Состояние автомобильных дорог

  • автор:

Содержание

Скачать ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд

1 Общие положения
2 Конструирование дорожной одежды
Задачи и принципы конструирования
Конструирование покрытий и оснований капитальных дорожных одежд
Конструирование покрытий и оснований облегченных и переходных дорожных одежд
Конструирование дополнительных слоев основания
Особенности конструирования дорожных одежд со слоями из малопрочных материалов и побочных продуктов промышленности
Мероприятия по повышению прочности и стабильности рабочего слоя земляного полотна
Учет региональных особенностей
Принципы назначения конструкций дорожных одежд при проектировании, реконструкции существующих дорог
3 Расчет дорожных одежд на прочность
Основные положения
Общая процедура и критерии расчета на прочность
Расчет напряжений и деформаций
Расчетные параметры подвижной нагрузки
Расчет конструкции в целом по допускаемому упругому прогибу
Расчет по условию сдвигоустойчивости подстилающего грунта и малосвязных конструктивных слоев
Расчет конструкции на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе
4 Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость
5 Проектирование устройств по осушению дорожных одежд и земляного полотна
Основные положения
Расчет дренирующего слоя
Приложение 1 Расчетные нагрузки
Приложение 2 Определение расчетных характеристик грунта рабочего слоя земляного полотна при расчете дорожной одежды на прочность
Приложение 3 Таблицы нормативных и расчетных значений прочностных и деформационных характеристик конструктивных слоев из различных дорожно-строительных материалов
Приложение 4 Назначение статистических параметров
Приложение 5 Теплофизические характеристики конструктивных слоев из различных дорожно-строительных материалов
Приложение 6 Параметры для определения расчетного суммарного числа приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды
Приложение 7 Методика определения и использования коэффициента влагопроводности грунта при проектировании дорожной одежды
Приложение 8 Примеры расчета
Приложение 9 Список участников разработки ОДН

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОДН 218.012-99

ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ

«ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОГРАЖДАЮЩИМ УСТРОЙСТВАМ НА МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ»

Федеральная дорожная служба России

г. Москва

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

(ФДС России)

ПРИКАЗ

г. Москва

О принятии и введении в действие отраслевых дорожных норм

ОДН 218.012-99

В связи с возросшей интенсивностью и грузоподъемностью транспортных потоков, особенно на магистральных автомобильных дорогах, в том числе на автомобильных дорогах европейского класса, в целях повышения безопасности дорожного движения на вновь строящихся и реконструируемых мостовых сооружениях на этих дорогах

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1999 года отраслевые дорожные нормы ОДН 218.012-99 «Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах Российской Федерации» (далее ОДН 218.012-99) для их применения при проектировании, строительстве и реконструкции мостовых сооружений.

2. Структурным подразделениям ФДС России, федеральным и региональным дирекциям автомобильных дорог, органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, подведомственным ФДС России организациям руководствоваться в работе основными требованиями ОДН 218.012-99.

3. Управлению безопасности дорожного движения (Баваров Б.Н.), Управлению инноваций и научно-технической политики (Иванов В.В.), Центру информационного обеспечения и связи ФДС России (Важенин Н.А.) в срок до 1 июля 1999 года обеспечить издание и рассылку ОДН 218.012-99 в организации, упомянутые в п. 2. настоящего приказа, и в Центр нормирования и сертификации Госстандарта России.

4. Управлению безопасности дорожного движения (Баваров Б.Н.) совместно с разработчиками ОДН 218.012-99 организовать сбор и обобщение опыта применения новых конструкций ограждения для учета при разработке нового ГОСТ Р «Ограждения дорожные удерживающие для автомобилей. Общие технические требования» (взамен ГОСТ 26804-86).

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФДС России Урманова И.А.

1. Отраслевые дорожные нормы разработаны Государственным предприятием РосдорНИИ (к.т.н. В.И. Шестериков) и Государственным предприятием СоюздорНИИ (к.т.н. И.Д. Сахарова) и доработаны с участием специалистов Научно-исследовательского центра ГИБДД МВД России (Е.П. Коншин). Нормы разработаны в развитие СНиП 2.05.03-84* (1) и касаются ограждений на автодорожных мостах, расположенных на дорогах первой категории по классификации СНиП 2.05.02-85 (2). Они учитывают современный состав движения на магистралях, интенсивность и скорости движения транспортных средств.

2. Внесены на утверждение Управлением безопасности дорожного движения ФДС России.

3. Согласованы с ГИБДД МВД России 24.03.99.

4. Приняты и введены в действие приказом ФДС № 174 от 03.06.99.

Введены в действие с 1.07.99. Введены впервые.

5. В настоящих отраслевых дорожных нормах реализованы требования отраслевых стандартов ОСТ 218.001-96 (3) и ОСТ 218.002-98 (4). Кроме того, при разработке норм были учтены результаты исследований, выполнявшихся по данной проблеме в ГП РосдорНИИ и ГП СоюздорНИИ, многолетний опыт применения на мостах ограждений по ГОСТ 26804-86 (5) и типовым проектам, а также и требования Европейского стандарта ЕN 1317-2.95 (6).

1. Область применения

Настоящие отраслевые дорожные нормы (ОДН) распространяются на конструкции ограждений недеформируемого и деформируемого типа, устанавливаемые на мостовых сооружениях автомагистралей Российской Федерации, в том числе на автомобильных дорогах международного класса. Нормы применяются на всей территории Российской Федерации.

Предметом нормирования настоящих ОДН являются требования к мостовым ограждениям, на основании которых осуществляется выбор (из числа сертифицированных конструкций) и разработка новых конструкций ограждений для мостов, а также определение области применения разработанных ранее конструкций. Нормы являются обязательными для применения органами государственного управления автомобильными дорогами, органами надзора, проектными и научно-исследовательскими организациями, предприятиями и организациями дорожного Хозяйства России независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности.

В настоящих ОДН использованы ссылки на следующие нормативные документы.

1. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы.

3. ОСТ 218.001-96. Система нормативных и методических документов дорожного хозяйства.

4. ОСТ 218.002-98. Порядок разработки, внесения изменения и переработки нормативных документов дорожного хозяйства.

5. ГОСТ 26804-86. Ограждения дорожные, металлические барьерного типа. Технические условия.

6. Европейский стандарт EN 1317-2.1995.

7. СНиП 2.03.11-85. Защита строительных конструкций от коррозии.

8. ГОСТ 10060.2-95. Бетоны. Методы контроля морозостойкости.

3.1 Общие требования к ограждениям. Классификация требований

3.1.1. Конструкции ограждений устанавливают на краю проезжей части между ее кромкой и тротуаром или служебным проходом; на краю пролетного строения при отсутствии тротуаров или служебных проходов; на разделительной полосе. Ограждения предназначены для предотвращения съезда (падения) потерявшего управление транспортного средства с мостового сооружения и участка сопряжения его с насыпями подходов.

3.1.2. К ограждениям, устанавливаемым на мостовых сооружениях, предъявляют: требования назначения; требования надежности; конструктивные требования и требования к параметрам.

3.2. Требования назначения

3.2.1. Требования включают в себя перечень функций, которым должно удовлетворять ограждение, и представляют собой функциональные требования, определяющие работоспособность конструкции при ее взаимодействии с автомобилем, влияние на траекторию движения автомобиля, безопасность водителя (пассажира) и сохранность груза.

3.2.2. Вступивший во взаимодействие с ограждением расчетный автомобиль не должен опрокидываться как через ограждение, так и в сторону полосы движения. Автомобиль не должен разворачиваться после контакта с ограждением (в сторону увеличения угла наезда) и не должен прорывать ограждение.

3.2.3. Ограждение должно корректировать траекторию наехавшего транспортного средства (воздействие его на ограждение происходит в виде двух последовательных боковых скользящих ударов, а при наезде автопоезда — тягача с прицепом — в виде трех ударов). Взаимодействие автомобиля с ограждением должно завершаться его выбегом под углом и со скоростью, меньшими угла и скорости наезда.

3.2.4. Ограждение должно обеспечивать пассивную безопасность автомобиля: продольная перегрузка в центре масс автомобиля не должна превышать 10 g, поперечная перегрузка на водителя (пассажира) — 5 g, на перевозимый груз 6 g (g — ускорение свободного падения). Послеаварийная безопасность ограждения заключается в отсутствии падения элементов ограждения на проезжую часть и проникновения их в салон автомобиля.

3.2.5. При наезде автомобиля на ограждение не допускается деформация пассажирского отделения транспортного средства. После соударения элементы ограждения не должны представлять опасность для других транспортных средств.

3.3. Требования надежности

3.3.1. Требования надежности предусматривают возможные допустимые при наезде расчетного автомобиля повреждения конструкции ограждения, при которых обеспечиваются его функциональные качества.

При расчетном наезде транспортного средства на ограждение не должно быть разрушения конструкций самого ограждения и элементов несущих конструкций пролетных строений, на которых оно установлено. Допускается появление трещин или других мелких повреждений в железобетонных ограждениях, устранение которых не требует их замены.

3.3.2. При расчетном наезде на ограждение легкового транспортного средства не должно быть отрыва направляющей балки (балок) от амортизаторов или стоек и амортизаторов от стоек, а также должны отсутствовать разрывы во всех элементах ограждения.

При расчетном наезде грузового транспортного средства в ограждении не должно быть:

· разрывов направляющей балки;

· отрыва стоек от закладных деталей в несущих конструкциях (допускаются пластические деформации в болтовом соединении);

· повреждения анкеров закладных деталей (напряжения в анкерах не должны превышать расчетных сопротивлений растяжению их материала);

· разрушения бетона цоколя, на котором установлены стойки;

· контакта деформированного ограждения с элементами, установленными за ними (перилами, мачтами освещения, щитами звукозащитными и т.п.).

При расчетном наезде на ограждение автопоезда не должно быть разрушений:

· анкеров закладных деталей;

· конструкции дорожной одежды в зоне расположения закладной детали;

· плиты проезжей части в месте анкеровки ограждений;

· элементов, установленных за ограждением (перил, мачт освещения и т.п.).

3.3.3. Конструкции ограждений должны быть ремонтопригодными — после их восстановления показатели надежности должны быть не ниже, чем до наезда.

3.4. Конструктивные требования и требования к параметрам

3.4.1. Требования касаются ограждений, устанавливаемых в пределах длины мостового сооружения и участков сопряжения его с насыпями подходов, и определяют указанные выше требования назначения, надежности и удерживающей способности.

3.4.2. Требования к высоте ограждений определяются условиями движения на дороге, исходя из устойчивости расчетного транспортного средства при нормируемых параметрах поперечных ускорений, приведенных в п. 3.2.4. с учетом конструктивного решения поперечного сечения пролетного строения мостового сооружения (наличие или отсутствие тротуаров, служебных проходов). Высота, в зависимости от условий движения на участке дороги, где расположено мостовое сооружение, и конструктивного решения поперечного сечения пролетного строения, должна быть не меньше значений, приведенных в табл. 1.

Таблица 1

Минимальные высоты ограждений, м

Условия движения на дороге*)

Тротуары или служебные проходы

Тротуары и служебные проходы отсутствуют

легкие

0,9

1,1

затрудненные

1,1

1,3

опасные

1,1

1,5

*) Характеристики условий движения — см. р. 3.5.

3.4.3. Поперечные перемещения (прогибы) конструкций ограждений при наезде на них расчетных автомобилей не должны превышать следующих значений:

* установленных между проезжей частью и тротуаром при его ширине более 1 м — f £ 0,75 м;

* установленных между проезжей частью и тротуаром шириной до 1 м или служебным проходом, или на краю пролетного строения при отсутствии тротуаров или служебных проходов — f £ 0,5 м;

* установленных на разделительной полосе — f £ 1,2 м.

Прогиб ограждения определяют в уровне его верха по величине смещения лицевой поверхности элемента, находящегося в верхней части конструкции.

3.4.4. Конструкции ограждений, устанавливаемых на мостовом сооружении, должны быть объединены в единую систему. Сопряжение мостового и дорожного ограждений, имеющих различную удерживающую способность и деформируемость, выполняют посредством переходного участка, обеспечивающего постепенное выравнивание поперечной жесткости.

При отсутствии ограждений на участке дороги, где расположено мостовое сооружение, ограждение на нем должно быть продлено на длину не менее 25 м перед и 15 м — за мостовым сооружением. Ограждение должно заканчиваться специальным концевым участком.

3.4.5. На переходных плитах в узлах сопряжения мостового сооружения с насыпями подходов устанавливают ограждения той же конструкции, что и на мостовом сооружении.

3.4.6. Балка деформируемого барьерного ограждения в пределах всей длины должна быть непрерывной, состыкованной в цепь равнопрочными болтовыми соединениями. Над деформационными швами пролетных строений балка должна иметь возможность относительного осевого перемещения в стыке секций на величину расчетных перемещений в деформационном шве. При перемещениях более 100 мм такая возможность может быть реализована специальным устройством, например, телескопического типа с обратной стороны балки.

3.4.7. Отдельные блоки недеформируемых парапетных ограждений должны быть состыкованы для восприятия расчетной горизонтальной поперечной нагрузки от удара расчетного автомобиля.

3.4.8. Конструкции металлических ограждений и металлические открытые детали железобетонных ограждений должны быть защищены от коррозии в соответствии со СНиП 2.03.11-85 , толщина защитного цинкового покрытия должна быть не менее 80 мкм.

Бетонные конструкции ограждений должны быть выполнены из бетона класса не ниже В35, с морозостойкостью F300 при испытаниях в хлористых солях по ГОСТ 10060.2-95 как для бетона дорожных и аэродромных покрытий. Толщина бетона защитного слоя над арматурой должна быть 50 мм.

3.5. Расчетные параметры наезда транспортного средства на ограждение

Параметры наезда определяются условиями движения на участке дороги, где расположено мостовое сооружение, в зависимости от степени затрудненности движения по СНиП 2.05.02-85.

3.5.2. Расчетные транспортные средства, на которые должны быть запроектированы ограждения, принимают исходя из состава и интенсивности движения на участке дороги, где расположено мостовое сооружение.

В качестве расчетных автомобилей, исходя из состава транспортного потока на автомагистралях, и по аналогии с требованиями международного стандарта ЕN 1317-2.95 , приняты для мостов на магистральных дорогах (рис. 1):

· легковой автомобиль весом 1,5;

· грузовой трехосный автомобиль весом 18 т;

· автобус весом 15т;

· грузовой автомобиль с полуприцепом (автопоезд) весом 36 т.

3.5.3. Скорости движения расчетных транспортных средств приняты с учетом категории дороги и степени затрудненности движения по СНиП 2.05.02-85. Кроме того, принято положение, что скорость в момент контакта автомобиля с ограждением меньше расчетной скорости движения автомобиля в потоке. Принятые в качестве расчетных скорости движения автомобилей в момент контакта, то есть с измененной от обычного движения траекторией, приведены в таблице 2.

В соответствии со СНиП 2.05.02-85 (табл. 46) условия расположения мостового сооружения в зависимости от степени затрудненности движения отнесены к 3 случаям:

1 случай — легкие условия движения с параметрами дороги, соответствующими нормативным: радиус кривой в плане не менее 2000 м, продольные уклоны на мостовом сооружении и подходах не более 3 %о, уровень загрузки дороги не выше 30 %;

2 случай — затрудненные условия движения с теми же параметрами, что и в 1 случае, но при уровне загрузки более 30 % и при радиусе кривизны в плане до 1000 м;

3 случай — опасные условия движения — радиус кривой в плане менее 1000 м, уклоны более 30 %о, уровень загрузки дороги более 50 %.

Таблица 2

Расчетные скорости движения в момент контакта с ограждением, км/ч

Условия движения на участке дороги

Расчетные автомобили

Легковой 1,5 т

Грузовой 18 т

Автобус 15 т

Автопоезд 36 т

Легкие

Затрудненные

Опасные

3.5.4. Углы наезда автомобилей на ограждения приняты в зависимости от условий движения на дороге (легкие, затрудненные, опасные) и числа полос движения в одном направлении. Диапазон изменения углов наезда:

— при двух полосах движения в одном направлении — от 15 до 20°

— при трех полосах движения и более — от 17 до 22°.

3.6. Требования к удерживающей способности

Учитывая приведенные в р. 3.5. параметры наезда (значения углов наезда, скорости движения и веса транспортных средств), показатель удерживающей способности как величина энергии приближающегося к ограждению автомобиля не должен быть ниже значений, приведенных в таблице 3.

Таблица 3

Воспринимаемые ограждением энергии наезда, кдж (для мостов на магистральных дорогах)

Число полос движения в одном направлении

Условия движения по дороге

Легкие

Затрудненные

Опасные

2 полосы

3 полосы и более

500 (700)*

*) в скобках указано значение энергии для автопоезда Q=36 т.

Схемы расчетных транспортных средств

Рис. 1.

Карта состояния дорог Украины — Автострада

1) Рейтинг 1 получают трассы, о которых отзываются не иначе как “полная ж..а”, “танкодром” и т.п. Состояние этих трасс не позволяет передвигаться со скоростью выше 30 км/ч, постоянные ямы и неровности, дорожное полотно разрушено полностью, иногда о них говорят не как о дорогах, а как о направлениях.

2) Рейтинг 2 получают трассы, вызывающие устойчиво негативное отношение. Как правило данные трассы можно проезжать со скоростью 60-80 км/ч, однако очень часто встречаются крупные ямы и участки, которым смело можно ставить рейтинг 1. Также под эту категорию попадают трассы с постоянно плохим дорожным полотном, постоянными неглубокими яма и неровностями.

3) Рейтинг 3 получают трассы со значительными разрушениями дорожного полотна, однако позволяющими двигаться со скоростью до 100 км/ч. Иногда встречаются глубокие ямы и неровности, для преодоления которых приходится снижать скорость практически до нуля, в связи с чем проезд в темное время суток затруднен. Отношение к данным дорогам нейтрально-негативное.

4) Рейтинг 4 получают трассы с относительно ровным дорожным полотном, небольшими ямами и неровностями. Отношение к таким трассам устойчиво положительное, “комфортно можно держать 120 км/ч”.

5) Рейтинг 5 получают дороги с идеальным или близким к идеальному покрытием. Отсутствуют ямы и значительные неровности, можно расслабленно двигаться со скоростью выше 100 км/ч.

Эксплуатационное состояние автомобильной дороги

Смотреть что такое «Эксплуатационное состояние автомобильной дороги» в других словарях:

  • Эксплуатационное состояние автомобильной дороги — степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭД АД) — комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния дороги в данный момент времени, обеспечивающих ее потребительские свойства. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭСАД) — 3.3 транспортно эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭСАД) : Комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильной дороги на момент обследования и оценки,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Состояние автомобильной дороги транспортно-эксплуатационное — Транспортно эксплуатационное состояние дороги (ТЭС АД) комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки, обеспечивающих ее потребительские свойства…… … Официальная терминология

  • Капитальный ремонт автомобильной дороги — Комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • транспортно-эксплуатационное состояние — 3.2 транспортно эксплуатационное состояние : Комплекс фактических значений параметров свойств и ряда показателей, характеризующих его технический уровень и эксплуатационные возможности в текущий момент времени. Основные свойства сооружения:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические рекомендации: Психологический отбор кандидатов в пожарно-технические образовательные учреждения МВД России. Методические рекомендации — Терминология Методические рекомендации: Психологический отбор кандидатов в пожарно технические образовательные учреждения МВД России. Методические рекомендации: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические рекомендации: Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств) — Терминология Методические рекомендации: Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств): Армирование Усиление дорожных конструкций в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические рекомендации: Методические рекомендации по определению объемов заготовки химических материалов для борьбы с зимней скользкостью покрытий автомобильных дорог — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по определению объемов заготовки химических материалов для борьбы с зимней скользкостью покрытий автомобильных дорог: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические рекомендации: Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий на дорогах в нефтепромысловых заболоченных районах Западной Сибири — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий на дорогах в нефтепромысловых заболоченных районах Западной Сибири: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ВВЕДЕНИЕ.

ОДН 218.014-99

Отраслевой дорожный норматив

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ В ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

МОСКВА

1. Разработано во исполнение Распоряжения ФДС России от 31.07.98г. № 98 «О разработке отраслевых норм потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог».

2. Утверждено руководителем Федеральной дорожной службы В.Г.Артюховым.

4. Разработано ГП «РОСДОРНИИ» на основе и в соответствии с действующими нормативными документами, с учетом задач, стоящих перед российскими дорожниками по организации и проведению работ при содержании автомобильных дорог и сооружений.

ОДН 218.014-99

Отраслевой дорожный норматив

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДЕНО
Приказом ФДС России

№.272 от 12.08.99

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ
В ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ
ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

МОСКВА

Настоящие Нормативы потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог разработаны взамен аналогичных «Нормативов», утвержденных бывшим Министерством автомобильных дорог РСФСР в 1989 году.

Документ разработан с учетом новой Классификации работ по ремонту и содержанию дорог, введенной в действие с 1 января 1998 года приказом Федеральной дорожной службы России от 18 декабря 1997 года, № 80, а также на основании анализа выпускаемой отечественной промышленностью и зарубежными фирмами средств механизации для выполнения комплекса работ по содержанию дорог.

Настоящие «Нормативы» предназначены для применения федеральными и территориальными дорожными органами при комплектовании службы содержания дорог необходимыми средствами механизации, обеспечивающими реализацию современных технологических процессов.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Разработка и реализация Нормативов потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог (далее «Нормативы») направлены на:

— улучшение транспортно-эксплутационного состояния дорог и повышение безопасности дорожного движения за счет повышения уровня механизации и качества выполнения основных технологических процессов;

расширение применения многоцелевых шасси с набором сменного рабочего оборудования, позволяющих сократить парк машин и обслуживающий персонал и обеспечить оперативное использование техники круглогодично;

— сокращение разномарочности машин и упрощение благодаря этому технического обслуживания и ремонта техники, снижение эксплуатационных затрат.

1.2. «Нормативы» позволяют целенаправленно и рационально использовать средства федерального и территориальных дорожных фондов на приобретение соответствующих отечественных и зарубежных машин и оборудования.

1.3. «Нормативы» разработаны с учетом основных технологических процессов в содержании дорог, установленных согласно действующей Классификации работ по ремонту и содержанию дорог. Перечень основных технологических процессов приведен в разделе 2 настоящего документа.

1.4. «Нормативы» установлены на 100 км автомобильных дорог I-V категории с учетом типа дорожных одежд (покрытий) и вида работ на основе расчетов и экспертных оценок потребности техники на 100 км двухполосных дорог шириной проезжей части 7,5 м.

При определении потребности в машинах для снегоочистки дорог вводятся поправочные коэффициенты в зависимости от категории трудности снегоборьбы в соответствии с Приложением 1. В отношении снегоочистительного оборудования для привлекаемого автотранспорта (см. Приложение 2 к таблице. 1) поправочный коэффициент принимают равным 1 независимо от района трудности снегоборьбы.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.

2.1. С учетом специфики работ по содержанию в разные периоды года перечень основных технологических процессов определен для двух временных периодов: весенне-летне-осеннего и зимнего.

2.2. В весенне-летне-осенний период основными технологическими процессами при содержании дорог являются:

а) полоса отвода — очистка полосы отвода от мусора и посторонних предметов;

планировка полосы отвода с прочисткой и профилированием кюветов и водоотводных канав:

— скашивание травы и ликвидация кустарника;

ликвидация нежелательной растительности химическим способом;

б) земляное полотно

— уборка с обочин, откосов и разделительной полосы посторонних предметов и мусора;

— устранение мелких повреждений (в т.ч. размывов) на неукрепленных обочинах и откосах с подсыпкой в отдельных местах грунта, планировкой и уплотнением;

— устранение мелких повреждений на укрепленных обочинах (в т.ч. на асфальтобетонных, щебеночно-гравийных);

— скашивание травы на обочинах, откосах и разделительной полосе;

— ликвидация кустарника на откосах и обочинах.

в) проезжая часть

асфальтобетонные (и другие «черные») и цементобетонные покрытия:

— очистка от мусора, пыли и грязи;

— заделка трещин и швов;

— устранение мелких повреждений (выбоин, просадок, колей и др.);

— устранение скользкости, вызванной выпотеванием битума;

— поверхностная обработка (в т.ч. двойная) покрытий, включая очистку покрытия от пыли и грязи, распределение битумного вяжущего, распределение щебня (в т.ч. обработанного битумом), укатка, уборка неприжившегося щебня;

гравийные и щебеночные покрытия:

— восстановление профиля гравийных и щебеночных покрытий (в т.ч. с добавлением нового материала);

— планировка и обеспыливание гравийных и щебеночных покрытий;

г) искусственные сооружения

— очистка проезжей части и тротуаров мостов от грязи и мусора;

— устранение мелких повреждений на ж/б элементах мостов;

— исправление или замена отдельных секций перил или ограждений на мостах;

— очистка перил и ограждений от пыли и грязи;

— покраска перил и ограждений (кроме оцинкованных);

— очистка лотков и водопропускных труб от грязи, снега и льда;

— устранение мелких повреждений лотков и труб. включая оголовки:

д) обустройство и обстановка дороги

— восстановление и нанесение вновь дорожной разметки;

очистка и мойка дорожных знаков, стоек, ограждений, сигнальных столбиков и др.;

— замена поврежденных и установка недостающих дорожных знаков (включая знаки индивидуального проектирования), недостающих ограждений и направляющих устройств;

— содержание в чистоте и порядке автобусных остановок, автопавильонов, площадок отдыха и элементов их обустройства;

— уход за дорожным освещением (замена ламп и светильников); чистка, мойка и окраска опор (вертикальная разметка):

— устройство снегозащитных лесных полос, выращивание и уход за посадками и саженцами, рубки ухода: обрезка веток для обеспечения видимости и др.

2.3. В зимний период основными технологическими процессами при содержании дорог являются:

— патрульная очистка проезжей части дорог от снега;

— удаление снежных валов с обочин: сдвиганием, перекидкой, перекидкой у барьерных ограждений, сдвиганием с погрузкой в автосамосвалы (в основном на развязках в двух уровнях) и др.;

— удаление с проезжей части уплотненного снега;

— расчистка снежных заносов толщиной до 0,4 м, от 0,4 до 0,6 м, от 0,6 до 1,0 м и более 1,0 м;

борьба с зимней скользкостью, в т.ч.: распределение пескосоляной смеси, распределение твердых реагентов в чистом виде, распределение увлажненных реагентов, распределение жидких реагентов;

— устройство снежных траншей или валов на придорожной полосе для защиты дороги от снежных заносов.

3. НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ В ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.

3.1. «Нормативы» по основным типам специальных машин, поливомоечные и подметально-уборочные машины; машины и оборудование для заделки трещин и швов в асфальтобетонных (и других «черных») и цементобетонных покрытиях; машины и оборудование для устранения ямочности на асфальтобетонных (и других «черных») и цементобетонных покрытиях; машины и оборудование для скашивания травы; плужно-щеточные снегоочистители; распределители противогололедных материалов; комплект машин для поверхностной обработки покрытий; машины для разметки проезжей части дорог с асфальтобетонным (и другим «черным») и цементобетонным покрыгиями) определены расчетом (см. Приложение 2) с учетом их эксплуатационной производительности, а также коэффициентов цикла на соответствующие виды работ в соответствии с «Нормативными затратами на содержание км федеральных автомобильных дорог по органам управления дорожным хозяйством».

«Нормативы» по остальному перечню машин установлены на основе экспертных оценок специалистов и с учетом накопленного опыта в содержании дорог дорожной службой.

3.2. Разработанные «Нормативы» приведены в таблице 1, при этом потребность в снегоочистительной технике установлена для условий легкой снегоборьбы (см. Приложение 2). В таблице указаны также марки основных машин и оборудования и их основные параметры. Для возможности выбора эффективной зарубежной техники в таблице приведены (по большей части средств механизации) зарубежные аналоги.

Таблица 1.

Примечания: 1. Машины, указанные в п.п. 1.6.-1.9., предназначены для устройства поверхностной обработки и специальных слоев с применением битума и битумной эмульсии.

3. Кроме указанных снегоочистительных машин настоящие «Нормативы» предусматривают также необходимость наличия комплектов стандартных навесных одноотвальных плугов для привлекаемого автотранспорта: 8 комплектов для дорог I категории, 4 комплекта для дорог II и III категорий и 3 комплекта для дорог IV и V категорий из расчета на 100 км.,

4. В графе 3 пункта 2.1. указано количество машин для дорог I категории с 6-полосным движением, для дорог с 8- и 4-полосным движением соответственно принимают коэффициент 1,2 и 0,7.

5. В графах 3, 4, 5 пункта 1.16. количество кусторезов (сучкорезов) уточняется в зависимости от протяжения лесопосадок и объема работ.

6. В графах 3, 4, 5 пункта 2.4. указанное количество машин приобретается по лизингу или в аренду.

7. В раздел III. «Машины для содержания мостов и других искусственных сооружений» прияты из расчета на 1 специализированную бригаду, которая может выполнять работы по содержанию 1000-1200 пог.м. мостов в год.

Поправочные коэффициенты для определения Нормативов потребности в снегоочистительной технике

№ п/п

Районы по трудности снегоборьбы

Поправочный коэффициент

I. Районы легкой снегоборьбы:

Калининградская область, южная часть Республики Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, республики Дагестан, Кабардино-Балкария. Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, южные части Астраханской и Ростовской областей, Читинская и Амурская области, юго-западная часть Хабаровского края.

1,0

II. Районы средней трудности снегоборьбы:

Республика Карелия, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Костромская, Вологодская, Смоленская, Брянская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Московская, Ивановская области, южные части Республики КОМИ и Архангельской области, Кировская, Пермская, Волгоградская, Томская, Свердловская, Иркутская, Челябинская, Курганская области, Республика Удмуртия, Тюменская область (кроме Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов), северные части Омской, Ростовской, Астраханской, Нижегородской и Калужской областей, северная часть Республики Калмыкия, Хабаровский край (кроме юго-западной части), республики Тува, Бурятия, Саха (Якутия) южнее Северного полярного круга, Приморский и Красноярский края (кроме его юго-западной части и Таймырского автономного округа).

1,5

III. Районы трудной и очень трудной снегоборьбы:

остальная часть Архангельской области, Тульская, Орловская, Курская, Воронежская, Белгородская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Пензенская области, республики Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Башкортостан, Саратовская и Ульяновская области, южная часть Нижегородской, Омской и Калужской областей, Мурманская область, Новосибирская и Кемеровская области, остальная часть Красноярского края, Республика Алтай, остальная часть Республики КОМИ, Магаданская область, остальная часть Республики Саха (Якутия), Самарская и Оренбургская области, Алтайский край, Сахалинская область, Камчатская область, Корякский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский автономный округ, побережье Чукотского автономного округа в пределах Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей.

2,0

Расчет потребности основных типов специальных машин и оборудования.

А. Поливомоечное и подметально-уборочное оборудование на базовой машине.

, (1)

где F — обрабатываемая площадь проезжей части, м2;

кц — коэффициент цикла, характеризующий число обработок площади F за сезон (принято кц=10,0);

кпр — коэффициент, учитывающий перекрытие проходов машины (кnp= l.2);

Пэ — эксплуатационная производительность машины, м2/ч:

Тс — продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут;

mт, — число дней возможной работы машины за сезон, сут;

кип — коэффициент использования парка (кип=0,7).

Б. Машины и оборудование для скашивания травы.

, (2)

где Fт — площадь скашивания травы на обочинах, откосах и полосе отвода, м2;

кпрк — коэффициент, учитывающий перекрытие проходов косилки (кпрк=1,1);

кцт — коэффициент цикла (принято кцт=2,0);

Пэт — эксплуатационная производительность машины, оборудования, м2/ч;

Тст — продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут;

mэт — число дней работы машины за сезон, сут;

кип — коэффициент использования парка (кип=0,7).

В. Машины и оборудование для заделки раскрытых трещин и швов.

, (3)

где Lтр — длина, подлежащая заделке раскрытых трещин и швов, км;

кцтр — коэффициент цикла (кцтр= 1,0);

Пэтр — эксплуатационная производительность машины, м/ч;

Тстр — продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут:

mэтр — число дней работы машины за сезон, сут;

кип — коэффициент использования парка (кип=0,7).

Г. Машины и оборудование для устранения ямок, выбоин, просадок.

, (4)

где Fя- площадь устраняемых дефектов, м2;

кця — коэффициент цикла (принято кця = 1,0);

Пэя — эксплуатационная производительность машины по заделке дефектов а/б смесью, m’/h;

Тся, — продолжительность работы машины в течение суток, ч;

mэя, — число дней работы машины в течение сезона, сут;

кип — коэффициент использования машин (кип=0,7).

Д. Плужно-шеточные снегоочистители для легких условий снегоборьбы.

, (5)

где Fсн — площадь проезжей части, подлежащая снегоочистке, м2:

кцсн — коэффициент цикла;

ктрс — коэффициент трудности снегоборьбы (см. Приложение 1);

Пэсн — эксплуатационная производительность снегоочистителя, тыс.м2/ч;

Тэсн — средняя продолжительность работы в течение суток, ч;

mэсн — количество дней работы машины в течение сезона, сут;

кип — коэффициент использования машин (кип=0.7).

Е. Распределители противогололедных материалов.

, (6)

где Fрп — площадь проезжей части, подлежащая обработке противогололедными материалами, м2;

кцрп — коэффициент цикла;

Пэрп — эксплуатационная производительность распределителя, тыс.м2/ч;

Тсрп — средняя продолжительность работы в течение суток, ч;

mэрп — количество дней работы машины в течение сезона, сут;

кип — коэффициент использования машин (кип=0,7).

Ж. Машины и оборудование для разметки проезжей части дорог с асфальтобетонным (и другим «черным») и цементобетонным покрытиями.

а) для разметки краской

, (7)

где Lpз — длина дорожной разметки, п.м;

кцрз — коэффициент цикла (кцрз=1,0);

Пэрз — эксплуатационная производительность оборудования маркировочной машины, п.м/ч;

Тсрз — средняя продолжительность работы машины в течение суток, ч;

mэрз — число дней работы машины за сезон, сут;

кип — коэффициент использования машин (кип=0,7).

б) для разметки термопластиком

коэффициент цикла кцрз=1/3″0,33 (разметка термопластиком выполняется один раз в три года).

3. Комплект машин для поверхностной обработки с применением битума.

Состав комплекта Автогудронатор;

Щебнераспределитель;

Каток самоходный средний, комбинированного действия;

Каток самоходный тяжелый пневмоколесный.

а) автогудронатор.

, (8)

где Fоб — площадь проезжей части, подлежащая обработке битумом за сезон, тыс.м2;

Примечание: Поверхностную обработку возобновляют один раз в три года.

кпер — коэффициент, учитывающий перекрытие проходов гудронатора (кпср=1,1);

Па — эксплуатационная производительность автогудронатора в день (в смену), тыс.м2/ см;

mа — число рабочих дней (смен) за сезон, сут;

кип — коэффициент использования машин (кип=0,7).

Примечание: В расчете должна учитываться предварительная подгрунтовка покрытия жидким битумом.

б) щебнераспределитель.

, (9)

где Foб — площадь проезжей части, обработанная битумом за сезон, тыс.м2;

Пщ — эксплуатационная производительность щебнераспределителя в день (в смену), тыс.м2/ см;

mщ- число рабочих дней (смен) в году, сут;

кип — коэффициент использования машин (кип=0,7).

в) катки.

, (10)

где Fоб — площадь проезжей части, подлежащая укатке за сезон, тыс.м2;

кпер — коэффициент, учитывающий перекрытие проходов катка (кпер=1,1);

кпрох — количество проходов катка по данному следу (кпрох=3):

Пкс — эксплуатационная производительность катка в день (в смену), тыс.м2/см;

mкc — число рабочих дней (смен) катка за сезон, сут;

кип — коэффициент использования машин (кип=0,7).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *