Соглашение об определении таможенной стоимости

  • автор:

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС определяется таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза.Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», положения которого основаны на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашении по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.Данным Соглашением установлены методы определения таможенной стоимости товаров. Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Одним из принципов определения таможенной стоимости товаров является использование в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения в максимально возможной степени стоимости сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненной в соответствии со статьей 5 Соглашения, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 Соглашения, применяемыми последовательно. При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения, в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (статья 8 Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 Соглашения. Декларант (таможенный представитель) имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров. В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 Соглашения.Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).

Таможенная стоимость

Таможенная стоимость – одна из самых важных характеристик товара, ввозимого на территорию ЕАЭС, поскольку:

  • используется как база для расчета таможенных платежей: пошлин (ввозных/вывозных), НДС, акцизов, сборов;
  • позволяет определить не только фактическую стоимость товара, но и размер финансовых затрат на его транспортировку до таможенной границы Союза;
  • используется для ведения таможенной и внешнеторговой статистики.

Помимо этого, таможенная стоимость (ТС) может являться основанием для применения нетарифных и иных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

Определение таможенной стоимости товаров

Расчет таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами (НПА), регулирующими порядок и методы определения ТС. На текущий момент такими НПА являются:
При импорте:

  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) – Глава 5;
  • Федеральный закон от 03 августа 2018 года №289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” – Глава 5;

Дополнение от 23.01.2020

Постановлением Правительства РФ №1694 от 16.12.2019 определена методология расчета таможенной стоимости экспортируемых товаров.

Таможенная стоимость рассчитывается декларантом (грузовладельцем) или действующим по его поручению лицензированным агентом ВЭД, которым может быть:

  • таможенный представитель (брокер);
  • уполномоченный экономический оператор.

После расчета, полученное значение ТС округляется по математическим правилам с точностью до двух знаков после запятой и заявляется:

  • в 45 графе декларации на товары (ДТ), где используется в качестве базы для расчета таможенных платежей;
  • в декларации таможенной стоимости (ДТС), где подтверждается обоснованность заявления выбранной суммы.

При использовании первого метода определения таможенной стоимости, оформляется декларация по форме ДТС-1. При использовании 2-6 методов, оформление осуществляется с помощью формы ДТС-2.

Как рассчитывается таможенная стоимость: 6 методов определения таможенной стоимости

Законодательно определены 6 методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров:

  1. по цене сделки с ввозимыми товарами;
  2. по цене сделки с идентичными товарами;
  3. по цене сделки с однородными товарами;
  4. вычитания;
  5. сложения;
  6. резервный.

Методы определения таможенной стоимости применяются последовательно, начиная с первого. Каждый последующий (с 2 по 6) может быть использован только если ТС не может быть определена посредством применения предыдущего.

Исключениями являются методы сложения (5) и вычитания (4), которые могут применяться в любой последованности по усмотрению декларанта.

Первый метод определения таможенной стоимости – по цене сделки с ввозимыми товарами

Основным и наиболее предпочтительным методом определения таможенной стоимости является первый метод. Он предполагает подтверждение стоимости сделки на основании полного пакета документов, который включает в себя:

  • копию внешнеторгового контракта со всеми дополнениями и приложениями, при их наличии;
  • договор транспортно-экспедиторского обслуживания;
  • инвойс;
  • прайс-лист;
  • банковские документы;
  • товаросопроводительные документы;

Полный список документов, необходимых для подтверждения первого метода таможенной стоимости вы можете найти в соответствующем разделе нашего сайта.

Согласно методу по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость складывается из фактурной стоимости (цена товаров, которая указана в инвойсе) и расходов покупателя, понесенных им в процессе приобретения и доставки грузов до границы ЕАЭС.

Условно, расчет таможенной стоимости по первому методу можно представить в виде формулы:

ТС=ФС+Рс, где

ТС – таможенная стоимость;
ФС – фактурная стоимость;
Рс – расходы покупателя, понесенные им в процессе приобретения товара и доставки его до границы ЕАЭС.

Если расходы покупателя рассмотреть более детально, то формула расчета таможенной стоимости будет выглядеть так:

ТС=ФС+ТР+СС+ПРР+ВП+ЛП, где

ТР – транспортные расходы до границы ЕАЭС;
СС – стоимость страхования;
ПРР – стоимость погрузочно-разгрузочных работ и складского хранения;
ВП – выплаты посредникам;
ЛП – лицензионные платежи, уплачиваются в случае если ввозимые товары представляют собой объекты интеллектуальной собственности.

Для товаров, приобретаемых в рамках договора купли-продажи, использование любого метода определения таможенной стоимости, кроме первого, фактически означает назначение корректировки таможенной стоимости в сторону ее увеличения и необходимость уплаты таможенных платежей, пересчитанных от скорректированной стоимости.

Чтобы не допустить подобных проблем и провести таможенное оформление своего груза без КТС, рекомендуем доверить этот процесс профессионалам, которые заранее:

  • проверят весь пакет документов по сделке и своевременно проинформируют о недостающих документах/сведениях;
  • проконсультируют о возможных вопросах со стороны таможни по уровню цены на ввозимые товары;
  • а также помогут пройти все необходимые таможенные формальности по первому методу.

Когда у таможенных органов возникают сомнения относительно достоверности/достаточности сведений, заявленных для подтверждения первого метода, таможенная стоимость может быть определена по второму методу.

Второй метод определения таможенной стоимости – по цене сделки с идентичными товарами

Согласно этому методу, таможенная стоимость ввозимых товаров рассчитывается на основе таможенной стоимости идентичных товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза или вывезенных за ее пределы.

Идентичные товары – одинаковые по своим физическим и/или химическим характеристикам, производителю, стране происхождения, качеству и репутации товары, ввезенные на территорию ЕАЭС в тот же период времени – не более 90 дней с даты ввоза.

У идентичных товаров допускаются незначительные расхождения во внешнем виде, например, другой цвет всего корпуса или одной из деталей.

Оцениваемые товары, произведенные другим производителем той же страны, могут быть рассмотрены в качестве идентичных только в случае отсутствия подходящих товаров того же производителя.

Иные различия у идентичных товаров не допускаются.

Товары не считаются идентичными, если:

  • они произведены в другой стране;
  • в их отношении процесс проектирования, разработки, инженерной и/или конструкторской работ, художественное оформление, разработка дизайна, эскизов и чертежей и осуществление иных аналогичных работ были выполнены на таможенной территории ЕАЭС.

На практике применение метода по цене сделки с идентичными товарами для расчета ТС происходит следующим образом:

  1. У таможенных органов возникают сомнения относительно достоверности/достаточности заявленных сведений;
  2. Назначается дополнительная проверка, у декларанта запрашивается дополнительный пакет подтверждающих документов;
  3. Если представленных декларантом сведений недостаточно, чтобы подтвердить первый метод, таможенные органы подбирают подходящие источники ценовой информации. В случае если должностными лицами таможни выявлено 2 и более подходящих вариантов стоимости сделки с идентичными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них;
  4. Декларант или уполномоченное им лицо осуществляет расчет ТС на основании предоставленной таможенными органами информации с учетом поправок, учитывающих различия в коммерческом уровне продажи, способе транспортировки груза, количестве и/или весе товарной партии.

Условно, расчет таможенной стоимости по второму методу, в случае различия партий ввозимых и оцениваемых товаров по весовой характеристике, можно представить в виде формулы:

ТС=(ТСит/Рит)*Р, где

ТС – таможенная стоимость;
ТСит – таможенная стоимость идентичных товаров;
Рит – вес идентичных товаров, в кг;
Р – вес ввозимых товаров, в кг.

Однако не всегда возможно найти товары, полностью идентичные ввозимым; в этом случае определение таможенной стоимости осуществляется по цене сделки с однородными товарами.

Третий метод определения таможенной стоимости – по цене сделки с однородными товарами

Метод по цене сделки с однородными товарами практически не отличается по процедуре своего использования от второго метода определения ТС. Единственным отличием является понятие оцениваемых товаров, для третьего метода это однородные товары.

Однородные товары – товары, имеющие сходные характеристики, состоящие из схожих компонентов и произведенные из таких же материалов, что и ввозимые товары, что позволяет им:

  • выполнять те же функции, что и ввозимые товары;
  • быть коммерчески взаимозаменяемыми с ввозимыми товарами.

В процессе анализа однородности товаров, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака.

Причины неотнесения оцениваемых товаров к числу однородных такие же, как и для идентичных.

Условно, расчет таможенной стоимости по третьему методу можно представить в виде формулы:

ТС=(ТСот/Рот)*Р, где

ТС – таможенная стоимость;
ТСот – таможенная стоимость однородных товаров;
Рот – вес однородных товаров, в кг;
Р – вес ввозимых товаров, в кг.

В случае невозможности использования ни одного из методов определения ТС по цене сделки, применяется либо метод вычитания, либо метод сложения.

Четвертый метод определения таможенной стоимости – вычитания

Согласно четвертому методу, определение таможенной стоимости происходит путем вычитания всех затрат, понесенных участником ВЭД на территории ЕАЭС. В качестве базы для расчета ТС данным методом может быть использована конечная стоимость ввозимых (оцениваемых), идентичных или однородных товаров, т.е. та стоимость, по которой товары были реализованы в самых больших объемах на территории России в неизмененном состоянии (без каких-либо доработок).

Условно, расчет таможенной стоимости по четвертому методу можно представить в виде формулы:

ТС=ЦР-ТРв-ТП-ВП, где

ТС – таможенная стоимость;
ЦР – цена реализации товара на территории ЕАЭС;
ТРв – транспортные расходы на доставку груза по территории ЕАЭС;
ТП – таможенные пошлины;
ВП – вознаграждение посредника.

Четвертый метод определения таможенной стоимости на практике используется крайне редко.

Пятый метод определения таможенной стоимости – сложения

Согласно пятому методу, определение таможенной стоимости происходит путем сложения всех затрат, понесенных на производство и доставку товара до границы ЕАЭС. Условно это можно представить в виде формулы:

ТС=Рпр+Рс, где

ТС – таможенная стоимость;
Рпр – расходы, понесенные в процессе производства товаров;
Рс – расходы покупателя, понесенные им в процессе приобретения товара и доставки его до границы ЕАЭС.

Если все статьи расходов рассмотреть более детально, то формула расчета таможенной стоимости будет выглядеть так:

ТС=М+Ипр+ТР+СС+ПРР+ВП+ЛП+Пр, где

М – стоимость материалов;
Ипр – издержки, понесенные изготовителем в связи с производством товара;
ТР – транспортные расходы до границы ЕАЭС;
СС – стоимость страхования;
ПРР – стоимость погрузочно-разгрузочных работ и складского хранения;
ВП – выплаты посредникам;
ЛП – лицензионные платежи, уплачиваются в случае если ввозимые товары представляют собой объекты интеллектуальной собственности;
Пр – прибыль, обычно получаемая экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

При экспорте грузов из РФ, формула метода сложения затрат будет выглядеть следующим образом:

ТС=Рпр+П+Кр+Ур

ТС – таможенная стоимость;
Рпр – расходы, понесенные в процессе производства товаров, например, на покупку сырья;
П – сумма прибыли, которая обычно учитывается при продаже товаров того же вида в ту же страну, что и вывозимые товары;
Кр – коммерческие расходы, которые обычно учитываются при продаже товаров того же вида в ту же страну, что и вывозимые товары;
Ур – управленческие расходы, которые обычно учитываются при продаже товаров того же вида в ту же страну, что и вывозимые товары.

Пятый метод определения таможенной стоимости, так же, как и четвертый, на практике используется крайне редко, поскольку, как правило, таможенная стоимость определяется исходя из информации, доступной на таможенной территории ЕАЭС. Однако для расчета ТС по 5 методу необходима информация о расходах, понесенных производителем в процессе производства товаров, например, расходы на материалы, различного рода издержки и иные закрытые сведения. При этом нередко возникает ситуация, когда производитель отказывается предоставлять конфиденциальную информацию о процессе производства, и применение данного метода, как следствие, становится невозможным.

Шестой метод определения таможенной стоимости – резервный

Резервный метод определения таможенной стоимости является полным отражением своего названия. Он применяется только в случае невозможности определения ТС методами 1 – 5, что чаще всего происходит при импорте товаров, полученных не в результате выполнения обязательств договора купли-продажи, а иным способом, например, ввоз образцов или рекламных материалов на безвозмездной основе.

Расчет таможенной стоимости по 6 методу осуществляется на основе экспертных оценок и выбранной базы (метода определения таможенной стоимости, который будет взят за основу производимых вычислений). Процедура выбора базы для 6 метода не отличается от выбора метода определения ТС: методы с 1 по 5 используются последовательно, начиная с первого, каждый последующий может быть использован только если применение предыдущего невозможно. Исключения: взаимозаменяемые 4 и 5.

После выбора базы, к резервному методу применяется:

  • соответствующее обозначение, например, метод 6 на основе метода 1 или 6 метод на базе 3;
  • соответствующая формула и принцип расчета ТС, т.е. для расчета могут использоваться следующие данные: цена сделки ввозимых/идентичных/однородных товаров, затраты на производство и материалы или стоимость конечной реализации.

При определении таможенной стоимости по резервному методу, предусмотрен ряд упрощений:

  • за основу может быть взята стоимость сделки с идентичными/однородными товарами, произведенными в стране, отличной от страны происхождения ввозимых товаров;
  • допускается разумное отклонение от срока отнесения товаров к числу однородных/идентичных (более 90 дней с момента ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров).

Вне зависимости от метода определения таможенной стоимости товаров, если после проверки предоставленного пакета документов у должностного лица таможенного органа возникают сомнения в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, он может принять решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости.

Дополнительная проверка таможенной стоимости товаров (Запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений)

В случае, если должностным лицом таможенного органа:

  • выявлены признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, например, в части выбора метода определения;
  • принято решение о недостаточности сведений, представленных декларантом, для подтверждения заявленной таможенной стоимости;

декларанту направляется мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений, которые помогли бы более детально сформировать таможенную стоимость товара. Запрос устанавливает достаточный срок для предоставления этих сведений.

Такой запрос должен содержать причины принятия решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости, а также доказательства того, что декларант ошибочно или преднамеренно заявил недостоверную таможенную стоимость ввозимых товаров.

Срок предоставления необходимых документов и сведений устанавливается индивидуально, для каждой конкретно взятой ситуации, однако, обычно составляет:

  • менее 10 дней* – в случае необходимости предоставления сведений до выпуска товаров;
  • 1,5-2 месяца в случае необходимости предоставления сведений после выпуска товаров.

Срок проведения проверки представленных документов и сведений таможенными органами составляет:

  • менее 10 дней* – при проверке сведений до выпуска товаров;
  • 30 дней – при проверке сведений после выпуска товаров;

*Поскольку законодательно установлен предельный срок проверки и выпуска ДТ с учетом запроса и предоставления документов и сведений – 10 дней с момента подачи ДТ в таможенные органы.

Перечень сведений, подтверждение или уточнение которых может запросить инспектор, установлен Решением ЕЭК №42 от 27 марта 2018 года, Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

Если по каким-либо причинам у декларанта нет возможности предоставить требуемые документы и сведения, ему необходимо подготовить мотивированные пояснения и документально обосновать невозможность предоставления запрошенных таможней документов.

В случае, если запрашиваемые документы/сведения/пояснения не были представлены в таможенный орган своевременно или они не позволяют инспектору однозначно устранить сомнения в недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости и подтвердить формирование стоимости сделки, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости или КТС на основании той информации, которая есть у него в распоряжении.

Корректировка таможенной стоимости

Если в результате проведения дополнительной проверки таможенный орган не смог убедиться в достаточности и/или достоверности заявленных декларантом сведений, то он вправе принять решение о проведении корректировки таможенной стоимости товаров. При этом декларанту направляется мотивированное уведомление о назначении КТС, которое должно содержать:

  • логичное обоснование принятия такого решения;
  • срок, в течение которого декларант обязан внести требуемые изменения.

Основанием для принятия решения о назначении корректировки таможенной стоимости чаще всего является наличие ошибок или неточностей в расчетах таможенной стоимости и/или платежей, совершенных преднамеренно или случайно.

Однако стоит помнить, что выявление факта преднамеренного заявления недостоверных сведений влечет за собой административную ответственность участника ВЭД.

Также в число оснований для назначения КТС входит появление ранее неизвестных/неучтенных факторов или новых документов которые оказывают значительное влияние на формирование ТС.

Более подробную информацию о корректировке таможенной стоимости и о том, как вернуть денежные средства уплаченные в результате КТС вы можете узнать на соответствующих страницах нашего сайта.

Компания Онлог Систем оказывает услуги по таможенному оформлению грузов по первому методу как на контракт клиента, так и на контракт брокера, а также оказывает помощь в ответе на дополнительную проверку и при назначении КТС. В случае возникновения спорных ситуаций с таможенными органами и необходимости вмешательства профессионала в сфере таможенного права, мы оказываем комплекс юридических услуг, включающий в себя консультации и привлечение таможенного юриста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *