Способы обеспечения стабильности конституции

  • автор:

Охране Конституции РФ служит достаточно жесткий порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ, определенный гл. 9 Конституции РФ.

Основным порядком охраны Конституции РФ является судебный. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ). Специальной цели охраны Конституции РФ подчинена вся деятельность Конституционного Суда РФ, защищающего основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивающего верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории РФ (ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»).

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), что отражено в его присяге (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ). На страже прав и свобод человека стоит также Уполномоченный по правам человека в РФ.

Целям охраны Конституции РФ служит запрет на деятельность отдельных общественных объединений, установленный ч. 5 ст. 13 Конституции РФ.

Сама Конституция РФ определяет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), запрещается захват власти (незаконное присвоение властных полномочий – ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

Легально (в Законе РФ «О безопасности») безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными объектами безопасности являются, таким образом, личность, общество и государство.

Субъектами обеспечения безопасности являются прежде всего государство, а также (в меру своих полномочий) граждане, общественные и иные организации и объединения. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человек и гражданина, кроме того, каждый вправе в рамках закона защищать свои права и свободы.

Принципами обеспечения безопасности являются законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства и их взаимная ответственность; интеграция с международными системами безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, внутренних дел и пр.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, в частности, возглавляющий и формирующий Совет Безопасности РФ, вводящий военное и чрезвычайное положение, непосредственно руководящий федеральными «силовыми» ведомствами (напр., Министерством обороны РФ, МВД РФ), обладающий иными полномочиями в указанной сфере.

Введение
Глава 1. Феноменология конституционных циклов
1.1. Феномен цикличности: понятие, виды, динамика
1.2. Метод познания конституционализма: выведение понятий и границы их применения
1.3. Конфликт разума и истории: революционные циклы и их рассмотрение в эволюционистских теориях
1.4. Статика и динамика: теория экономических и политических циклов
Глава 2. Эволюционная модель конституционной цикличности (гибкие и жесткие конституции англосаксонского типа)
2.1. Теория и практика неписаной конституции и ее изменеий
2.2. Жесткая конституция и ее изменение путем судебного толкования (США)
Глава 3. Революционная модель конституционной цикличности и поиск выхода из нее (Франция)
3.1. Режим парламентской ассамблеи: причины неэффективности
3.2. Методы принятия Конституци Пятой республики: конституционный переворот 1958 г.
3.3. Создание голлистской модели смешанной формы правления
3.4. Тенденции развития голлистской системы в сравнительной перспективе
3.5. Изменения Конституции Пятой республики на современном этапе
3.6. Влияние голлистской модели и границы применения
Глава 4. Возможнотси и пределы воздействия на развитие конституционной цикличности извне (Гремания и Япония)
4.1. Принятие и развитие Конституции Японии: соотношение традиции и инновации
4.2. Принятие и развитие Основного закона Германии
4.3. Германия и Япония: общее и особенное в демократическом переходном периоде
Глава 5. Конституционные циклы в Южной Европе и стратегии выхода из них (модели договора и разрыва преемственности)
5.1. Большие периоды исторического конституционализма Испании
5.2. Конституционная модернизация в Южной Европе: модель разрыва (Италия, Греция и Португалия)
5.3. Преемственность и разрыв в конституционном развитии Греции
5.4. Преемственность и разрыв в конституционном развитии Португалии
5.5. Сравнение конституционной модернизации в Греции и Португалии
Глава 6. Конституционные циклы в Центральной и Восточной Европе и стратегии выхода из них (модели договора и разрыва преемственности)
6.1. Общие факторы развития конституционализма Центральной и Восточной Европы
6.2. Конституционнные кризисы в Восточной Европе и способы их разрешения
6.3. Номинальный, реальный и мнимый конституционализм
6.4. Модели переходного периода в Восточной Европе
6.5. Договорный процесс конституционных изменений в ходе «бархатных революций» (Венгрия, Чехословакия, Польша)
6.6. Модель разрыва консенсуса и правовой преемственности (Югославия, Румыния, Албания)
6.7. Конституционный процесс и политические доминанты: цикличность развития в Восточной Европе (Болгария)
6.8. В поисках стабильности: конституция, политический режим и выбор формы правления
Глава 7. От номинального конституционализма к реальному: большие циклы российского конституционализма
7.1. Три конституционных цикла и их особенности
7.2. Механизмы цикличности: конституирующая и конституционная власти
7.3. Централизация и децентрализация политической системы: меняющаяся концепция федерализма
7.4. От разделения властей к их объединению: форма правления и тип политического режима в России
7.5. Конфликт модернизации и ретрадиционализации: стратегии конституционной реформы в современной России
7.6. Третий конституционный цикл и возможности его корректировки
Глава 8. Конституционная цикличность в условиях постколониализма: различие стратегий в Азии
8.1. Выбор стратегии конституционного развития в ситуации постколониализма
8.2. От деколонизации к либеральному конституционализму (Индия)
8.3. От деколонизации к исламскому государству (Пакистан)
8.4. От деколонизации к номинальному конституционализму (Китай)
8.5. От деколонизации к султанизму (Филиппины)
Глава 9. Между теократией и правовым государством: цикличность конституционной модернизации в исламском мире
9.1. Исламский фундаментализм
9.2. Две революции в Иране: конституционная и исламская
9.3. Исламский конституционализм
9.4. Различные направления ислама и стратегии конституционализма
9.5. Создание и поддрежание конституций путемвоенных переворотов в исламском мире (Египет, Алжир, Турция)
9.6. Попытка установления социалистического режима как формула разрешения конституционного вопроса (Египет)
9.7. Принятие концепции исламского государства для предотвращения торжества фундаментализма (Алжир)
9.8. Турецкая модель перехода к демократии: военные перевороты как корректировка конституционного развития
9.9. Конституционная ретрадиционализация в исламском мире
Глава 10. Конституционализм и ретрадиционализация: почему западные модели не реализуются в Африке
10.1. Поиск идентичности: конституции в условиях создания новых государств на Ближнем Востоке (Израиль и Палестина)
10.2. Основание государства без принятия конституции (Израиль)
10.3. Модель конституциооного компромисса в Африке (ЮАР)
10.4. Модель разрыва: государственные перевороты и последующая легитимация в Черной Африке
10.5. Цикличность африкансткого конституционализма: ретрадиционализация и реконституционализация в Африке
10.6. Форма правления и политический режим: почему происходит отказ от разделения властей (Нигерия)
Глава 11. Демократия и авторитаризм: волны конституционной нестабильности в Латинской Америке
11.1. Причины конституционной нестабильности и виды проявления ее в Латинской Америке
11.2. Модели переходных процессов: договор, разрыв, их смешанные варианты и модификации
11.3. Ограниченный консенсус: специфика договорной модели перехода (Бразилия и Аргентина)
11.4. Договорный переход к демократии под эгидой армии (Бразилия)
11.5. Договорный переход к демократии, ограниченный партийным соглашением (Аргентина)
11.6. Модель разрыва, представленная как договор (Колумбия)
11.7. Конституционный переворот: от военного авторитаризма к неустойчивой демократии (Боливия)
11.8. Переворот, последующая легитимация и непоследовательная демократизация (Чили)
11.9. Демократия и авторитаризм: динамика переворотов и восстановления демократии (Мексика, Венесуэла, Карибский бассейн)
11.10. Пути преодоления нестабильности: слабое и сильное президентство
11.11. Метаконституционные полномочия президентства (Мексика)
Глава 12. Конституционная цикличность: типология, структура, механизмы действия
12.1. Типология конституционных циклов
12.2. Структура конституционного цикла: основные фазы, их содержание и динамика
12.3. Механизм конституционого цикла
Заключение
Библиографический список
Алфавитный указатель
«The Theory of Constituonal Cycles» by Andrey Medushevsky

гарантии конституционного строя Украины – это система правовых, институционных и процедурных средств обеспечения социальных ценностей и основополагающих принципов организации украинского общества в государство, исходя из структуры общества, стереотипов поведения согласно верховенству права. Гарантии конституционного строя – это не абстрактное понятие, а состояние конкретной структуры правовой защиты социальных ценностей общества, организованного в государство. В Конституции Украины признаны общечеловеческие ценности, в ней отображается тесная связь между этими базовыми ценностями и правовыми принципами. С другой стороны, ведущим элементом Конституции Украины является признание ряда ценностей украинского общества. Таким образом, такие ценности как основа конституционного строя определяют магистральные направления развития общества и государства в Украине. Гарантии конституционного строя отображают конкретную историческую реальность, структуру общества и эффективность процедур правовой защиты, которые обеспечивают незыблемость конституционных ценностей и норм. В общем гарантии конституционного строя имплицитно заложены в конституционных ценностях и нормах в силу их самодостаточного характера. Самодостаточность гарантий конституционного строя исходят с надпозитивной природы конституционных ценностей, которые определяют его архитектонику, исходя из структуры конкретного общества и социальних паттернов (стереотипов социального поведения). Прямое действие основных прав и свобод як непосредственно действующего права дает правовые средства защиты конституционного строя конкретному гражданину. Таким образом, гарантирование конституционного строя перемещается в плоскость общественных дебатов о содержании правовой политики (в собственном значении, законодательстве), а также доступа индивида к независимому и беспристрастному правосудию. Система гарантий конституционного строя предполагает активного, отвественного индивида, способного использовать средства юридической защиты. Поэтому обеспечение конституционного строя перемещается в плоскость исполнения государством своих негативных и позитивных обязанностей согласно с положениями статьи 3 Конституции Украины, то есть функционирование реально действующего конституционного государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *