Совершенствование учета

  • автор:

Рекомендации по совершенствованию организации налогового учета реализации

Основной рекомендацией по совершенствованию налогового учета в ООО ПКФ «ЛОЗА» является оптимизация налогообложения, а именно переход с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения. Уточним, вправе ли ООО ПКФ «ЛОЗА» исходя из норм главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» воспользоваться этим специальным налоговым режимом.

ООО ПКФ «ЛОЗА» не занимается видами деятельности, перечисленными в статье 346.12 НК РФ, в частности: не имеет филиалов; не является страховщиком, банком, негосударственным пенсионным фондом, инвестиционным фондом, ломбардом, профессиональным участником рынка ценных бумаг; не занимается производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом; не является бюджетным учреждением, иностранной организацией, плательщиком единого сельскохозяйственного налога. Так как, ООО ПКФ «Лоза» не производит алкогольную продукцию, она вправе применять упрощенную систему налогообложения.

В таблице 3.2.1. приведены условия перехода на упрощенную систему налогообложения.

Таблица 3.2.1 Условия перехода на упрощенную систему налогообложения в соответствии с НК РФ

Критерий

Условия перехода на упрощенную систему налогообложения

Значение в ООО ПКФ «ЛОЗА»

1 Выручка

Доходы (выручка и внереализационные доходы) за девять месяцев года, в котором подается

заявление о переходе, не превысили 45 млн. рублей

4 318 тыс. рублей

2 Стоимость активов

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. рублей

258 тыс. рублей

3 Средняя численность работников

Не должна превышать 100 человек за налоговый (отчетный) период

37 человек

4 Доля участия в уставном капитале

Доля участия других организаций составляет менее 25 %

0 %

Данные таблицы 3.2.1. свидетельствуют о том, что ООО ПКФ «ЛОЗА» вправе в 2011 году применять упрощенную систему налогообложения.

Самым распространенным специальным налоговым режимом в Российской Федерации по количеству субъектов, его применяющих, и при этом достаточно эффективным с точки зрения минимизации налогов является упрощенная система налогообложения.

После введения в действие упрощенной системы налогообложения перед малыми и средними предприятиями встали два вопроса:

  • а) стоит ли применять упрощенную систему налогообложения;
  • б) если да, то какой вариант объекта налогообложения выгоднее для налогоплательщика.

ООО ПКФ «ЛОЗА» важно четко представлять порядок применения упрощенной системы для ее обоснованного выбора в качестве альтернативы общему режиму налогообложения. Исходя из норм главы 26.2 НК РФ ООО ПКФ «ЛОЗА» вправе применять упрощенную систему налогообложения. Следовательно, необходимо оценить все преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения, а также провести оценку общих финансовых последствий применения данного налогового режима ООО ПКФ «ЛОЗА».

В налоговой политике ООО ПКФ «ЛОЗА» необходимо осветить вопросы, связанные с ведением налогового учета. Организации ведут налоговый учет в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Форма и Порядок заполнения данного регистра утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 31.12108 № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».

Книга учета доходов и расходов может вестись как вручную, так и в электронном виде на компьютере. Поэтому в налоговой политике следует отметить, каким способом ведется налоговый учет. «Бумажную» книгу учета доходов и расходов организация обязана заверить в налоговом органе до начала ее ведения. Электронный вариант книги, распечатанный по окончании налогового периода, заверяется в налоговом органе уже после окончания налогового периода.

В налоговой политике следует указать состав документов, которыми ООО ПКФ «ЛОЗА» намерено подтверждать свои доходы и расходы. С учетом того, что при использовании упрощенной системы налогообложения определяющее значение имеет факт оплаты, а не дата совершения самой операции, основными документами, подтверждающими как доходы, так и расходы организации, будут являться различные платежные документы. Если помимо унифицированных форм первичных учетных документов используются самостоятельно разработанные формы, то их необходимо привести в приложении к налоговой политике.

Кроме того, в данном разделе налоговой политики следует прописать порядок исправления ошибок в книге учета доходов и расходов, кем и как они вносятся.

В разделе налоговой политики, посвященной доходам, ООО ПКФ «ЛОЗА» следует привести классификацию налогооблагаемых доходов, которые, как и при общей системе налогообложения, подразделяются на две группы, а именно на:

  • а) доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в составе которых будет учитываться в основном выручка от реализации;
  • б) внереализационные доходы, к которым относятся доходы, перечисленные в статье 250 НК РФ.

Перечень и тех, и других доходов по сути является открытым, а это говорит о том, что он может быть дополнен. Поэтому при получении доходов, которые не могут быть однозначно отнесены к той или иной группе доходов, ООО ПКФ «ЛОЗА» вправе самостоятельно решить, в составе каких доходов им будут учитываться полученные суммы. Порядок учета таких доходов должен найти отражение в налоговой политике.

При использовании объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, наиболее выгодным вариантом учета таких доходов является признание их доходами от реализации. Это особенно актуально для ООО ПКФ «ЛОЗА», которое параллельно осуществляет деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход. В этом случае возникает обязанность ведения раздельного учета, который нередко базируется на процентном соотношении показателя выручки от конкретного вида деятельности в общем объеме выручки организации. Использование данного приема позволит в части упрощенной системы налогообложения включать в состав налогооблагаемых расходов большую величину расходов, относящихся к обоим видам деятельности одновременно.

Если ООО ПКФ «ЛОЗА», применяющее упрощенную систему налогообложения, уплачивает налог с объекта доходы, уменьшенные на величину расходов, то значительная часть его налоговой политики должна быть посвящена расходам.

Под налогооблагаемыми расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они связаны с получением дохода. Перечень налогооблагаемых расходов жестко ограничен статьей 346.16 НК РФ.

Данная статья дает возможность оценивать покупные товары любым из следующих способов:

  • 1. по средней стоимости;
  • 2. по стоимости единицы товара.

Применяемый метод оценки товаров следует закрепить в налоговой политике.

Если организация привлекает заемные средства, то в налоговой политике следует рассмотреть вопросы признания для целей налогообложения сумм процентов, уплачиваемых за пользование кредитами или займами. При этом рекомендуется в налоговой политике указать состав долговых обязательств организации.

Статья 346.16 не запрещает учитывать в составе налогооблагаемых расходов суммы уплаченных процентов, но ограничивает их размер. Как следует из статьи 269 НК РФ, нормирование процентов налогоплательщик может определять исходя из:

  • а) среднего уровня процентов в части договоров на сопоставимых условиях;
  • б) ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза по долговым обязательствам в рублях и равной 15 % — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

С 01.01.2011 по 31.12.2012 включительно предельная величина налогооблагаемых процентов принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не более ставки Банка России, увеличенной в 1,8 раза по долговым обязательствам в рублях и равной произведению ставки Банка России и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Вариант определения предельной величины процентов нужно закрепить в налоговой политике. Необходимо также привести критерий сопоставимости долговых обязательств.

Как уже было отмечено, ООО ПКФ «ЛОЗА», применяющий упрощенную систему налогообложения, параллельно осуществляет деятельность, в отношении которой уплачивается единый налог на вмененный доход, и поэтому налоговое законодательство требует от налогоплательщика вести раздельный учет. Требования ведения раздельного учета при совмещении двух специальных режимов — упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — имеются как в главе 26.2 НК РФ, так и в главе 26.3 НК РФ.

Глава 26.2 НК РФ говорит о делении доходов и расходов: налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. Глава 26.3 НК РФ настаивает на ведении раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций.

В формировании системы раздельного можно выделить несколько этапов:

  • а) разработка методики ведения раздельного учета. На данном этапе анализируются расходы организации, перечень расходов, относящихся к каждому виду деятельности, определяется перечень расходов, подлежащих распределению. Далее разрабатываются методика распределения общих затрат и порядок списания разделенных расходов на затраты каждого вида деятельности. Для разработки методики распределения затрат проводится анализ законодательства, определяется наличие в НК РФ указаний о самой методике либо общих принципах, которым она должна соответствовать. В случае если имеются пробелы в законодательстве — не прописана методика ведения раздельного учета либо прописаны лишь общие положения — бухгалтеру организации придется заполнить все имеющиеся пробелы путем составления свода правил, согласно которым будут распределяться затраты;
  • б) совмещение разработанной методики ведения раздельного учета с существующей системой ведения учета на предприятии. На данном этапе анализируется методика ведения учета на предприятии процедуры учета доходов и расходов, проводится анализ возможности получения данных для раздельного учета на основании имеющейся системы учета, построенной на предприятии. Иными словами, решается вопрос, можно ли с помощью имеющегося учета вести раздельный учет в соответствии с разработанной методикой. Если система учета на предприятии удовлетворяет всем потребностям раздельного учета, то стоит лишь определить последовательность получения данных для раздельного учета;
  • в) документальное оформление и закрепление методики ведения раздельного учета на предприятии. В данный раздел можно включить такие действия, как отражение разработанной методики ведения раздельного учета в учетной политике предприятия, разработка регистров и документов, в которых будут находить отражение операции по разделению расходов между различными видами деятельности.

Сравнение рекомендуемой для ООО ПКФ «ЛОЗА» упрощенной системы налогообложения с общим режимом налогообложения представлено в таблице 3.2.2.

В результате сравнительной характеристики можно сделать следующие выводы:

  • а) в отношении уплаты налога на добавленную стоимость выявлены несколько отрицательных моментов:
    • 1) если товары импортируются, то налог на добавленную стоимость, взимаемый на таможне со стоимости импортных товаров, платят организации, в том числе перешедшие на упрощенную систему налогообложения;

Методы совершенствования налогового учета на предприятии

Совершенствование налогового законодательства является необходимым для обеспечения стабильности инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также для целей законного наращивания капитала. С этой целью неоднократно предпринимались попытки сформировать концепцию нового налогового законодательства.

Перед государством стоят задачи совершенствования налогообложения прибыли. Одна из важных задач это снижение реальной налоговой нагрузки на товаропроизводителей в сочетании с безусловным обеспечением необходимыми финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней. В определенной мере эта задача будет решена путем снижения ставки налога на прибыль, а также формирования второй части Налогового кодекса. Кроме этого необходимо обеспечить максимально равномерное распределение налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций путем выравнивания налоговой базы. С этой целью автором даны предложения по совершенствованию механизма формирования налоговой базы.

Также рассмотрены модели системного подхода совершенствования налогообложения прибыли организаций, которая направлена на обеспечение оптимального соотношения регулирующей и фискальной функций налога на прибыль организаций в целях улучшения условий для роста экономики РК.

В статье рассмотрены методы совершенствования налогового учета в компаниях, в том числе совершенствования механизма формирования налоговой базы. Также рассмотрены проблемы налогообложения и основные элементы модели системного подхода по совершенствованию налогообложения прибыли.

Совершенствование налогового законодательства необходимо для того, чтобы налог на прибыль как прямой налог выполнял свое основное функциональное назначение — обеспечивал стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. С этой целью неоднократно предпринимались попытки сформировать концепцию нового налогового законодательства.

Перед государством стоят задачи совершенствования налогообложения прибыли. Во-первых, важная задача — снижение реальной налоговой нагрузки на товаропроизводителей в сочетании с безусловным обеспечением необходимыми финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней. В определенной мере эта задача будет решена путем снижения ставки налога на прибыль, а также формирования второй части Налогового кодекса. Во-вторых, необходимо обеспечить максимально равномерное распределение налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций путем выравнивания налоговой базы. Предложениями автора по совершенствованию механизма формирования налоговой базы являются:

  1. Целесообразно отменить механизм создания резервов по сомнительным долгам. Данное новшество будет стимулировать организации устанавливать более жесткий контроль за дебиторской задолженностью и расчетно-платежной дисциплиной в отношениях с контрагентами, что предотвратит возможность отсрочки уплаты налога на длительный срок и повлияет на стабильность и равномерность налоговых платежей в бюджет.
  2. Пересмотреть и отменить возможность принимать к вычету убыток от реализации амортизируемого имущества, т.к. реализация данного имущества с убытком приобрела умышленный и массовый характер в целях минимизации налогообложения прибыли.
  3. Необходимо отменить нормы, позволяющие перенос убытков без ограничений, и оставить в действии существующее ограничение в размере 50% налоговой базы, т.к. новые правила переноса убытков неизбежно приведут к стремлению преднамеренно получать убытки с целью значительного сокращения налоговой базы.
  4. Считаем целесообразным включить специальный критерий переноса убытков для налогоплательщиков-правопреемников, которым является экономическая идентичность основной деятельности реорганизованной организации с основной деятельностью убыточной организации. Это позволит пресечь действия по приобретению убыточного бизнеса исключительно с целью минимизации налогов.

Более того важную роль сыграло бы применение модели системного подхода совершенствования налогообложения прибыли организаций, которая направлена на обеспечение оптимального соотношения регулирующей и фискальной функций налога на прибыль организаций в целях улучшения условий для роста экономики РК.

Основными элементами модели системного подхода по совершенствованию налогообложения прибыли являются:

  1. Введение дифференцированных ставок налога на прибыль организаций в целях выравнивание условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности организаций разных отраслей экономики РК;
  2. Введение инвестиционной льготы для стимулирования роста инвестиций и увеличения собственных источников финансирования капитальных вложений;
  3. Выстраивание системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета, создание регистров налогового учета.

Каждый из элементов модели учитывает соблюдение базовых принципов налогообложения (справедливость и удобство) и направлен на увеличение значения регулирующей функции налога на прибыль, при условии сохранения важной роли этого налога в доходах бюджетной системы РК. Эффективное функционирование механизма налогового регулирования экономики обеспечивается через систему налоговых ставок и льгот.

Результатом реализации в практику налогообложения выше перечисленных элементов модели станет создание условий для роста инвестиций в основные производственные фонды, стимулирование промышленного производства, рост ВВП, снижение налоговой нагрузки на экономику, упрощение системы налогового администрирования.

Рассмотрим каждый из элементов модели более подробно:

В естественных условиях получение прибыли в различных отраслях экономики происходит неравномерно. Поэтому реформирование ставки налога на прибыль необходимо, во-первых, для выравнивания возможностей налогоплательщиков функционировать в рыночных условиях в рамках принципа справедливости налогообложения, а во-вторых, для выполнения функции пополнения доходов бюджета.

Предложенная автором методика дифференцированного применения ставок налога на прибыль для организаций различных отраслей экономики основана на оценке основных показателей их деятельности, оказывающих влияние на формирование налоговой базы и поступления по налогу на прибыль организаций.

Произошло ослабление системы льгот по налогу на прибыль. Такое изменение привело к частичной утрате регулирующих свойств налога на прибыль. Политика снижения ставки по налогу на прибыль и использование механизма ускоренной амортизации при всей их значимости не может эффективно влиять на определенные сферы и направления экономической деятельности.

Отмена инвестиционной льготы и введение механизма ускоренной амортизации не эквиваленты по следующим причинам:

  • применение нелинейного метода амортизации распространяется только на часть основных фондов;
  • механизм ускоренной амортизации является «льготой» косвенной, не приводящей к вычету реальных расходов на инвестиции из облагаемой прибыли, а приводящей лишь к отсрочке уплаты налога;
  • инвестиционная льгота поощряет инвестиции при определенных условиях и предоставляется сразу после факта инвестирования, механизм ускоренной амортизации может быть использован на цели, не относящиеся к инвестированию и, независимо от факта инвестирования, процесс амортизации происходит на протяжении длительного периода времени.

В целях стимулирования инвестиций целесообразно применение и инвестиционной льготы, и механизма ускоренной амортизации.

Восстановление инвестиционной льготы в нашей стране необходимо, в первую, очередь из-за большой изношенности основных производственных фондов и необходимости стимулирования организаций для их обновления. Наибольшая изношенность основных фондов характерна для организаций транспорта и промышленности (58,2% и 53,1%). Кроме того, эффект от повышения норм амортизации основных производственных фондов в первые годы реформы постепенно ослабевает, темпы роста инвестиций попадают в жесткую зависимость от темпов обновления основных фондов.

На основе полученных результатов исследования предлагается ввести инвестиционную льготу для основных средств со сроком полезного использования до 20 лет (к данной категории относятся основных средства с 1 по 7 амортизационную группу, в состав которых входит технологическое оборудование) и только для организаций производственного сектора и транспорта. Льгота на капитальные вложения может быть предоставлена в размере, не превышающем 35% налоговой базы. Размер льготы на капитальные вложения был определен на основе данных, согласно которым в структуре инвестиций в основной капитал доля оборудования с 1 по 7 амортизационную группу составила от 34,3% до 35,7%. При этом необходимо установить дополнительное ограничение на использование данной льготы: ограничить период, в течение которого организация может реализовать основные производственные фонды, по которым была использована льгота, — 5 лет.

Следующим элементом предложенной автором модели является совершенствование системы налогового учета. Выделение 25 главой НК РК налогового учета в отдельный самостоятельный вид учета привело к ситуации, когда организации вынуждены вести два параллельных вида учета, что значительно увеличивает объем учетной работы и расходы организаций на ее ведение. Автором предлагается ведение налогового учета и формирование налоговой базы на основе данных бухгалтерского учета с применением корректировок. В действующей в настоящее время системе налогового учета следует установить единые унифицированные регистры, что снимет проблему отсутствия единых подходов к отражению данных налогового учета налогоплательщиками и упростит контроль налоговым органам.

С целью уменьшения вносимых налоговой системой искажений нами предлагаются следующие меры:

  • налогообложение всех видов доходов по дифференцированной ставке;
  • меры по совершенствованию базы налогообложения, предусматривающие минимизацию искажающих эффектов, связанных с базой налога, но с учетом необходимости создания препятствий для уклонения от уплаты налога.

Вышеописанные предложения касаются прежде всего совершенствования законодательства по налогообложению со стороны государства, далее следует рассмотреть совершенствование политики налогообложении на предприятии.

При определении дохода организации мы считаем необходимым использовать исключительно метод начислений при одновременном введении симметричного метода учета затрат, на основе возникновения обязательств. Помимо изложенных выше аргументов, можно привести еще и следующий, подтверждающийся Казахстанской практикой. Существующее право выбора между кассовым методом и методом начислений для целей налогообложения создает возможности как для налогового планирования, так и для прямого уклонения от налогообложения путем создания аффилированных посредников, которые, реализуя продукцию организации-производителя, не только используют трансфертные цены, но и не перечисляют ему (или перечисляют с задержкой) причитающиеся суммы. В случае регистрации указанных посредников в налоговых убежищах снижаются их обязательства по налогам, а у организации-производителя продукции в случае задержки платежей не возникает обязательств по налогу на прибыль и отсутствуют средства для уплаты других налогов. Причем к моменту уплаты задолженности, возникающие налоговые обязательства обесцениваются. Кроме того, использование метода начислений поможет снизить привлекательность бартера, как одной из форм ухода от налогообложения Можно также предположить, что в случае, когда организация имеет основания ожидать задержки платежей от своих покупателей, оно вынуждено назначать завышенную цену с учетом ожидаемого срока погашения задолженности. В этой ситуации возникает дискриминация покупателей, своевременно выполняющих условия договора. В реальном выражении цена, которую они уплачивают за идентичную продукцию, становится неоправданно завышенной. В условиях инфляции ставка дисконтирования возрастает.

Переход на обязательное ведение бухгалтерского учета реализованной продукции и прибыли по факту отгрузки продукции, а не ее оплаты, т.е. переход с кассового метода учета на метод счетов (начислений) позволит предотвратить отрицательное воздействие на доходы бюджета политики организаций, заключающейся в стремлении отложить возникновение налоговых обязательств на возможно более поздний срок и снизит негативные стимулы развития кризиса взаимных неплатежей организаций.

Разумеется, возможны ситуации возникновения налоговых обязательств, превышающих средства, доступные организации для их уплаты. Возможно увеличение числа организаций, подлежащих банкротству. Предлагается допустить возможность рассрочки на год по налоговым обязательствам, возникающим в силу перехода на новый порядок учета. Издержки, которые потребуются на переходный период, должны окупиться в дальнейшем уменьшением масштабов уклонения от налогообложения, снижением стимулов к использованию бартера и денежных суррогатов в расчетах, а также общим оздоровлением экономической ситуации.

Выше описывались общие для всех налоговых систем проблемы, возникающие при попытке оценить прирост капитальной стоимости на начисленной основе. В РК многие из этих проблем в силу несовершенства рынков, в первую очередь финансовых, приобретают особую остроту. Поэтому представляется маловероятным, чтобы в случае попытки обложения капитальных приростов на начисленной основе выигрыш от этой меры мог превысить издержки по ее реализации.

Начисление амортизации необходимо осуществлять по принципу уменьшающегося остатка для укрупненных групп оборудования Данная схема имеет ряд преимуществ. Прежде всего, амортизация, начисленная по принципу уменьшающегося остатка, ближе к истинной экономической амортизации, чем начисленная линейным методом. Кроме того, использование укрупненных групп упрощает как процедуру учета активов и определения размера амортизации, так и проверку правильности ее осуществления.

В Налоговом Кодексе предлагается определение амортизации по принципу уменьшающегося остатка для укрупненных групп оборудования. Полагается, что начисление амортизации целесообразно начислять в соответствии с продолжительностью налогового периода ежегодно. Для этой цели следует пересчитать нормы амортизации на ежегодные по формуле:

d г =1- (1-d м) 12,

где d г — годовая норма амортизации,

d м — соответствующая месячная норма амортизации, причем полученные годовые нормы амортизации имеет смысл округлить, по крайней мере, до целых значений.

Преимущество ежегодного начисления в том, что в течение налогового периода не требуется делать бухгалтерских проводок, связанных с амортизацией, отчетность организации в этом случае более проста и легко проверяема.

При использовании этого метода возникают две проблемы. Во-первых, как начислять амортизацию для активов, введенных в эксплуатацию в течение года. Возможны следующие варианты:

начислить за первый год амортизацию пропорционально числу полных месяцев службы актива, то есть для актива стоимостью P со сроком использования k месяцев за год и нормой амортизации d разрешенный за первый год вычет составит

d Ч = (k/12) P,

где d Ч — амортизация пропорциональная числу полных месяцев службы актива; k — количество месяцев;

Р — стоимость актива.

Этот путь привел бы к более точной оценке, но за счет усложнения учета и увеличения затрат налоговых органов в случае проверки правильности учета на организациях. Более того, такой метод ежемесячного начисления амортизации обеспечивает еще большую точность при сопоставимой сложности учета. Поскольку основной целью предлагаемой системы является упрощение учета и сокращение издержек организации и налоговых органов, такой способ представляется нецелесообразным;

  • вторым возможным вариантом является начисление половины годовой амортизации для вновь вводимых в эксплуатацию активов независимо от точной даты начала их использования. В этом случае сохраняется условие простоты, но амортизация будет начисляться даже на те активы, которые вступили в строй 31 декабря текущего года;
  • в третьем варианте амортизация не начисляется для активов, вступивших в строй во второй половине года, и начисляется в полном объеме для активов, используемых начиная с первого полугодия.

Третий вариант выглядит более приемлемым для достижения поставленных целей. Аналогичный подход предлагается применять в случае реализации.

Вторая проблема возникает в связи с бесконечным сроком амортизации. Если не требовать необходимости физического наличия актива для целей инвентаризации в течение заранее заданного срока эксплуатации, возможны злоупотребления. Например, продажа приобретенного актива за наличные или (в случае с активами, которые могут использоваться и организацией, и физическими лицами) передача его одному из владельцев или работников организации вместо дивидендов или оплаты труда с последующим начислением амортизации.

Установление комбинированной системы с начислением амортизации сначала по методу убывающего остатка, а потом линейно, усложнило бы учет.

Также необходимо установить для каждого амортизационного пула срок обязательного наличия активов и их эксплуатации, исчисляемый для групп активов вместе с нормой амортизации. Для этой цели можно предложить следующую формулу расчета:

где T — срок обязательного наличия актива (число лет),

d — годовая норма амортизации по методу убывающего остатка,

g — доля первоначальной стоимости актива, меньше которой должна по истечении T лет стать остаточная стоимость единицы актива, квадратные скобки означают функцию «целая часть числа».

Необходимо выбрать g =0,1, то есть актив должен предъявляться при инвентаризации, пока его остаточная стоимость не станет меньше 0,1 первоначальной (при отсутствии индексации). В этом случае, например, для активов с нормой амортизации 10% предельный срок составит 21 год, при норме амортизации 25% — 8 лет, при норме амортизации 45% — 3 года.

Предложения в отношении исключения инфляции включают освобожденную от налогообложения переоценку активов в соответствии с инфляцией, а также регистрацию по рыночным правилам для финансовых активов с приростом и ущербом на начисленной основе.

Отсутствие в налоговой системе механизмов корректировки воздействия инфляции на результаты учета может иметь ряд негативных последствий. Прежде всего, если бы поведение налогоплательщика не изменялось, инфляция приводила бы к росту налогового бремени за счет уменьшения в учете издержек в реальном выражении.

Но при этом изменение поведения налогоплательщика, вызванное данным ростом налогового бремени, может включать уклонение от уплаты налогов, утечку капитала, снижение инвестиционной активности, что в результате может спровоцировать снижение реальных и даже номинальных налоговых поступлений, несмотря на то, что в отсутствие поведенческой реакции инфляция должна сопровождаться их ростом.

Для расчёта скорректированной в соответствии с инфляцией налогооблагаемой прибыли предлагается последовательно осуществить шесть шагов:

  1. Следует увеличивать в соответствии со специальным индексом стоимость номинированных в рублях необоротных активов. Полученный результат следует включить в налогооблагаемую прибыль.
  2. Оборотный капитал, номинированный в рублях, за исключением товарно-материальных запасов на начало периода не индексируется.
  3. Измеренную в тенге величину акционерного капитала фирмы на начало периода необходимо увеличить с учётом соответствующего показателя темпа инфляции. При этом стоимость акционерного капитала равна либо разнице между всеми активами организации и всеми его обязательствами, либо сумме начального акционерного капитала и нераспределенной прибыли. Полученный результат следует вычесть из налогооблагаемой прибыли.
  4. Следует также увеличить с учётом соответствующего темпа инфляции величину всех кредитных инструментов в случае, если по условиям займа предусматривается корректировка остатка основной суммы займа с учётом инфляции и определение ставки процента в реальных величинах (т.е. за вычетом соответствующего показателя темпа инфляции).
  5. Поправка на инфляцию в отношении кредитных инструментов в рублёвом выражении не производится при отсутствии соответствующего положения в кредитном соглашении.
  6. Расчёт амортизационных отчислений производится на основе стоимости активов, скорректированной с учётом инфляции.
  7. Стоимость товарно-материальных запасов на начало периода индексируется с учётом инфляции. Расчёт себестоимости реализованной продукции производится на основе скорректированных (определенных с учетом необходимых поправок на инфляцию) величин. При этом в принципе можно допустить использование как метода средневзвешенной стоимости, так и метода FIFO, переоценка ТМЗ смягчает различия в результатах учета по каждому из этих методов.
  8. Поскольку осуществляется корректировка не всех счетов баланса, возможно возникновение неравенства между величиной активов и суммой акционерного капитала и обязательств. Для сохранения баланса в этом случае формируется строка «расхождение», которая содержит разность между стоимостью активов и обязательств в сумме с акционерным капиталом.

Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию налогового законодательства по налогу на прибыль позволят усилить регулирующее влияние налога на прибыль на экономику и эффективно перераспределить налоговую нагрузку между организациями различных отраслей экономики.

Список использованной литературы

Пути совершенствования формирования финансовой отчетности предприятия

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

  • 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • 2) создание инфраструктуры применения Международной системы финансовой отчетности (МСФО);
  • 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.

Основные пути совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в России:

  • 1. Установление этапности перехода к формированию консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО для различных групп организаций. Эта задача должна решаться в подготавливаемом проекте федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» и дальнейшего его распространения на другие группы организаций.
  • 2. Проведение комплекса работ по формированию российских стандартов — положений по бухгалтерскому учету, в связи с уточнением действующей редакции МСФО. Требуется корректировка уже утвержденных положений по бухгалтерскому учету, разработка и утверждение новых, вытекающих из новой редакции МСФО. Особо стоит вопрос о создании понятийного аппарата-глоссария по нормативной базе бухгалтерского учета.
  • 3. Проведение исследования специфики применения МСФО организациями — профессиональными участниками рынка ценных бумаг, негосударственными пенсионными фондами, страховыми организациями и иными финансовыми институтами с целью определения возможности более глубокого применения отдельных норм международных стандартов финансовой отчетности для раскрытия информации об их финансовой деятельности.
  • 4. Осуществление специальных мероприятий по работе с Международными стандартами финансовой отчетности (перевод МСФО на русский язык и его сопровождение, работа в Наблюдательном комитете Совета по международным стандартам финансовой отчетности, участие в работе по тестированию бухгалтеров на знание МСФО и др.). Необходимо наладить наблюдение за практикой применения МСФО при формировании финансовой отчетности российскими организациями и проведения аудита достоверности указанной отчетности.
  • 5. Повышение эффективности регулирования бухгалтерского учета в стране на основе широкого участия профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей и других заинтересованных общественных организаций в разработке проектов нормативных правовых актов, рекомендаций и комментариев в области бухгалтерского учета.
  • 6. Законодательное обеспечение применения принципов, содержащихся в МСФО (уточнение гражданского законодательства, налогового законодательства, финансового права, подготовка изменений и дополнений в редакции федеральных законов «О бухгалтерском учете» и «Об аудиторской деятельности»).
  • 7. Совершенствование системы бухгалтерского учета потребует внесения изменений в процесс подготовки и переподготовки кадров учетных работников, специалистов смежных областей экономики (аудиторов, финансистов). Для этой цели необходимо осуществить формирование системы мониторинга содержания учебных программ, включая программы дополнительного профессионального образования.

Значительная работа должна быть проведена по разработке программ обучения руководителей предприятий и организаций основам ведения бухгалтерского учета и анализа консолидированной финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО.

8. Укрепление сотрудничества с органами, осуществляющими регулирование бухгалтерского учета ведущих стран мира, а также с Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Будет продолжена работа по унификации систем бухгалтерского учета в странах членах — СНГ в рамках деятельности Координационного совета по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ.

Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.

Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности.

Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.

Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.

Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности, определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.

Совершенствование бухгалтерского учета на предприятии

Совершенствование бухгалтерского учета на предприятии позволяет выстроить рациональную учетную схему и добиться эффективного взаимодействия всех причастных подразделений. Как этого достичь, расскажем в нашем материале.

Этапы совершенствования организации бухучета

Оптимизация структуры службы бухучета

Автоматизация и компьютеризация учетного процесса

Рекомендации по организации внутреннего контроля в компании

Итоги

Этапы совершенствования организации бухучета

Совершенствование бухгалтерского учета на предприятии —многогранный, систематический и целенаправленный процесс. В его составе можно выделить несколько важных этапов:

  • выстраивание и совершенствование структуры службы бухучета;
  • детальная проработка положений учетной политики и поддержание ее актуальной версии;
  • внедрение современных технологий обработки учетной информации;
  • контроль за безусловным и своевременным выполнением графика документооборота;
  • анализ и оценка применяемой системы учета, проработка возможности применения наиболее рациональной и эффективной ее формы в рамках действующего законодательства;
  • построение и улучшение СВК (системы внутреннего контроля);
  • иные этапы (в зависимости от устанавливаемых руководством задач, масштабов и структуры фирмы, специфики ее деятельности и др.).

Детально об отдельных этапах расскажем в следующих разделах статьи.

Поскольку бухучет — это непрерывный процесс сбора, регистрации, систематизации и обобщения информации, совершенствование бухучета в первую очередь направлено:

  • на устранение причин недостаточной оперативности и несовершенства средств обработки учетной информации;
  • достижение оптимального баланса между потребностью руководства фирмы в необходимой информации и возможностями бухучета (необходимость полноты, своевременности и качества учетной информации);
  • формирование посредством бухучета информации, позволяющей пользователям принимать эффективные управленческие решения, и т. д.

Важными звеньями процесса совершенствования бухучета являются также:

  • выстраивание эффективного взаимодействия системы бухучета с организацией производства, планированием и управлением;
  • использование современных достижений математики и кибернетики для организации и улучшения системы бухучета.

Совершенствованием каких учетных вопросов занимается государство — см. материал «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

Оптимизация структуры службы бухучета

Совершенствование структуры службы бухучета — это комплекс мероприятий, включающий:

  • регулярный анализ работы каждого структурного отдела бухгалтерской службы (по учету ОС и НМА, расчету ЗП, учету МПЗ и т. д.);
  • пересмотр должностных инструкций исполнителей, корректировка их с учетом потребностей учетного процесса и запросов внутрифирменных пользователей учетной информации;
  • проведение собеседований с работниками бухгалтерии с целью выявления «узких» и проблемных зон учетного процесса;
  • подбор и корректировка функциональных обязанностей исполнителей (при совмещении участков учета) с целью наиболее рационального использования рабочего времени и трудовых ресурсов;
  • формирование внутрибухгалтерских подразделений с учетом психологической совместимости сотрудников, что позволяет создать рабочий микроклимат коллектива и избежать конфликтов;
  • осуществление связи с другими подразделениями компании, являющимися как поставщиками первичной учетной информации (менеджерами, мастерами и др.), так и линейным и высшим руководством (пользователями информации) — это позволит оперативно решать проблемные вопросы взаимодействия всей указанной иерархической цепочки;
  • иные мероприятия (в зависимости от структуры и масштабов компании, разнообразия видов деятельности и др.).

Чем крупнее фирма и разветвленнее структура, тем объемнее по численности бухгалтерская служба и сложнее процесс ее взаимодействия с иными подразделениями и структурными единицами.

Чтобы бухгалтерия не страдала от отсутствия надлежащей оперативности и слаженного взаимодействия с другими структурными единицами компании, необходимо разработать внутренний локальный акт, описывающий всю многогранность учетных взаимосвязей внутри компании, позволяющий каждому исполнителю осознать важность его действий в общем учетном процессе.

Данный внутрифирменный акт необходимо внедрить в повседневный трудовой процесс и осуществлять постоянный мониторинг его исполнения.

Изучайте многообразие внутрифирменных локальных актов с материалами нашего сайта:

  • «Положение о системе управления охраной труда — образец»;
  • «Положение о служебных командировках — образец 2015–2016»;
  • «Положение об оплате труда работников — образец-2015».

Автоматизация и компьютеризация учетного процесса

Бухгалтерские службы уже давно сдружились с компьютером, и встретить ручной учет у отечественных коммерсантов практически невозможно.

Компьютеризация учетного процесса позволяет:

  • обрабатывать огромные массивы информации;
  • осуществлять регламентные операции нажатием одной клавиши, что уменьшает риск учетных ошибок и снижает затраты времени бухгалтера;
  • формировать разнообразные отчеты;
  • проводить анализ информации;
  • наладить взаимодействие по получению и обмену информацией посредством создания системы АРМ (автоматизированных рабочих мест);
  • оперативно использовать учетную информацию на всех этапах управления предприятием;
  • осуществлять иные функции.

Чтобы автоматизация и компьютеризация способствовали совершенствованию учетного процесса, недостаточно закупить компьютерную технику и запустить учетную программу.

Эффективность автоматизации и ее влияние на совершенствование учетного процесса зависят от множества аспектов:

  • степени обученности персонала и наличия соответствующих навыков работы с программами;
  • умения пользователей формулировать задачи своего участка учета перед системными администраторами (или иными компьютерными специалистами) с целью наладки существующих модулей под специфику работы фирмы и иные производственные нюансы;
  • наличия в штате фирмы программистов со знанием основ бухучета;
  • иных аспектов.

Подробнее узнать о бухгалтерских программах поможет материал «Обзор программ для учета расходов и доходов организации».

Рекомендации по организации внутреннего контроля в компании

Система внутреннего контроля (СВК) — это один из элементов, способных оказывать существенное влияние на совершенствование бухучета в компании.

ВНИМАНИЕ! Все коммерсанты обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни в соответствии со ст. 19 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Компании, попадающие под обязательный аудит, обязаны организовать внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности.

СВК представляет собой процесс:

  • организуемый и осуществляемый представителем собственника (руководством или иными сотрудниками);
  • осуществляемый с помощью специальных методик и процедур;
  • способствующий обеспечению достаточной уверенности в достижении целей: надежности отчетности, эффективности и результативности хозопераций, соответствия действующим нормативным актам.

СВК способствует совершенствованию учетного процесса, поскольку:

  • является средством для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
  • способствует обеспечению сохранности активов;
  • позволяет своевременно предотвратить (выявить, исправить) ошибки и (или) искажение информации.

Функционирование СВК основано на систематическом контроле:

  • за хозяйственными операциями;
  • первичными учетными документами;
  • обоснованностью применения норм, распределения затрат и др.;
  • соответствием нормативных показателей плановым и т. д.

С особенностями внутрифирменного финансового контроля знакомьтесь с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

  • «Формы, виды и основные методы финансового контроля»;
  • «План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю».

Итоги

Совершенствовать бухучет необходимо любой компании. Процесс совершенствования включает множество этапов: от рационального построения бухгалтерской службы до организации эффективно работающей системы внутреннего контроля.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Одним из недостатков в организации бухгалтерского учета на предприятии является отсутствие графика документооборота.

График документооборота — это схема, которая описывает движение первичных документов на фирме от момента их создания (получения) до момента передачи на хранение. Как правило, график составляют под руководством главного бухгалтера. Руководитель должен утвердить его в составе учетной политики фирмы.

В общем виде схема документооборота на предприятии представлена на рисунке 9.

Рисунок 9 — Организация документооборота на предприятии

Отсутствие графика документооборота не наказуемо, однако его наличие гораздо облегчает работу бухгалтерии. Документооборот, организованный по графику:

  • — позволяет ускорить прохождение каждым первичным документом весь путь — от оформления и проверки до обработки;
  • — способствует равномерному распределению учетной работы в течение всего рабочего времени;
  • — повышает производительность труда счетных работников;
  • — способствует усилению контрольных функций бухгалтерского учета;
  • — способствует повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ;
  • — повышает эффективность всей учетной работы организации.

Таким образом, первым этапом совершенствования является разработка бухгалтерией графика документооборота и, соответственно, внесение изменений в учетную политику предприятия. Возможный вариант графика документооборота представлен в приложении 4.

Необходимо также отметить, отсутствие в учетной политике, какого либо упоминания об организации первичного учета. Как правило, в учетной политике делается хотя бы оговорка: «применять бланки первичного учета, утвержденные Государственным комитетом». Если бухгалтерией используются самостоятельно разработанные формы документов, то они перечисляются, а сами формы выносятся в приложение к учетной политике.

Таким образом, после разработки графика документооборота, будет целесообразным внести в учетную политику предприятия следующие пункты.

  • 1. Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
  • 2. Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты, порядок составления которых установлен Положением о бухгалтерских отчетах и балансе.
  • 3. Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, принятие к учету, обработка, передача в архив) регламентируется графиком. Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию осуществляет главный бухгалтер.

Также существенной недоработкой является отсутствие информации об оценке активов предприятия.

Рассмотрим, какие методы оценки основных средств и нематериальных активов разрешены к применению российским и международным законодательством.

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной стоимости с применением индекса инфляции или путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

В соответствии с МСФО 16 «Основные средства» объект основных средств должен быть изначально оценен по фактическим затратам на его приобретение или строительство (cost).

Для оценки основных средств в финансовой отчетности после первоначального признания МСФО 16 предусматривает два подхода. Первый подход, являющийся основным, предполагает отражение по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и, если таковые имеются, накопленных убытков от обесценения актива (accumulated impairment losses).

Второй подход, допускаемый МСФО, является альтернативным. Он заключается в отражении объектов основных средств по переоцененной стоимости, являющейся его справедливой стоимостью (fair value) на дату переоценки за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения. Принимая решение о переоценке основных средств, компания должна иметь в виду, что стандарт требует:

  • — проводить их достаточно регулярно, чтобы балансовая стоимость (carrying amount) существенно не отличалась от справедливой стоимости на отчетную дату;
  • — раскрывать балансовую стоимость каждого вида основных средств, которая отражалась бы в финансовой отчетности, если бы активы учитывались согласно основному подходу (т.е. первоначальную стоимость за вычетом накопленной амортизации и убытков от обесценения).

Справедливой стоимостью объекта основных средств, будь то земля, здание или оборудование, является, как правило, его рыночная стоимость (market value), определяемая путем оценки, производимой в большинстве случаев профессиональными оценщиками.

Таким образом, и в отечественном учете и в международных стандартах отражено следующее: если предприятием принимается решение проводить переоценку, то она должна производиться: регулярно; путем пересчета взяв за основу рыночные цены.

Следовательно, целесообразным является отразить в учетной политике предприятия следующие моменты: будет ли производиться переоценка; каким методом будет она производиться (предпочтительным является метод переоценки путем пересчета с учетом рыночных цен, так как данный метод нашел отражение и в международных и в отечественных стандартах) если будет принято положительное решение; и, наконец, как регулярно.

Помимо этого целесообразным является внедрение в организацию бухгалтерского учета на предприятии элементов управленческого учета.

Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью.

Управленческий учет — это составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений. Содержание управленческого учета определяется целями управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями.

Согласно другому определению управленческий учет представляет собой процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия, используемой для планирования, управления и контроля.

Его предназначение — обеспечить информацией руководителей различных уровней внутрифирменного управления, ответственных за достижение конкретных производственных целей. Информация, необходимая для принятия оперативных управленческих решений, в первую очередь, относится к издержкам производства и поэтому должна поступать в максимально короткий срок. Она обобщается или детализируется в соответствии с потребностями управления и формируется с учетом задач перспективного развития организации.

В соответствии с международными стандартами информация управленческого учета может быть представлена как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении, в ней допустимы приблизительные и примерные оценки.

Принципы организации управленческого учета предприятие определяет самостоятельно в зависимости от конкретных потребностей. Здесь оно свободно в выборе методов его ведения. Подробные, детальные отчеты в управленческом учете могут составляться ежемесячно, а по отдельным видам деятельности, центрам ответственности — еженедельно, ежедневно, а в некоторых случаях — немедленно.

Содержание управленческого учета определяется целями управления, оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от четко разработанной стратегии компании. Но признаки, характеризующие его как целостную информационно-контрольную систему предприятия, остаются неизменными, это непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Система управленческого учета позволяет:

  • — определить стратегию развития бизнеса, сформулировать цели и выработать пути их достижения;
  • — разработать систему сбора, консолидации и анализа информации, как финансовой, так и нефинансовой, которая быстрее сигнализирует о проблемах (например, количество отказов клиентов быстрее, чем уменьшение прибыли, сигнализирует о снижении качества продукции);
  • — повысить эффективность управления денежными средствами компании;
  • — установить систему взаимоотношений между структурными подразделениями, организовать эффективную многоступенчатую систему внутреннего контроля на предприятии;
  • — создать систему управления затратами с целью их оптимизации;
  • — внедрить систему бюджетирования;
  • — принимать обоснованные управленческие решения, как стратегические, так и оперативные.

Другим важнейшим моментом является определение сущности управленческого учета.

Сущность управленческого учета — это интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия. Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить главную особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом. Предметом управления является процесс воздействия на объект или процесс управления в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление воздействует на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля. Именно эти функции выполняет управленческий учет, образуя свою систему, которая отвечает целям и задачам управления.

Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:

  • — производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
  • — хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.

В системе управленческого учета его объекты имеют определенное специфическое отражение. Прежде всего, производственные ресурсы отражаются по состоянию, в движении, целесообразности изменения в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражают объекты управленческого учета в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учета. Для управления процессами оптимизации результатов хозяйственной деятельности управленческий учет использует методы различных дисциплин: учета (бухгалтерского, оперативного, статистического), анализа, контроля, стратегического и оперативного управления, экономики предприятия, математические методы и др.

Основные задачи, которые решает управленческий учет посредством использования этих методов следующие:

  • — объективная оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия;
  • — оценка и контроль результатов деятельности отдельных структурных подразделений и ответственных лиц;
  • — принятие краткосрочных и долгосрочных управленческих решений.

Для внедрения элементов управленческого учета предлагается учет прибыли по центрам ответственности.

Для реализации предложенного направления сначала необходимо дополнительно ввести счета 26 «Общехозяйственные расходы» и 25 «Общепроизводственные расходы».

Данный порядок следует отразить в учетной политике предприятия и внести соответствующие корректировки в рабочий план счетов.

Рассмотрим особенности учета прибыли по центрам ответственности. Поскольку управляющие центров прибыли несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений (выручки с продаж и прочих доходов), то отчеты, используемые в системе учета по центрам ответственности для оценки центров прибыли, обычно имеют форму отчетов о прибыли. Эти отчеты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли (прибыли от операций или от основной деятельности). Эти стандартные показатели публикуемой отчетности предприятий могут быть применены и к отдельным подразделениям (центрам прибыли).

Валовая прибыль центра прибыли рассчитывается по формуле: валовая прибыль центра прибыли = чистая выручка от продаж — производственная себестоимость реализованной продукции, где чистая выручка от продаж = выручка от продаж на сторону + выручка (возможно, условная) от продаж своей продукции (работ, услуг) другим центрам ответственности данного предприятия по трансфертным ценам — предоставленные скидки и возврат; производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) = = прямые затраты по оплате труда + прямые материальные затраты + накладные расходы данного центра ответственности.

В простейшем случае стандартный отчет о прибыли заканчивается для центров прибыли на показателе валовой прибыли, которая и является критерием оценки деятельности центра. Остальные показатели отчета о прибыли определяются и рассчитываются только на уровне предприятия в целом (см. таблицу 3).

Таблица 3 — Отчет о прибылях центра прибыли

Отчетность центров прибыли может быть расширена до показателя операционной прибыли, представляющего собой валовую прибыль данного центра, уменьшенную на величину относимых к нему операционных расходов. Операционные расходы — это затраты, не относящиеся к производственным, расходам продукта и, следовательно, не входящие в производственную себестоимость.

Операционные расходы — это часть затрат отчетного периода, включающая расходы на реализацию (коммерческие), общие и административные (общехозяйственные) расходы, но не включающая выплачиваемые проценты за кредит и налог на прибыль. Если такие расходы осуществляет само предприятие, то в его отчете о прибыли отражается их величина, относимая к данному периоду.

Кроме того, на каждый центр прибыли следует отнести часть операционных расходов предприятия в целом, понесенных для его блага. Некоторые из этих расходов легко увязать с конкретным подразделением.

Некоторые операционные расходы (например, расходы предприятия на оплату юридических и аудиторских услуг, отчисления в государственные органы и другие организации, комплексные виды страхования) трудно проследить непосредственно до центров прибыли и распределить их можно только на производственной основе. С другой стороны, включение в отчеты центров прибыли неконтролируемых распределяемых (возможно, как процент от объема продаж) централизованных расходов, к которым внутренние структурные единицы не относятся, как утверждают американские специалисты, может иметь свои плюсы. В этом случае руководители подразделений проявят больше интереса к тому, на что именно предприятие расходует деньги.

Не следует чрезмерно усложнять процедуры распределения и перераспределения затрат между подразделениями. Главное, чтобы расчеты были понятны управляющему и он мог исходя из динамики таких затрат обосновывать свои действия и принимать решения.

Относиться к оценке деятельности подразделений (центров прибыли) по отчетам о прибыли, доведенным до показателя операционной или даже чистой прибыли, нужно с осторожностью, поскольку использование произвольных методов распределения централизованных операционных расходов может привести к искажению операционной прибыли как показателя деятельности данного центра. По этой причине отчеты о прибыли могут иметь форму, несколько отличную от стандартной, приведенной в таблице. При так называемом контрибуционном подходе подчеркивается вклад каждого подразделения в чистую прибыль всего предприятия и покрытие совокупных операционных расходов. Суть в том, что операционные расходы, относимые на центр прибыли, подразделяют на прямые (которые могут быть непосредственно и точно отнесены на данный центр) и косвенные (которые не могут быть непосредственно увязаны с центром). В этом случае в отчет о прибыли центра прибыли можно ввести новый промежуточный показатель (на котором может заканчиваться отчетность центра) — остаточный доход центра прибыли, рассчитываемый как разница между его валовой прибылью и его прямыми операционными расходами. Этот показатель дает более надежную и более увязанную с объектом учета информацию, чем операционная прибыль подразделения. Для предприятия, состоящего из двух подразделений, а ООО «Старый Парк» состоит именно из двух подразделений (пиццерия и гриль), форма совмещенного отчета о прибыли представлена в таблице 4.

Таблица 4 — Отчет о прибыли центра прибыли

Другой вариант альтернативного отчета о прибыли — форма, в которой вместо валовой прибыли отражается показатель маржинальной прибыли, что подчеркивает роль переменных затрат в формировании результативного показателя. Такая форма отчета о прибыли называется таблицей маржинальной прибыли.

В эту форму могут входить следующие показатели:

  • — чистая выручка с продаж подразделения (центра прибыли);
  • — переменные расходы (включая переменные расходы, входящие в производственную себестоимость реализованной продукции, и переменные операционные расходы);
  • — маржинальная прибыль подразделения (центра прибыли);
  • — прямые постоянные расходы (входящие и в себестоимость, и в операционные расходы);
  • — остаточный доход до косвенных расходов;
  • — косвенные постоянные расходы (входящие и в себестоимость, и в операционные расходы);
  • — операционная прибыль подразделения (центра прибыли).

Необходимо отметить, что показатель остаточного дохода до косвенных расходов позволяет более достоверно оценить вклад подразделения (центра прибыли), чем показатель остаточного дохода подразделения, ибо он снимает влияние произвольности распределения косвенных расходов, отнесенных на производственную себестоимость продукции центра прибыли (например, в производственную себестоимость его продукции могут входить распределенные на основе нормативов или другим образом затраты обслуживающих (вспомогательных) производственных центров).

Таким образом, отчеты о прибыли, где сопоставляются соответствующие (как правило, контролируемые) величины затрат и поступлений центров прибыли, — это второй уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности.

Применительно к нашему предприятию центрами прибыли будут выступать пиццерия и гриль, более мелкие центры прибыли выбирать не рекомендуется, это потребуются значительные затраты времени, так как данные расчеты являются трудоемкими.

Помимо введения дополнительных счетов следует ввести учет выручки и затрат отдельно по направлениям пиццерия и гриль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *