Социальная защита населения

  • автор:

Главная / Стратегия развития Красноярского края / Проект Стратегии развития Красноярского края до 2030 года / Социальная защита населения

Система социальной защиты населения является элементом улучшения качества жизни отдельных категорий граждан (пожилых, инвалидов и маломобильных групп населения, семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей и др.). Она направлена на повышение качества жизни и уровня материального благосостояния этих категорий населения путем адресного предоставления социальной помощи и поддержки, обеспечения доступности социальных услуг.

В предстоящие годы развитие системы социальной защиты в отношении тех, кому по объективным причинам требуется забота общества, будет строиться на принципах социальной справедливости и адресности. При этом адресность будет пониматься не как категория населения по возрастному или иному признаку, а будет учитывать реальную нуждаемость.

Следуя этим принципам, деятельность отрасли будет направлена на расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта, когда к получателям социальной помощи будут предъявляться встречные требования, в том числе направленные на перевод на самообеспечение малообеспеченных трудоспособных граждан и их семей (путем получения профессиональных навыков, переобучения, активного поиска работы через службу занятости, участия в общественных работах, участия в программах реабилитации для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, страдающих от алкогольной зависимости, и др.).

Сокращение числа нуждающихся в социальной поддержке в результате роста доходов, обеспечиваемых собственной трудовой деятельностью, будет обеспечено за счет усиления взаимодействия отрасли социальной защиты с образовательными организациями и службой занятости, осуществляющими профессиональную подготовку (переподготовку) и трудоустройство, в том числе лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, подростков.

Усиление взаимодействия с организациями здравоохранения и учреждениями физической культуры будет направлено на медицинскую и физкультурно-спортивную реабилитацию нуждающихся в этом граждан и также позволит сократить число граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.

Обеспечить необходимый объем социальных услуг населению, их высокое качество и оперативность предоставления позволит развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан, повышение их кадрового потенциала, внедрение новых технологий оказания услуг.

Дополнительно задействовать имеющийся материальный и кадровый ресурс частных структур и более гибко реагировать на запросы жителей позволит передача на конкурсной основе в рамках государственного заказа части государственных полномочий по предоставлению социальных услуг частным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям (уход за пожилыми людьми, больными и инвалидами, реабилитация и пр.).

Помимо привлечения негосударственных организаций к выполнению государственных полномочий по предоставлению социальных услуг в системе социальной защиты будет активно задействована частная инициатива, благотворительная и волонтерская деятельность.

Наряду с выполнением непосредственных отраслевых задач, учреждения социальной защиты во взаимодействии с системой здравоохранения примут на себя частичное выполнение функций по уходу и присмотру за пациентами на стадии долечивания, что позволит снизить затраты на дорогостоящие места в лечебных учреждениях.

Для достижения такого уровня социальной защиты необходим значительный объем нормативных, организационных преобразований в данной сфере, как на федеральном, так и на краевом уровне.

Потребность в развитии системы социальной защиты в крае обусловлена значительной численностью населения старше трудоспособного возраста (более 22% населения края), а также значительной численностью нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании лиц (более 44% от числа жителей края получают различные виды социальной помощи).

Сегодня в крае функционирует 159 учреждения социального обслуживания населения (77 краевых и 82 муниципальных). Из общего количества учреждений 49 учреждений осуществляют свою деятельность в интересах семей с детьми и 110 учреждений предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, и другим категориям граждан. Помощь в реализации законных прав и интересов лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказывается на базе 4-х центров социальной реабилитации. Ежегодно услугами социального обслуживания на дому пользуются порядка 26 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, в стационарных условиях проживают более 8 тыс. человек.

Несмотря на положительные итоги развития отрасли на протяжении последних лет, в ее деятельности сохраняется ряд проблем, основными из которых являются неудовлетворительное состояние материально-технической базы действующих стационарных учреждений и высокий спрос населения на социальные услуги в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, превышающий возможности имеющихся учреждений. Уровень обеспеченности жилыми помещениями в расчете на одного человека составляет 84,8% от требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В результате проводимой на протяжении семи последних лет системной работы по строительству новых корпусов, перепрофилированию действующей сети стационарных учреждений и укомплектованию имеющихся площадей, очередность в психоневрологические интернаты сократилась более чем в три раза, и на сегодняшний день составляет около 300 человек. Полностью решить данную проблему планируется к 2018 году за счет приема под размещение стационарных учреждений социального обслуживания высвобождающихся зданий различных форм собственности и развития государственно-частного партнерства.

Целью развития отрасли социальной защиты населения Красноярского края является повышение эффективности, адресности социальной помощи, качества и доступности предоставления социальных услуг.

Приоритетными направлениями реализации цели социальной защиты населения края в период до 2030 года будут являться:

1. Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам за счет усиления адресного подхода и внедрения новых технологий:

1.1. Совершенствование системы социальной поддержки граждан с учетом изменения норм федерального законодательства и применения критерия адресности и принципа нуждаемости: последовательный и системный переход на применение принципа нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки; расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта; упорядочение требований к присвоению на территории края отдельных льготных статусов, уточнение состава инициативных мер социальной поддержки и условий их предоставления;

1.2. Своевременное и качественное выполнение государственных полномочий по социальной поддержке граждан: обеспечение нуждающимся гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гарантированных государством и краем социальных обязательств;

1.3. Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни: повышение уровня доступности объектов и качества услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за счет оснащения социально значимых объектов внешними пандусами, входными группами, подъемными устройствами и автономными лифтами, системами с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной пространственно-рельефной информацией и другим оборудованием, обустройства зон оказания услуг и прилегающих территорий; повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов; информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов; развитие социального партнерства с общественными организациями, создание института социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, развитие программ по предупреждению социального сиротства и поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей группы риска; повышение квалификации и методическое обеспечение специалистов учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам.

2. Повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей: повышение качества услуг по социальному обслуживанию; развитие форм и методов социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов; развитие стационарозамещающих технологий, укрепление материально-технической базы учреждений системы социального обслуживания населения; развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, расширение ими спектра оказываемых услуг и охвата граждан; привлечение волонтеров к решению вопросов социального характера.

3. Развитие активного диалога с гражданским сообществом: проведения независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания; укрепление взаимодействия со средствами массовой информации с целью разъяснения гражданам их прав и социальных гарантий, формирования имиджа отрасли; наличие актуализированной информации на сайтах органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания в сети Интернет; укрепление социального партнерства с некоммерческими организациями, в том числе с общественными организациями ветеранов, инвалидов.

В результате реализации приоритетных направлений совершенствования системы социальной защиты населения края в период до 2030 года удельный вес инициативных мер социальной поддержки, предоставляемых жителям края с учетом доходов, в общем числе мер социальной поддержки увеличится до 40% (против 22% в 2014 году).

Будет обеспечен ежегодный рост охвата социальным сопровождением семей, имеющих детей-инвалидов. К 2030 году все такие семьи будут обеспечены социальным сопровождением (в 2014 году – 50%).

Социальные услуги будут предоставляться всем гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании и обратившимся в учреждения.

Увеличится доля участия негосударственных организаций в сфере оказания услуг по социальному обслуживанию граждан. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества таких учреждений, ежегодно будет увеличиваться и к 2030 году составит не менее 20% (в 2014 году – 8%).

Достижение ожидаемых результатов реализации стратегии позволит повысить устойчивость системы социальной защиты населения в части оправдания социальных ожиданий на доступное получение качественных государственных и социальных услуг и в конечном итоге повысит удовлетворенность населения качеством жизни.

Социальное обеспечение – это особый институт, с помощью которого осуществляется удовлетворение жизненных потребностей населения, которое нуждается в поддержке и помощи. Данное понятие неразрывно связано с определениями «социальная защита граждан» и «социальная политика», поэтому необходимо знать их содержание и представление.

Понятия социального обеспечения и защиты

Социальная политика выступает в качестве целенаправленного влияния органов местного самоуправления, государства, общественных объединений на систему общественных отношений для улучшения быта и условий населения.

Социальная защита граждан – это система общественных взаимоотношений, которые направлены на обеспечение нормального уровня жизнеобеспечения населения. К ней можно отнести деятельность государства, общественных объединений, органов местного самоуправления, учреждений по созданию благоприятного уровня жизни населения, организаций по охране детей и материнства, профессиональной подготовке граждан, материальному обеспечению, а также по обслуживанию нуждающихся лиц и людей с инвалидностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Социальная защита граждан – это практическая деятельность по реализации главных направлений социальной политики. Она производится на базе нормативно-правовых и законодательных документов, материальных ресурсов и состоит из организаторской работы учреждений, органов и организаций.

Замечание 1

Благодаря мероприятиям социальной защиты населения осуществляется материальная помощь матерям, производится охрана окружающей природной среды, реализуются образовательные и медицинские услуги, осуществляется трудоустройство безработных слоев населения, поддерживаются малоимущие семьи материальными благами, минимизируются последствия экономической реформы. Органы местного управления и государство в целом помогают гражданам с приобретением жилого помещения и другого имущества (с помощью приватизации жилья, муниципальных и государственных предприятий, земель, семейных и других частных организаций).

Социальное обеспечение является основным блоком социальной защиты граждан и имеет узконаправленные параметры действия. Обеспечение сложилось как система защиты населения от наступления тех жизненных обстоятельств, что могут повлечь за собой снижение или утрату дохода, а также малообеспеченность. Данные жизненные обстоятельства называются социально-экономическими рисками, и их можно классифицировать следующим образом:

  1. Обстоятельства биологического характера: беременность, рождение ребенка, заболевание или общие травмы, наступление инвалидности, достижение пенсионного возраста.
  2. Обстоятельства производственного характера: профессиональные заболевания, несчастный случай на производстве, военная травма, болезнь, полученная во время прохождения военной службы, инвалидность, выслуга лет.
  3. Обстоятельства экономического характера: инфляция, безработица, малообеспеченность.
  4. Обстоятельства демографического характера: многодетность, сиротство, неполная семья.

Функции социальной защиты

Определение 1

Функции социальной защиты – это направления воздействия на общество, которые обусловлены целевым назначением социального обеспечения.

Влияние на общество обусловлено социальным обеспечением. Каждая основная сфера общества подвергается воздействию определенной функции. Поскольку человеческое общество подразделяется на пять основных сфер, необходимо различать следующие функции социальной защиты:

  • экономическая;
  • социальная;
  • политическая;
  • духовно-идеологическая;
  • демографическая.

Экономическая функция социальной защиты основана на его положительном воздействии на экономику государства, потребности и интересы людей, как участников производства. Данная функция имеет сложную структуру и состоит из ряда подфункций: распределительная, обеспечительная и производственная.

Распределительная подфункция позволяет донести до потребителя, специфические услуги и благи экономическим путем. Она заключает в себе способы аккумуляции и распределения денежных средств в особых фондах на цели, которые являются действиями государства, органами местного самоуправления, организаций, что предназначены для социального обеспечения и отчисления денежных средств нуждающимся слоям населения.

Основа обеспечительной подфункции заключается в поддержании материального благосостояния тех граждан, для которых выплата социальных пособий является основным источником существования.

Производственная подфункция заключается в стимулировании населения к производственной деятельности, а также к повышению производительности труда путем создания оптимальных условий для формирования способностей к труду у несовершеннолетних и нетрудоспособных лиц.

Социальная функция отражает связь социальной подсистемы общества и социального обеспечения. Обеспечение направлено на предупреждение, устранение или смягчение последствий от наступления сложных жизненных ситуаций.

В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить следующие подфункции: защитную, реабилитационную и компенсационную.

Защитная подфункция заключается в защите населения от неблагоприятных последствий (инвалидность, болезнь, старость), а также от результатов перехода к рыночной экономике. Помощь заключается в выплате пособий, пенсий, предоставлении различных услуг, материальной помощи и прочее.

Реабилитационная подфункция заключается в восстановлении физических сил. Она осуществляется при помощи тех методов, которые помогают восстановить трудоспособность граждан и вернуть их в трудовую деятельность (выплата пенсий по инвалидности, выплат по временной нетрудоспособности, выплаты по рождению ребенка и беременности, профессиональное обучение и трудовое устройство инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими элементами, средствами для передвижения).

Компенсационная. Здесь подразумевается компенсация утраченного заработка, а также повышенных расходов в случае утраты доходы, снижения уровня обеспеченности материальными благами в связи рождением ребенка, выходом на пенсию, получением инвалидности, при безработице или повышении цен на розничные услуги и продукты.

Политическая функция социальной защиты подразумевает связь между политикой и социальным обеспечением. Обеспечением в данном случае служит средством, при помощи которого реализуются задачи социальной политики. Все его институты способствуют реализации социально-политических мероприятий, которые запланированы на государственном уровне. Социальное обеспечение играет ряд важнейших задач современной социальной политики: предотвращение снижения жизнеобеспечения населения, улучшение материального положения различных слоев населения, снижения уровня социальной напряженности.

Духовно-идеологическая функция характеризуется взаимосвязью между духовно-идеологической сферой общества и социальной политикой. Социальное обеспечение функционирует как с социальной сферой, так и со всеми ее элементами – разными формами человеческого сознания (мораль, идеология, социальная психология).

Демографическая функция характерна воздействием социального обеспечения на все демографические процессы и действия. Состояние социальной защиты напрямую зависит от демографической структуры и характера происходящих процессов. В свою очередь социальная защита оказывает ощутимое положительное воздействие на процессы в социуме. Содержанием демографической функции является стимулирование развития, создания и укрепления семейных отношений, а также повышение рождаемости.

Элементы социальной защиты

Современная структура социальной защиты включает такие элементы:

  • совокупность социальных гарантий государства;
  • социальные льготы, предназначенные определенным слоям населения (социальные выплаты по категориям);
  • традиционная форма государственной социальной помощи;
  • обязательное государственное и добровольно корпоративное страхование.

Определение 2

Система социальных гарантий – это представление благ и услуг, которые важны на социальном уровне, гражданам без учета их проверки нуждаемости и их трудового вклада.

Уровень и минимальный набор данных гарантий в зависимости от ресурсных возможностей общества и конкретных исторических условий является подвижным. Данный элемент социальной защиты основывается на принципах налогообложения и бюджетов финансирования.

Социальные льготы, которые примыкают к системе социальных гарантий, предоставляют гарантии определенным категориям населения. Данный элемент социальной защиты отличается универсальностью предоставления социальных услуг в пределах определенной демографической группы (люди с инвалидностью, ветераны).

Социальная помощь, как форма социальной защиты, — это предоставление социальных благ на основе проверки нуждаемости тех категориям населения, которые являются социально уязвимыми (малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже прожиточного минимума).

Социальное страхование – это элемент социальной защиты, который направлен на сокращение рисков, связанных с потерей трудоспособности.

Малоимущим гражданам, а также тем, кто попал в беду, помощь оказывают государственные учреждения соцзащиты населения. Сегодня мы расскажем, кто именно может рассчитывать на выплаты и в каком размере.

1. Семьи и одинокие люди, доход которых по независящим от них причинам меньше величины прожиточного минимума.

Что положено

1315 рублей

Нужные документы

— заявление,
— сведения о доходах и составе семьи.

2. Люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: например, из-за пожара, стихийного бедствия или нуждаются в срочной оплате лечения.

Что положено

До 6525 рублей

Нужные документы

— заявление,
— документы, подтверждающие, что они нуждаются в деньгах (например, справка о пожаре).

Новость по теме В пяти городах Владимирской области появилась услуга «Бабушка на час»

3. Малоимущие семьи, которым средства даются на поиск работы, профессиональную подготовку, предпринимательскую деятельность, ведение личного подсобного хозяйства, устранение последствий пожара и стихийных бедствий.

Что положено

До 60000 рублей — государственная помощь на основании контракта.

Нужные документы

Заявление, в котором указывают:

— сведения о составе семьи, доходах и имуществе в собственности,
— согласие всех совершеннолетних членов семьи на заключение социального контракта,
— план действий, которые вы собираетесь предпринять, чтобы выйти из трудной жизненной ситуации.

4. Пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми-инвалидами, малоимущие семьи, которые живут
в населённом пункте, подлежащем газификации, и имеют собственное жильё.

Что положено

От фактических затрат, но не более 20863 руб.

Нужные документы

— паспорт,
— пенсионное удостоверение, справка об инвалидности,
— документы, подтверждающие право собственности на жильё,
— справка о составе семьи,
— свидетельство о рождении ребёнка и справка из учебного заведения на детей от 18 до 23 лет,
— договор о выполнение работ по газификации дома,
— чек, подтверждающий оплату работ по договору,
— платёжные документы, подтверждающие покупку материалов и газовых приборов, расходы на подключение к газовым сетям,
— представление органов местного самоуправления и акт материально-бытового обследования малообеспеченной семьи (для молодой семьи).

Новость по теме «Почетные доноры» области будут получать более 11 тыс. рублей в год

5. Граждане, награждённые знаком «Почётный донор России» и «Почётный донор СССР». Предоставляется 1 раз в год не позднее 1 апреля текущего года.

Что положено

12326 рублей

Нужные документы

— заявление, паспорт, удостоверение о награждении нагрудным знаком.

Если у вас возникли вопросы или вы хотите узнать дополнительную информацию о мерах соцподдержки, обращайтесь в учреждения социальной защиты населения по месту жительства. Сайт департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области www.social33.ru. Телефоны: (8-4922) 54-52-25, 54-54-20, 54-53-77.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *