющий персонал предприятия, так и кредитные учреждения, акционеры и иные пользователи финансовой информации. Следовательно, современный финансовый анализ требует для полноты предоставляемой информации охвата максимального количества аспектов деятельности субъекта хозяйствования.

Анализ финансового состояния предприятия, необходим, прежде всего, чтобы определить платежеспособность предприятия, от которой зависит результативность хозяйственной деятельности предприятия. Показатели финансового состояния предприятия должны быть прежде всего реальными, чтобы экономические партнеры могли получить ответ на вопрос, насколько надежно предприятие как партнер.

Финансовое состояние предприятия на конкретную отчетную дату характеризует степень его обеспеченности необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления хозяйственной деятельности, рациональность их размещения и эффективность использования. Удовлетворительное финансовое состояние предприятия в течение продолжительного времени (трех-пяти лет) удостоверяет о финансовой стабильности субъекта хозяйствование на рынке товаров и услуг

Финансовая стабильность достигается за счет ритмичной и эффективной работы предприятия, умелого управления производственными фондами и источниками их формирования, то есть умелого управления активами и пассивами предприятия. Этому оказывают содействие: прогнозируемое размещение и эффективное использование собственного и привлеченного капитала, всесторонний анализ и объективная оценка финансового состояния по данным финансовой отчетности, использование оптимальных управленческих решений для обеспечения финансовой стабильности.

Основными признаками финансовой стабильности предприятия являются: финансовая устойчивость, рентабельность, платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность и деловая активность.

Они являются основой анализа и оценки финансового состояния предприятия в принятии необходимых управленческих решений относительно его укрепления.

Актуальность темы данной дипломной работы состоит в том, что в условиях конкуренции и стремления предприятий к максимизации прибыли анализ и оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия очень важны, так как без анализа хозяйственной деятельности предприятие не может эффективно функционировать и, как следствие, получать максимально возможную прибыль.

Целью данной дипломной работы является предложение путей повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть особенности процесса реализации продукции;

  • рассмотреть методику анализа реализации продукции;

  • исследовать сущность, функции и задачи хозяйственной деятельности предприятия;

  • провести анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ЧП «Сицилия»;

  • провести оценку эффективности хозяйственной деятельности предприятия на примере ЧП «Сицилия»;

  • предложить пути повышения эффективности хозяйственной деятельности на предприятии на примере ЧП «Сицилия».

Объектом исследования данной дипломной работы является финансово-хозяйственная деятельность частного предприятия «Сицилия».

Предметом данной работы является эффективность хозяйственной деятельности ЧП «Сицилия».

Методика выполнения. Для решения задач исследования использовались ситуационный анализ, методы нахождения абсолютных и относительных величин, сравнения, системный анализ и абстрагирования.

В качестве информационной базы послужили материалы статистической отчетности, внутренняя отчетность предприятия, материалы обследования деятельности предприятия, научных семинаров и конференций, труды известных отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме.

Практическая ценность работы заключается в том, что, опираясь на теоретический материал, был разработан проект, направленный на обоснование предложений и мер по повышению эффективности хозяйственной стратегии предприятия.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность, необходимость и информационное обеспечение анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия

Финансы являются индикатором конкурентоспособности хозяйствующего субъекта на рынке. Поэтому устойчивое состояние предприятия является залогом его жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. Функционирование рынка ведет к становлению рыночной экономики. В основе ее функционирования лежат следующие принципы:

— равенство производителей и потребителей продукции перед внешними факторами;

— экономическое регулирование самостоятельных действий субъектов рыночных отношений;

— равенство цен на основе сбалансированности спроса и предложения;

— использование законодательной базы для экономического регулирования;

— наличие конкуренции как условия экономического процесса и экономического регулирования.

В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает состояние финансовых ресурсов предприятия, при котором есть возможность свободно маневрировать денежными средствами, эффективно их использовать, обеспечивая бесперебойный процесс производства и реализации продукции, учитывать затраты по его расширению и обновлению.

Финансовое состояние представляет важнейшую характеристику экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям .

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Главная » Менеджеру » Обеспечение хозяйственной деятельности

Статью подготовил категорийный менеджер по работе с ключевыми клиентами Умберг Эмиль Дмитриевич. Связаться с автором


Вернуться назад на Обеспечение деятельности

Предпринимательская деятельность существует в определенных организационных формах с целью нормального повторения технико-экономических повторяющихся циклов производства (это — организационно-экономические правила, организационно-технологические правила). Но не только! Важнейшей частью организации производства выступают правовые формы предпринимательства, они обеспечивают защиту капитала, предпринимательской собственности, имущества предприятия, обеспечение (защиты) прав собственника капитала на конечный результат предпринимательской деятельности (прибыль). Если закон не защищает собственника капитала, то частная предпринимательская деятельность регулируется другими законами (напр.: правилами и предписаниями криминальных структур). Многовековая предпринимательская деятельность в России и за рубежом выработала сходные формы ее правовой организации.
В России существуют 2 вида лиц (хоз. субъектов), занимающихся предпринимательской деятельностью: физические и юридические лица. Закон защищает их только в случае, если они имеют гражданские права в юридическом смысле, т. е. (в обычном значении) только тех, кто имеет права и обязанности, вытекающие из этих прав. (Напр.: предприниматели не платят заработную плату рабочим, мотивируя это решение невозможностью реализовать продукцию или получить средства после ее реализации. Это противоречит обязанностям предпринимателя или предприятия, ГЗ и КЗОТ.) Гражданские права возникают из оснований, предусмотренных законом или правовыми актами в результате договоров и сделок, государственных актов, судебных решений, приобретения имущества, создания результатов интеллектуальной собственности, вследствие причинения вреда другим лицам; неосновательного обогащения; вследствие событий, имеющих гражданско-правовые последствия.
Гражданские права защищаются судом или арбитражным судом.
Физические лица — отдельные граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельностью и несут имущественную ответственность по результатам своей деятельности — своим личным имуществом.
Юридические лица — организации, т. е. организационное соединение отдельных граждан, имеющих в своей собственности, хоз. ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам только этим имуществом.
«Предпринимательская деятельность — самостоятельная деятельность, осуществляемая на собственный риск и в целях извлечения прибыли от использования имущества…».
Физические лица осуществляют свою предпринимательскую деятельность в соответствии с правилами и порядком, существующими на территории (обязательная регистрация, лицензирование отдельных видов деятельности, выплата налогов, соблюдение необходимых правил деятельности (санитарное обеспечение, экология, финансовый и бухгалтерский учет и т. д.)).
Предприниматели — физические лица, несут хоз. ответственность всем своим личным имуществом.
Юридические лица в России делятся на:
1. Физические лица;
2. Коммерческие;
3. Некоммерческие организации.
Физические лица:
1. Без образования юридического лица;
2. С образованием юридического лица.
Гражданские права, приобретенные собственником в результате предпринимательской деятельности:
1. добровольны, т. е. выбор физического или юридического лица доброволен, организационно-правовые формы добровольны;
2. Пределы гражданских прав определяются их намерением, а регулируются законом по избранным организационно-правовым формам;
3. Недопустимы действия предпринимателей в целях ограничения конкуренции и при недобросовестности (ст. 10 ОГЗ);
4. Защита гражданских прав осуществляется через суд путем признания прав, пресечения действий, нарушающих права, признания сделки недействительной, возмещения убытков;
5. Юридическое лицо имеет преимущество, отвечает по своим обязательствам имуществом, имеет самостоятельный баланс.
Более подробно вопросы организационно-правовых форм рассматриваются в курсе «Основы бизнеса». В данном курсе останавливаемся лишь на организационно-правовой форме хоз. обществ: ООО и АО, наиболее распространенных формах предприятий России и за рубежом.

ООО — общество с ограниченной ответственностью — организационно-правовая форма предпринимательской деятельности (предприятия), капитал которого образуется за счет взносов (паев) его участников. Уставной капитал ООО может далее увеличиваться за счет паевого взноса его участников. Финансовые, организационные и управленческие отношения обязательно фиксируются в уставе ООО. Паевой капитал, за вычетом организационных расходов, становится уставным капиталом. Прибыль, если она получена, распределяется согласно устава, обычно по величине паевого взноса. Обязателен ли взнос в виде денежных средств? Не обязателен, т. к. Для организации производства нужно здание, оборудование, транспортные средства, сырье, поэтому паевой взнос может быть осуществлен в других неденежных средствах, но должен быть оценен и учтен в бухгалтерском балансе предприятия.
Уставом оговаривается порядок изъятия паевого капитала из дела, а также система управления предприятием и порядок его ликвидации.
Ответственность пайщиков по результатам неудачной деятельности предприятия осуществляется в размерах паевого взноса.
Акционерные общества (закрытое и открытое) среди организационно-правовых форм считаются наиболее удобными для использования коллегиальных форм внутреннего управления; они в наибольшей степени подвержены контролю со стороны общества и государства, т. к. В этой организационно-правовой форме существуют самые крупные производственные предприятия, и она по закону обязательна для банков и страховых обществ.
Капитал АО образуется за счет капиталов его участников, взносы могут быть в разной форме средств (денежные средства, оборудование, земельный участок, здание и сооружения). Собранный капитал составляет уставной капитал. Минимальный размер уставного капитала регламентирован государственными актами (постановлениями): для ЗАО — не менее 100 МРОТ, для ОАО — не менее 1000 МРОТ, для банков — не менее 2 млн. «евро».
В ЗАО уставной капитал и собственный капитал по существу не различаются, владельцы взамен внесенного капитала получают пакет акций, согласно размерам капитала.
Этот пакет юридически фиксирует часть собственности, принадлежащей владельцу, и обычно является основой для распределения финансовых результатов предприятия, а также веса голоса владельца при решении, которое принимает собрание акционеров. АО имеет обязательно устав и собственный бухгалтерский баланс.
С экономической точки зрения наиболее интересна организационная форма ОАО. От ЗАО оно отличается по существу возможностью привлечения капитала со стороны широких слоев населения, которые не являются участниками в образовании (взносе) уставного капитала. Это дает возможность значительно (более чем вдвое) увеличивать собственный (акционерный) капитал предприятия в сравнении с уставным. Если законом не установлены ограничения на рост акционерного капитала, то через некоторое время доля уставного капитала в акционерном становится малозначимой при значительных размерах всего капитала. Масштабы капитала в этом случае соответствуют масштабам производства, поэтому крупные предприятия (или, точнее, желающие быть таковыми) используют организационно-правовую форму ОАО. Собственников капитала устраивает такое положение, т. к., мотивируя стоимостью акций и их видом (обычные и привилегированные), они с одной стороны резко увеличивают капитал предприятия, не выплачивая процентов по кредиту, а с другой — не упускают финансового контроля над предприятием. Широкие массы участников притягивает с одной стороны рост курсовой стоимости акций и вероятные высокие дивиденды по ним.
Но бесконтрольный выпуск акций приводит к распространенным видам жульничества:
• спекулятивному росту курса акций, стремительному увеличению всего капитала и обогащению владельцев, использованию т. н. механизма «пирамиды», не занимаясь никаким производством; в итоге — к разорению массового вкладчика;
• второй путь также стандартен и исторически хорошо изучен: накопленный капитал переводится в другие компании (может последовательно в несколько, чтобы запутать следы), а фирма объявляется банкротом. Владельцу акции выплачивается в лучшем случае часть суммы, которую он заплатил за акцию ранее. Результат — также разорение массового вкладчика. Поэтому правовые акты, введенные государством, должны содержать механизмы, препятствующие созданию «дутых АО» и защищающие интересы всех акционеров.
Механизм образования акционерного предприятия следующий. Несколько предпринимателей принимают решение об организации АО. Оно, имея капитал, может купить (арендовать) предприятие или построить его. Интересы предпринимателей разные, капиталы не одинаковы, рыночная ситуация меняется.
Чтобы обязать участников будущего АО, т. е. самих себя, предприниматели обсуждают экономические и правовые стороны своего участия и составляют учредительный «Договор», который фиксируется нотариусом. В Договоре оговариваются решения участников об учреждении АО, их вклад в уставной капитал, сроки взносов, последующий порядок организации, права участников.
Изменить согласованные решения может весь состав участников, если это происходит, то они также фиксируются нотариусом. Далее организационный комитет разрабатывает все необходимые документы, в первую очередь устав АО. Устав рассматривается и утверждается собственниками, они вносят капитал. Если это денежные средства, то они аккумулируются на расчетном счете избранного банка.
В Уставе оговариваются цели, профиль деятельности, права, ответственности предприятия, органы управления и порядок их избрания, порядок ликвидации предприятия. После обязательной регистрации АО, соблюдения всех условий для государственного контроля за его будущей деятельностью начинаются этапы технологической подготовки производства, и одновременно разрабатывается план эмиссии акций.
Акция — один из видов ценных бумаг (облигация, денежный сертификат, вексель и т. п.). Акция имеет обязательные реквизиты (кто выпустил, где, номинал — денежная стоимость, какая акция — обычная или привилегированная, купонный лист).
Возможны акции не в бумажном, а в электронном виде. Для этого составляется реестр — список акционеров, где указывается кто, когда, сколько внес средств и сколько получал акций, какого номинала и вида. Реестр акционеров составляется независимо от того, бумажные акции или электронные.
Выпуск акций (эмиссия) осуществляется обычно банком по поручению в соответствие с договором АО по плану эмиссии. В плане сообщаются цели и сроки эмиссии, размеры (сколько и каких акций), порядок продажи, ожидаемая величина дивиденда, сроки выплат. Эмиссия акций известным банком придает им моральную гарантию для широкого круга вкладчиков, банк же обычно и реализует акции. Т. о. акции попадают на фондовый рынок, т. е. рынок ценных бумаг. В зависимости от состояния спроса и предложений на рынке, а также от имен гарантов или процедуры гарантий, т. е. свободного выкупа этих акций обратно от купившего, от ожидаемого дивиденда, на фондовом рынке складывается рыночный курс акции, отличающийся от номинала акций. Например: одна акция Промстройбанка г. СПб номиналом в 1000 руб. Продавалась за 70 тыс. руб., т. е. ее курсовая стоимость превышала номинал 70 раз. В зависимости от ситуации на фондовом рынке, политико-экономической ситуации в стране и ряда других причин курс данной акции меняется (то растет, то падает), поэтому у владельцев акций капитал может увеличиваться, а может резко уменьшаться, вплоть до его ликвидации при обесценивании акций.

Курс акций, если они допущены к продаже, складывается на фондовой бирже ежедневно, регистрируется ежедневно и публикуется в специальных изданиях (Фин. газета, Коммерсант-Daily, СПб. Финансовый вестник и др.). Учредители продают себе акции по номиналу, а остальным — по курсовой цене.
Колебания курса акций влияет на финансовую устойчивость предприятия. Если его руководство рационально распорядилось полученными средствами, то его капитал растет и это создает устойчивое состояние для производства. Финансовая неустойчивость мешает нормальному ходу производства.
Система управления в АО обычно имеет коллегиальную форму: общее собрание акционеров (участвуют все акционеры, голосуют те, кто имеет обычные акции, акционеры с привилегированными акциями голосуют лишь по узкому кругу вопросов, например: ликвидация АО); правление — исполнительный орган АО — утверждается (голосуется) общим собранием акционеров; правление назначает и освобождает директоров (менеджеров). Западная практика использует широкое представительство в правлении, например: две трети представителей от акционеров, одна треть — от наемных работников. На крупных предприятиях в составе правления могут быть зарезервированы 1-2 места для представителей от профсоюзов.
Общее собрание акционеров выбирает также ревизионную комиссию (контрольный совет) акционеров, которая выполняет контрольные и аудиторские функции внутри АО на коллегиальной и оплачиваемой основе.
В целях повышения конкурентоспособности предприятия часто объединяются (добровольно или принудительно). Масштабы производства растут, появляется возможность углубления специализации производства. Любые виды объединения осуществляются в тех же организационно-правовых формах, что были названы ранее.
При этом выделяются компании (фирмы, предприятия), которые выполняют управленческие функции объединением предприятий (холдинг-компания) на основе либо:
• концентрации пакетов акций разнородных предприятий в руках холдинга, самостоятельность капиталов ограничена;
• обменом акции каждого предприятия на акции одного предприятия (холдинга), самостоятельность капиталов ликвидирована, она сконцентрирована у холдинга.
Акционирование предприятий в российской действительности было использовано как наиболее распространенная форма приватизации государственных предприятий.
Акционирование как организационно-правовая форма привлечения и использования капитала для производства эффективна тогда, когда цели, механизм организации системы управления и контроля предприятия достаточно прозрачны, т. е. информация о деятельности доводится гласно до всех акционеров, а не только до его учредителей и важнейших держателей пакетов акций. Поэтому законом регламентировано для всех АО, занятых банковской и страховой деятельностью, периодически публиковать итоги своей финансовой деятельности (сводный баланс доходов и расходов). Для АО в сфере производства это правило не обязательно, хотя многие АО, у которых положение достаточно прочное, используют такие публикации для привлечения акционеров.


Документационное обеспечение деятельности организации
Материально-техническое обеспечение
Обеспечение качества
Обеспечение управленческой деятельности
Обеспечение эффективности производства


| | Вверх

В. АНОХИН
В. Анохин, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.
Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.
Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них — запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.
В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.
Предприниматели все более ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.
Запреты органам власти и управления вмешиваться в ту сферу предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений принадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушаются. Принятие властными органами нормативных актов с превышением своей компетенции приводит к нарушению прав и законных интересов предприятий. Поэтому все больше возрастает роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства, органов управления. Законодательством, в том числе и новым ГК РФ, не только установлены запреты на вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, но и предусмотрены неблагоприятные последствия таких действий государственных органов: признание в судебном порядке властного акта государственного или иного органа, принятого с нарушением законодательства, недействительным (полностью или частично); непридание судом правовой силы такому акту; взыскание в судебном порядке убытков, причиненных предпринимателю неправомерными действиями (бездействием) государственного или иного органа.
Так, администрация Воронежской области на протяжении последних двух-трех лет неоднократно принимала решения, направленные на регулирование продажи производимых в области товаров за пределы области. Предприятиям вменялось в обязанность для продажи своих товаров за пределы области, в том числе и внутри России, получить соответствующее разрешение в комитете по материальным ресурсам администрации области. Без такого разрешения органам транспорта запрещалось выделять предприятиям транспорт, а органам милиции предписывалось на границе области такие товары изымать и передавать на реализацию.
При явном несоответствии таких властных актов действующему законодательству, конечно, можно найти им и некоторое оправдание, учитывая социально — экономические трудности в стране, а также отсутствие четких взаимоотношений между центром и субъектами Федерации. Дело в том, что администрация устанавливала каждому предприятию обязательный минимум поставок в фонд области для продажи внутри области по более низким ценам, чем за ее пределами. Учитывая такие благие намерения администрации и полагая, что ответственность за несоблюдение порядка продажи товаров за пределы области возложена на продавцов, арбитражный суд счел возможным не привлекать к ответственности администрацию области и районный отдел внутренних дел, которые получили выручку от продажи изъятой продукции по одной из акций, в результате которой покупатель из Нижегородской области понес крупный ущерб. Однако, как и следовало ожидать, Высший арбитражный суд Российской Федерации решение областного арбитражного суда отменил и сумму ущерба взыскал с администрации области и РОВД в тех частях, которые они получили от реализации изъятого товара (60 и 40 процентов).
В данной ситуации законные права покупателя были восстановлены, но неправомерный акт местного органа государственной власти остался в неприкосновенности и его действие может повториться. Этот пример (а их можно привести очень много) наглядно показывает, что акты властных органов должны быть не только обоснованы экономически, но и иметь законные, правовые основания.
Наиболее эффективным способом защиты прав предпринимателей является предусмотренное ст. 12 ГК РФ признание недействительным противоречащего законодательству акта органа государственного управления или органа местного самоуправления. Предприниматель может оспорить неправомерный акт в суде или арбитражном суде как акт, нарушающий государственную гарантию соблюдения законных интересов предприятия. Основанием для признания властного акта недействительным является издание его соответствующим органом вне компетенции либо принятие его с нарушением формы, порядка и сроков.
Порядок обращения в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействительным, сроки рассмотрения и принятия решения определены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Дела по таким заявлениям возбуждаются без предварительного, претензионного урегулирования разногласий и обращения к вышестоящему органу.
Вместе с тем на практике этот процесс вызывает большие трудности.
Прежде всего, предприниматель может обратиться в арбитражный суд лишь в том случае, когда акт органа власти касается конкретно его. Местные же органы власти, как правило, принимают акты, адресованные неопределенному кругу лиц. Такие акты могут быть опротестованы прокурором, и в случае отклонения протеста властным органом иск может быть направлен тем же прокурором в областной суд общей компетенции. Срок восстановления законности удлиняется. Но надо иметь в виду и то обстоятельство, что не всегда прокурор области рискнет опротестовать акт администрации субъекта Российской Федерации в силу своей определенной зависимости от местных властей. О такой же зависимости можно говорить и в отношении судов.
Выход из ситуации видится в передаче рассмотрения дел о признании недействительными не соответствующих законодательству актов органов государственного управления или местных органов государственной власти в ведение высших судебных инстанций Российской Федерации.
Столкновение интересов предпринимателей и властных структур происходит и в процессе антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности.
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает для предприятий — монополистов ряд ограничений и неблагоприятных последствий, в том числе регулирование цен на их продукцию и ее сбыта.
———————————
Далее — Закон.
Предприятие признается монополистом с момента включения его в Государственный реестр предприятий-монополистов. Составление, утверждение и ведение этого реестра, а вернее, признание предприятий монополистами отнесено к компетенции Антимонопольного комитета Российской Федерации. При этом порядок и критерии включения предприятий в Госреестр монополистов определены не Законом, а положением Антимонопольного комитета «О Государственном реестре РСФСР объединений и предприятий — монополистов, действующих на товарном рынке». За критерий отнесения к предприятиям — монополистам в Положении принято лишь доминирующее положение предприятия на республиканском или местном товарном рынке. Под местным товарным рынком понимается территория (сфера обращения товаров) республики в составе РФ, автономных образований, края, области либо группа населенных пунктов (возможно, и город), где есть возможность приобрести тот или иной товар (услуги, работы) и нет возможности приобретения данного товара за пределами этой территории.
Закон определяет доминирующее состояние как исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, устанавливаемую ежегодно Антимонопольным комитетом. При этом доля товара не может быть менее 35 процентов.
Но даже при таком ограничении Законом возможного доминирующего уровня доли товара представляется, что одного лишь критерия — преобладающего положения предприятия на товарном рынке — для включения в реестр монополистов недостаточно. Предприятие может занимать господствующее положение на соответствующем товарном рынке, но не злоупотреблять им. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан (ст. 5). В числе таких действий Закон называет: изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, в том числе в иностранной валюте, сырья, материалов, изделий, жилых домов, квартир, рабочей силы контрагента и др.); включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Если эти действия предприятием, занимающим доминирующее положение на рынке, не осуществляются, оно не может быть признано монополистом.
Кроме того, предусмотрены ответственность и последствия за нарушения норм Закона об антимонопольной деятельности: в соответствии с предписаниями Антимонопольного комитета РФ (его территориальных управлений) прекратить нарушения, восстановить первоначальное положение, расторгнуть или изменить договор, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием, а также возместить причиненные убытки и уплатить штраф.
Именно когда хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке товаров, допускает запрещенные действия и не выполняет предписание антимонопольного органа о их прекращении, должен решаться вопрос о включении такого предприятия в реестр монополистов.
Таким образом, основаниями для включения предприятий в Государственный реестр предприятий — монополистов (республиканский или местный) должны быть:
— доминирующее положение предприятия на соответствующем товарном рынке;
— злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, то есть совершение запрещенных действий;
— невыполнение предписаний антимонопольных органов о прекращении запрещенных действий.
Предпринимателям, органам власти и управления, их должностным лицам Закон предоставляет право обжаловать предписания и решения антимонопольных органов о наложении штрафов в судебном порядке. Между тем в нем не предусмотрена возможность обжалования решений антимонопольных органов о включении предприятий в реестр предприятий-монополистов. Однако Гражданский кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривают возможность предприятий и других организаций обращаться в арбитражный суд с иском о признании недействительным полностью или частично решения любого государственного органа власти и управления, каковыми являются и антимонопольные органы.
Судебные органы, рассматривая соответствующие заявления, осуществляют контроль за деятельностью антимонопольных органов (как и других органов государственной власти и управления и их должностных лиц) и вправе признать полностью или частично недействительным решение или предписание антимонопольного органа, если оно не соответствует законодательству.
Так, Воронежское территориальное управление Антимонопольного комитета своим решением включило в местный (региональный) реестр предприятий — монополистов АО «Втормет» как предприятие, занимающее доминирующее положение в области по сбору и сдаче в переработку металлолома. Решение обосновывалось тем, что объем указанных услуг (работ) этого предприятия на территории области, на местном товарном рынке составил в 1994 году более 35 процентов.
Обоснования своих выводов о доминирующем положении АО «Втормет» на местном товарном рынке антимонопольный орган арбитражному суду не представил. В то же время предприятие привело в судебном заседании доказательства того, что объем его производства (заготовки и сдачи металлолома) составляет менее 30 процентов от объема заготовки лома в целом по области. Кроме того, доминирующее положение предприятия определяется по отдельным видам товаров. АО «Втормет» заготавливает (собирает) лом цветных и черных металлов самых различных видов и наименований. Территориальный антимонопольный орган указал лишь общий объем заготовки всех видов металлолома.
Антимонопольный орган не представил и доказательств злоупотребления предприятием своим доминирующим положением, применения к нему мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал решение антимонопольного органа о включении предприятия в региональный реестр предприятий — монополистов недействительным.
В другом случае арбитражный суд признал недействительным решение того же антимонопольного органа о включении в региональный реестр предприятий — монополистов кинотеатра «Пролетарий». Довод территориального антимонопольного органа основывался лишь на том, что объем услуг этого кинотеатра составляет 40 процентов от объема услуг, оказываемых всеми кинотеатрами Центрального района г. Воронежа. Арбитражный суд не согласился с мнением антимонопольного органа об установлении территории товарного рынка в пределах административного района города.
При этом в обоих случаях, как и во всех других, антимонопольные органы не учитывали еще одно важное требование для признания предприятий монополистами: невозможность приобрести данный товар за пределами конкретной территории.
Эффективным средством государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *