Специалист по реабилитации

  • автор:

Содержание

ГОСТ Р 54735-2011 Реабилитация инвалидов. Требования к персоналу учреждений реабилитации инвалидов (Переиздание)

ГОСТ Р 54735-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

Требования к персоналу учреждений реабилитации инвалидов

Rehabilitation of invalids. Requirements to the personnel of establishments of rehabilitation of invalids

ОКС 03.080.30

Дата введения 2013-04-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Региональной общественной организацией инвалидов «Центр гуманитарных программ» (РООИ «Центр гуманитарных программ») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства реабилитации для инвалидов»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 908-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы следующих федеральных законов:
— от 7 февраля 1992 г. N 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей»;
— от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к персоналу учреждений реабилитации инвалидов (далее — учреждения) и требования к конкретным должностям и профессиям персонала, принимающего непосредственное участие в предоставлении реабилитационных услуг или обеспечивающего деятельность этих учреждений.
Стандарт предназначен для использования при аттестации персонала учреждений.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52876 Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения
ГОСТ Р 52877 Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения
ГОСТ Р 53874 Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52876, ГОСТ Р 52877 и ГОСТ Р 53874.

4 Общие требования к персоналу учреждений

4.1 К персоналу учреждения относятся:

а) директор учреждения;

б) заместитель директора;

в) заведующий отделением;

г) специалист по социальной работе;

д) психолог;

е) социальный педагог;

ж) юрист (юрисконсульт);

и) медицинский персонал;

к) педагог-психолог;

л) культорганизатор;

м) инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий;

н) музыкальный руководитель;

п) работники, обеспечивающие деятельность учреждения (см. 5.13.1).

4.2 Функции, обязанности и права персонала должны быть изложены в должностных инструкциях, утвержденных директором учреждения.

4.3 Должностные инструкции персонала разрабатывает администрация учреждения, исходя из требований законодательства Российской Федерации с учетом специфики работы каждого учреждения.

4.4 Персонал учреждения должен:

а) иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии;

б) знать и соблюдать действующие законы, иные правовые акты и нормативные документы, касающиеся профессиональной деятельности персонала, а также должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения администрации учреждения;

в) перед поступлением на работу проходить инструктаж с целью ознакомления с правилами внутреннего распорядка и организацией работы учреждения;

г) знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;

д) знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, приборов и аппаратуры, а также правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности;

е) при поступлении на работу проходить обязательный предварительный медицинский осмотр, а в период работы — периодические медицинские осмотры;

ж) обеспечивать безопасность оказываемых реабилитационных услуг для жизни и здоровья инвалидов — клиентов учреждения, сохранность их имущества;

и) повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство;

к) соблюдать профессиональную этику в процессе обслуживания инвалидов — клиентов учреждения;

л) обладать наряду с соответствующими квалификацией и профессиональными качествами высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности;

м) при оказании клиентам реабилитационных услуг проявлять к ним максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психологическое состояние.

5 Конкретные требования к должностям и профессиям персонала учреждений

5.1 Требования к директору учреждения

Директор учреждения должен:

5.1.1 Иметь соответствующее образование; знать законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях, регламентирующие деятельность учреждения реабилитации инвалидов; теорию и методику работы подобных учреждений в области реабилитации инвалидов; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; профиль и особенности учреждения; организацию работы по реабилитации инвалидов; основы экономики, права, трудового, административного и гражданского законодательства; организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной и пожарной безопасности; теорию и практику управления персоналом учреждения.

5.1.2 Осуществлять руководство работой учреждения в соответствии с Положением об учреждении или Уставом учреждения и заключенным трудовым договором, представлять учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах и учреждениях.

5.1.3 Определять структуру управления учреждением, штатное расписание.

5.1.4 Руководить работой персонала по выявлению и учету проживающих на территории действия учреждения инвалидов, нуждающихся в предоставлении реабилитационных услуг.

5.1.5 Организовывать работу персонала по предоставлению инвалидам — клиентам учреждения всего комплекса реабилитационных услуг (услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации).

5.1.6 Осуществлять внедрение новых форм и методов работы по реабилитации инвалидов.

5.1.7 Обеспечивать укомплектованность учреждения современными техническими средствами реабилитации и ухода за клиентами.

5.1.8 Осуществлять прием на работу, подбор и расстановку кадров, определять должностные обязанности сотрудников, принимать меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, повышению их квалификации, соблюдению трудового законодательства, созданию безопасных и благоприятных условий для труда специалистов учреждения, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

5.1.9 Проводить постоянную работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины.

5.1.10 Нести полную ответственность за финансовое и техническое состояние учреждения.

5.1.11 Решать вопросы в пределах предоставленных ему прав и полномочий, поручать выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям подразделений учреждения.

5.1.12 Действовать от имени учреждения, представлять его интересы в других учреждениях и организациях, распоряжаться имуществом и средствами учреждения в установленном законодательством порядке, заключать договоры, выдавать доверенности, открывать в банке текущие счета учреждения.

5.1.13 Издавать приказы по учреждению, принимать на работу и увольнять работников, применять меры поощрения и налагать взыскания на работников учреждения.

5.1.14 Обеспечивать рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

5.1.15 Организовывать мероприятия по профессиональной (супервизорской) поддержке сотрудников, профилактике их профессионального «выгорания».

5.2 Требования к заместителю директора учреждения

Заместитель директора учреждения должен:

5.2.1 Отвечать требованиям, указанным в 5.1.1.

5.2.2 Обеспечивать административно-хозяйственную и производственную работу учреждения по всем направлениям его деятельности, решать финансовые и хозяйственные вопросы, выполнять распоряжения и поручения директора, связанные с организацией работы персонала учреждения по предоставлению клиентам учреждения всего комплекса реабилитационных услуг, осуществлением внедрения новых форм и методов работы, обеспечением учреждения современными средствами реабилитации и ухода за инвалидами — клиентами учреждения.

5.2.3 Планировать, координировать и контролировать работу структурных подразделений, осуществлять профессиональную поддержку персонала.

5.2.4 Обеспечивать активное сотрудничество учреждения с предприятиями и организациями, находящимися на территории, обслуживаемой учреждением, общественными организациями, родителями (лицами, их заменяющими) детей-инвалидов — клиентов учреждения.

5.2.5 Обеспечивать учет, сохранность и пополнение материально-технической базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документов.

5.3 Требования к заведующему отделением

Заведующий отделением должен:

5.3.1 Иметь соответствующее образование; знать теорию и практику управления персоналом, законы и постановления на федеральном и региональном уровнях, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление реабилитационных услуг различных видов.

5.3.2 Осуществлять общее руководство работой отделения, подбор и обучение сотрудников, обеспечивать надлежащие условия труда и контроль за деятельностью сотрудников, выполнять поручения директора, указанные в 5.1.11.

5.3.3 Организовывать выявление и учет проживающих на территории действия отделения инвалидов, нуждающихся в реабилитации; рассматривать заявления и предложения инвалидов по вопросам реабилитации; принимать меры по их реализации; организовывать проведение оценки объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг.

5.3.4 Осуществлять конкретные мероприятия по предоставлению реабилитационных услуг инвалидам — клиентам отделения, проводить регулярный контроль за объемом и качеством предоставляемых услуг.

5.3.5 Проводить анализ работы отделения и ее прогнозирование, внедрять новые реабилитационные технологии, разнообразные виды помощи инвалидам, формы и методы ее оказания.

5.3.6 Определять объем работы сотрудников отделения с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания.

5.3.7 Информировать руководство учреждения о недостатках в работе по реабилитации клиентов отделения, принимаемых мерах по устранению недостатков, вносить предложения по совершенствованию форм и методов реабилитации.

5.3.8 Осуществлять мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки клиентам отделения.

5.3.9 Осуществлять взаимодействие в вопросах реабилитации клиентов отделения с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, социального обслуживания, культуры, образования, благотворительными и религиозными объединениями.

5.3.10 Обеспечивать сохранность материальных ценностей, нести ответственность за ведение документации, учет и отчетность отделения.

5.3.11 Осуществлять мероприятия по соблюдению в отделении санитарно-эпидемиологического и противопожарного режимов.

5.3.12 Информировать руководство учреждения о неисправностях оборудования, приборов, аппаратуры для принятия необходимых мер.

5.3.13 Организовывать в экстремальной ситуации эвакуацию клиентов отделения, обеспечивать при необходимости вызов экстренных служб (полиции, скорой помощи, пожарной команды).

5.3.14 Разработать критерии оценки качества предоставления реабилитационных услуг.

5.3.15 Осуществлять мероприятия по повышению квалификации персонала отделения.

5.4 Требования к специалисту по социальной работе

Специалист по социальной работе должен:

5.4.1 Иметь соответствующее образование; знать теорию и практику социальной работы; основные направления проводимой политики социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном и региональном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы; знать особенности психологии личности отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции.

5.4.2 Выявлять и учитывать на территории, обслуживаемой учреждением, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нуждающихся в предоставлении им реабилитационных услуг различных видов, осуществлять социальный патронаж.

5.4.3 Содействовать активизации потенциала собственных возможностей инвалидов, расширению масштабов самопомощи, способствовать улучшению взаимоотношений между отдельными инвалидами.

5.4.4 Проводить консультации по различным вопросам, связанным с предоставлением реабилитационных услуг.

5.4.5 Оказывать содействие инвалидам — клиентам учреждения в улучшении социально-экономических условий их жизни, трудоустройстве, обучении, переквалификации.

5.4.6 Организовывать работу, направленную на избавление инвалидов — клиентов учреждения от алкогольной и токсической зависимости, пресечение всех форм вовлечения детей-инвалидов в противоправную деятельность, их приобщения к алкоголю и наркотикам.

5.4.7 Содействовать организации социального патронажа детей-инвалидов, склонных к противоправным действиям.

5.4.8 Осуществлять работу по анализу объема и качества оказываемых реабилитационных услуг, прогнозировать перспективы их развития.

5.4.9 Повышать свои профессиональное мастерство и квалификацию.

5.4.10 Участвовать в работе по привлечению средств спонсоров.

5.4.11 Организовывать и осуществлять социальный патронаж инвалидов.

5.5 Требования к психологу

Психолог должен:

5.5.1 Иметь соответствующее образование; знать основы психологии личности, обладать знаниями в области общей, возрастной, социальной психологии, конфликтологии, психотерапии, психопрофилактики, консультативной психологии, профориентационной работы; знать методы психологического обслуживания населения, основы законодательной и нормативной базы Российской Федерации в области социальной защиты населения.

5.5.2 Обеспечивать психологическую защищенность инвалидов — клиентов учреждения, предоставлять им социально-психологические услуги в соответствии со своей специализацией.

5.5.3 Поддерживать и укреплять психическое здоровье и психический комфорт инвалидов — клиентов учреждения:

а) формировать психологическую культуру клиентов;

б) осуществлять психологическое просвещение клиентов, оказывать им психологическую помощь в преодолении конфликтов;

в) оказывать психологическую помощь клиентам в адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, в мобилизации творческих, интеллектуальных, духовных и физических ресурсов инвалидов;

г) проводить профилактическую исследовательскую и методическую работу в области психологии;

д) использовать в своей работе научные методы и технологии психологической диагностики, анализа, консультирования и коррекции инвалидов;

е) соблюдать принципы и нормы профессиональной этики.

5.5.4 Изучать влияние психологических, экономических и организационных факторов на трудовую деятельность работников учреждения.

5.5.5 Проводить обследование индивидуальных качеств и особенностей трудовой деятельности работников.

5.5.6 Контролировать и анализировать психологическое состояние работников учреждения во время работы.

5.5.7 Осуществлять выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины, малоэффективный труд, определять пути устранения причин, их вызывающих).

5.6 Требования к социальному педагогу

Социальный педагог должен:

5.6.1 Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и нормативные документы по вопросам образования, основы социальной политики, трудового и семейного законодательства, общую и социальную педагогику, социальную, возрастную, педагогическую и детскую психологию, социально-педагогические и диагностические методики.

5.6.2 Проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите инвалидов — клиентов учреждения (в первую очередь детей-инвалидов).

5.6.3 Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и социальные навыки инвалидов — клиентов учреждениия (в первую очередь детей-инвалидов).

5.6.4 Выявлять интересы, потребности, трудности, проблемы клиентов, своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку.

5.6.5 Определять задачи, формы, методы по социально-педагогической реабилитации инвалидов, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг по реабилитации.

5.6.6 Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений между клиентами учреждения.

5.6.7 Взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям-инвалидам.

5.6.8 Выявлять психологические проблемы детей-инвалидов, семей, отдельных граждан — клиентов учреждения, участвовать в разработке планов психолого-педагогической реабилитации.

5.6.9 Участвовать в работе по социализации детей-инвалидов.

5.6.10 Проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации учащихся детей-инвалидов.

5.7 Требования к юристу (юрисконсульту)

Юрист (юрисконсульт) должен:

5.7.1 Иметь соответствующее образование; знать государственно-правовое устройство Российской Федерации, Конституцию Российской Федерации, социальные права и гарантии населения; структуру системы правоохранительных органов, основы гражданского, уголовного, исправительно-трудового права, государственные гарантии на социальное обеспечение и обслуживание, охрану прав инвалидов, знать специфику социально-правовой (юридической) работы с инвалидами, организационную структуру, принципы и формы реабилитационной работы, организацию защиты и пропаганды здорового образа жизни, диагностику и способы разрешения конфликтов.

5.7.2 Вести работу по юридической защите инвалидов, оказывать им конкретные социально-правовые услуги по различным вопросам.

5.7.3 Проводить юридическое консультирование инвалидов — клиентов учреждения с учетом собственной квалификации.

5.7.4 Вести постоянную информационную работу по правовым вопросам с клиентами учреждения.

5.7.5 Заниматься совместно с другими специалистами профилактикой правонарушений среди клиентов учреждения.

5.7.6 Систематически повышать свою квалификацию.

5.7.7 Устанавливать контакты с другими организациями, обеспечивающими защиту прав и интересов инвалидов.

5.8 Требования к медицинскому персоналу

5.8.1 Состав медицинского персонала, необходимого для учреждения, выбирается в зависимости от специфики учреждения, объема и характера предоставляемых реабилитационных услуг, установленных учредительными документами учреждения, и должен обеспечивать качественное обслуживание инвалидов — клиентов учреждения.

5.8.2 Медицинский персонал должен:

5.8.2.1 Иметь соответствующее образование; знать законодательные, правовые акты и нормативные документы по вопросам медицинской реабилитации инвалидов.

5.8.2.2 Иметь необходимые теоретические знания, соответствующую квалификацию, профессиональную подготовку и умело применять их в практической работе по своей специальности при оказании услуг по медицинской реабилитации инвалидов.

5.8.2.3 Знать основы диагностики, профилактики инвалидности или заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, правила техники безопасности при работе с медицинским инструментарием и оборудованием.

5.8.2.4 Применять в своей работе современные методы диагностики и лекарственного обеспечения инвалидов — клиентов учреждения.

5.8.2.5 Повышать свою квалификацию.

5.9 Требования к педагогу-психологу

Педагог-психолог должен:

5.9.1 Иметь соответствующее образование; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования, нормативные документы, регулирующие вопросы здравоохранения, охраны труда, профессиональной ориентации, занятости инвалидов и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности, социальную психологию, основы дефектологии, сексологии, психогигиены, психодиагностики; методы активного обучения, современные методы диагностики и коррекции аномального развития детей-инвалидов.

5.9.2 Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждении.

5.9.3 Осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации обучающихся.

5.9.4 Принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи инвалидам (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

5.9.5 Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

5.9.6 Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся инвалидов, способствовать развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

5.9.7 Определять степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся инвалидов, а также различного вида нарушений социального развития и проводить их психолого-педагогическую коррекцию.

5.9.8 Формировать психологическую культуру обучающихся инвалидов и педагогических работников.

5.9.9 Консультировать работников учреждения по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся инвалидов, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

5.10 Требования к культорганизатору

Культорганизатор должен:

5.10.1 Иметь соответствующее образование; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования, педагогику и психологию, индивидуальные особенности и уровень культурного развития обслуживаемых инвалидов.

5.10.2 Организовывать культурно-досуговую деятельность в учреждении, используя различные ее виды и формы (посещение театров, выставок, экскурсии, демонстрация художественных и научно-популярных фильмов, проведение праздников, юбилеев и других культурных мероприятий).

5.11 Требования к инструктору производственного обучения рабочих массовых профессий

Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий должен:

5.11.1 Знать законы и другие нормативные акты, касающиеся вопросов подготовки рабочих массовых профессий, учебные программы и тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, принципы и методы производственного обучения инвалидов, технологический процесс производства, устройство и взаимодействие узлов и механизмов обслуживаемых машин и станков на специальных рабочих местах, правила технической эксплуатации оборудования, ассортимент вырабатываемой продукции, требования, предъявляемые к качеству сырья, полуфабрикатов, итоговой продукции, передовые методы организации, планирования труда и выполнения рабочих приемов и операций по соответствующим профессиям, способы контроля и анализа работы обучаемых инвалидов; знать порядок учета выполнения программ труда обучаемых и их успеваемости, законодательство о труде и охране труда инвалидов Российской Федерации, правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5.11.2 Обучать неквалифицированных инвалидов современным приемам выполнения производственных операций, работы на машинах, станках и т.п. с учетом состояния их здоровья.

5.11.3 Планировать учебную работу и вести учет выполнения программ производственного обучения, результатов труда обучаемых и их успеваемости.

5.11.4 Осуществлять контроль за обеспечением безопасных условий работы инвалидов и за оснащением специальных рабочих мест всем необходимым для выполнения работы.

5.11.5 Проводить вводный и текущий инструктажи всех вновь поступающих рабочих-инвалидов.

5.11.6 Изучать и обобщать передовой опыт работы по соответствующей профессии, передавать его рабочим-инвалидам в целях повышения их квалификации, внедрения рациональных приемов и методов работы.

5.11.7 Контролировать правильность выполнения рабочими-инвалидами технологических операций, качество и производительность их труда.

5.11.8 Проводить дополнительный инструктаж рабочих-инвалидов для устранения выявленных недостатков.

5.12 Требования к музыкальному руководителю

Музыкальный руководитель должен:

5.12.1 Иметь соответствующее образование; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования, педагогики и психологии, индивидуальные особенности музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей-инвалидов разного возраста, музыкальные произведения детского репертуара, основы дефектологии и соответствующие методики при работе с детьми-инвалидами, имеющими отклонения в развитии.

5.12.2 Осуществлять развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников-инвалидов, формировать их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.

5.12.3 Профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте.

5.12.4 Определять направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей, в том числе в области музыки.

5.12.5 Осуществлять мероприятия по реабилитации детей-инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, используя музыкальную деятельность.

5.13 Требования к работникам, обеспечивающим деятельность учреждения

5.13.1 К работникам, обеспечивающим деятельность учреждения по предоставлению реабилитационных услуг, относятся:

а) финансовые работники (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир);

б) работники общественного питания (повар, шеф-повар, заведующий столовой, буфетчик, официант, мойщик посуды и др.);

в) работники хозяйственных служб (заведующий хозяйством, заведующий складом, гардеробщик, уборщик помещений, парикмахер, техник, дворник, лифтер и др.).

5.13.2 Работники, обеспечивающие деятельность учреждения, должны руководствоваться в своей работе требованиями, изложенными в 5.4.

УДК 658.382.3:006.354

ОКС 03.080.30

Ключевые слова: учреждение реабилитации инвалидов, персонал учреждения, требования к персоналу, директор учреждения, заместитель директора учреждения, заведующий отделением, специалист по социальной работе, психолог, социальный педагог, юрист (юрисконсульт), медицинский персонал, педагог-психолог, культорганизатор, музыкальный руководитель, инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Организация рефлексотерапевтической помощи населению в структурах органов управления здравоохранением

Рефлексотерапия – лечебная система, в основе которой лежит воздействие на системы и органы человека с помощью инструментов, специальных игл, аппаратов и прочих способов через акупунктурные точки с целью регуляции функциональных систем организма.

Профессиональная деятельность врача-рефлексотерапевта регламентируется следующими нормативными актами:

  1. В 1996 г. был издан приказ Минздравмедпрома России от 1 июля № 270 «Об утверждении временного перечня видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию в Российской Федерации», который впервые утвердил перечень видов традиционной медицинской деятельности, куда вошли: акупунктура, гомеопатия, мануальная терапия, традиционные диагностика и системы оздоровления, фитотерапия и лечение другими средствами природного происхождения, энергоинформатика, массаж.
  2. В нашей стране в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей рефлексотерапия была введена в 1997 г. приказом министра здравоохранения от 10 декабря № 364 «О введении специальности «Рефлексотерапия» в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей».
  3. В 1999 г. приказом Минздрава РФ от 3 февраля № 38 «О мерах по дальнейшему развитию рефлексотерапии в российской Федерации» определены положения о кабинете и отделении рефлексотерапии и штатные нормативы их персонала.
  4. В августе того же года в соответствии с приказом Минздрава РФ № 337 от 27. 08. 99 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» рефлексотерапия отнесена к числу специальностей, требующих дополнительной подготовки врачей-неврологов. На сегодняшний день остается много противоречий в существующих нормативных актах, затрудняющих работу в данной сфере.

Наряду с развитием сети кабинетов в лечебных учреждениях общего профиля совершенствование системы организации рефлексотерапевтической помощи означает создание в них отделений рефлексотерапии, специализированных медицинских центров, что обеспечивает возможность широкого оказания специализированной помощи населению, для чего необходима:

  • правильная организация работы,
  • высокая квалификация специалистов,
  • строгое выполнение всех директивных документов, регламентирующих применение рефлексотерапии в лечебной практике.

Требования к кабинетам (отделениям) рефлексотерапии

Основные положения рефлексотерапевтической службы регламентируются приказом МЗ РФ №38 от 03. 02. 99 «О мерах по дальнейшему развитию рефлексотерапии в Российской Федерации», в нем определены положения о кабинете и отделении рефлексотерапии и штатные нормативы их персонала.

В медицинском учреждении организация рефлексотерапевтической помощи зависит от объема и условий его работы, в связи с чем обосновывается необходимость кабинета рефлексотерапии или отделения.

Основное различие между кабинетом и отделением – в объеме применяемых видов рефлексотерапии и, соответственно, в оснащении диагностической и лечебной аппаратурой. Например, если в кабинете рефлексотерапии применяются только основные методы иглотерапии в классическом варианте, то в отделении – все рефлексотерапевтические методы, а также в функции отделения входит организационно-методическое руководство службой рефлексотерапевтической помощи медицинской организации административного района.

Порядок оказания рефлексотерапевтической помощи включает в себя три основных этапа, осуществляемых в кабинетах рефлексотерапии врачами-рефлексотерапевтами: 1) амбулаторный, 2) стационарный, 3) санаторно-курортный.

Рефлексотерапевтическая помощь организуется:

  1. в кабинетах рефлексотерапии в амбулаторно-поликлинических и больничных медицинских учреждениях, поликлиниках и центрах восстановительного лечения,
  2. курортных и физиотерапевтических поликлиниках,
  3. центрах медицинской и социальной реабилитации,
  4. санаторно-курортных учреждениях, медсанчастях,
  5. а также выездными бригадами на дому.

Рефлексотерапевтическая помощь оказывается в рамках проведения лечебных и диагностических мероприятий больным различного профиля, находящимся на лечении:

  • в стационарных и амбулаторных учреждениях,
  • стационарах на дому;
  • в рамках реабилитационной помощи при долечивании в амбулаторно-поликлинических учреждениях и стационарах,
  • дневных стационарах,
  • центрах и поликлиниках восстановительного лечения,
  • медицинской и социальной реабилитации,
  • санаторно-курортных учреждениях, стационарах на дому.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях рефлексотерапевтическая помощь пациентам оказывается на основе взаимодействия врачей первичного звена здравоохранения: врачей общей практики, участковых врачей-терапевтов (семейных врачей) и других специальностей, которые направляют больных на консультацию к врачу-рефлексотерапевту, осуществляющему свою деятельность в соответствии с «Положением об организации деятельности кабинета рефлексотерапии» и стандартом оснащения.

В стационарных учреждениях рефлексотерапевтическая помощь оказывается на основе взаимодействия врачей стационара по направлению лечащего врача и врачей-консультантов, по результатам обходов и консультаций заведующих лечебными подразделением, с указанием в истории болезни цели консультации для врача-рефлексотерапевта (диагностические, лечебные или реабилитационные мероприятия).

В центрах и поликлиниках восстановительного лечения, медицинской и социальной реабилитации, санаторно-курортных учреждениях, медсанчастях, рефлексотерапевтическая помощь оказывается по направлению лечащего врача или врача-консультанта после консультации врача-рефлексотерапевта, который определяет необходимый объем рефлексотерапевтических мероприятий и оформляет рефлексотерапевтическую карту.

При направлении на консультацию к врачу-рефлексотерапевту предоставляется медицинский страховой полис, амбулаторная карта или история болезни с указанием диагноза, сопутствующих заболеваний и клинических проявлений болезни, а также имеющихся данных лабораторных и функциональных исследований.

Литература:

1. «Восстановительная медицина. Рефлексотерапия» Учебно-методическое пособие. Издательство РУДН Москва 2004 год. Жернов В.А.
2. «Лицензионные требования и условия работ и услуг по применению методов традиционной медицины» Методические указания Москва 2003-2004 гг. Карпеев А.А. Киселёва Т.Л.

В России с 2020 года будут готовить специалистов по медицинской реабилитации

МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Новая специальность — врач физической и реабилитационной медицины — появится в России с 2020 года. Она позволит повысить качество жизни 20-25 млн человек в России, которые нуждаются в медицинской реабилитации в связи с полной или частичной утратой жизненных функций, сообщили ТАСС в пятницу в Минздраве.

Текст проекта приказа «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослому населению» был опубликован ранее на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, в настоящее время идет общественное обсуждение.

«Запланирован постепенный переход на новую специальность — не ранее 1 сентября 2020 года «, — сообщили в ведомстве.

В Минздраве надеются, что это позволит обеспечить более доступную и качественную реабилитационную медпомощь в соответствии с международными требованиями.

Как рассказала ТАСС главный внештатный специалист по медицинской реабилитации Минздрава Галина Иванова, в настоящее время в России нет специалистов, которые бы полностью отвечали за весь реабилитационный процесс. Мероприятия по медицинской реабилитации в рамках своей профессиональной деятельности проводят терапевты, участковые врачи, педиатры, врачи по лечебной физкультуре, физиотерапевты, медсестры, врачи-рефлексотерапевты, мануальные терапевты, травматологи-ортопеды, радиотерапевты, психиатры, психотерапевты, сурдологи-оториноларингологи, логопеды, дефектологи.

Реабилитация нужна не только инвалидам

«Потребность в реабилитации — около 20-25 млн человек», — сказала Иванова, которая также заведует кафедрой медицинской реабилитации факультета дополнительного профессионального образования Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) имени Н.И. Пирогова.

Она уточнила, что в реабилитации нуждаются не только инвалиды (порядка 9,2 млн человек), но и пациенты, получившие серьезные заболевания и травмы, которые сопровождаются нарушением жизненных функций. «Это все пациенты с диагнозами неврологическими, ортопедическими, онкологическими, кардиохирургия, общая и детская хирургия», — сказала специалист.

По словам Ивановой, врач физической реабилитационной медицины будет работать не как консультант пациента, а как его лечащий врач. Она отметила, что сейчас лечащим врачом является невролог, травматолог, кардиолог и другие специалисты.

Профильные специалисты будут при необходимости консультировать сотрудников мультидисциплинарной бригады в пределах своих компетенций. Кроме того, по словам эксперта, новый врач будет координировать взаимодействие специалистов узких профилей с органами соцзащиты. «Это такая «подушка»… для пациентов между медицинской и социальной помощью, которая отвечает не за смерть и жизнь, а за качество жизни», — сказала Иванова. Врач физической и реабилитационной медицины должен будет пройти трехлетний курс обучения в ординатуре мединститута.

Должностная инструкция врача-радиотерапевта

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .
Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате.
br />

1. Общие положения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Врач-радиотерапевт (далее — «Работник») относится к специалистам.
1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) Работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в «____________________» (далее — «Работодатель»).
1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.4. Работник подчиняется непосредственно ____________________.
1.5. Работник должен знать:
Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы по избранной специальности; современные методы лечения, диагностики и лекарственного обеспечения больных; основы медико-социальной экспертизы; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности;
____________________.
1.6. Работник должен соответствовать квалификационным требованиям к специальности «Радиотерапия», установленным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»:
— Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
— Подготовка в ординатуре по специальности «Радиотерапия» или профессиональная переподготовка по специальности «Радиотерапия» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Детская онкология», «Онкология»;
— Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

2. Должностные обязанности

Работник:
2.1. Осуществляет лечение ионизирующей радиацией.
2.2. Осуществляет экспертизу временной нетрудоспособности.
2.3. Ведет медицинскую документацию в установленном порядке.
2.4. Планирует и анализирует результаты своей работы.
2.5. Соблюдает принципы врачебной этики.
2.6. Руководит работой среднего и младшего медицинского персонала.
2.7. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

3. Права Работника

Работник имеет право на:
предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

Инструктор-методист
по лечебной физкультуре

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н

Зоолог, энтомолог

Должностные обязанности. Разрабатывает гимнастические комплексы для проведения занятий по лечебной физкультуре и процедур с пациентами. Осуществляет в медицинской организации методическое руководство средним медицинским персоналом (инструкторы по лечебной физкультуре, медицинские сестры). Анализирует состояние методической работы по лечебной физкультуре и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Изучает и распространяет современные методы лечебной физкультуры по восстановлению физического здоровья и коррекции нарушений двигательной активности больных и инвалидов. Участвует в работе по повышению квалификации среднего медицинского персонала. Контролирует качество выполнения средним медицинским персоналом занятий по лечебной физкультуре и процедур. Участвует совместно с врачом в осмотре больных с целью определения методики их реабилитации, ведет занятия в особых случаях. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере здравоохранения; теорию и методику физического воспитания; основы клинической симптоматики основных заболеваний; показатели функционального и физического состояния организма в норме и патологии; методы исследования и оценки физического развития и работоспособности; содержание двигательных режимов; методы влияния на патологический процесс различных процедур и комплексов лечебной физкультуры и массажа; устройство специального оборудования, аппаратуры и правила по охране труда при работе с ними; формы и методы пропаганды здорового образа жизни и санитарно-просветительной работы; деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и дополнительная подготовка по лечебной физкультуре и спортивной медицине без предъявления требований к стажу работы.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Инструктор-методист по лечебной физкультуре» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция инструктора-методиста по лечебной физкультуре, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *