Союзы и ассоциации

  • автор:
  • ЧАСТЬ I. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      • Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Статья 121. Основные положения об ассоциациях (союзах)

1. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Ассоциация (союз) является некоммерческой организацией.

В организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) создаются, в частности, объединения юридических лиц и (или) граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), объединения саморегулируемых организаций.

2. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

3. Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении отдельных видов ассоциаций (союзов).

4. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.

Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом и (или) уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

5. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию, некоммерческое партнерство или фонд.

6. Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами и иными правовыми актами.

Ассоциация (союз) в отличие от общественного объединения является объединением юридических лиц (далее по тексту – ассоциация).

Ст. 121 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели, а также коммерческие и (или) некоммерческие организации в целях координации их деятельности, представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Таким образом, ассоциации в Республике Беларусь могут быть созданы путем объединения:

  • коммерческих организаций;
  • коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • коммерческих организаций и некоммерческих организаций;
  • некоммерческих организаций.

Если по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, индивидуального предпринимателя. Ассоциация является собственником переданного учредителями (членами) имущества, которое она должна использовать только для достижения уставных целей и задач. Законодательство не содержит обязательных требований о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации, однако такое положение в обязательном порядке должно содержаться в уставе ассоциации.

Член ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации, однако, например, в отличие от хозяйственного общества, такой выход возможен лишь по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, если эти обязательства возникли во время его членства в ассоциации. Допускается и исключение из ассоциации по решению оставшихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации. В отношении имущественного взноса и ответственности исключенного члена ассоциации применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации.

С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.

Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, однако ее члены несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных Уставом ассоциации. Предусмотрена также их субсидиарная ответственность по обязательствам ассоциации в течение двух лет с момента выхода (исключения), если такие обязательства возникли во время их членства в ассоциации. Вступление нового члена также может быть обусловлено согласно уставу его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации, возникшим до его вступления.

Гражданский кодекс определяет, что учредительным документом у ассоциации является устав, утвержденный его членами.

Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», вступивший в силу 1 июля 2014 года, отменил необходимость получения согласия антимонопольного органа на создание любой ассоциации.

Создание ассоциаций осуществляются с согласия антимонопольного органа, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, при условии, что балансовая стоимость активов одного из учредителей создаваемой ассоциации, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления о даче согласия на создание ассоциации, превышает сто тысяч базовых величин или объем одного из учредителей создаваемой ассоциации от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году создания, превышает двести тысяч базовых величин либо если один из названных субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий. При этом размер базовой величины определяется на день получения антимонопольным органом соответствующего заявления.

Ассоциации общественных объединений, ассоциации по виду (видам) спорта, созданные с участием общественного объединения (общественных объединений)

Основным источником регулирования для ассоциаций общественных объединений, в отличие от ассоциаций коммерческих и/или иных некоммерческих организаций, является Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях».

Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» определяет ассоциацию общественных объединений, как добровольное объединение общественных объединений, создаваемое для координации их деятельности по достижению общих уставных целей, представления и защиты общих законных интересов.

Порядок создания и регистрации, равно как и обжалования решений об отказе в регистрации, ассоциаций общественных объединений схож с порядком создания и регистрации общественных объединений. При этом законодательство, аналогично с общественными объединениями, подразделяет ассоциации общественных объединений в зависимости от их территории деятельности на местные, республиканские и международные. Закон определяет, что для создания и деятельности в Республике Беларусь необходимо:

  • для международной ассоциации – одновременно не менее одного общественного объединения, зарегистрированного в Республике Беларусь, и не менее одного общественного объединения, осуществляющего деятельность в соответствии с его уставом на территории одного или нескольких иностранных государств;
  • для республиканской ассоциации – не менее двух республиканских общественных объединений либо не менее одного республиканского и одного местного общественного объединения одновременно;
  • для местной ассоциации – не менее двух местных общественных объединений.

Помимо документов, предусмотренных для подачи в регистрирующий орган учредителями общественных объединений, учредителям ассоциации общественных объединений для регистрации необходимо представить:

  • выписки из протоколов заседаний руководящих органов общественных объединений, создающих ассоциацию, на которых были приняты решения о выступлении их в качестве учредителей ассоциации;
  • копии уставов общественных объединений, создающих ассоциацию, и свидетельств о государственной регистрации этих общественных объединений (только для общественных объединений иностранных государств).

При этом документы, составленные за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранного государства, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, и должны сопровождаться переводом на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенным в установленном порядке.

Устав ассоциации общественных объединений должен соответствовать тем же требованиям, которые устанавливаются для устава общественного объединения.

Ассоциации по виду (видам) спорта, созданные с участием общественного объединения (общественных объединений), регистрируются в том же порядке, что и ассоциации общественных объединений.

Ассоциации коммерческих и/или некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей

Данный вид ассоциаций не подлежит разделению по статусу в зависимости от территории деятельности. Порядок регистрации такого вида ассоциаций регламентируется Декретом президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и аналогичен порядку регистрации учреждений.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь в уставе ассоциации должны определяться:

  • наименование (наименование ассоциации должно содержать указание на основной предмет ее деятельности и деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз»);
  • место ее нахождения,
  • цели и предмет деятельности,
  • порядок управления деятельностью ассоциации,
  • порядок формирования имущества ассоциации,
  • внесения изменений в устав ассоциации,
  • условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации,
  • условия о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации.

Учредителями ассоциации заполняется заявление о регистрации некоммерческой организации без заполнения Листа А и Листа Б. Если количество учредителей ассоциации больше трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в протоколе, подтверждающем намерение о создании ассоциации. В этом случае, помимо документов, предусмотренных для подачи в регистрирующий орган для регистрации учреждения, представляется соответствующий протокол либо выписка из протокола о рассмотрении данного вопроса.

Индивидуальные предприниматели, которые, согласно законодательству, могут объединяться в ассоциации, рассматриваются не как физические лица, а как хозяйствующие субъекты.

Дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случае отказа основного должника от удовлетворения требования кредитора, в том числе ввиду недостаточности или отсутствия имущества, или ненаправления кредитору в разумный срок ответа на предъявленное требование.

До 1 июля 2014 года необходимость получения согласия антимонопольного органа на создание ассоциации была установлена Законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XІІ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

В случае, если наряду с общественными объединениями в ассоциацию вступает хоть одна организация иной организационно-правовой формы, такая ассоциация создается и регистрируется в соответствии с порядком, предусмотренным для ассоциаций коммерческих и/или некоммерческих организаций, описанным ниже по тексту настоящей статьи.

См. статью сайта «Создание и регистрация общественных объединений».

См. статью сайта «Учреждения и их регистрация».

Наименование ассоциации коммерческих и/или некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей подлежит согласованию в регистрирующем органе.

Устав Объединения Юридических Лиц «Казахстанская Ассоциация Профессиональных Исследователей Общественного Мнения и Рынка»

Объединение Юридических Лиц «Казахстанская Ассоциация Профессиональных Исследователей Общественного Мнения и Рынка», именуемое в дальнейшем «Ассоциация», является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме Ассоциации на основе добровольного объединения юридических лиц.
1. Общие положения
1.1. Организационно-правовая форма Ассоциации: некоммерческая организация — Объединение Юридических Лиц » Ассоциация».
1.2. Полное официальное наименование Ассоциации:
На государственном языке:
«Рынок ж?не Ко?амды? Пікірін К?сіби Зертеушілерді? ?аза?стан Ассоциациясы» За?ды Т?л?аларды? Бірлестігіні?,
На русском языке: Объединение Юридических Лиц «Казахстанская Ассоциация Профессиональных Исследователей Общественного Мнения и Рынка»,
На английском языке: «Kazakhstan Association of the Professional Researchers of Public Opinion and Market» Association of Juridical Persons.
1.3. Сокращенное официальное наименование Ассоциации:
На государственном языке: «Р?КЗ?А» ЗТБ.
На русском языке: ОЮЛ «КАПИОР».
На английском языке: «KAPRM» АJP.
1.4. Место нахождения Ассоциации: г. Алматы, Алмалинский район, ул. Карасай батыра, д.85
1.5. Ассоциация является юридическим лицом. Ассоциация имеет круглую печать, угловой штамп, фирменный знак, символику со своим наименованием.
1.6. Члены Ассоциации сохраняют свою независимость и права юридического лица.
1.7. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих Членов. Члены Ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам Ассоциации в размере взноса, установленного на дату возникновения субсидиарной ответственности. Государство не отвечает по обязательствам Ассоциации, равно как Ассоциация не отвечает по обязательствам государства.
1.8. Ассоциация может учреждать юридические лица, открывать филиалы и представительства, (в том числе и за рубежом) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Цели, задачи и предмет деятельности Ассоциации
2.1. Целью создания Ассоциации является:
Содействие развитию и расширению рынка исследовательских и консалтинговых услуг в Республике Казахстан.
2.2. Основные задачи Ассоциации:
— Привлечение к деятельности Ассоциации максимально возможного количества юридических лиц;
— Создание собственной материальной базы, гарантирующей проведение уставной деятельности Ассоциации;
— Повышение уровня маркетинговой культуры предприятий/фирм;
— Пропаганда необходимости маркетинговых исследований как неотъемлемого атрибута современного бизнеса;
— Пропаганда необходимости систематического изучения общественного мнения как важнейшего условия развития демократии;
— Содействие утверждению в Казахстане международно-принятых профессиональных исследовательских стандартов;
— Противодействие недобросовестной конкуренции и демпингу:

— Обмен информацией и опытом, содействие большей доступности для Казахстанских компаний передового международного опыта;
— Защита интересов казахстанского исследовательского сообщества в сфере законодательства и государственной политики;
— Представительство в международных организациях.
2.3. Для достижения целей и задач, указанных выше, Ассоциация вправе осуществлять следующие виды деятельности:
— Осуществление совместных некоммерческих проектов, в том числе на основе грантов;
— Проведение конференций и семинаров, разработка и осуществление программ обучения персонала;
— Разработку профессиональных кодексов;
— Совместные периодические издания, совместная подготовка выступлений в СМИ;
— Осуществление любой деятельности, не противоречащей действующему законодательству Республики Казахстан.
2.4. Цели, задачи и виды деятельности Ассоциации могут уточняться Общим Собранием.
2.5. Деятельность Ассоциации осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством и соблюдением порядка получения лицензий, и разрешений, установленных законодательством.
2.6. В своей деятельности Ассоциация руководствуется следующими принципами:
— Ассоциация является неправительственной организацией, не оказывает поддержки ни каким политическим партиям, а также не вовлекается в политическую деятельность никакой другой организацией;
— Ассоциация придерживается принципов гласности и доступа к информации;
— Ассоциация действует на некоммерческой основе. Доходы, полученные Ассоциацией от осуществления предпринимательской деятельности, не могут распределяться между Членами Ассоциации, и направляются на достижение уставных целей и задач Ассоциации, либо на благотворительные цели.
3. Имущество Ассоциации
3.1. Имуществом Ассоциации могут являться здания, помещения, объекты производственного, социально-культурного, благотворительного назначения, деньги и ценные бумаги, земельные участки, доли участия в юридических лицах, транспортные средства, информационные базы, лицензионное обеспечение и иное имущество, являющееся собственностью Ассоциации.
3.2. Источниками образования имущества являются:
— вступительные, периодические и целевые взносы;
— доходы от деятельности Ассоциации и её подразделений;
— поступления от проведения мероприятий, связанных с осуществлением уставной деятельности ассоциации;
— пожертвования граждан и юридических лиц, в том числе иностранных;
— средства, поступающие от спонсоров и грантодателей;
— заимствованные средства и финансовая помощь;
— доходы по ценным бумагам;
— иные поступления, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
3.3. Для обеспечения деятельности Ассоциации, её Члены уплачивают следующие виды взносов: вступительные, периодические и целевые.
3.4. Вступительный взнос уплачивается Членом Ассоциации не позднее 30-ти дней с момента принятия его в Члены Ассоциации. Учредители Ассоциации уплачивают вступительные взносы в течение 30-ти дней со дня государственной регистрации Ассоциации.
3.5. Размер вступительных, периодических и целевых взносов устанавливается один раз в квартал общим собранием и является одинаковым для всех членов Ассоциации. Вступительные, периодические и целевые взносы могут быть оплачены деньгами или в качестве оплаты может быть внесено имущество, в том числе и право пользования имуществом. Согласие на внесение имущественного взноса и его денежная оценка производится Общим собранием.
3.6. Порядок распределения средств от поступивших вступительных и членских взносов определяется Общим собранием.
3.7. Ассоциация использует свое имущество исключительно для достижения поставленных целей и задач. Порядок расходования средств Ассоциации фиксируется в смете расходов, ежеквартально утверждаемой Общим собранием.
3.8. Неиспользованные в текущем финансовом году деньги Ассоциации не могут быть направлены на цели, не включенные в утвержденную смету расходов этого года, и переходят на следующий год.
4. Учредители и Члены Ассоциации
4.1. Учредителями Ассоциации являются юридические лица, учредившие его в соответствии с законодательством. С момента государственной перерегистрации Ассоциации, Учредители Ассоциации приобретают права и обязанности постоянного Члена Ассоциации в соответствии с настоящим Уставом. Членами Ассоциации являются лица, принятые в их число в соответствии с настоящим Уставом.
4.2. Членами Ассоциации могут быть только юридические лица.
4.3. Для вступления в Члены Ассоциации претендент подает заявку в произвольной форме.
4.4. Вопрос о принятии в Члены Ассоциации решается Общим собранием. Претендент считается принятым в Члены Ассоциации в случае получения согласия всех Членов Ассоциации, как присутствовавших, так и не присутствовавших на Общем Собрании.
4.5. Членами Ассоциации могут являться:
— профессиональные исследовательские организации, работающие в сфере маркетинга и социологии;
— средства массовой информации, научные издания, специализирующиеся по проблемам маркетинга, экономики, бизнеса, социологии, общественного мнения;
— компании (фирмы, имеющие подразделения, систематически осуществляющие маркетинговые исследования)
— организации, оказывающие консалтинговые услуги.
4.6. Членство бессрочно.
4.7. Член может быть исключен из состава Членов Ассоциации, по решению Общего собрания Ассоциации, на основании заявления о желании выйти из состава.
4.8. Лицо может быть исключено из числа Членов Ассоциации по решению Общего Собрания в случае грубого и неоднократного нарушения положений настоящего Устава и решений Общего Собрания (в частности в случае неоднократного грубого нарушения сроков уплаты вступительного и иных взносов).
4.9. Члены Ассоциации обязаны соблюдать регламент, кодекс и Устав Ассоциации.
5. Управление Ассоциацией
5.1. Органами Ассоциации являются:
— Высший орган управления — Общее собрание Ассоциации;
— Орган управления – Президиум Ассоциации;
— Исполнительный орган – Президент Ассоциации;
— Контрольный орган – Ревизор.
5.2. Общее собрание Ассоциации (далее «Общее собрание») состоит из полномочных представителей Членов Ассоциации.
5.3. Каждый Член обладает на Общем Собрании одним решающим голосом.
5.4. Президиум Ассоциации состоит из полномочных представителей Членов, учредивших Ассоциацию.
5.5. К исключительной компетенции Президиума Ассоциации относится решение следующих вопросов:
5.4.1. Решения, при которых требуется согласие 2/3 решающих голосов Членов Ассоциации.
— внесение изменений и дополнений в настоящий Устав, изменение размера вступительных и иных взносов;

— принятие в Члены Ассоциации и в Члены Президиума и исключение лиц из числа Членов Ассоциации;
— назначение и досрочное прекращение полномочий Президента и Ревизора Ассоциации.
— Утверждение сметы расходов на текущий финансовый период и внесение в неё изменений (бюджет Ассоциации);
— Утверждение аудиторов для проведения аудита по представлению Президента;
— Принятие решения о реорганизации и ликвидации Ассоциации, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса;
— Толкование настоящего Устава.
5.4.2. Решения, при которых требуется простое большинство решающих голосов Членов.
— Утверждение годовых отчетов Президента и заключения Ревизора;
— Утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса Ассоциации;
— Решение вопросов по организации текущей деятельности Ассоциации.
5.6. Решение иных вопросов относится к компетенции Общего Собрания.
5.7. Общее собрание созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Общее собрание созывается Президентом не позднее пяти месяцев после окончания очередного финансового года. Между очередными собраниями не может пройти более 6 месяцев.
5.8. Общее собрание созывается по инициативе Президента, Ревизора или Членов Президиума Ассоциации, обладающих не менее ? от общего количества голосов.
5.9. Уведомления о созыве 0бщего Собрания направляется Членам Ассоциации не менее чем за 20 (двадцать) дней до даты проведения Общего Собрания. Уведомления могут быть направлены заказным письмом, телеграммой, нарочным или факсимильной связью.
5.10. Повестка дня Общего Собрания формируется Президентом и/или Ревизором. Любой из Членов Ассоциации вправе внести в повестку дня любой вопрос для решения в пределах компетенции Общего Собрания. Такой вопрос должен быть заявлен для внесения в повестку дня не менее чем за 10 дней до даты проведения Общего Собрания. Повестка дня может быть непосредственно изменена на заседании Общего Собрания, если за такое изменение проголосовали Члены Президиума Ассоциации, обладающие не менее 2/3 решающих голосов.
5.11. На Общем Собрании председательствует Президент или иное лицо, избранное Общим собранием в качестве Председательствующего. Общим собранием избирается также секретарь заседания.
5.12. Общее собрание разрешает вопросы, вынесенные на повестку дня. Общее собрание вправе принимать решения, если на Общем Собрании присутствуют Члены Президиума Ассоциации (или их представители), обладающие 100% от общего количества решающих голосов. В случае отсутствия кворума Общее собрание созывается повторно в течение 20-ти дней. При проведении повторного Общего Собрания решения принимаются, не зависимо от наличия кворума.
5.13. Все Решения Общего Собрания принимаются в соответствии с положениями, оговоренными в настоящем разделе, включая отсутствующих Членов Президиума Ассоциации. Допускается заочное голосование путем направления бюллетеней для голосования непосредственно Членам Президиума Ассоциации. Голосование Членов Ассоциации производится через средства факсимильной связи или почтой. На бланке голосования должны быть указаны реквизиты Члена, заверенные оттиском печати и подписью первого руководителя – Члена Ассоциации. При этом не допускается заочное голосование более 1\3 общего числа Членов Президиума Ассоциации.
5.14. В случае решения вопроса об исключении лица из числа Членов Ассоциации, такое лицо в голосовании не участвует.
5.15. Заседания Общего Собрания оформляются протоколом, который должен содержать:
-дату, время и место проведения заседания;
-количество присутствующих Членов Ассоциации (их представителей);
-повестку дня;
-выступления Членов Ассоциации (их представителей) по вопросам повестки дня;
-принятые решения и количество проголосовавших за и против, а также воздержавшихся.
Протокол составляется не позднее 3-х дней с даты проведения заседания и подписывается Председательствующим, секретарем и двумя или более Членами Президиума Ассоциации по их желанию.
Протоколы заседаний Общего Собрания нумеруются, подшиваются в книгу протоколов и хранятся у Президента Ассоциации. Любой из Членов Ассоциации вправе ознакомиться с книгой протоколов в любое время.
5.16. Президент избирается сроком на 1 год. Не допускается избрание одного и того же лица Президентом на два срока подряд. Механизм ротации определяется общим собранием участников. Президент Ассоциации избирается из числа руководителей, входящих в Ассоциацию организаций. Президент представляет Ассоциацию в Казахстанских и международных организациях, выступает от ее имени в СМИ. Его личный авторитет должен содействовать престижу ассоциации, пропаганде ее идей и принципов. Какие-либо единоличные решения, касающиеся деятельности ассоциации, Президент принимать не вправе;
5.17. Президент обладает полномочиями, необходимыми для осуществления представительства Ассоциации, утвержденными Общим собранием. Указанные полномочия оговариваются в отдельном протоколе.
5.18. Президент обладает правом первой подписи на всех банковских, финансовых и иных документах.
5.19. Президент не реже двух раз в год отчитывается перед Общим собранием о проделанной работе.
5.20. Индивидуальный трудовой договор с Президентом от имени Ассоциации подписывается любым из Членов Президиума Ассоциации по решению Общего Собрания.
5.21. Президент вправе в любое время отказаться от исполнения своих обязанностей, предупредив об этом председательствующего на последнем заседании Общего Собрания, который обязан провести заседание Общего Собрания для избрания нового Президента в течение одного месяца с даты прекращения полномочий Президента. До избрания Президента его обязанности исполняет лицо, назначенное Председательствующим на последнем заседании Общего Собрания.
5.22. Для организационной и финансовой работы назначается Исполнительный директор. Все финансовые операции и организационные меры Исполнительный директор согласовывает со всеми руководителями входящих в Ассоциацию организаций.
5.23. Исполнительный директор обладает полномочиями для осуществления текущей хозяйственной деятельности в пределах, установленных Общим Собранием. Для осуществления деятельности Исполнительному директору выдается доверенность, подписанная Президентом Ассоциации.
5.24. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Ассоциации осуществляет Ревизор Ассоциации (Лицо, назначенное Президиумом Ассоциации для проверки финансово-хозяйственной деятельности Ассоциации и ее должностных лиц).

5.25. Ревизор производит проверку финансово-хозяйственной деятельности Ассоциации не менее одного раза в год и представляет свое заключение на утверждение Общего Собрания.
5.26. Для проведения проверки Ревизор вправе требовать от административного и обслуживающего персонала Ассоциации любые сведения, письменные и устные объяснения по интересующим его вопросам по проводимой проверке.
6. Реорганизация и ликвидация Ассоциации
6.1. Реорганизация Ассоциации (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование) производится по решению Президиума Ассоциации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
6.2. При реорганизации Ассоциации права и обязанности Ассоциации переходят к правопреемнику (-ам) Ассоциации.
6.3. Ликвидация Ассоциации производится:
по решению Президиума Ассоциации;
по решению суда;
в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
6.4. С момента принятия решения о ликвидации и назначения ликвидационной комиссии, к ней переходят полномочия по управлению Ассоциацией на период проведения ликвидации.
6.5. Имущество, оставшееся после ликвидации, по решению ликвидационной комиссии направляется на цели, предусмотренные Уставом.
6.6. Ликвидация считается завершенной, а Ассоциация — прекратившей свою деятельность, с момента внесения записи об этом в государственный регистр юридических лиц.
7. Заключительные положения
7.1. Если какое либо из положений настоящего Устава в связи с изменением законодательства Республики Казахстан становится недействительным, оно, поскольку не затрагивает остальных положений Устава, заменяется допустимым в правовом положении.
7.2. Изменения и дополнения в настоящий Устав могут быть внесены путем составления Устава в новой редакции или составления приложений к Уставу с регистрацией таких изменений в установленном порядке.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста бизнес юриста бесплатно, жми

Задать вопрос юристу 02

Звонок по бесплатной линии
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 14 85 03

Задать вопрос юристу в онлайн чате, ответ через 10 минут

Узнать цены на услуги юриста бизнес юриста

Ликвидация ассоциации происходит после принятия соответствующего решения на Съезде, при этом с таким решением должно согласиться то количество участников, которое для этих случаев прописано в положениях устава. Как правило, это не меньше 2/3 делегатов съезда. В некоторых случаях ассоциация ликвидируется решением компетентного суда.

Юрлица, которые являются некоммерческими организациями, обладают правом создавать, в числе прочих, ассоциации и союзы (п. 1 ст. 11 Закона о НКО).

Их правовое положение, а также порядок создания, деятельности, возможность реорганизации и ликвидации регулируется положениями Закона о НКО и ГК России.

Законом № 99-ФЗ от 05 05 2014 г. в гражданское законодательство введено новое понятие «некоммерческих корпоративных организаций», и все, что касается ассоциаций и союзов, установлено новыми статьями (1238 — 12311).

Однако ассоциация может организовываться, а также ликвидироваться по установленным общим правилам, применяемым к реорганизации и ликвидация юр. лиц. Такие объединения путем принятия (голосования) решения его участниками, могут преобразовываться в фонды а также автономные некоммерческие организации, в тех случаях когда на ассоциацию возлагается ее учредителями необходимость введения предпринимательской деятельности, она должна преобразоваться в хозяйственные общества, либо товарищества. В случае реорганизации ассоциации происходит ее слияние, выделение, присоединение к другому юрлицу, разделение, а также преобразование.

Когда принято решение о прекращении деятельности ассоциации, вопрос о назначении ликвидкомиссии согласовывается с тем органом, который осуществляет регистрацию общественных объединений. С момента, когда комиссия назначена, она принимает на себя все полномочия, связанные с управлением делами ассоциации, после чего ликвидкомиссия направляет сведения для публикации в журнал ВГР о том, что предстоит процедура ликвидации.

Далее комиссия в порядке, который устанавливает закон и устав должна оценить имущество ассоциации, а также выявить всех существующих дебиторов и кредиторов. Обязанностью представителей ликвидкомиссии является принятие необходимых мер для оплаты по долговым обязательствам ассоциации третьим лицам. Далее процесс ликвидации предусматривает составлении промежуточного ликвидационного баланса, а впоследствии и ликвидационного баланса, которые представляются на утверждение съезду Ассоциации.

При ликвидации ассоциации ее действие прекращается без перехода каких-либо прав и обязанностей, которые предусматривает порядок правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Ликвидация ассоциации, также как и других юрлиц может осуществляться добровольно либо принудительно, по вынесенному судебному акту. В случае, если решение суда не исполняется, это может быть основанием для того, чтобы ликвидация была осуществлена арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК).

При ликвидации ассоциации имущество, которое осталось после того, как требования кредиторов были удовлетворены, должно быть направлено, в соответствии с положениями устава, на те цели, для которых она создавалось. Также имущество может распределяется на благотворительные цели. Решение о том каким образом использовано оставшееся имущество должно быть опубликовано ликвидкомиссией в печати.

Принятое решение Съезда о том, что ассоциация ликвидирована, должно быть направлено в орган, который осуществляет регистрацию общественных объединений. Цель подачи таких сведений — исключение ассоциации из ЕГРЮЛ. Ассоциация считается ликвидированной (прекратившей свое существование) после того, как сведения об этом внесены в ЕГРЮЛ, а в случае, если ассоциация реорганизовалась, то с момента госрегистрации вновь созданной организации (альтернативный способ ликвидации). Законодательство также предусматривает обязанность ассоциации обеспечивать учет, а также сохранность документов и сведений о штате сотрудников. После того, как деятельность ее прекращена, все документы должны быть переданы на хранение в госархив в порядке, установленном законом.

На каждом из этапов проведения процедуры ликвидации ассоциации подаются в уполномоченные органы соответствующие уведомления:

  1. Касаемо принятия решения о ликвидации (форма РН 0005);
  2. О том, что сформирована ликвидкомиссия и назначен ликвидатор или конкурсный управляющий (форма РН 0006);
  3. О том, что составлен промежуточный ликвидбаланс (форма РН 0007);
  4. Заявление о проведение госрегистрации, связанной с ликвидацией ассоциации (форма РН0008);
  5. Заявление о том, что деятельность реорганизованной ассоциации прекращена (форма РН 0009).

Автор статьи: Петр Романовский, юрист Стаж работы 15 лет, специализация — жилищные, семейные, наследство, земельные, уголовные дела.

Полезная информация бизнес юриста

  • Альтернативная ликвидация ООО
  • Ликвидация АО
  • Ликвидация некоммерческого партнерства
  • Ликвидация фонда
  • Ликвидация ПАО
  • Ликвидация филиала
  • Ликвидация ассоциации
  • Ликвидация организации
  • Ликвидация банков
  • Ликвидация индивидуального предпринимателя
  • Приостановка деятельности ООО без ликвидации
  • Ликвидация ООО
  • Добровольная ликвидация ООО
  • Принудительная ликвидация юридического лица
  • Ликвидация производственного кооператива
  • Ликвидация некоммерческих организаций
  • Ликвидация ООО с долгами перед налоговой
  • Ликвидация ТСЖ
  • Ликвидация государственного учреждения
  • Ликвидация ЗАО
  • Ликвидация фирмы
  • Ликвидация ОАО
  • Ликвидация СНТ
  • Ликвидация обособленного подразделения
  • Ликвидация АНО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *