Социальное партнерство ДОУ

  • автор:

Социальное партнёрство

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Для ПАО «ДЭК» основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль над выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

В ПАО «ДЭК» социальное партнерство осуществляется в формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальным партнером ПАО «ДЭК» являются областные, краевые организации Всероссийского «Электропрофсоюза».

Социальное партнерство в ПАО «ДЭК» осуществляется по следующим направлениям:

  • Регулирование социально-трудовых отношений;
  • Организация мероприятий по охране труда
  • Организация отдыха детей сотрудников;
  • Организация корпоративных спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Благотворительность

Помимо своей основной деятельности ПАО «ДЭК» считает благотворительность и социальные программы важнейшими направлениями своего участия в жизни и развитии региона. В связи с этим, ПАО «ДЭК» выступает лидером в области корпоративной социальной ответственности. Основным инструментом реализации политики социальной ответственности компании является благотворительность.

Приоритетным направлением благотворительной деятельности ПАО «ДЭК» является поддержка социально-незащищенных слоев населения, нуждающихся в особом внимании и помощи, а также финансирование социально значимых объектов и организаций — больниц, домов престарелых, детских домов, учебных учреждений и учреждений культуры, спортивных организаций.

Н. Ю. Конасова, А. И. Канатов

(Санкт-Петербург)

Взаимодействие школы с социокультурными институтами

КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В статье анализируются современные подходы к организации сетевого взаимодействия школ, с одной стороны, и учреждений дошкольного образования, дополнительного образования детей, с другой стороны. Также рассматриваются проблемы сотрудничества школы с учреждениями культуры, обосновываются новые направления работы с родителями учащихся

В современных условиях эффективное использование возможностей образовательной среды школы является одним из важных механизмов достижения актуальных образовательных результатов.

Задачи расширения образовательной среды актуализируются для администрации, педагогов общеобразовательных учреждений в силу целого ряда причин.

Во-первых, содержание программ модернизации образования в России направлено на оптимизацию как внутренних, так и внешних ресурсов (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы].

Значимыми положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» являются расширение взаимодействия школы с ее социокультурным окружением (открытость образовательного учреждения контактам с другими образовательными учреждениями, предприятиями, организациями, референтными группами, располагающими ресурсами, необходимыми для решения задач повышения качества образования]. Очевидно, что «задача формирования ключевых компетенций в различных сферах деятельности не под силу одной школе, которая не может обеспечить ни широту социальных контактов, ни развитие навыков организации многообразных видов деятельности, составляющих адаптационную основу развития личности в современном социуме. Столь же очевидно, что силами одной отдельно взятой школы вряд ли будет решена задача полноценной профилизации образования» , понимаемой как развитие не только теоретической, но и практической готовности к осознанному выбору сферы профессионального самоопределения.

Во-вторых, наблюдается моральное устаревание технологий взаимодействия с образовательной средой, эффективных в условиях школы авторитарного типа (программы совместной деятельности школы и учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, производственных учреждений, программы работы с родителями]. В современной ситуации любые программы, ориентированные на предписание, освоение жестко регламентированных норм (если это не нормы действующего законодательства], резко упали в спросе и справедливо воспринимаются как консервативные программы вчерашнего дня.

В-третьих, вступают в противоречие программы воспитания в семье и в школе; школьные культурно-образовательные программы и те образцы культурного производства, которые осваиваются самостоятельно через другие источники; школьные профориентационные программы и современные технологии построения профессиональной карьеры.

Все вышеуказанные причины и являются основанием для реализации программы формирования образовательной среды школы на новой модернизационной основе.

Постановка задач формирования образовательной среды школы в современный период может быть реализована на основе анализа проблем взаимодействия школы с различными образовательными институтами и социальными партнерами, выявления уже существующего, эффективного в современных условиях опыта взаимодействия с образовательной средой, проектирования перспективных моделей отношений школы и среды.

Развитие образовательной среды школы как средства повышения результативности

образования используется в педагогической практике достаточно широко.

Школой освоена практика сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры. С развитием демократических принципов организации общества входит в практику взаимодействие школы с общественными организациями и объединениями.

К достигнутым в педагогической практике результатам использования социокультурного окружения можно отнести развитие общего кругозора учащихся, расширение поля индивидуального выбора образовательных программ и программ социальной практики, освоение различных форм коммуникации. Некоторые из представленных результатов можно отнести к массовой практике, другие являются скорее достижением передового педагогического опыта.

В условиях модернизации образования неизбежен процесс ревизии достигнутого, который обнажает проблемы недостаточности одних результатов, повышение значимости других. Этот процесс затрагивает взаимоотношения школы и социокультурной среды.

Оценка опыта взаимодействия школы и социокультурной среды позволяет выделить в нем определенные противоречия с основными направлениями модернизации образования.

Взаимодействие школы и дошкольных образовательных учреждений.

Из всех педагогических результатов дошкольного образования школу, как правило, интересуют те, которые определяют готовность ребенка к изучению предметов в начальной школе. Однако цели дошкольного образования не сводятся к подготовке детей к обучению в школе. Они включают в себя приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие у него положительного самоощущения, развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению, формирование у детей знаний об окружающем мире, опыта коммуникативной, игровой, познавательной деятельности. Дошкольное образование имеет своей целью также развитие компетентности детей в сфере отношений к миру, к людям, к себе, а также включение детей в разные формы сотрудничества со взрослыми и детьми разного возраста.

Результаты, соответствующие перечисленным выше целям, далеко не всегда становятся объектом внимания и оценки школы, а в связи с этим и основой для обеспечения преемственности дошкольного и школьного образования.

Создание условий для обеспечения такой преемственности может стать элементом школьной программы управления качеством образования. Одним из способов создания этих условий является привлечение специалистов дошкольных учреждений к анализу процесса адаптации первоклассников к новой для них среде, к новому образу жизни. Могут принести пользу и традиционные методы взаимодействия школы и учреждения дошкольного образования — ознакомление учителей начальной школы с педагогическим процессом в ДОУ, ознакомление будущих первоклассников с условиями учебы в школе.

Опыт взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей.

Анализ программ развития школы, опыта работы учреждений дополнительного образования детей показывает, что в массовой педагогической практике школой в основном используются ресурсы дополнительного образования для расширения спектра образовательных и досуговых программ для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Это прежде всего совместные программы художественной, эстетической направленности. Так, в массовой практике известен опыт организации для школьников «творческих дней», которые представляют собой организованные посещения учащимися начальной и основной школы объединений домов творчества. Этот опыт имеет и позитивные и негативные результаты. В тех случаях, когда программа творческих дней выстроена в определенный образовательный цикл, с продуманными педагогическими задачами, происходит приращение образовательного опыта, а учащиеся, как правило, выбирают коллектив дополнительного образования для самостоятельных занятий. В случаях, когда творческие дни организованы по остаточному принципу, занятия в них ведутся педагогами, которым необходимо обеспечить «учебную нагрузку» (в дополнительном образовании это, как правило, педагоги с низкой квалификацией]. Вне зависимости от результативности творческих дней, вне зависимости от качества их подготовки эта форма совместной дея-

тельности предназначена для ознакомления учащихся с различными видами творчества (художественного, прикладного, технического]. Именно поэтому она не применяется в старшей школе, где необходимы либо специализация и углубление полученных на первоначальном этапе умений и навыков, либо расширение спектра направлений дополнительного образования. На расширение спектра программ для старшеклассников средствами дополнительного образования идут лишь отдельные школы. Наиболее распространена практика использования ресурсов дополнительного образования для реализации профильных программ общеобразовательных учреждений повышенного уровня (лицеев, гимназий]. Это, как правило, программы практического знакомства с будущей профессией (учителя, дизайнера, экскурсовода и др.], которые реализуются педагогами дополнительного образования на базе собственного учреждения. Такого рода программы дают положительные результаты, так как учащиеся получают возможность попробовать себя в профессии на практике. В то же время опыт распространения таких программ, как и их спектр, абсолютно недостаточен для того, чтобы все старшеклассники смогли познакомиться с профессиями, с которыми хотели бы связать свою жизнь.

Неоднозначен и опыт совместной организации школой и учреждениями дополнительного образования досуговых программ. В этой сфере также самая проблемная зона -старшеклассники. Школа и учреждения дополнительного образования в ряде регионов (Санкт-Петербург, Москва и др.] достаточно успешно реализуют во внеурочное время совместные программы праздников, программы сюжетных и ролевых игр для учащихся начальной и основной школы. Однако, как свидетельствует анализ опыта, в том числе представленный в практике работы школ Санкт-Петербурга, количество досуговых мероприятий от начальной к старшей школе сокращается в несколько раз. Качественный анализ досуговых программ для старшеклассников, в том числе программ, подготовленных при поддержке учреждений дополнительного образования, свидетельствует, что в основном эти программы копируют современные игровые телевизионные шоу и шоу прошлых лет. Педагогическая целесообразность организации таких программ достаточ-

но сомнительна, а образовательный результат сводится к предъявлению случайного набора разрозненных сведений.

Взаимодействие школы и учреждений культуры.

Состояние современного общества, фактическая смена общественно-экономической формации привели к тому, что роль семьи в формировании культурного опыта детей резко уменьшилась. Произошло резкое расслоение уровня занятости и связанного с ним благосостояния родителей. У одной категории родителей стало меньше времени на воспитание детей, развитие их культурного кругозора. У другой категории родителей, пополнивших группу люмпенизированного населения, на развитие культурного опыта ребенка нет ни средств, ни желания. В этой ситуации резко возросла роль школы как навигатора в мире культуры. Анализ опыта показывает, что школа справляется с этой функцией лишь отчасти. Несомненно, что во многом благодаря школе, ее обширной просветительской деятельности учащиеся ориентированы в мире классической культуры. Об этом свидетельствуют, например, опросы учащихся старших классов школ Санкт-Петербурга . Эти опросы показывают, что абсолютному большинству старшеклассников известны названия наиболее крупных отечественных и зарубежных учреждений культуры, они уверенно ориентируются в их функциях, на элементарном уровне могут реализовать выбор того или иного культурного учреждения для решения задач образования или досуга. В то же время результаты тех же опросов и опросов, проведенных ранее, показывают, что функцией информирования роль школы в большинстве случаев и ограничивается. Большинство совместных программ школы и учреждений культуры — это программы информационные, просветительские. Форма их реализации не многим отличается от урочной деятельности, их основная цель — формирование базы знаний. Программы совместной деятельности школы и учреждений культуры, основанные на активном, творческом освоении культурных ценностей, по-прежнему остаются редкостью. Если в мире классической культуры школа все же является ориентиром, то отношение к современным культурным образцам формируется на основе случайного опыта групповых оценок сверстников, поверхностных, рассчитанных на рекламу программ,

транслируемых средствами массовой информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимодействия с родителями как педагогическими партнерами.

Программы взаимодействия школы с родителями как педагогическими партнерами -традиционное направление деятельности эффективно работающих образовательных учреждений. Наиболее продуктивными моделями массовой практики в этом направлении является реализация совместных программ сопровождения развития ребенка в процессе образовательной деятельности. Такого рода программы включают в себя практику совместного обсуждения проблем детей, индивидуальное консультирование, формирование системы информирования родителей об особенностях образовательного процесса, требованиях к уровню подготовленности учащихся на разных ступенях обучения в школе. Подобные программы эффективны, но не всегда достаточны для формирования сообщества родителей как активных субъектов образовательной деятельности. Так, эти программы не всегда в состоянии повлиять на потребительское отношение родителей к школе, привлечь столь необходимые ей средства, не только материальные, но и кадровые. Эти программы, как правило, направлены на сотрудничество с родителями как воспитателями, которым школа дает рецепты, обеспечивающие успешное прохождение этапа обучения ребенка в школе. Школой зачастую оказывается востребованным коммуникативный потенциал родителей, их культурный, образовательный, профессиональный опыт. Школа далеко не всегда готова привлечь родителей к общественной оценке достигаемых результатов, к процессам образовательного менеджмента и маркетинга.

Очерченный круг проблем взаимодействия школы и социокультурного окружения, влияющего на формирование ее образовательной среды, далеко не полон, но даже выделенные кризисные зоны свидетельствуют о том, что потенциал программ взаимодействия школы с возможными социальными и педагогическими партнерами нуждается в дальнейшем развитии, а сами программы в совершенствовании и корректировке.

Процесс управления качеством образования, его связь с программой модернизации актуализирует целый ряд проблем формирования образовательной среды школы, без

решения которых невозможно выйти на новые образовательные результаты

В ходе экспериментальной работы по проекту Национального фонда подготовки кадров «Школьная программа управления качеством образования» (2006], результаты которого были опубликованы в пособии «Эффективное управление школой в современных условиях», был сформулирован ряд научных положений , использованных при проектировании программ развития школ различных регионов России :

1. Формирование готовности личности к решению разного класса проблем невозможно обеспечить освоением только учебного содержания школьных предметов. В этой связи одной из задач управления качеством образования становится формирование образовательной среды, способствующей расширению круга значимых проблем, освоению ключевых компетенций, обеспечивающих социализацию личности в современном мире. Потенциал образовательной среды должен быть достаточным для того, чтобы в него оказались включены учащиеся всех возрастов. Уменьшение влияния социокультурного окружения на образовательную среду школы (например, на старшей ступени обучения] может привести к утрате значимости полученных ранее результатов, нарушению преемственности, системности обучения.

2. Формирование ключевых компетенций как необходимый результат школьного образования предопределяет отказ от педагогических технологий, ограниченных лишь информированием учащихся в различных сферах деятельности, актуализирует использование технологий, нацеленных на практическое освоение алгоритмов деятельности, их использование в творческой практике саморазвития. Это в равной степени относится к технологиям организации как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся, предъявляет определенные требования к содержанию программ совместной работы школы и учреждений культуры.

3. Изменение целей и ожидаемых результатов образования приводит к утрате некогда важных направлений совместной деятельности школы и образовательных учреждений других типов и видов. Негативным следствием этого может явиться обеднение образовательной среды школы, утрата ею связей с социокультурным окружением.

В условиях изменения целей, очевидно, необходимы переоценка имеющегося опыта, формирование школой запроса на новые формы сотрудничества с образовательной средой.

4. Ориентация концепции модернизации образования на развитие форм педагогического партнерства актуализирует поиск новых форм включения родителей в образовательную среду школы. Этот процесс предусматривает моделирование нового и применение уже существующего опыта использования кадрового, образовательного потенциала родителей, включение их не только в процесс сопровождения образовательной деятельности учащихся, но и в проектирование и реализацию этой деятельности.

Литература

1. Эффективное управление школой в современных условиях : учеб. пособие / под ред. О. Е. Лебедева. — СПб.: КАРО, 2006. — 272 с.

5. Социокультурная микросреда школы как фактор обеспечения качества образования и развития личности : программа развития государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 477 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2007-2012 годы . — URL: http://school477.narod.ru/notes/program_raz-vitiya1.doc

———^————

Очевидно, что весь перечисленный круг проблем невозможно решить силами одной школы. В зависимости от условий, особенностей социокультурного потенциала функции одних и тех же организаций и лиц будут различны, как будут различаться комбинации программ совместной деятельности. Тем не менее, запуск программ совместной деятельности возможен по единому алгоритму. Его построение целесообразно спроектировать в технологии факторного, аналогового анализа опыта решения проблем развития образовательной среды, отражающего пути достижения актуальных образовательных результатов.

«Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника»

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом.

Современный детский сад должен стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это предполагает превращение ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья». Дошкольное учреждение приобретает большое значение, как субъект социального партнерства. По мнению французского философа Поля Риккёра, современный человек предельно расширяет представление о самом себе: «Я – тот, кто действует». При такой позиции важной становится инициатива. Современное ДОУ должно стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса, значимых не только для дошкольного сообщества, но и для жителей микрорайона или города.

Таким образом, социально — активное образовательное учреждение — это учреждение, целью которого является развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед учебным заведением, так и перед обществом в целом.

Социально — активная деятельность нашего дошкольного учреждения предполагает постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому родителю и педагогу успешно реализовать свои творческие способности. Для этого в нашем детском саду разработан проект «Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника», который представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

  • -партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
  • -партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
  • -партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:

работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

взаимодействие с учреждениями образования, спорта, культуры;

с семьями воспитанников детского сада.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов. Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.

Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный. Его цель — определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, округа, города и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

Следующий этап – практический. Его цель — реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.

И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Цель Проекта:

Использовать возможность социума микрорайона ДОУ для создания единой воспитательной системы.

Задачи Проекта:

-Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
-Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.

-Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.

-Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.

-Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

Предполагаемый результат:

1.Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.

2.Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.

3.Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

4.Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

5.Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.

Работа над проектом предполагается проводиться по следующим направлениям:

1. Деятельность ДОУ как социокультурного центра микрорайона/

Работу нашего ДОУ планируем построить на идеях социокультурного комплекса:

  1. Идея открытости ДОУ позволит нам открыть двери образовательного учреждения для всех граждан микрорайона и города.
  2. Идея спортивно-оздоровительной деятельности в ДОУ поможет создать систему спортивно-досуговой и оздоровительной деятельности с воспитанниками и приобщить значительную часть детей и их родителей к здоровому образу жизни.
  3. Идея художественно-эстетического воспитания дошкольников даст возможность осуществления комплексного подхода к развитию художественных способностей и формированию эстетических вкусов детей.
  4. Идея коммуникативно-познавательного воспитания детей ориентирует на ознакомление с миром природы (экологическое воспитание), развитие устной речи, формирование элементарных математических представлений.
  5. Идея нравственного воспитания детей направлено на формирование гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине.

Мы считаем, что таким образом деятельность социокультурного центра поможет:

— улучшить физическое, психическое и нравственное здоровье детей,

-социально адаптироваться в современных условиях,

— овладеть цивилизованными способами общения с детьми и взрослыми.

  1. Организация взаимодействия ДОУ с социальными партнёрами/

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения

Задачи:

Родители

Педагоги

медицинский персонал, инструктор по гигиеническому воспитанию

  1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактической и оздоровительной работы.
  2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
  3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.

Основные направления:

— Оздоровительное

— Санитарно-просветительское

— Физическое

— Психоэмоциональное благополучие.

Предполагаемые результаты:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • овладение участниками образовательного процесса навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
  • достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в семье и ДОУ.

Взаимодействие со спортивными учреждениями

(по худ.гимнастике)

Хоккейный клуб

«Энергия»

(по футболу)

ДОУ ЦРР – д/с №3 «Снежинка»

№37

Педагоги

Родители

Задачи:

1.Объединить усилия педагогов дошкольного образования, родителей и педагогов дополнительного образования для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе «ребенок-педагог-родитель».

2. Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности.

3. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивать представления об особенностях хоккея, спортивной гимнастики , теннисного спорта и других видах спорта.

4. Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение здорового образа жизни всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.

Основные направления:

  • Спортивно-досуговое;
  • Личностно – ориентированное;
  • Мотивационное;
  • Физкультурно – просветительское.

Предполагаемые результаты:

  • положительная мотивация к здоровому образу жизни и культуре здоровья всех участников образовательного процесса: активный совместный отдых, посещение кружков, секций оздоровительного направления, активное участие в спортивных соревнованиях;
  • рост профессионального уровня воспитателя, педагогической компетенции родителей, использование полученных знаний в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
  • повышения уровня физической подготовленности детей к обучению в школе.

Блок II Взаимодействие с учреждениями культуры

Цель блока: формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры.

Родители

Педагоги

Задачи блока:

  1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
  2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
  3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Основные направления:

  • эстетическое;
  • духовно-нравственное;
  • художественно-творческое;
  • культурно-просветительское.

Предполагаемые результаты:

  1. создание культурно — педагогической системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры ;
  2. эстетическая развивающая среда, способствующая гармоничному развитию участников образовательного процесса;
  3. коллектив единомышленников, грамотно реализующий современные

подходы в художественно – эстетическом воспитании детей;

  1. вхождение ребенка в социокультурное пространство города, обеспечивающие его всестороннее развитие и дальнейшего успешного обучения в школе;
  2. повышение художественно – эстетической культуры участников образовательного процесса.

Основные формы организации социального партнерства:

Совместные мероприятия;

Коллективно-творческие мероприятия;

Информационно-просветительские мероприятия;

Разработка и реализация совместных проектов, акций;

Кружковая работа с привлечением специалистов.

Блок III Взаимодействие с учреждениями образования.

Цель блока: Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ с учреждениями образования. Выработка общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста.

Педагоги

гимназии

Педагоги ДОУ

Родители

Задачи блока:

  1. Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы и высшего учебгого заведения.
  2. Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.
  3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе, посредством педагогического взаимодействия.

Основные направления:

  • информационное;
  • методическое;
  • практическое.

Предполагаемые результаты:

  1. создание партнерского взаимодействия в системе «Школа – ДОУ – Семья» в подготовке детей к обучению в школе;
  2. устойчивое положительное отношение дошкольников к школе, легкая адаптация к школьной среде;
  3. повышение уровня педагогической культуры родителей;
  4. повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
  1. Взаимодействие с родителями

Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется в условиях открытости обеих сторон,

Реализовать открытость ДОУ — это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого нужно создать следующие условия:

личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

— Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

1. Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей.

2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.

3. Информация должна быть динамичной.

4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.

5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания).

7. Линия воздействия на семью через ребенка.

Сущность взаимодействия семьи и ДОУ заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения .

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» —

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Основа социального партнерства «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями:

  • повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении,
  • консультирование родителей по вопросам воспитания психологами,
  • согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей,
  • организация социально-педагогической помощи семье,
  • совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
  • Основными условиями её реализации может быть: родители — не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.

Этапы инновационных мероприятий и механизм реализации социального партнерства семьи и ДОУ:

1. Мотивационный – установление эмоционального контакта сотрудников ДОУ и родителей (законных представителей)

2. Концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстиоящей работы для родителей, педагогов и ребенка

3. Деятельностный:

определение наиболее эффективных приемов работы с семьями воспитанников;

разработка альтернативных формы работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

4. Рефлексивный

Перечень мероприятий по практической реализации взаимодействия с семьей:

Участие родителей в кружковой работе

Организация совместных выставок творческих работ

Участие родителей разных профессий с ознакомлением детей с окружающим миром

Принятие решений по организации образовательной программы и дополнительных услуг (по запросу родителей)

Творческие вечера и досуги

Организация пеших походов и спортивных мероприятий

Ожидаемые результаты:

  • Участие родителей в образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

  • Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

  • Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах индивидуализации образования, оздоровления и развития детей дошкольного возраста;

  • Сплоченность семьи, как системы.

  • Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.

  • Психическое и личностное развитие всех участников проекта.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ.

Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.

Наш детский сад сегодня – это…

не просто предоставление воспитательно-образовательных услуг воспитанникам, но и развитие сообщества, привлечение родителей и жителей сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед детским садам, так и перед сообществом.

Наш социально-активный детский сад стремится стать не только воспитательно-образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным, ресурсным центром города и района.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования стратегические цели образовательного учреждения могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с родителями, представителями социальных институтов.

МКДОУ Детский сад комбинированного вида №12 «Родничок» является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Наш детский сад:

— осуществляет взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования;

— реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности;

— предоставляет широкий спектр образовательных услуг.

УДК 37(091)

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЕМЫХ

Л. В. Баринова, И. Ф. Плетенёва

В статье представлен опыт сотрудничества родителей и педагогов учебных заведений XIX в. в вопросе воспитания. Показано, что сотрудничество во многих гимназиях и школах XIX в. дало прекрасные результаты. Представлены результаты исследования процесса взаимодействия учителей и родителей, обучаемых в школах города Липецка: МБОУ СОШ № 21, 52, 65. Целью исследования является оценка современного состояния процесса взаимодействия, понимание сущности взаимодействия педагогами и родителями, использование педагогами основных форм и методов, наличие и использование опыта в процессе взаимодействия.

Ключевые слова: взаимодействие, педагоги, родители, школа, опыт, сущность.

Keywords: co-operation, teachers, parents, school, experience, essence.

В условиях нестабильности в социальной жизни общества особое внимание следует уделять воспитанию молодежи, развитию подрастающего поколения.

Болонская декларация, Концепция модернизации российского образования нацеливают на развитие и совершенствование школьного образования. В ряду важнейших проблем современности выделяется проблема взаимодействия семьи и педагогов.

Принятие в 2012 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепило обязанность и ответственность родителей за физическое, нравственное и интеллектуальное развитие ребенка (ст. 44. п. 1), и обязанность образовательных организаций — оказывать помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (ст. 44, п. 2) . Именно объединение усилий семьи и школы в воспитании детей законодательно закреплено в официальных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональном стандарте педагога, Федеральных образовательных стандартах второго поколения) .

Реформы образования в новых исторических условиях, поиск новых образовательных парадигм, ценностных ориентиров побуждают исследователей к изучению передового исторического опыта отечественной школы.

С целью изучения взаимодействия образовательного учреждения и семьи нами был исследован XIX век. Это время великих реформ и свершений в истории нашего государства. Этот период дал богатейший материал в изучении проблемы взаимодействия семьи и школы. Обращение к истории народного

образования, позволит найти новые формы и эффективные методы в организации взаимодействия семьи и школы. Исторический педагогический опыт поможет нам решить многие современные проблемы.

Обратимся к классикам педагогики, изучавших вопрос сотрудничества семьи и образовательного учреждения в вопросе развития учащихся.

На необходимость сотрудничества родителей и учителей одним из первых обратил внимание классик зарубежной педагогики Я. А. Коменский. Он создал принципиально новую парадигму взаимоотношений семьи и школы: они должны взаимодействовать, не подменяя друг друга, а помогая друг другу. Великий педагог сформулировал и одно из основных правил сотрудничества семьи и школы: «Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством…» . Тем самым Я. А. Коменский подчеркнул главное условие успешного образования и воспитания — единство целей и задач воспитания, единство требований к ребёнку.

Среди множества педагогов, поддерживающих взгляды Я. А. Каменского, следует отметить великого педагога В. Я. Стоюнина, который утверждал, что школа должна искать себе помощи в семье, призывать её на свои совещания, выслушивать её требования; семья же должна смотреть на школу как на свою помощницу в деле, которое ей ближе всего, но которого она одна не может выполнить . Им справедливо отмечается, что «Благотворность правильных взаимоотношений школы и семьи доказана уже на деле. Такие отношения крайне желательны в виду той пользы, какую школа должна приносить обществу. Ведь между обществом и семьей существует неразрывная

связь, и интересы их тесно соприкасаются, если не сливаются» .

Педагоги понимали, что прежде чем приступить к вопросу сближения и взаимодействия с родителями, необходимо выделить основной момент: вложить в сознание родителей мысль, что родители наравне со школой несут ответственность за воспитание ребенка; семья должна стать союзником и помощником школе в деле воспитания и образования детей.

Этому способствовали научно-педагогические труды видных ученых XIX века. Серьезное внимание координация семейного и школьного воспитания отводилось в трудах В. П. Вахтерова, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого, Н. Д. Ушинского и др. Названные педагоги переосмысливали прежний опыт и предлагали конкретные пути улучшения опыта сотрудничества семьи и школы.

Проблема взаимодействия семьи и школы была и в центре внимания П. Ф. Каптерева. Взгляды педагога на процесс взаимодействия опирались на глубокие знания, что позволило ему сформулировать основные правила взаимодействия семьи и школы, отдавая приоритет семье. Хорошая школа должна действовать «в непосредственной связи с семьей и под ее влиянием». Они должны идти «рука об руку … поддерживать и восполнять друг друга», считал П. Ф. Каптерев .

В. П. Кащенко, В. Я. Стоюнин и ряд других педагогов, поддерживая П. Ф. Каптерева, основным направлением в деле сближения семьи и школы считают повышение педагогической культуры, просвещение родителей, наряду с которым говорят о совместной деятельности образовательного учреждения и семьи.

Необходимо отметить, что сближение школы и семьи прошло непростой и тернистый путь. На протяжении всего XIX века осуществлялся поиск путей сотрудничества родителей и педагогов.

Следует заметить, что вопросы сотрудничества семьи и школы являлись не только предметом теоретических обсуждений и рекомендаций. Вторая половина XIX века продемонстрировала наличие в отечественных частных учебных заведениях определенного опыта сотрудничества родителей и учителей.

В частных гимназиях (таких, как Л. И. Поливанова, Ф. И. Креймана и Н. П. Хвостовой, частная школа К. И. Мая, сельские школы С. А. Рачинского и др.) всячески старались создать семейную, домашнюю обстановку, что положительно сказывалось на успеваемости и поведении воспитанников. Сотрудничество находило проявление в благоустройстве школы; в выборе преподавателей и школьной администрации; в оборудовании учебных кабинетов; в организации учебно-воспитательного дела, совместно организованных праздников и концертов и др. В этих учебных заведениях воспитатели и родители часто являлись единомышленниками, благодаря чему в таких образовательных учреждениях создавалась дружеская семейная атмосфера сотрудничества. Родители оказывали школе не только финансовую поддержку, но и присутствовали на экзаменах, проводили беседы с малоуспевающими и недисциплинированными учениками, посещали школьные праздники и вечера, участвовали в оборудовании классов и кабинетов .

Таким образом, взаимодействию преподаватели гимназий уделяли огромное значение, и, действительно, данная работа была продуктивной, потому, что как свидетельствуют источники, гимназисты были более образованными, развитыми и дисциплинированными, высоконравственными, благородными по отношению к другим людям.

О первых шагах в вопросе взаимодействия семьи и школы, предпринятых на практике гимназиями, читаем в «Журнале для родителей и наставников» (1865 г.): «С некоторого времени совещания гимназических советов начали сосредотачиваться по преимуществу на вопросе: «о сближении школы с обществом». Начали придумываться в гимназиях меры к такому сближению, и педагогическая литература наша стала наполняться известиями, как о самих мерах, так и об отзывах и суждениях об них pro и contra» .

О первом опыте привлечения родителей к управлению учебно-воспитательным процессом узнаем из протоколов педсоветов Московской 1 мужской губернской гимназии (с 1865 г. по 1871 г.). «В учебно-воспитательном русле гимназии значительно расширилась деятельность педсовета (состоял из учителей и родителей). Педсовет обсуждал вопросы, связанные с жизнью учеников в стенах гимназии и дома, всячески укреплял связь семьи и школы» .

Варианты взаимодействия педагогов и родителей разрабатывались обычно в частных учебных заведениях, как свидетельствуют П. А. Лебедев, Е. Л. Шарапова . Они сыграли видную роль в русской педагогике второй половины XIX в. Их опыт оказывал благотворное влияние на государственные учебные заведения в организации учебно-воспитательного процесса.

Педагоги, перечисленных учебных заведений, стремились к тому, чтобы научные познания, получаемые в школе, способствовали «созданию просвещенного человека в широком смысле этого слова, с широким и светлым умственным и нравственным горизонтом, с ясными и твердыми нравственными понятиями, с возвышенными чувствами и благородными стремлениями, глубоко проникнутого духом научного идеализма» .

Вопросы воспитания воли в учениках, развитие тех нравственных навыков и привычек, которые являются существенными и отличительными признаками человека благовоспитанного, были в центре внимания педагогического коллектива вышеназванных гимназий и рассматривались на педагогических советах с приглашением родителей. Открытость и бескорыстие, высокая заинтересованность сотрудников и преподавателей гимназий, родителей в полноценном образовании гимназистов в сочетании с высоким уровнем воспитанности, нравственности способствовали созданию уникальной образовательной среды, сделавшей эти учреждения истинно передовыми для того времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осмысление деятельности образовательных учреждений XIX в. приводит к пониманию того, что развитие способностей, воспитание личности во многом определяются таким фактором, как взаимодействие педагогов и родителей .

Несомненно, накопленный опыт, подготовленные кадры оказали немаловажное положительное влияние как на родительскую общественность, так и на педа-

гогов XIX в. К сожалению, наработки российских педагогов, в том числе в вопросах взаимодействия, не получили широкомасштабного внедрения в образовательные учреждения. Однако крупицы новых идей, внедренных в педагогическую деятельность в XIX в., мы используем сегодня, придав им новое направление.

Таким образом, XIX век в истории России явился временем, положившим начало развитию процесса сотрудничества педагогов и родителей в воспитании молодого поколения. Воспитанность проявлялась у гимназистов именно от того, что этот процесс взаимодействия был построен достаточно продуктивно.

Более того, педагогам не удалась бы попытка воспитания образованного, развитого школьника, если бы не было понимания и поддержки со стороны родителей. На наш взгляд, именно контроль со стороны родителей, взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка играют ключевую роль в решении данной проблемы. Поэтому в настоящее время возрастает роль взаимодействия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения.

Сказанное побудило нас изучить состояние процесса взаимодействия школы и семьи на современном этапе. Было проведено исследование в 3-х средних общеобразовательных школах г. Липецка: МБОУ СОШ № 21, 52 и 65. В исследовании приняли участие 62 педагога и 70 родителей. Респондентам были предложены анкеты, содержание которых предполагало, выяснить, насколько педагоги ценят взаимодействие с семьёй, а родители — со школой.

Опрос показал: что все 100 % опрошенных педагогов считают, что взаимодействие семьи и школы необходимо. Более того 80 % педагогов при решении проблем поведения, успеваемости, взаимоотношения обучаемых с одноклассниками, регулярно обращаются к родителям за содействием. Они уверены, что эти вопросы необходимо решать сообща.

Третья часть опрошенных педагогов отметила необходимость взаимодействия с семьей только в ситуациях, когда у детей возникают какие-либо проблемы, и ребенок нуждается в помощи или совете. В остальном, считает эта часть педагогов, они способны справляться самостоятельно, без помощи родителей, в решении проблем воспитания и обучения.

В то же время, положительно относятся к посещениям родителями школы 97 % учителей. Из этого числа 83 % не отрицают полезности регулярных встреч с родителями. А вот организуют регулярные встречи из числа педагогов данной группы — 60 %. В процессе встреч они выясняют состояние здоровья ученика, обсуждают проявление тех или иных индивидуальных и социально-психологических качеств ребенка, его интересы.

Обнаружилась группа педагогов (12 %), которая встречается с родителями только на родительских собраниях или открытых классных мероприятиях.

Неожиданным оказалось мнение педагогов (66 %) и родителей (20 %) о том, что школа, в первую очередь, должна обеспечить высокое качество знаний, а только во вторую — воспитывать нравственные качества ученика. Полученные данные в ходе анкетирования противоречат положению Профессионального

стандарта педагога, вступающего в силу в 2017 г., где отмечена роль педагога, как ключевая, в вопросах воспитания ребенка. Здесь же указывается на важность владения педагогом умениям поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся и привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка (ч. 4.2, п. 14.) .

На наш взгляд, педагоги не совсем четко представляют значимость воспитательной функции, которую они должны реализовывать в профессиональной деятельности.

Небезынтересно было выяснить причины стремительно снижающегося уровня воспитания и образования детей на современном этапе, отмеченные педагогами. Так, 76 % педагогов полагают, что на уровень образования и воспитания детей негативно сказывается низкий уровень педагогических знаний родителей. По их мнению, низкий уровень педагогических знаний родителей препятствует взаимодействию семьи и школы. Но из этого числа лишь 19 % педагогов считают, что повышение педагогических знаний у родителей — это недоработка педагогов с семьей.

Полученные результаты показали, что педагоги отвечали на вопросы достаточно уверенно, говорили о необходимости взаимодействия с родителями, о том, что семья должна заниматься воспитанием, а педагог — помогать семье.

Далее были предложены вопросы, предполагающие уточнение о представлениях педагогов о взаимодействии. На вопрос: «Как Вы понимаете сущность взаимодействия?». Педагоги не смогли дать исчерпывающий ответ. Следующий вопрос: «Чей опыт установления взаимодействия с семьей Вы могли бы взять для себя, как образец?». Ответы: 33 % опрошенных педагогов назвали имена А. С. Макаренко и В. А. Су-хомлинского, а 60 % затруднились ответить на данный вопрос.

Следующий вопрос касался изучения источников получения знаний педагогами о сущности взаимодействия. С данной целью педагогам был задан вопрос: «Откуда Вы берете информацию о формах, методах и способах взаимодействия с родителями (художественная литература, научные книги, методические пособия и т. д.)?». Более половины опрошенных ответили, что источником информации выступают методические пособия и педагогические журналы. Но никто не назвал источником знаний о взаимодействии опыт коллег той же школы или другой школы. На вопрос: «Знакомы Вы с исторической литературой по педагогике и можете привести пример из истории педагогики об опыте взаимодействия семьи и школы в истории педагогики?». Ни один педагог не ответил положительно.

Думается, причина низкой информированности педагогов кроется в загруженности учебной работой, подготовкой материалов к урокам, отсутствием коллегиальности в оказании помощи педагогам в выполнении ими профессиональных функций. Напрашивается сам собой вывод — они пользуются какими-то устаревшими формами работы.

Выявленная негативная ситуация побудила нас обратиться к истории педагогики и посмотреть, как складывался опыт взаимодействия школы и родите-

лей в XIX в. Мы считаем, что обращение к истории, изучение исторического опыта позволяют сегодня показать современному педагогу, что сейчас, в век современных технологий, необходимо расширять кругозор, обогащать себя глубокими разносторонними знаниями.

Именно история знакомит нас с примерами начитанности и высокообразованности педагогов. Изученные нами архивные материалы свидетельствуют о широте кругозора и глубине знаний педагогов.

Обратимся к результатам исследования родителей по их пониманию сущности взаимодействия.

Опрос показал: 98 % родителей считают, что взаимодействие семьи и школы необходимо в современном обществе; 90 % родителей полагают, что регулярное взаимодействие со школой в воспитании и обучении детей необходимо.

Более 60 % родителей считают, что воспитанием должны заниматься семья и школа вместе. Это вполне объяснимо: родители в достаточной степени осознают трудности связанные с обучением и воспитанием детей, понимают, что только совместными усилиями с педагогами можно достичь хороших результатов.

В то же время более 50 % родителей считают, что у них достаточно знаний и опыта в воспитании детей. А 72 % опрошенных родителей отметили, что, посещая родительские собрания и консультируясь с педагогами, они стали лучше разбираться в индивидуальности своего ребенка.

Залогом эффективного взаимодействия семьи и школы являются доверительные взаимоотношения родителей с педагогами. Следует отметить, что у 90 % родителей сложились доброжелательные отношения с педагогами и классными руководителями (10 % отметили, что у них нейтральные отношения); более 82 % считают себя партнёрами школы, 5 % — влиятельными, 11 % — зависимыми от педагога людьми.

Наиболее важным, на наш взгляд, является вопрос контроля ребенка родителями вне стен школы, так как отсутствие такового со стороны семьи отрицательно сказывается на поведении и успеваемости учащихся. Солидарны с педагогами в данном вопросе 76 % оп-

рошенных родителей. Они считают, что необходимо осуществлять постоянный контроль за ребёнком вне школы.

Полученные данные позволяют констатировать:

— педагоги и родители не владеют полной информацией о значимости процесса взаимодействия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— педагоги не проявляют должного интереса к повышению качества взаимодействия с семьей, изыскивать новые интересные формы сотрудничества;

— педагоги не изучают и не анализируют опыт коллег по взаимодействию с семьей;

— у педагогов отсутствует потребность обращения к историческому опыту организации педагогического процесса в целом и отдельных его составляющих.

Мы считаем решение всех названных проблем может стать полным и обоснованным, если осмыслить феномен взаимодействия семьи и школы, который обусловливает обращение к историческому опыту совместной деятельности родителей и педагогов, ибо «проводница наша — история с ее светочем, с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего» (В. Ю. Ключевский).

К тому же, здесь уместно будет привести слова М. М. Поташника, действительного члена (академика) российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора: «Эрудированные педагоги восприняли нововведение (введение ФГОС) спокойно, поскольку были методологически подготовлены, понимая, что все новое вырастает из уже накопленных знаний и опыта, что всякая новизна относительна» .

Таким образом, педагог обязан знать историю, он должен не только читать историческую литературу, а изучать её, анализировать. Это поможет избежать ошибок, найти собственный стиль деятельности.

Знание истории необходимо каждому образованному человеку, а педагогу в особенности. Один из первых русских историков, крупный государственный деятель XVIII в. В. Н. Татищев считал, что человек, не знающий истории, «совершен, мудр и полезен быть не может».

Литература

2. Каптерев П. Ф. История педагогики. СПб.: Типография В. Безобразов и К°, 1915. 770 с.

3. Коменский Я. А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. С. 243 — 245.

4. Лебедев П. А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М.: Педагогика, 1990. 608 с.

5. Пискунов А. И. История педагогики и образования. М.: Сфера, 2001. 512 с.

6. Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М.: Педагогическое общество России, 2014. 320 с.

7. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. Режим доступа: http://sovet-edu.ru/documents/

8. Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения. СПб.: Типография Училища глухонемых, 1892. 568 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373. Режим доступа: http://moh-school.ru/documents/fgosnoo/

10. Фомичёв И. В. Развитие общеобразовательной школы России до 1917 г. Воронеж: ВОИПКРО, 1996. 156 с.

11. Холодный Г. М. Историческая записка Тамбовской гимназии. 1786 — 1886. Тамбов: Типо-литография Д. С. Семенова, 1887. 328 с.

Информация об авторах:

Баринова Лариса Владимировна — аспирант кафедры педагоги начального обучения, заместитель директора МБОУ СОШ № 21 г. Липецка, barinovalora@mail.ru.

(Научный руководитель — И. Ф. Плетенёва).

Плетенёва Ирина Финогеновна — доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и специального образования Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, г. Елец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *