Способы профилактики коррупции

  • автор:

Меры по профилактике коррупции

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

4) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

5) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

6) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

7) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Ответственность за коррупционные правонарушения

Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Субъекты коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности.

Преступлением (уголовным правонарушением), согласно части 1 статьи 14 Уголовного кодекса РФ, признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания.

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Гражданско-правовой проступок представляет собой причинение материального или морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в результате чего возникает новое обязательственное правоотношение.

Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником (служащим) по его вине возложенных на него трудовых (служебных) обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции вышеуказанным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ:

1) непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

2) непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

3) непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:

1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;

3) объяснений муниципального служащего;

4) иных материалов.

При применении взысканий учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

2.3. ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ И ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Гаджиева Айша Ансаровна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Дагестанский государственный университет народного хозяйства. Подразделение: кафедра «Уголовное право». E-mail: aisans@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблемам борьбы с коррупцией и коррупционными правонарушениями. В ней дана оценка разновидностям коррупции в зависимости от уровня ее проявления, отмечается опасность верхушечной коррупции, анализируются региональные особенности коррупции во властных структурах. Предложены уголовно-правовые, криминологические и виктимологические меры предупреждения коррупции, раскрывается их содержание.

Цель: исследовать коррупцию властных структур с акцентом на национально-клановую ее специфику, ментальные особенности, а также обозначить приоритетные направления ее профилактики.

Исследование проведено с помощью следующих методов: анализ и обобщение имеющихся по данной проблеме исследований, изучения материалов прессы, методики социологического блока (опросы населения, беседы с сотрудниками правоохранительных органов).

Область применения результатов. Результаты работы могут применять в деятельности по предупреждению коррупции и коррупционных правонарушений, в законотворческой деятельности направленной на совершенствование уголовного закона, в педагогической практике высших образовательных учреждений, а также в учебном процессе на юридических факультетах.

Ключевые слова: чиновничья коррупция, предупреждение коррупции, жертвы коррупции, антикоррупционное воспитание.

THE PROBLEM OF CORRUPTION PREVENTION: CRIMINOLOGICAL AND VICTIMOLOGICAL ASPECTS

В современной России наиболее актуальной, сложной и противоречивой продолжает оставаться проблема ограничения масштабов коррупции. Углубляющийся рост коррупции и ее всеохватность, проникновение во все сферы общественной жизни, нарастающие тенденции ее «огосударствления» (коррупционные механизмы формирования государственных должностей) и другие ее негативные качественные проявлении приводят к укреплению в общественном сознании мнения, что коррупция в России неистребима и вечна, а борьба с ней безуспешна и бесполезна .

Наиболее подверженными коррупционным проявлениям продолжают оставаться такие важнейшие сферы как: контрольно-надзорная и разрешительная деятельность должностных лиц органов исполнительной власти; деятельность по распределению бюджетных средств, выделяемых в рамках государственного заказа; в сфере операций с земельными участками, находящимися в федеральной и муниципальной собственности; негосударственное регулирование экономической деятельности и др. Коррупционной пораженностью охвачены также сферы образования, здравоохранения, строительства, ЖКХ и т.д. В механизме функционирования государственных и общественных институтов трудно найти сферы и грани, которые остались незатронутыми коррупцией.

В юридической литературе проводится четкое разграничение двух видов коррупции по уровню их проявления на верхушечную коррупцию (в том числе элитно-властную) и низовую или бытовую коррупцию. Каждый из указанных видов имеет отличительные особенности, неравномерно влияет на общественную и государственную жизнь. Среди ученых, практиков и политиков долгое время дискутировался вопрос: Какая из этих разновидностей опаснее ? Отдельные авторы отмечают, что масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию . По мнению П.И. Коновой, «для многих людей, коррупция — это благо, с помощью средств и методов которого можно извлечь выгоду незаконным путем, за счет определенных финансовых потерь, решить свои проблемы в обиход закону» . В этом же русле высказываются и некоторые политики. Так, Д. Медведев в одном из своих выступлений отметил, что не стоит борьбу с коррупцией сводить к гонениям на чиновников, забывая про бытовую коррупцию. «Бытовая коррупция не менее страшна, чем коррупция должностных лиц, потому что в этих действиях участвует значительная часть людей, которая готова платить взятки за элементарные вещи…. Когда взятки платят, простите, врачам и учителям, это не служащие. Когда деньги приносят в учебные заведения или лечебные — это не государственная служба» . Однако, не следует забывать о том, что целая армия учителей и врачей за сто лет не украдет столько,

сколько может украсть один высокопоставленный функционер за день.

В последние годы в практике наметились тенденции роста уголовного преследования представителей властных структур, причастных к совершению коррупционных деяний. По данным МВД России, в 2013 году была пресечена преступная деятельность заместителя председателя правительства Волгоградской области, 41 депутата различных уровней, 13 министров субъектов Российской Федерации и их заместителей, 57 глав районов субъектов Российской Федерации, 67 глав муниципальных образований, городов и их заместителей, 54 руководителей подразделений территориальных федеральных органов власти.

Отрадно отметить, что сегодня всем стало ясно, что источником коррупционной коррозии общественных отношений являются в значительной степени верхи коррупции вплоть до высших эшелонов власти. Это подтверждают и громкие антикоррупционные мероприятия по результатам, которых в 2016 году задержаны ряд высокопоставленных чиновников. К примеру, губернатора Кировской области Никиту Белых, министра экономического развития Алексея Улюкаева, замминистра культуры Григория Пирумова. Очевидно, что российские власти заинтересованы в борьбе с коррупцией и намеренны вести ее бескомпромиссно.

Основной вектор антикоррупционных усилий — профилактика и предупреждение коррупции, которая возлагается, прежде всего, на государственно-властные структуры. А между тем, если профилактикой занимается чиновник, злоупотребляющий своими служебными интересами, берущий взятки и совершающий другие корыстные проступки, реального смысла в профилактике не будет .

Разумеется, профилактика и пресечение коррупции должны строиться с учетом местной специфики, региональных особенностей, ментальности характерной этническим группам, проживающим в Республике Дагестан. Дагестан характеризуется как один из наиболее сложных регионов в составе субъектов РФ, отличительной его особенностью является клановость и наличие тухумных связей. «Этноклановые и коррупционные взаимоотношения почти полностью вытеснили правовые» . Сегодня руководство государственными структурами и объектами экономики в РД продолжает осуществляться по национальному либо клановому признаку, что само по себе коррупциогенно, так как должности достаются «своим» и далеко не по профессиональным качествам.

Наиболее пораженной клановой системой является система судебной власти в регионе. Дети судей и прокуроров становятся судьями, «отцы» и «матери» передают свои должности по наследству. Слабые попытки обратить внимание на «наследование» должностей органами власти предпринимает пресса, так называемая четвертая власть. Так, в качестве примера можно привести выдержку из газеты «Черновик» от 13 января 2012 г.: «По сложившейся практике судьями Верховного суда РД в очередной раз стали дети высокопоставленных судей: Абдуллаев М. — сын бывшего председателя Арбитражного суда РД Абдуллаева К. и судьи Верховного суда РД Абдуллаевой А. По информации «ЧК», место Абдуллаеву перешло от подавшей в отставку матери» . И таких примеров достаточно много. Нередко, раздача должностей — решение каких-либо политических сделок между государственно-властными структурами.

Клановость и семейственность государственных структур, их коррумпированность — это основные условия формирования так называемой системной коррупции, которая порождает круговую поруку и практически исключает какую-либо утечку информации. В такой ситуации коррупционные, злоупотребления должностных лиц государственных органов власти и управления не просто являются кормушкой для родственных кланов, но и нивелируют социальную сущность и назначение госаппарата. Фактически госаппарат обслуживает многочисленные запросы клана, в ущерб законным интересам службы.

Учитывая изложенное, система профилактики коррупции нуждается в коренном переосмыслении и внедрении в нее новых резервов, более совершенных, жестких и эффективных.

Представляется, что профилактика коррупции должна строиться по двум направлениям:

• в первую очередь государство обязано не допускать коррупции, посредством использования мер уголовно-правого воздействия и криминологической профилактики. В системе профилактики коррупции основное место отводится мерам по реализации различных форм административного, финансового и социально-правового контроля за потенциально коррупционными сферами, в которых потенциально заложена возможность принятия управленческих решений с использованием служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности;

• с другой стороны, важная роль в борьбе с коррупцией отводится виктимологическим мерам. В самом общем виде жертвой коррупции является — само общество. И поэтому оно должно демонстрировать неприятие коррупции, каждый индивид как член единого социума должен занимать активную антикоррупционную позицию и не провоцировать представителей государственной и муниципальной власти на коррупционные действия. Правда, пока государство к стимулированию данного направления относится осторожно .

• одним из способов противодействия коррупции является «прекращение федеральных дотаций в Республику Дагестан. Миллиардные, практически бесконтрольные федеральные дотации лишь усиливают раскол общества, его экстремальность и радикальность» , увеличивает количество преступлений коррупционной направленности.

В юридической литературе проблемы профилактики коррупционных преступлений в целом получили достаточную разработку. Многие формы и методы профилактики коррупции получили соответствующую апробацию в практике борьбы с ней. Вместе с тем сохраняется потребность в дальнейшем их совершенствовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не претендуя на всеохватность мер противодействия коррупции, изложенных в настоящей работе, хотелось бы обратить внимание на некоторые из них:

Среди мер уголовно-правового воздействия основное внимание следует уделить ужесточению уголовной ответственности и наказанию за коррупционные преступления. Существенного снижения коррупции можно достичь за счет включения новых видов наказаний в уголовный закон. Необходимо дополнить ст. 44 УК Российской Федерации новыми наказаниями, которые могут применяться в качестве дополнительных и указать их в санкциях коррупционных статей в качестве обязательных, причем безо всяких «либо без такового»:

1) лишение права на участие в конкурсах на замещение вакантных должностей в органах государственной власти всех уровней;

3) лишение права на участие в выборах представителя в законодательные (представительные) органы власти и местного самоуправления, в референдуме;

4) лишение права выступать в качестве доверенного лица кандидата на выборные государственные и муниципальные должности.

Введение данных видов наказаний позволит контролировать и отслеживать коррупционеров, которые нередко «умудряются», имея судимости проникать в государственно-властные структуры. Пофамильный список должностных лиц, осужденных к таким видам дополнительных наказаний, должен быть размещен на официальных порталах органов государственной власти и управления.

Среди криминологических мер наиболее эффективным средством воздействия на коррупцию может стать введение особого социально-правового контроля за источниками доходов (финансово-экономической и иной деятельностью) лиц, подозреваемых в участии в организованной преступной деятельности и коррупции.

Социально-правой контроль предполагает законодательное наделение определенных государственных органов, общественных организаций, должностных лиц властными полномочиями по наблюдению и проверке соответствия деятельности конкретных должностных лиц предъявляемым требованиям с правом информировать об обнаруженных отклонениях компетентные органы и (или) общественность, подавать ходатайства либо рекомендации о привлечении виновных к ответственности. Кроме того, контролирующие субъекты должны быть наделены правом в период до принятия окончательного решения судом или иным компетентным органом самостоятельно применять к подконтрольному лицу меры, направленные на предупреждение и пресечение правонарушений. Например, временно отстранять от работы лиц, подозреваемых в коррупции, вводить ограничения и запреты на их деятельность для воспрепятствования пользованием или сокрытию средств, добытых преступным путем и т.п .

Эффективность социально-правового контроля над коррупционной деятельностью во многом зависит от активного сотрудничества государственных антикоррупционных структур с гражданским обществом .

По этому поводу правильно отмечает Д.М. Гаджиев: «Противодействие коррупции — задача федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий .

Методы воздействия гражданского общества на сокращение коррупционных возможностей могут быть различными: организация информационно-просветительских кампаний для населения на тему «Сколько вам стоит коррупция ?»; проведение общественных слушаний на местном уровне по вопросам эффективного использования бюджета; обязательная общественная экспертиза проектов законодательных актов с последующим лоббированием общественных интересов через «своих» депутатов. Значимым является мониторинг общественного мнения и обеспечение «обратной связи», способной продемонстрировать

государственным служащим отношение к коррупции в обществе .

Высоким профилактическим потенциалом обладает антикоррупционный мониторинг правоприменительной сферы, его целью является выявление коррупционных факторов и фактов коррупционного поведения должностных лиц органов власти и управление всех уровней. Мониторинг позволяет выделить: список коррупционных действий государственных и муниципальных служащих; определить наиболее востребованные коррупционные схемы; вывести список «денежных» постов должностных лиц органов государственной власти всех уровней.

Перечень коррупциогенных должностей позволит локализовать и сконцентрировать усилия по противодействию коррупции в отношении должностных лиц, замещающих коррупциогенные должности, в соответствии с механизмом внутреннего контроля и технических средств контроля.

В научной литературе последних лет растет внимание к виктимологическим мерам профилактики коррупции, отчасти это сказывается и на практике по борьбе с коррупцией. В механизме системы противодействия преступности все чаще задействуются институты гражданского общества, а также отдельные индивиды. Однако, своеобразным «тормозом» в данном направлении является «молчаливое согласие» с коррупцией со стороны общества, а процесс формирования психологии неприятия коррупции сталкивается с известными трудностями. Исследователи отмечают, что население в Республике Дагестан терпимо относится к взяточничеству, злоупотреблениям, часто занимает примиренческую, соглашательскую позицию по отношению к коррупционерам и взяточникам всех мастей. Немало людей убежденно сами давали и дают взятки, плодя взяточников-бюрократов .

В этой связи значимую нагрузку в виктимологическом противодействии коррупции может внести внедрение системы антикоррупционного воспитания гражданского населения, которая должна охватывать все социальные институты: школу, вузы, ссузы, предприятия учреждения организации, население в целом. Антикоррупционное воспитание — одно из направлений общей превенции преступлений и представляет собой воспитание человеческих ценностей .

Антикоррупционное воспитание должно стать важной составляющей виктимологической пропаганды среди населения. Формы его осуществления различны. Можно предложить примерный перечень мер, направленных на формирование антикоррупционной мотивации и направленности граждан:

1. Разработать и внедрить в учебные планы высших учебных заведений специальные курсы антикоррупционной направленности, например таких, как: «Антикоррупционное законодательство», «Проблемы юридической ответственности за коррупцию» и др.

2. Систематически информировать гражданское население о реальной практике по борьбе с коррупцией, результатах о рассмотренных уголовных делах по коррупции, иных мерах юридической ответственности за совершение коррупционных действий, о разрушительных последствиях коррупции для профессиональной карьеры конкретных лиц. Такое информирование должно осуществляться при активном участии в нем структур в системе юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, внутренних дел и др.), отвечающих за внутреннюю безопасность.

3. Систематически изготавливать и распространять листовки с призывами антикоррупционной направленности, создавать и распространять на электронных носителях видеоролики о борьбе с коррупцией, изготавливать майки, значки, блокноты с надписями против коррупции и др.

4. Разработать специальный антикоррупционный сайт, где можно получить информацию о действующем законодательстве по борьбе с коррупцией, а практике по борьбе с коррупцией, о возможных коррупционных схемах и др.

Необходимо также подключить к борьбе с коррупцией все институты гражданского общества и каждого гражданина России. Именно от непосредственного участия граждан зависит возможность преодоления коррупции. Чтобы не стать жертвой коррупции, а также взяткодателем, каждый гражданин должен четко знать правила поведения при общении со служащим органа власти и управления, ставить перед собой четкие и реальные задачи, не провоцировать коррупционно-опасную ситуацию и таким образом не способствовать коррупции .

Таким образом, как показывает практика борьбы с коррупцией, даже посредством даже самых строгих законов ее не удается избежать. Противодействие коррупции необходимо начинать внутри служб и ведомств, «с самих себя», а поддержка и целенаправленное стремление со стороны государства, общественности, средств массовой информации, прокуратуры и финансовых органов — это не только их обязанность, но и выполнение государственного долга .

Назрела также необходимость распространить институт отзыва населением в результате утраты доверия не только на главу муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований, но, и на других назначаемых должностных лиц органов местного самоуправления. На практике это означает, что население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Население всегда лучше знает, кто из местных чиновников коррумпирован, особенно в сельских и городских поселениях, а также в малых городах.

В результате реализации предлагаемых автором мер будет в значительной мере подорвана вся система коррупции, и, прежде всего, ее организованная составляющая часть.

Список литературы:

2. Васильев В.И. Борьба с коррупцией и местное самоуправление // Журнал российского права. — 2012. — № 4.

3. Гаджиев Д. М.Коррупция: общероссийские и региональные аспекты / Д. Гаджиев, М. Гаджиев // Власть. — 2011. — № 6.

4. Гаджиева А.А. Некоторые виктимологические аспекты коррупции // Коррупция и борьба с ней: Сб. статей. — М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Денисова Г. Д. Проблема коррупции и способы борьбы с ней в системе государственной службы // Вестник Воронеж-

ского государственного университета. Серия «Право», 2007.

— № 2 (3).

10. Зиядова Д.З. Проблемы терроризма и экстремизма в регионах Российской Федерации в системе с преступлениями и просчетами представителей органов власти: материалы международной научно-практической конференции. — М.: Российская криминологическая ассоциация; // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом. -Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. — С. 17-20.

11. Карасев В. Методы профилактики и противодействия коррупции // Власть. — 2008. — № 8.

13. Коннова П.И. Федеральное законодательство о противодействии коррупции: состояние и направления совершенствования // Бизнес в законе. 2016. № 5. С. 219-223.

14. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества.

— СПб., 2000.

15. Криминология. Курс лекций / Под ред. З.А. Астемирова.

— Махачкала, 2002.

16. Магомедов Б. Судьи по наследству // Черновик. — 201201-13. № 01.

18. Пименов Н.А. Проблемы коррупции в России // Вестник Финансового университета. — 2011. — № 4.

Рецензия

на статью Гаджиевой А.А. «Проблемы профилактики коррупции: криминологический и виктимологический аспекты»

Представленная на рецензирование статья Гаджиевой А.А. «Проблемы профилактики коррупции: криминологический и виктимологический аспекты» посвящена актуальной теме, несмотря на ее разработанность в юридической литературе.

Научный труд вносит определенную лепту в теорию профилактики преступлений коррупционной направленности, имеет практическое значение, обладает определенной научной новизной, теоретической значимостью, соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода научным работам.

Рукопись рекомендуется для публикации в открытой печати.

доктор юридических наук, профессор, зав. лабораторией уголовно-правовых и криминологических исследований Зия-дова Д.З.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».

Оценка оригинальности — 82%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *