Список культурных ценностей

  • автор:

Правила перемещения культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза

Перечень культурных ценностей, подлежащих контролю при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза, определен разделом 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 (далее – Решение).

К такой категории товаров относятся художественные ценности, скульптуры, иконы, антикварное оружие, предметы техники, монеты и т.д.

Перемещение культурных ценностей осуществляется в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, утвержденным Решением (далее – Положение).

Культурные ценности, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС).

Ввоз культурных ценностей

В соответствии с нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г.(далее – Соглашение) культурные ценности, ввозимые физическими лицами, освобождаются от уплаты таможенных платежей вне зависимости от их стоимости и веса.

В данном случае осуществляется их таможенное декларирование в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (далее – ПТД), форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287.

Подача ПТД должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе письма Минкультуры России на бланке с гербовой печатью либо заключения уполномоченных экспертов.

В случае ввоза на таможенную территорию Таможенного союза культурных ценностей не для личного пользования (юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности) их таможенное декларирование должно производиться путем подачи декларации на товары, форма и инструкция по заполнению которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257.

При этом представляются письма Минкультуры России на бланке с гербовой печатью, подтверждающие целевое назначение, и ввозимые культурные ценности освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г.).

Вывоз культурных ценностей

При вывозе культурных ценностей физическими лицами для личного пользования подлежит заполнению ПТД (юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности, – декларация на товары) с представлением разрешительных документов.

В соответствии с Решением вывоз культурных ценностей осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель (в Российской Федерации — Минпромторг России).

Не требуется получение лицензии на вывоз культурных ценностей при наличии разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей (в Российской Федерации – Минкультуры России):

на временный вывоз культурных ценностей для организации выставок, презентаций в третьих странах;

на временный вывоз культурных ценностей для осуществления реставрационных работ и научных исследований в третьих странах;

на временный вывоз культурных ценностей для осуществления гастрольно-концертной деятельности и проведения культурно-зрелищных мероприятий в третьих странах;

на временный вывоз культурных ценностей для использования в судебных процессах в третьих странах;

на вывоз культурных ценностей, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза;

на вывоз культурных ценностей физическими лицами для личного пользования.

Единая форма заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень, утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45.

Временный ввоз культурных ценностей

В соответствии с международной практикой товары, предназначенные для демонстрации на выставках и иных подобных мероприятиях, в том числе культурные ценности, ввозятся в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), при которой иностранные товары используются в течение установленного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331.

Пунктом 4 в данный перечень включены товары, временно ввозимые для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых с целью продажи ввезенных товаров), а также вспомогательные оборудование и материалы, предназначенные для использования при такой демонстрации товаров либо для использования на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях.

В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 263, в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с представлением перечня в отношении товаров, предназначенных для проведения демонстраций на выставках, ярмарках и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 11 перечня категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 375, предельный срок временного ввоза для временно ввозимых культурных ценностей старше 100 лет (товары, являющиеся произведениями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата, а также иные товары, ввоз и вывоз которых регулируется законодательством Таможенного союза или законодательством государств — членов Таможенного союза), в отношении которых предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов составляет 5 лет.

Кроме того, в условиях присоединения Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений в отношении данной категории товаров ввоз на территорию Российской Федерации и обратный вывоз (реэкспорт) с территории Российской Федерации также могут быть осуществлены с применениемкарнета АТА.

При этом в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением карнета АТА таможенные сборы за таможенное оформление товаров, временно ввозимых с применением карнета АТА, не взимаются.

Перечень таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, определен приказом ФТС России от 29 сентября 2015 г. № 1957 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА.

В случае временного ввоза иностранным физическим лицом культурных ценностей для личного пользования в таможенный орган подается ПТД с одновременным представлением документов, подтверждающих отнесение товаров для личного пользования к категории культурных ценностей.

Перемещение антикварного оружия и оружия, имеющего культурную ценность

Антикварное оружие (огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до 1899 года, за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы унитарными патронами центрального боя, а также иное холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года) включено в раздел 2.20 Единого перечня.

В соответствии с пунктом 4 Положения вывоз физическими лицами для личного пользования антикварного оружия осуществляется на основании разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.

Оружие, не отнесенное к антикварному оружию, но имеющее культурную ценность, перемещается через таможенную границу с учетом норм Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему и Положения.

Разрешительная документация, представляемая в таможенный орган одновременно с ПТД при перемещении физическими лицами антикварного оружия и оружия, имеющего культурную ценность

Вывоз с территории Российской Федерации Ввоз на территорию Российской Федерации
Антикварное оружие — заключение (разрешительный документ), выдаваемое Минкультуры России — письмо Минкультуры России на бланке с гербовой печатью
Оружие, имеющее культурную ценность — заключение (разрешительный документ), выдаваемое Минкультуры России; — заключение (разрешительный документ), выдаваемое МВД России — письмо Минкультуры России на бланке с гербовой печатью; — заключение (разрешительный документ), выдаваемое МВД России

ВНИМАНИЕ!

1. В соответствии с подпунктами 4.3 и 4.5 пункта 4 приложения 3 к Соглашению ввоз на территорию Таможенного союза и вывоз с территории Таможенного союза в международных почтовых отправлениях культурных ценностей запрещены.

2. Компетенция таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении товаров, предназначенных для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях, а также культурных ценностей, установлена приказом ФТС России от 15 июля 2015 г. № 1417 (компетенция таможенных органов, расположенных в иных регионах Российской Федерации, по совершению таможенных операций в отношении таких товаров не ограничена).

Выдачу заключений (разрешительных документов), писем Минкультуры России на бланке с гербовой печатью об отнесении ввозимых товаров к категории культурных ценностей осуществляет Минкультуры России (отдел государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей – Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, Москва, 109074), а также уполномоченные Минкультуры России эксперты.

Контактная информация размещена на официальном сайте Минкультуры России.

Культурные ценности, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

В случае ввоза на таможенную территорию Таможенного союза указанных товаров физическими лицами для личного пользования таможенное декларирование производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287.

В случае ввоза на таможенную территорию Таможенного союза культурных ценностей не для личного пользования таможенное декларирование должно производится путем подачи декларации на товары, форма и инструкция, по заполнению которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений:

1. При ввозе — документа, подтверждающего, что ввозимые предметы относятся к категории культурных ценностей, выдаваемых государственным органом государства — члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за перемещением культурных ценностей:

юридические лица — представляются письма Минкультуры России, подтверждающие целевое назначение, ввозимые культурные ценности освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, налог на добавленную стоимость уплачивается (Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г.);

физические лица — представляются письма Минкультуры России на бланке с гербовой печатью либо заключения уполномоченных экспертов, ввозимые культурные ценности освобождаются от уплаты таможенных платежей (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г.).

2. При вывозе — в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» вывоз культурных ценностей осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства — члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель (Минпромторг России).

Не требуется получение лицензии на вывоз культурных ценностей наличии разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства — члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей (Минкультуры России):

на временный вывоз культурных ценностей для организации выставок, презентаций в третьих странах;

на временный вывоз культурных ценностей для осуществления реставрационных работ и научных исследований в третьих странах;

на временный вывоз культурных ценностей для осуществления гастрольно-концертной деятельности и проведения культурно-зрелищных мероприятий в третьих странах;

на временный вывоз культурных ценностей для использования в судебных процессах в третьих странах;

на вывоз культурных ценностей, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза;

на вывоз культурных ценностей физическими лицами для личного пользования.

Единая форма заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45.

Таможенное оформление икон

Главная \ Импорт и таможенное оформление икон

Таможенное оформление икон – совокупность обязательных организационных процессов для грузов. Необходимость оформления на таможенном пункте ограждает потенциальных получателей от покупки незаконных, опасных и не надлежащего качества товаров.

Таможенная очистка икон – это характерная процедура. После того, как товар прибыл на таможню, начинается стандартизированный процесс, содержащий:

  • Определение кодов ТН ВЭД
  • Сбор информации для декларирования
  • Составление заявки на получение декларации
  • Расчет и оплата всех платежей
  • Установка общей стоимости продукции
  • Преодоление контроля и получение разрешения на выпуск

Компания Стандарт Лайн работает во всех направлениях ВЭД. Огромный опыт дает право нашим специалистам оказывать любые услуги по таможенному оформлению по законодательным нормам, в том числе и оформлению икон, а также заниматься перевозкой икон.

Мы оказываем юридическую поддержку на всех ступенях таможенного контроля и действуем в интересах клиента. Работа наших сотрудников нацелена на оказание услуг по таможенной очистке икон, но только тогда, когда требования клиента не противоречат законам.

Мы работаем со всеми участниками ВЭД и помогаем им пересечь таможенную границу без потерь. Взаимодействие производится по заранее оформленному договору.

Икона — живописное изображение Бога или святого (святых), являющееся предметом религиозного поклонения.

Растаможка икон

Растаможка икон совершается в несколько последовательных ступеней, грамотное их выполнение дает гарантию на оперативное преодоление контроля на таможне:

  • Принятие заявления участника ВЭД
  • Оформление запроса
  • Сбор документации
  • Подсчет сроков процедуры
  • Выбор схемы работы
  • Уплата всех необходимых платежей
  • Лицензирование
  • Досмотр груза
  • При необходимости представление доп.данных
  • Получение разрешения на выпуск товара
  • Выпуск груза

Комплекс услуг по растаможке икон содержит транспортные, страховые и складские опции при желании. Участник ВЭД на время, пока идет очистка товара, помещает его на специальную площадку для хранения груза. При специфических характеристиках груза там создаются необходимые условия. После окончания всех процедур квалифицированными операторами создается оптимальный маршрут до финальной точки.

Растаможка икон производится в соответствии с нормами, регулирующими оформление товаров особой ценности. Деятельность компании Стандарт Лайн осуществляется на основе существующих правил.

Особенности таможенного оформления икон

Иконы, печатные изделия и другая различная продукция культурной ценности проходят процесс оформления на общих стандартных основаниях. Корректную растаможку товаров отслеживает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Участник ВЭД должен произвести оформление товаров в соответствии с законодательными нормами, предъявив полный список нужных документов:

  • Гарантийное письмо
  • Заключение от Министерства Культуры Российской Федерации
  • Страховой договор
  • Контракт на экспорт
  • В некоторых случаях доверенности

После того, как груз и декларант прибыли на пункт таможенного контроля, необходимо сообщить об этом работникам и отправить информацию на декларирование. Уплата НДС, таможенных сборов и пошлин не нужна. Это правило действует тогда, когда товар, отправленный на экспорт/импорт, возвращен на свою родину в течение года (ст.27 ФЗ РФ№4804-1 от 15 апреля 1993 года).

Нужно знать! ФЛ (собственник) имеет право вывезти икону за границу навсегда. Но это возможно только тогда, когда икона не является частью культурного наследия РФ.

Компания Стандарт Лайн может решить все задачи касаемо таможенного оформления икон. Большой опыт работы с предметами культурного духовного наследия дает право исключить непредсказуемые и проблемные происшествия на таможенной границе. Все действия осуществляют лицензированные высококвалифицированные профессионалы.

Очистка груза происходит по стандартизированной схеме на общих основаниях. Другую необходимую Вам информацию Вы можете узнать по телефону +7(495)788-80-56.

Международная перевозка и доставка икон

Международная транспортировка икон совершается в соответствии с нормами импорта и экспорта объектов духовного культурного наследия. Для перевозки предметов возрастом более 50 лет, необходимо специальное разрешение. Получить его необходимо у МК РФ.

Международная транспортировка икон за границу сопрягается оформлением экспертного заключения. Главная задача данного документа – доказательство отношения товара к объектам исторической культурной ценности. Временный экспорт предметов такого типа производится для реставрации, показа на выставках, культурных вечеров и мероприятий.

Компания Стандарт Лайн осуществляет перевозку икон согласно требованиям по транспортировке объектов духовной культуры. Мы создаем индивидуальные оптимальные маршруты и гарантируем целостность товара. Комплекс услуг по транспортировке икон:

  • Оперативное оформление
  • Подготовка пакета документации
  • Аккуратная упаковка
  • Маркировка
  • Транспортировка в соответствии с нормами
  • Персональные логистические схемы

Мы даем гарантию на сохранение первозданного вида груза, чему способствует использование специализированных и оборудованных ТС, включая:

  • Автомобильный
  • Воздушный
  • Морской
  • Ж/д
  • Мультимодальный

Сертификация икон

Сертификация икон не осуществляется. Для вывоза/ввоза объектов духовного наследия участник ВЭД обязан получить экспертное заключение. На таможню документ предоставляется в письменном виде, формируется на основе всестороннего анализа. В экспертном заключении отмечаются такие факторы, как подлинность, техника производства, авторство, место и дата создания и тому подобное.

Сертификация икон не осуществляется потому, что данная категория не подлежит категории товаров, для которых необходима обязательная либо добровольная сертификация.

На таможенном посту объекты духовной ценности могут подвергаться дополнительному досмотру. При этом сертификаты безопасности, качества и другие подобные документы не нужны. Таможенникам требуется экспертное заключение о ценности товара.

Сроки и стоимость таможенного оформления икон

Оформление икон производится в соответствии с законодательными нормами и правилами. По стандарту срок таможенного оформления продукции – 1 день. Задержки возможны, но только при нехватке каких-либо требуемых данных. Таможенный брокер Стандарт Лайн производит таможенное оформление икон и других объектов духовной и культурной ценности в минимальные сроки. Стоимость таможенной очистки икон рассчитывается индивидуально для каждого клиента.

Для получения информации и расчета стоимости звоните нашим специалистам по номеру телефона +7(495)788-80-56.

Образцы платежных документов можно .

Если у вас есть вопросы по услугам, по оплате или любые другие, пожалуйста, свяжитесь с нашими специалистами
по телефону в Москве: 8 (495) 788-80-56 (многоканальный)

Если у вас есть вопросы по услугам, по оплате или любые другие, пожалуйста, свяжитесь с нашими специалистами
по телефону в Москве:
8 (495) 788-80-56
Многоканальный телефон:

Приложение N 1. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации

Приложение N 1
к приказу Федеральной службы по
надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия
от 14 марта 2008 г. N 117

Перечень
культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации

1. Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и библиотечных фондов Российской Федерации*(1).

2. Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:

2.1. мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства;

2.2. предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, созданные более 50 лет назад;

2.3. предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад;

2.4. предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

3. Художественные ценности*(2):

3.1. произведения живописи, скульптуры;

3.2. произведения графики и оригинальные графические печатные формы;

3.3. авторские дизайнерские проекты, инсталляции, художественные композиции и монтажи;

3.4. предметы отправления религиозных культов различных конфессий;

3.5. предметы декоративно-прикладного искусства, в т.ч. художественно оформленное оружие;

4. Составные части и фрагменты архитектурных, исторических памятников и памятников монументального искусства;

5. Печатные издания, созданные более 100 лет назад.

6. Рукописи, документальные памятники, архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы, созданные более 50 лет назад.

7. Уникальные и редкие музыкальные инструменты.*(3)

8. Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные более 100 лет назад.*(4)

9. Монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, созданные более 50 лет назад.

10. Старинные ордена и медали*(5), а также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати, созданные более 50 лет назад.

11. Редкие образцы и коллекции флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких областей науки, как анатомия, палеонтология и минералогия.

_____________________________

*(1) За исключением копий, отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов Российской Федерации, государственных музеях и библиотеках ведения Минкультуры России, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН.

*(2) За исключением созданных менее 50 лет назад живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящиеся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

*(3) За исключением музыкальных инструментов фабричного (мануфактурного) и массового изготовления, в том числе народных музыкальных инструментов, не находящихся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

На струнные смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и смычки, может оформляться паспорт.

В паспорте на струнные смычковые музыкальные инструменты не являющиеся уникальными и редкими, Россвязьохранкультурой или ее территориальными управлениями производится следующая запись:

«Россвязьохранкультура (или ее территориальное управление) подтверждает, что данный музыкальный инструмент/смычок не подпадает под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и может вывозиться без оформления свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации».

Данная запись заверяется подписью должностного лица и печатью Россвязьохранкультуры либо ее территориального управления.

*(4) 3а исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания.

*(5) За исключением личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения, вывозимых самим награжденным.

ОСОБЕННОСТИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Исследование гражданско-правового режима культурных ценностей предполагает рассмотрение не только проблем регулирования отношений собственности на культурные ценности, но и отношений, возникающих в сфере гражданского оборота культурных ценностей. Особой правовой формой, адекватной товарно-денежным отношениям гражданского оборота, выступает гражданско-правовое обязательство. В научной литературе выделяются категории, типы, группы, виды и подвиды обязательств.

Анализ действующего законодательства в исследуемой сфере и практики его применения показывает, что большинство обязательств, опосредующих участие культурных ценностей в гражданском обороте, составляют обязательства по передаче культурных ценностей в собственность и в пользование, на рассмотрении которых мы и остановимся подробнее.

Удельный вес обязательств иного характера (по производству работ, оказанию услуг, перевозке и т.д.) сравнительно мал, указанные обязательства не имеют применительно к культурным ценностям особой специфики в правовом отношении. В этой связи полагаем целесообразным в настоящем параграфе рассмотреть некоторые особенности наиболее распространенного.

Как отмечалось выше, выделяется позиция тех ученых, которые понимают под обязательством относительное правоотношение, опосредующее товарное перемещение материальных благ, в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действия по предоставлению ему определенных материальных благ, обязательства по передаче культурных ценностей в собственность — купли- продажи культурных ценностей. В целом, к договорам купли-продажи культурных ценностей применяются общие положения параграфа 1 главы 30 ГК РФ. В то же время п.3 ст. 454 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных ГК РФ или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами. Культурные ценности действительно являются «товаром отдельного вида», обладающим не только экономической стоимостью, но и большой социальной значимостью. Указанным обстоятельством обусловлена специфика некоторых элементов рассматриваемых нами договоров. Так, большой интерес представляет вопрос об оформлении сделок по купле — продаже культурных ценностей. ГК РФ не содержит специальных правил о форме и государственной регистрации сделки в отношении движимых культурных ценностей. Однако изучение специального законодательства о культурных ценностях позволяет сделать вывод о том, что в отношении оформления сделок с движимыми культурными ценностями установлены особые правила. Так, согласно ст. 45 Закона о вывозе сделки в отношении культурных ценностей, подпадающих под действие Закона (а это практически все движимые культурные ценности), должны заключаться в письменной форме. Сделки, совершенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными.

Таким образом, для указанного вида сделок письменная форма имеет конститутивное значение (п.2 ст.162ГК РФ). По нашему мнению, указанное правило лишено смысла: оно не решает проблему учета движимых культурных ценностей, так как информация о совершении указанных сделок не будет поступать в компетентные государственные органы. Кроме того, остается неясным, почему указанная норма помещена в специальный нормативно-правовой акт, касающийся исключительно вопросов вывоза и ввоза культурных ценностей, а не в общий нормативно-правовой акт,147 посвященный регулированию рассматриваемых отношений, например, в Основы законодательства о культуре? Резюмируя, получается вывод о том, что норма ст.45 Закона о вывозе, устанавливающая правило об обязательности письменной формы сделки в отношении движимых культурных ценностей под страхом ее недействительности, подлежит исключению из названного специального Закона.

Российское законодательство не предусматривает правила об обязательном нотариальном удостоверении сделок с движимыми культурными ценностями. В соответствии с п.2. ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение может быть предусмотрено соглашением сторон. Вероятно, именно на эти редкие случаи и была рассчитана указанная статья. В отношении движимых культурных ценностей, зарегистрированных в государственной или негосударственной части музейного фонда РФ, действуют нормы Закона о музейном фонде, предусматривающие обязательную регистрацию сделок с музейными предметами и коллекциями в Государственном каталоге музейного фонда РФ. Каталог представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенной в состав музейного фонда РФ. В электронной базе данных Каталога выделяются две части: реестр сделок (в нем регистрируются: купля-продажа, дарение, мена, передача во временное или бессрочное владение, или пользование, наследование культурных ценностей) и информация о хищениях и утрате музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда.

Приведенные нормы Закона соответствуют общим положениям ГК РФ о государственной регистрации сделок: п.2 ст. 164 ГК РФ устанавливает, что законом может быть установлена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов. Вопрос о государственной регистрации сделок с движимыми культурными ценностями напрямую связан с вопросом учета указанных объектов. Выше неоднократно указывалось на то, что проблема учета движимых культурных ценностей в нашей стране до сих пор не решена. Думается, что законодатель может выбрать один из двух путей решения указанной проблемы. Первый путь — либерализация оборота движимых культурных ценностей. В этом случае постановка движимых культурных ценностей на учет — право, но не обязанность частных лиц. Формулировки Закона о музейном фонде, казалось бы, дают все основания полагать, что российский законодатель избрал именно эту модель.

Однако для успешного функционирования данной модели необходимо «намерение государства» использовать данный вид учета не только в качестве очередного механизма осуществления мер финансового контроля, но как реальный способ получения информации о составе и состоянии объектов культурного наследия страны. Для этого государству следует стимулировать собственников движимых культурных ценностей к постановке принадлежащих им предметов на государственный учет. В ст. 24 Закона о музейном фонде предусмотрено, что уполномоченные государственные и муниципальные органы могут (но не должны — прим. М.А.) оказывать поддержку негосударственной части музейного фонда, в том числе, предоставлять государственные реставрационные учреждения для проведения реставрации указанных культурных ценностей; обеспечивать передачу, в случае необходимости, данных предметов на хранение в государственные хранилища.

Однако на практике указанные меры не выполняются, а коллекционеры по-прежнему опасаются афишировать состав своих коллекций. Кроме того, выбор законодателем либеральной модели учета движимых культурных ценностей в Законе о музейном фонде проведен непоследовательно. Например, как отмечалось выше, согласно ст. 12 названного Закона для совершения сделки с музейными предметами, включенными в негосударственную часть музейного фонда, необходимо получить специальное разрешение уполномоченного государственного органа. Кроме того, в силе остались нормы, предусматривающие обязанность постановки культурных ценностей на учет. Нельзя не отметить и тот факт, что описанное выше катастрофическое положение дел с оборотом объектов археологического наследия, а также масштабы развития теневого антикварного рынка в современной России позволяют говорить о том, что наша страна не готова к существенной либерализации гражданского оборота движимых культурных ценностей.

Второй вариант — модель «контролируемого оборота». Государство объективно не может и не должно ставить своей целью тотальный контроль над всеми заключаемыми в отношении движимых культурных ценностей сделками. В то же время, как отмечалось выше, число движимых культурных ценностей, зарегистрированных в негосударственной части музейного Фонда РФ, по перечисленным выше причинам ничтожно мало. В связи с этим представляется разумным расширить круг движимых культурных ценностей, в отношении которых должно быть установлено правило об обязательной специальной регистрации сделок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *