Социального партнерства

  • автор:

Содержание

§ 5. Представители сторон социального партнерства

и их правовой статус

Право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений осуществляется сторонами социального партнерства через своих представителей, правовой статус которых закреплен в главе 4 (ст. 29-32) ТК РФ.

1. Представители работников и их правовой статус

(ст. 29-32ТК РФ)

Согласно ст. 29ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

В соответствии с ч. 1 ст. 29ТК РФ четко определены два возможных вида представителей интересов работников — это:

а) профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

или

б) иные представители, избираемые работниками на общем собрании (конференции) в случаях, предусмотренных ТКРФ.

Как правило, реализация права работников на представительство своих интересов в социальном партнерстве осуществляется профессиональными союзами и их объединениями.

Важно обратить внимание на различие представителей интересов работников, указанных в ч. 2и3 ст. 29ТК РФ, в зависимости от формы и уровня и социального партнерства. Так, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективных договоров и других формах социального партнерства, указанных вч. 2 ст. 29ТК РФ, интересы работников во взаимоотношениях с работниками на локальном уровне представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

В случаях проведения коллективных переговоров, заключения или изменения соглашений и других формах социального партнерства, указанных в ч. 3 ст. 29ТК РФ, интересы работников представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов <1>. Известно, что в числе работников имеются нередко и такие, которые по тем или иным причинам не являются членами созданной у данного работодателя первичной профсоюзной организации. Интересы таких работников также могут быть представлены в различных формах социального партнерства на условиях, предусмотренных вст. 30ТК РФ (в новой редакции).

<1> Подробнее об этом см. в главе 9данного пособия.

В ходе ее анализа важно обратить внимание на то, что первичные профсоюзные организации и их органы во всех формах социального партнерства (ст. 27ТК РФ) на локальном уровне представляют интересы работников данного работодателя, которые являются членами соответствующего профсоюза.

Но в ТКРФ определены также случаи и порядок, когда первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах.

Так, согласно ч. 2 ст. 30ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. Например, по организации труда и управлению трудом, участию работников и профессиональных союзов в установлении и применении трудового законодательства в случаях, установленных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 1ТК РФ). Такие отношения именуются в науке трудового права коллективными трудовыми отношениями.

При отсутствии у данного работодателя объединений работников в какие-либо первичные профсоюзные организации, а также если ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена в законом установленном порядке представлять на локальном уровне интересы всех работников в социальном партнерстве, то в таких случаях для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Таким образом, наряду с первичной профсоюзной организацией (при указанных выше условиях) по существу может избираться иной представитель интересов работников. При этом, как особо обращается внимание в ч. 2 ст. 31ТК РФ «наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий».

В этой статье ТКРФ отражены важнейшие положения Конвенции 1971 г. N 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях» и Рекомендации 1971 г. N 143 с аналогичным названием. Они ориентируют на установление цивилизованных взаимоотношений иных представителей работников и профсоюзных организаций, одновременно осуществляющих свою деятельность. В соответствии со ст. 5 Конвенции N 135, когда на одном и том же предприятии существуют как профсоюзы, так и выборные представители работников, должны приниматься соответствующие меры, чтобы выборные представители не использовались для подрыва позиций заинтересованных профсоюзов. Важно поощрять их сотрудничество по всем общим вопросам, в соответствующем решении которых заинтересованы и выборные представители, и профсоюзы (и их представители).

ТКРФ обязывает работодателя «создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников». Имеются в виду не только представители в лице профсоюза, но и иные представители работников. В общей форме на эти обязанности по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников в соответствии с трудовым законодательством, указывается вст. 32ТК РФ. Однако они существенно конкретизированы вст. 377ТК РФ (в нов. ред.) применительно к условиям деятельности первичной профсоюзной организации.

Стороны социального партнерства

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Стороны социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.

Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.

Кто может быть сторонами социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти. У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них. Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.

Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.

Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.

Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.

Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.

Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.

Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.

Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.

Стороны социального партнерства: понятие

В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон. Различают определенные формы социального партнерства. В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.

Система социального партнерства имеет несколько уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • уровень предприятия.

На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.

Стороны социального партнерства, то есть работники и работодатели, выполняют свою функцию.

Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.

Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:

  • стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
  • Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
  • Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
  • Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
  • Соблюдение сторонами норм законодательства.
  • Наделение сторон необходимыми полномочиями.
  • Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
  • Реальность накладываемых обязательств.
  • Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
  • Контроль за соблюдением всех указанных условий трудового договора.
  • Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.

Права и обязанности работников

Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:

  • заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
  • получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
  • рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
  • получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
  • отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
  • получать все необходимые данные об условиях труда;
  • повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
  • иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
  • участвовать в управлении предприятием согласно закону;
  • вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
  • иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
  • разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
  • рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
  • получать социальное страхование.

Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:

  • выполнять свои трудовые функции;
  • гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
  • соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
  • выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
  • беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
  • ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.

Правомочия работодателей

Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:

  • оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
  • соблюдать все нормы трудового законодательства;
  • обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
  • оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
  • проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
  • рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
  • гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
  • обеспечивать работникам необходимые условия труда;
  • компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.

В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:

  • заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
  • требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
  • требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
  • вознаграждать за хорошо выполненную работу;
  • проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
  • защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
  • проводить необходимые коллективные переговоры;
  • создавать внутренние документы организации.

Социальное партнерство

Под социальным партнерством подразумевается система общественных институтов, формирующих механизмы согласования интересов всех участников взаимоотношений, как в производственном процессе, так и в других видах сотрудничества.

Основные его участники – работники и работодатели. Партнерство осуществляется на принципах равного сотрудничества. Социальное партнерство – это важнейший элемент социальной направленности в современной рыночной экономике.

Понятие и уровни социального партнерства

В социальном партнерстве интересы работников представляют профсоюзные организации, интересы работодателей, соответственно – союзы предпринимателей. При трипартистской системе третьей стороной выступает непосредственно государство, которое гарантирует выполнение всех достигнутых соглашений. Интересы всех сторон согласовываются путем переговоров, в процессе которых стороны договариваются обо всех вопросах партнерства (условия труда, его оплата, социальные гарантии).

Замечание 1

Социальное партнерство – понятие, закрепленное в Трудовом кодексе, и являющееся новым методом современного регулирования трудовых отношений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Согласно Трудовому кодексу социальным партнерством называется система определенных взаимоотношений, которые осуществляют работники и работодатели, а также органы государственной власти. Направлена эта система на обеспечение согласованности все вопросов урегулирования всех взаимоотношений в обществе, связанных с трудом.

Сторонами данного партнерства являются сотрудники и работодатель либо их законные представители. Государственная власть через регулирующие органы также может выступать в роли одной из сторон партнерства, в том случае, если сама является работодателем. Социальное партнерство происходит в следующих формах:

  • Взаимные консультаций или переговоры по вопросам трудовых отношений;
  • Обеспечение гарантий для сторон трудовых отношений;
  • Совершенствование трудового законодательства;
  • Осуществление коллективных переговоров в целях заключения коллективных договоров и соглашений;
  • Участие работников либо их представителей в управлении организацией;
  • Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых конфликтов и споров.

Социальное партнерство происходит на шести уровнях, куда входят:

  • Федеральный уровень, где устанавливаются основы для регулирования отношений в сфере труда на территории всей страны;
  • Региональный уровень. Здесь устанавливаются нормы регулирования отношений в данном субъекте рф;
  • Отраслевой уровень – в рамках той или иной отрасли;
  • Территориальный уровень – регулирование на муниципальном уровне;
  • Локальный уровень – устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Основные принципы социального партнерства

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они следят за соблюдение добровольности в принятии обязательств. Эти обязательства, которые стороны принимают на себя, должны быть реально выполнимы. Выполнение условий коллективных договоров и соглашений обязательно, и должно подвергаться систематическому контролю.

Некоторые принципы, на которых осуществляется социальное партнерство, закреплены законодательством. Это соблюдение всеми сторонами партнерства существующих норм и законодательных актов, а также полномочность для представителей любой из сторон. К тому же, без уважения к участникам процесса, и без учета интересов всех сторон, в течение переговоров невозможно обеспечить равноправие. Равноправие является обязательным условием при подписании коллективных договоров и соглашений, и в процессе контроля над их выполнением. Запрещается любое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно сотрудников, что обеспечивает свободу выбора и обсуждения вопросов. Все стороны должны быть заинтересованы в участии в договорных отношениях.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРЕДПРИЯТИИ

Учебные цели:

• раскрыть сущность, функции и направления социального партнерства на предприятии;

• определить задачи системы социального партнерства;

• осветить содержание системы регулирования социально-трудовых отношений на предприятии;

• раскрыть сущность и содержание коллективного договора;

• охарактеризовать зарубежный опыт социального партнерства.

Социальное партнерство в предприятии сущность и функции

Важным элементом в деятельности служб управления персоналом является обеспечение социальной защиты работников предприятия, реализация идей социальной справедливости в пределах предприятия, удовлетворение более широкого круга потребностей, чем просто материальное обеспечение. Социальная защита персонала позволяет предприятию представить себя коллективным членом сообщества, продемонстрировать понимание социальной ответственности и нужд своих работников, стремление гибко реагировать на различные их потребности, обеспечивая тем самым атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, что является основой эффективного взаимодействия на предприятии. Конечно, не во всем и не всегда предприятие может обеспечить удовлетворение потребностей своих сотрудников, но стремление к этому и реализация этого стремления конечно высоко ценится коллективом и вызывает положительное отношение к предприятию и его руководства. Так, кадровая политика, элементом которой является социальная защита персонала, является показателем внутренней этики предприятия, составляет его имидж.

Несмотря на имеющиеся различия в интересах, в основе взаимоотношений предприятия и персонала составляет партнерство в достижении общих целей, сотрудничество и взаимопонимание.

Социальное партнерство — такая система отношений между наемными работниками и собственниками средств производства, при которой признаются разногласия экономических интересов различных социальных групп и право каждого из них отстаивать свои интересы через поиск компромиссов, путей взаимопонимания и сотрудничества в условиях согласия.

Социальное партнерство на предприятии — это система мероприятий, обеспечивающая сотрудничество наемных работников с работодателями. Такое сотрудничество осуществляется постоянно на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров, коллективных договоров и соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения. Специфической формой партнерства на предприятии является трипаратизм (включает три составляющие), то есть привлечение к переговорам представителей исполнительной власти. Такое сотрудничество может быть постоянной или нерегулярной (только в случаях обострения ситуации).

Идеологической и теоретической основой социального партнерства является признание:

• необходимость существования в обществе разных социальных групп со своими специфическими функциями;

• объективности различий и конфликта их интересов, борьбы между

социальными группами;

• возможности ввести эту борьбу в цивилизованные рамки и добиться ее конструктивного результата в виде взаимоприемлемого и общественного развития, отвечает перспективным задачам, компромисса.

Социальное партнерство, следовательно, есть не что иное, как признание конфликта и введение его в легитимные и конструктивные рамки. Оно строится на принципе равенства партнеров и их способностей договориться между собой. Социальное партнерство тесно связано с понятиями производственной, экономической и социальной демократии.

Становление системы социального партнерства прошло долгий и сложный путь. Когда работники начали объединяться в профессиональные организации (в 1867 г..), Уже тогда были начаты первые попытки социального партнерства посредством переговоров и консультаций между представителями наемной рабочей силы и работодателями. Первые коллективные договоры вошли в практику в конце XIX в. во Франции, США и Великобритании. Однако прошло много лет, прежде чем коллективно-договорные системы получили законодательного закрепления.

Постепенно система коллективно-договорных переговоров, заключение соглашений получила официальный статус и стала одним из ключевых элементов социально-трудовых отношений во многих странах, а с 1993 года — и в Украине, когда в июле был принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях».

Таким образом, общественное мнение прошла путь от отрицания социального партнерства как формы насилия над свободным рынком и свободой предприятий к осознанию объективной необходимости согласования интересов различных слоев населения.

Применение силовых средств (забастовок) только усиливают раскол в обществе, приводят к дальнейшему разрушению производства, обострение экономической ситуации.

Здравый смысл и мировой опыт убеждают, что быстрее и эффективнее выйти из кризиса можно в условиях социального мира и согласия в обществе и, прежде всего, на производстве.

Становление рыночных отношений обязательно приводит к поиску и нахождения той или иной модели отношений между собственниками средств производства и собственниками рабочей силы, к преодолению противоречий, которые возникают между ними. При всем разнообразии моделей, в целом их можно разделить между двумя полюсами, двумя идеями. Первая — идея классовой борьбы, вторая — идея социального партнерства. В мире есть сторонники как первой, так и второй идеи.

Идеология социального партнерства глубоко проникла в социально-трудовые отношения стран с рыночной экономикой. Поэтому социальное партнерство является основным для нашего государства как в данный период, так и на будущее. Украина стоит перед необходимостью перехода от экономики индустриального типа к экономике научно-технической или, как ее называют, информационной экономики, ее существенная черта — изменение роли работника в процессе производства.

Компьютеризация и автоматизация производства ведут к уменьшению доли простого труда и увеличение доли сложной, творческой работы. Происходит своеобразное «очеловечивания» производства. При таких условиях работника очень трудно принуждать к высокоэффективному труду, его надо поощрять. Это поощрение, как показывает опыт Японии, Западной Европы, осуществляется путем привлечения работников к участию в управлении производством, в основе которого заключается социальное партнерство, выступает составным элементом общественной жизни.

Последние достижения управленческой теории и практики подтверждают, что в основу построения системы управления персоналом необходимо закладывать идею социального партнерства, которая предусматривает сотрудничество нескольких контрагентов, объединенных единой целью.

Социальное партнерство является специфической формой социальных отношений между тремя субъектами (триада) рыночной экономики: государством, наемными работниками и работодателями. Основные положения социального партнерства отображаются в законодательных актах, прежде всего, в Конституции. Для регулирования условий оплаты труда заключаются соглашения о минимальной заработной плате, тарифные соглашения и тому подобное.

Социальное партнерство формируется как специфическая, необходимая составляющая рыночных отношений. Это — отношения между наемными работниками и собственниками предприятий (работодателями). Наемные работники через свои объединения (профсоюзы) и владельцы средств производства через свои представительные органы и являются двумя сторонами социального партнерства на различных уровнях: от производственного до общенационального. Третьей специфической стороной является государство или местное самоуправление, которые устанавливают правила игры для двух других сторон социального партнерства и для органов власти.

Система регулирования отношений между наемными работниками и работодателями с участием государства называется трипаратизмом.

Необходимость регулирования отношений между сторонами возникает как на уровне предприятия, так и на национальном уровне. В предприятиях осуществления социального партнерства происходит на основе коллективного договора.

Сторонами социального партнерства выступают первичные носители прав и интересов наемных работников и собственников средств производства. Профсоюзные комитеты, советы, объединения работодателей, органы исполнительной власти и местное самоуправление реализует делегированные им полномочия и выступают сторонами переговоров, сторонами коллективного договора (коллективного договора), сторонами коллективного трудового спора или конфликта. Исходя из этого, социальное партнерство — это урегулированная нормами права специфическая система двух- или трехсторонних общественных коллективных правоотношений между собственниками средств производства (работодателями), наемными работниками и государством (с местным самоуправлением) или их представительными органами в процессе реализации прав и интересов сторон по социально экономических и трудовых вопросов.

Согласно Закону Украины «О социальном партнерстве» определяются такие формы сотрудничества:

• консультации, переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, совместное решение коллективных трудовых споров;

• организация примирительных и арбитражных процедур;

• участие в работе органов социального партнерства;

• рассмотрение и решение претензий и разногласий;

• контроль за выполнением совместных договоренностей.

Однако, перечисленным нельзя ограничиваться, ибо практика приводит другие формы сотрудничества, которые есть в Украине и за ее пределами, в частности, производственном уровне — это участие работников в управлении производством, в корпоративных правовых действиях (распределение прибыли, доходов от собственности и т.п.), в управлении средствами обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Договорный процесс социальных партнеров — это механизм преобразования социально-экономических интересов сторон в конкретное право, защищаемое законом.

Социальное партнерство в экономике рассматривается как этическое понятие и организационный принцип.

Практика показывает, что многие проблемы предприятия решается проще, если стороны (работодатели и наемные работники) являются партнерами, а не группами, ориентированными на конфликт. Социальное партнерство предполагает признание определенного уровня взаимной зависимости и солидарности в межличностных и социальном контексте. Принимая во внимание общечеловеческие ценности, делается попытка в интересах сторон участников преодолеть то, что их разъединяет.

Как организационный принцип, социальное партнерство — это, с одной стороны, преодоление давления авторитарных бюрократических структур владельцев предприятий, а с другой — страхование односторонних эгоистических групповых действий наемных работников.

Кроме этого, социальное партнерство предполагает признание различного рода социальных интересов отдельных общественных групп и предоставления им права участвовать в формировании и принятии решений по вопросам распределения валового продукта. Одновременно это означает отход от веры в утопическую социальную гармонию. Социальный мир рассматривается как следствие активного сотрудничества партнеров, их взаимных усилий.

Социальное партнерство — интегрирующий элемент рыночной экономики, а виды и принципы сотрудничества зависят от того, на каком уровне осуществляется социальное партнерство. Различают социальное партнерство на предприятии и социальное партнерство вне предприятия, но во всех случаях оно предполагает готовность к взаимопониманию и стремление к социальному выравнивания.

Социальное партнерство выполняет три функции (рис. 12.1):

• защитную — выравнивание шансов работников, недопущения изменения условий труда не в пользу работника;

• организационную — гласность и четко определен порядок заключения сделок, их стандартизация и тому подобное;

• миротворческую — на период действия соглашения не допускаются трудовые конфликты, не предъявляются новые требования.

Социальное партнерство направлено на (рис. 12.2):

• привлечение работников к участию в управлении предприятием (производственная демократия)

• финансовое участие работников, то есть участие в собственности и доходах (экономическая демократия)

• заключение соглашений и коллективных договоров;

• регулирование социально-трудовых отношений;

• проведение переговоров на национальном, региональном и местном уровнях.

Главными задачами системы социального партнерства в Украине следует считать (рис. 12.3):

• привлечение всех субъектов общественных отношений к управлению и преодоления на этой основе монополии в распределении созданного продукта;

• усиление мотивации к труду для обеспечения высоких результатов работы как необходимого условия повышения качества жизни;

• устранение недоразумений и противоречий относительно намерений сказала:, и представляют законные интересы каждой из сторон;

• достижения взаимного стремления к выполнению намеченных программ, способствующих утверждению в обществе социального мира и согласия.

При этом, в процессе реализации этой системы должны быть решены такие важные проблемы:

• формирование новой мотивационной поведения субъектов общественных отношений, которая соответствует требованиям конкурентного рынка;

• основания социально-трудовых отношений, определяющих равноправие всех форм собственности (на землю, капитал, средства производства и рабочую силу) и устанавливают недискриминационные условия формирования их стоимости;

• устранение факторов социальной напряженности в обществе и уменьшение на этой основе негативных экономических последствий;

• создание условий для постепенного формирования эффективного собственника.

Социальное партнерство следует воспринимать как форму существования различных субъектов общественных отношений, которые становятся партнерами в процессе производства. Став заинтересованными участниками единого процесса, сторонами партнерства на принципе сотрудничества и поиска компромиссов, согласования действия в реализации своих интересов, они договариваются на демократических началах об оптимальных параметрах социально-экономического развития, определяют условия создания и распределения произведенного продукта и обязуются их выполнять. По сути, социальное партнерство это новая система общественных отношений, которая должна обеспечить принципиально отличный тип распределения продукции на демократических принципах, а именно — на основе договоренности о доле созданного валового продукта каждого субъекта.

Социальное партнерство должно стать:

• элементом формирования социальной политики, определяет уровни и формы ответственности за невыполнение условий соглашения (выявление недоверия ответственному лицу, освобождение от должности, возмещение материального ущерба)

• организационным принципом организации отношений собственности, по согласованию с партнерами определяет равные условия создания рынка труда, средств производства, капитала через согласование политики налогов, цен, заработной платы.

Социальное партнерство, базирующееся на основе соответствующей законодательной базы, четких принципах, балансе интересов всех сторон партнерства, в значительной мере способствует экономическому развитию государства, достижению согласия и социального мира в обществе.

Следует помнить, что рыночной экономике присущи как социальное сотрудничество, так и социальные конфликты. В связи с этим Верховная Рада Украины приняла Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Для усиления примирительной работы в 1998 году в Украине создано независимое Национальной службе примирения.

Законодательная база, созданная в Украине с учетом международного опыта, норм и положений конвенций и рекомендаций МОТ, позволит успешно решать основные задачи социального партнерства.

За последние годы нашей страной ратифицировано 50 конвенций МОТ по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и социального партнерства.

Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *