Социальная защита лиц без определенного места жительства

  • автор:

Каждому бездомному — по адресу. Тому, где он обитает. В противном случае бомжи будут сидеть. Сначала по 10 суток, а в случае злостного нежелания регистрироваться на месте пребывания можно сесть и на год. Приблизительно так выглядит главная идея нового законопроекта зампреда Комитета Госдумы по труду и социальной политике Владимира Васильева.

Вот что сказал автор законопроекта:

— Лишь 7-10 процентов бездомных могут считаться бродягами, то есть лицами, сознательно занимающимися бродяжничеством, а остальные 90 процентов бездомных — лица, нуждающиеся в помощи, для которых потеря жилья является жизненной трагедией.

Поэтому документ, как считают разработчики, принимается в первую очередь для большинства в 90 процентов.

Это только на первый взгляд желание авторов законопроекта обязать граждан без определенного места жительства регистрироваться выглядит не совсем привычно. Автор законопроекта, в прошлом один из руководителей министерства внутренних дел, генерал, много лет отдавший работе в милиции, прекрасно знает, о чем пишет. Дело в том, что благополучные граждане, которые не знакомы с жизнью бродяг, населяющих свалки и теплотрассы, думают, что бомж где захотел, там и поселился. Но это совсем не так. На самом деле пришлый бездомный будет жить только там, где ему позволят поселиться его собратья по образу жизни. В мире, где живут бомжи, все пригодные для жилья и пропитания места как в городах, так и за их пределами давно распределены, и свободных уголков просто нет.

По «адресам» на помойках, на чердаках и в колодцах теплотрасс люди обитают годами. Именно там их находят сотрудники милиции, чтобы задать вопросы, если появились, или расспросить о чем-нибудь. Так что в случае принятия законопроекта регистрация таких граждан — не более чем констатация факта и возможность учета и анализа ситуации с такими людьми.

Депутаты Госдумы намерены обязать всех граждан без определенного места жительства проходить обязательную регистрацию по месту пребывания. И это требование, скорее всего, удивит или возмутит всех, кроме самих бездомных.

Главной идеей такого требования является «определение основ системы предупреждения и регулирования бродяжничества». В частности, в законопроекте предусматривается, что при каждом переезде бомжа с территории одного субъекта Федерации в другой бездомный будет обязан регистрироваться, а при нахождении в одном регионе — каждые шесть месяцев проходить перерегистрацию.

А еще в законопроекте сказано, что вне зависимости от наличия документов лица, занимающиеся бродяжничеством, подлежат фотографированию, а прошедшим регистрационный учет будет выдаваться свидетельство о социальной регистрации установленного образца. Это очень интересное положение будущего закона. И вот почему. Останется нерешенным вопрос с идентификацией снимка и личности, предъявившей «паспорт» бомжа. Дело в том, что грязные и очень заросшие граждане со свалки очень похожи друг на друга. Зачастую по их внешности невозможно определить даже пол, к которому они принадлежат. В каком виде их будут снимать? В обычном или цивильном? Если заставят помыться и побриться, то подателя такого документа через пару недель никто не узнает. А если снимать их в ежедневном виде, то таким документом могут воспользоваться все жители окрестных свалок.

По словам Васильева, документ предусматривает «ряд гарантий для бомжей и меры по предупреждению бродяжничества». Так, законопроект гарантирует им оказание необходимой социально-экономической поддержки, психологической помощи и содействия в трудоустройстве, утверждает автор.

Борис Страшун, профессор Московской государственной юридической академии:

— Прежде всего надо определить, кто такие бездомные, бомжи, установить, что считается бродяжничеством и что именно квалифицируется как противоправное деяние? Визуальная квалификация — все мы проходим по улицам и видим: «вот бомж» — это не дело. Человек может быть плохо одетым, неопрятным, но не бездомным и не социально опасным. А если старушке не хватает пенсии и она попрошайничает, ее тоже могут квалифицировать как бродяжку? Закон должен содержать очень точные дефиниции. По отношению к бездомным должна быть выработана целая политика, а не одни дисциплинарные меры. Сводить все только к карательной и оградительной функции было бы недостойно государства, да и противоречило бы Конституции, поскольку не вяжется с понятием социального государства.

Варвара Сидорова, психолог Института практической психологии и психоанализа, эксперт по проблеме утраты и травмы:

— Не очень понятно, каким образом регистрация сможет реабилитировать бродяг. Ведь законопроект должен в конечном итоге ориентироваться не на перепись бездомных, а на помощь этим людям. Наверняка среди них найдутся единицы, для которых психологическая помощь и трудоустройство станут началом «возрождения». Для большинства же этот законопроект выльется в очередные гонения со стороны милиции.

Екатерина Дубовская, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ:

— Этот законопроект трудно считать «рукой помощи» бездомным людям. Для таких людей должны быть открыты специальные центры по реабилитации и трудоустройству. Если же человек сам, по доброй воле, выбирает себе жизнь вне общепринятых общественных законов и порядков, то не наше право насильно навязывать ему их. Каждый человек имеет право выбирать свой стиль жизни без ущерба другим. Подобный законопроект — слишком простой способ, он создаст лишь видимость наведения порядка.

Подготовили:
Галина Брынцева,
Адиля Зарипова,
Елена Яковлева

Приказом Минсоцзащиты России от 25.01.1994 № 10 «О домах ночного пребывания» определено, что дома ночного пребывания могут быть образованы по решению органов исполнительной власти субъекта РФ и предназначаются для лиц без определенного места жительства и занятий. Расходы, связанные с созданием и содержанием домов ночного пребывания, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Дом ночного пребывания является социальным учреждением, предназначенным для ночлега лиц без определенного места жительства и занятий, который создастся, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ.

Дом ночного пребывания организуется в здании, которое имеет необходимые помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

Для обеспечения общественного порядка в доме ночного пребывания создается круглосуточный ноет полиции, содержащийся за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований.

Для оказания первой доврачебной помощи непосредственно в доме ночного пребывания организуется медицинский пункт, возглавляемый фельдшером, а для проведения санитарной обработки поступающих лиц и их одежды оборудуются душевая установка и дезинфекционная камера.

Оказание необходимой медицинской помощи лицам, находящимся в доме ночного пребывания, и контроль за соблюдением санитарно-про- тивоэпидемиологического режима в нем осуществляют в установленном

порядке органы здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора.

Основной задачей дома ночного пребывания является предоставление ночлега лицам без определенного места жительства и занятий, в первую очередь из числа престарелых и инвалидов.

В соответствии с основной задачей дом ночного пребывания осуществляет для таких лиц:

предоставление бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко- места с постельными принадлежностями;

  • — обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание;
  • — консультативную помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания;
  • — нуждающимся — первую доврачебную помощь и санитарную обработку.

Койко-место для ночлега в доме ночного пребывания предоставляется бесплатно одному лицу на срок не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году, а сверх того лишь за плату, устанавливаемую соответствующим органом исполнительной власти. При наличии свободных коек спальное место для ночлега может предоставляться за плату и другим категориям граждан.

В дом ночного пребывания принимаются лица без определенного места жительства и занятий (в первую очередь престарелые и инвалиды), обращающиеся самостоятельно или пребывающие по направлению органов внутренних дел и органов социальной защиты.

Противопоказаниями к приему в дом ночного пребывания являются наличие:

  • — туберкулеза в активной стадии;
  • — заразных заболеваний кожи и волос;
  • — острых инфекционных и венерических заболеваний;
  • — психических заболеваний, сопровождающихся па момент поступления расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;
  • — острого алкогольного опьянения и признаков приема наркотических средств.

Лица, у которых при поступлении обнаружены вышеуказанные противопоказания, а также повышенная температура, сыпь неясной этиологии, подлежат направлению в учреждения здравоохранения.

Прием лиц без определенного места жительства и занятий в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником, назначенным директором дома, совместно с медицинским работником учреждения.

Социальный приют – это временное прибежище для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Зачастую трудная жизненная ситуация происходит не с маргинальными и асоциальными гражданами, без крова над головой и документов оказываются вполне нормальные в общепринятом смысле люди…

Пожилые родители, от которых отказались дети, приезжие на заработки из других регионов, выпускники детских домов. Социальная гостиница становится единственной возможностью получить ночлег и питание.

Отдельная категория граждан — матери с детьми, для них в Епархиальном комплексном центре открыто специальное отделение. Женщины с малолетними детьми проживают в отдельным номерах, получают горячую пищу, средства гигиены, по необходимости дети могут быть устроены в общеобразовательные учреждения.

Приглашаем всех неравнодушных людей принять участие в добром деле, любыми возможными для них средствами поддержать бездомных, например, потрудиться в центре в качестве добровольцев – во славу Божию на благо ближнего.

Звоните по телефону 8-800-222-06-05

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *