Списание кредиторской задолженности бюджетный учет проводки

  • автор:

Ирина НЕСТРУГИНА, начальник КРО в г. Харькове

ПОНЯТИЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Кредиторская задолженность — задолженность организации, учреждения перед другими физическимии юридическими лицами: за материальные ценности, выполненные работы и полученные услуги; по суммам авансов, полученных от других лиц в счет последующих поставок продукции, выполнения работ (услуг); по всем видам платежей в бюджет, включая налоги с работников; задолженность по оплате труда, включая депонированную заработную плату; задолженность по внутриведомственным расчетам; другая задолженность по текущим обязательствам.

Причиной возникновения кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях и организациях в основном является недостаточное финансирование расходов учреждения, произведенных в пределах утвержденных показателей сметы.

Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 51 БКУ распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.

Это же ежегодно устанавливает и закон о Государственном бюджете Украины. Так, в 2009 году ст. 61 Закона № 835 определено, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют соответствующие расходы по общему фонду бюджета только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет в органах Госказначейства Украины, и в случае их соответствия бюджетным паспортам. По специальному фонду распорядители бюджетных средств берут обязательства исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений в него.

Бюджетное обязательство — это любые осуществленные в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или другие аналогичные операции в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

Все другие обязательства, т. е. взятые сверх сметных назначений, являются небюджетными.

Согласно Порядку № 136 небюджетное обязательство — любое обязательство по средствам государственного и/или местных бюджетов, взятое распорядителями или получателями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением полномочий, установленных БКУ, законом о Государственном бюджете Украины и решением о местном бюджете на соответствующий год.

Взятие небюджетных обязательств и покрытие кредиторской небюджетной задолженности за счет бюджетных средств недопустимо. Это является бюджетным правонарушением, имеет последствием приостановление бюджетных ассигнований*и влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 16412 КУоАП — наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 70 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 до 1190 грн.), а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — от 70 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1190 до 1700 грн.).

* Порядок приостановления бюджетных ассигнований утвержден приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319.

Согласно п. 46 Порядка № 228 объем бюджетных обязательств, взятых учреждением в течение года, должен обеспечить снижение уровня задолженности по бюджетным обязательствам прошлых периодов и недопущение возникновения задолженности по бюджетным обязательствам в текущем году.

Ежегодно законом о Государственном бюджете уделяется особое внимание вопросам защищенных статей расходов и возникновению задолженности по ним.

2009 год не является исключением. В соответствии со ст. 44 Закона № 835 местные органы власти при утверждении соответствующих бюджетов должны обеспечить в полном объеме потребность в ассигнованиях на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными действующим законодательством условиями оплаты труда и размером минимальной заработной платы, проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, не допуская никакой просроченной задолженности по указанным расходам.

Обратим внимание на меры, касающиеся избежания кредиторской задолженности по заработной плате.

В соответствии с письмом Государственного казначейства Украины от 18.04.2007 г. № 3.4-10/1005-4724 для избежания расхождения между зарегистрированными финансовыми обязательствами и кредиторской задолженностью по состоянию на 1-е число отчетного периода Госказначейство предлагает:

— разработать график документооборота**;

** См. статью «График документооборота»//»Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 35, с. 14.

— если срок выплаты заработной платы установлен с 1-го по 5-е число месяца, то табель учета использования рабочего времени составлять до 25-го числа отчетного месяца, а начисление заработной платы и регистрацию финансовых обязательств осуществлять до конца месяца, за который начисляется заработная плата.

Кроме того, учитывая то, что организация оплаты труда осуществляется на основании коллективных договоров, с целью недопущения возникновения кредиторской задолженности по заработной плате Госказначейство рекомендовало распорядителям бюджетных средств пересмотреть условия коллективных договоров по установлению сроков получения заработной платы за вторую половину месяца до 1-го числа следующего месяца.

В соответствии со ст. 26 Закона № 835 распорядителям средств государственного и местных бюджетов необходимо обеспечить заключение соглашений по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления с учетом уменьшения объемов потребления энергоносителей не менее чем на 20 %. Распорядителям бюджетных средств при выполнении бюджета необходимо обеспечить в полном объеме проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, не допуская никакой просроченной задолженности по оплате указанных выше товаров и услуг.

При этом согласно разъяснениям Государственного казначейства, предоставленным в письме от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380*, просроченной кредиторской задолженностью считается задолженность, возникающая на 30-й день по истечении срока обязательного платежа в соответствии с заключенными договорами, или если дата платежа не определена после получения подтверждающих документов за полученные товары, выполненные работы, предоставленные услуги.

* Это письмо опубликовано на с. 4 этого номера.

При наличии у распорядителей бюджетных средств просроченной кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг и энергоносителей Государственное казначейство Украины осуществляет платежи общего фонда по расходам, кроме защищенных статей расходов, предусмотренных ст. 27 Закона № 835, только после погашения такой задолженности.

Распорядители бюджетных средств должны принимать меры по своевременному получению первичных документов, оговаривая в договорах, соглашениях сроки предоставления поставщиками товаров, работ или услуг первичных документов (платежных требований, накладных, товарно-транспортных накладных и счетов к ним, счетов-фактур и т. п.), которые подтверждают возникновение финансового обязательства. Это позволит своевременно обеспечивать распорядителей бюджетных средств ассигнованиями на проведение расходов и позволит уменьшить кредиторскую задолженность.

КАЗНАЧЕЙСКИЙ УЧЕТ

Учет обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств осуществляется органами Государственного казначейства Украины в соответствии с Порядком № 136.

Порядок взятия на казначейский учет небюджетных обязательств Порядком № 136 не определен. Однако следует обратить внимание на письмо Государственного казначейства Украины от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380. В этом письме четко указано, что органы Госказначейства должны регистрировать и учитывать в бухгалтерском учете исполнения бюджетов все обязательства распорядителей бюджетных средств, не учитывая рамок плановых назначений.

При этом напомним, что в соответствии с п. 19 Порядка № 228 за возникновение небюджетной задолженности по специальному фонду сметы несут ответственность непосредственно распорядители бюджетных средств.

Ответственность за управление бюджетными ассигнованиями и осуществление контроля за выполнением процедур и требований, установленных БКУ, также возложена на распорядителей бюджетных средств (ст. 51 БКУ).

Таким образом, органы Госказначейства должны регистрировать любые обязательства, а отвечать за бюджетные правонарушения в части взятия обязательств сверх сметных назначений будут распорядители бюджетных средств.

В п. 2.11 Порядка № 136 определен перечень случаев, когда органы Государственного казначейства Украины не регистрируют обязательства, а именно при:

— отсутствии документов, подтверждающих факт взятия обязательства;

— несоответствии направлений расходования бюджетных средств обязательству;

— неподаче или подаче неполного пакета подтверждающих документов по проведению процедур закупки товаров, работ и услуг за государственные средства;

— несоблюдении распорядителями бюджетных средств бюджетных полномочий и ограничений, вводимых законодательными и другими нормативно-правовыми актами;

— несоблюдении требований по оформлению поданных документов.

Согласно письму Государственного казначейства Украины от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380 сумма зарегистрированных непроплаченных финансовых обязательств распорядителя бюджетных средств должна соответствовать сумме кредиторской задолженности и сумме предварительной оплаты, отраженным в отчетах о бюджетной задолженности (форма № 7д, № 7м), установленных Порядками составления месячной, квартальной и годовой финансовой отчетности учреждениями и организациями, получающими средства государственного или местных бюджетов на соответствующий год. В конце года сумма финансовых обязательств должна соответствовать сумме кредиторской задолженности, а финансовых обязательств по предварительной оплате и авансовым платежам не должно быть.

УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ

В связи с тяжелой финансовой ситуацией в этом году у бюджетников может появиться желание скрыть кредиторскую задолженность.

Например, учреждение имеет финансирование меньше, чем необходимо за фактически употребленную электроэнергию, и в учете показывает кредиторскую задолженность только на сумму финансирования или не отражает задолженность вообще. Или учреждение получило товарно-материальные ценности, а средств на их оплату на момент получения ТМЦ не имеет и откладывает накладную «до лучших времен», не отразив при этом кредиторскую задолженность в учете. В таких случаях возникает скрытая кредиторская задолженность.

Не советуем вам этого делать, поскольку это является ведением бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка, которое влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 1642 КУоАП — наложение штрафа от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.). Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 1642 КУоАП, влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.).

Объясним, почему это является нарушением порядка ведения бухгалтерского учета.

Законом № 996 предусмотрено, что все хозяйственные операции должны быть отражены в учете в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены,на основании первичных документов. При этом первичные документы должны быть оформлены в установленном порядке и в дальнейшем найти свое отражение в регистрах бухгалтерского учета учреждения, последний день регистрации в которых приходится на последний день отчетного периода*.

* Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 32, с. 8).

Таким образом, вся кредиторская задолженность должна быть отражена в учете учреждения.

В письме Государственного казначейства Украины от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380 определено, что распорядитель бюджетных средств должен отражать в бухгалтерском учете хозяйственные операции по использованию тепло-, водо-, энергоснабжения и услуг связи в том отчетном периоде, в котором были получены соответствующие первичные документы, подтверждающие фактическое осуществление таких операций. В данном случае идет речь о счетах, предоставленных организациями-поставщиками коммунальных услуг и энергоносителей.

Органы контрольно-ревизионной службы скрытую кредиторскую задолженность могут выявить путем проведения встречных сверок у организаций-поставщиков.

Напомним, что в соответствии с п. 12 ст. 10 Закона № 2939 органы государственной контрольно-ревизионной службы имеют право проводить у субъектов хозяйствования, имевших правовые отношения с подконтрольным учреждением, встречные сверки с целью документального подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете подконтрольного учреждения.

Например, в учреждении здравоохранения, где проводилась ревизия финансово-хозяйственной деятельности, установлен большой оборот медицинских препаратов. В ходе ревизии была проведена встречная сверка у организации-поставщика медикаментов, по результатам которой установлено, что оплата по накладной от 12.12.2008 г. № 321/1, по которой учреждение получило медикаменты на сумму 3200 грн., не производилась. При этом по результатам инвентаризации установлены остатки медицинских препаратов. По бухгалтерскому учету медицинские препараты не были оприходованы своевременно, следовательно, кредиторская задолженность перед организацией-поставщиком медикаментов не отражена. Таким образом, специалистами контрольно-ревизионной службы было установлено занижение в учете кредиторской задолженности на сумму 3200 грн.

Другой пример. При проведении инвентаризации в учреждении образования было установлено лишнее количество учебников. Как свидетельствуют результаты встречной сверки в учреждении поставщика учебников ООО «Школьная книга», по данным накладной от 01.02.2009 г. № 12, в учреждение образования были отправлены учебники на сумму 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). Документальной ревизией в учреждении образования установлено, что, по данным бухгалтерского учета, поступление этих учебников не отражено и оплата от учреждения образования в ООО «Школьная книга» за полученные учебники не перечислена. Кредиторская задолженность перед ООО «Школьная книга» по данным бухгалтерского учета отсутствует. Таким образом специалистами контрольно-ревизионной службы были установлены остатки товарно-материальных ценностей на сумму 1500 грн. и занижение в учете кредиторской задолженности на сумму 1800 грн.

Для учета расчетов с поставщиками за полученные товары, работы и услуги, оплата за которые будет перечислена позже, используется субсчет 675 «Расчеты с другими кредиторами».

Аналитический учет расчетов по субсчету 675 «Расчеты с другими кредиторами» ведется в мемориальном ордере № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с другими кредиторами» (Форма № 409 (бюджет)).

Записи в мемориальном ордере № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с другими кредиторами» осуществляются отдельно по каждому кредитору и в разрезе кодов экономической классификации расходов позиционным методом по каждой операции, подтвержденной документом (платежным поручением, счетом-фактурой и т. п.).

Операции по расчетам с кредиторами, осуществляемые за счет средств специального фонда, ведутся в отдельном ордере по этой форме.

Полученные материальные ценности и услуги, за которые учреждение рассчитается в будущем, или зачисленные денежные средства за материальные ценности и услуги, которые будут отгружены и предоставлены учреждением в будущем, сопровождаются записями в кредит субсчета 675 «Расчеты с другими кредиторами» и дебет корреспондентских субсчетов по графам 2, 5, 8 — 12 в строке соответствующего кредитора.

В графе «Остаток на конец месяца по субсчету 675» рассчитывается общий остаток и отдельно по каждому кредитору в разрезе кодов экономической классификации расходов.

В соответствии с письмом Государственного казначейства Украины от 23.01.2009 г. № 15-04/170-1063 распорядители бюджетных средств ежемесячно составляют и подают в органы Государственного казначейства Украины следующие формы финансовой отчетности:

— «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» (форма № 7д, № 7м);

— «Отчет о задолженности по отдельным программам» (форма № 7д.1, № 7м.1).

В указанных формах финансовой отчетности приводятся суммы дебиторской и кредиторской задолженности, сложившиеся в учреждении на начало года и на отчетную дату.

Согласно п. 1.5 Инструкции № 90 учреждения обязаны проводить инвентаризацию расчетов:

— с дебиторами и кредиторами — не менее двух раз в год;

— в порядке плановых платежей и с депонентами — не менее одного раза в месяц;

— платежей в бюджет — не менее одного раза в квартал.

Это позволяет осуществлять своевременный контроль за сроками возникновения задолженности, ее состоянием, течением срока исковой давности и выявлять задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Напомним, что согласно ст. 257 ГКУ общая исковая давность установлена продолжительностью в три года. Таким образом, в течение трех лет кредитор может и должен совершить действия для взыскания задолженности — вести претензионно-исковую работу.

Контролировать сроки возникновения и ход задолженности обязан работник бухгалтерии, на которого возложены обязанности по учету расчетов, главный бухгалтер или его заместитель.

Учреждения и организации, содержащиеся за счет средств государственного и местных бюджетов, должны проводить списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, в соответствии с Порядком № 73.

В бухгалтерском учете списание сумм кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, отражается следующим образом:

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

Списаны суммы кредиторской задолженности:

— по средствам общего фонда бюджета

— по средствам специального фонда бюджета

Более детальному рассмотрению вопросов списания просроченной кредиторской задолженности посвящена статья «Списываем просроченную задолженность» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 24, с. 20).

Следует отметить, что Государственное казначейство Украины в письме от 04.06.2008 г. № 15-06/1372-8937 отмечает, что возникновение просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений в основном связано с несовершенством планирования ими объема расходов на обеспечение своей деятельности, несовершенством управления бюджетными ресурсами, а также с несоблюдением бюджетными учреждениями финансовой дисциплины при взятии обязательств и проведении платежей. Поэтому все участники бюджетного процесса должны неуклонно соблюдать требования БКУ и других законодательно-нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения в Украине, в том числе по взятию обязательств распорядителями бюджетных средств.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 835 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI.

Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 2939 — Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Порядок № 136 — Порядок учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136.

Порядок № 73 — Порядок списания кредиторской задолженности бюджетных учреждений, срок исковой давности которой истек, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 08.05.2001 г. № 73.

Инструкция № 90 — Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90.

Время от времени бывают ситуации, когда не нужно погашать кредиторскую задолженность. В связи с этим рассмотрим их, а заодно и порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете списания кредиторки

Бухгалтерский учет

Признание и оценка кредиторской задолженности

Кредиторская задолженность — не что иное, как обязательства предприятия перед другими юридическими и физическими лицами. Так, согласно п. 3 НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», обязательство — это задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, повлечет за собой уменьшение ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды.

В то же время в п. 5 П(С)БУ 11 «Обязательства» прописаны 2 условия признания обязательств:

  • достоверность оценки;
  • уменьшение экономических выгод как следствие их погашения.

Так, достоверность оценки предусматривает, что за исключением очень редких случаев, субъект хозяйствования способен определить диапазон возможных результатов, и таким образом осуществить приблизительную оценку обязательства.

В соответствии с п. 6 П(С)БУ 11, по сроку погашения обязательства разделяют на: долгосрочные (ожидаемый срок погашения превышает 12 месяцев или операционный цикл) и текущие (ожидаемый срок погашения не превышает операционный цикл или 12 месяцев).

Текущие обязательства отражаются в балансе по сумме погашения. В частности, сумма погашения — это недисконтированная сумма денежных средств или их эквивалентов, которая, как ожидается, будет уплачена для погашения обязательства в процессе обычной деятельности предприятия (п.п. 4, 12 П(С)БУ 11).

Что касается долгосрочных обязательств, то их следует оценивать по текущей стоимости. Текущая стоимость — это дисконтированная сумма будущих платежей (за вычетом суммы ожидаемого возмещения), которая, как ожидается, потребуется для погашения обязательства в процессе обычной деятельности предприятия (п.п. 4, 10 П(С)БУ 11).

Для учета долгосрочных (нетекущих) обязательств Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. № 291 (далее — Инструкция № 291), предназначены счета 5 класса «Долгосрочные обязательства», а для текущих — 6 класса «Текущие обязательства».

На практике чаще всего сталкиваются со списанием кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками по отгруженным товарам, предоставленным услугам, выполненным работам или полученной предварительной (авансовой) оплате — счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 68 «Расчеты по прочим операциям».

Когда можно списать кредиторскую задолженность

Организации работают, постоянно сотрудничая друг с другом. Поставляя, покупая необходимые товары, материалы, детали и др., они осуществляют свою деятельность. При этом, периодически предприятия функционируют, используя заемные средства. Образовавшаяся кредиторская задолженность должна быть погашена в течение определенного времени, либо по возможности — раньше. Договором между хозяйствующими субъектами устанавливается срок погашения. Когда длительное время не выполняются обязательства перед кредитором, тогда долг становится просроченным.

Причины появление кредиторской задолженности:

  • Когда компания не расплатилась с задолженностью — не возвратила кредитный займ банку, или учредитель не получил средства. Он при этом одалживал на конкретный срок.
  • Фирма не выполнила свои обязательства после получения предоплаты. Например, средства были переведены покупателем, а предприятие не отправило вовремя товары.

Согласно Положению по бухучету, налоговой документации, кредиторская задолженность списывается в следующих случаях и в установленные сроки:

  • Кредитор «прощает» должника и не требует возвращения долга. Получение от него документа, уведомляющего об этом, дает возможность провести списание.
  • По истечении обычно 3-х лет после возникновения обязательства, оно считается просроченным.
  • Кредитор признается недействующим субъектом — его организацию исключают из ЕГРЮЛ. Дата исключения компании из реестра считается сроком погашения.
  • Предприятие кредитора перестает существовать. Соответствующая запись о его ликвидации в реестре юридических лиц нивелирует долги перед ним.

С какого времени начинается период давности по искам? ГК России регламентирует данную процедуру. Зафиксирована конкретная дата погашения в соглашении, тогда со следующего дня начинается исковой срок. Так, компания по заключенному договору должна была расплатиться за поставленные материалы 11 апреля 2019 года. По каким-либо обстоятельствам (недостаточно финансов и др.), она не смогла рассчитаться с партнером по бизнесу. Тогда, рассматриваемый срок начинается 12 апреля этого же года. Спустя 3 года, невостребованная задолженность будет считаться просроченной — ее можно списать.

Договаривающиеся стороны не определили конкретный день исполнения обязательств. Тогда, с даты предъявления уведомления кредитором, отсчитывается срок давности по искам. Если устанавливается период времени для выполнения оплаты — отсчет ведется после окончания этого срока. Заемщик возвратил часть долга, произвел уплату накопившихся процентов, отсрочил выплату и.т.д. В таком случае, срок давности может быть прерван.

Тогда, начинается новый отсчет после прерывания. Но существует предельный исковой срок, то есть его нельзя бесконечно прерывать. Согласно законодательству, он ограничивается десятью годами, которые отсчитываются после возникновения кредитного займа.

Порядок списания кредиторской задолженности

По прошествии 3-х лет, обычно «кредиторку» списывают по каждому обязательству. Инвентаризация и документ, объясняющий причину списания служат основанием для проведения данной операции. Ежегодно, либо ежеквартально организации осуществляют инвентаризацию за отчетный период для составления документации. Директор может указать дополнительные причины, чтобы ее провести. Он определяет какие именно активы, обязательства будут проверяться при этом.

Таким образом, для списания кредиторской задолженности сначала требуется проведение инвентаризации. Лучше — по отдельным обязательствам, например, расчетам с конкретными кредиторами.

После этого составляются документы:

  1. Акт инвентаризации произвольной формы, либо — по специальной форме № ИНВ-17, который отражает всю имеющуюся задолженность. Акт содержит сведения — название организации, бухгалтерские счета, суммы долгов, в том числе просроченного. Два его экземпляра подписываются участниками инвентаризационной комиссии. Один из которых вручается бухгалтерии, другой остается у комиссии.
  2. Бухгалтерская справка, содержащая все нужные сведения о кредиторской задолженности и приводящая доводы для ее списания. Бухгалтеры организации составляют данный документ. Справка включает:
  • дату, номер договора (причину появления просроченного долга);
  • наименование кредитора;
  • сумму задолженности;
  • дату окончания искового срока.

Приказ на списание кредиторской задолженности

Вышеуказанные документы служат основанием для оформления приказа директора о списании кредиторской задолженности. Распорядительный документ оформляется на бланке, подписанном руководителем и с проставленной печатью предприятия. Приказ ссылается на внутренние документы компании (акт, справка). В них определена сумма долга и приведена необходимость его списания. Готовый приказ разрешает списывать «кредиторку». Документ должен иметь реквизиты и следующие сведения:

  • указание причин, по которым происходит списание долга;
  • ссылки на юридические документы (НК РФ, ГК РФ, ПБУ и др.);
  • об ответственном должностном лице, контролирующем выполнение распоряжения. Чаще всего, таковым является главный бухгалтер компании.

Как списать кредиторскую задолженность прошлых лет в бухгалтерском учете

Списанная «кредиторка» образует доход вместе с остальными суммами, который фиксируется на счете 91 бухгалтерского учета. Данное списание оформляется проводкой Д 60:

  • списана КЗ, исковой срок по которой истек.

После установления результатов инвентаризации, эта запись вносится. Кредиторская задолженность на основании внутренних документов организации списывается в отчетном периоде, когда проходит срок давности. Законодательство предъявляет требования к ведению бухгалтерской отчетности. Вся документальная информация должна отражать действительную деятельность предприятия. То есть, должно соблюдаться правило соответствия и достоверности в бухгалтерском учете. Данный принцип нарушается, если на балансе компании находится просроченный долг. Пока организация не погасит его перед кредитором, он будет считаться.

Как списать кредиторскую задолженность прошлых лет в налоговом учете

Рассматриваемую кредиторскую задолженность, включают в группу внереализационных доходов (НК РФ). Она облагается налогом на прибыль. Исключение из этого правила составляют долги перед бюджетом (штрафы, сборы, пени). Данную «кредиторку» не относят к налогооблагаемым доходам. Когда списанная задолженность прошлых лет, становится доходом, подлежащем налогообложению? Определение этого промежутка времени имеет свои нюансы.

По методу начисления доходы, расходы независимо от их прихода (оттока) признаются, когда они появились. Если предприятие провело инвентаризацию в одном отчетном периоде, а срок давности завершился в другом. Тогда, какой промежуток времени будет учитываться? Проверяющие службы считают, что «кредиторка» становится налогооблагаемым доходом, когда заканчивается исковая давность. Инвентаризация в данном случае и даже, не выполнение ее не влияют на данный процесс.

Отсутствие распорядительных документов (акта, справки) тоже не повлияет на выбор отчетного периода. Кредиторская задолженность войдет во внереализационные доходы по истечении времени исковой давности. При нарушении порядка инвентаризации, предприятие обязано соблюдать требования контролирующих органов. Суды, ФНС России, Министерство финансов РФ регламентируют процедуру. Допустим, фирма не отправила товары заказчику после получения аванса. Тогда, сумма предоплаты войдет в состав внереализационных доходов, когда пройдет период давности.

Налоговые службы обращают внимание при проверке на процедуру списания просроченной задолженности. Сотрудникам бухгалтерии необходимо точно знать — когда, как, посредством каких документов осуществлять данное действие.

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Компания приобрела товар, но не оплатила его. Прошло три года, а кредитор так и не потребовал возврата долга. Частью такого «подарка» (в размере 24%) придется поделиться с государством. Причем инспекторы напомнят об этом налогоплательщику, как только истечет срок исковой давности. Однако недавние разъяснения Президиума ВАС РФ позволяют сделать вывод, что торопиться со списанием просроченной кредиторской задолженности все же не стоит…

Kредиторская задолженность (в народе — «кредиторка») связана с ведением предпринимательской деятельности и весьма разнообразна, начиная от сумм задолженности поставщикам и заканчивая задолженностью по налогам и сборам.

Обещанного три года ждут

Не погашенная вовремя кредиторская задолженность в итоге обернется для компании доходом:

Когда у фирмы возникнет такой доход? В частности, в случае истечения срока исковой давности. Напомним правила исчисления этого срока. Как известно, гражданским законодательством установлен общий срок исковой давности — три года. Его течение начинается со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если в договоре указан срок исполнения обязательства, то срок исковой давности начинает течь со дня, следующего за днем исполнения. В случае отсутствия срока исполнения, установленного договором, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства (ст. 200 ГК РФ).

Срок исковой давности в определенных случаях прерывается предъявлением иска в суд, а также действиями должника, свидетельствующими о признании долга (признание претензии, частичная уплата долга, уплата процентов по основному долгу, требование о проведении зачета, обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа и др.). После перерыва течение срока исковой давности начинается заново (ст. 203 ГК РФ).

Обратите внимание, что акт сверки задолженности не признается судьями документом, на основании которого прерывается течение срока исковой давности. Такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.01.2005 N 10584/04. Течение срока исковой давности может и приостанавливаться — такие случаи указаны в ст. 202 ГК РФ.

Нет списания — нет и дохода

В соответствии с налоговым законодательством суммы кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, признаются внереализационным доходом фирмы (п. 18 ст. 250 НК РФ). Доходом не признается кредиторская задолженность компании перед бюджетом, списанная или уменьшенная в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Если организация вовремя не включит списанную кредиторскую задолженность в состав доходов для расчета налога на прибыль, то проверяющие попытаются доначислить налог на прибыль, пени за его несвоевременную уплату и штрафы. Они расценят действия фирмы (а вернее — бездействие) как сокрытие внереализационных доходов.

Но следует помнить, что списанию просроченной кредиторской задолженности предшествуют проведение инвентаризации, составление письменного обоснования и издание приказа руководителя. А само списание сопровождается соответствующими бухгалтерскими записями.

Арбитражная практика по вопросу включения просроченной кредиторки в состав внереализационных налоговых доходов складывалась неоднозначно. Одни арбитражные суды указывали, что бездействие налогоплательщика (непроведение инвентаризации, неиздание соответствующего приказа) не является основанием для невключения просроченной кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов в том налоговом периоде, когда срок исковой давности истек. Такой вывод имеет место в постановлениях ФАС ЗСО от 02.04.2007 N Ф04-1863/2007 (32958-А45-40)1, от 13.02.2008 N Ф04-580/2008 (1258-А46-40)(1416-А46-40), от 14.04.2008 N Ф04-1680/2008 (1949-А27-26); ФАС УО от 29.01.2008 N Ф09-9195/07-С2.

В постановлении ФАС ВСО от 17.10.2007 N А33-14926/06-Ф02-7876/07 также указывается, что для включения сумм кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов достаточно констатации факта истечения срока давности. При этом порядок применения и исчисления этого срока регулируется гражданским законодательством. Поскольку срок исковой давности истек, суд расценил непогашенную кредиторскую задолженность как внереализационный доход компании (постановление ФАС ЦО от 27.09.2007 N А64-4088/05-19).

Налоговики заинтересованы в том, чтобы организация списывала кредиторскую задолженность ранее истечения срока исковой давности — по «другим основаниям», например, в результате ликвидации кредитора. Ведь это увеличивает налогооблагаемую прибыль фирмы-должника. Но не стоит торопиться со списанием безнадежной кредиторки. Если кредитор был исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, без прохождения процедуры ликвидации, его исключение может быть обжаловано еще в течение года (п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Следовательно, и задолженность по такому кредитору следует списывать только спустя год после внесения записи в ЕГРЮЛ.

Другие суды были более лояльны. Так, ФАС ЗСО решил, что «до издания приказа от 13.01.2003 N 17 «О списании дебиторской и кредиторской задолженности» у налогоплательщика не было оснований учитывать данную задолженность при определении финансового результата» (постановление ФАС ЗСО от 9.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3)).

Недавно свое мнение на этот счет высказал ВАС РФ. Судьи в постановлении Президиума от 15.07.2008 N 3596/08 пришли к выводу, что просроченную кредиторскую задолженность надо учитывать в составе внереализационных доходов после оформления соответствующих документов, в частности, приказа (распоряжения) руководителя. Судом рассматривалось такое дело.

По результатам выездной налоговой проверки инспекция взыскала недоимку, пени и штраф по налогу на прибыль. Налоговики решили, что компания нарушила п. 18 ст. 250 НК РФ — не включила в состав внереализационных доходов кредиторскую задолженность, числящуюся в учете по состоянию на 01.01.2005. Срок исковой давности на ее взыскание кредиторами пропущен.

Суды трех инстанций поддержали инспекцию. Однако ВАС РФ с ними не согласился. Сначала арбитры констатировали: «внереализационными доходами… признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности». Именно такая формулировка содержится в п. 18 ст. 250 НК РФ.

Далее высшие судьи обратились к правилам бухгалтерского учета (а они, как известно, не регламентируют порядок определения базы по налогу на прибыль) и отметили: п. 78 Положения о бухгалтерском учете2 предусматривает, что суммы кредиторки, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству. Делается это на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя.

Поскольку фирма кредиторскую задолженность в бухучете не списывала, соответствующего приказа у нее нет, и, стало быть, оснований включать просроченную задолженность в состав доходов при расчете налога на прибыль не имеется.

Итак, по логике ВАС РФ выходит следующее. НК РФ требует включать в состав доходов именно списанную кредиторскую задолженность. То есть списание в данном случае — это уже свершившийся факт. Получается, задолженность сначала должна быть списана в бухгалтерском учете на основании приказа руководителя. Только после этого ее отражают и в налоговом учете (включают в состав внереализационных доходов). Если же такого приказа нет, соответствующих бухгалтерских записей тоже нет, следовательно, и в налоговом учете ее отражать не нужно.

Определяем дату списания кредиторки

Инспекторы вряд ли согласятся с позицией судей.
Поэтому тем, кто не хочет доводить дело до суда, лучше включать кредиторку в состав внереализационных доходов, как только по ней истек срок исковой давности. Готов к этому моменту приказ на списание или нет — значения не имеет.

Налоговики настаивают, что дата списания такой задолженности не может быть выбрана компанией самостоятельно. Сделать это нужно в последний день того отчетного (налогового) периода, в котором истекает срок исковой давности (п. 16 ПБУ 9/99; п. 4 ст. 271 НК РФ).

Арбитражный суд в постановлении ФАС ЗСО от 14.05.2007 N Ф04-2654/2007 (33891-А27-40)3 решил, что в данном случае имеет значение, в каком порядке осуществляется инвентаризация. Если в соответствии с учетной политикой она проводится ежеквартально, то включать кредиторскую задолженность в доход надо в отчетном периоде. При проведении ежегодной инвентаризации списанная сумма кредиторки учитывается по итогам года.

Некоторые арбитражные суды признают за налогоплательщиком право списать кредиторскую задолженность по результатам инвентаризации и в следующем налоговом периоде, если срок исковой давности истек в предшествующем. Судьи считают, что в налоговом законодательстве нет «прямого указания на необходимость увеличения внереализационных доходов того налогового периода, в котором истек срок исковой давности по кредиторской задолженности» (постановление ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3)).

Однако ВАС РФ в определении от 04.10.2007 N 8980/07 пришел к такому выводу: «Нормы налогового законодательства не устанавливают, что налоговый период отнесения суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, к внереализационным доходам в целях исчисления прибыли может определяться по желанию налогоплательщика». Поэтому последний обязан включить суммы просроченной кредиторки в доходы в определенный налоговый период (год истечения срока исковой давности), а не в произвольно выбранный.

Н.М. Юденич, эксперт журнала

___________
1 Оставлено без изменения определением ВАС РФ от 04.10.2007 N 8980/07 (документ размещен в системе «ГАРАНТ»).

2 Утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (документ размещен в системе «ГАРАНТ»).

3 Оставлено в силе постановлением ФАС ЗСО от 21.01.2008 N Ф04-122/2007 (142-А27-37) (документ размещен в системе «ГАРАНТ»).

Журнал «Арбитражное правосудие в России» N 11/2008, Н.М. ЮДЕНИЧ, эксперт журнала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *